Примеры тренинговых занятий «Эколого-психологический тренинг»
«Эколого-психологический тренинг. Задачи тренинга, примеры тренинговых заданий».
Содержание
Введение 3
1 Изучение эколого-психологические тренинги
1.1 Термин «Эколого-психологический тренинг» 4
1.2 Цели тренинга 6
1.3 Задачи тренинга 9
2 Примеры тренинговых заданий
2.1 Эколого-психологический тренинг «Сохраним планету живой» 10
Заключение 13
Литература 14
Введение
Одно из ведущих мест в воспитании ответственного отношения к природе принадлежит ознакомлению учащихся с окружающим миром, которое позволит систематизировать процесс приобретения знаний о природе, ее взаимосвязях, подробнее познакомить с характером природных особенностей родного края и страны, мероприятиями по охране окружающей среды.
Воспитанию бережного отношения к природе, как отмечает Е.Н. Ердаков в своей работе, способствует сосредоточение внимания учителя на сочетание учебной и внеклассной работы так, чтобы экологическое содержание уроков имело продолжение во внеурочной деятельности, дополняло и обогащало его [3,с.16].
По мнению В.В. Турдаковой, основной целью любых экологических мероприятий является формирование экологической культуры людей. Базисом экологической культуры является система экологических знаний, умений и навыков. Однако знания только тогда превращаются в действие, когда воспитано экологическое сознание, результатом проявления которого является ответственное отношение к своему поведению [8,с.2].
В психологическом плане ответственное отношение — это сложное образование. В его становлении и развитии в равной мере участвуют и знания, и чувства. Чтобы стать основой повседневной деятельности и поведения, знания должны осознаваться. Это осознание приходит в процессе их «прочувствования» и эмоционального «переживания». Для детей, выросших в сельской местности, знания и эмоциональное отношение к окружающей их природе являются частью их повседневной жизни. В отличие от них, городские дети получают абстрактные знания, которые не имеют применения в их каждодневной жизни. Эти знания, конечно, им необходимы, так как взаимодействие с природой важный аспект жизни каждого человека. Но как быть, если дети ежедневно видят урбанизированную среду обитания? Для городских детей знания, полученные на уроках, экскурсиях, в походах, в результате проектной деятельности, необходимо закрепить еще и выполнением специально разработанных упражнений и практических занятий, что обеспечивает личную значимость знаний, их осмысление и формирует субъектное ценностное отношение личности к миру природы.
1 Изучение эколого-психологические тренинги
1.1 Термин «Эколого-психологический тренинг»
Эколого-психологический тренинг — комплексная форма экологического образования, основанная на общей методологии социально-психологических тренингов и направленная на коррекцию и развитие отношений школьника к себе (в первую очередь, к своему духовному и физическому здоровью) и к окружающей социоприродной среде.
Говоря популярно, экология — это наука о взаимодействиях в природе между живыми организмами и их взаимодействии со средой обитания. Другими словами, это наука об окружающем нас мире и о нашем взаимодействии на него. По мнению Е.А.Гринёвой целью экотренинга является формирование у детей «экологического чувства», чувства сопричастности всему живому, осознание планеты Земля «общим домом»,создание определённой «блокировки» совершения экологических ошибок как в будущей их социальной деятельности, так и в быту, прививать детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное. Кроме того, занятия экотренингом дают заметный оздоровительный эффект, снимают психологическую напряжённость и настраивают на доброжелательное отношение ко всему живому. Положительный эмоциональный фон занятий помогает снимать у детей стрессы и агрессивность, вызванные оторванностью от естественной среды и вынужденным проживанием в «каменных джунглях». Хочется обратить внимание на то, что к экотренингу необходимо отнестись именно как к тренингу, а не как к объяснению каких — либо правил.
В настоящее время тренинг очень часто используется в психокоррекции, в психотерапии и в обучении. Такая широта охвата влечёт за собой трудности в определении данного понятия. В отечественной науке тренинг понимают и как группу методов развития способностей к обучению, и как средство развития компетентности в общении, и как метод группового консультирования.
Само понятие «тренинг (от англ. Training — воспитание, обучение, подготовка) вошло в русский язык лишь в последние десятилетия. До этого примерно в этом же значении у нас использовался термин тренировка. И сегодня между этими двумя тесно связанными понятиями не всегда проводят различие, употребляют их как синонимы. Однако в психологии и ряде других областей науки и практической деятельности термин «тренинг» приобрел свою специфику и обычно связывается не с любыми упражнениями (тренировкой), а лишь с комплексом упражнений, осуществляемых по специальной методике, разработанной на научной основе. Тренинг представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков, повышения эффективности трудовой (и иной) деятельности природы [6,с.64].
Наиболее полная трактовка данного термина представлена в психотерапевтической энциклопедии: «Тренинг — это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, обучения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений» [4,с.69].
В.В. Сериков выделяет критерии эффективности взаимодействия учителя и учащихся в образовательной среде:
- активность индивида в образовательной среде;
- готовность вступать в образовательное взаимодействие;
- эмоциональная напряжённость, испытываемая субъектами взаимодействия через включение личностных функций мотивации, смыслотворчества;
- самоуправление субъектов взаимодействия, позволяющее самим определять процесс взаимодействия и его результат [7,с. 30].
Значительные возможности для педагогического взаимодействия предоставляет такой метод, как психологический тренинг.
1.2 Цели тренинга
Наличие целей в тренинге является его специфической чертой. Каждый участник, приходя на тренинг, имеет определенные намерения; каждый тренер, организовывая группу, определяет ее задачи; к тому же сам по себе тренинг как метод несет в себе цель. Таким образом, в каждом тренинге вырисовывается 3 группы целей: личные, общие и универсальные.
Личные цели участника могут быть изначально далеки от направленности тренинга. Например, человек идущий на тренинг по развитию ассертивного поведения, может преследовать задачу — расширить свой круг общения. В ходе работы намерения участника могут расшириться или трансформироваться. Помочь ему в этом могут активное участие в упражнениях, обсуждении и обратная связь как от тренера, так и от других членов группы.
Общие цели изначально формулируются тренером и отражаются в названии тренинга.
Поскольку под тренингом подразумевается широкий круг методик, базирующихся на различных теоретических принципах, общие цели тренингов крайне разнообразны. Среди наиболее часто встречающихся общих целей можно выделить:
- Развитие навыков саморегуляции;
- Повышение коммуникативной компетентности;
- Изменение стереотипов поведения;
- Приобретение новых знаний, умений, навыков;
- Совершенствование профессиональных навыков;
- Развитие социальной перцепции;
- Характерологические изменения личности;
- Личностный рост и т. д.
В процессе групповой работы первоначальные цели могут расширяться. Значение общей цели в тренинге может варьироваться от первостепенной до менее важной и зависит это от типа группы. По мнению К. Рудестама (10) роль цели возрастает, когда функция группы направлена на решение проблемы, а менее значима она в группах личностного роста; но во всех случаях она обязательно присутствует.
Универсальные цели существуют во всех типах тренингов независимо от их теоретических концепций. Исследователи Александров Л.А., Вачков И.В., Кочунас Р.Р., Рудестам К. относят прежде всего к универсальным целям следующие:
- выявление проблем каждого участника и помощь ему в осознании своего состояния;
- улучшение субъективного самочувствия участников группы;
- повышение адекватной адаптации участников тренинга в социуме за счет выявления ими на собственном опыте закономерностей межличностного взаимодействия;
- рост самопознания участников группы.
Именно в рамках универсальных целей тренер должен формулировать общие цели для конкретной группы. [1,с.45]
Эколого-психологический тренинг, как отмечает Дерябо С. Д., Ясвин В.А., базируется на методологии социально-психологического тренинга. Данный тренинг направлен на решение следующих задач:
1. коррекция, формирование и развитие экологических установок личности, в первую очередь, преодоление антропоцентрического, прагматического отношения к природным объектам;
2. коррекция целей взаимодействия личности с природными объектами;
3. обучение умениям и навыкам такого взаимодействия;
4. развитие перспективных возможностей субъекта при его контактах с природными объектами;
5. расширение индивидуально-экологического пространства. [9,с.80]
Эколого-психологический тренинг может проводиться в группах из 8-18 человек под руководством ведущего-тренера. Он является достаточно универсальным в отношении социально-возрастного состава группы.
Система тренинга принципиально построена таким образом, что от участников не требуется каких-либо специальных знаний о природе. Безусловно, исходный уровень сформированности отношения к природе в определенной степени оказывает влияние на выбор тренером стратегии и тактики работы с конкретной группой. Группы могут комплектоваться из школьников, начиная с 10-летнего возраста. (Отдельные элементы эколого-психологического тренинга могут быть использованы в работе с детьми, начиная с пяти лет), студентов, учителей, в принципе, из представителей любых социально-профессиональных категорий. Особенно эффективно проведение тренингов в группах, состоящих из нескольких семей (3-4), где дети и родители вместе выполняют упражнения, так как в этом случае кроме специфических задач эколого-психологического тренинга, параллельно решаются и общие социально-психологические проблемы семьи.
Ведущий должен обладать не только общебиологическими знаниями и конкретными натуралистическими умениями, но и быть подготовленным в области практической психологии, иметь опыт ведения групп социально-психологического тренинга.
Большинство упражнений (техник) не требует специального обеспечения и может, в принципе, проводится в самых обычных условиях, хотя эффект от тренинга существенно выше, если он проводится на базе зоопарка, экологического клуба, экологического кафе и т. п., соответствующим образом оформленных.
Для семейного эколого-психологического тренинга наиболее подходящей представляется форма еженедельных воскресных занятий, продолжительностью 3-4 часа. В группах студентов это может быть недельный курс по 5-6 часов в день, возможна вечерняя форма (по 2-3 часа ежедневно) или раз в неделю и т. д. эколого-психологический тренинг органично вписывается в работу летних лагерей для школьников, семейных клубов, экологический семинаров, детских и молодежных движений. Отдельные упражнения могут использоваться в воспитательной работе детских садов, в начальной школе, на уроках биологии в средних и старших классах, а так же в семейном воспитании.
Тренинговые упражнения применяются в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в группе. Обычно используется следующая стратегия. В начале предлагаются упражнения, направленные на расширение перцептивного опыта взаимодействия с природой. Затем на формирование экологической эмпатии, стимулировании идентификации с природными объектами. Это создает психологическую основу и готовность к освоению компетентных технологий взаимодействия с природными объектами, чему посвящен следующий этап тренинга. В заключительной части используются упражнения обобщающего характера, которые направлены на коррекцию стратегии взаимодействия с природными объектами, экологизацию мировоззрения личности, расширения субъективного экологического пространства — зоной персональной ответственности за природу,создание субъект — субъектных отношений учителя и учащихся .
Методические особенности организации данной работы заключаются в том, что учащимся предлагается за ограниченное время выполнить нестандартные задания в творческой форме. Многие упражнения для тренинга имеют универсальный характер. В процессе тренингов важно создать субъект — субъектные отношения учителя и учащегося; доброжелательную атмосферу, основанную на взаимоуважении и доверии, мотивации и стимулировании [9,с.86]
1.3 Задачи тренинга
Экологический тренинг позволяет решать следующие задачи:
- расширение индивидуального экологического пространства, формирование у человека способности ощущать себя частью природы, общества, коллектива;
- формирование позитивного взгляда на себя и окружающий мир в целом;
- коррекцию и формирование целей взаимодействия человека с природными объектами [8,с. 7].
Четко организованная, целенаправленная работа с использованием эколого-психологических тренингов позволяет использовать дополнительный материал, расширяющий природоохранительный кругозор и конкретизирующий знания. Дети имеют возможность чаще вступать в контакты с природой, участвовать в общественно полезном труде. Наблюдения и анализ школьниками реальной жизни в процессе в работы позволяют им делать выводы о состоянии окружающей среды, намечать конкретные программы ее улучшения, извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности и поведение в окружающей среде в соответствии с законами природы [8,с.6].
2.1Эколого-психологический тренинг «Сохраним планету живой»
ЦЕЛЬ:
1. Воспитание чувства любви и бережного отношения к природе.
2. Воспитание чувства ответственности перед своими потомками за происходящее в природе, экологии, космосе.
3. Побудить детей к стремлению сделать все необходимое, чтобы сохранить нашу планету живой.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Бумага, клей, ножницы, карандаши цветные и простые, ластик, фломастеры.
2. Магнитофон, кассета с записью произведения П.И. Чайковского «Времена года»
3. Рисунки детей на тему: «Сохраним нашу природу живой» – для оформления классной комнаты.
4. Розетка, свеча, спички.
ХОД УРОКА.
1) Учащиеся с учителем сидят на стульях в кругу.
Учитель: Доброе утро, ребята! Я рада вновь видеть вас на своем уроке. Сегодня у нас необычный урок, урок-тренинг: «Сохраним планету живой!».
Но прежде чем начать наш тренинг, давайте, как обычно, поприветствуем друг друга.
1. Ритуал приветствия: — Все берутся за руки и закрывают глаза и мысленно приветствуют группу, говоря при этом (мысленно) добрые, теплые пожелания всем участникам тренинга.
Учитель: Нам хорошо, спокойно, комфортно. Прислушайтесь к своим ощущениям: Что вы чувствуете в ладони правой руки? Что вы ощущаете в ладони левой руки? Ваши ощущения внутри вас, какие они? Прислушайтесь к ним и запомните их. Откройте глаза. Далее в течении 1-2 минут происходит обмен мнениями и своими ощущениями.
2. А сейчас вспомним упражнение на внимание: «Ритмический рисунок».
Учитель хлопками показывает ритмический рисунок, задача группы: повторить его всем вместе чисто, а затем каждый по кругу хлопает один раз, соблюдая заданный ритм.
2) Учитель: Хорошо! Молодцы! Присядьте на свои места и продолжим занятие.
Все человечество и каждый человек — часть природы. Их самочувствие и жизнедеятельность в значительной степени определяется состоянием природы. Природа дает человеку пищу, одежду, энергию, строительный материал. Но человек брал и берет у природы ресурсы и не задумывается об их количестве и восстановлении. За последние десятилетия состояние природы, экологии резко ухудшилось. Природа как будто взбунтовалась против варварского к ней отношения. Происходит истребление животного и растительного мира; скорость вымирания видов животных с течением времени неуклонно возрастает, достигнув наибольшей стремительности за последние 1,5 столетия.
Очевидно то, что безразличие к природе может привести к экологической катастрофе, а экономические проблемы стали всеобщими, ибо они затрагивают и нравственные, и экологические, и правовые стороны действительности. Давайте начнем учиться беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другого нам не дано.
Земля с ее биосферой – величайшее чудо, она у нас одна. Всем нам, нашим детям и внукам жить в XXI веке, и каким будет этот век, какова будет наша планета – зависит от каждого из нас.
А планета Земля уже посылает землянам сигнал SOS!
В Новосибирске проходила научная конференция экологов, где были ученые из разных стран мира. Присутствующих заинтересовало выступление японского ученого профессора Ли. Он рассказал о том, что приборы зафиксировали импульсы, похожие на стоны, крики о помощи нашей планеты.
Это стоны и просьба спасти ее. Наша обязанность не только быть услышанными, но и сделать все необходимое для того, чтобы спасти, сохранить нашу Землю живой!
Сегодня на нашем занятии я предлагаю каждому из вас на какое-то мгновение представить себя частичкой нашей планеты. Кто-то представит себя солнышком, а кто-то тайгой, кто-то ручейком, а кто-то птичкой. А может быть, кому-то захочется побывать капелькой росы или дождя. А может быть, животным или рыбкой, цветком или жучком…
От своего имени (образа, в котором вы будете) можете высказать претензии к человечеству.
Учитель зажигает свечу спичками (ни в коем случае не зажигалкой, т.к. все имеет свое значение). Свеча находится в розеточке или специальном приспособлении, чтобы расплавленный воск не обжигал пальцы рук.
— А сейчас, — говорит учитель, — мы будем передавать свечу друг другу. Когда свеча находится в ваших руках, кто-то с закрытыми глазами, а кто-то, может быть, глядя на свечу, представит себя кем-то из перечисленных мною образов.
Запомните свои ощущения, мы о них будем говорить. (Свеча переходит из рук в руки по кругу).
Учитель: (задувая свечу) — на столе для вас приготовлены бумага, клей, ножницы, фломастеры. Вам необходимо изготовить для себя маску в виде того образа, в котором вы себя представляли. (дети изготавливают маски, в это время тихий музыкальный фон. Сделав маски, садятся на свои места.)
Учитель: Вот сейчас у вас у каждого представится возможность еще раз, надев маску своего образа, поделиться своими ощущениями, переживаниями, которые вы испытали, работая со свечой. Можете высказать от имени своего образа претензии к человечеству, к людям.
После завершения высказываний участникам занятия предлагается показать свой образ под музыку. Все танцуют, изображая свой образ.
Музыка затихает, все садятся на места.
Учитель: Каждый из вас сейчас подарит мне свою маску на память. Но не просто подарит, а, отдавая маску, скажет слова: «Я дарю…» и говорит о том, что он дарит от имени своего образа людям, человечеству: «Я – ручеек, я дарю всем …»
После своих слов дети отдают маски учителю.
Учитель: Ребята. Я уже говорила в начале занятия о том, что планета Земля живая, она принимает на себя через космическое пространство и положительное, и отрицательное, все наши мысли, все наши помыслы. Чем чище будут наши мысли, чем добрее наши поступки – тем здоровее и счастливее будет наша планета.
Давайте же, подняв руки ладонями вверх, мысленно отправим на энергетическом уровне слова любви и признательности нашей планете, космосу.
Учитель: Спасибо всем за работу. Наше занятие закончилось, всем крепкого здоровья, хорошего настроения, удачи (можно в конце урока раздать анкеты на рефлексию).
Заключение
Эколого-психологический тренинг сконструирован как система коррекционно-педагогических приемов, каждый из которых инициирует, актуализирует действие определенного психологического механизма развития субъективного отношения к природе. Эколого-психологический тренинг представляет собой конкретную модель «педагогической кальки», налагаемой на «психологическую матрицу», моделирующую систему психологических механизмов развития субъективного отношения к природе.
Главной задачей являлось создание эмоционально — интеллектуального пространства для инициативы участников образовательного процесса. Как показал опыт работы, тренинговые упражнения следует применять в зависимости от конкретной ситуации [9,с.88].
Систематичность, последовательность и перспективность в работе повышает эффективность использования тренингов во внеклассной работе. Добровольность, активность и самостоятельность отличают участия школьников в тренингах от учебной работы. Здесь они могут избрать такие виды деятельности, которые их интересуют и увлекают [5,с.33].
Литература
1.Горбатова Е.А. Теория и практика психологического тренинга: учеб.пос./ Е А. Горбатова. — Спб.: Речь, 2008.- 320 с.
2.Гринёва Е.А., Павлова Ж.И. Занимательная экология: Методическое пособие / Е.А. Гринёва, Ж.И. Павлова — Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. — 84 с.
3.Ердаков Е.Н. Особенности непрерывного экологического образования / Е.Н. Ердаков // Начальная школа. — 2006. — №7.
4.Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Б.Д. Карвасарский. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 752 с.
5. Машарова Т.В., Ходырева Е.А. Моделирование учебных ситуаций в личностно-ориентированной среде / Т.В. Машарова, Е.А. Ходырева. — Екатеринбург, Академия, 2002. — 200 с.
6. Пугачёв В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом / В.П. Пугачев. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 285 с.
7. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии / В.В. Сериков — Волгоград: Аспект Пресс, 1999.
8.Турдакова В.В. Современные методические аспекты экологического образования.Эколого-психологический тренинг как эффективное средство воспитания экологического сознания подростков в условиях городского лагеря / В.В. Турдакова.- М.: Академия,2005. — 232 с.
9.Ясвин В.А., Дерябо С.Д. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. Серия экологическая психология и педагогика / В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо. — М.:Просвящение,1996. — 141 с.
Сценарий тренинга «Эффективное общение» — EduNeo
Тренинг подходит как для работы со взрослыми (преподаватели), так и со студентами. Участники тренинга знакомятся с технологиями эффективного общения, развивают навыки и умения — играя.
Минимум теории для повышения уровня образованности и компетентности, максимум практических знаний.
Вступительное слово ведущего тренинга: «Здравствуйте, уважаемые участники! Я думаю, вы согласитесь, что эффективность процесса взаимодействия взрослых друг с другом, во многом зависит от их осведомленности в области психологии общения. Сегодня, мы с вами познакомимся с некоторыми технологиями эффективного общения, помогающими лучше разбираться в сути проблемных, спорных или просто важных вопросов, возникающих в вашем коллективе, а также будем развивать у себя умения и навыки, необходимые для успешного общения.»
Игра «Броуновское движение»
Ведущий объясняет правила: «Вы сейчас будете двигаться в нашем помещении, встречаясь и удаляясь друг от друга. А встречаться вы будете тет-а-тет. Вы должны будете, здороваясь за руку, задать своему партнеру один лишь вопрос: «Что ты больше всего любишь из еды?». Пара не расходится до той поры, пока не найдет нечто общее, что объединяет ее во вкусах. Ваша задача – за 4 минуты встретиться с набольшим числом игроков. Через 4 минуты игра будет окончена.»
Тайминг игры: 4 минуты
Вопросы к участникам тренинга после окончания игры:
- Понравилась ли вам игра?
- Какие чувства вы испытали? (радость, удивление, изумление, некоторое волнение…)
- Чему научила вас игра?
Резюме (ведущий совместно с участниками тренинга). Благодаря этой игре:
- Мы узнали новое о себе и о других.
- Остановились на бегу, уделили внимание каждому, кто встретился нам в ходе игры.
- Получили заряд бодрости, хорошего настроения, а значит и здоровья.
- Узнали, что игра помогает здоровью, налаживанию контактов между людьми. А еще игра помогает научиться приемам эффективного взаимодействия, в частности, в команде, и поговорить о важных вопросах.
ТИРК (технопроектная игра развивающей кооперации)
Цель: воспитание умения принимать, ценить и эффективно использовать более высокий уровень толерантного взаимодействия между людьми.
Задача: формирование навыков тактичного ведения диалога и навыков работы в команде.
Тема игры: предметом обсуждения можно взять наиболее актуальный для коллектива вопрос. Например, для педагогического коллектива может быть такой: Как жить в мире преподавателям и студентам?
Деление на команды: Каждый участник выбирает любую (цветную) полосочку бумаги. Те у кого цвет совпадает — садятся вместе (по парам).
Ведущий (вступительное слово): Нам предстоит работа в группах и для того, чтобы она получилась, позвольте напомнить о том, что:
- Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять.
- Взаимопонимание, доброжелательность, терпимость, — эти качества очень важны, и они должны присутствовать в каждом человеке, ведь без взаимопонимания и доброжелательности не может существовать дружба, а без терпимости – деловые отношения.
Правила игры вывешиваются на видном месте:
Ход работы (этапы игры):
I Этап: Каждый участник письменно отвечает на вопрос (тема игры).
Ведущий: Старайтесь использовать личный опыт, помня, что очень важно для нашей работы — ваш индивидуальный взгляд на эту проблему.
Тайминг: 2 минуты (время строго ограничено).
II Этап: Участникам необходимо совместить свое мнение с позицией еще одного человека. Точка Отсчета от Помощника.
Ведущий: Помните, необходимо из двух мнений получить одно, при этом каждый из вас обогащает свое понимание – точкой зрения на этот вопрос вашего соседа, и рождается третья позиция. Не забываем о правилах игры!
Тайминг: 2 минуты (время строго ограничено).
III Этап: Совмещение интеллектуального продукта двух участников с общим мнением двух соседних игроков.
Ведущий: Хоть сложно, но продолжайте соблюдать правила!
Тайминг: 2 минуты (время ограничено).
IV Этап: Совмещение интеллектуального продукта четверок. Продукт группы. Выбор спикера.
Ведущий: Наконец-то! Соблюдаем правила! И при этом не забудьте выбрать спикера: того, кто будет представлять ваш творческий совместный продукт.
Тайминг: 4 минуты (увеличенный).
V Этап: Выступление спикеров
Тайминг: 2 минуты каждому спикеру.
VI Этап: короткая игра-передышка “Поймай ритм”
Описание:вслед за одним из участников все члены группы поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм.
VII Этап: на доску прикрепляются основные идеи, высказанные участниками игры. Выводы.
Игра “Шесть шляп мышления”
Ведущий: в процессе игры мы учились навыкам тактичного ведения диалога, использовали свой личный опыт для анализа предмета разговора, анализировали вопрос с различных точек зрения.Чем больше сторон ситуации проанализирует человек, тем более полную информацию он получит. Что в свою очередь, поможет ему найти наиболее удачное решение. Мы сейчас поработаем с методом обучения эффективно мыслить, который называется «шесть шляп». Шесть шляп – это шесть различных способов мышления.
На доске вывешивается перечень шляп:
Ведущий:
Сейчас мы снова разделимся на команды: шесть подгрупп и распределим шляпы. Затем выберем какое-либо событие жизни и попробуем «примерить» чудесные шляпы.
Тем, кто «оденет» Белую шляпу важно умение отделять эмоции от информации. Информацию, полученную с помощью Белой шляпы, полезно записать или представить в виде схемы событий:
Тем, кто «оденет» Черную шляпу надо подумать над тем, что самое плохое в этой ситуации, самое неприятное, что самое страшное может произойти.
Тем, кто «оденет» Красную шляпу важно умение проживать чувства, побыть в роли «актера». Что чувствовал человек, когда все происходило?
Те, кто «оденут» Желтую шляпу видят мир в «розовом» свете, умеют видеть хорошее во всем. А что хорошего в том. что произошло?
Те, кто «оденет» Зеленую шляпу – «писатели», художники, изобретатели.
Можно нарисовать ситуацию, сочинить про нее частушку или небольшой стишок, отразить ее в творческой деятельности. И не забывать о чувстве юмора!
Те, кто «оденет» Синюю шляпу – «философы», они умеют находить смысл, извлекать уроки. А это зачем? Чему меня это учит?
После небольшого обсуждения докладчик «от каждой шляпы» представляет точку зрения группы.
Итак, мы с вами развиваем способность объективно оценивать явления окружающего мира, моделировать разнообразные ситуации и составлять прогноз их развития.
1. Все становятся в круг.
Ведущий: Давайте посмотрим друг на друга. Вспомним каждого из нас, наши действия, проявления в ходе работы (тренер дает участникам возможность подумать в течение 2-3 минут). А сейчас все мы будем, бросая, по очереди, друг другу этот мяч, говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросаем мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого.
2. Участники сидят в кругу и отвечают на вопросы:
- какие чувства вы испытывали во время тренинга?
- возникали ли трудности? Если да, то какие?
- какой опыт вы сегодня приобрели?
Автор: Ситникова Г.А., педагог-психолог
Что такое тренировка умственных навыков? – Dr Jenn Cumming
Что такое тренировка умственных способностей (MST)?
Также известная как обучение психологическим навыкам, MST включает систематическое развитие и применение умственных техник и навыков для улучшения умственных качеств, которые способствуют производительности и благополучию.
Умственная техника — это познавательная или практическая техника развития умственных навыков или качеств. Например: постановка целей, глубокое дыхание, планирование действий и когнитивное переосмысление. Воображение — это умственная техника, которой можно научить спортсменов, используя многоуровневую тренировку реакции на стимул, а также поддерживая создание образов.
Умственный навык позволяет вам регулировать мысли, чувства и действия. Например, оставаться сосредоточенным, управлять эмоциями, укреплять уверенность и изменять уровни интенсивности. Одним из базовых умственных навыков является самосознание. Чтобы узнать больше о том, как развивать самосознание у спортсменов, нажмите здесь.
Психическое качество — это положительная характеристика, проявляемая человеком или внутри него. Например, уверенность, самооценка и устойчивость.
Зачем МСТ?
Некоторые из основных преимуществ:
- Уверенность
- Устойчивость
- Управление стрессом
- Повышение производительности
- Благополучие
- Жизненные навыки и развитие характера
Для кого?
Каждый может получить пользу от MST, но обычно он используется в спорте, чтобы помочь спортсменам максимально раскрыть свой потенциал и добиться успеха. MST также использовался с музыкантами, боевыми солдатами, курсантами полиции и хирургами. В сотрудничестве с St Basils мы также работаем с молодыми людьми, которые являются бездомными или подвержены риску развития, чтобы развивать свои умственные способности с помощью программы My Strengths Training for Life™.
Вам не нужно иметь психические проблемы или слабости, чтобы работать над своими умственными способностями, потому что это может помочь вам раскрыть и развить свои сильные стороны.
Как это работает?
Изучая, практикуя и применяя умственные техники, люди улучшают свою способность к саморегуляции и, в свою очередь, развивают положительные качества, оптимизирующие их производительность и благополучие.
Ссылки
Холланд, М. Дж. Г., Кули, С. Дж., и Камминг, Дж. (2018). Выявление, измерение и содействие развитию психологических навыков. В К. Найт, К. Харвуд и Д. Гулд (ред.), Спортивная психология для молодых спортсменов (стр. 43-54). Оксфордшир, Великобритания: Рутледж.
Холланд, М.Дж., Г., Вудкок, К., Камминг, Дж., и Дуда, Дж.Л. (2010). Важные психические качества и используемые умственные приемы: взгляд молодых элитных спортсменов командного спорта. Журнал клинической спортивной психологии, 4.
Вудкок, К., Холланд, М.Дж.Г., Дуда, Дж.Л., и Камминг, Дж. (2011). Психологические качества и приемы, относящиеся к юным элитным спортсменам: значимые другие восприятия. Спортивный психолог, 25, 411-443.
Об авторе: Я сертифицированный психолог и читаю курс психологии спорта и физических упражнений в Бирмингемском университете (Великобритания). Взгляды и мнения, выраженные в этом посте, являются моими собственными и не отражают точку зрения или мнение моего работодателя.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Тренировка умственных способностей | Спортивная психология
Опубликовано 17.07.2021 в Категория 1
Распечатать
Многие спортсмены и тренеры интересуются спортивной психологией умственными способностями для повышения работоспособности. Практики спортивной психологии адаптировали и развили ряд умственных навыков для использования в спорте (например, воображение, позитивный внутренний диалог). Хотя существует ряд «пакетов психологической подготовки» и «психологических техник», обычно они представляют собой вариации базовых психологических навыков. Были определены четыре основных психологических навыка: разговор с самим собой, постановка целей, воображение и релаксация (хотя большинство стратегий релаксации в первую очередь нацелены на физическое возбуждение, они также могут влиять на когнитивное возбуждение). В общем, цель этих методов состоит в том, чтобы изменить познание, которое повлияет на поведение (и, следовательно, на производительность, соблюдение программы реабилитации после травм и т. д.). Просто мы можем контролировать, к чему мы стремимся и как мы оцениваем успех (постановка целей), что происходит в нашем уме (образы и разговор с самим собой), и насколько мы расслаблены или «накачанны» (расслабление). Ниже приводится краткое описание каждого из этих навыков.
Постановка цели. Цель — это то, к чему мы стремимся. Цели помогают нам сфокусироваться, могут помочь в долгосрочном планировании, мобилизовать и поддерживать усилия, пока цель не будет достигнута. Чтобы цели были полезными, мы должны ставить высокие реалистичные цели, чтобы обеспечить мотивацию, особенно в повседневной практике.
Разговор с самим собой. Когда мы говорим о нашем психологическом подходе к соревнованиям, мы часто имеем в виду то, что думаем. Неудивительно, что то, что мы думаем и, по сути, «говорим себе», может влиять на то, как мы себя чувствуем. Мысли, возникающие у нас во время игры, можно считать нашим личным тренером, который может помочь нам играть хорошо или, что слишком часто, может также заставить нас играть плохо. То, что мы говорим себе, может служить многим целям. Наш разговор с самим собой может мотивировать («продолжать»), он может помочь контролировать тревогу («расслабиться»), он может способствовать позитивному настрою («вы хорошо бьете по мячу на стрельбище») или это может быть удар («мой противник хорошо выглядит»). Было бы слишком упрощенно и даже неправильно говорить, что все негативные разговоры с самим собой (например, «мой противник хорошо выглядит») всегда будут заставлять нас играть плохо, потому что разговоры с самим собой такого рода могут иметь положительное влияние на нашу игру. например, повышение мотивации.
Образы. Образы можно описать как просто прокручивание действия в уме. Это важная часть умственной подготовки, и мы можем использовать образы для многих вещей, включая:
- Воображая успех. Например, получение золотой медали на чемпионате мира.
- Воображая, как эффективно справляться с трудными ситуациями. Например, представьте, что вы чувствуете себя уверенно, взбираясь на сложную скалу или сосредоточены перед решающим пенальти в матче по регби.
- Воображение таких ощущений, как расслабление, стресс, возбуждение и тревога, в сочетании со спортивными соревнованиями. Например, представьте себе волнение, когда вы выполняете решающий пенальти в футбольном матче, или чувство волнения, когда вы выходите на поле для своего первого в истории международного матча по крикету.
- Воображение конкретных спортивных навыков, таких как совершенный бросок в гольф или прыжок в гимнастике.
- Представление конкурентных стратегий. Например, разыгрывающий воображает, как выполняет прессинг на всей площадке в баскетболе, или хоккеист на траве представляет конкретную игру с коротким угловым.
Расслабление. Одним из способов контроля уровня возбуждения спортсменов является использование методов физической релаксации. Примеры методов физической релаксации включают прогрессивную мышечную релаксацию, медитацию и контроль дыхания. Хотя между каждой из техник есть различия, в большей или меньшей степени, каждая стратегия направлена на уменьшение возбуждения за счет замедления дыхания, обеспечения расслабляющего или не угрожающего фокуса внимания и снятия напряжения в мышцах. Исследования показали, что стратегии физической релаксации эффективны для снижения уровня возбуждения в различных спортивных условиях.0005
При разработке подхода к умственным способностям в спорте для повышения результативности важно осознавать важность регулярных тренировок.