Примеры конформизма — 📙 Социология
1. Определение конформности
2. Условия формирования конформизма
3. Модель продвижения конформизма в социуме
Результаты исследований, проведённых психологами, социологами и философами, позволяют сделать вывод о зависимости поведения личности от условий и факторов окружающей его социальной среды. Влияние социума сказывается на всех сферах жизнедеятельности человека. Оно выражается в системе межличностных связей и отношений.
Система межличностных связей имеет взаимное влияние: человек привносит в социальное общество свои идеи и понимания, тем самым изменяя и развивая его; с другой стороны, общество, своим авторитетом и сформировавшимися уставами, влияет на мировосприятие и идеологию личности и воспитывает определённый тип поведения. Это отражает конформность поведения личности в социуме.
Такое поведение в современном обществе является преобладающим. Человек аккомодируется и привыкает к окружающей среде, принимает её правила и уставы.
Конформное поведение – инертное согласие человека с мнением окружающего его социума.
Право выбора остаётся за человеком: он может согласится с правилами. Установленными в коллективе и безоговорочно принять их, став при этом конформистом. Или отказаться от норм и уставов общества, считая их ошибочными и стать нонконформистом.
На развитие конформизма влияют следующие факторы:
- Гендер личности. Социальная роль мужчин и женщин в обществе не одинакова. Женщина в большей степени зависима от мужчины, членов семьи, а также, моральных и религиозных норм общества. Это толкает её к проявлению конформизма.
- Достижение определённого возраста. К конформизму склонны молодые люди, которые в силу недостаточного объёма знаний и жизненного опыта ещё не способны выработать собственную точку зрения. Это молодёжь до 23-25 лет, которой, в силу возраста, проще принять и подчинится требованиям общества, чем оспаривать их.
- Социальное положение и уровень компетентности человека. Если личность занимает высокое социальное положение в обществе или обладает навыками профессионализма в сфере, объединяющей членов сообщества, его уровень конформизма будет минимальным. Скорее к его мнению будут прислушиваться окружающие или подчинённые.
Главный фактор развития конформизма в обществе – средства массовой информации. Они воздействуют на мнение общества, формируют его, подавляют или направляют в нужное русло. СМИ подчиняют сознание личности, укрепляя в ней определённые стандарты. Отслеживая информацию из СМИ и принимая её на веру, члены сообщества следуют навязанному мнению, проявляя, таким образом, конформность по отношению к средствам информации.
Высокую степень развития конформизм получает в коллективе. Навязываемый командный дух направляет людей на выполнение определённых действий путем внушения обманчивой идеи о «всеобщем благе».
Конформисты – люди, лишённые индивидуальности. Особенно остро это проступает в политической деятельности человека. Являясь членом определённой партии или движения, он не оценивает деятельность этой организации критически, со стороны, а мыслит правилами и нормами уставов, считая их безоговорочно правильными.
Конформизм является наиболее распространённой моделью поведения в современном обществе. Мы сталкиваемся с его проявлением во всех сферах нашей жизни. При определённых условиях каждый из нас становится конформистом. Но считать его однозначно отрицательным явлением нельзя. В определённых ситуациях и в разумных степенях конформизм позволяет консолидировать общество к принятию правильных решений.
что это, 5 видов, польза конформизма для бизнеса
Многие люди готовы отказаться от своих взглядов и убеждений, чтобы не выделяться. Склонность «вести себя, как все» называют конформизмом, а людей, которые осознанно или неосознанно меняются под влиянием общества, — конформистами.
Конформизм — социальное явление, возникающее, когда человек попадает в социум. Ему подвержены все, даже те, кто считает себя независимым от общественного мнения.
Яркий пример конформизма — следить за трендами и одеваться по моде. Производители одежды платят звездам и блогерам за рекламу новой коллекции, а крупные бренды создают целые сообщества, играя на желании людей подражать кому-то более интересному и значимому.
Конформизм не всегда несёт пользу. Чрезмерное желание соответствовать толпе может привести к выгоранию, потере клиентов, а иногда и к закрытию бизнеса. Как этого избежать, рассказываем в статье.
Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.
Содержание статьи
Как проявляется конформизм?
Где возникает конформизм?
Преимущества конформизма
Негативные последствия конформизма
Мешает развитию
Мешает управлению
Убивает уникальность
Как бизнесу использовать конформизм на пользу?
Внутри компании
При построении бренда
Кейс компании «ЮБК «Бизнес диалог»: как конформизм помог росту
Как проявляется конформизм?
Желание быть похожим и стать частью чего-то большего, например лакшери-тусовки, — не единственные проявления конформизма. Иногда конформизм проявляется в согласии с мнением большинства или изменении поведения.
Новый сотрудник, желая быстрее влиться в коллектив и понравиться коллегам, меняет свои привычки. Он может смеяться над глупыми шутками или идти обедать в дорогое кафе, которое ему не по карману. Он уступает групповому давлению, чтобы избежать осуждения со стороны коллектива.
Исследователи пришли к выводу, что люди подвержены конформизму по двум причинам:
- Избежать наказания: попасть в глупое положение, почувствовать чью-то агрессию или собственную неполноценность.
- Получить награду: освоиться в коллективе, заслужить одобрение, получить статус «наш/свой».
Желание стать своим настолько велико, что человек готов отказаться от любых своих убеждений. В 1950-х годах психолог Соломон Аш провёл серию экспериментов. В одном из них нужно было решить простейшую задачку на восприятие — выбрать линию, соответствующую по длине одной из трех других линий.
Во время индивидуальных опросов участники выбирали правильно, но оказавшись в группе, где подставные участники намеренно выбирали неверный ответ,
Этот и другие эксперименты показывают, что сила влияния толпы безгранична и ей можно управлять.
Читайте также: 8 типов токсичных коллег, или как работать с невыносимыми людьми
Где возникает конформизм?
Конформизм возникает в социуме, ему подвержены люди в любом возрасте — от дошкольников до пенсионеров. Чтобы он проявился, человеку достаточно оказаться в группе из двух людей, объединённых какой-то идеей.
Причём необязательно присутствовать физически — конформизм может возникать в групповых чатах, на форумах, сообществах и даже в ветках комментариев к отдельным постам.
Несколько примеров конформизма:
- В саморазвитии: чтение книг, которые читают миллиардеры.
- В политике: две партии с наибольшим весом в обществе, которые поддерживают друг друга в борьбе с остальными кандидатами.
- В бизнесе: дресс-код и следование должностным инструкциям.
- В религии: следование канонам и выбор веры под влиянием окружения.
- В рекламе: все выбирают Coca-Cola.
Влияние конформизма также заметно в продажах. Крупные бизнесы используют конформизм для формирования конкретных потребностей и завоевания рынка.
Например, Эмма Уотсон предпочитает лабораторно-выращенные бриллианты → поклонники, полюбившие её в роли Гермионы Грейнджер, хотят ассоциировать себя с ней: сильной, независимой, борющейся с несправедливостью → чтобы почувствовать себя такими, они тоже покупают этичные бриллианты.
Актриса Эмма Уотсон, выступающая за этические бриллианты. Изображение: The KnotЧитайте также: Вовлечение потребителей: 9 способов от известных брендов
Преимущества конформизма
Если использовать конформизм для влияния на покупателей, выгоды очевидны:
-
Клиенты будут охотнее покупать товар → прибыль компании вырастет.
- Они станут лояльнее относиться к бренду, а в некоторых случаях будут защищать бренд → будут советовать его другим.
- Вырастет значимость бренда, особенно это касается лакшери сегмента → клиенты могут стать частью закрытого сообщества, избранных.
- Вырастет средний чек. Можно даже расширить линейку продукции с расчётом на постоянных покупателей.
Если использовать конформизм внутри компании, бизнес может:
- Стандартизировать процессы и снизить количество брака.
- Облегчить процесс адаптации у новых сотрудников.
- Повысить мотивацию и продуктивность работников.
- Наладить дисциплину.
Пример: McDonald’s. Все работники ресторанов носят форму и соблюдают стандарты. Они не могут изменить рецептуру бургера, пережарить картошку или недолить кока-колу в стакан. Каждый этап прописан в нормативных документах и должен неукоснительно соблюдаться.
Если кто-то из работников опоздает, забудет поменять масло во фритюре или не улыбнётся на кассе, пострадают все. Оштрафуют работника, начальника и коллектив. Последним не выплатят премию, если клиент оставит жалобу.
Если же работник (и вся команда) хорошо выполняет свои обязанности, он получит премию и может дорасти до управляющего рестораном за несколько лет. Система мотивации и штрафов прозрачна.
Конформизм проявляется в коллективной ответственности. Если каждый из команды будет работать хорошо, все окажутся в плюсе.
Негативные последствия конформизма
Конформизм помогает наладить процессы. Он эффективен там, где нужна чёткость и следование инструкции, но крайне пагубен в творческих отраслях. Жёсткие роли, подавление уникальности и следование шаблонам в какой-то момент превратят креативных работников в серую скучную массу.
Мешает развитию
Так или иначе с конформизмом сталкиваются все новички, а также работники, которые не стремятся вписаться в коллектив. В какой-то момент они могут почувствовать себя одиноко или ощутить давление со стороны.
Потребность соответствовать и нежелание стать посмешищем заставляют людей потерять часть себя — ту часть, которая делает их уникальными. Работники могут перестать предлагать идеи и высказывать свою точку зрения.
Примеры конформизма с точки зрения работника:
- Руководитель выделяет сотрудников, которые его поддерживают, и унижает тех, кто мыслит иначе.
- Коллеги не приглашают в курилку или на обед. Конформизмом это будет считаться, если в группе присутствуют все, кроме одного человека.
- Коллеги не приглашают на важную встречу.
Мешает управлению
Руководитель может принимать неправильные решения, отталкиваясь от ожиданий других. Маркетологи могут отказаться от риска, действуя шаблонно, потому что так принято в отрасли.
Мы не знаем существовала бы сейчас Pepsi, если бы компания продолжила играть в демпинговые войны с Coca-Cola. Вместо этого бренд запустил рекламу «Поколение Пепси», ориентированную на молодежь. Руководство компании сознательно отказалось от части клиентов, чтобы уйти от ассоциации с колой и завоевать свою часть рынка.
Источник: pinterest. Автор: mjvibe.comУбивает уникальность
Чрезмерное следование трендам также вредит. Если у компании не будет собственного голоса, который выделит его среди конкурентов, клиенты уйдут.
Британскому бренду косметических средств Lush удалось сохранить независимую и самобытную идентичность за счёт использования необычных цветов, упаковки и «концептуального» голоса бренда.
В гиперконкурентном мире, в котором сегодня живут бренды, идентичность равна смерти. Брендам нужно либо громко заявлять о себе или отличаться от других.Читайте также: Как знание поведения потребителей поможет повысить конверсию
Как бизнесу использовать конформизм на пользу?
Сам по себе конформизм не является чем-то негативным, но вот его последствия могут оказывать негативный эффект. Если вы заметили, что из-за конформизма страдает ваш бизнес или возникла тягостная атмосфера в коллективе, действуйте.
Внутри компании
Первое, что нужно сделать, — определить, как проявляется конформизм в вашей компании и почему он возник. Мы уже рассказывали, что конформизм возникает из-за страха наказания или желания получить награду.
Если в вашей компании конформизм возник из-за страха, подумайте, как добиться того же эффекта другими методами.
Например, McDonald’s мог бы показательно уволить несколько человек, которые не соблюли технологию производства. Все работники соблюдали бы правила из-за страха быть уволенными. Но бренд выбрал другой путь: он сыграл на желании человека влиться в команду, стать частью коллектива McDonald’s и доказать, что можно построить карьеру с самых низов.
При построении бренда
Если вы понимаете, что принимаете шаблонные решения, начните с тщательного конкурентного анализа лучших компаний в отрасли. Скорее всего, вы сможете выделить общие направления и тенденции. Но чтобы построить уникальный бренд, вам нужно действовать иначе.
Выпишите устоявшиеся рекламные штампы и модели поведения, которые свойственны вашей отрасли. Например, почти все ролики пива показывают, как продукт пенится в стакане. А в рекламе банков использованы слова «надёжный» и «доверие».
Подумайте, насколько свойственны эти характеристики и штампы вашему продукту. Как можно рассказать или показать то же самое по-другому.
Составьте список того, что нельзя делать в вашей отрасли. А затем проверьте, так ли это на самом деле. Рассматривайте не только официальные запреты, закреплённые в законах и постановлениях, но и те, которые подразумевают в обществе. Например, условный запрет на шутки при продаже кредитов и других банковских услуг.
Идите от противного. Попробуйте придумать что-то, что до этого никто не делал.
Читайте также: Подробная инструкция по созданию и продвижению личного бренда
Кейс компании «ЮБК «Бизнес диалог»: как конформизм помог росту
Рассказывает Сергей Кирилловский, генеральный директор и соучредитель ООО «ЮБК «Бизнес диалог»:
«Когда коллектив работает по единым правилам, появляется своя собственная, уникальная атмосфера. Конформизм стал частью культуры нашей компании и стратегическим преимуществом.
В «ЮБК «Бизнес диалог» уже более чем 10 лет внедрена «Инструкция №0», которая помогает нам развиваться тактически и стратегически. Формировали мы её постепенно: подготовили текст, рассказали о новой системе работы на общей планёрке, а потом совершенствовали, дополняли и дополняем до сих пор.
Каждую новую ошибку, которую допустил кто-то из сотрудников, мы регистрируем, анализируем и добавляем правило в инструкцию.
Если говорить о тактике, то наша инструкция состоит из нескольких простых, бытовых правил, которые касаются выполнения задач, а не постановки и делегирования, о чём сейчас очень много говорят. Вот только некоторые из них:
- Получил задачу — запиши, чтобы не забыть.
- Если в момент получения задачи или в процессе её выполнения появились вопросы — обратись к руководителю.
- Если рабочий день заканчивается, а задача не выполнена — сообщи руководителю.
- Выполнил задачу — отчитайся сразу, не жди, когда у тебя спросят: «Сделано — не сделано».
Этим правилам у нас подчиняются все без исключения. И руководитель, и курьер. Они избавляют руководителя от однотипных вопросов, помогают экономить драгоценное время деньги, беречь нервы. А работнику помогают фокусироваться на выполнении задач, брать на себя ответственность, быть инициативным, думать головой и выполнять задачи согласно установленным дедлайнам самостоятельно.
10 лет назад инструкция повлияла на коллектив. Сразу после внедрения она помогла создать ядро компании — выявить большую часть неравнодушных работников, которые искренне и добросовестно хотят работать у нас, и отсеять всех, кто любит перекладывать ответственность на других и пришли к нам «пересидеть» времена.
Сегодня это ядро работников уже изнутри само влияет на новичков. В этом также помогают:
- таблички с правилами на стенах в офисе;
- шаблон инструкции, размещенный на сайте;
- регулярные планёрки.
Мы никогда не ругаем за первые ошибки, только за те, которые повторяются снова и снова — такое правило также есть в нашей инструкции. Пользуйтесь нашим шаблоном и формируйте отличную команду».
Высоких вам конверсий!
26-04-2023
7 примеров конформизма
Конформизм – это такое же поведение, как и окружающие вас люди. Люди подчиняются по многим причинам, включая желание соответствовать или избежать грубости.
Когда большинство людей слышат слово «конформизм», они, вероятно, думают о негативных вещах, таких как следование за толпой или овца. И конформизм действительно может иметь некоторые недостатки, например, когда люди слепо соглашаются с тем, что делают другие, не думая о себе. Эти недостатки могут привести к дискриминации или отсутствию творчества.
Но соответствие может быть и преимуществом. Например, если все в группе работают над достижением одной цели, соответствие может помочь им оставаться сосредоточенными и не сбиться с пути. Это также может способствовать социальной сплоченности, позволяя людям чувствовать, что они принадлежат к группе и разделяют схожие ценности. Это может обеспечить безопасность людей в некоторых ситуациях, например, при следовании правилам или соглашениям.
Так что, хотя важно знать о потенциальных ловушках соответствия, также стоит помнить, что это не всегда плохо. Ниже приведены типичные примеры положительного и отрицательного конформного поведения.
Общепринятое поведение
1. Ожидание в очереди
Мы соответствуем социальной норме ждать своей очереди и не прыгать без очереди. Это называется «позитивное соответствие», потому что предотвращает хаос и способствует справедливости.
2. Носить ту же одежду, что и коллеги или друзья
Люди любят вливаться в толпу и готовы пойти на многое, чтобы угодить своим коллегам и почувствовать себя принятыми. Такое конформное поведение имеет тенденцию убивать индивидуальность.
3.
Голосование за тех же кандидатов, что и ваша семьяСемьи, как правило, разделяют одни и те же политические взгляды, и разные мнения могут вызвать трения. Дети также склонны голосовать так же, как и их родители, из-за ценностей, с которыми они были воспитаны в детстве.
4. Правильно выбрасывайте мусор
Каждый должен убирать за собой в общественных местах. Общество считает утилизацию отходов гигиеничной и чистой. Это позитивное поведение соответствия помогает обществу жить в более чистой среде.
Однако во всем мире есть культуры, в которых правильная утилизация мусора не пропагандируется, о чем свидетельствуют грязные улицы с разбросанным повсюду мусором.
5. Хранить тишину в библиотеке
В библиотеках по всему миру ожидается, что все будут вести себя тихо, а шум не приветствуется и даже может заставить библиотекаря попросить вас уйти. Это положительное соответствие, которое способствует продуктивности.
6. Следование мнению большинства
Часто в групповых условиях проще просто согласиться с точкой зрения всех остальных, независимо от того, что вы думаете. Например, присяжные, как правило, соглашаются с мнением большинства во время обсуждения, чтобы избежать конфликта. Это может быть формой негативного поведения, которое подавляет критическое мышление.
7. Демонстрация Государственного Гимна
Это считается признаком уважения и патриотизма, а те, кто этого не делает, высмеиваются обществом.
Соответствовать или не соответствовать?
Трудно балансировать, когда мы должны соответствовать ожиданиям общества и когда мы должны их нарушать. Хотя мы хотим, чтобы наша индивидуальность сияла, бывают моменты, когда послушание будет благоразумным путем, способным сохранить равновесие и мир.
Узнайте больше об интересных культурных нормах в разделе блога «Жизнь на примере культуры».
Брайан Кокс
Основатель/генеральный директор
Брайан вместе с Синтией основал компанию Living By Example после двух десятилетий работы в международных организациях по оказанию гуманитарной помощи и других усилий по всему миру, будь то катастрофы, вызванные людьми или природой. Брайан создал проект «Жизнь на собственном примере» в надежде внести больше культурного разнообразия в Интернет.
В основном он пишет удивительные истории о культурах и делится с нашими читателями различными идеалами через свои рассказы. Он считает, что расширение прав и возможностей людей важно, особенно в эти трудные времена.
Примеры соответствия на рабочем месте | Малый бизнес
Рут Мэйхью
Соблюдение правил на рабочем месте означает соблюдение правил на рабочем месте, а также соблюдение традиционных или социально ожидаемых методов ведения бизнеса и использование знакомых процессов. Примеры соответствия можно легко наблюдать почти в каждой отрасли и в каждом аспекте занятости. Тенденции в отрасли и занятости влияют на некоторые виды практики на рабочем месте; тем не менее, некоторые компании и их сотрудники придерживаются традиционных способов ведения бизнеса и взаимодействия с другими.
Дресс-код
Традиционная офисная одежда была заменена деловой повседневностью, повседневностью по пятницам и просто повседневностью для ряда работодателей. Некоторые предприятия по-прежнему придерживаются консервативной политики дресс-кода, соблюдение которой они ожидают от сотрудников в качестве условия приема на работу. Этот пример соответствия часто обсуждается среди руководителей корпораций и кадров, которые пытаются сбалансировать тенденции занятости и поддерживать имидж компании. Опрос, проведенный Carebuilder, показал, что примерно 15 процентов работодателей планируют смягчить свой дресс-код в 2011 году. В то время как некоторые работодатели внедряют неформальную рабочую среду, многие работодатели придерживаются традиционных дресс-кодов, таких как в банках, юридических конторах и других фирмах, предоставляющих профессиональные услуги. .
Федеральные правила
Компании, подпадающие под действие федеральных законов, регулирующих справедливое трудоустройство, компенсацию и методы обеспечения безопасности, демонстрируют соответствие в повседневной деятельности, а также периодические отчеты и проверки. Такие законы, как Раздел VII Закона о гражданских правах, регулируют действия по найму, которым компании должны следовать как работодатели с равными возможностями. Примером соответствия в отношении добросовестной практики найма является оценка только профессиональных навыков и квалификации для определения пригодности кандидата для работы, а не факторов, не связанных с работой, таких как раса, пол, цвет кожи, национальное происхождение или религия. Другой пример относится к работодателям, которые ведут классификационные записи без исключения и без исключения. Поддержание надлежащей классификации сотрудников важно для работодателей, которые должны соблюдать правила оплаты сверхурочной работы, содержащиеся в Законе о справедливых трудовых стандартах.
Инициатива сотрудников
Сотрудники демонстрируют соответствие при выполнении своих должностных обязанностей, когда они не отклоняются от задач, изложенных в их должностных инструкциях. Хотя это может быть подходящей областью для строгого соответствия, это также может подавлять инициативу и мотивацию сотрудников. Например, предположим, что должностная инструкция сотрудника гласит: «Обеспечить удовлетворенность гостей отеля, используя бесплатные предметы, когда клерк отеля получает письменную карточку жалобы гостя». Сотрудник, реагирующий только на письменные жалобы и никогда не реагирующий на словесные жалобы гостей, проявляет строгую конформность. Такое соблюдение правил может повлиять на отзывы клиентов и уверенность руководителя в способности сотрудника проявлять независимое суждение и осмотрительность.
Социально ожидаемое поведение
Конформизм обычно определяется как социально приемлемое или ожидаемое поведение. На рабочем месте примером может служить практика демонстрации уважения к коллегам, коллегам и руководителям. Некоторые сотрудники подчиняются управленческим полномочиям или даже проявляют более высокий уровень уважения к руководителям компании со стороны сотрудника высшего уровня в формальной манере, например, обращаясь к президенту компании «миссис Смит» вместо просто «Мэри».