Рефлексия в психологии это … – определение термина, виды, примеры из жизни
Способность человека к мышлению, позволяющая успешно выживать в борьбе за существование, делать научные открытия, осознавать себя и окружающий мир особым образом всегда интересовала психологов. Рефлексия в психологии – это понятие, описывающее сложные мыслительные процессы, попытка проникнуть в человеческую душу.
Содержание материала:
Что такое рефлексия
Слово рефлексия или «рефлексус» в переводе с латыни означает внутреннюю часть морского залива, которая отражает волны. Человек проявляет себя как личность, когда живет в осознанном режиме, применяет рефлексию.
Интересно, что ударение в слове на предпоследнюю гласную «и» (рефлексия) поставлено намеренно, чтобы отличить его от другого понятия в психологии с подобным звучанием (рефлекс). Изучением рефлексов занимался русский ученый И. П. Павлов. Он создал учение о высшей нервной деятельности, основанное на физиологических особенностях нервной системы. Чтобы подчеркнуть, что определение рефлексии относится к психологическим, а не физиологическим процессам, и был сделан перенос ударения.
Определение термина в психологии
Рефлексия – базовый навык практической психологии. Это важное умение, которое отличает человека от животного, первый не только умеет получать информацию, но и оценивать её.
Этот феномен известен человечеству с древних времён, но само понятие используется относительно недавно.
Разные философы и учёные пытались найти подходящие слова для этого процесса, называя его по-разному:
- Аристотель – «мышление над мышлением»;
- Фома Аквинский – «понимание внутреннего слова»;
- Декарт – «свойство рациональности сознания».
Первый раз понятие рефлексии встречается у Джона Локка. Он описывал его образно, будто в сознании большого человека сидит маленький человечек, и наблюдает за ним. В этом представлении задается ряд важных моментов, которые свойственны рефлексии как психологическому инструменту.
Происходит несколько поэтапных процессов:
- фиксация ситуации;
- сравнение;
- различение, которое протекает в знаковой форме.
Можно увидеть внутренне ситуативное раздвоение, когда человек сам за собой наблюдает. Это сложный процесс, который требует различения наблюдаемого факта и собственной интерпретации. Чтобы нечто стало предметом рефлексии, его необходимо объективировать, вынести за рамки субъективного. Когда внутреннее ощущение становится предметом размышления, подвластным управлению, действует механизм рефлексии.
Виды и формы
В зависимости от обстоятельств, которые сопровождают взаимодействие личности с внешним миром, можно говорить о таких видах рефлексии:
- физической;
- интеллектуальной;
- сенсорной;
- духовной.
Существуют две формы рефлексии: внутрисубъектная, межсубъектная. Последняя осуществляется только на 3 уровнях – физическом, интеллектуальном и сенсорном. Духовная рефлексия может быть только внутрисубъектной.
В детстве легче формируется межсубъектная рефлексия. Когда дети могут совместно анализировать определённую проблему, процесс общего размышления дается легче. Внутрисубъектная рефлексия – это умение осознанно регулировать свое поведение и поступки, оно формируется в старшем подростковом возрасте.
В психологии выделяют 3 направленности феномена:
- ретроспективная рефлексия, которая связана с прошлым опытом;
- ситуативная, она обращается к данной ситуации, возможностям использования прошлого и настоящего опыта в данный момент;
- проспективная рефлексия или осознанное планирование.
У ребенка доминирует интерес к окружающему миру. В старшем подростковом возрасте возникает интерес к собственной личности. Многое зависит от культуры социума, в котором человек живет. Если нет условий, благоприятных для развития личностной рефлексии, то самосознание остается на низком уровне.
Проявление в детском возрасте
Во время обучения ребенка чему-то новому важно его увлечь. Но чтобы эта увлеченность стала значимым опытом, а не просто интересным эмоциональным событием, которое потом легко забывается, нужна рефлексия. Важно знать, как её организовать, когда совершить остановку, что предложить ребенку.
Необходимо дать краткую, понятную, однозначную фиксацию, объяснив, в чём суть проблемы, для чего нужна остановка. Например, у ребенка, который учится во 2 классе, навыки чтения и письма ещё не доведены до автоматизма. Для него это сложный процесс, который требует полной погружённости, поэтому фиксация на значимых тезисах текста с их записыванием будет неэффективной. Лучше использовать цветные, наглядные иллюстрации и вопросы по тексту.
Чтобы ребенок научился планировать, оценивать результаты своей интеллектуальной работы, выбирать оптимальную стратегию самообучения, его нужно научить мыслить, показывая на практике примеры рефлексии. Развитию феномена способствуют вопросы, направляющие внимание ребенка на то, каким образом совершается что-то.
В зависимости от адресата, они пошагово развивают возможность рефлексивной практики. При этом нужно учитывать возраст ребенка и навык, который у него находится на уровне автоматизма (он может быть подвергнут рефлексии).
Поведение личности в обществе
Фактором, способствующим запуску рефлексии, является непреодолимое препятствие на пути движения к цели.
Например, человек начинает дёргать дверь, и не может её открыть, потому что она открывается в другую сторону. Осознание проблемы и временная остановка деятельности – первое основание к началу процесса рефлексии.
Во время остановки (фиксации) происходит всесторонний анализ проблемы с выдвижением различных гипотез: «Дверь не открывается, потому что она заперта или нужно толкнуть её в другую сторону». Затем идёт проверка на практике теоретических предположений.
Интроверты более склонны к самоанализу и рефлексии. Но развить это полезное умение в себе может каждый. Умение осознавать различные аспекты своей личности и явлений действительности делает человека успешным, независимым и целеустремленным.
Примеры из жизни
Чтобы понять, чем полезна рефлексия, нужно рассмотреть сферы жизни, которые попадают под её влияние. Перечисленные понятия относятся к личности человека, его внутренней сущности, но непосредственно влияют на возможность действовать в социуме.
Мысли – это главные сущности внутреннего мира, их поток может перекрывать сознание. В то же время – это важный инструмент деятельности, который может отсутствовать в нужный момент. Умение контролировать собственные мысли очень важно для поддержания работоспособности.
Ощущения тела позволяют судить о состоянии здоровья и психики. Правильно интерпретируя их, человек может заняться профилактикой заболеваний. Ориентируясь на свои ощущения, ему легче выбрать оптимальный режим существования – активный либо энергосберегающий.
Эмоции – подсказки, которые говорят о происходящем внутри и в окружении человека. Если нет понимания себя, возникает нервное истощение, скандалы, болезненные состояния. Понимание своих эмоций является частью успешной деятельности.
Проблемы. Это неприятные события или отношения, для преодоления которых не хватает знаний или сил. Отслеживание проблемных моментов позволяет вовремя найти правильное решение, которое способствует экономии сил и достижению успеха в короткие сроки.
Когнитивные искажения приводят к искажению мышления. Они автоматизируют ежедневную работу, но мешают в решении нестандартных задач. Важно уметь контролировать и вовремя менять свой стиль поведения.
Рефлексия ресурсов. Сложности возникают, когда имеющихся ресурсов недостаточно для начала нового дела или решения проблемы. Сознательное умение оценивать и пользоваться своими ресурсами важно для успешного человека.
Психологические защиты – особые свойства психики, которые помогают снизить накал эмоций, воздействие извне. Они уменьшают напряжение, но и снижают объективность. Незнание своих защитных особенностей приводит к конфликтам с окружающим миром.
Рефлексия потребностей. Понимая свои потребности, можно увидеть цель. Приближение к цели или даже движение по этому пути приносит человеку ощущение счастья и процветания. Если понимание потребностей с учетом ресурсов отсутствует, возникает депрессия. Правильная социальная рефлексия дает возможность максимальной самореализации.
Рефлексия, как стиль жизни
Следует выделить конкретные моменты, когда использование рефлексии максимально эффективно.
Существует 4 наиболее актуальные точки для рефлексии:
- любое начинание для успешного воплощения требует осознания, необходимо подключать рефлексию мыслей и чувств;
- преграды, которые отнимают значимое количество сил или загоняют в депрессию, требуют анализа проблем и когнитивных искажений;
- личные и рабочие конфликты, для их решения необходимо отслеживать психологические защиты, потребности и эмоции;
- истощение, усталость, депрессия, невроз зависят от того, насколько точно человек может отслеживать состояние своего физического тела, потребности и ресурсы.
Находится в постоянной рефлексии невозможно, это очень утомительно. При попытках длительно использовать это ценное умение человек будет переходить в привычный режим мышления незаметно для себя.
Рефлексия дает такие преимущества в жизни:
- эффективное достижение цели;
- понимание и устранение ошибочного мышления и действий;
- здоровое тело и дух.
Важно уметь применять умение анализа к конкретным аспектам жизни. Нужно выбрать те направления рефлексии, которые являются наиболее актуальными на данный момент, соответствуют настоящей жизненной ситуации. Полезно последовательно развивать рефлексию всех видов для повышения эффективности жизни начиная с детского возраста.
attuale.ru
Примеры рефлексии на уроках
Примеры рефлексии
В преддверии Нового года. Хочется превнести немного новогоднего, сказочного настроения. Можно представить т.о
Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле, — на содержание и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.
В обиходном, а также в некоторых психологических контекстах рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности (своеобразный самоанализ), например, собственных состояний, поступков и прошедших событий.
В настоящее время в учебном процессе основное внимание должно быть уделено не только процессу получения обучения новых знаний, но и процессу осознания субъектом образования своей деятельности. Ведь без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности учащиеся не смогут присвоить себе добытые ими знания. Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексивная деятельность позволяет осознать учащемуся свою индивидуальность, уникальность и предназначение. В личностно — ориентированном обучении, в обогащающей модели обучения рефлексивная деятельность выступает на первый план.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
2. «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» — «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» — «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» — «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
3.Анкета.
Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
- 1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволенкоротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
4. «Мои ответы».
На протяжении урока отмечать условно свои ответы:
«V» — ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;
«W» — ответил по просьбе учителя, ответ правильный;
«| » — ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;
«+» — ответил по своей инициативе, ответ правильный;
«0» — не ответил.
5. «Комплимент».
Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
6. «Три лица».
Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
7. «Цветные карточки».
У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.
8.«Пейзаж». Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
9.Приём «Что, если…?»
Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Вася не познакомился с Валеком и Марусей?(Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»).
10.Подбор афоризма пословицы, стихотворения к уроку.
11. Оценка «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… — Теперь я знаю…).
12. Решение проблемы на уроке можно оформить в виде графического организатора, например «грабли» или «гроздь». Они приемлемы на стадии рефлексии, когда учащиеся ещё раз пересматривают, осмысливают то, что узнали, расширяют сферу своих знаний, выдвигают новые идеи.
Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде схемы-паутины.
Что нового ты узнал на уроке?
Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи (или на уроке)?
Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач?
Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?
Где ты применишь полученные знания?
В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?
Благодаря каким инструментам ты нашел решение?
Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал схему, составлял тезисы и т.д.)?
С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?
За что бы ты себя похвалил на уроке?
Что изменил бы в своих действиях на уроке?
Что бы ты изменил на уроке в последующем?
Что тебе понравилось на уроке больше всего?
И т.д.
13.Аргументированные ответы на один из вопросов:
1. Что вы ожидали от урока и что получилось?
2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?
3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?
4. Была ли польза от такого рода работы?
5. В чем вы видите собственное приращение?
6. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.
7. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?
8. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.
9. На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность?
10.Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?
14.Резюме, эссе, мини-сочинения.
15. «Три М».
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
16.»График».
Учащимся предлагается начертить в течение урока график
-изменения их интереса;
-уровня познания,
— личной активности.
17. «Дерево моего успеха».
Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы.
18. Техника «рефлексивная мишень».
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
Почему было трудно?
Что открыли, узнали на уроке?
Оправдались ли ваши ожидания от урока?
Что вы взяли с сегодняшнего урока?
Над чем заставил задуматься урок?
20. «Благодарю…».
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
21.»А напоследок я скажу».
Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:
Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?
Что не оправдалось и почему?
Мои и наши перспективы?
22.»Ассоциация».
Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первую – которая максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую – на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор (по одному – два предложения на картинку). Любые комментарии со стороны других одноклассников или учителя исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итоги урока.
23. «Синквейн».
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Пушкин
Великий, талантливый.
Думает, страдает, любит.
Чувства добрые пробуждает.
Гений.
24.Оценочный лист.
Рефлексия
Выполнил ли я то, что задумал?
__________________________________________________________________
Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Всё ли получилось так, как я задумывал?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Что было сделано хорошо?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что было сделано плохо?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто мог бы сказать мне СПАСИБО за проект?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Попрошу взрослых оценить мою работу:
ч т о с к а з а л а м а м а:
__________________________________________________________________
ч т о с к а з а л а у ч и т е л ь н и ц а:
__________________________________________________________________
к а к о ц е н и л и п р о е к т д р у з ь я:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
В ч ё м я с н и м и с о г л а с е н, в ч ё м — н е т ?
__________________________________________________________________
25. “Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:
красный — восторженное;
оранжевый — радостное, теплое;
желтый — светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий — неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый — тревожное, напряженное;
черный — упадок, уныние.
26.«Волшебная палочка».
-Если я найду волшебную палочку, я порошу ее помочь…(кому?)
27.Анализ своих ошибок.
28. Шкала настроения.
У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.
29. Слова-напутствия.
И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги.
К.Паустовский
Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.
А.де Сент-Экзюпери
30.Работа с сигнальными карточками.
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.
31. Лучики солнца.
Детям можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.
32. «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
33. «Светофор».
Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).
34.«Яблоко и стрелы» .
35.Эмоционально-музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.
36.Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.
37. «Лестница успеха».
Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.
38.»Бортовой журнал» — форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей «бортового журнала», которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.
39.Различные виды дневников: обычный, дневник — художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе — наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой — комментарии) и другие. В отличие от эссе и «бортового журнала», дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени («отложенная» рефлексия).
40. «Письменное интервью» — вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.
41. «Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока.
Фамилия, имя ученика_____________________________
42. «Кто веселее?».Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению.
43.Определите свое настроение, поставив кляксу любого цвета.
44. «Одним словом». Закончите одним словом:
Сегодняшний урок – это…
Сегодня на уроке я …
45.Выберите 1 фразу для соседа по парте:
Ты молодец.
Я доволен твоей работой на уроке.
Ты мог бы поработать лучше.
46. «Острова».
На доске или у каждого ученика карта настроения. Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.
47.Запустите корабль в море Знаний. Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.
ЗАЛИВ ПРАВИЛ
МОРЕ ЗНАНИЙ
48.Стихотворение.
Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте, философствуйте – живите!!!
В добрый час, ребята!
Будем, ребята, беречь доброту,
Будет, ребята, беречь красоту,
Будем дерзать, будем творить,
Улыбку познанья Уроку дарить!
Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу!
Ученики желают друг другу добра.
Нашим гостям.
Чтобы гости захотели
К нам на урок прийти опять.
Ученики приветствуют учителей.
49.«Кораблик».
-Какое настроение у вас после урока? Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если урок понравился – алый парус, если на душе «тоска зеленая» -зеленый парус, если урок никак не тронул – черный парус.
50.«Лист самооценки».
Узнал что-то новое Научился
Расстроился Я Получил радость
Удивился Ничего не понял
51.«Акрослово».
Опишите при помощи эпитетов образ цветаевской Москвы.
М-манящая
О –огненно-купольная, отвергнутая Петром
С – святая
К – колокольная, краснокупольная
В – возвеличенная, вольная
А – алтарная.
52.«Релаксация».
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.
Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
53.«Пожелание».
Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу:
-Избавляйся от…
-Будь всегда…
-Помни…
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новой добудет,
Пусть добрым будет ум у вас.
А сердце будет умным.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево.
С.Маршак
54.«Подбор стихотворения».
Выберите стихотворение, которое наиболее близкое вам сейчас.
И любо мне, и сладко мне,
И мир в моей груди,
Дремотою обвеян я –
О, время, погоди!
Ф.Тютчев
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко – и верится, и плачется,
И так легко, легко.
М.Лермонтов
Земля дрожит в огнях заката,
Любви прекрасная звезда,
А на душе легко и свято,
Легко, как в детские года.
И.Тургенев
И с отвращением читаю жизнь свою,
Я трепещу и проклинаю.
И горько жалуюсь. И горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.
А.Пушкин
Проходят дни, проходят сроки,
Свободы тщетно жаждем мы,
Мы беспощадно одиноки
На дне своей души-тюрьмы.
В.Брюсов
Смешать печаль, которой нет острей,
С восторгами, которых не бывало.
К.Бальмонт
Чемодан, мясорубка,корзина
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
Анализ урока учащимися
Назовите, чем вы занимались на уроке?
Какие трудности ты испытывал на уроке?
Какие формы работы на уроке тебе нравятся больше всего?
Поставь баллы от 1 до 5:
Индивидуальная — работа в парах —
По карточкам — самостоятельная работа —
Работа в группах — коллективная работа —
Необычные уроки ( сказки, экскурсия, путешествия) —
Маятник настроения
Маятник- подвижный, например, деревянная рейка, жёстко закреплённая вверху ватмана. Слева на картинке- хмурый день, тучи, дождь. Справа солнце, безоблачное небо. В зависимости от того, «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу, в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число и причина.
Цветик- многоцветик
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок.
Мишень настроения
День это выстрел. В какую область настроения учащийся попал сегодня? В зависимости от этого наклеивается кружок – попадание в одной из цветовых зон. Внутри дата и мотивация
Состояние моей души
Крайне скверно
Плохо
Ученик берёт изображение человека и ставит её на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.
infourok.ru
Рефлексия — виды, формы, приемы
Свойства человеческой психики многогранны. Одно из них – это способность мышления к критическому самоанализу поступков, мыслей, чувств. Подобное свойство, или рефлексия, позволяет, образно говоря, «оглянуться назад» и сделать необходимые выводы. Критичность, направленная на себя, формирует новые ценности, разрушает сложившиеся стереотипы норм поведения и знания. Она способствует развитию позитивных качеств человека и, тем самым, прогрессированию его как личности. Рефлексия может иметь различные виды и облекаться в разнообразные формы.
Виды рефлексии
В зависимости от направленности критического мышления принято выделять три основных вида рефлексии:
- Элементарная. Данное проявление самокритичности свойственно практически каждому человеку. Достаточно часто в жизни складываются такие ситуации, когда приходится задумываться над причинами собственных неудач и ошибок. Подобные размышления способствуют изменению существующих представлений об окружающем мире, что позволяет исправить ошибки и не допускать их в дальнейшем;
- Научная. Свое основное применение подобный критический анализ находит в различных специальных дисциплинах. Данный вид рефлексии направлен на исследование методов и приемов получения научных результатов, обоснование сформированных на их основе теорий и законов;
- Философская. Этот вид рефлексивного мышления считается высшим. Он представляет собой осознание и осмысление основ бытия, размышления о смысле человеческого существования. С древних времен философская рефлексия является основой духовного совершенствования человека, а также средством его самопознания. Способность к подобному виду критического самоанализа – важнейший показатель интеллекта человека.
Приемы рефлексии
Критичность мышления обусловлена высоким уровнем развития человеческой психики. Эта способность индивидуума считается показателем его становления как личности. Для осуществления критического анализа используют различные приемы рефлексии. Наиболее известными из них являются:
- Выход в рефлексивную позицию. Данный прием заключается в исключении непосредственной заинтересованности ситуацией, в которой возникло затруднение, и смене ее на так называемый взгляд «со стороны». При этом происходит выход за пределы сложившегося сложного положения, в позицию, позволяющую разобраться в проблеме и найти способ ее разрешения. Исходным моментом рефлексии в данном случае является осознание того, что появились определенные затруднения, и фиксация ситуации, в которой они возникли;
- Рефлексивное отображение ситуации. Нередко изменение точки зрения на ситуацию способствует появлению представления о вероятных причинах возникших затруднений. Рефлексивные рассуждения в данном случае обычно сложно удержать в сознании. В связи с этим возникает необходимость построения схематичного отображения ситуации, что позволяет достаточно объективно разобраться в сложившейся обстановке;
- Рефлексивное обоснование деятельности. На основании приемов рефлексии, позволяющих выяснить причины трудностей, складывается понимание того, как исправить сложное положение. Критическое отношение к проблеме позволяет обосновать необходимость конкретных действий, направленных на изменение ситуации и ликвидацию допущенных ошибок.
Владение приемами рефлексии – один из важнейших показателей уровня психического развития человека.
Формы рефлексии
Критический анализ способен выполнять различные функции, каждая из которых напрямую зависит от времени его проведения. В связи с такой особенностью выделяют три основные формы рефлексии:
- Ситуативная. Представляет собой способность человека анализировать ситуацию, которая складывается в конкретный момент, и соотносить с ней свои действия. Данная форма мышления позволяет координировать деятельность в точном соответствии с меняющимися условиями;
- Ретроспективная. Эта форма самоанализа дает возможность оценить уже произошедшие события, а также результаты выполненной деятельности. Критическое мышление в данном случае направлено на изучение полученного в прошлом опыта. Рефлексия помогает выявлению вероятных ошибок, поиску причин их возникновения;
- Перспективная. Подразумевает размышления субъекта о предстоящей деятельности, способствует формированию у него представлений о последовательности необходимых действий. Подобная форма рефлексии позволяет наиболее эффективным образом спланировать свою работу.
Критический самоанализ может осуществляться как индивидуально, так и в группе. В связи с этим, наряду с вышеперечисленными формами рефлексивного мышления, выделяют также внутрисубъектные и межсубъектные формы. Каждая из них, в свою очередь, подразделяется на три составляющих. Для внутрисубъектных форм мышления – это корректирующая, избирательная и дополняющая рефлексии. Первая из них позволяет подобрать способ действия, оптимально адаптированный к конкретным условиям. Вторая форма дает возможность выбрать путь решения проблемы из нескольких возможных вариантов. Дополняющая рефлексия делает доступным некоторое усложнение необходимых действий за счет добавления в них ряда элементов.
Межсубъектные формы включают кооперативную, противодействующую, а также состязательную рефлексии. При этом кооперативная форма объединяет отдельных субъектов для какой-то совместной деятельности, противодействующая выступает средством борьбы за что-либо, а состязательная применяется в условиях партнерского соперничества.
Способность к рефлексивному мышлению – важнейшее свойство человеческого разума. Только благодаря анализу своих действий и чувств субъект может переходить на следующую ступень развития. Эта зависимость между рефлексией и развитием характерна не только для отдельного человека, но и для всего общества.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Знаете ли вы, что:При регулярном посещении солярия шанс заболеть раком кожи увеличивается на 60%.
У 5% пациентов антидепрессант Кломипрамин вызывает оргазм.
Каждый человек имеет не только уникальные отпечатки пальцев, но и языка.
Во время чихания наш организм полностью прекращает работать. Даже сердце останавливается.
Человеческие кости крепче бетона в четыре раза.
Американские ученые провели опыты на мышах и пришли к выводу, что арбузный сок предотвращает развитие атеросклероза сосудов. Одна группа мышей пила обычную воду, а вторая – арбузный сок. В результате сосуды второй группы были свободны от холестериновых бляшек.
Самое редкое заболевание – болезнь Куру. Болеют ей только представители племени фор в Новой Гвинее. Больной умирает от смеха. Считается, что причиной возникновения болезни является поедание человеческого мозга.
Люди, которые привыкли регулярно завтракать, гораздо реже страдают ожирением.
Во время работы наш мозг затрачивает количество энергии, равное лампочке мощностью в 10 Ватт. Так что образ лампочки над головой в момент возникновения интересной мысли не так уж далек от истины.
Для того чтобы сказать даже самые короткие и простые слова, мы задействуем 72 мышцы.
Работа, которая человеку не по душе, гораздо вреднее для его психики, чем отсутствие работы вообще.
В четырех дольках темного шоколада содержится порядка двухсот калорий. Так что если не хотите поправиться, лучше не есть больше двух долек в сутки.
Человек, принимающий антидепрессанты, в большинстве случаев снова будет страдать депрессией. Если же человек справился с подавленностью своими силами, он имеет все шансы навсегда забыть про это состояние.
Даже если сердце человека не бьется, то он все равно может жить в течение долгого промежутка времени, что и продемонстрировал нам норвежский рыбак Ян Ревсдал. Его «мотор» остановился на 4 часа после того как рыбак заблудился и заснул в снегу.
Раньше считалось, что зевота обогащает организм кислородом. Однако это мнение было опровергнуто. Ученые доказали, что зевая, человек охлаждает мозг и улучшает его работоспособность.
www.neboleem.net
Саморефлексия и влияние этого умения на жизнь человека – 9psy.ru
Понятие рефлексии было знакомо еще философам античных времен. Например, Аристотель считал ее «мышлением, направленным на мышление». Изучением этого феномена сознания занимались философы, психологи, педагоги и представители других наук.
Философ Локк, проживавший в Англии, считал, что источниками всех знаний человека являются два фактора: это объекты окружающего мира и продукты его мыслительной деятельности.
Впечатление о происходящих внешних событиях и окружающем мире у человека формируется с помощью чувств, вызванных этими событиями. Результаты работы ума, выраженные, по мнению Локка, в мыслительной деятельности, сомнениях, желаниях, рассуждениях создаются внутренней чувствительной деятельностью, называемой рефлексией. По его мнению, рефлексия – это «наблюдение ума за своей деятельностью».
Локк выделял два уровня психики:
- первый включает возникновение мыслей или желаний;
- второй состоит из наблюдения и анализа возникших на первом уровне мыслей и желаний.
Содержание статьи
Что понимают под рефлексией?
С точки зрения психологии и в жизни под рефлексией понимают размышления человека о себе, анализ собственного опыта: впечатлений, поступков, прошлых событий. Сегодня общее понятие слова рефлексия, обозначающего «обращение назад» в переводе с латинского reflexio, трактуется как разновидность человеческого сознания, направленного на свои знания.
Т.е., под этим феноменом подразумеваются навыки, позволяющие не только осуществлять контроль направления внимания, но и реально осознавать свои мысли и ощущения. Благодаря способности рефлексировать человек может наблюдать себя как бы со стороны, воспринимая себя глазами окружающих людей, и проводить самоанализ себя, как личности.
Понятие саморефлексии
Часто вместо объективной оценки и анализа воспринятой информации, событий и собственных действий, человек интерпретирует входящую информацию в разрезе своего субъективного восприятия мира. На это восприятие накладывается собственное отражение в других людях. При оценке себя человека, прежде всего, интересует, какое впечатление он производит на других, не собственные дела и чувства, а как это смотрится окружающими. Получается, что он воспринимает себя через собственное отражение в глазах других, а их, в свою очередь, видит в зеркальном отражении своих представлений.
Такая рефлексия называется саморефлексией. Она искажает истинное представление о себе. В результате человек становится полностью закрытым «зеркальным отражением» от реального мира, включающего происходящие вокруг процессы и собственную реально происходящую деятельность. Его поведение, вследствие такой неадекватной оценки собственной личности, часто приводит к ошибочным поступкам, ненужным переживаниям и часто к замкнутости.
Можно ли научиться рефлексии?
У разных людей, так же как и у одного человека в процессе развития самосознания, способность рефлексировать проявляется в разной степени глубины. Она зависит от уровня образованности каждого человека, его морального аспекта, степени общего интеллекта и способности самоконтроля.
Уровень рефлексии может меняться от элементарного упрощенного мышления до глубокого осмысления собственного бытия, включая нравственный аспект. Это происходит на высоком уровне процессов, когда осмысливание человеком самого себя с точки зрения духовности, приводит его к критической оценке своего поведения и внутреннего мира, осуждения дурных поступков и привычек. Познавая свое я, человек меняется в лучшую сторону.
Способность человека проявлять рефлексивное мышление, позволяющее осуществлять контроль над своими мыслями и поступками, служит доказательством его высокой мыслительной деятельности. Чем выше уровень рефлексивного мышления человека, тем объективнее его самооценка.
Она формируется путем:
- критической оценки собственной личности;
- постоянного соотношения своих возможностей с возникающими жизненными требованиями;
- умения правильной постановки осуществимых целей;
- регулярной оценки течения собственных мыслей и их результатов;
- анализа возникших догадок и своевременный отказ от несостоятельных гипотез и возможных версий.
Такая объективная самооценка позволяет человеку совершать правильные поступки и не делать ошибок. Это приводит к успешности в жизни и нравственному удовлетворению. Низкий уровень рефлексивных процессов, при которых человек не в состоянии объективно оценивать самого себя, приводит к неадекватному поведению, постоянным конфликтам с самим собой, доводящим до нервных срывов.
Рефлексия, которая направлена на анализ причин и мотивов, возникающих у человека суждений, чаще всего имеет философский характер. Независимо от этого, контроль правильного обоснования выводов обязателен для личности с высоким интеллектом, он является составляющим элементом метода развития человеческого мышления. Рефлексия отличается от самосознания тем, что она обращает сознание на уже произошедшее, тогда как самосознание направлено на понимание собственной самости.
Признаки склонности к рефлексии
С психологической точки зрения выделяются следующие основные признаки рефлексивного мышления:
- глубина, выраженная степенью вхождения в свой внутренний мир, содержащий также миры людей из ближайшего окружения;
- обширность, отражающая количество миров других людей, внедренных в собственное сознание.
Как можно научиться рефлексии?
Развитие рефлексивного феномена важно для каждой личности. Это способствует развитию человека в лучшую сторону и заметно расширяет его внутренний мир.
Научиться правильно рефлексировать можно с помощью следующих мыслительных упражнений:
- следует анализировать свои действия и поступки в связи с важными жизненными событиями и при необходимости принятия значимых решений;
- в конце каждого дня анализировать все случившиеся события, критически оценивая свое поведение и принятые решения;
- проверять периодически сложившееся мнение об окружающих людях;
- больше контактировать с людьми, имеющими мировоззрение, непохожее на ваше;
- при анализе любой сложной ситуации стараться увидеть хоть толику положительных и комичных моментов.
9psy.ru
| Помощь семейного психолога
Почему сайт называется рефлексия? Что это такое?
Рефлексия в работе с психологом — это взгляд на себя со стороны. Чем продуктивнее работа с психологом, тем глубже становится уровень рефлексии. Ведь в результате занятий клиент не только решает заявленную проблему , но и учится глубже понимать себя, анализировать свои поступки.
Поэтому именно так я назвала свой сайт.
Осознавать, что именно я чувствую в данный момент? Какое мое слабое место задел этот собеседник? Как конструктивно повернуть диалог, несмотря на мою обиду/гнев/раздражение? Сам поиск ответов на эти вопросы уже сам по себе является рефлексией. Важно, конечно, найти и ответы на них и, таким образом, достичь глубокого уровня рефлексии.
Взгляд «внутрь» себя, на самого себя со стороны – это и есть рефлексия. И это не только «взгляд» на себя «настоящего», но и познание «общественного» себя – такого, каким мы демонстрируем себя на людях; это также и познание «улучшенного» себя – такого, каким мы хотели бы стать в идеале.
Рефлексия — это также еще и понимание, как воспринимают эти три вышеуказанных образа окружающие.
По-научному, рефлексия – это осознание 6-ти частей своей личности:
Я «сам собой» + Я «на людях» + «Идеальный» Я + Я «сам собой» в восприятии другого + Я «на людях» в восприятии другого + Я «идеальный» в воcприятии другого.
Примеры. Вы смотрите фильм и вдруг понимаете, что один из героев — очень похож на Вас, он также себя ведет, Вы совершаете похожие поступки. Это — рефлексия. Или Вы смотрите на своего ребенка и пытаетесь определить в нем Ваши черты — это тоже процесс рефлексии.
В психологии еще выделяют несколько постоянных признаков рефлексии: глубина, обширность, истинность.
Что такое, например, глубина? Если чей-то внутренний мир, который мы рассматриваем, уже содержит в себе другой внутренний мир, глубина рефлексии увеличивается. Мерой глубины я служит число таких вложенных друг в друга миров. «Я ехала домой, я думала о вас» — «рассуждение» такого типа обнаруживает первый уровень глубины: один мир вложен в другой, и все.
Второй уровень, где два мира как бы вложены друг в друга, выглядит приблизительно так: «Боюсь, ты теперь будешь обо мне плохо думать». А третий лучше всего выражен в строчках старинного английского стихотворения: «Он думал, что уснула я и все во сне стерплю, иль думал, что я думала, что думал он: я сплю!»
Для понимания, что такое глубина рефлексии, прочитайте загадки о трех колпаках и лестницы из ивовых прутьев.
Загадка о трех колпаках. Играют двое. Ведущий говорит им, что у него есть три колпака — два белых и один красный, что он сейчас наденет каждому один из них, какой именно, они знать не будут, и кто первый догадается, какой на нем, тот выиграл. Он надевает на обоих белые колпаки, и каждый начинает рассуждать: «На нем белый, значит, на мне тоже белый или красный». Дальше оба молчат. Наконец, один восклицает: «На мне белый!» Догадались ли вы, как он догадался? Нет? Но это проще простого. «Раз другой молчит,— подумал воскликнувший,— значит, он видит на мне не красный колпак, красный-то один. Значит, на мне белый».
Лестница из ивовых прутьев.
Трем людям с закрытыми глазами надевают красные колпаки и говорят, что у другого может оказаться либо красный, либо белый. Затем их просят открыть глаза и поднять руку, если они увидят хотя бы один красный колпак, а если кто догадается, какой колпак на нем, пусть выйдет из комнаты. Руку поднимают все, но потом воцаряется молчание. Наконец, один из игроков встает.
«Может ли мой колпак быть белый? — рассуждал он,— Нет, если бы он был белый, мой сосед слева увидел бы это и подумал бы, что правый игрок видит лишь на нем самом красный и потому поднимает руку. Тогда левый игрок должен выйти. Но он не выходит. Значит, на мне красный». Этот игрок рассуждал за левого игрока, в то время как в рассуждение левого было включено рассуждение правого.
Глубина характеризует степень проникновения во внутренний мир одного человека, когда в нем уже содержатся миры других людей.
Количество же людей, чьи миры рассматриваются одновременно, отражает такая характеристика, как обширность. Знаменитый выход Лизы в «Горе от ума», когда она в отчаянии взывает к рассудку Софьи и Молчалина,— классический пример рефлексии за двоих («…И страх их не берет… И слышат, не хотят понять…»). Когда Фамусов беспокоится о мнении княгини Марьи Алексеевы, он имеет в виду определенное лицо. Мы, повторяя его слова, вошедшие в пословицу, имеем в виду весь свет: обширность нашей рефлексии безгранична.
Когда наше предположение о ходе мысли другого подтверждается, мы гордимся своей проницательностью — наша рефлексия истинна. Спору нет, мерить всех на свой аршин нельзя и ставить себя на место другого следует с умом. И все же, если мы хотим понять других и быть поняты сами, стоит иногда позаниматься этой небесполезной игрой. Так мы меньше рискуем очутиться в положении жениха из другого стихотворения Бёрнса, который поразил свою невесту искаженным рефлексивным рассуждением.
«А я говорю: — Ненавижу мужчин! — И впрямь ненавижу, он думал… Вот дурень, что так он подумал !»
Теперь, познакомившись, хотя и поверхностно, с теоретическими тонкостями рефлексивных игр, мы без труда сообразим, как рассуждали и русские и немецкие штабисты в истории с Ревельской Анной. Русские, очевидно, рассуждали так: «Мы подсовываем немцам карту минных полей, и они думают, что мы не знаем, что она к ним попала». Но это первый уровень рефлексии. Не такие немцы дураки, чтобы попасться на эту удочку. Перейдем на второй уровень. Пусть немцы подумают, что мы их обманываем, и проверят путь в минных полях. Так что есть смысл временно его расчистить. Расчет оказался правильным: немцы проверили, убедились, что все в порядке, и русские поспешили снова заминировать фарватер.
В статье использовались материалы из книги Иванова С.М. «Быстрый холод вдохновенья», М, 1988.
Читать дальше
refleksia.ru
Рефлексия это (в психологии)
Что такое рефлексия? Каково ее определение, виды рефлексии и в чем заключаются методы рефлексии? В этой статье будут даны ответы на поставленные вопросы, а также на многие другие, чтобы понять, каково место данного явления и что означает рефлексия в психологии.
Каково значение слова рефлексия? В психологии понятие рефлексии таково:
Рефлексия – это навык, позволяющий человеку держать под контролем свое внимание, а также помогающий прийти к осознанию своих мыслей, чувств, эмоций и всего состояния в целом.
Проще говоря, рефлексией является способность человека видеть со стороны себя и все свое окружение, при этом подвергая увиденное анализу. Проявляется она в умении проводить самоанализ своих действий. Ее глубина прямо пропорциональна уровню интеллекта и образования человека.
Рекомендуем: Перцепция — это
Таким образом, цель рефлексии – это не что иное, как развитие нашей способности к анализу себя самих, путем переосмысления действий, мыслей. Самоанализ становится неотъемлемым процессом формирования нашей личности и выполняет определенные функции:
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
- Контролирование мышления. Сознательный контроль над своими мыслями, действиями.
- Самокритика. Способность к критике самого себя, логичности мышления.
- Решение сложных задач.
Творческие люди не смогли бы творить без этой способности. Только способность к оценке «плодов» своего творчества позволяет двигаться дальше. Она всегда стимулирует нас и направляет к чему-то большему.
Рекомендуем: Что значит интроспекция?
Существует несколько психологических характеристик, которыми определяется рефлексия:
- Глубина. Каждый человек имеет свой уровень анализа собственного внутреннего мира.
- Обширность. Можно анализировать только свой мир, а можно и другие миры.
Возникновение метода
Способность к рефлексии рассматривалась еще древнегреческими мыслителями. Например, Сократ говорил, что если человек отрицает всякое знание – это означает, что он не может развиваться в духовном плане. Платон и Аристотель причисляли этот навык к способностям, присущими сверхчеловеку, который, в отличие от обычных людей, может осознавать свои мысли.
Сам процесс рефлексии может быть осуществлен двумя путями:
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
- Первый путь. Его суть заключается в осмыслении самим человеком: мои мысли, мои действия, поступки, переживания и тревоги может анализировать только один человек – я сам.
- Второй путь. Его смысл – это возможность оценивания нас другими: мои мысли доступны не только мне, и лучший их анализ может дать мне Бог.
Верующие люди осмысливают свои поступки не только от своего лиц – они думают: «Что подумал Бог о моих деяниях?» Это усиливает действие рефлексии.
Разделение на типы. Подходы к пониманию
Чтобы осознать глубокий смысл этого понятия, используются такие методы рефлексии, как:
- Личностная рефлексия. В этом подходе становление и совершенствование личности осуществляется путем активного взаимодействия с социумом.
- Социальная рефлексия. Человек познает себя сам в процессе межличностного восприятия.
- Кооперативная рефлексия. Взаимодействия между личностями подвергаются анализу, что позволяет рефлексировать.
- Когнитивная рефлексия. Человек, рефлексирующий в рамках отдельно взятой ситуации, пользуется данным методом.
Психология подразделяет личную рефлексию в свою очередь еще на два вида:
1. Позитивная личностная способность к анализу, что значит благоприятное воздействие на развитие человеческой личности. Человек проводит анализ своих ошибок или же неудач, и посредством осмысления произошедшего рождаются выводы. Выводы подталкивают к новым действиям, уже с учетом опыта, помогая самосовершенствованию.
Рекомендуем: Значение понятия антиципация
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
2. Негативная личностная способность к анализу. Потерпев неудачу, человек, анализируя ее, приходит к выводу, что его цели неосуществимы и не стоит повторять попытки.
Прибегая к рефлексивному методу, можно как наметить цели и шаги для своего дальнейшего развития, так и построить стену между своим сегодняшним «Я» и будущим «Я».
Психология выделяет формы рефлексии, которые имеют свое назначение:
1. Ситуативная форма – это форма, анализирующая определенную жизненную ситуацию. Действие происходит сейчас, в этот момент. Польза от этого такова, что учит человека мгновенно включаться в происходящие события, которые могут быстро изменяться.
2. Ретроспективная форма – здесь происходит оценка уже совершившегося события. Человек часто подвергает анализу, разбирает «по косточкам» то, что с ним произошло.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
3. Перспективная форма. Данный этап рефлексии предназначен для осмысления будущих событий, с которыми только предстоит встретиться. Анализ будущего помогает в планировании своих действий.
Развитие навыка
Рост над собой в духовном плане является рефлексированием. Каким образом можно повлиять на свое развитие? Зачем нам развивать в себе этот навык?
Мы рефлексируем, а следовательно, обращаем внимание на раздражители. Любая личность проходит через множество испытаний каждый день: ссоры, переживания, разговоры и прочее. Величина этой способности каждого человека зависит от масштаба происходящих событий.
Анализируя самих себя, мы примеряем роль собственного психолога. При этом сами выявляем проблему и постепенно решаем ее, получая схему дальнейших поступков.
Рекомендуем: Психология поведения человека
Человек, обладающий «живым» умом, не нуждается в большом объеме информации для глубокого размышления, ему достаточно и капли. Достичь высокого уровня развития данного навыка можно с помощью осмысления прочитанных книг. Как много времени занимают размышления о прочитанной книге, просмотренном фильме или увиденной картине в вашем внутреннем мире?
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Такие мысли, проецирование на себя событий, происходящих там (в книге, фильме), и являются своеобразным тренингом по рефлексии. Также вы можете зафиксировать волнующие вас вопросы на бумаге, выделив каждый ярким маркером. Классифицируйте их, найдите в них общее и начинайте анализировать.
Существуют разные способы, подходы к рефлексии, один из них основывается на том, что женщины имеют глубокий навык самоанализа. С чем это связано? Якобы девушки обладают более тонкой душевной организацией и именно поэтому более склонны к такой деятельности, но научных доказательств этому не существует.
У ученых имеются только наблюдения, которые они подвергают анализу.
Приведем примеры. Женщины, у которых рефлексия менее развита, часто отстаивают свое мнение, при этом ущемляя других. Проще говоря, это скандалистки-склочницы, которые не отличаются блестящим умом. Женщины же, обладающие высоким уровнем этого навыка, напротив, скандалов не любят, они тактично уходят от конфликтов, решая все вопросы мирным путем.
С мужчинами все наоборот: те, кто обладает высоким уровнем, ринутся в бой, отстаивая свое мнение и интересы, а вот те, у кого более низкий уровень, проявляют приспособленческие черты характера.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Польза и применение
Для чего нужна рефлексия? Зачем ее используют, и как часто ее применяют люди в повседневной жизни?
Этот навык служит толчком, который необходим для создания чего-то нового. С его помощью мы конструируем картину действий, подвергаем ее обработке, то есть анализируем. Таким путем мы совершенствуем самих себя и стремимся к новым высотам.
Рекомендуем: Предрассудки — это
Этот навык применим во всех областях нашей жизни. Личная это сфера или профессиональная – не имеет значения, он может присутствовать везде, являясь частью любого процесса. С ним мы не пускаем все на самотек, мы берем поводья своей судьбы в руки и управляем ею, в противном случае можем растеряться и заблудиться, запутавшись в гуще спутанных мыслей.
Многие ошибочно принимают рефлексию за самосознание, где происходит ориентация на самого себя. Все мы рождаемся с нулевой степенью развития этого навыка. Лишь в процессе своего роста и развития человек приобретает способность осмысливать происходящие, подвергать критике и сомнениям собственные действия. Как только это произошло, значит, рефлексия зародилась и начался период духовного роста личности.
Все мы анализируем по-разному. Не может одно и то же действие разных людей быть отрефлексировано одинаково. Каждый из них проанализирует его по собственному, личному механизму.
Это зависит и от пола, и от возраста, и от глубины самого навыка. Однако механизм рефлексии не вечен. Она с возрастом замедляется, а к концу жизненного пути и вовсе прекращает свой ход.
Без такого навыка, как рефлексия, мы стояли бы на месте, не получали бы духовного развития, не имели бы возможности творить. Саморазвитие собственного внутреннего мира делает нас выше и лучше. Автор: Вера Чугуевская
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:
www.grc-eka.ru
Определение что такое рефлексия: в психологии и педагогике
Что такое рефлексия?Доброе утро, дорогие мои читатели! Сегодня решила заняться просветительской деятельностью, а именно просветить себя в первую очередь, а заодно кого-то из Вас. Не сочтите за дерзость, я не набиваюсь в учителя. Просто, как и большинство людей нашего общества, страдаю тем, что часто не знаю значения новых слов. Не так давно меня спросили о том, как использовать рефлексию в своей деятельности? Думаю, что это понятие известно лишь узкому числу специалистов, так или иначе занимающихся работой с людьми. Итак, что же такое рефлексия? Давайте разберемся. Для начала дадим определение что такое рефлексия.
Толковый словарь Ожегова говорит, что рефлЕксия (ударение на вторую Е) — это самоанализ. Проще говоря размышление о самом себе, о том, что ты сделал и какую это имело пользу, или наоборот, что не сделал и каковы причины этого.
Исследовать это явление начал Сократ. В России же о нем (о явлении) заговорили лишь в начале 20 столетия в связи с приходом «Серебряного века», где центром вселенной считали личность, собственное Я. Оказывается, рефлексия является предметом изучения многих наук, таких как психология, философия, социология, педагогика и других. Различают различные роли и виды рефлексии. Но обо всем по порядку.
Рефлексия в психологии.
Именно психологи назвали самокопание рефлексией. Под этим словом они понимают навык, который позволяет контролировать не только внимание, но и собственные мысли. Говоря простым языком, это умение человека видеть себя со стороны, глазами других людей, и не просто видеть, а давать оценку своим действия, как положительную, так и отрицательную. Психологи считают, что глубина самоанализа напрямую зависит от уровня образования и воспитания.
Рефлексия в философии.
Философы определяют рефлексию как набор теоретических знаний у человека, с помощью которых он может сформировать в себе взгляды на религию, культуру, общество, науку и искусство. Говоря простым языком, философия считает, что с помощью самоанализа человек развивается духовно.
Например, пришла я на выставку, задала вопрос экскурсоводу, а он высокомерно дал мне понять, что это «элементарные вещи, которые должен знать каждый». Всю дорогу домой я ставила себя на место экскурсовода и видела себя ЕГО глазами (вот вам рефлексия). В результате чего, для себя решила изучить этот вопрос досконально. Таким образом, рефлексия в философии — это метод познания эстетических сторон жизни.
Рефлексия в социологии.
Социальная рефлексия — это наиболее близкий каждому из нас метод самоанализа. Мы живем в социуме, следовательно, социум влияет на нас, а мы ищем наиболее приемлемые способы существования в этом социуме. То есть мы ежеминутно анализируем свои отношения с окружающим нас миром, с окружающими людьми и ищем наиболее приемлемые пути взаимодействия с окружающей действительностью.
К примеру, совершенно посторонний человек сделал доброе дело по отношению к вам, вы стараетесь отплатить ему тем же или принимаете это как должное? Выбор за вами. И выбор этот зависит от вашего характера и воспитания. Это и есть социальная рефлексия.
Педагогика и рефлексия.
Ну вот мы и добрались до той рефлексии, которая заставила меня переработать тонны информации и совершить «философскую рефлексию». В педагогику этот термин пришел гораздо позже, буквально лет 10 назад, когда назрела реформа в образовании.
Различают рефлексию педагога и рефлексию ученика. В первом случае педагог должен видеть себя со стороны глазами детей, родителей коллег. «Все ли удалось на уроке? Достиг ли я поставленных целей? Состоялся ли я как учитель?» — вот лишь малая часть вопросов, которые должен задавать себе каждый учитель на любом этапе своей педагогической деятельности.
В свою очередь ученик должен уметь оценить свою работу, поставить сам себе объективную оценку, оценить степень и глубину полученных знаний. На деле это сводится к развитию у ученика способности не занижать свою самооценку и результаты своего труда, а объективно их оценивать («Да, я молодец, но вот здесь стоит еще доработать», «Я упорно трудился и поэтому достоин получить высший бал», «Именно потому, что я не подготовился к уроку, мне поставили неудовлетворительную оценку» и т.д.).
Итак, мы выяснили, что рефлексия — это не что иное, как способность человека к самоанализу, в результате которого он видит себя глазами окружающих, а как следствие принимает правильное решение о дальнейшем поведении в обществе.
Выше я упоминала еще и о видах рефлексии. Коротко скажу и о них.
Виды рефлексии
а) физическая (сделал ли работу в срок, выполнил ли все упражнения тщательно, получил ли физическое удовлетворение от проделанной работы)
б) сенсорная (внутренний комфорт или дискомфорт)
в) интеллектуальная (трудности, которые возникают при изучении нового)
г) духовная (осознание своей роли в огромном мире)
Итак, рефлексия в структуре сознания каждого человека необходима, ведь она помогает нам познавать новое, воспитывать себя как личность, адекватно оценивать свои поступки, создавать гармоничный мир внутри себя.
Ну и в заключении давайте вместе «порефлексируем». Что дало мне написание этой статьи? Во — первых, я узнала множество интересных фактов, связанных с историей появления и видов рефлексии. Во — вторых, я поняла, что не все действия и поступки анализируются, следовательно, некоторые из них не несут с собой пользы для меня как личности и для человека.
Таким образом, запустился механизм «пересмотрения» личностных ценностей, жизненных ориентиров. Теперь ответьте и Вы на вопрос: «Что дало Вам прочтение или изучение этой информации? Напишите в комментариях, была ли она полезна именно для Вас. И до встречи в следующей статье.
Понравилась статья? Поделитесь с другими!lightsolo.ru