Процесс развития личности движущие силы развития личности – 9. . ,

Развитие личности: движущие силы, периодизация

В современной психологии существует очень много подходов к изучению Личности, каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах, структуре, о развитии и о периодизации. Хронологически этапы практически одинаковы, но объяснения разные.

Личность – понятие, введенное как объяснительная категория. Впервые поставил проблему Личности Фрейд. Он впервые вскрыл механизмы развития человека и его становление Личности. Источник развития Личности – потребности, без которых человек не может выжить. Секс – потребность продолжения рода. Если секс потребности не удовлетворяются, появляется либидо.

Адлер и Юнг – аналитический подход. Адлер – власть – потребность. Юнг – коллективное бессознательное, архитипы.

Карен Хорни – базальная тревога. Человек должен жить среди близких людей, без них нарушаются привязанности, без них не может быть сформированной Личности.

Маслоу

–потребности.

Эриксон – стадии до смерти.

Гуманистическая психология (Роджерс, Фромм) – поменяли направление Личности. Человек – самая большая ценность.

Франкл – у Личности должны быть смыслы, акценты.

Факторы, влияющие на развитие Личности:

1. Биологические:

  • наследственные – особенности человека присущие виду;
  • врожденные – условия внутриутробной жизни.

2. Социальные – связаны с человеком как общественным существом:

  • косвенные – окружающая среда;
  • прямые – люди, с которыми человек общается, социальная группа.

3. Собственная активность – реакция на раздражитель, простые движения, подражание взрослым, самостоятельная Деятельность, способ к самоконтролю, интериоризация – переход действия во внутренний план.

Движущие силы – разрешение противоречий, стремление к гармонии:

  1. Между новыми и имеющимися потребностями.
  2. Между возросшими возможностями и отношением к ним взрослых.
  3. Между наличными умениями и требованиями взрослых.
  4. Между растущими потребностями и реальными возможностями.

Развитие Личности – процесс закономерного изменения Личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая анатомо-физиологическими предпосылками к развитию Личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевает достижениями человечества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в Деятельности (управляемой системой мотивов, присущих данной Личности) при посредстве взрослых.

В отечественной психологии существует проблема соотношения психического развития и развития Личности.

Божович не разделяет эти два пути.

Теория Ананьева основана на принципе разведения на онтогенез:

  • развитие человека как индивида – генетическая персоналистика, формой которой является жизненный путь человека;
  • развитие как субъекта – производственная Деятельность. Этапы: игра, обучение, высшие достижения, финиш. Феномен инфантильности – пример гетерохронности.

Петровский. Личность – системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной Деятельности и общении, и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Общее психическое развитие – развитие как Личности. Источник развития и утверждения Личности – возникающее в системе межиндивидуальных отношений (в группах того или иного уровня развития) противоречие между потребностью Личности в персонализации и объективной заинтересованностью данной общности, референтной для индивида, принимать лишь те проявления ее индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития этого общества.

В контексте этого необходимо включить этапы вхождения в группу:

  1. Адаптация.
  2. Индивидуализация.
  3. Интеграция.

Весь период от рождения до института – эра восхождения к социальной зрелости: эпоха детства, эпоха отрочества, эпоха юности.

Периоды эпох (макрофазы):

  1. ранний детский, дошкольный, младший школьный;
  2. средний школьный;
  3. старший школьный.

Микрофазы: адаптация, индивидуализация, интеграция.

Вывод: Личность формируется и развивается в условиях конкретно-исторического существования человека, в Деятельности (трудовой, учебной и т.д.).

Ведущую роль в формировании Личности играет обучение и воспитание.

Схему вхождения в референтную группу можно перенести на всю жизнь. Суть подхода к периодизации – повторяющиеся этапы.

www.psyworld.ru

Движущие силы и условия развития личности[49] . А. Г. Асмолов

Движущие силы и условия развития личности[49]. А. Г. Асмолов

Данная А. Н. Леонтьевым (1983) характеристика предмета психологии личности представляет собой пример той абстракции, развертывая которую можно создать конкретную картину системной детерминации развития личности. Для того чтобы развернуть эту абстракцию, нужно, во-первых, обозначить содержащиеся в ней ориентиры, задающие общую логику изучения развития личности: разведение понятий «индивид» и «личность», «личность» и «психические процессы», а также выделение новой схемы детерминации развития личности. Во-вторых, указать конкретные области психологии личности, высвечиваемые этими ориентирами…

Первый ориентир – это разведение понятий «индивид» и «личность», а также выявление различных качеств «индивида» и «личности», отражающих специфику их развития в природе и обществе.

При выделении понятия «индивид» в психологии личности отвечают прежде всего на вопрос, в чем данный человек подобен всем другим людям, т. е. указывают, что объединяет данного человека с человеческим видом. Понятие «индивид» не следует смешивать с противоположным по значению понятием «индивидуальность», с помощью которого дается ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей. «Индивид» обозначает нечто целостное, неделимое. Этимологическим истоком этого значения понятия «индивид» является латинский термин «individuum» (индивидуум). Характеризуя «личность», также имеют в виду «целостность», но такую «целостность», которая рождается в обществе. Индивид выступает как преимущественно генотипическое образование, а его онтогенез характеризуется как реализация определенной филогенетической программы вида, достраиваемой в процессе созревания организма. В основе созревания индивида лежат в основном адаптивные приспособительные процессы, в то время как развитие личности не может быть понято исключительно из приспособительных форм поведения. Индивидом рождаются, а личностью становятся (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). ‹…›

Появление человеческого индивида в «мире человека» опосредствовано всей историей его вида, которая преломилась в наследственной программе индивида, подготавливающей его к специфическому для данного вида образу жизни. Так, только человеку присущи рекордная продолжительность периода детства; возможность пребывать при рождении в состоянии крайней «беспомощности»; размер веса мозга ребенка, составляющий всего лишь около четверти веса мозга взрослого человека…

Образ жизни человечества приводит к коренной перестройке закономерностей историко-эволюционного процесса, но именно к перестройке этого процесса, а не к его полной отмене. Закономерности эволюции не просто отмирают, а радикальным образом преобразуются, в корне меняется логика причин и движущих сил эволюционного процесса. Индивидные свойства человека выражают прежде всего тенденцию человека как «элемента» в развивающейся системе общества к сохранению, обеспечивая широкую адаптивность человеческих популяций в биосфере. ‹…›

Таким образом, при разведении понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность» в контексте историко-эволюционного подхода к изучению развития личности в системе общественных отношений не происходит подмены этими понятиями терминов «биологическое» и «социальное». Сама постановка вопроса о животно-биологическом в человеке, навязанная антропоцентристской парадигмой мышления, теряет смысл. Главными вопросами становятся вопросы о преобразовании закономерностей биологической эволюции в историческом процессе развития общества и о системной детерминации жизни личности, способом существования и развития которой является совместная деятельность в социальном конкретно-историческом образе жизни данной эпохи.

Второй ориентир – схема детерминации развития личности в системе общественных отношений. ‹…›

Основанием этой схемы является совместная деятельность, в которой осуществляется развитие личности в социально-исторической системе координат данной эпохи. «Мы привыкли думать, что человек представляет собой центр, в котором фокусируются внешние воздействия и из которого расходятся линии его связей, его интеракций с внешним миром, что этот центр, наделенный сознанием, и есть его «я». Дело, однако, обстоит вовсе не так (…). Многообразные деятельности субъекта пересекаются между собой и связываются в узлы объективными, общественными по своей природе отношениями, в которые он необходимо вступает. Эти узлы, их иерархии и образуют тот таинственный «центр личности», который мы называем «я»; иначе говоря, центр этот лежит не в индивиде, не за поверхностью его кожи, а в его бытии»[50].

Социально-исторический образ жизни – источник развития личности в системе общественных отношений. В философской методологии, а также в ряде конкретных общественных наук, прежде всего в социологии, образ жизни характеризуется как совокупность типичных для данного общества, социальной группы или индивида видов жизнедеятельности, которые берутся в единстве с условиями жизни данной общности или индивида. В психологии в сходном смысле употребляется понятие «социальная ситуация развития», которое и было предложено в дискуссии с исследователями, придерживающимися двухфакторных схем развития личности, в частности в ходе критики представлений о «среде» как о «факторе» развития личности. Понятие «социальная ситуация развития», введенное Л. С. Выготским, получило затем право гражданства в детской и социальной психологии благодаря исследованиям Л. И. Божович и Б. Г. Ананьева. Говоря о «социальной ситуации развития», Л. С. Выготский подчеркивал, что среда не есть «обстановка развития», т. е. некий «фактор», непосредственно детерминирующий поведение личности. Она представляет собой именно условие осуществления деятельности человека и источник развития личности. Но это то условие, без которого, как и без индивидных свойств человека, невозможен сложный процесс строительства личности. Материалом для этого процесса служат те конкретные общественные отношения, которые застает индивид, появляясь на свет. Все эти обстоятельства, выпадающие на долю индивида, сами по себе выступают как «безличные» предпосылки развития личности.

Введение социально-исторического образа жизни как источника развития личности позволяет исследовать развитие личности на пересечении двух осей в одной системе координат – оси исторического времени жизни личности и оси социального пространства ее жизни.

О природе времени и его роли в детерминации развития личности в психологии известно немного. Классические исследования В. И. Вернадского о качественно различных структурах времени в физической, геологической, биосферной и социальной системах затронули психологию по касательной. Точно так же как психология изучала личность в «искусственных мирах», «средах», она долго довольствовалась представлением о времени, заимствованном из классической механики. Любые трансформации времени в истории культуры или сознании человека, его уплотнения или ускорения интерпретировались как иллюзии, как «кажущиеся» отклонения от физического времени. В отечественной психологии тезис о зависимости времени от тех систем, в которые оно включено – в неорганическую природу, в эволюцию органической природы, в социогенез общества, в историю жизненного пути человека, – был сформулирован С. Л. Рубинштейном. ‹…›

Одна ось исторического времени образа жизни личности в данном обществе дает возможность выделить тот объективный социальный режим, который задан личности – исторически обусловленную протяженность детства в этой культуре; объективный режим смены игры – учебой, учебы – трудом; распределение временного бюджета на «работу» и на «досуг», характерное для этого типичного образа жизни. Без учета исторического времени те или иные особенности деятельности человека, вовлечение ребенка в игру или учебу будут казаться исходящими либо из самого ребенка, либо из его непосредственного социального окружения. Они могут лишь чуть замедлить или ускорить исторический ритм образа жизни, но не изменить его в рамках данной эпохи.

Другая ось образа жизни – это социальное пространство, предметная действительность, в которой существуют на данном интервале исторического времени различные «институты социализации» (семья, школа, трудовые коллективы), большие и малые социальные группы, участвующие в процессе приобщения личности через совместную деятельность общественно-исторического опыта. В волшебной сказке М. Метерлинка «Синяя птица» добрая фея дарит детям чудодейственный алмаз. Стоит лишь повернуть этот алмаз, и люди начинают видеть «скрытые души» вещей. Как и в любой настоящей сказке, в этой сказке есть большая правда. Окружающие людей предметы человеческой культуры действительно имеют, по выражению К. Маркса, «социальную душу». И «душа» эта не что иное, как поле значений, существующих в форме опредмеченных в процессе деятельности в орудиях труда схем действия, в форме ролей, понятий, ритуалов, церемоний, различных социальных символов и норм. Только в том случае человек становится личностью, если он с помощью социальных групп включится в поток деятельностей (а не поток сознания) и через их систему усвоит экстериоризованные в человеческом мире «значения». Совместная деятельность и есть тот «алмаз», который, как правило, совершенно этого не осознавая, поворачивает человек, чтобы увидеть «социальные души предметов» и приобрести свою собственную «душу».

Иными словами, в окружающем человека мире объективно существует особое социальное измерение, создаваемое совокупной деятельностью человечества, – поле значений. Это поле значений отдельный индивид находит как вне-его-существующее – им воспринимаемое, усваиваемое, поэтому также, как то, что входит в его образ мира (А. Н. Леонтьев). Организуя деятельность в соответствии с полем значений, люди тем самым непрерывно подтверждают реальность его существования. Социальное пространство кажется столь естественным, изначально приросшим к натуральным свойствам объектов природы, что его замечают чаще всего тогда, когда оказываются в рамках совершенно другой культуры, другого образа жизни. Тогда-то и открывается различие в образе мира человека разных культур, например различия в этническом самосознании, ценностных ориентациях и т. д.

Социально-исторический образ жизни личности – источник развития личности, который в ходе жизни личности превращается в ее результат. В реальности личность никогда не скована рамками заданных социальных ролей. Она – не пассивный слепок культуры, не «ролевой робот», как это порой явно или неявно утверждается в ролевых концепциях личности.

Преобразуя деятельность, развертывающуюся по тому или иному социальному «сценарию», выбирая различные социальные позиции в ходе жизненного пути, личность все резче заявляет о себе как об индивидуальности, становится все более активным творцом общественного процесса. Проявления активности личности возникают не в результате какого-либо первотолчка, вызываемого теми или иными потребностями. Поиск «двигателя», дающего начало активности личности, необходимо искать в тех рождающихся в процессе деятельности противоречиях, которые и являются движущей силой развития личности. Кульминационным пунктом в ходе анализа личности в обществе является рассмотрение продуктивных (творчество, воображение, целеобразование и т. п.) и инструментально-стилевых (способности, интеллект, характер) проявлений индивидуальности личности, т. е. личности, вступающей в отношение к самой себе, преобразующей мир, изменяющей свою собственную природу и подчиняющей ее своей власти.

При переходе деятельности личности от режима потребления, усвоения культуры в режим созидания и творчества биологическое и историческое время все более превращается в психологическое время жизни личности, строящей свои планы и воплощающей свою жизненную программу в социальном образе жизни данного общества. По словам Л. Сэва, «время жизни» человека превращается в его «время жить».

Итак, в схеме системной детерминации развития личности выделяют три следующих момента: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений. За каждым из этих моментов стоят различные и пока недостаточно соотнесенные между собой области изучения личности.

Представления об индивидных предпосылках развития личности и их преобразовании в ходе ее развития остаются на уровне рассуждений, если не обратиться к богатым теоретическим конструкциям и эмпирическим данным, накопленным в дифференциальной психофизиологии, психогенетике, психосоматике и нейропсихологии. Вместе с тем исследования по дифференциальной психофизиологии, психогенетике и другим областям будут напоминать, если выразиться образно, «кошку, которая гуляет сама по себе», если не рассмотреть их предмет как органические предпосылки развития личности и тем самым включить его в контекст целостной системы знаний о психологии личности.

При изучении общества как источника развития личности неизменно встают вопросы о ее социотипических проявлениях, ее социальной позиции в обществе, механизмах социализации и регуляции ее социального поведения, развития в социогенезе. Решение данных вопросов немыслимо без обращения к социальной, исторической, возрастной, педагогической, экологической психологии и этнопсихологии. В свою очередь, каждая из этих дисциплин рискует «не увидеть за деревьями леса» и свести, например, «личность» к «роли» или смешать «социальный характер» с «индивидуальным характером», принять периодизацию развития психики за периодизацию развития личности в том случае, если другие детерминанты не будут находиться хотя бы на периферии исследования этих областей психологической науки. Разработка представлений о социально-историческом образе жизни как источнике развития личности помогает решить вопросы, что присваивается, приобщается личностью в процессе ее движения в системе общественных отношений, каковы возможности выбора, перехода от одного вида деятельности к другому, каково содержание приобретенных в этой системе черт и установок личности.

И при анализе индивидных предпосылок, и при исследовании социально-исторического образа жизни как источника развития личности постоянно следует учитывать, что речь идет не о параллельных линиях биогенетических и социогенетических программ жизни личности в обществе. С самого момента движения человека в обществе эти предпосылки начинают активно участвовать в жизни той или иной эволюционирующей системы, влиять на ее развитие, трансформироваться из предпосылок в результате ее развития, использоваться личностью как средства достижения ее целей.

Особенно остро эта проблема встает при изучении индивидуальности личности как субъекта деятельности. Наиболее выраженно индивидуальность личности, ее творчество, характер, способности, поступки и деяния проявляются в проблемно-конфликтных ситуациях, увеличивая потенциальные возможности развития культуры. При изучении индивидуальности личности в центре оказываются вопросы о том, ради чего живет человек, какова мотивация его развития, каким закономерностям подчиняется его жизненный путь. Над решением этих вопросов работают помимо общих психологов представители возрастной, педагогической, социальной, инженерной психологии, психологии труда и медицинской психологии, т. е. тех отраслей психологии, перед которыми стоит задача воспитания личности и коррекции ее поведения. При исследовании индивидуальности личности как субъекта деятельности представители общей и дифференциальной возрастной, социальной, исторической, клинической и инженерной психологии поднимают проблемы личностного выбора, самоопределения, саморегуляции личности, механизмов, обеспечивающих продуктивность деятельности личности, общих и специальных способностей как характеристик успешности выполнения деятельности. Они также ставят вопросы об изучении индивидуального стиля деятельности и характера как форм выражения личности в деятельности.

Комплексное решение названных проблем требует от специалистов-психологов, разрабатывающих психологию личности, создания по всей стране разветвленной сети психологических служб.

Выделенные ориентиры рассмотрения психологии личности выступают как основа для изучения сложной сети взаимоотношений между природой, обществом и личностью. Они также позволяют обозначить точки приложения усилий разных отраслей психологии, занимающихся изучением многообразных проявлений личности. Главное же значение этих ориентиров заключается в том, что они дают возможность представить разрозненные факты, методы и закономерности в едином контексте общей психологии личности.

Методология марксистской философии, общенаучные принципы системного анализа, деятельностный подход к изучению психических явлений позволяют выделить междисциплинарные связи в человекознании и наметить пути к пониманию механизмов развития и функционирования личности в природе и обществе.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

План Развитие личности как педагогическая проблема Процесс развития личности, его движущие силы и закономерности

М 4. Личность как субъект и объект воспитания
План

  1. Развитие личности как педагогическая проблема

  2. Процесс развития личности, его движущие силы и закономерности

  3. Наследственность и развитие

  4. Влияние среды на развитие

  5. Развитие и воспитание

В переводе с латинского «процесс» означает движение вперед, изменение. Развитие — это процесс количественных и качествен­ных изменений в организме. Его результат — физическое, интел­лектуальное, социальное, духовное развитие человека. Биоло­гическое в человеке характеризуется физическим развитием, включая морфологические, биохимические, физиологические из­менения. А духовное развитие находит выражение в интеллек­туальном, социальном росте.

Если человек достигает уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого чело­века называют личностью. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность», в от­личие от понятия «человек», — социальная характеристика, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людь­ми. Как личность человек формируется в социальной системе пу­тем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильного вклада в сокро­вищницу материальных и духовных ценностей — с другой.

Развитие человека — сложный, длительный и противоречи­вый процесс. Изменения в организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно изменяются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрас­те. Развитие не сводится к простому накоплению количествен­ных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процес­са — диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, интеллектуальных и духовных характеристик личности.

Представители различных философских течений по-разному объясняют этот во многом еще не познанный процесс.

Развитие человека есть процесс стихийный, неуправляемый, спонтанный; оно происходит независимо от условий жизни и де­терминировано лишь «врожденной потенцией», фаталистически обусловлено судьбой человека, в которой никто и ничего изме­нить не может — это лишь небольшая часть мнений представи­телей различных философских учений. В развитии уничтожается старое и созидается новое. В отличие от животных, пассивно приспосабливающихся к жизни, человек создает средства суще­ствования своим трудом.

^ Последние уподобляются тому «вечному двигателю», который дает неисчер­паемую энергию для постоянных преобразований и обновлений. Про­тиворечия — это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Человеку не приходится ни искать, ни придумывать про­тиворечия, они возникают на каждом шагу как диалектическое следствие изменения потребностей, порождаемых развитием. Да и сам человек «соткан» из противоречий.

Различают противоречия внутренние и внешние, общие (уни­версальные), движущие развитием человеческих масс, и индивиду­альные, характерные для отдельно взятого человека. Универсаль­ный характер имеют противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых материальных и кончая высшими духовными, и возможностями их удовлетворения. Такой же характер имеют и противоречия, проявляющиеся в нарушении равновесия между ор­ганизмом и средой, что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма. Внутренние противоречия возникают на почве «несогласия с собой» и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, а внешние стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Одно из основных внутренних противоречий — расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовле­творения. Например, между стремлением старшеклассников участво­вать в общественных и производственных процессах и реальными возможностями, обусловленными уровнем развития их психики и ин­теллекта, социальной зрелостью. «Хочу» — «могу», «знаю» — «не знаю», «можно» — «нельзя», «есть» — «нет» — это типичные па­ры, емко выражающие наши постоянные противоречия.

Длительные исследования позволили вывести общую законо­мерность: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. К внутренним относятся физиологические я психические свойства организма. Внешние условия — это окру­жение человека, среда, в которой он живет и развивается. В про­цессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что, в свою очередь, приводит к очередному изменению. И так без конца. Соотношение внешнего и внутреннего, объективного и субъектив­ного бывает разным в различных формах проявления жизнедея­тельности личности и на различных ступенях ее развития.

Существует две теории: биогенетическая и социогенетическая. Сторонники первой отдавали предпочтение наследственности как ведущему фактору развития, а сторонни­ки второй — определяющим считали фактор среды (природ­ной и социальной).

Представители биогенетической теории полагали, что главным и определяющим в развитии человека является то, что дано ему от природы. Древнегреческий философ Платон, пытаясь объяснить социальное неравенство людей, считал, что люди отличаются своими природными задатками. Все люди братья. Однако одни способны начальствовать, т.к. Бог от рождения примешал им золота, а другим земледельцам и мастеровым — железа и меди, поэтому они призваны трудиться.

Английский педагог Адамс утверждал, что ребенок приходит в мир с четко зафиксированными природными дан­ными. Он становится «полем», на котором бьются «наследст­венность» и «среда». Наследственность проявляется задолго до того, как на «поле» вступает воспитание, которое не в со­стоянии что-либо изменить.

Разрабатывая теорию личности, 3. Фрейд выделял пси­хику сознательную и бессознательную. Ведущую роль он от­водил бессознательной психике («Оно»). «Я» — сознание подчиняется требованиям «Оно». При этом имеет место влияние силы сопротивления «сверх Я», т. е. совести.

В сфере бессознательного, которое подчиняет психику, 3. Фрейд выделяет инстинкты: «эрос» — сексуальное влече­ние; «тенатос» — влечение к смерти. Именно эти инстинкты определяют поведение человека. Ведущую роль в развитии человека он отдавал наследственности.

К. Левин, являясь сторонником биологической теории развития личности, различал два момента: личность и ее пси­хическое окружение. Личность изображается в виде круга, в содержании которого находятся потребности, желания, стремления, намерения человека. Именно они служат источ­ником активности человека.

По его мнению, потребности (биологические и соци­альные) — это психическая энергия человека, создающая сис­тему напряженности. В состоянии напряжения человек про­являет интерес к определенным объектам, которые приобре­тают в данном случае личностный смысл, значимость. Все поведение человека К. Левин сводит к психическим действи­ям и переживаниям, которые возникают под влиянием систе­мы напряжений и психической энергии человека. Поэтому процесс развития, считает он, не зависит от воспитания и среды, а определяется только наследственностью.

Социогенетическая теория отдаёт предпочтение в раз­витии человека среде. Сторонники этой теории отрицают внутренние закономерности развития. Этот процесс они трактуют как простое приспособление человека к окружаю­щим его условиям. Люди, по их мнению, как и животные, приспосабливаются к биологической среде. Человек высту­пает пассивным продуктом обстоятельств и социальной среды.

^

Установлено, что процесс и результаты человеческого разви­тия детерминируются совместным воздействием трех генераль­ных факторов — наследственности, среды и воспитания. Базу развития образуют врожденные и унаследованные предрасполо­жения, обозначенные обобщающим термином «наследствен­ность». Врожденные и унаследованные предрасположения разви­ваются при воздействии главных внешних влияний — среды и воспитания. Взаимодействие названных факторов может быть либо оптимальным, либо, при переоценке одного или другого внешнего слагаемого, негармоничным. Возможно также, что врожденная и унаследованная база недостаточно развивается как средой, так и воспитанием.

Природное (биологическое) начало в человеке связывает его с предками, а через них со всем живым миром, особенно с высши­ми животными. Отражение биологического — наследственность, под которой понимается передача от родителей детям определен­ных качеств и особенностей. Носители наследственности — гены (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»). Наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свой­ствах организма. Генетика расшифровала наследственную про­грамму развития человека.

Наследственные программы развития человека включают детер­минированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Детерминированная часть программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческо­го рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителей детям передают­ся внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор. Унаследованные физические особенности пре­допределяют видимые и невидимые различия людей.

К наследственным относятся также особенности нервной сис­темы, обусловливающие характер протекания психических процессов. Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и патологические, вызывающие психические рас­стройства, болезни (например, шизофрения) могут передаваться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные рас­стройства — карликовость, например. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей. Вариантная часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования. Обширнейшие незаполненные облас­ти наследственной программы предоставлены для последующе­го дообучения. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно. Этим природа предоставляет человеку исклю­чительную возможность для реализации своей человеческой по­тенции через саморазвитие и самосовершенствование. Таким об­разом, необходимость воспитания заложена в человеке природой.

Педагогический аспект исследований закономерностей чело­веческого развития охватывает изучение наследования интел­лектуальных, специальных, социальных, моральных и духовных (в широком смысле) качеств.

Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллектуальных качеств. Что наследуют дети — готовые способности к определен­ному виду деятельности или только предрасположения, задатки? Рассматривая способности как индивидуально-психологические особенности личности, как условия успешного выполнения оп­ределенных видов деятельности, педагоги отличают их от задат­ков — потенциальных возможностей для развития способностей. Анализ фактов, накопленных в экспериментальных исследовани­ях, позволяет ответить на поставленный вопрос однозначно: на­следуются не способности, а только задатки.

Унаследованные человеком задатки развиваются или не разви­ваются. Все зависит от того, получит ли человек возможности для перехода наследственной потенции в конкретные способности, обеспечивающие успех в определенном виде деятельности. Удастся ли индивиду вроде Рафаэля реализовать свой талант — зависит от обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей общества, на­конец от спроса на продукт той или иной деятельности человека.

Особенно острые споры вызывает вопрос о наследовании способ­ностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельно­сти. Педагоги-гуманисты исходят из того, что все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способ­ны практически к неограниченному духовному развитию. Имею­щиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качество и уровень самой интеллектуальной деятельности. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что наследственность может быть неблагоприятной для развития интеллектуальных способностей. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей, рожденных алкоголиками, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые на­следственные психические заболевания.

Многие педагоги, опираясь на новейшие исследования, счита­ют доказанным интеллектуальное неравенство людей и пер­вопричиной его признают биологическую наследственность. Задатки к познавательной деятельности, предопределяющие вос­питательные и образовательные возможности, наследуются людь­ми в неодинаковой мере. Из этого делается вывод: человеческая природа не поддается усовершенствованию, интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными. Улучшение человека через генетику не достигается. Лишь воспитание спо­собно постепенно его облагородить.

Понимание процесса наследования интеллектуальных задат­ков предопределяет практические пути воспитания и обучения людей. Современная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков. Большинство зарубежных педагогических систем исхо­дит из того, что воспитание должно следовать за развитием, оно лишь помогает вызреванию того, что заложено в человеке при­родой, и поэтому должно быть лишь приспособлено к задаткам и способностям человека.

В определении специальных задатков нет особых разногласий между представителями различных педагогических систем. Специ­альными называются задатки к определенному виду деятельности. Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, дос­тигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности такие задатки проявляются в раннем возрасте, если ребенку предоставляются необходимые условия. Специальными за­датками являются музыкальные, художественные, математичес­кие, лингвистические, спортивные и др.

^

Кроме биологической наследственности существенное влияние на развитие человека оказывает социальная наследственность, благодаря которой новорожденный человек активно усваивает социально-психологический опыт родителей и всех, кто его ок­ружает (язык, привычки, особенности поведения, нравственные качества и т. д.). Понятие социального наследования ввел в научный оборот известный российский генетик М. П. Дубинин.

Особенно важен вопрос о наследовании моральных задатков. Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение, что эти качества не наследуются, а приобре­таются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в гене­тических программах человека не заложена информация о соци­альном поведении. Душа новорожденного, говорили древние, — «чистый лист», на который жизнь наносит свои письмена. Ка­ким станет человек, полностью зависит от среды и воспитания. Расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили там ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, равно как и других генов, причастных к нравственности.

Тогда почему многие ученые придерживаются теории «вро­жденного зла»? И справедлива ли пословица, дошедшая из глубины веков: яблоко от яблони недалеко падает? В запад­ной педагогике доминирует утверждение, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождают­ся добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку даются драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.). Основанием для таких выводов служат данные, полу­ченные при изучении поведения человека и животных. Если наука признает наличие инстинктов и рефлексов у животных и людей (И. П. Павлов), а инстинкты наследуются, то почему же их наследование людьми должно приводить к действиям, отличным от действий животных? Так перебрасывается мос­тик от поведения животных к человеческому поведению, которое в целом ряде случаев признается инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. К решению этого очень сложного вопроса нужно подходить со всей ответствен­ностью. В последнее время все более определенную, хотя и ос­торожную позицию о генной обусловленности социального по­ведения начинают занимать и отечественные специалисты. Академики П. К. Анохин, Н. М. Амосов и другие видные ученые сначала завуалированно, а затем все более открыто высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения.

^

Человек становится личностью только в процессе социализа­ции, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне чело­веческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние усло­вия, в том числе географические, социальные, школьные, семей­ные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и даль­няя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, они имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую от­носят к отдаленному окружению, а вторую к ближайшему. В по­нятие «социальная среда» входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производст­венных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда — это семья, родственники, друзья.

Единства в оценке влияния среды на развитие человека пока нет. Огромную важность среды признают педагоги всего мира. Не совпадают взгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, абстрактной среды не существует. Есть конкретный об­щественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более вы­сокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок — обычно довольно точное отра­жение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также заклады­ваются в семье.

Школа, класс, друзья — следующий концентр близкого окру­жения подрастающего человека. Их влияние на становление и развитие личности весьма значительно. От силы, уровня и качес­тва воздействия зависит, каким человек вырастет, носителем ка­ких ценностей он станет.

Что оказывает большее влияние на развитие человека — среда или наследственность? Мнения специалистов по этому вопросу раз­делились. Многие исследователи пытались установить точные количественные пропорции влияния среды и наследственности на развитие человека. Результаты очень проти­воречивы, что свидетельствует лишь об одном: доля участия иссле­дуемых факторов в развитии разных людей неодинакова. Влияние среды, по оценкам представителей социогенного направления, мо­жет достигать 90%; влияние наследственности, считают сторонни­ки биогенного, направления, отнюдь не менее значимо: 80—90%. Большее доверие вызывают взвешенные оценки, игнорирующие крайности. Например, английский психолог Д. Шаттлеворт (1935) пришел к следующему заключению по поводу влияния основных факторов на умственное развитие: из факторов умственного разви­тия 64% приходится на наследственные влияния, 16% — на раз­личия в уровне семейной среды, 3% — на различия в воспитании детей в той же семье и 17%: — на смешанные факторы (взаимо­действие наследственности со средой).

^

Влияние наследственности и среды корректируется воспита­нием. Оно — главная сила, способная дать обществу полноцен­ную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленном, систематичном и квалифици­рованном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно ос­новывается на сознании человека и требует его участия, тогда как наследственность и среда действуют бессознательно и подсоз­нательно. Этим определяются роль, место, возможности воспи­тания в формировании человека. Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок очень широк, от утверждения его полной бессильности и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания единственным средством изменения чело­веческой природы. Истина, как обычно, находится между край­ностями. Лозунг «Воспитание может все!», с которым неодно­кратно выступала педагогика, себя не оправдал. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нель­зя. В судьбы людей воспитание вносит различную лепту — от самой незначительной до максимально возможной.

Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. Целенаправленное и систематическое влияние воспитателей при­водит к образованию новых, заранее запроектированных услов­но рефлекторных связей, которые никакими иными путями соз­даны быть не могут. Воспитание — это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания — выявление склонно­стей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воспитание детенышей обезьяны в одинаковых условиях с ребенком показало, что детеныши обезьяны, имея те же контакты с людьми, получая хорошее пи­тание и уход, тем не менее не приобретают ни одного психичес­кого качества, свойственного человеку.

Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотноше­ний развития и воспитания как цели и средства. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влия­нием наследственности и среды. Люди поддаются воспитанию неодинаково, диапазон «податливости» очень широк — от пол­ного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателей. Существующая «сопротивляе­мость воспитанию» как противодействие внешней силе, исходя­щей от воспитателей, определяет конечный результат. Поэтому определяющую роль играют конкретные ситуации и взаимоотно­шения людей в воспитательном процессе.

Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств. Отечественный педагог и психолог Л. С. Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и мето­ды воспитания должны соответствовать, во-первых, уровню «актуального развития», уже достигнутому ребенком, и, во-вто­рых, «зоне его ближайшего развития». На первом уровне ребе­нок выполняет задания самостоятельно, на втором — не может с ними справиться, а поэтому разрешает проблему с помощью взрослых. Только то воспитание признается хорошим, которое идет впереди развития. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем пе­решла бы в «зону актуального развития». Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, которое ориентируется на процессы, еще не созревшие, находящиеся в стадии станов­ления.

^

Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором — дея­тельностью личности. Под этим понимается все многообразие за­нятий человека, все то, что он делает. Из глубины веков дошли до нас наблюдения: что и как делает ребенок — таким он и вы­растет; сколько пота — столько и успеха. Очевидна прямая связь между результатами развития и интенсивностью деятельности. Это еще одна общая закономерность развития, которую можно сформулировать так: чем больше работает человек в определен­ной области, тем выше уровень его развития в этой области. Разумеется, пределы действия такой закономерности не безгра­ничны, они определяются «сдерживающими» факторами — спо­собностями, возрастом, интенсивностью и организацией самой деятельности и т. д.

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроекти­рованного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практического вос­питания. К сожалению, во многих случаях оно не может предос­тавить возможностей для развития; воспитанники порой лишены самого необходимого — активного участия в общественной, трудовой, познавательной деятельности, обречены на ее пассив­ное созерцание и затверживание готовых истин.

Основные виды деятельности детей и подростков — игра учение, труд. По направленности выделяется познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремес­ленническая, гедоническая (направленная на получение удоволь­ствия) деятельность. Особый вид деятельности — общение.

Деятельность может быть активной и пассивной. Даже самый маленький ребенок уже проявляет себя как активное существо. Он предъявляет требования к взрослым, сверстникам, выража­ет свое отношение к людям, предметам. В дальнейшем под влия­нием среды и воспитания активность может как повышаться, так и снижаться. Можно привести сколько угодно примеров, ко­гда человек занят, много работает, но действует без желания, без настроения, как говорится, спустя рукава. Разумеется, такая деятельность не ведет к высоким результатам. Хорошее разви­тие обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает всю душу, в ко­торой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовлетворение, ста­новится источником энергии и вдохновения. Вот почему важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, в этой деятельности проявляющаяся.

Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуника­тивные способности, формирует отношение к окружающей дейст­вительности. Познавательная активность обеспечивает интел­лектуальное развитие ребенка. Для нее характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и необходимость применять полученные знания на практике. Трудовая актив­ность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира личности, определяет готовность много и успешно трудиться.

Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник — потребности. Многообразие человеческих потребно­стей порождает и многообразие видов деятельности для их удов­летворения. Показать растущему человеку полезные, максималь­но ослабить ложные направления активности — постоянная и одновременно очень сложная задача воспитания. Сложность в том, что потребности и мотивы деятельности в период интенсив­ного становления человека очень подвижны и переменчивы. На различных возрастных ступенях должны оперативно меняться виды и характер деятельности. Массовое школьное воспитание не всегда успевает за этими переменами, а должно успевать, что­бы не допускать необратимых последствий.

Активность человека — непременное условие развития его способностей и дарований, достижения успеха. Какие бы пре­красные воспитатели ни опекали ребенка, без собственного тру­да он мало чего достигнет. К. Д. Ушинский отмечал, что ученик должен учиться сам, а педагог дает ему материал для учения, руководит учебным процессом. Следовательно, при правильном воспитании школьник не столько объект педагогического воз­действия, сколько субъект, т. е. активный участник собственно­го воспитания.

Активность личности не только предпосылка, но и результат развития. Воспитание достигает цели, когда ему удается сфор­мировать общественно активную, инициативную, творческую личность, приносящую радость себе и людям. Разумная, педа­гогически выверенная организация деятельности школьника обеспечивает активность во всех ее проявлениях. Ставить подрас­тающего человека в позицию активного деятеля, вооружать его такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возможности — таковы функции воспитателя, разумно направляющего процесс развития личности.

^

В педагогической практике все больше ощущается потреб­ность в оперативной диагностике достигнутого учениками уров­ня развития. Это связано с тем, что эффективно управлять про­цессами формирования личности без знания глубины, темпов и особенностей происходящих изменений нельзя. Крылатые слова К. Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» — как нельзя лучше объясняют необходимость ди­агностики в живом учебно-воспитательном процессе.

Диагностика (от грея, dia — прозрачный и gnosis — знание) — общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. Значение диагностики в облас­ти развития аналогично значению хорошо поставленного «про­яснения» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки и причины возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения. Непра­вильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится и к ду­ховному здоровью, а поэтому диагностика в области развития — дело чрезвычайно важное, требующее высокой квалификации и ответственности.

Физическое развитие человека диагностируется сравнительно просто. Для этого во всем мире применяются специально разра­ботанные тесты (нормативы), по которым определяется степень развития как общих, так и специальных качеств. В зависимости от того, как человек справляется с предложенными заданиями, делается вывод о достигнутом уровне, конкретных параметрах физического развития. Полученные данные соотносятся с возрас­тными возможностями.

Духовное, социальное развитие диагностировать чрезвычайно трудно. Применяемые для этой цели методики пока сложны, громоздки и не всегда обеспечивают безошибочные заключения. Для повышения надежности диагноза используют комплексное обследование состояния здоровья, сбор и сопоставление антропо­метрических, социальных и психологических данных, что требует специально оборудованных клиник и лабораторий, подго­товленного персонала. В реальной педагогической практике школьные психологи и учителя изучают отдельные качества личности, но по результатам этих исследований, однако, нельзя давать общую оценку компонентов развития.

Овладение простыми методиками диагностики отдельных сто­рон развития обучаемых — важный компонент профессиональ­ной педагогической подготовки. Главный интерес для школьных учителей и воспитателей представляет диагностика умственной деятельности обучаемых, мотивации поведения, уровня притяза­ний, эмоциональности, развития социального поведения и мно­гих других важных качеств. Наиболее распространенный метод изучения выделенных качеств — тестирование.

^

То, что развитие — как физическое, так и умственное — тес­но связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: боль­ше прожил человек на свете — стал выше ростом и крепче телом, с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уро­вень физического, интеллектуального, социального и духовного развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь в об­щем, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать пе­риоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию. Периодизация основывается на выделении возрас­тных особенностей — характерных для определенного периода жизни анатомо-физиологических и психических качеств. Сущ­ность возрастных особенностей наглядно раскрывается на приме­ре физического развития человека. Рост, прибавление веса, появ­ление молочных зубов, а затем их смена, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями. Поскольку биологическое и духовное развитие человека тесно связано ме­жду собой, то соответствующие возрасту изменения наступают и в интеллектуальной, социальной, духовной сферах. Происходит, хотя и не в таком строгом порядке, как биологическое, социаль­ное созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности. Это и служит естественной основой для выделения последовательных этапов человеческого развития и составления возрастной периодизации.

Полные периодизации развития охватывают всю челове­ческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные) — только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область. Для педаго­гики школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста.

Основу педагогической периодизации составляют стадии фи­зического и духовного развития, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспитание, — с другой.

Если объективно существуют этапы биологического созре­вания организма, его нервной системы и органов, а также связанное с ним развитие познавательных сил, то разумно орга­низованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них. Игнорирование или отрица­ние природных ступеней развития неизбежно приводит к оши­бочному утверждению возможности усвоить любой социальный опыт, любые знания, практические навыки и умения в любом возрасте при подборе и применении соответствующей методики. Возможности человека в связи с ускорением темпов социального развития, широким доступом к разнообразным информацион­ным источникам несколько возрастают, но далеко не беспредель­но. Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю. Закономерности, действующие в этой области, жестко лимити­руют возможности развития.

Я. А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, соглас­но которому обучение и воспитание должны соответствовать воз­растным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом — своевременно и последовательно. Только тогда человеку можно естественно прививать нравственные качества, добиваться пол­ноценного усвоения истин, для понимания которых созрел его ум.

Учет возрастных особенностей — один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламен­тируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее бла­гоприятный для развития распорядок дня, режим труда и от­дыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

mir.zavantag.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *