Принцип эмоциональности в обучении
Как педагогический принцип он применяется только и рамках частных методик предметов художественно-образовательного цикла, хотя надо признать, что эмоциональность зачастую гораздо более эффективна при восприятии сложных проблем в точных науках, чем если бы учебный мате риал излагался только лишь сухим языком цифр и фактов. Принцип эмоциональности предопределяет неспешность вживания в конкретный материал программы Каждая четверть программы — своя грань обучающей проблемы. «Если их смешивать друг с другом, не давать возможности освоения вживания, то происходит логическое, вне-художественное, т. с. бесполезное освоение. Каждую тему необходимо эмоционально проиграть.
Темы четвертей не нужно логически раскрывать заранее. Каждая должна стать «эмоциональным открытием- Если проблема возникает «до» — нужно ее спокойно обойти, остановить для открытия»-
Наверное, нет нужды говорить о том, что коммуникативность ребенка напрямую зависит от его эмоционального со стояния.
Понятно, что при эмоциональной возбудимости ребенок зачастую теряет контроль за своим поведением, и если! эмоциональный настрой проходит непродуманно, то это, без условно, может .привести к определенным эксцессам. Тем не менее это вовсе не означает, что принципом этим следует пользоваться осторожно, напротив, чем активнее, чем постоянной его применение, тем выше результативность всей работы с детьми
Сохранить эмоциональность восприятия — значит создать на уроке атмосферу радости, удовлетворения, активного творческого переживания, соучастия в процессе восприятия, вызывать потребность в свободной творческой деятельности. Известно утверждение о том, что учение с увлечением к любому предмету во много раз эффективнее.
В искусстве же по лучение подлинных знаний, т- е. понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо. Знания эти оказываются мертвыми и несут скорее антиэстетическое, чем эстетическое развитие.Этот принцип находит конкретное применение исключительно на уроках изобразительного искусства, поскольку он специфичен по своей сути.
«Раскрывая учащимся искусство, нужно пользоваться методом самого искусства (подобное—подобным). Любое явление здесь необходимо познать «в пике» (в чистоте) его проявления, хотя само явление в этом пике бывает реже, чем в состоянии связанном, переплетенном с другими явлениями.
Как этот принцип применим в конкретной работе учителя? Например, мы знаем, что основой языка станкового искусства является психологически, колористически, пространственно и т. д. «нюансированный», т- е. достаточно приближенный к реальности, образ, образ эмблемного символа. Но все это в практике искусства существует большей частью не в чистом виде, а в виде тенденции- И вот для ясного понимания специфики языков этих видов искусства данные тенденции имеет смысл показывать в апогее, в чистоте» а не в смешанном со стоянии.
Принцип эмоциональности — Студопедия
Поделись
Принцип эмоциональности вытекает из природы развития и деятельности ребенка. Положительные эмоции рождают такое состояние его души, когда мысль становится особенно яркой, учение происходит легко, быстро и приятно. Если ученик берется за книгу без настроения, как за тяжкий, обременительный труд, ожидать от него высокой эффективности невозможно. Вот почему учению предшествует положительный настрой как ожидание приятного события. Без положительного отношения обучение теряет едва ли не половину своей силы. Учить того, кто к этому не расположен, – пустое занятие. Учить ребенка, в которого уже вселились страх, ненависть, отвращение, – значит пытаться насильственно внедрить в его душу высокие истины.
Такое знание непрочно и большей частью не приносит никакой пользы. Поэтому следует заботиться о привлекательности школы, учебы, знаний. Это вселит уверенность в душу ребенка, поддержит его первые самостоятельные шаги, а школьную жизнь заполнит такой феерией захватывающих действий и ситуаций, что в его памяти она надолго сохранится как праздник. Следуя принципу эмоциональности обучения, учитель будет:…
• при подготовке каждого урока продумывать способы вызова и поддержки положительных эмоций учеников. Чем скучнее и труднее предстоящая работа, чем суше и абстрактнее учебный материал, тем больше возможностей для положительных эмоций постарается придумать педагог;
• входить в класс с приветливой улыбкой, шутить, ободрять учеников, поддерживать здоровый юмор;
• придерживаться только демократического стиля общения;
• постоянно выказывать живой интерес к ученикам и их делам;
• спокойно, без окрика, грубых слов рассматривать любой конфликт;
• использовать юмор для выхода из безнадежных и трудных ситуаций;
• учить ярко, образно, весело, наполняя обучение игрой, состязаниями, конкурсами, соревнованиями;
• постоянно помнить, что мышление младшего школьника неотделимо от его чувств и переживаний: эмоциональная насыщенность учебно-воспитательного процесса – требование, выдвинутое законами развития детского мышления;
• от эпизодических эмоциональных ситуаций переходить к постоянно текущим на положительном эмоциональном фоне делам;
• использовать эмоциональную насыщенность учебного материала, методов обучения, форм организации познавательного труда;
• эмоционально готовить учеников к усвоению нового материала;
• проводить уроки в оптимальном темпе, исключить плохую организацию работы, однообразные методы и приемы обучения;
• уделять внимание настроениям и переживаниям детей;
• заботиться о том, чтобы дети пережили чувство успеха, порадовались достигнутым результатам;
• закреплять чувство удовлетворения, пережитое от хорошо выполненной работы;
• следить за эмоциональностью, образностью, выразительностью, красотой и чистотой своей речи;
• вызывать всплеск положительных эмоций учеников необычными способами оформления учебных заданий;
• использовать приемы, повышающие эмоциональность обучения, например: изложение нового материала устами героев сказок, использование игрушечного реквизита, чтение текста в окошке «волшебного телевизора» и т.
• использовать самодельные книжки для выполнения специальных упражнений; задания с юмористическим подтекстом – «А как наоборот?»; задачи от сказочных персонажей; ребусы, кроссворды, викторины и т.п.;
• проводить уроки, внеклассные занятия на природе;
• использовать музыку для создания благоприятного эмоционального фона во время уроков, внеклассных занятий. Не забудет и о чарующей силе народной песни.
Следует предостеречь педагогов от излишней эксплуатации детских эмоций. Нельзя превращать учебу в текущее на эмоциональном фоне развлечение. Чрезмерная яркость красок, избыток педагогических действий, искусственное привлечение наглядности, не относящихся к содержанию работы на уроках, отрицательно сказываются на качестве обучения. К сожалению, широко практикуются «показушные» уроки, на которых ребенок забывает от изумления закрыть рот, но которые ничего не дают ни уму, ни сердцу. Цветочки, грибочки, кружочки, листочки, медведи, зайцы, Мальвины, Буратины заполнили классы, вытеснив мысль и познавательный труд.
Заметим, что в старой российской школе всякая наглядность исчезала уже во втором классе; никакие средства искусственного стимулирования учебы не допускались.
ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ ЭМОЦИЙ
В нашем обществе, когда мы росли, нас учили, что эмоции следует чувствовать и выражать тщательно контролируемыми способами, а затем в определенных условиях и в определенное время. Особенно когда мы на работе, считается «непрофессиональным» выражать эмоции.
Мы все помним, когда росли, нам говорили «большие мальчики не плачут», как будто когда большие мальчики плачут, это делает их менее большими мальчиками. Это в конечном итоге приводит к эмоциональной начинке, а эмоциональная начинка может быть разрушительной.
Позвольте мне рассказать вам о пяти основных принципах эмоций, которые вы должны знать:
ПРИНЦИП 1:
РЕШЕНИЯ ДОЛЖНЫ ВКЛЮЧАТЬ ЭМОЦИИ, ЧТОБЫ БЫТЬ ЭФФЕКТИВНЫМИ
Наши чувства влияют на нас и других, независимо от того, хотим ли мы этого или нет. Проще говоря, никакие решения не принимаются без эмоций. По словам нейробиолога Дамасио, «рациональное мышление не может возникнуть в отсутствие эмоций». Эмоции преобразуют важную информацию об окружающей среде, которая помогает нам процветать и выживать.
Существует фундаментальная ошибка, которую мы совершаем, веря, что можем отделить разум от тела, как это проповедуют философы (западные), использующие йогу и тому подобное. Эта точка зрения способствует тому, что иррациональное мышление и импульсы (исходящие из наших тел или эмоций) встают на пути нашего рационального мышления, подобного разумным мыслям. Эмоции не являются ненадежными, иррациональными или нежелательными импульсами, которые возвращают нас на более низкий эволюционный уровень. Поскольку эта точка зрения до сих пор популярна среди многих, наши эмоции, как известно, ценятся и тщательно направляются к желаемой цели.
ПРИНЦИП 2:
ЭМОЦИИ ЭТО ИНФОРМАЦИЯ
Эмоциональные данные дают нам точность в определении проявления эмоций людей, если нет данных, как правильно интерпретировать эмоциональное проявление окружающих вас людей.
Принцип 2: имеет важный подпринцип: эмоции в первую очередь являются сигналами о людях, социальных ситуациях и взаимодействиях. Эмоции многое говорят о вас: как вы себя чувствуете, что с вами происходит, что происходит вокруг вас. Но эмоции, вероятно, развились, чтобы обеспечить наше выживание, помогая нам работать вместе. Когда мы злимся, мы посылаем сигнал другим людям, чтобы они оставили нас в покое или вернули то, что они у нас забрали — «или иначе». Наша улыбка счастья показывает, что мы открыты и принимаем и, самое главное, доступны. Именно межличностная, или социальная, природа эмоций делает эти источники данных столь жизненно важными.
Невербальная информация часто является основой успешного социального взаимодействия. Эта информация состоит из жестов, тона голоса и мимики. Если мы сосредоточимся только на словах человека, мы серьезно рискуем неправильно понять основное сообщение.
ПРИНЦИП 3:
МЫ НЕ МОЖЕМ ИГНОРИРОВАТЬ НАШИ ЭМОЦИИ: ЭТО НЕ РАБОТАЕТ
Социальный психолог Рой Бауместер обнаружил, что, когда люди пытаются подавить выражение эмоций, они в конечном итоге запоминают меньше информации. Мы не можем отрицать тот факт, что эмоции влияют на нашу работу.
Речь идет не о том, чтобы целый день изображать улыбку, а о том, что эмоционально интеллигентный человек испытывает эмоции, а затем использует силу эмоций как трамплин для достижения успешного и продуктивного результата. Не игнорируйте свои эмоции, распознавайте их, понимайте их, маркируйте их и осторожно направляйте свою реакцию в благоприятное русло для улучшения человеческих отношений.
ПРИНЦИП 4:
МЫ МОЖЕМ ПОПЫТАТЬСЯ СКРЫВАТЬ НАШИ ЭМОЦИИ, НО У НАС В ЭТОМ НЕ ХОРОШО, КАК МЫ ДУМАЕМ
Время говорит, что все в порядке, хотя на самом деле все не так. Мы утверждали, что не беспокоимся, хотя на самом деле волнуемся.
В наших организациях мы намеренно контролируем эмоции, подчиняя их. Нас учат подавлять свои чувства и всегда делать счастливое лицо. Это называется ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТРУД, т.е. наполнение эмоциями, и правда в том, что мы не можем успешно скрыть свои эмоции.
Это в конечном итоге приводит к ПОВЕРХНОСТНОМУ ДЕЙСТВИЮ: это когда мы действуем в направлении, противоположном тому, что мы на самом деле чувствуем. И то, и другое в конечном итоге приведет к выгоранию производительности и, в конечном итоге, к текучести кадров.
Эмоциональное подавление приведет к неудаче и создаст атмосферу недоверия, потому что в конце концов люди в какой-то момент прочитают ваши истинные эмоции.
ПРИНЦИП 5 :
ЭМОЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ НАШЕГО МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Эмоциональные центры мозга не занимают второстепенное место в нашем мышлении и рассуждениях, а составляют неотъемлемую часть того, что значит думать, рассуждать и быть разумным. Эмоции не только важны, но и необходимы для принятия правильных решений.
Это похоже на то, что происходит, когда мы берем азимут по компасу и следуем по нему в какую-то отдаленную точку. Если эта точка не за горами, слегка неточное чтение мало на нас повлияет. Но показания компаса, отклоняющиеся всего на один или два градуса, на пути в сотни миль могут привести нас к точке, очень далекой от намеченного пункта назначения. Информация сначала попадает в эмоциональную область мозга (задний мозг), прежде чем отправиться в рациональную область.
ЭМОЦИИ ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ…. ВСЕ ВРЕМЯ
Принципы эмоционального интеллекта и как их применять
Почему я выбрал этот инструмент?
Эмоциональный интеллект часто упоминается, но не часто подробно описывается, и еще меньше информации о том, как на самом деле его развивать. С помощью этого инструмента цель состоит в том, чтобы сделать и то, и другое, хотя он может быть только отправной точкой на пути к тому, чтобы стать более эмоционально интеллектуальным (или, как я предпочитаю называть это, эмоционально подготовленным).
Как это относится к работе тренером?
Большинство компетенций, описанных в модели компетенций для тренеров, на которой основана эта библиотека, прямо или косвенно связаны с эмоциональным интеллектом. Компетенции понимания и облегчения индивидуальных и групповых процессов, умение учиться, успешное сотрудничество в командах, осмысленное общение с другими и межкультурная компетентность — все это требует осознания эмоций и умения реагировать на них. Многое из того, с чем мы сталкиваемся как тренеры, является неожиданным, и как бы мы ни планировали идеальное обучение заранее, мы не можем точно предсказать, как будут себя чувствовать участники и как это повлияет на процесс обучения. Именно здесь вступает в действие эмоциональный интеллект, потому что он дает вам возможность умело реагировать на различные эмоции, с которыми вы можете столкнуться в группе, и плавно перетекать в них, достигая при этом целей обучения.
Основное содержание:
Принципы эмоционального интеллекта
В книге «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман определяет 5 основных областей эмоционального интеллекта:
Эмоциональная область 1: Знание своих эмоций
03: Управление эмоциями
Эмоциональная сфера 3: Мотивация себя
Эмоциональная сфера 4: Распознавание эмоций других
Эмоциональная сфера 5: Управление отношениями
Эмоциональная сфера 1: Познание своих эмоций
Понимание того, что вы чувствуете, к чему стремитесь сознательно и подсознательно, почему вы так себя чувствуете и, самое главное, что нужно делать, чтобы постоянно чувствовать себя хорошо, — это первый шаг.
Как применить?
«Познать себя — начало всякой мудрости» — Сократ
Эмоциональный интеллект — это одна из тех тем, о которых нельзя просто узнать из книг. Вы действительно должны применить это к себе, в первую очередь, а затем к другим и окружающему миру. Есть миллион способов узнать себя, включая самонаблюдение, обратную связь, ведение дневника, семинары и книги по личностному росту, коучинг и терапию. Вам нужно найти метод или комбинацию методов, которые лучше всего подходят для вас. Более важным, чем точный метод, является то, что вы постепенно достигаете цели «познания себя», в данном случае, в частности, будучи в состоянии определить, что вы чувствуете, когда вы это чувствуете, и какие события или мыслительные процессы привели к такому чувству. Обладая этим знанием, вы сможете затем работать над изменением тех аспектов своей жизни или в себе, которые вам не служат.
Эмоциональная сфера 2: Управление эмоциями
В частности, когда речь идет о негативных эмоциях, очень важно убедиться, что они не выходят из-под контроля и не оказывают негативного влияния на нашу жизнь и жизнь других людей. Однако для этого нужно не подавлять негативные эмоции и делать вид, что их не существует, а скорее понимать, выражать и предпринимать конструктивные действия по мере необходимости. Конструктивное управление эмоциями заключается в том, чтобы прислушиваться к эмоциям, а затем сознательно решать, что делать, а не позволять им захватывать наш мозг через миндалевидное тело и действовать от нашего имени.
Как применить?
Эмоционально здоровый человек естественным образом испытывает широкий спектр эмоций, как положительных, так и отрицательных. Лучше перефразировать это как «управление реакцией на эмоции», потому что это та часть, которая может и должна быть под нашим контролем. Джулия Робертс в «Эрин Брокович» дает отличный пример того, что может произойти, когда мы находимся в реактивном режиме, вместо того, чтобы тратить время на то, чтобы обдумать, что на самом деле происходит, а затем решить, как мы хотим реагировать.
Эмоциональная сфера 3: Мотивация себя
Способность мотивировать себя работать для достижения наших целей, особенно перед лицом трудностей, негативных эмоций и других препятствий. Способность управлять своим фокусом и направлением, чтобы мы могли достигать более долгосрочных и устойчивых положительных эмоций (таких как удовлетворение), а не просто обращаться к тому, что принесет нам мгновенное удовлетворение (например, удовольствие, которое мы получаем от еды или питья).
Как применять?
Это связано с вышеуказанным принципом. Когда вы чувствуете разочарование, грусть, разочарование, подавленность или скуку, что вы делаете? Поддаетесь ли вы негативным чувствам, даже если это наносит ущерб вашим долгосрочным целям? Или вы определяете источник проблемы, вносите необходимые изменения, а затем меняете свое состояние на мотивированное, способное добиться прогресса? Негативные эмоции предназначены для того, чтобы к ним прислушивались, но они не должны отвечать за нашу жизнь и наш прогресс. Думайте о них как о советниках, а не как о своем боссе. Послушайте, что они вам говорят, а потом решите, что делать. И не позволяйте им саботировать ваш прогресс в долгосрочной перспективе.
Эмоциональная сфера 4: Распознавание эмоций других
Понимание того, что чувствуют другие, и особенно того, какое влияние на них могут оказывать наши слова и действия. Например, способность понять, когда мы причинили кому-то боль, и способность перенаправить свое поведение, чтобы заставить его чувствовать себя лучше и гарантировать, что мы не сделаем этого снова. Или знать, как люди могут чувствовать себя в социальной среде, и интересуются ли они тем, что им говорят другие, или, возможно, хотят, чтобы они были где-то еще. Или быть в состоянии распознать, когда кто-то чувствует грусть и уныние, и сказать несколько слов, которые поднимут его настроение и помогут ему продолжать. С другой стороны, эта способность может защитить нас от кого-то, у кого могут быть злые намерения, помогая нам распознать, что происходит, еще до того, как это станет очевидным, и выйти из ситуации, прежде чем они смогут причинить нам вред.
Как применить?
Вот пример из фильма «Наизнанку» о том, как распознать, что человек чувствует, и реагировать соответствующим образом, а не следовать заранее заданной программе, которая не соответствует их эмоциональному состоянию. Я настоятельно рекомендую этот фильм, так как он основан на исследовании эмоций, проведенном психологом доктором Полом Экманом, и представляет собой довольно точное и живое изображение того, как работают эмоции.
Эмоциональная сфера 5: Управление отношениями
Это расширение домена 1 и домена 5, знание собственных эмоций и распознавание эмоций других. Речь идет о понимании обеих сторон медали отношений и способности принимать решения и предпринимать действия, которые учитывают все эмоции и потребности. Это включает в себя способность эффективно сообщать о наших собственных эмоциях и потребностях, принимая во внимание также эмоции и потребности другого человека, иногда поддерживая их в общении, когда им трудно это сделать. В дополнение к этому, если вы в целом счастливы и довольны, это неизбежно положительно повлияет на все ваши отношения.
Как применить?
Как применять эмоциональный интеллект в отношениях слишком обширно, чтобы описывать его здесь, но некоторые из компетенций, которые вы можете развить с помощью эмоционального интеллекта, которые помогут вам в отношениях, следующие:
- Ваша способность выражать себя, в том числе негативное эмоции, сочувственно
Ознакомьтесь со статьей о «сострадательном общении», также включенной в эту компетенцию, для получения более подробной информации о том, как развиваться в этой области
- Ваша способность сопереживать и понимать эмоции другого человека
Лучший способ начать развивать эту компетенцию — начать с принципа 1 «познание своих эмоций». Если вы находитесь в контакте со своими собственными чувствами и у вас крепкие отношения с самим собой, эмпатия к кому-то другому является естественным результатом этого. Смысл эмпатии заключается в способности понимать и разделять чувства другого». Если кто-то суров и ему не хватает сочувствия к другим, велика вероятность, что этот человек суров и ему не хватает сочувствия и к самому себе.
- Ваша способность любить и заботиться о другом, быть любимым и заботиться о другом
Соприкосновение со своими эмоциями и эмоциями других открывает путь для любви и заботы во всех возможных формах, которые свободно текут от вас и к вам. Любовь и забота в значительной степени являются естественным результатом «выполнения работы», как описано выше, поскольку ваше развитие в этой области не является чисто интеллектуальным, но объединяет ваш разум и ваше сердце.
- Ваша способность воздерживаться от суждений, чтобы полностью понять других
Эмоциональный интеллект в значительной степени заключается в том, чтобы заставить ваш разум и ваши эмоции сотрудничать, а не противоречить друг другу. Это предполагает ожидание реакции, прежде чем вы сможете подумать о том, как лучше и добрее отреагировать на любую ситуацию. Часто мы делаем поспешные суждения о людях, ситуациях и самих себе, но если бы мы могли воздержаться от этого, мы смогли бы увидеть все в совершенно другом свете.
Вопросы на размышление:
На уровне от 1 до 5, насколько хорошо я справился с 5 областями эмоционального интеллекта?
Эмоциональная сфера 1: Знание своих эмоций
Эмоциональная сфера 2: Управление эмоциями
Эмоциональная сфера 3: Мотивация себя выше, как я развивал себя в этой области? Какие ресурсы я использовал? Какой опыт я получил? Были ли они у меня с детства или я развил их позже в жизни?
Что я могу сделать для тех, по которым я набрал меньше баллов, чтобы развиваться дальше в этой области? Размышляя о ресурсах и опыте, которые помогли мне в других областях в прошлом, как я могу использовать их сегодня, чтобы получить тот же результат? Какая еще поддержка мне нужна сегодня, чтобы развиваться в этих областях?
Что может помешать мне получить более высокие баллы в этих областях? Есть ли какая-то боль или незаживающие раны, закрывающие меня от моих собственных эмоций или эмоций других? Если да, то какая поддержка мне нужна для исцеления в этих областях?
Как мое развитие в этих областях принесет пользу моей личной и профессиональной жизни? Как это повысит мою компетентность в «содержательном общении с другими»?
Какие проблемы кажутся мне сейчас неразрешимыми, которые я мог бы решить, развивая свой эмоциональный интеллект? Как тогда может выглядеть моя жизнь?
Упражнение
Посмотрите фильм Pixar «Головоломка» и подумайте о невидимой роли эмоций в нашей повседневной жизни.