Продуктивное мышление — Психологос
Есть люди, которые мышлением развлекаются, и для них продуктивное мышление – только скучно. Для людей-творцов продуктивное мышление, где течение мыслей, образов и ощущений целенаправленно, где происходит осмысление происходящего, рождение новых жизненных смыслов и решение жизненных задач – такое мышление имеет наивысшую ценность.
Орангутанг не может дотянуться до рыбы в реке, но рядом с ним лежит достаточно длинная палка. Когда орангутанг понял связь между палкой и рыбой, до которой нужно дотянуться — это продуктивное мышление.
Продуктивное мышление — нахождение связи между предметами и явлениями, решающее жизненную задачу. Это способность включать голову, чтобы искать решение тех или иных задач, делать выводы. Это внимательный взгляд на ситуацию, который решает ту или иную задачу. Синоним — думать. Продуктивно мыслить — это значит думать о чем надо, когда надо и как надо. А это значит:
Приучайте себя мыслить конкретно.
«Работа над собой», «Улучшение себя», «Искоренение своих недостатков» — слова красивые, но обычно за ними ничего не стоит. И тот, кто такими словами пользуется, чаще всего топчется на одном месте.
«Вставайте, граф! Вас ждут великие дела!», «Утро начинается с зарядки», «Встал — убрал постель», «Вышел из дома — расправил плечи» — вещи простые и конкретные. И польза от таких мыслей, дельных распоряжений самому себе, — большая.
Избегайте в мыслях негатива и пустоты. Прекращайте грузить себя размышлениями о том, что вас ни к чему не приведет.
Не заводите об этом разговор, не идите к тем людям, где эти разговоры возникнут, не читайте то, что вас к этим размышлениям подтолкнет. Займите себя чем-то простым и полезным. Например, для вас в ближайшее время это: … Что?
Имейте план своих дел и думайте о том, о чем думать сейчас надо.
Если перед глазами у вас есть листок, куда вы записываете дела предстоящего дня, все становится проще — вас организует этот деловой листок. Если у вас друзья — дельные люди, ваше мышление организуют ваши друзья. Рядом с ними вы всегда начинаете размышлять о хорошем. О нужном.
Думайте так, чтобы прийти к результатам, которые вас порадуют и будут полезными вам и окружающим людям.
Как это? (Например)
Предположим, вы задумались о своей работе.
Вы планируете там что-то менять? Вы действительно планируете там что-то менять? Если да, то думайте дальше, и обязательно. Если нет, то кончайте думать и займитесь делом.
Дела у вас есть?
Далее. Размышляя о своей работе, вы подумали и пришли к выводу, что вы специалист невысокого уровня и едва ли в ближайшее время сможете что-либо с этим сделать.
К сожалению. И расстроились, естественно.
Любопытно: и зачем тогда вы об этом подумали так? Это подняло вам уверенность в себе, поможет вам сделать дела, которые вам предстоят? Придумайте, как по-другому вы можете думать о себе так, чтобы верить в себя и научить себе хотя бы маленькой вещи, которая вам в вашей работе пригодится.
Научиться печатать десятью пальцами? Прекратить оправдываться? Что-то еще?
Запишите это полезный вывод в своем дневнике. А можно подумать еще и принять уже серьезные решения. Жизнь-то ваша, одна, почему бы и да? Итак, «Я размышляю над таким серьезным решением…»
Непродуктивное мышление
Если мы выделяем мышление продуктивное, значит, есть мышление и другое: непродуктивное. А что это такое, какое оно? Похоже, что это целый мир самых разнообразных вариантов мышления: например, это внутренняя болтовня — относительно связное, иногда даже логичное, но нецелесообразное мышление, которое заполняет пустоту души, развлекая и создавая иллюзию, что жизнь чем-то наполнена. Это пустые мечтания и варианты защитно-агрессивного мышления, готового уничтожить любую логику ради сохранения внутреннего комфорта.
Продуктивное мышление
Продуктивное мышление – это.мыслительный процесс, в результате которого появляются очень ценные, важные результаты. Это мышление, которое что-то меняет, что-то продуцирует. Это могут быть идеи, инновации, новое состояние или мировоззрение человека.
Продуктивное мышление может быть рассмотрено в качестве синонима «творческого мышления», связанного с нахождением решений проблем, новых, нестандартных для человека интеллектуальных задач.
Продуктивное мышление играет очень важную роль в процессе обучения. Это способ мыслить, в ходе которого возникает новое знание.
Его можно охарактеризовать как тип мышления, дающий новый конечный продукт, который в итоге влияет на умственное развитие. Именно продуктивное мышление позволяет не только быстро и глубоко усваивать знания, но и уметь применять их в новых условиях.
В отличие от продуктивного мышления, репродуктивный тип отвечает только за усвоение информации и способность воспроизводить её в приблизительно похожих условиях. Этот тип мышления относится к базовому уровню процессов познания: он позволяет получить первоначальную базу знаний. Несмотря на безусловную пользу, этот тип мышления не даёт возможности совершать открытия или создавать нечто новое,
Отличить продуктивное мышление от репродуктивного очень просто: если итогом становится некий новый мыслительный продукт – значит, мышление продуктивно. Если же в процессе мышления новых знаний не образуется, а лишь происходит процесс воспроизведения знаний, то мышление репродуктивно.
Поведение, основанное на репродуктивном мышлении — стереотипно, часто обусловлено неосознаваемыми факторами, несамостоятельно и малоадаптивно.
Продуктивное мышление ведёт к осознанному поведению, когда человек максимально воспринимает и осмысливает доступную информацию, ищет новую, создаёт решение и самостоятельно выбирает свои реакции в соответствии со своими целями, ценностями и обстоятельствами.
Продуктивное мышление тесно связано с использованием когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата (т.н. критическое мышление). Это делает процесс мышления контролируемым, обоснованным и целенаправленным.
*в статье «Творчество», вошедшей в Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, написанной Ф. Батюшковым (широкий смысл именуется в ней «прямым», узкий — «общепринятым»): «Творчество — в прямом смысле — есть созидание нового. В таком значении это слово могло быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, ибо жизнь — ряд непрерывных изменений и все обновляющееся и все зарождающееся в природе есть продукт творческих сил. Но понятие творчества предполагает личное начало и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле творчество — условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности (Т. научное, Т. поэтическое, музыкальное, Т. в изобразительных искусствах, Т. администратора, полководца и т. п.» (Батюшков, 1901).
PraktiK Мышление. Словарь программы
См. также: Креативность
Применение модели продуктивного мышления Херсона
Одним из самых приятных аспектов цифровой эпохи является доступ к огромному количеству информации.
Для самоучек это как быть ребенком в кондитерской. Крупицы мудрости и коробки с разнообразными знаниями сложены высоко, ожидая, пока мы сделаем выбор.
С таким большим выбором, как вы вообще могли выбрать?
Будь вы ребенком, выбирающим конфеты, или начинающим предпринимателем, принимающим важные решения, ваш способ мышления влияет на ваш выбор .
Ментальные модели необходимы для мудрого мышления и принятия правильных решений — не только для выбора конфет, но и для решения проблем и поиска возможностей. Это потому, что каждый из нас использует ментальные модели для организации своего мышления. В то время как некоторые из этих ментальных моделей действуют подсознательно, другие можно сознательно использовать для улучшения навыков мышления.
В этой статье вы познакомитесь с популярной методологией под названием «Модель продуктивного мышления». Эта ментальная структура предлагает структурированный подход к решению проблем или генерированию творческих идей. Давайте взглянем.
О модели продуктивного мышления
В своей книге «Думай лучше: руководство для новаторов по продуктивному мышлению» Тим Херсон представляет простую в освоении и простую методологию, помогающую читателям мыслить более творчески и планировать более эффективно. Его модель объединяет десятилетия исследований и методов разных людей и организаций в структуру, которую он называет моделью продуктивного мышления.
Критическое и творческое мышление
Чтобы понять, как эффективно использовать модель продуктивного мышления, нам необходимо понять теорию мышления Херсона. По словам Херсона, продуктивное мышление включает в себя два различных процесса — творческое мышление и критическое мышление.
Критическое мышление:
- Аналитическое
- Оценочное
- Избирательное
Напротив, творческое мышление это:
- Генерирующее 90 031 Непредвзятый
- Экспансивный
Продуктивное мышление должно быть постоянным чередованием творческого мышление и критическое мышление . Мы склонны сочетать эти два типа мышления одновременно, но это может помешать процессу. Херсон подчеркивает, что их следует держать отдельно, чтобы получить максимальную отдачу от каждого способа мышления.
Методы мышления
Модель продуктивного мышления направлена на методичное прохождение каждого шага, задавая критические вопросы и используя методы творческого мышления. Херсон представляет различные подходы, которые мы можем использовать для генерации более продуктивных идей. Вот некоторые из них:
- Оставайтесь с вопросом: Мы обычно прекращаем задавать вопросы, когда думаем, что знаем ответ, но это только ограничивает наше мышление. Решайте проблемы — продолжайте задавать вопросы, выходящие за рамки очевидного ответа. Чтобы оставаться с вопросом, нужно смириться с неопределенностью и открыть разум новым идеям.
- Стремитесь к «третьей трети»: По словам Херстона, идеи, генерируемые в течение первой трети мозгового штурма, обычно посредственны. Отбросьте легкие идеи, а во второй трети задайте «еще» вопросы (что еще, кто еще), чтобы стимулировать свое творческое мышление. Мы обычно придумываем лучшие идеи в третьей трети.
- Количество важнее качества: Вам нужен мозговой штурм, а не мозговой штурм. Самый простой способ улучшить свои мыслительные способности — генерировать больше идей. Такие упражнения, как работа в аэродинамической трубе (быстрое придумывание как можно большего количества идей за определенный период времени), позволяют выйти за рамки очевидного и развить собственные творческие идеи.
Объединяя эти методы с систематическим планом действий, модель продуктивного мышления может создавать бесконечные творческие решения. По мере прохождения каждого этапа процесса систематизируйте свои идеи, чтобы помочь вам сосредоточиться и добиться прогресса.
Погрузитесь в процесс обучения, пробудите понимание и найдите свой идеальный поток
ABLE — это комплексное приложение нового уровня для получения знаний и повышения производительности для энергичных учащихся и любознательных умов.
ПодробнееПлан действий из 6 шагов
Модель продуктивного мышления — это многоэтапный процесс решения проблем, сочетающий творческое мышление со структурированным подходом. Методология делает упор на использование различных методов и определение вопросов на каждом этапе, что приводит к практическому, прямому процессу мышления, который приводит к инновационным решениям.
Вот как это работает.
Шаг 1: Спросите: «Что происходит?»
Первый шаг модели продуктивного мышления Херсона начинается с выявления проблемы. Полное понимание проблемы — первый шаг к поиску наилучшего решения.
Чтобы изучить проблему, ответьте на следующие вопросы:
Что за зуд?
Опишите проблему. Составьте список всех возможных проблем, которые необходимо решить или улучшить, а затем выберите ту, которая лучше всего описывает случай.
Какое влияние?
Подумайте, как эта проблема влияет на вас. Подумайте о том, что это значит для вас и что вас беспокоит, а затем определите свои главные приоритеты.
Что за информация?
Подумайте об имеющейся у вас информации о проблеме. Посмотрите на его причины, последствия, предположения и ограничения. Затем отсортируйте свой список и решите, какие из них наиболее важны для вас.
Кто замешан?
Кто является вовлеченными сторонами и как они влияют друг на друга? Во-первых, посмотрите на заинтересованные стороны и на то, что они могут выиграть или потерять. Затем выберите наиболее важные факторы на основе общей значимости.
Что за видение?
В качестве последнего шага сосредоточьтесь на своей конечной цели, или «Нацели на будущее». Как выглядит будущее, если вы решите свою проблему? Во-первых, перечислите все возможные целевые фьючерсы и выберите тот, который лучше всего соответствует вашим потребностям. Затем напишите заявление «Цель будущего», которое поможет вам визуализировать желаемый результат.
Пять вопросов только для первого шага могут показаться чрезмерными, но не торопитесь. Вы закладываете основу для творческого решения проблем и потенциальных решений.
Шаг 2: Спросите: «Что такое успех?»
Следующим шагом будет определение критериев успеха, которые вы будете использовать для оценки своих решений. Используйте свое заявление «Цель будущего», чтобы создать привлекательное видение, которое вдохновляет и мотивирует вас.
Упражнение DRIVE может помочь вам разработать список критериев успеха. Подумайте над ответами на следующие вопросы:
- D – Делайте: Чего должно достичь возможное решение?
- R – Ограничения: Чего следует избегать?
- I – Инвестиции: Сколько времени и денег вы можете выделить?
- V – Значения: Есть ли какие-то ценности, которых вам нужно придерживаться?
- E – Основные результаты: Каковы ваши цели?
Шаг 3: Спросите: «В чем вопрос?»
На этом этапе вы сформулируете вопросы, которые помогут вам достичь Целевого Будущего. Превратите формулировки проблем, которые вы перечислили ранее, в вопросы, чтобы облегчить ваше мышление.
Херсон предлагает задуматься над вопросами с точки зрения «Как я могу или как можем мы». Например, если ваша постановка проблемы звучала так: «У меня недостаточно времени, чтобы закончить этот проект», ваш вопрос может звучать так: «Как я могу получить больше времени?» или «Как мы можем изменить спецификации, чтобы это требовало меньше времени?»
Используйте свои мыслительные способности, чтобы составить список вопросов, затем выберите два ключевых для решения проблемы. Обратите внимание на те, которые кажутся вам наиболее неудобными. Обычно они имеют самый значительный потенциал для изменений.
Шаг 4: Генерация ответов
Здесь происходит этап генерации идей модели продуктивного мышления. Дайте волю своей творческой стороне и придумайте как можно больше решений стратегических вопросов, которые вы выбрали на третьем шаге. Генерируйте как можно больше идей, используя навыки творческого мышления, упомянутые ранее.
Помните — идите на мозговой штурм, а не на моросящий мозг. Задавайте «еще» вопросы, будьте диковинными и копайте глубже. Не экономьте на этом шаге. Здесь вы можете отбросить скучные или неудачные идеи, чтобы найти хорошие вещи.
Когда у вас появится множество идей, выберите наиболее многообещающие из них для дальнейшего развития. Имейте в виду, что это не полностью разработанные идеи, а скорее самые интригующие, которые вы хотите подробно изучить.
Попробуйте Упражнение C5 , чтобы помочь:
- Отбраковка: Удалите глупые, сумасшедшие идеи.
- Кластер: Расположите похожие предметы группами по пять или меньше.
- Объединить: Соединить очень похожие вещи.
- Уточнение: Назначьте каждому набору или группе собственную метку, описывающую их назначение.
- Выберите лучших идей из кластеров. Убедитесь, что они соответствуют вашим критериям успеха, и доверяйте своей интуиции.
Шаг 5. Подготовьте решение
Пристальный взгляд на лучшие идеи — это следующий шаг к поиску наилучшего решения. Это включает в себя два шага.
Сначала определите, какие идеи лучше всего соответствуют вашим критериям успеха. Если вам нужно уменьшить критерии для этого шага, сосредоточьтесь на наиболее важных аспектах. Затем выберите концепцию, наиболее перспективную для потенциального решения.
Используя эту концепцию, разработайте надежное решение. Определите стратегию или набор решений, которые соответствуют вашим критериям успеха и дают четкий ответ на проблему.
Шаг 6. Согласование ресурсов
Последний шаг — создание плана реализации вашего решения. Определите свои задачи и шаги, необходимые для их выполнения, затем определите их приоритетность и установите крайний срок . Составление плана поможет вам визуализировать свой будущий успех и начать делать шаги к нему.
Двигайтесь вперед и работайте продуктивно
С помощью модели продуктивного мышления Херсона каждый может укрепить свои мыслительные способности, применяя простую пошаговую методику. И если вы посвятили себя самообучению , это будет отличным дополнением к вашему набору инструментов. Неважно, решаете ли вы проблему клиента или просто выбираете любимые конфеты в кондитерской. Задавая вопросы и развивая творческое мышление, вы можете подстегнуть новые идеи, найти инновационные решения и, в конечном итоге, добиться большего успеха.
Надеюсь, вам понравилась эта статья. Не стесняйтесь делиться, рекомендовать и общаться 🙏
Свяжитесь со мной в Твиттере 👉 https://twitter.com/iamborisv
И следите за путешествием Эйбла в Твиттере: https://twitter.com/meet_able
И подписывайтесь в наш информационный бюллетень, чтобы прочитать более ценные статьи, прежде чем они будут опубликованы в нашем блоге.
Сейчас мы создаем сообщество единомышленников в Discord, и мы будем очень рады видеть вас там.
Модель продуктивного мышления | Untools
Модель продуктивного мышления
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМРешайте проблемы творчески и эффективно.
Применяя более структурированное и критическое мышление, вы сможете лучше понять проблему и найти более творческие решения. Модель продуктивного мышления, созданная Тимом Херсоном, может помочь вам в этом.
Лучше всего использовать, когда проблема уже определена и вы ищете творческие решения.
Как им пользоваться
Этот инструмент дает вам 6-этапную структуру для решения проблем. Шесть шагов:
- Спросите «Что происходит?»
- Спросите «Что такое успех?»
- Спросить «В чем вопрос?»
- Генерировать ответы
- Подделать решение
- Выровнять ресурсы
Рассмотрим каждый шаг подробнее.
1. Спросите «Что происходит?»
Первый шаг заключается в лучшем понимании проблемы. Вы можете использовать эти наводящие вопросы, чтобы помочь себе:
- В чем именно проблема?
- Каково влияние этой проблемы?
- Что я уже знаю? Какая информация у меня есть?
- Кто в этом замешан?
- Каким видится будущее, когда эта проблема будет решена?
(Это то, что Херсон называет «целевым будущим»)
Задокументируйте собранные здесь ответы, так как они понадобятся вам позже в процессе.
2. Спросите «Что такое успех?»
Этот шаг поможет вам определить, как выглядит успех в вашем видении будущего (которое вы создали на предыдущем шаге).
Чтобы определить критерии успеха, вы можете использовать схему DRIVE :
- Что вы хотите от решения сделать ?
- Какие ограничения ? Что он не должен делать ?
- ( Вы можете использовать инверсию , чтобы помочь вам здесь )
- Какие ресурсы мы можем вложить в это?
- Какие значения должно иметь решение?
- Каковы основные результаты ?
Не стесняйтесь циклически повторять эти вопросы, пока перед вами не появится ясное видение успеха.
3. Спросите «В чем вопрос?»
Теперь пришло время генерировать вопросы, на которые необходимо ответить, чтобы реализовать свое видение (Целевое будущее). Херсон называет эти вопросы «каталитическими».
Используйте информацию, которую вы собрали на предыдущих шагах. Такие фразы, как «Как мы можем…?» или «Как я могу…?» поможет сформулировать вопросы.
4. Сгенерируйте ответы
На этом этапе постарайтесь придумать как можно больше ответов на каталитические вопросы. Проводите мозговой штурм, не осуждайте и собирайте идеи. Это ваши потенциальные решения.
На следующем этапе вы сократите список идей до самых многообещающих.
5. Создать решение
Вам необходимо выбрать лучшее решение, прежде чем разрабатывать его дальше. Возьмите свой список из предыдущего шага и оцените каждую идею/решение по критериям успеха из шага 2. Используйте матрицу решений, чтобы упростить этот шаг.
Теперь вы можете подумать о дальнейшем развитии выбранного вами решения. Что может сделать его лучше? Как сделать так, чтобы он больше соответствовал критериям успеха?
6. Согласование ресурсов
На этом последнем шаге вы переходите к выполнению решения.
Запишите, какие действия и ресурсы необходимы для этого. Определите людей, которые за это отвечают – как в целом, так и за каждую часть решения.
Лучше все это подробно оговорить, чтобы был четкий план действий. Теперь вы должны быть в состоянии выполнить решение.
Пример
Давайте посмотрим, как можно использовать этот инструмент на практическом примере.
Предположим, что вы решаете привлечь потенциального клиента.
Когда вы исследуете ситуацию, вы обнаружите, что:
- Это клиент со сложными требованиями, но он может принести большой доход.
- Влияние потери этого дохода может быть значительным для вашего бизнеса.
- Ваш отдел продаж связался с ними и знает, что, среди прочего, для них важна простота использования.
Ваше видение (или цель на будущее) заключается в том, чтобы клиент успешно адаптировался, ежедневно использовал ваш продукт и приносил доход.
Давайте теперь определим успех согласно шагу 2, используя структуру DRIVE:
- Что должно делать решение? Покажите покупателю ценность вашего продукта, а также то, насколько хорошо вы можете о нем позаботиться.
- Какие ограничения? Решение должно показать, что мы соответствуем требованиям заказчика и что продукт удобен в использовании.
- Какие значения должно иметь решение? Это убедительно, прозрачно и продуманно.
- Каков основной результат? Заказчик соглашается подписать договор.
Теперь мы можем перейти к определению «каталитических вопросов», на которые необходимо ответить, чтобы реализовать наше видение:
- Как мы можем показать ценность продукта таким образом, чтобы он соответствовал их требованиям?
- Как мы демонстрируем простоту использования?
Допустим, это самые важные вопросы и нам нужно сосредоточиться на них. Мы можем обсудить некоторые ответы (возможные решения):
- Представить слайд-презентацию с описанием продукта и компании
- Создайте интерактивную демонстрацию, персонализированную для клиента
- Проведите день с потенциальными конечными пользователями и попросите их попробовать продукт на практике
- Ознакомьте ключевые заинтересованные стороны с продуктом
Теперь нам нужно выбрать наиболее перспективное решение. Для простоты предположим, что мы использовали матрицу решений, и оказалось, что лучшее решение — провести день с потенциальными конечными пользователями и предложить им попробовать продукт на практике.
Мы можем сделать это еще лучше, пригласив основных заинтересованных лиц для наблюдения, чтобы они могли увидеть ценность, которую продукт может принести своим пользователям, а также простоту использования для них.
Последним шагом будет согласование ресурсов: мы отправим небольшую команду, состоящую из двух продавцов и инженера (для настройки продукта на месте), чтобы выехать к клиенту на день. Вице-президент по продажам будет отвечать за координацию этого. А техническому менеджеру будет поручено подготовить правильную версию продукта для тестирования.
Теперь у нас есть четкий план действий для наиболее перспективного решения проблемы.
Takeaway
Модель продуктивного мышления позволяет творчески решать проблемы с помощью структурированного критического мышления.