Отчет №1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ (здесь указывается психологическая переменная, которая является предметом наблюдения) МЕТОДОМ НАБЛЮДЕНИЯ Название индивидуальной работы каждого студента должно отражать ее содержание. Название будет модифицироваться в зависимости от предмета наблюдения и проблемы, решаемой в работе. Например, «Определение доминантности/ конформности методом наблюдения», «Сравнение эффективности стандартизованного и нестнадартизованного наблюдения», «Сравнение экспрессивности у экстравертов и интровертов» и т.д. Прежде чем приступать к описанию проделанной работы, необходимо определить основные понятия, используемые в работе. Например, если работа посвящена определению экстраверсии и интроверсии или стратегий поведения в конфликте, нужно написать, что это такое, какие индивидуальные особенности стоят за этими психологическими квалификациями, к каким психологическим характеристикам человека они относятся – способностям, чертам характера, установкам и т. После этого необходимо: охарактеризовать замысел и проблему работы сформулировать цели и задачи работы обосновать гипотезу наблюдения Пример формулировки проблемы и цели исследования В рамках одного и того же наблюдения могут решаться разные проблемы. В качестве примера будут разобраны две формулировки, хотя в действительности можно сформулировать намного больше. Проблема работы может быть исследовательской, например, сравнение особенностей эмоциональной экспрессии у экстравертов и интровертов. Эта проблема – исследовательская, потому что изучается то, как связано функционирование психологического процесса (эмоциональной экспрессии) с проявлением таких личностных черт, как экстраверсия или интроверсия. В результате исследователь узнает больше о взаимодействии психологических характеристик человека.Проблема работы может быть прикладной, если целью исследователя является не выяснение закономерностей функционирования или взаимодействия каких-то психических функций, а применение имеющихся знаний к конкретной задаче. Прикладная проблема данной работы, например, может быть такой: сравнить частоту проявлений экстравертированного/ интровертированного поведения в ситуации навязывания. Исследование по такой проблеме позволит ответить на вопрос, способствует ли ситуация навязывания проявлению одной из этих форм поведения. С учетом результатов можно, например, скорректировать поведение продавца или его отношение к покупателям, т.е. решить прикладную, практическую задачу. Самостоятельно сформулируйте замысел Вашей собственной работы в соответствии с проблемой и особенностями вашего исследования. Для этого конкретизируйте цель, параметры или/и ситуации наблюдения. Замысел, цели и задачи работы будут сформулированы по-разному, в зависимости от проблемы работы. В первом случае (исследовательской проблемы) целью может быть сравнение количества экспрессии у экстравертов и интровертов. Другой целью исследования в рамках той же проблемы может быть выявление особенностей экспрессии у экстравертов и интровертов. Если разделить экспрессию на позитивную и негативную, то сравнение позитивной и негативной экспрессии у экстравертов и интровертов может выступить еще одной целью исследования по той же проблеме. Во втором случае (прикладной проблемы) цель может состоять в том, чтобы разработать рекомендации продавцу по общению с покупателями, другой вариант цели – установить факторы, содержащиеся в экстравертированном или интровертированном поведении, обеспечивающие сопротивляемость или повышенную подчиняемость навязыванию. Каждая цель требует для своего достижения решения специфических задач, в которых она конкретизируется. Сформулируйте эти задачи самостоятельно. Если проблема работы связана со сравнением разных методов наблюдения (например, разных видов наблюдения), то примерная Если же проблема работы исследовательская или прикладная, то гипотеза строится в соответствии с ожидаемым результатом. Например, экстраверты продемонстрируют большее (меньшее) количество экспрессии, чем интроверты. Или: интровертированное поведение в ситуации навязывания проявляется чаще, чем экстравертированное. Любую гипотезу необходимо обосновать, т.е. ответить на вопрос, почему предполагается, что по названным критериям метод такой-то эффективнее, чем метод такой-то; почему экстраверты должны быть более экспрессивными; за счет чего интровертированное поведение в ситуациях навязывания предпочитается. 2. Методика Раздел содержит конкретное описание этапов проведенной работы. Основная цель этого раздела состоит в том, чтобы описать процесс наблюдения так, что любой другой человек, воспользовавшись этим описанием смог бы точно повторить это наблюдение. Критерием полноты описания методики наблюдения является объяснение того, как исследователь преодолевал 6 основных проблем, с которыми сопряжено использование метода наблюдения. Для этого: Опишите ситуации, в которой проводилось стандартизованное наблюдение и их контекст (продолжительность наблюдения, количество наблюдений, были ли все ситуации рядовыми или чем-то отличались от обычных и т.д.). Как осуществлялся выбор ситуаций наблюдения? Каков временной интервал между наблюдениями (разные наблюдения не должны непосредственно следовать друг за другом во времени в соответствии с требованием репрезентативности ситуации наблюдения). Были ли дополнительные условия наблюдения, связанные с проблемой репрезентативности ситуаций наблюдения? Если да, то какие? В каком состоянии находился сам наблюдатель, было ли это обычное состояние и если нет, чем оно отличалось от обычного (был ли наблюдатель усталым, рассеянным, раздраженным, находился в приподнятом настроении и т. д.) Подробно опишите все серии наблюдения: какие виды наблюдения использовались на каждом из них? Какими формами отчетов пользовались наблюдатели? Опишите их, кратко охарактеризуйте систему категорий наблюдения. Что входило в задачи наблюдателя? Если целью исследования выступало сравнение эффективности действий испытуемых или разных методов наблюдения, не забудьте описать критерии эффективности. Для чего проводилась оценка согласия наблюдений? Каким способом оценки пользовались? Опишите процедуру оценки, т.е. что и как считали (все расчеты проводились с помощью статистической программы SPSS 14.0). Под конец описывается выборка испытуемых – сколько их было, каковы их особенности, существенные для проводимого исследования. Обязательно среди этих особенностей всегда указывается пол и возраст испытуемых, а также те особенности, которые могут повлиять на достоверность результатов исследования (например, эмоциональные нарушения, если речь идет об исследовании экспрессии). 3. Результаты исследования Нужно представить 3 блока результатов: по данным стандартизованного наблюдения, по итогам оценки согласованности результатов наблюдений и по значимости различий или согласованности между сравниваемыми параметрами наблюдения. Результаты стандартизованного наблюдения нужно представить в виде таблицы средних значений частоты категорий:
Для каждого условия наблюдения делается отдельная таблица. Если сравниваются две группы испытуемых, например, мужчины и женщины в ситуации навязывания – то для каждой группы делается по таблице. Если сравнивается количество проявлений экстраверсии и интроверсии у одного и того же человека в ситуации навязывания, то делается таблица, содержащая проявления экстраверсии, и таблица, содержащая проявления интроверсии, и один и тот же человек (закодированный номером), обозначается в двух таблицах. Чтобы вычислить средние частоты встречаемости категории, нужно сложить частоты какой-либо категории, собранные во всех ситуациях наблюдения, и эту сумму разделить на число ситуаций наблюдений. По Таблицам нужно прокомментировать в тексте, поясняющем содержимое таблицы:
Какие действия, судя по этим трем пунктам, преобладают и, наоборот, не характерны для испытуемых в исследуемых условиях? Представляя данные о согласии наблюдений, укажите величину коэффициента α Кронбаха. Результаты подсчета коэффициентов корреляции необходимо представить в виде таблицы (которую можно скопировать из программы SPSS): Таблица 2. Коэффициенты корреляции между четырьмя наблюдениями и уровень их значимости
Обратите внимание, что все таблицы должны содержать заголовки, объясняющие читателю, что за данные приведены в таблице. В таблице не должно быть чисел и значков, не имеющих пояснения. С помощью статистических критериев Манна-Уитни, Вилкоксона, хи-квадрата оцените уровень значимости полученных результатов. 4. Интерпретация результатов и выводы Сформулируйте заключение о том, можно ли считать согласованность наблюдений высоким, а полученные данные, соответственно, надежными? Обоснуйте. Если да, то какие условия наблюдения способствовали получению надежных данных и как? Если нет, то в каком из наблюдений и почему были получены недостоверные данные наблюдения? Далее проинтерпретируйте данные стандартизованного наблюдения. О чем говорят высокие частоты категорий? Низкие? Средние? Проанализируйте важные сочетания категорий. На основании данных о наибольшей и наименьшей частоте встречаемости и о сочетании категорий сформулируйте заключение о наличии (и возможно, выраженности) у испытуемого или у группы испытуемых исследуемой в работе психологической черты. Обоснуйте каждый из сформулированных тезисов данными нестандартизованного наблюдения. (Условный пример: тезис – «Испытуемый в ситуациях группового взаимодействия ведет себя замкнуто», обоснование – «При общении в компании испытуемый произносил меньше реплик, чем другие участники разговора. При обращении к нему отвечал короткими фразами (2-3 слова) и односложно. Никогда не задавал встречных вопросов. Сам инициировал разговор 2 раза, в обоих случаях обращался не к группе, а к конкретному человеку. В обоих случаях после получения содержательного ответа на свой вопрос не инициировал продолжение разговора и в спровоцированном им обсуждении (в случае, когда оно продолжалось) далее не участвовал. Тот факт, что испытуемый не поддерживает общий разговор, включается в него только с целью получения содержательного ответа на интересующий его вопрос и адресует этот вопрос не группе, а конкретному человеку, подкрепляет вывод о его замкнутости в ситуации группового взаимодействия»). Интерпретация результатов должна дать ответы на следующие вопросы:
Эти вопросы необходимо подробно обсудить в разделе Интерпретации, они же должны быть кратко освещены в выводах. Выводы могут быть выделены в отдельный подраздел работы или представлять собой заключительный абзац (или несколько абзацев) в разделе Интерпретация результатов. Выводы могут отчасти повторять то, что уже было написано в разделе Интерпретации. Основная задача выводов – подвести краткий итог по всем результатам, полученным в работе, относительно достижения цели и проверки гипотезы. 5. Приложения В этот раздел работы попадают:
Каталог: 0809 Скачать 98. 39 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Метод наблюдения в психологии — виды, характеристика, плюсы и минусы исследования
Определение понятия
В социальной, клинической и педагогической психологии наблюдение как метод исследования используется с конца XIX века, а в прошлом столетии его стали применять в трудовой науке. Это наиболее древний метод познания окружающих предметов и явлений. В повседневной жизни человек сам не замечает, как начинает наблюдать за кем-то или чем-либо.
Наблюдением нельзя назвать процесс, при котором вмешательство экспериментатора изменит условия его проведения. Но оно поможет в том случае, когда необходимо получить целостную картину происходящих событий и отразить ее в записях и таблицах. Главные особенности процедуры:
- связь между наблюдателем и субъектом;
- пристрастность — эмоциональная составляющая;
- сложность, а иногда и невозможность повторного проведения.
Если наблюдение осуществляется в естественных условиях, то человек никак на него не повлияет. Но когда субъект знает, что его исследуют, то он меняет свои повадки.
Первыми экспериментаторами стали В. Прайер, В. Штерн и А. Гвоздиков. Они наблюдали за развитием ребенка в семье и записывали полученную информацию в свои дневники.
Тестирование
Тестирование
Метод получения психологических фактов с помощью перечня стандартизированных вопросов или задач (теста).
В настоящее время созданы тесты, предназначенные для исследования практически любых психических процессов, состояний и свойств личности. Широкое распространение тестирования в психологии обусловлено тем, что при помощи тестов стало возможным сравнивать и определять психическое развитие отдельных функций и качеств людей относительно нормы и патологии. Кроме того, тестирование позволяет за короткий промежуток времени собрать большое количество материала и достаточно легко его обработать.
Объект и средства наблюдения
Объектом наблюдения может выступать любой предмет, живое существо, явление, которых можно зарегистрировать. Их делят на несколько групп:
- вербальное и невербальное поведение;
- дистанция между людьми;
- их перемещение;
- физические взаимодействия.
Под вербальным общением понимают все явления, связанные с речью — интенсивность, продолжительность, содержание. Невербальное — это мимика, жесты тела, выражение глаз, особенности походки. К физическим воздействиям относят объятия, удары, рукопожатия, побои, толчки и другие прикосновения.
Во время эксперимента наблюдатель не может узнать свойства психики, он видит только те явления, которые можно зафиксировать. Исследователь лишь строит предположения о состоянии психологического здоровья испытуемого, за основу он берет данные, полученные в ходе процедуры.
Для изучения объекта используют специальные приборы: фотоаппараты, видеокамеры, диктофоны, специальные карты наблюдения. Но исследователь может наблюдать самостоятельно, без каких-либо средств.
Принятая классификация
Наблюдение обычно используется в том случае, когда непозволительно или просто невозможно вмешаться в естественное течение события. Его разделяют на несколько видов:
- внешнее и внутреннее;
- непосредственное и опосредованное;
- прямое и косвенное;
- включенное и невключенное;
- полевое и лабораторное;
- сплошное и выборочное.
А также есть разные виды наблюдения в зависимости от систематичности, форме, фиксируемым объектам, осознанности. В первом случае бывают несистематические и систематические исследования. Последние проводятся по определенному плану, а во время эксперимента человек фиксирует особенности поведения субъекта и создает классификацию условий окружающей среды. Несистематические позволяют создать общую картину явления в определенных условиях. Обычно такие исследования являются полевыми.
Наблюдение противопоставляются экспериментам по двум критериям: непосредственность и пассивность исследователя. Он не может вмешиваться в ход процесса, но обязательно записывает увиденное в протоколе.
По фиксируемым объектам разделяют сплошные и выборочные наблюдения. При первом человек старается законспектировать все особенности поведения. А при втором он записывает только определенные акты или параметры. В зависимости от форм поведения выделяют несколько исследований: осознанное, неосознанное внешнее и внутреннее, окружающего мира.
При осознанном субъект знает о том, что за ним наблюдают. То есть исследователь контактирует с ним, заранее рассказывает ему о задаче эксперимента и своем социальном статусе. Но иногда ему сообщают неверную информацию, чтобы проследить за поведением в определенной ситуации. Хотя подобные действия приводят к этическим проблемам и отрицательным результатам.
Такой способ используется только в том случае, если это обусловлено требованиями наблюдения. Необходимо провести несколько исследований, так как действия субъекта зависят от влияния ученого, и при некорректной постановке задания результаты не оправдают ожиданий. Ситуация наблюдения может стать стрессом для испытуемого, и итоги негативно повлияют на его жизнь.
Неосознанное внутреннее
Отличается неосознанное внутреннее наблюдение, ведь при нем субъект не знает ничего об исследовании. Тот, кто проводит оценивание, становится частью системы. К примеру, психолог может внедриться в компанию представителей какой-либо субкультуры для детального изучения поведения. Наблюдатель тесно контактирует с испытуемыми, но они не догадываются о его цели.
Этот метод используется для исследования социальных особенностей малых групп. Наблюдатель должен вести себя естественно, тогда его работа не сможет повлиять на их действия и заключения протокола. Но проблемой могут стать этические вопросы: исследователю придется обманывать группу. А также у него возникнут трудности с записями — фиксировать результаты нужно тайно, чтобы этого никто не заметил.
Факт того, что ведется наблюдение, никак не повлияет на поведение субъекта. А при непосредственном контакте исследователь получит больше информации. Но это может вызвать и некоторые проблемы: иногда психологи перенимают систему ценностей изучаемой группы, возникают моральные конфликты.
Внешний тип
Определение внешнего неосознанного наблюдения заключается в том, что субъекту неизвестно об эксперименте. Исследователь при этом не контактирует с группой, он фиксирует информацию со стороны. К примеру, в психиатрических больницах доктор следит за пациентом через специальное окно. Со стороны врача оно прозрачное, а больной видит его, как зеркало.
Такая организация наблюдения позволяет не стеснять субъектов, не провоцировать их на определенные действия. Благодаря этому исследователь может собрать объективную информацию о поведении или явлении. Еще один плюс — если на каком-либо этапе наблюдатель устал, его незаметно сменит другой.
Естественность действий не нарушается из-за давления исследователя, появляется возможность использования технических средств записи информации. Но из-за ограниченности придется изучать ситуацию только с одной стороны, более подробно узнать о поведении субъектов не получится.
При наблюдении окружающей среды удается узнать больше об условиях, от которых зависят действия людей. Моделирование определенных ситуаций поможет изучить все факторы, влияющие на исследуемых.
Этический кодекс
Для правильного использования и характеристики метода наблюдения нужно соблюдать основные правила психологии, установленные Этическим кодексом Американской психологической ассоциацией. Исследователь должен придерживаться мер предосторожности.
Если испытание проводится в общественном месте, то получать согласие участников необязательно. А при индивидуальном исследовании нужно получить разрешение субъекта. Психологи должны вести себя аккуратно и стараться не причинить вред окружающим. Если избежать этого не получается, то рекомендуется снизить ущерб.
Вторжение в личную жизнь участников также должно быть минимальным. Но при наблюдениях за поведением членов семьи нужно получить их согласие и объяснить цель задачи. Если человек занимается самонаблюдением, то он может изучать любую сферу своей жизни. Все данные о субъектах остаются конфиденциальными, психологи не имеют права их разглашать. Публиковать можно только полученные результаты без указания имен, адресов и другой личной информации.
Этапы наблюдения:
- выбор объекта;
- регистрация данных;
- создание плана;
- подбор метода обработки информации;
- проведение самой процедуры;
- интерпретация данных.
На первом этапе психолог выбирает объект и субъект, время и место проведения наблюдения. Затем он подбирает наиболее подходящий способ исследования и регистрирует все данные. После плана и выбора методов обработки он приступает непосредственно к самому наблюдению. Полученные результаты интерпретируются для составления отчета.
Суть метода
Наблюдение в психологической науке, в отличие от бытового, базируется на определенном замысле, продуманной заранее программе, требует фиксации фактов, их анализа и интерпретации.
Отслеживанию доступны только внешние (речевые, двигательные) проявления. Например, невозможно наблюдать:
- интеллект, но исследователю доступно слежение за процессом решения задач;
- общительность, но можно увидеть факт общения с другими людьми.
Наблюдаемые ситуации, явления, поведение объектов обязательно регистрируются в протоколах, дневниках. Замеченные характеристики излагаются максимально описательно, без объяснений. Форма протокола отражает предмет, задачу, гипотезу и основные критерии исследования.
Достоверность результатов наблюдения повышается, если исследователь имеет возможность применять метод длительное время, наблюдать объекты в разных ситуациях, ролях. Повышается надежность исследования и в случае, если за ситуацией следят несколько наблюдателей.
Качественное наблюдение возможно только, если ролевые отношения между объектом и субъектом отсутствуют. Например, школьник по-разному ведет себя в присутствии родителей, учителя и друзей. Поэтому характеристики, которыми наделяют его разные люди, отличаются.
Психологическое наблюдение не дает возможности субъекту вмешиваться в изучаемую ситуацию. Результаты наблюдения в обязательном порядке подкрепляются данными других методов исследования.
Преимущества и недостатки
Есть у любого вида метода наблюдения в психологии достоинства и недостатки. К плюсам относится возможность охватить и записать интересующие акты поведения, включить их в отчетный протокол. Психолог одновременно исследует отношения субъектов друг с другом и к иным предметам, явлениям. В некоторых случаях не понадобится даже их согласие или подготовка.
Фиксировать можно сразу несколько параметров — перемещения и физическое взаимодействие, вербальное и невербальное общение. Информацию психологи получают быстро, а сам метод довольно дешевый. Если не использовать специальной записывающей аппаратуры, то не потребуется никаких затрат.
Но есть у наблюдения и свои минусы. Существует слишком много отвлекающих и мешающих исследованию факторов. Обстоятельства редко повторяются, поэтому при упущении одного явления не получится сделать верный обобщающий вывод. Все результаты нужно классифицировать по конкретным параметрам. При разных видах наблюдения потребуется затратить много времени и усилий.
Психологические методы исследования позволяют не предполагать, а точно узнать некоторую информацию из жизни субъектов. С помощью наблюдения можно понять сущность поведения индивидуума, его отношения к окружающим и самому себе.
Эксперимент
Эксперимент
Специально организованная форма исследования, которая заключается в получении научных знаний при помощи целенаправленного вмешательства в психическую жизнь испытуемого.
Основным признаком, который отличает эксперимент от наблюдения, является активная позиция исследователя.
По своему типу эксперименты бывают следующими: лабораторный, полевой (естественный), констатирующий, формирующий, патопсихологический, психолого-педагогический эксперимент и т. д.
Достоинствами эксперимента является то, что он позволяет исследователю создать определенные условия для того, чтобы вызвать те или иные психические явления или состояния (например, стресс, монотонию, когнитивный диссонанс и т.д.). Эксперимент также позволяет многократно повторять один и тот же опыт, что практически невозможно при помощи наблюдения. В процессе повторений возможно варьирование условиями эксперимента.
10 Примеры наблюдательных исследований (2023)
Наблюдательные исследования включают наблюдение за действиями людей или животных, обычно в их естественной среде.
Например, Джейн Гудолл, как известно, наблюдала за шимпанзе в дикой природе и сообщала об их групповом поведении. Точно так же многие исследователи в области образования будут проводить наблюдения в классах, чтобы понять, как дети учатся.
Примеры наблюдательных исследований
1. Исследование Джейн Гудолл
Джейн Гудолл известна своим открытием, что шимпанзе используют инструменты. Это одно из самых замечательных открытий в психологии и антропологии.
Ее основной метод исследования заключался в том, чтобы просто войти в естественную среду обитания ее объектов исследования, сесть с карандашом и бумагой и сделать подробные записи того, что она наблюдала.
Эти наблюдения позже были организованы и преобразованы в исследовательские работы, которые предоставили миру удивительные сведения о поведении животных.
Когда она впервые обнаружила, что шимпанзе используют ветки, чтобы «ловить» термитов, это было просто ошеломительно. Знаменитый Луис Лики провозгласил: «Теперь мы должны переопределить инструмент, переопределить человека или признать шимпанзе людьми».
2. Языковое развитие детей
На вопрос «как дети учатся говорить» можно ответить, только наблюдая за маленькими детьми дома.
К тому времени, когда дети переходят в первый класс, их языковые навыки уже хорошо развиты, их словарный запас насчитывает тысячи слов и они могут использовать относительно сложные предложения.
Таким образом, исследователь должен проводить свое исследование в домашних условиях ребенка. Обычно это включает в себя то, что обученный сборщик данных сидит в углу комнаты и делает подробные записи о том, что и как родители говорят со своим ребенком.
Эти наблюдения позже классифицируются таким образом, чтобы их можно было преобразовать в количественные показатели для статистического анализа.
Например, данные могут быть закодированы с точки зрения того, сколько слов произнесли родители, степени сложности предложения или эмоциональной динамики поощрения или критики. Когда данные анализируются, это может показать, как модели родительских комментариев связаны с уровнем языкового развития ребенка.
Связанная статья: 15 примеров исследования действий
3. Дизайн потребительских товаров
Прежде чем Apple выпустит новый продукт на рынок, они проводят обширный анализ того, как этот продукт будет восприниматься и использоваться потребителями.
Компания хочет знать, какой опыт получит потребитель при использовании продукта. Является ли интерфейс удобным и плавным? Удобно ли он лежит в руке человека?
В целом приятно?
Итак, компания организует группы потенциальных клиентов, которые приходят в лабораторию и просто используют следующую итерацию одного из своих замечательных продуктов. В этой лаборатории обязательно должно быть двустороннее зеркало и группа обученных наблюдателей, сидящих за ним и делающих подробные записи о том, что делают тестовые группы. Группы могут быть даже записаны на видео, чтобы их поведение можно было наблюдать снова и снова.
За этим последует обсуждение в фокус-группе, возможно, один или два опроса и, возможно, несколько индивидуальных интервью.
4. Спутниковые снимки Walmart
Исследования с помощью наблюдений могут даже принести некоторым людям миллионы долларов. Например, в отчете NPR описывается, как аналитики фондового рынка наблюдают за парковками Walmart, чтобы предсказать прибыль компании.
Аналитики покупают спутниковые снимки выбранных парковок по всей стране, а может быть, и по всему миру. Эти данные объединяются с тем, что они знают о покупательских привычках клиентов, с разбивкой по времени суток и географическому региону.
Со временем выполняется подробный набор расчетов, который позволяет аналитикам предсказывать прибыль компании с поразительной степенью точности.
Такого рода наблюдательные исследования могут принести существенную прибыль.
5. Наблюдение за фермами
Подобно приведенному выше примеру, наблюдательные исследования также могут применяться для изучения сельского хозяйства и земледелия.
Используя программное обеспечение для получения инфракрасных изображений со спутников, некоторые компании могут наблюдать за посевами по всему миру. На изображениях представлены показатели поглощения хлорофилла и содержания влаги, которые затем можно использовать для прогнозирования урожайности. Эти изображения также позволяют аналитикам просто подсчитать количество акров, засеянных определенными культурами по всему миру.
Для таких товаров, как пшеница и кукуруза, этот прогноз может привести к огромной прибыли на фьючерсных рынках.
Это интересное применение наблюдательных исследований с серьезными денежными последствиями.
6. Групповая динамика принятия решений
Когда крупные корпорации принимают важные решения, это может иметь серьезные последствия для прибыльности компании или даже для ее выживания.
Поэтому очень важно иметь глубокое понимание процессов принятия решений. Хотя большинство из нас думает, что мы достаточно рационально обрабатываем информацию и формулируем решение, как оказывается, это не совсем так.
Десятилетия психологических исследований были сосредоточены на функции утверждений, которые люди делают друг другу во время встреч. Например, есть таскмастеры, гармонизаторы, шутники и прочие, которые вообще не задействованы.
Типичное исследование включает в себя участие профессиональных, обученных наблюдателей, которые наблюдают за ходом собрания либо через двустороннее зеркало, сидя на собрании сбоку, либо наблюдая через систему видеонаблюдения.
Отслеживая, кто кому что говорит, а также тип сделанных заявлений, исследователи могут выявить слабые места и неэффективность того, как конкретная группа участвует в процессе принятия решений.
7. Кейсы
Кейс-стади – это углубленное изучение одного конкретного человека. Это форма наблюдательного исследования, при которой исследователь проводит много времени с одним человеком, чтобы получить очень подробное представление о его поведении.
Исследователь может делать обширные заметки, проводить интервью с человеком или делать видеозаписи поведения для дальнейшего изучения.
Тематические исследования дают уровень подробной информации, недоступный при изучении больших групп людей. Такой уровень детализации часто может дать представление о явлении, которое может привести к развитию новой теории или помочь исследователю определить новые области исследований.
Иногда у исследователей нет другого выбора, кроме как провести тематическое исследование в ситуациях, когда изучаемое явление встречается редко. Поскольку это состояние настолько редкое, невозможно найти достаточно большую выборку случаев для изучения количественными методами.
8. Привязанность младенцев
В одном из первых исследований привязанности младенцев использовалась методология наблюдения. Мэри Эйнсворт поехала в Уганду в 1954 году, чтобы изучить материнские практики и связь между матерью и младенцем.
Эйнсворт посещала дома 26 семей раз в два месяца в течение 2 лет, делая подробные записи и беседуя с матерями об их методах воспитания.
Затем ее записи были преобразованы в академические статьи и легли в основу теста «Странные ситуации», который она разработала для лабораторных условий.
Тест «Странные ситуации» состоит из 8 ситуаций, каждая из которых длится не более нескольких минут. Обученные наблюдатели размещаются за двусторонним зеркалом и обучены систематически наблюдать за действиями ребенка в каждой ситуации.
9. Этнографические исследования
Этнография — это вид исследования, связанного с наблюдением, когда исследователь становится частью определенной группы или общества.
Роль исследователя как сборщика данных скрыта, и он пытается погрузиться в сообщество как постоянный член группы.
Будучи частью группы и скрывая свою цель, исследователь может вблизи наблюдать за естественным поведением ее членов. Группа будет вести себя естественно и относиться к исследователю так, как если бы он был просто еще одним ее членом. Это может привести к пониманию групповой динамики, верований, обычаев и ритуалов, которые невозможно было бы изучить иначе.
10. Исследования времени и движения
Исследования времени и движения включают наблюдение за рабочими процессами в рабочей среде. Цель состоит в том, чтобы сделать процедуры более эффективными, что может включать сокращение количества движений, необходимых для выполнения задачи.
Сокращение движений, необходимых для выполнения задачи, повышает эффективность и, следовательно, повышает производительность. Исследование времени и движения также может выявить проблемы безопасности, которые могут причинить вред работникам, и тем самым помочь создать более безопасную рабочую среду.
Двумя самыми известными первооткрывателями этого типа наблюдательных исследований являются Фрэнк и Лилиан Гилбрет.
Лилиан была психологом, которая начала изучать каменщиков в строительной компании своего мужа Фрэнка. Вместе они придумали способ уменьшить количество движений, необходимых для кладки кирпичей, с 18 до 4 (см. оригинальный видеоматериал здесь).
Пара прославилась своей работой во время промышленной революции, и
Лилиан стала единственным психологом, изображенным на почтовой марке (в 1884 году).
Зачем проводить наблюдательные исследования?
Психологи и антропологи используют эту методологию, потому что:
- Психологи считают, что изучение людей в лабораторных условиях очень искусственно. Люди часто меняют свое поведение, если знают, что позже его проанализирует психолог.
- Антропологи часто изучают уникальные культуры и коренные народы, мало контактирующие с современным обществом. Они часто живут в отдаленных регионах мира, поэтому наблюдение за их поведением в естественной среде может быть единственным вариантом.
- В исследованиях на животных было обнаружено множество интересных явлений, которые просто невозможно наблюдать в лаборатории, например поведение при поиске пищи или выбор партнера. Таким образом, наблюдательные исследования являются лучшим и единственным доступным вариантом.
Заключение
Наблюдение — невероятно полезный способ сбора данных о явлении, которое невозможно наблюдать в лабораторных условиях. Это может дать представление о человеческом поведении, которое никогда не может быть обнаружено в эксперименте.
Исследователи используют методы наблюдения, когда отправляются в отдаленные регионы мира для изучения коренных народов, пытаясь понять, как взаимодействие родителей влияет на языковое развитие ребенка или как животные выживают в своей естественной среде обитания.
С точки зрения бизнеса наблюдательные исследования используются для понимания того, как продукты воспринимаются покупателями, как группы принимают важные решения, влияющие на прибыль, или делают экономические прогнозы, которые могут привести к огромной денежной прибыли.
Ссылки
Ainsworth, M.D.S. (1967). Младенчество в Уганде . Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса.
Эйнсворт, доктор медицинских наук, Блехар, М., Уотерс, Э., и Уолл, С. (1978). Модели привязанности:
психологическое исследование странной ситуации. Хиллсдейл: Эрлбаум.
Кроу, С., Крессуэлл, К., Робертсон, А., Хаби, Г., Эйвери, А., и Шейх, А. (2011). Подход кейс-стади. Методология медицинских исследований BMC , 11 , 100. https://doi.org/10.1186/1471-2288-11-100
d’Apice, K., Latham, R., & Stumm, S. (2019). Натуралистический домашний наблюдательный подход к детскому языку, познанию и поведению. Психология развития, 55 (7), 1414-1427. https://doi.org/10.1037/dev0000733
Дэйв Корнелл (доктор философии)
+ посты
Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.
Крис Дрю (доктор философии)
+ сообщения
Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования, полученную в ACU.
Информация для студентов и преподавателей
«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают консенсус экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»
Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор