Примеры штампов в русском языке – Речевые штампы: убийцы текстов

Содержание

Штампы и клише в текстах. Почему они вредны и как их избегать?


   

Какими были последние 3 текста, которые вы переслали друзьям? Или которыми поделились на своей страничке (только если не пытались выиграть роллы за репост)? Попробую угадать:

  • Тексты содержали новую для вас информацию.
  • Язык был емким, образным, конкретным и, вероятно, с метким и хлестким юмором.
  • Эти статьи вызвали эмоции, захватили ваше внимание с первого предложения и удерживали его до последнего.

Уверена на 99%, что эти тексты НЕ начинались со слов «Ни для кого не секрет», «Всем известно и «Как говорится». В этих материалах НЕ было «гибкой системы скидок», «гарантированного результата», «лидера на рынке» и «команды профессионалов». 

Так почему же тысячи текстов изобилуют именно такими “мертвыми фразами”? Поговорим о штампах и клише в текстах: откуда они взялись и почему нельзя допускать их использования в материалах. 

О происхождении штампов в копирайтинге

Во времена средневекового SEO копирайтеры писали тексты тоннами,  т.к. для каждого запроса необходима была своя статья. На качество и читабельность никто не смотрел, важно было выдать 1500 знаков с двумя точными вхождениями и тремя разбавленными. 

В таком конвейере предсказуемо появились речевые шаблоны, готовые фразы на все случаи жизни, которые облегчали и убыстряли работу авторам.

Надо было лишь менять их местами, разбавлять другими словами и синонимами – и технически уникальный текст был готов.

К счастью, роботы поисковых систем поумнели,  и продвинуть в ТОП такие тексты стало невозможно. Акцент сместился с технической на смысловую уникальность и полезность.

Но поисковые системы до сих пор плохо считывают речевые ошибки, к которым и относятся штампы и клише. Зато их отлично видят читатели, которые быстро закрывают низкокачественные тексты, не совершают конверсионные действия и не делятся низкосортными материалами. 

Иными словами, ваши статьи получают низкие поведенческие факторы и социальные сигналы,  а это сегодня равносильно приговору. 

Примеры штампов в текстах копирайтеров

Штамп – это затертое, избитое выражение, которое когда-то было экспрессивным. Штамп – как бородатый анекдот: никому уже не смешно, и рассказчик выглядит скорее глупо, чем остроумно.

Выражение, которое до вас использовали тысячу раз, не может добавить в ваш текст новизны, экспертности и уникальности. Ниже приведены примеры раздражительных штампов:

       
  • Божественный вкус / аромат – есть же столько неизбитых эпитетов: пленительный, бесподобный, умопомрачительный, крышесносный, в конце концов…
  • Скоро Новый год / 8 марта, а это значит… – штамп встречается в каждом втором предпраздничном тексте.
  • Стало визитной карточкой – фраза превратилась в штамп еще до того, как появилось SEO.
  • Гибкая ценовая политика – бессмысленный набор слов.
  • Не отказываете себе в… / откройте для себя… – вообще убирать из текстов. Откуда такой стереотип, что аудитория постоянно себе во всем отказывает?
  • Современный дизайн, комфорт и надежность – это описание любого автомобиля любой марки и модели. И половины бытовой техники. Рекомендация – не использовать эти штампы вообще. 
  • Уникальный, эксклюзивный, инновационный – эпитеты, растратившие всякий смысл от частого использования. Причем использования не к месту, без знания истинного лексического значения слова («уникальный шанс нарастить ресницы у нашего ведущего мастера»
    серьезно? уникальный? единственный в своем роде?).
  • Окунитесь в атмосферу – заменять полностью. Заезжено без шансов на реанимацию.
  • Работаем для вас! Заботимся о вас! Исполняем ваши мечты! Мечты сбываются! Все эти цветистые фразы уже были использованы много раз. Придумайте что-нибудь новенькое.

Иногда заказчики настаивают на использовании тех или иных штампов (так происходит, например, в автомобильной тематике, где все тексты практически идентичны).

Спорить с корпоративным стилем бесполезно, но можем хотя бы порекомендовать окружить эти штампы максимально уникальным контентом.

Примеры клише в текстах

Клише – это готовые шаблоны, стереотипы, стандартные фразы. В отличие от штампов, в клише никогда не было экспрессивности, но они уже настолько всем надоели, что начинают цеплять взгляд, отвлекать внимание и раздражать. Делают язык текста блеклым и неинтересным. 

  • В лучших традициях.
  • Ведущий производитель.
  • Взаимовыгодное сотрудничество.
  • Высококвалифицированный.
  • Гарантированный результат.
  • Гарантия качества.
  • Заказы любой степени сложности.
  • Исходя из ваших потребностей.
  • Количество ограничено.
  • Комплекс услуг / спектр услуг.
  • Мировые стандарты качества.
  • Скидки постоянным клиентам и пр.

У нас есть отдельная статья, посвященная “особо опасным” штампам и клише в копирайтинге, которых следует всегда избегать. 

Чем опасны штампы и клише

«Динамично развивающаяся команда профессионалов» из 2000-х создала много живучего словесного мусора, который до сих пор активно используется в текстах. А ведь вреда от них предостаточно: 

  1. Штампы и клише – это речевая ошибка. А это значит, что текст, в котором они содержатся,  не может считаться грамотным.
  2. Их использование выдает непрофессионализм копирайтера (или его небрежное отношение к заказу).
  3. Они вызывают негатив у аудитории. Сейчас уже никого не обманешь «гарантированным результатом», «демократичными ценами» и «максимальным эффектом».
  4. Эти избитые фразы увеличивают такой показатель, как водность текста.
  5. Тексты со штампами и клише неэффективны для продвижения. Они увеличивают процент отказов, уменьшают глубину просмотра и время на сайте.

Как избавиться от штампов и клише? Просто начните писать проще и конкретнее. Не «команда профессионалов», а «у всех наших сотрудников есть степень MBA». Так и текст «уникальнее», и преимущество более интересное, и от конкурентов отстроились!

Добра вам! 

⛔️ 10 ОШИБОК: ИЗБАВЛЯЕМСЯ ОТ ШТАМПОВ И КЛИШЕ ⛔️

✔️ ПРОЙТИ ТЕСТ (ПОЯВИТСЯ ЗДЕСЬ ЖЕ)

Что такое “штампы”:

речевые шаблоны с экспрессивной окраской;
речевые шаблоны без экспрессивной окраски;
идиоматические выражения;
штуки, которыми печати ставят.

Правильно!

Неправильно ...

Continue >>

Чем вредны штампы в текстах?

их считывают поисковые роботы и понижают позиции в поиске;
они вредят технической уникальности;
из-за них статьи получают низкие поведенческие факторы и социальные сигналы;
а кто штампует статьи в интернете?

Правильно!

Неправильно ...

Continue >>

Какое из этих выражение не является штампом:

гибкая система скидок;
взять кредит под грабительский процент;
индивидуальный подход к каждому клиенту;
проценты по кредиту снимут с вас последние носки.

Правильно!

Неправильно ...

Continue >>

Что такое “клише”:

готовые шаблоны, стереотипы, стандартные фразы без экспрессивной окраски;
готовые шаблоны, стереотипы, стандартные фразы с экспрессивной окраской; крылатые выражения;
что-то вроде джинсов-клеш?

Правильно!

Неправильно ...

Continue >>

Какое из этих выражений не является клише:

ведущий производитель;
гарантия 8 лет;
гарантия качества;
динамично развивающаяся компания;
высококвалифицированные сотрудники.

Правильно!

Неправильно ...

Continue >>

Являются ли штампы и клише речевыми ошибками:

Правильно!

Неправильно ...

Continue >>

Штампы и клише говорят о:

непрофессионализме автора и его небрежном отношении к работе;
профессионализме автора и умении ввернуть забористое выражение;
том, что копирайтер старался написать грамотно;
о том, что текст отличный и написан как у всех динамично развивающихся компаний.

Правильно!

Неправильно ...

Continue >>

Какой показатель увеличивают штампы и клише:

заспамленность текста;
тошноту текста;
водность текста;
уникальность текста.

Правильно!

Неправильно ...

Continue >>

Избитые фразы вызывают у читателей:

не вызывают никакой реакции;
аллергию и отек легких.

Правильно!

Неправильно ...

Continue >>

Эффективны ли штампы и клише для продвижения:

конечно, у всех лидеров рынка тексты со штампами и клише.

Правильно!

Неправильно ...

Continue >>

Нажмите "Поделиться", чтобы увидеть ваши результаты!