Продуктивное воображение: 6.2. Виды воображения

Виды воображения

Виды воображения
 
  1. Рефераты на русском
  2. Медицина
  3. Виды воображения

«Воображение
 и его роль в познавательной и практической деятельности человека»
Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чём другом, кроме воображения не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.
 Воображение – это процесс создания человеком на основе раннего опыта образов объектов, которые он никогда не воспринимал.


 Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.
 От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой. Таким образом,  мечта — процесс создания образов желаемого будущего.
 Воображение может быть четырёх основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.
 Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.  Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение отличается тем, что в нём действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздаётся. Но при этом в образе она всё же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть,  и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
 В зависимости от содержания деятельности и характера труда человека воображение подразделяется на художественное, техническое, научное и другие.
 Художественное воображение имеет предпочтительно чувственные (визуальные, слуховые, осязательные и др.) образы, необычайно яркие и детальные. Так, И. Репин, рисуя картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», писал, что голова шла кругом от их юмора и шума. Гюстав Флобер говорил, что он остро ощущал во рту привкус мышьяка, когда описывал сцену самоубийства мадам Бовари. Творцам благодаря яркости чувственных образов кажется, что они непосредственно воспринимают то, что изображают в своих произведениях.

 Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было известно. В связи с этим именно реальность становится основой творчества ряда мастеров искусства, чей полёт творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства выражения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому её конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точеному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и другое.
 Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир – фантасмагория, иррациональная образность, за которой – вполне очевидные реалии. Плодом такого воображения является роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Обращение к необычным образам позволяет усилить интеллектуально-нравственное воздействие искусства на человека.
 Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ художник создаёт его в своём воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый им образ. Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как «спонтанные», независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой от него самого. Кроме того, начиная, как правило, с волевого усилия (акта воображения),  автор до такой степени захватывается произведением, что воображение становится  спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике.
В этом отношении весьма наглядно творчество Ф. М. Достоевского. Через все романы писателя проходит несколько глобальных идей, над которыми «бьются» его герои, такие разные и такие единые в объединяющем их творческом воображении писателя.
 Для технического воображения характерным является создание образов пространственных отношений в виде геометрических фигур и построений, их лёгкая диссоциация и объединение в новые образования, мнимое перенесение их в различные ситуации. Образы технического воображения чаще всего реализуются в черчении, схемы, на основе которых потом создаются новые машины, объекты.
 Научное воображение проявляется в построении гипотез, проведении экспериментов, в обобщениях, которые появляются в процессе создания понятий. Фантазия играет важнейшую роль в планировании научного исследования, построении экспериментальной ситуации, в предвидении течения эксперимента. При построении научной системы воображение необходимо, чтобы дополнить отсутствующие, не обнаруженные ещё звенья в цепочке фактов.
 Фантазия имеет огромное значение для плодотворной творческой деятельности учёного. Без фантазии его работа может превратиться в деятельность по нагромождению научных фактов, аккумулированию своих и чужих мыслей, а не в реальный шаг к новым изобретениям, идеям, созданию принципиально нового в науке.
 Особой формой воображения является мечта. Это необходимое условие воплощения в жизнь творческих идей, если образы воображения не могут реализоваться немедленно  по объективным или субъективным причинам. В этой ситуации мечта представляет собой реальный стимул, мотив деятельности, благодаря которому завершение начатого дела становится возможным. Без мечты, говорил Д. Писарев, невозможно было бы понять, какая движущая сила заставляет человека начать и довести до конца изнуряющие и большие по объёму работы в царстве искусства, науки и практической жизни.
 Мечта является элементом научной интуиции, прогноза и планирования деятельности.
 Мечты могут быть реальными, действующими и нереальными, бесплодными.
Действенность мечты – необходимое условие воплощения в жизнь творческих идей человека, направленных на реальное превращение в действительность. Такие мечты в определенном смысле являются движущей силой действий и поступков человека, придают ему большей целеустремлённости в жизни, помогают бороть трудности, противостоять неблагоприятным влияниям.
 Мечты могут быть пустыми, бесплодными, «маниловскими». Тогда они дезориентируют человека, лишают его способности видеть реальные жизненные перспективы, толкают на путь призрачного удовольствия, делают его неспособным противостоять невзгодам  реальной жизни.
 Позитивно на человека влияет только активная, творческая мечта, которая обогащает его жизнь, делает его ярким и интересным.
 Существуют и другие виды воображения. Один из них – сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека  до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

 Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они – результат тех или иных нарушений психики или работы организма – сопровождают многие болезненные состояния.
 Грёзы в отличие от галлюцинаций – это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грёзы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грёзы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессии.
 Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть «безработным». Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.
 В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи его воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряжённость. Данная жизненно важная функция особенно подчёркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвёртая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
 С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путём человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для регуляции.
 При помощи специальных упражнений и приёмов можно развивать воображение. В творческих видах труда – науке, литературе, искусстве, инженерии и других – развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путём специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц (рук, ног, головы, туловища), произвольно повышать или понижать давление, температуру тела (в последнем случае используются упражнения на воображение тепла, холода).
 Создание человеком образов  новых объектов обусловлено потребностями его жизни  и деятельности. В зависимости от заданий, которые поставлены перед ним, активизируются определённые следы предыдущих впечатлений и образуют новые комбинации ассоциативных связей. Этот процесс сталкивается с различными трудностями зависимо от цели, содержания и раннее полученного человеком опыта.
 Самой элементарной формой синтеза новых образов является агглютинация (от лат. aglutinare – склеивание). Это образование путём объединения качеств, свойств или частей, взятых у различных объектов. Например, сказочный образ кентавра – получеловека, полуконя; троллейбус – соединение свойств трамвая и автомобиля.
 Приёмом создания новых образов – аналогия. Суть этого приёма состоит в том, что создаваемый образ похож на реально существующий объект, но в нём проектируется принципиально новая модель явления или факта.
 Новые образы могут создаваться при помощи акцентирования. Этот приём состоит в намеренном усилении в объекте определённых качеств, которые оказываются доминирующими на фоне остальных. Примером выступает рисование карикатур, дружеских шаржей.
 Создать новый образ можно путём преувеличения (или преуменьшения) характеристик объекта. Этот приём широко используется в сказках, народном творчестве, когда герои наделяются сверхъестественной силой и совершают подвиги.
 Как мы уже поняли яркое воображение даёт много преимуществ своему владельцу, но, как и везде, необходимо «знать меру», иначе слишком яркое воображение может сыграть и злую шутку. Немного об этом.
На самом деле, как и другие психические процессы, воображение – это функция коры больших полушарий головного мозга. Создавая образы объектов, которые оказываются непосредственно связанными с эмоциональной сферой личности, её чувствами, человеческий мозг может производить регулирующее влияние на периферийные части организма, изменять их функционирование. Уже давно было замечено, что у некоторых людей, преимущественно страдающих истерией, после раздумий о муках, перенесённых, по евангелиевскому писанию, Иисусом Христом, появлялись «знаки распятия» на ладонях, ступнях ног в виде кровавых пятен и ран. Такие отпечатки называются стигмами (от греч. stigma – «клеймо», «рубец»). Неосторожно сказанное врачом слово может вызвать у мнительного пациента реальное чувство болезненного состояния и у него могут проявиться соответственные симптомы заболевания. Болезни, таково происхождения называются ятрогенией Нетактичное слово учителя, травмирующее психику ученика, порождая фантастические страхи, может вызвать нервное расстройство – дидактогению.
Специфичным проявлением влияния образов воображения на двигательную сферу являются идеомоторные акты. Опытом установлено, что когда человек представляет движение какой-то части своего тела, но не производит самого движения, в мышцах, которые должны это движение исполнять, фиксируются слабые импульсы, аналогично тем, что регистрируются при реальном исполнении движений. Применяется спортсменами: перед реальным исполнением упражнения они несколько раз детально представляют, как они его производят. Такое «программирование» улучшает результаты.
Итак, подводя итог, я хотела бы сказать, что воображение – одно из самых важных, интересных и загадочных свойств человеческой психики. Этот феномен ещё до конца не изучен, в том числе его анатомо–физиологическая основа. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам органических структур оно связано? На эти вопросы мы почти ничего ответить не можем.
И ещё, как же относиться к «разыгравшемуся» воображению? Я считаю, что ничего страшного в этом нет, если ты, конечно, уверен в том, что у тебя хватит сил держать этот процесс под контролем и не стать игрушкой в руках своего разыгравшегося воображения…
 
 

  Рефераты на русском языке — Медицина

Меню

Главная
Новости
Краеведение

История и современность

Герои ВКО

Почетные граждане

Искусство

Театр

История театра

Деятели театра

Музыкальное искусство

Народные композиторы

Певцы и композиторы

Изобразительное искусство

Танцевальное искусство

Киноискусство

Рефераты на русском
Рефераты на казахском
Литературная карта

Усть-Каменогорск

Катон-Карагай

Курчум

Тарбагатай

Зайсан

Улан

Семей

Глубокое

Риддер

Зыряновск

Большенарым

Аягуз

Шемонаиха

Образцы документов

                        

                           

                        

Краткое содержание Определение и виды воображения


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

ВООБРАЖЕНИЕ

Краткое содержание

Определение и виды воображения. Понятие о воображении, его основные отличия от образов памяти и восприятия. Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное — их особенности. Сновидения, галлюцинации и грезы как виды воображения.

Функции воображения, его развитие. Роль воображения в жизни человека. Основные функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, управление эмоционально-потребностными состояниями, произвольная регуляция познавательных процессов, создание и реализация внутреннего плана действий, программирование поведения, управление физиологическими состояниями. Использование воображения в аутотренинге и психотерапии.

Воображение и творчество. Связь процесса творчества с воображением. Два вида творческой фантазии: конкретный (образный) и абстрактный (логический), их связь с доминированием у человека правого и левого полушарий мозга. Творческое воображение как отражение личности человека, ее психологического состояния. Использование данного факта при конструировании проектных методик изучения личности типа ТАТ и теста Роршаха.

Воображение и органические процессы. Взаимосвязь и взаимодействие воображения как идеального с органическими процессами как материальными. Психогенные чувства (чувство страха). Приспособительный характер физиологических реакций, вызванных эмоционально насыщенным воображением умеренной силы. Идеомоторный акт. Проявление мыслей и чувств человека в его мимике, жестах, пантомимике, их использование в невербальном общении. Сон и сновидения. Психика и биогенные ритмы организма.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

260
Что же касается загадочности этого феномена, то она состоит в том, что до сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиоло-гической основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ничего конкретного ответить не можем. Во всяком случае об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые обсуждались в предыдущих главах учебника. В силу данного обстоятельства эта глава будет одной из самых маленьких по объему в книге, что, конечно, не говорит о небольшой значимости данного феномена в психологии и поведении человека.

Здесь дело обстоит как раз противоположным образом, а именно: мы знаем очень много о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм. Это и побуждает выделить и специально рассмотреть проблему воображения в учебнике.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «гомоса-пиенс», мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может- «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действи-

261
тельности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И.Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX в. И.Крамского, И.Репина, В.Петрова при всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы, максимально приближенной к копированию действительности.

Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства выражения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. Даже произведения такого некоммунистического модернистского направления искусства, как абстракционизм, ставшего основой современного авангарда, нередко создавались при помощи продуктивного

262
воображения. Например, знаменитое абстрактное полотно П.Пикассо «Герника» — это не хаотическое нагромождение геомет-ризированных тел или их частей, а прежде всего отражение трагических событий войны в Испании 1936—1939 гг. Если рассматривать и попытаться трактовать каждую отдельную деталь этой картины, то за абстрактной формой возникает вполне конкретный образ, конкретная мысль.

Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир — фантасмагория, иррациональная образность, за которой — вполне очевидные реалии. Плодом такого воображения является роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита», фантастика братьев Стругацких, антиутопии в русской и зарубежной литературе (Е.Замятин, О .Хаксли, Дж.Оруэлл), фантастические кентав-рицы и кентаврята четырнадцатилетней московской школьницы Нади Рушевой (рис. 49). Обращение к столь необычным, причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.

Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому в литературе о писателях. Например, одно из них: во время работы над романом «Мадам Бовари» Гюстав Флобер, описывая отравление своей героини, почувствовал во рту вкус мышьяка.

Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как «спонтанные», независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой от него самого. И тем не менее наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях. Кроме того, творческий процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется

263

Рис. 49. Рисунки Нади Рушевой

их логике. В этом отношении весьма наглядно творчество Ф.МДо-стоевского. Через все романы писателя проходит буквально несколько глобальных идей, над которыми «бьются» и страдают его герои, такие разные и такие единые в объединяющем их творческом воображении писателя.

264
Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и искусством. В неменьшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. Но есть и другие виды воображения. Это — сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительноетыо. Обычно они — результат тех или иных нарушений психики или работы организма — сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций — это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ, ЕГО РАЗВИТИЕ

Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть «безработным». Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи сво-

265
его воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда — науке, литературе, искусстве, инженерии и других — развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц (рук, ног, головы, туловища), произвольно повышать или понижать давление, температуру тела (в последнем случае используются упражнения на воображение тепла, холода).

ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО

Вопроса, обозначенного в заголовке этого параграфа, мы уже коснулись в начале главы. В данном разделе речь пойдет в основном о том, как фантазия человека используется в самой психологии, а также о психологическом анализе продуктов и механизмов воображения.

266
Прежде всего отметим, что образы фантазии никогда не бывают совершенно оторванными от реальности, не имеющими с ней ничего общего. Замечено, что если любой продукт фантазии разложить на составляющие его элементы, то среди них трудно будет отыскать нечто такое, чего в действительности бы не существовало. Даже тогда, когда подобного рода анализу мы подвергаем произведения художников-абстракционистов, в составляющих их элементах мы видим по крайней мере всем нам знакомые геометрические фигуры. Эффект нереальности, фантастичности, новизны продуктов творческого и иного воображения достигается большей частью за счет непривычного сочетания известных элементов, включая изменение их пропорций.

Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, он физиологически связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями (люди с доминирующим левым полушарием мозга).

Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца. Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании психодиагностических личностных методик. Личностные тесты проективного типа (Тематический апперцептивный тест — ТАТ, тест Роршаха и др.) основаны на так называемом механизме проекции, согласно которому человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные качества и состояния. Проводя по специальной системе содержательный анализ продуктов фантазии испытуемых, психолог на его основе судит о личности человека, кому эти продукты принадлежат. На рис. 50 в качестве иллюстрации показана одна из сюжетно неопределенных картинок, которая используется в проектном тесте типа ТАТ для изучения потребности в достижении успехов (см. главу 17).

Посмотрев на такую картинку в течение примерно 20 с, испытуемый затем должен написать по ней целый рассказ, отве-

267

Рис. 50. Одна из сюжетно неопределенных картинок, используемых в проективной методике для оценки степени развитости мотива достижения успехов

чая на следующий перечень вопросов: 1. Кто эти люди? Что изображено на данной картинке? 2. Что произошло с этими людьми до этого? 3. О чем они думают в данный момент времени? Какие мысли, желания и чувства у них имеются? 4. Что произойдет дальше? Рассказы, написанные испытуемыми по трем-четырем подобным картинкам, подвергаются содержательному анализу, оцениваются в баллах, и путем их последующей обработки делается вывод о степени развитости у испытуемого исследуемого качества личности.

ВООБРАЖЕНИЕ И ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Воображение представляет собой одно из субъективно самых ярких психических явлений, где качество психического как идеального проявляется наиболее отчетливо. В этом плане воображение кажется совершенной противоположностью органическому как материальному. И тем удивительнее факты, говорящие о том, что воображение и органические процессы тесным образом взаимосвязаны. Рассмотрим некоторые из этих фактов подробнее.

268
У людей с достаточно богатой фантазией в результате сильно развитого воображения могут изменяться органические процессы, например появляться признаки, которые обычно сопровождают те или иные эмоции (учащения пульса, сбои в дыхании, повышение кровяного давления, выделение пота и т.п.). Они имеют место тогда, когда человек представляет себе какую-либо ситуацию, например несущую в себе угрозу для него. Неуемная фантазия у особенно чувствительных, эмоционально неуравновешенных людей может даже вызывать некоторые виды заболеваний, в том числе и такие серьезные, как сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные. Некоторые современные врачи, верящие в психогенную природу подобных заболеваний, утверждают даже, что, например, желудочные заболевания чаще случаются не от того, что мы едим, а от того, что «ест» нас, т.е. от разного рода переживаний, сопровождаемых фантазиями.

Физиологические реакции на психологические состояния, связанные с воображением, следует рассматривать как вполне нормальное явление. Они способствуют преднастройке организма на предстоящую деятельность и тем самым облегчают ее. Теми или иными, осознаваемыми или неосознаваемыми органическими изменениями сопровождаются практически почти все связанные с фантазией образы. Широко известно явление, которое получило название идеомоторный акт. Суть его состоит в том, что отчетливое представление о каком-либо движении вызывает у человека само это движение, которое, как правило, не контролируется ни органами чувств, ни сознанием. Если, например, попросить человека подержать на вытянутой руке на весу нитку с грузом и представить себе, как этот груз вращается, то через некоторое время можно заметить, что он и на самом деле начнет описывать круги, совершать вращательные движения.

Непроизвольное проявление движений, связанных с соответствующими эмоциями (мимика, жесты, пантомимика), широко используется людьми в невербальном общении. Подсознательно замечая их, мы судим об эмоциональных состояниях другого, лучше понимаем его и выбираем правильные реакции на его действия. Идеомоторным актом помимо сферы повседневного общения пользуются артисты эстрады, демонстрирующие со сцены способность находить предметы, спрятанные в зале (по улавливанию микродвижений рук или глаз, производимых рядом с ними находящимся человеком, знающим, где спрятан соответствующий предмет), так называемые «экстрасенсы», угадывающие мысли людей по невольно производимым ими движениям.

269


На фактах существования связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий, в том числе и тех, которые получили популярность в нашей стране за последние годы (А.Кашпировский, А.Чумак и др.).

Особый психологический интерес вызывает связь сновидений с органическими состояниями. Наш мозг, как показывают исследования, продолжает работать и во время сна, вовлекая в свою деятельность практически все органические структуры, связанные с психологическими процессами: восприятием, вниманием, памятью, мышлением и речью. Но это обычно происходит на уровне подсознания, на фоне тормозного влияния, оказываемого ретикулярной формацией на кору головного мозга человека. Факт припоминания содержания сновидений с несомненностью говорит нам о том, что во сне активным образом работает память.

Люди, которые спят, психологически не полностью изолированы от восприятия окружающей действительности и способны определенным образом реагировать на нее. Во сне отчасти сохраняется избирательность реакций. Родители, например, особенно мать, весьма чувствительно реагируют на движения своего ребенка и моментально просыпаются, услышав их. Во сне человек даже может принимать определенные решения, формировать планы, которые затем нередко реализуются наяву (как сознательно принятые намерения).

Режим сна и бодрствования у разных людей и детей различного возраста неодинаков. Новорожденный все свое время проводит в систематической смене состояний сна и бодрствования. Время сна у него колеблется от 13 до 16 часов в сутки. Большинство взрослых спят в среднем 7,5 часов, однако индивидуальные различия у них довольно велики. Есть, например, люди, которые спят всего лишь три часа в сутки, и этого им вполне хватает. Есть такие, кого не может удовлетворить даже сон, продолжающийся девять и более часов. Различия в индивидуально нормальном времени сна зафиксированы и в обыденном сознании людей, в представлениях о так называемых «совах» и «жаворонках». Первыми называют тех, кто ложится поздно и встает поздно, а вторыми — тех, кому свойственно ложиться и вставать рано.

Вместе с млекопитающими люди образуют единую биологическую группу, для которой характерен ритм, называемый биологическими часами. В науке он известен под названием циркад-ного ритма и представляет собой периодические изменения в организме, происходящие в течение суток. Они связаны с со-

270
стояниями сна и бодрствования, имеют период полного цикла, примерно равный 24 ч. Он несколько увеличивается, приблизительно до 25 ч, когда человек не имеет возможности спать и не в состоянии внешне отличить время дня от времени суток. У людей, слепых с рождения, этот ритм также может несколько отличаться от зрячих, но и у них его индивидуальная продолжительность весьма устойчивая. Известен случай, когда у слепого человека он систематически продолжался 24,9 ч, причем с удивительным постоянством, так что каждые две недели он выбивался из ритма и для того, чтобы не опоздать на работу, вынужден был принимать снотворное или предпринимать что-либо другое, обеспечивающее ему сон. Попытки изменить циклические наступления сна и бодрствования за счет применения психотропных и иных воздействий обычно оканчиваются неудачей. Циркадный ритм поэтому можно считать довольно стойкой психофизиологической характеристикой человека.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема 1. Определение и виды воображения.

1. Понятие о воображении.

2. Виды воображения.

3. Сновидения, галлюцинации и грезы.

4. Мечты и фантазии.

Т е м а 2. Функции воображения, его развитие.

1. Роль воображения в жизни человека.

2. Основные функции воображения.

3. Воображение и познавательные процессы.

4. Воображение и мышление.

5. Воображение и средства психотерапевтического воздействия.

6. Воображение и художественное творчество.

Т е м а 3. Воображение и творчество.

1. Связь творческого процесса с воображением.

2. Два типа творческого мышления: образное и понятийное, их связь с явлением функциональной асимметрии мозга.

3. Творческое воображение и личность.

4. Использование продуктов воображения в личностных тестах.

Т е м а 4. Воображение и органические процессы.

1. Психогенные телесные изменения.

2. Приспособительный характер физиологических реакций на психические состояния. Воображение у детей: 304—319.)

Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. — М., 1979. (Трудности в определении воображения: 3—7. Воображение и практическая деятельность: 8—30. Воображение как отражение действительности: 31—85. Воображение и научное познание мира: 86-131.)

Общая психология. — М., 1986. (Воображение: 344—365.)

Розет И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. — Минск, 1977. (Понятие фантазии: 1324. Теоретические концепции фантазии: 25—78. Психологические механизмы фантазии: 169—228. Условия протекания процесса фантазии: 229—270.)

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. 1. — М., 1989. (Воображение: 344—360.)

II

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 2. — М., 1982. (Воображение и его развитие в детском возрасте: 436—454. )

272


Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей. Учебное пособие. — Минск, 1987. (Возрастная динамика развития представлений: 74—87.)

Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. — М., 1989. (Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18—39. Воображение и игровая деятельность: 83—97. Чувственное отображение и воображение: 113—122. Воображение и мышление: 122—138.)

Найссер У. Познание и реальность. — М., 1981. (Воображение и память: 141—165.)

III


Веккер Л.М. Психические процессы. — Т. 1. — Л., 1974. (Воображение и психологическое время: 262—271. Представление (воображение): 278—295.)

Галин АЛ. Личность и творчество. Психологические этюды. — Новосибирск, 1989. (Психологическое описание творчества: 64—102.)

Карандашев ЮЛ. Развитие представлений у детей. Учебное пособие. — Минск, 1987. (Психология представлений и проблемы творчества: 5—13.)

Марр Д. Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов. — М., 1987.

Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. — Тбилиси, 1972.

Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. — М., 1972. (Образное мышление. Воображение: 4-50.)

Познавательные процессы и способности в обучении. — М., 1990. (Представление и воображение: 80—100.)

Каталог: download
download -> Объект исследования
download -> Выпускных квалификационных работ
download -> Выпускных квалификационных работ
download -> Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, изучающих курс «Концепции современного естествознания»
download -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
download -> Проект концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья
download -> Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
download -> Старший воспитатель


Скачать 184,38 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Феноменология продуктивного воображения | Columbia University Press

Дата паба: апрель 2022

ISBN: 97838382155525

318 Страницы

Формат: . Цена по прейскуранту: $48,00

  • Основной
  • Отзывы
  • Содержание
  • Выдержка
  • Ссылки
  • Награды

Хотя продуктивное воображение играло очень важную роль в (пост-)кантианской философии, было очень мало исследований объемом в целую книгу, явно посвященных его анализу.

В своей новой книге Саулиус Гений развивает феноменологию продуктивного воображения, опираясь на те ресурсы, которые мы встречаем у Эдмунда Гуссерля, Макса Шелера, Мартина Хайдеггера, Эрнста Кассирера, Мики Киёши, Жана-Поля Сартра, Мориса Мерло-Понти, и сочинения Поля Рикера, а также участвуя в современных философских дискуссиях о воображении. Исследуя отношения между воображением и воплощением, аффективностью, восприятием, языком, самостью и интерсубъективностью, книга предлагает феноменологическую концепцию продуктивного воображения, которая придерживается основных феноменологических принципов и чувствительна к тому, как продуктивное воображение осмысливалось в истории. феноменологии.

На этом фоне Geniusas разрабатывает новую концепцию продуктивного воображения: Это основная модальность интенциональности, которая косвенно формирует человеческое восприятие мира, формируя контуры действия, интуиции, знания и понимания . Это не столько слепая и необходимая функция души, сколько искусство, скрытое в теле, ибо оно проистекает из инстинктов, влечений, желаний и потребностей.

Автор показывает, какими неожиданными способами феноменология продуктивного воображения обогащает наше понимание воплощенной субъективности.

Продуктивное воображение — понятие, давно заслуживающее специального изучения. Саулиус Гений прослеживает ее важность от Канта и Гуссерля до немецкой и французской феноменологии 20-го века. С широким исследованием и проницательным анализом Geniusas открывает нам глаза на природу продуктивного воображения и его связь с воплощением, языком и субъективностью. Дэвид Карр, почетный профессор Университета Эмори
Книга Саулиуса Гениусаса предлагает радикально новое исследование жизненно важных отношений между воображением и телом. Письмо ясное, убедительное и обширное в своем научном диапазоне. Важное исследование незаменимых побуждений человеческого творчества. Ричард Кирни, профессор философии Чарльза Силиг, Бостонский колледж

Саулиус Гениусас — профессор философии Китайского университета Гонконга. Его основные философские интересы лежат в континентальной философии, особенно в феноменологии и герменевтике. Geniusas является автором Происхождение горизонта в феноменологии Гуссерля (Springer 2012), Феноменология боли (издательство Ohio University Press, 2020) и Что такое боль? Описательная психология, трансцендентальная феноменология и натурализм (на литовском языке; Phi knygos 2021). Он также редактировал ряд книг по феноменологии, герменевтике, сравнительной философии и философии воображения, в том числе «Расширяя пределы продуктивного воображения» (Rowman & Littlefield 2018) и 9 книг.0041 Что такое продуктивное воображение? (под редакцией Дмитрия Никулина; Rowman & Littlefield 2018). Его исследования были опубликованы в основных журналах по континентальной философии, таких как Continental Philosophy Review, Research in Phenomenology, Human Studies, Journal of the British Society for Phenomenology . Гений опубликовал более шестидесяти статей в различных философских журналах и антологиях на английском, немецком и литовском языках. Его произведения также переведены на французский, испанский и польский языки. В настоящее время является одним из редакторов 9-гоСерия книг 0041 Social Imaginaries , опубликованная Rowman & Littlefield.

Предметы

  • Континентальная философия
  • Философия

Серия

  • Тело и сознание

Саулиус Гениус и Дмитрий Никулин (ред.), Продуктивное воображение: его история, значение и значение

Саулиус Гениус и Дмитрий Никулин (ред.)

Предлагая первое полноформатное исследование центральной концепции современной европейской философии, появившееся в англоязычном мире, эта книга представляет собой авторитетный сборник статей, систематически рассматривающих концепцию продуктивного воображения в докантианской философии, Канте, немецком идеализме. , Феноменология и герменевтика.

Цитировать Простой текст БибТекс Форматированный текст Зотеро EndNote Менеджер ссылок РефВоркс

Параметры Отметить как дубликат Найдите его в Scholar Запросить удаление из индекса Лист регистраций изменений

Править

Расширение границ продуктивного воображения: исследования кантианства, феноменологии и герменевтики. Саулиус Гениусас (ред.) — 2018 г. — Лондон: Rowman & Littlefield International.

Между феноменологией и герменевтикой: Философия воображения Поля Рикера. Саулиус Гений — 2015 — Исследования человека 38 (2): 223-241.

Воображение как самопознание: Кеплер о комментарии Прокла к первой книге «Начал» Евклида. Гай6 Классенс — 2011 — Ранняя наука и медицина 16 (3): 179-199.

На фоне Сартра: Лекции Рикера о воображении. Саулиас Гений — 2016 — Исследования в области феноменологии 46 (1): 98-116.

Кант и проблема герменевтики: Хайдеггер и Рикер о трансцендентальном схематизме. Роберт Пирси — 2011 — Идеалистические исследования 41 (3):187-202.

Сартр и Рикер о продуктивном воображении. Лиор Леви — 2014 — Южный философский журнал 52 (1): 43-60.

Кант и проблема герменевтики: Хайдеггер и Рикер о трансцендентальном схематизме. Роберт Пирси — 2011 — Идеалистические исследования 41 (3): 187-202.

Воображение у Канта и Фихте и некоторые размышления об интерпретации Хайдеггера. Джордж Дж. Зайдель — 2016 — Forum Philosophicum: Международный философский журнал 21 (2): 213-223.

Myth.Kiyoshi Miki & John Krummel — 2016 — Social Imaginaries 2 (1): 25-69.

Концепция продуктивного воображения в критике чистого разума: Кант и Хайдеггер. Давид Роберт Антонини — неизвестно

Кант о воображении и геометрической достоверности. Мэри Домски — 2010 — Перспективы науки 18 (4):409 -431.

О внутреннем напряжении доктрины воображения Юма. де-Пэн Лэй — 2006 — Современная философия 3:108-113.

Мир воображения: сумма и субстанция. Ева Т. Х. Бранн — 1991 — Lanham: Rowman & Littlefield Publishers.

Феноменология воображения Юма. Тимоти М. Костелло — 2007 — Журнал шотландской философии 5 (1): 31-45.

Восприятие понятия воображения Канта и его эстетика возвышенного. Беата Трохимска-Кубацка — 2012 — Studia Philosophica Wratislaviensia 7 (3):73-89.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *