Примеры заключений психологических: Образец психологического заключения ребенка — Центр психологии и права «Покров»

Примеры заключения по данным психологического исследования

  • формат docx
  • размер 278.73 КБ
  • добавлен 22 июля 2011 г.

Пример заключений , созданных на базе Запорожской психиатрической больницы.
Дифференциальная диагностика. Патопсихологический и нейропсихологический вывод. Подробное описание характера выполнения заданий пациентом. Описание нарушений ВПФ по функциям.

Смотрите также

  • формат djvu
  • размер 4.18 МБ
  • добавлен 27 июня 2010 г.

Изд-во «Медицина» УзССР, Ташкент, 1970 год, 176 стр. В книге излагаются основные принципы экспериментально-психологического исследования психически больных, описываются наиболее часто употребляющиеся для этого экспериментально-психологические методики, сообщаются сведения об особенностях, обнаруживаемых при исследовании больных шизофренией, олигофренией, эпилепсией, церебральным атеросклерозом, старческими психозами.

Указано значение результатов…

Дисертация

  • формат doc
  • размер 560 КБ
  • добавлен 26 декабря 2011 г.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. – Санкт-Петербург. — 2011. – 50 стр. Специальность: 19.00.04 – медицинская психология. Цель: разработка и обоснование психологической концепции кризисов идентичности студентов вузов, включающей методологию, феноменологию, типологию дезадаптивных состояний, принципы диагностики, комплексную модель медико-психологического сопровождения. Объект исследования: студенты в…

Дисертация

  • формат pdf
  • размер 284.95 КБ
  • добавлен 16 ноября 2011 г.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – СПГПМА. — Санкт-Петербург., — 2009 — 24 стр. Специальность: 19.00.04 — медицинская психология. Научный руководитель – кандидат медицинских наук, доцент Исаев Дмитрий Дмитриевич. Аннотация. Цель исследования: изучение и описание психологических особенностей ВИЧ-инфицированных, положительно или отрицательно влияющих на способность организма противостоять разрушаю…

Дисертация

  • формат doc
  • размер 273.89 КБ
  • добавлен 16 ноября 2011 г.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – СПГПМА. — Санкт-Петербург., — 2009 — 24 стр. Специальность: 19. 00.04 — медицинская психология. Научный руководитель – кандидат медицинских наук, доцент Исаев Дмитрий Дмитриевич. Аннотация. Цель исследования: изучение и описание психологических особенностей ВИЧ-инфицированных, положительно или отрицательно влияющих на способность организма противостоять разрушаю…

Контрольная работа

  • формат rtf
  • размер 146.97 КБ
  • добавлен 25 февраля 2011 г.

Введение. этапы психологического исследования. Подготовительный этап. Основной этап. Заключительный этап. Заключение. Список литературы.

Курсовая работа

  • формат doc
  • размер 188 КБ
  • добавлен 22 декабря 2010 г.

Российский Государственный Социальный Университет Факультет психологии, социальной медицины и реабилитационных технологий 47 стр. Оглавление. Введение. Основные начала, принципы и методы проведения патопсихологического эксперимента. Сущность патопсихологического эксперимента. Принципы патопсихологического экспериментального исследования. Беседа и наблюдение в структуре патопсихологического эксперимента. Основные этапы осуществления патопсихолог…

Практикум

  • формат doc
  • размер 123 КБ
  • добавлен 22 сентября 2011 г.

Информ. портал «Медицинская психология». 2011. – 20 с. Методические рекомендации содержат основные положения деятельности практического патопсихолога психиатрических больниц и адресованы главным врачам психиатрических учреждений для руководства и контроля за патопсихологической работой и психологам в качестве методических указаний в практической работе.

Методическое письмо подготовили: Руководитель лаборатории клинической и экспериментальной псих…

  • формат doc
  • размер 525.5 КБ
  • добавлен 17 мая 2011 г.

Содержание: Требования к психологическому обследованию и принципы его построения. Содержание и объём деятельности клинического психолога в области психодиагностики. Анализ и оценка состояния психических процессов. Методики для экспериментально-психологического исследования психических процессов. Анализ личности. Методы исследования личности. Подготовка и проведение патопсихологического обследования. Основные патопсихологические (психоаномальные)…

Дисертация

  • формат pdf
  • размер 550.68 КБ
  • добавлен 13 декабря 2011 г.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Санкт-Петербург., — 2011 — 24 стр. Специальность: 19.00.04 — медицинская психология. Научный руководитель – доктор психологических наук, доктор медицинских наук профессор Виктор Юрьевич Рыбников. Аннотация. Цель исследования — оценка психологического статуса ликвидаторов аварии на ЧАЭС в отдаленном периоде (ЛАК-25) и обоснования рекомендаций по медико-психологи…

  • формат doc
  • размер 21.68 КБ
  • добавлен 01 марта 2011 г.

Введение. Использование экспериментального метода. Области применения психологического эксперимента. Основные принципы построения психологического эксперимента. Этапы психологического эксперимента. формулировка задачи. ознакомление с историей болезни. беседа с больным.

подбор методик. выявление мотивов к исследованию. анализ полученных данных. заключение. Заключение. Список используемой литературы. Приложение.

§ 4. Психологическое заключение и психологический диагноз

По характеру проработанности психологическое заключение подразделяется на два вида: первичное и итоговое, уточненное. По аналогии с медицинскими вариантами первичного и уточненного диагноза вначале формулируется только первичное заключение, после обработки всего комплекса данных — итоговое.

Итоговое психологическое заключение является либо конечным этапом диагностического процесса деятельности психолога, либо только составной частью общего заключения «диагноза» в том, например, случае, когда психологическое исследование проведено для уточнения клинико-психологической структуры нарушения. Диагноз выставляется врачом (детским психиатром или невропатологом) при совместном обсуждении полученных результатов с психологом.

Выделение вариантов психологического заключения в известной степени условно, поскольку итоговое психологическое заключение при любом повторном обследовании или обращении клиента переходит в разряд первичного уточненного. Психологическая реальность не является в полном объеме стабильной и неизменной. Даже при олигофрении, благодаря правильной коррекционно-воспитательной работе с ребенком, имеют место положительные сдвиги.

Психологическое заключение должно быть кратким, но по возможности наиболее полно отражать характер выявленных нарушений применительно к целям обследования:

· клиническая практика — объективизация психологической структуры психопатологического состояния для его квалификации или дифференциальной диагностики;

· экспертиза эффективности лечебного или учебного процесса — фиксация состояния ребенка на данный момент;

· школьная практика — определение основных параметров психологической структуры нарушения развития применительно к учебному процессу.

Психологическое заключение может быть написано и в свободной форме, однако использование различных схем заключения, как показывает практика, объективирует и унифицирует работу психолога, помогая выделять ключевые факты среди полученных, дифференцировать существенное и второстепенное. Варианты схемы заключения разработаны различными авторами. Рассмотрим схему, предложенную М. М. и Н. Я. Семаго.

А. Общая часть заключения ‘

1. Основные паспортные данные ребенка.

2. Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, сопровождавших ребенка на консультацию.

3. Наиболее важные анамнестические данные.

4. Специфика внешности и поведения ребенка в процессе обследования, в том числе его эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию (критичность и адекватность).

5. Сформированность регуляторных функций.

6. Общая оценка операциональных характеристик деятельности в различные моменты обследования (в том числе и ее динамический аспект).

7. Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы.

8. Характеристики эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения.

Б. Специальная часть

1. Психологический диагноз.

2. Вероятностный прогноз развития.

3. Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

Общая часть заключения ориентирована не только на специалистов, но и на тех педагогов, кто имеет непосредственный контакт с ребенком. В этой части раскрываются не только трудности и особенности развития ребенка, но и методы, благоприятные для обучения: особые формы работы, передачи материала и т.д. Желательно по мере возможности отметить выявившиеся в ходе диагностики «сильные» стороны ребенка, способные стать дополнительными средствами компенсации имеющихся трудностей.

Только при условии, что все специалисты полностью осведомлены об особенностях развития ребенка и используют эти знания в своей работе, можно построить действительно эффективную коррекционно-развивающую работу, основанную на целостном интегративном подходе. Однако «открытость» информации о ребенке должна быть подчинена деонтологическому принципу ее неразглашения, учитывая интересы ребенка и его близких.

Психологическое заключение и комплексный клинико-психологический диагноз состояния являются «дефинициями внутреннего пользования». Варианты комплексного (коллегиального) заключения, предназначенные для неспециалистов, формулируются и оформляются в соответствии с принятыми рекомендациями. Специальная часть заключения адресована непосредственно психологу и другим специалистам «внеурочного плана», участвующим в сопровождении ребенка, оказании ему специальной помощи. В связи с ее особой важностью рассмотрим эту часть подробнее.

Понятие психологического диагноза нельзя считать достаточно разработанным в современной психологии. В практике этот термин применяется часто в очень широком и неопределенном смысле как констатация количественной и качественной характеристики того или иного признака. В психометрии диагноз является производным от процедур тестового измерения, а психодиагностика определяется как идентификация психологических характеристик индивида с помощью специальных методов. Предпосылки содержательного подхода к определению психологического диагноза были намечены Л. С. Выготским и развивались позднее Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. Ф. Талызиной и др.

Цель диагностического процесса — ответить на психологические вопросы и подготовить фундамент для решения проблемы. Целостность процесса оказания психологической помощи отражает принцип единства диагностики и коррекции. В этом плане сохраняют свою актуальность мысли Выготского о том, что качество постановки диагноза определяется не только качеством диагностической методики, но и профессиональными знаниями, способностями и навыками психодиагноста: умение интерпретировать, расшифровывать иероглифы — основное условие для того, чтобы перед исследователем открылась осмысленная картина личности и поведения ребенка.

Выготский неоднократно отмечал, что тщательное обследование должно вестись специалистом, осведомленным в вопросах психопатологии, дефектологии и лечебной педагогики. Он подчеркивал, что конечной целевой установкой педологического изучения ребенка должно быть педологическое или лечебно-педагогическое назначение — т. е. вся система коррекционных индивидуально-педагогических мероприятий как важнейшая практическая часть исследования одна только и может доказать его истинность, сообщит ему смысл.

Чтобы более глубоко и тонко определить причины того или иного психологического явления, психолог должен уметь сочетать данные наблюдения и свои собственные впечатления с заключениями, полученными в результате применения тестовых и других объективных методик. При этом ему следует творчески истолковывать симптомы. Начало научного знания — в точном наблюдении, тщательном и творческом мышлении а не в накоплении только лабораторных данных, подчеркивает позднее К. Роджерс.

Единственно научный путь построения психологического диагноза — квалификация данного этапа развития ребенка в контексте этапов и закономерностей всего психологического онтогенеза, исследование механизмов формирования установленных трудностей. Никоим образом в центре психологического диагноза не должны оказываться негативные или болезненные проявления, он всегда должен иметь в виду сложную структуру личности. В плане изучения конкретного случая это означает применение двустороннего анализа: с одной стороны, «расчленение психологических функций» с выяснением их качественного своеобразия; с другой — установление структурных и функциональных связей между развитием отдельных сторон личности.

Сложность структуры отклоняющегося развития ребенка любого варианта дизонтогенеза, определяемая взаимообусловленным сочетанием органических и психофизических факторов с приобретенными вторичными отклонениями, обусловливает необходимость комплексного, мультимодального подхода и к изучению его развития, и к постановке диагноза.

Клинический (нозологический) диагноз требует констатации, описания и сведения к той или иной диагностической формуле выявляемых у ребенка симптомов, которые структурируются в определенном синдроме. Клинический диагноз основной практической целью ставит оказание врачебной помощи в виде определенных медикаментозно-терапевтических схем. Задача комплексной психолого-педагогической коррекции выявляемых у ребенка дефицитов и искажений развития определяет роль клинического диагноза как первичного, ориентировочного, приблизительного знания, если, конечно, он не рассматривается лишь как средство селекции (И. А. Коробейников).

Оказание необходимой ребенку с отклонениями или нарушениями развития помощи во многом выходит за границы чисто врачебной компетенции, поэтому в клинической психологии и психиатрии вводится понятие функционального диагноза. Согласно В. В. Ковалеву, это диагноз индивидуальных особенностей заболевания, болезненных изменений и сохранных свойств личности, реакции личности на болезнь, преморбидного (доболезненного) состояния социальной адаптации и ее возможностей в условиях болезни. Специалистами практически единодушно подчеркивается неразрывная связь функционального и клинического диагнозов, отражающая единство биологического и социального в диагностике.

Если диагноз понимается как прежде всего основа оказания реальной помощи ребенку, то говорят о динамическом соотношении нозологического и функционального диагноза, определяемого, с одной стороны, спецификой и выраженностью психических расстройств (клиническая составляющая), с другой — характером и индивидуальным содержанием проблем психического развития и социальной адаптации ребенка (социально-психологическая составляющая). В случаях, квалифицируемых как резидуальные состояния, например психическое недоразвитие, функциональный диагноз является ведущим, так как только на его основе возможна своевременная и полноценная коррекция нарушений развития ребенка.

Отношение специалистов к понятию «психологический диагноз» неоднозначно. Отдельные авторы считают, что прямое использование его в психологической практике не совсем корректно, так как за ним стоит определенный клинический контекст, стереотип восприятия, а как бы квалифицированно ни было проведено исследование психологом, до уровня врачебного диагноза его результаты не поднимаются. Аналогичная ситуация имеет место в логопедии: учитель-логопед также занимается диагностикой, формулируя «речевое заключение», но не ставит «диагноза».

В то же время имеющиеся определения понятия «психологический диагноз» не дифференцируют его достаточно четко от «психологического заключения», что видно из следующего определения: психологический диагноз — это формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности.

Психологический диагноз является основной целью и конечным результатом психодиагностики. Психодиагностика отклоняющегося развития направлена на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целями:

· оценки их актуального состояния,

· прогноза дальнейшего развития,

· разработки рекомендаций, определяемых задачами обследования.

Таким образом, предметом психологического диагноза является установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и патологии. Важнейший элемент диагноза — необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

В целом психологический диагноз может быть определен как отнесение состояния ребенка к устойчивой совокупности психологических переменных, обусловливающих определенные параметры его деятельности или состояния (А. Ф. Ануфриев).

Психологический диагноз может устанавливаться на разных уровнях.

1. Симптоматический или эмпирический диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз не является собственно научным (и профессиональным), поскольку, как было сказано выше, установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.

2. Этиологический диагноз учитывает не только наличие определенных характеристик и симптомов, но и причины их появления.

3. Типологический диагноз (высший уровень) состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента. Диагноз не просто ставится по результатам обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в так называемых жизненных ситуациях. Большое значение имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

Недопустимо употребление в психологическом диагнозе медицинских (нозологических) понятий, таких как «ЗПР», «психопатия», «невротические состояния» и др. Этим психолог не только нарушает деонтологические принципы, но и выходит за пределы содержания своего профессионального поля. Для более полного понимания различий между клиническими и психологическими диагнозами рассмотрим следующий пример:

Сережа К. — 8 лет 4 мес.

Психологическое заключение (диагноз). Стойкое нарушение учебной деятельности (состояние неуспеваемости) специфического характера, проявляющееся в плохо сформированных навыках и отсутствии учебных интересов (позиции школьника). Нарушение произвольной регуляции и познавательной деятельности по типу незрелости преимущественно вербального компонента структуры интеллекта. В структуре нарушений произвольной деятельности выявлены нарушения умственной работоспособности (плохая концентрация, трудности переключения и распределения внимания, признаки утомляемости, снижение продуктивности в процессе выполнения заданий). Нарушение межличностных отношений со сверстниками в результате эмоциональной незрелости ребенка.

Клинический диагноз. Задержка психического развития церебрально-органического генеза с незрелостью эмоционально-волевой сферы и признаками церебрастении рези дуально-органического происхождения, нарушением структуры регуляции произвольных форм деятельности, сочетающейся с несформированностью словесно-логического мышления.

Как подчеркивал К. Роджерс, необходимо понимать, что получаемые психологические данные отличаются и должны отличаться определенной, допустимой степенью неточности. Выводы всегда относительны, поскольку делаются на основании экспериментов или наблюдений, проведенных по одной или нескольким из возможных методик и с использованием одного из возможных способов интерпретации данных.

В. И. Лубовский замечает, что при квалификации отклонения в развитии ребенка лучше недооценить, чем переоценить степень тяжести нарушения.

Значительные трудности в постановке диагноза могут быть связаны с недостаточно четким представлением психолога о границах своей профессиональной компетенции. Важно, чтобы в тех случаях, когда возникают сомнения в характере выявленных нарушений, психолог не пытался сам поставить диагноз, а рекомендовал родителям обратиться к соответствующим специалистам. То же относится и к проблеме социальных факторов, обусловивших ту или иную психологическую характеристику ребенка (например, в случаях наркотической зависимости). Психологический диагноз должен ставиться психологом в строгом соответствии с профессиональной компетенцией и на том уровне, на котором может осуществиться конкретная психолого-педагогическая коррекция или другая психологическая помощь.

Формулировка диагноза обязательно должна содержать и психологический прогноз — предсказание на основе всех пройденных до сих пор этапов исследования пути и характера дальнейшего развития ребенка. Прогноз должен учитывать: а) условия проведения с ребенком своевременной необходимой работы и б) условия отсутствия такой своевременной работы. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Одним из важнейших аспектов составления прогноза развития является понимание общей динамики развития ребенка, представление о его компенсаторных возможностях.

Проиллюстрируем вышеприведенные положения примером из книги И. Ф. Марковской «Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика)» (в сокращенном виде).

Андрей А. — 7 лет 6 мес. Ученик подготовительного класса школы-интерната для детей с ЗПР. Обследован в конце первого года обучения.

Жалобы. Чрезмерно подвижен, возбудим, утомляем, боится темноты, страдает ночным энурезом.

Анамнез включает сведения о родителях, младшем брате, беременности матери, перенесенных ребенком заболеваниях, его психофизическом развитии до момента обследования.

Психический статус. Во время беседы охотно отвечает на вопросы, но несколько беспокоен. Выглядит утомленным. Мимика маловыразительная. Голос приглушенный, недостаточно модулированный.

В интернате любит быть в центре внимания, с детьми дружен, однако стойких привязанностей не имеет. Настроение чаще повышенное, но эмоционально неустойчив, вспыльчив, драчлив. От обиды громко плачет, с жалобами бежит к воспитателю, но на неприятных переживаниях долго не фиксируется. Чрезмерно подвижный, ловкий, любит спортивные игры, но неряшлив, несобран, разбрасывает и часто теряет свои вещи. Нередко грубит взрослым. Неоднократно брал без разрешения чужие гостинцы и, не смущаясь, признавался в проступке. С удовольствием слушает чтение детских книг, хорошо запоминает прочитанное. Проявляет интерес к природе, охотно соглашается работать в школьном саду.

На уроках вертится, подпрыгивает и сползает на пол, толкает сидящих рядом детей, рвет бумажки, чертит на обложках, громко выкрикивает: «А когда пойдем гулять? А когда пойдем обедать?» Не следит за тем, что происходит в классе, никогда не выполняет требований учителя с первого раза. К заданиям приступает позже других, даже после неоднократно повторенного объяснения переспрашивает: «А что писать? Я забыл!» В начале урока бывает активным, дает правильные ответы, но вскоре начинает выполнять задание небрежно, торопливо, отвечает невпопад. Получив плохую отметку, вообще отказывается выполнять задание. «Двойки» зачеркивает или переправляет их на «пятерки». На уроках труда раздражается при первой неудаче.

На начальных этапах обучения возникали трудности в звуковом анализе слов, долго смешивал понятия «звук — слог», «слоги — слова». Испытывает трудности при решении задач на нахождение остатка. В целом с программой справляется. Научился соотносить печатные и письменные буквы, усвоил смысл понятий «больше» и «меньше», решает задачи на нахождение суммы.

Психологическое исследование показало выраженную истощаемость, нестойкость и плохое распределение внимания, колебания продуктивности и целенаправленности даже в пределах одного задания.

При выполнении предметной классификации правильно понимает инструкцию, но начинает работать только с ограниченным количеством картинок: выкладывает много одноименных групп и одиночных карточек, торопится, отвлекается. Однако при организующей помощи экспериментатора (просьба не отвлекаться, не торопиться) с заданием справляется, классификацию осуществляет по родовому признаку. Рассказ со скрытым смыслом понимает правильно. Серию сюжетных картинок раскладывает без ошибок. Задания на исключение 4-го лишнего предмета выполняет правильно, но в большинстве случаев затрудняется в словесном обосновании принципа решения. По данным теста Векслера, НИП — 93, ВИП — 88, ОИП — 90. Задания невербального характера выполняет успешнее, особенно если они проводятся без ограничения времени.

Заключение. Нарушения познавательной деятельности обусловлены прежде всего психической незрелостью. В эмоциональном облике преобладают черты инфантильности: непосредственность, беззаботная веселость, доверчивость, неустойчивость настроения, кратковременность переживания, игровой характер интересов. Важно отметить, что повышенный фон настроения у мальчика имеет эйфорический оттенок, сочетается с чрезмерной аффективной возбудимостью и двигательной расторможенностью, а непосредственность часто проявляется в нелепости, неадекватности эмоциональных реакций и поведения, непонимании ситуации и собственной некритичности. Трудности волевых усилий, невыраженность интеллектуальных интересов, быстрая пресыщаемость в тех видах деятельности, которые не вызывают ярких, эмоционально заряженных впечатлений, — все это препятствует формированию стойкой учебной мотивации, необходимой для самостоятельной познавательной активности.

Задержка интеллектуального развития проявляется в недифференцированности ряда простых понятий и представлений, ограниченном словарном запасе при достаточной способности вычленять родовые признаки предметов, устанавливать причинно-следственные связи на наглядном уровне осмысления. Таким образом, трудности формирования школьных навыков связаны прежде всего с недостаточностью предпосылок к полноценной интеллектуальной деятельности при достаточной сообразительности в пределах усвоенных знаний. Функциональная недостаточность ВПФ имеет нестойкий характер и проявляется в состоянии легко возникающего истощения психического тонуса.

Клинический диагноз. Церебрально-органическая ЗПР с преобладанием незрелости эмоциональной сферы (органический инфантилизм по типу психической неустойчивости).

Прогноз благоприятен: мальчик хорошо использует помощь, способен замечать свои ошибки. Эмоциональная стимуляция, усиление речевого контроля и речевой регуляции, организация отсроченного ответа обычно приводят к нормализации действий. Адекватные условия обучения при систематическом лечении и индивидуальном педагогическом подходе должны способствовать улучшению соматического и психического состояния, наилучшему использованию потенциально сохранных психических функций.

Принципиальные уточнения по поводу прогностического значения диагностических методик делает Л. А. Венгер, подчеркивая, что если обучение играет в умственном развитии ведущую роль, то существенное изменение условий обучения может решающим образом изменить показатели развития. Следовательно, любые далекие прогнозы развития неправомерны, а близкие оправданны только там, где основываются на действительно содержательных и надежных методиках.

Возможным выходом в этой ситуации Г. В. Бурменская видит введение понятия условно-вариантного прогноза развития, включающего возможные линии (варианты) дальнейшего хода развития в случае реализации различных условий. В этом случае однозначный исход развития не предсказывается (что и принципиально невозможно), но определяются наиболее вероятные его линии, если те или иные неблагоприятные условия либо сохраняются, либо будут сняты, либо, напротив, усугублены. Такая экстраполяция касается, главным образом, ближайших возрастных этапов развития и должна учитывать всю совокупность возрастных и индивидуально-психологических факторов развития.

Задания для самоконтроля

1. Сформулируйте ряд требований к подбору методического инструментария для обследования ребенка с отклонениями в развитии.

2. Продумайте конкретный перечень и содержание сведений о ребенке, которые вы хотели бы изучить до процедуры обследования. Каким образом, какими методами вы могли бы получить эти сведения?

3. Разработайте примерную схему протокола наблюдения за ребенком в ходе обследования.

4. Разработайте и обоснуйте содержание психолого-педагогического обследования (методы, методики) ребенка определенного возраста: а) с отставанием в интеллектуальном развитии; б) с нарушениями поведения.

5. Определите специфику содержания клинического (нозологического), психологического и функционального диагноза на примере одного из вариантов дизонтогенеза (по В. В. Лебединскому).

Темы и вопросы семинаров

Какой вывод можно сделать из психологических экспериментов: противопоставление экспериментальной и поведенческой экономики | История политической экономии

Исследовательская статья| 01 ноября 2011 г.

Флорис Хеукелом

История политической экономии (2011) 43 (4): 649–681.

https://doi.org/10.1215/00182702-1430274

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Делиться
    • Facebook
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • MailTo
  • Разрешения

  • Поиск по сайту

Citation

Флорис Хеукелом; Что можно сделать из психологических экспериментов: контрастирующие случаи экспериментальной и поведенческой экономики. История политической экономии 1 ноября 2011 г.; 43 (4): 649–681. doi: https://doi.org/10.1215/00182702-1430274

Скачать файл цитаты:

  • Zotero
  • Менеджер ссылок
  • EasyBib
  • Подставки для книг
  • Менделей
  • Бумаги
  • КонецПримечание
  • РефВоркс
  • Бибтекс
панель инструментов поиска

Расширенный поиск

Чтобы понять связь между экспериментальной и поведенческой экономикой, нам нужно вернуться в конец 1970-х и начало 1980-х годов. В 1970-х годах психологи начали проводить новые виды экспериментов, результаты которых, казалось, опровергали допущение о рациональном индивидуальном поведении. Это заставило экономистов-экспериментаторов застолбить позицию экономической дисциплины в отношении результатов. К их большому удивлению, их эксперименты подтвердили результаты психологов. Это заставило их полностью отказаться от теории предпочтений, но в то же время подчеркнуть роль рынка как механизма, рационализирующего индивидуальное поведение. Первоначально разнородная и неорганизованная группа финансовых и других экономистов сделала из тех же экспериментальных результатов совсем другие выводы. Они рассматривали их как доказательство наблюдаемых аномалий на финансовых рынках и приветствовали теорию перспектив Даниэля Канемана и Амоса Тверски как наиболее важного кандидата на замену традиционной микроэкономической модели человеческого поведения.

Текст этой статьи доступен только в формате PDF.

Copyright 2011 by Duke University Press.

У вас еще нет аккаунта? регистр

Узнайте, как перестать совершать ментальные скачки, подпитываемые тревогой — терапия сейчас

Мы все делали это раньше. Кто-то рассказывает нам историю, и мы продвигаемся вперед, делая поспешные выводы. Это может быть или не быть правильным, но мы убеждены, что знаем результат.

В когнитивно-поведенческой терапии поспешные выводы являются симптомом основного состояния, такого как паническое расстройство, тревога или депрессия. Это неотъемлемо связано с негативными моделями мышления, подобными чрезмерному обобщению и связанным с ним когнитивным искажениям.

Что значит делать поспешные выводы?

Поспешный вывод — это фраза, используемая для описания ситуации, в которой кто-то делает поспешный вывод без достаточной информации для его обоснования. Есть много разных способов, которыми люди делают поспешные выводы, в том числе следующие:

  • Путаница в выводе-наблюдении: В этой ситуации вы делаете вывод, используя логику, но ошибочно принимаете это за то, что наблюдали физически. Например, увидеть кого-то, кто носит броские украшения, и поверить, что этот человек очень богат. Правда в том, что вы просто наблюдали, как они носят украшения, что заставило вас поверить, что этот человек богат.

  • Случайное предположение: Люди полагаются на интуицию, но она может привести к ошибкам. Например, вы можете предположить, что если кто-то не улыбается, пока вы с ним разговариваете, он злится на вас, тогда как на самом деле он занят чем-то другим, и его отсутствие улыбки не имеет ничего общего с вами лично.

  • Чтение мыслей: Здесь мы предполагаем, что знаем, что думает кто-то другой, обычно в негативном смысле, и в целом привязано к тому, как он вел себя в нашем присутствии. Например, если кто-то не отвечает, когда вы говорите доброе утро, вы можете предположить, что он думает, что вы ему не нравитесь.

  • Чрезмерное обобщение. Чрезмерное обобщение часто признается само по себе когнитивным искажением, но оно также может играть роль в поспешных выводах. Здесь вы предполагаете, что, поскольку однажды вы испытали негативные результаты действия, вы всегда будете получать негативные результаты этого действия. Это часто сопровождается мыслями вроде «Я ничего не могу сделать правильно» или ощущением, что ты никому не нравишься.

  • Экстремальная экстраполяция: Это похоже на чрезмерное обобщение, и оно включает в себя взятие незначительного инцидента и экстраполяцию из него чего-то значительного (и негативного). Часто это мышление по наихудшему сценарию.

  • Гадание. Эта форма поспешных выводов означает предположение, что вы будете знать, что произойдет в будущем. Кто-то, кто гадает, может предположить, что он плохо справится с проектом на работе еще до того, как начнет.

  • Навешивание ярлыков: Навешивание ярлыков означает, что кто-то делает предположения о других на основе мнений или поведения, стереотипно связанных с группой, частью которой он не является. Например, кто-то, кто занимается навешиванием ярлыков, может предположить, что его знакомая женщина не любит видеоигры, поскольку он предполагает, что в игры играют только мужчины.

Имейте в виду, что между типами поспешных выводов может быть перекрытие. Например, навешивание ярлыков является формой чрезмерного обобщения, а некоторые формы поспешных выводов также являются типами случайных предположений.

Примеры поспешных выводов

Чтобы лучше понять, как работают поспешные выводы, может помочь рассмотрение нескольких примеров такого способа мышления. Ниже приведены несколько способов сделать поспешные выводы:

  • Йоши отправляет текстовое сообщение Кэрри после отличного первого свидания. Когда она не отвечает мгновенно, он предполагает, что она больше не хочет его видеть.

  • У Дэна проблемы с математикой, и ему предстоит экзамен. Он предполагает, что сделает это ужасно. Это приводит к тому, что он не учится, потому что кажется, что в этом нет смысла.

  • Анита входит в офис, и ее босс не улыбается ей. Она предполагает, что он злится на нее из-за чего-то. Она проводит утро, думая о том, что она могла сделать неправильно.

  • Эмма стоит перед несколькими коллегами, когда у нее начинается паническая атака. Она считает, что все, кто увидит это, будут думать о ней плохо из-за беспокойства. Она уверена, что ее босс уволит ее, если узнает о ее беспокойстве.

Во всех этих примерах кто-то делает поспешные выводы. Все люди предполагают, что они знают, что произойдет в будущем или что другие люди думают о ситуации.

Как перестать делать поспешные выводы

Хотя все мы время от времени делаем поспешные выводы, для некоторых из нас это является установленной моделью поведения, часто связанной с тревогой или паническим расстройством. Однако есть способы перестать делать поспешные выводы.

  • Помните, когда вы были неправы: один из советов — помнить случаи, когда вы делали неверные выводы. Может ли этот быть похожим?

  • Притормози и подумай: вместо того, чтобы исходить из своих непосредственных предположений, остановись. Найдите время, чтобы обдумать ситуацию, прежде чем прийти к выводу.

  • Примите во внимание факты. Прежде чем делать выводы, убедитесь, что вы собрали всю информацию, которую только сможете найти. Это позволяет вам учитывать множество факторов, прежде чем принимать решение или судить о чем-либо.

  • Полная картина: Вы видите полную картину? Обладаете ли вы всей информацией для принятия обоснованного решения?

  • Бросьте вызов своему мышлению: если вы заметите, что делаете предположения, потратьте некоторое время на то, чтобы подвергнуть сомнению любые выводы, которые пришли к вам. Может быть, есть какое-то другое объяснение, которое также подходило бы?

  • Задавайте вопросы: Когда вы обнаружите, что делаете предположения о ком-то другом и о том, что он думает, потренируйтесь просто задавать ему вопросы. Общение, чтобы получить ответ, предотвратит некоторое замешательство.

  • Проверьте доказательства: Какие доказательства вы имеете в поддержку сделанного вами вывода? Ваши мысли основаны на фактах или чувствах?

  • Поставьте себя на место другого: поставьте себя на место другого и подумайте, к каким выводам он может прийти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *