ПРОДУКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ — это… Что такое ПРОДУКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ?
- ПРОДУКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ
- — категория гносеологии и философии науки, обозначающая способность сознания к когнитивному творчеству, то есть к свободному (и в своей основе — случайному) комбинированию различных образов, как чувственных (восприятий и представлений), так и мысленных (идей разного рода). Впервые продуктивное воображение как самостоятельную и важнейшую познавательную операцию ввел в гносеологию И. Кант. (См. сознание, познание, синтез, новизна).
Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект. С. А. Лебедев. 2004.
- ПРОГРЕСС
- ПРОМЫШЛЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Смотреть что такое «ПРОДУКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ» в других словарях:
ВООБРАЖЕНИЕ — фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями … Философская энциклопедия
Воображение — Воображение способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле,… … Википедия
МЫШЛЕНИЕ ПРОДУКТИВНОЕ (стадии) — (англ. productive thinking) синоним «творческого мышления», связанного с решением проблем: новых, нестандартных для субъекта интеллектуальных задач. Самая трудная задача, стоящая перед человеческой мыслью, это задача познать самого себя. «Я не… … Большая психологическая энциклопедия
Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности — В познании и познавательной деятельности людей выделяют рациональные и иррациональные элементы. Поэтому познание делят на рациональное, то есть осуществляющееся при помощи рациональных элементов, и иррациональное, которое осуществляется при… … Википедия
пратьякша — (санскр.) восприятие, один из двух (наряду с выводом) источников достоверного знания в будд. гносеологии. Буддисты полагали восприятие чистой чувственностью, лишенной к. л. примеси мышления, а след., и иллюзорности. Функция чистого восприятия… … Буддизм
Фихте Иоганн Готлиб — Фихте и этический идеализм Жизненный путь и сочинения Иоганн Готлиб Фихте родился в Рамменау в 1762 г. в бедной крестьянской семье. Его отроческие годы отмечены печатью нищеты. Чтобы помочь семье, он пас гусей. Впрочем, воспоминания о той… … Западная философия от истоков до наших дней
Критика чистого разума — Титульный лист первого издания «Критика чистого разума» (нем. … Википедия
Критика чистого разума (Кант) — Титульный лист первого издания «Критика чистого разума» (нем. Kritik der reinen Vernunft) основополагающий философский труд Иммануила Канта, изданный в 1781 году. Второе издание 1787 года было существенно переработано и дополнено автором. В… … Википедия
ИЛЬЕНКОВ — Эвальд Васильевич (1924 1979) российский философ, психолог, педагог. Д р философских наук (1968). Окончив школу, в сентябре 1941 поступил на философский фак т Института философии, литературы и искусства (ИФЛИ). В октябре 1941 эвакуация в Ашхабад … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Книги
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки». 3–7 лет, Бакланова Т.И., Глебова А.О., Журова Л.Е., Карпова Ю.В., Киселёва С.Л., Кожевникова В.В., Кудрявцев В.Т., Лабутина Н.В., Лыкова И.А., Милаева М.С., Новикова Г.П., Павленко Т.А., Полковникова Н.Б., Салмина Н.Г., Сечкина О.К., Султанова М.Н., Ушакова О.С.. Программа «Тропинки»— примерная основная образовательная программа дошкольного образования, определяющая содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 7 лет… Подробнее Купить за 324 руб
- Цикл лекций «Немецкая классическая философия», Дмитрий Кириллович Богатырев. Лекции читает доктор философских наук, профессор, Дмитрий Кириллович Богатырев. Лекция 1. Общая характеристика классической немецкой философии. Лекция 2. Трансцендентально-идеалистическая… Подробнее Купить за 190 руб аудиокнига
- Развитие воображения. Для детей 6-7 лет, Марина Султанова. Дорогие взрослые!Воображение — важнейшая сторона нашей жизни. И начинать развивать его можно и нужно как можно раньше. Но как сделать это правильно?Мы часто говорим: Он у меня и так много… Подробнее Купить за 64 грн (только Украина)
philosophy_of_science.academic.ru
Экзаменационный билет № 17
Активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное воображение.
Феномен аттракции в межличностных отношениях, различные уровни аттракции.
Культурный шок: причины, протекание, психологическая помощь
1.Активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное воображение.
Воображение – познавательный процесс к построению новых целостных образов действительности путём переработки содержания сложившегося практического, интеллектуального, чувственного и эмоционально – смыслового опыта. (Зинченко, Мещеряков)
Отличительной особенностью воображения является то, что оно есть только у человека. И воображение всегда является частью какого-либо ещё психического процесса.
С.Л. Рубинштейн пишет: «Воображение – это отлёт от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов»
Функции воображения:
Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими, решая конкретные задачи. Эта функция связана с мышлением и органически в него включена.
Регуляция эмоциональных состояний (при помощи своего воображения человек способен удовлетворять часть своих потребностей, данная функция особенно разрабатывается в психоанализе).
Планирование и программирование действий (данная функция связана с поведением человека, с помощью воображения человек может регулировать многие психофизиологические состояния, например, волевым путём человек может влиять на органические процессы: изменять ритм дыхания, частоту пульса, кровяное давление (индийская йога).
Формирование внутреннего плана действий, способность выполнять их в уме, манипулируя образами.
Участие воображения в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. В частности, восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. (С помощью вызываемых образов, человек может управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями).
Виды воображения:
Пассивное воображение (непроизвольное) – такой вид воображения, когда не требуется усилия воли и желания. Воображение совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений и тенденций, независимо от какого-то сознательного вмешательства субъекта (пример, грёзы, сновидения, мечты, фантазии).
Активное воображение предполагает сознательное формирование образов и преобразование в соответствии с целями по собственному желанию, усилием воли (в высших формах воображения, в творчестве).
Продуктивное воображение отличается тем, что в нём действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздаётся, при этом в образе она всё же творчески преобразуется. (Например, с продуктивным воображением мы встречаемся тогда, когда мир художника – фантасмагория, иррационализм, Булгаков «Мастер и Маргарита»)
Репродуктивное воображение – данный вид воображения помогает воспроизвести реальность в том виде, какая она есть, и, хотя, здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество (Например, по картинам Шишкина биологи могут изучать флору русского леса, т.к. все растения на его полотнах выписаны с документальной точностью).
studfiles.net
Репродуктивное воображение в психологии
Способность к воображению, которой наделила человека природа, в определенном смысле позволила нам искажать существующие в сознании «текущие» формы восприятия реальности, и таким образом даже влиять на саму реальность, раскрывая в ней новые возможности, принципы и внутренние связи, которые без поддержки воображения вероятно остались бы для нас неведомыми. В аналитическом подходе принято разделять виды воображения на активный и пассивный, а так же на продуктивный и репродуктивный, которые характеризуются соответствующими признаками и психологическими механизмами возникновения и реализации.
Пассивный, или бесконтрольный (спонтанный) вид воображения, к которому относятся такие процессы, как сновидения или галлюцинации, мы в данной статье не рассматриваем. Продуктивный и репродуктивный виды имеют общую активную природу, и ряд отличий — не всегда четко просматриваемых, но принципиально важных.
Отличия
Репродуктивное воображение — вид воображения, в основе которого лежат уже известные схемы, детали, символические, логические и образные конструкции сознания, содержащиеся в памяти, и служащие почвой для воссоздания подобных конструкций либо в новой ситуации, либо в обновленном виде, с включением каких-то непринципиальных новых элементов. В отличии от продуктивного воображения, являющегося движущей силой синтеза — процесса создания принципиально новых конструкций и явлений в восприятии, обычно сопровождающего творческие процессы, репродуктивное воображение не достигает подлинного отрыва от текущих штампов и ограничений сознания, имеющих вполне закономерную, выверенную и устоявшуюся форму, созданную кем-либо ранее.
Тем не менее, репродуктивное воображение, никогда не являющееся точным воспроизводством конструкций, содержащихся в памяти (иначе бы в этом не было элементов воображения), имеет значительно более широкий практический спектр и масштаб применения в жизни человека, чем воображение продуктивное. Кроме того, продуктивное воображение всегда опирается на мощный и глубокий слой опыта репродуктивного воображения, поскольку допускаемые им регулярно элементы новизны, возможности выйти за пределы заранее заданных норм, видимо и создают в сознании способность, некую «натренированность», позволяющую совершить продуктивный прорыв в области созидательного синтеза.
Талантливые ученые, писатели, художники и музыканты, делающие открытия и создающие гениальные произведения искусства, нередко и в личном, и в социальном аспектах выходят за рамки общепринятых адаптационных поведенческих норм, что подтверждает зависимость силы продуктивного воображения от способности человека игнорировать устойчивые, сформировавшиеся штампы сознания. Однако, в области своей профессиональной деятельности эти люди всегда прекрасно осведомлены обо всех предыдущих достижениях и устойчивых ракурсах восприятия, и это говорит о том, что и репродуктивное воображение они используют с не меньшей степенью активности. Иначе эти талантливые люди просто каждый раз бы «изобретали свой велосипед».
Функции
Репродуктивное воображение, таким образом, позволяет человеку создать в своем сознании необходимую подготовку, эмоциональную и информационную базу для любых концептуальных прорывов, и служит надежной основой в практической плоскости применения и устоявшихся, и новых концепций.
Интуиция и разум, комбинируясь в определенной пропорции в любом из активных видов воображения, в репродуктивном воображении человека находят такой баланс, при котором новизна и усовершенствование смысловых или эмоциональных конструкций сознания не достигает стадии разрушения основ, чего стабильное сознание инстинктивно избегает. Судя по всему, репродуктивное воображение, по крайней мере отчасти, является защитным природным механизмом, позволяющим человеку избегать разрушения устойчивых штампов восприятия, последствия которого он еще не в состоянии адаптировать и использовать безопасно для себя или для общества, поскольку выход из устойчивых штампов даже в узко специализированной области влечет за собой возможность подобных алгоритмов поведения и в других плоскостях сознания.
psychologyc.ru
активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное, их особенности. — КиберПедия
Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.
Активное воображениехарактеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображениеотличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
В репродуктивном воображенииставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает.
Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому в литературе о писателях. Например, одно из них: во время работы над романом «Мадам Бовари» Гюстав Флобер, описывая отравление своей героини, почувствовал во рту вкус мышьяка.
Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как «спонтанные», независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой от него самого. И тем не менее наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях. Кроме того, творческий процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике.
Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и искусством. В наименьшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.
Но есть и другие виды воображения. Это – сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.
Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они – результат тех или иных нарушений психики или работы организма – сопровождают многие болезненные состояния.
Грезыв отличие от галлюцинаций – это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.
Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.
cyberpedia.su
Репродуктивное воображение — это… Что такое Репродуктивное воображение?
- Репродуктивное воображение
- — процесс механического воспроизведения полученного ранее впечатления в виде психического образа.
Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.
- Реальный Я-образ
- Репродуктивное представление
Смотреть что такое «Репродуктивное воображение» в других словарях:
ВООБРАЖЕНИЕ — фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями … Философская энциклопедия
Воображение — Воображение способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле,… … Википедия
ВООБРАЖЕНИЕ — способность представлять отсутствующие объекты. Различают репродуктивное воображение, представляющее образ чего то уже известного нам, и творческое воображение, делающее человека способным создавать что то новое в развитии своей жизни, или же в… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
ВООБРАЖЕНИЕ — способность представлять отсутствующие объекты. Различают репродуктивное воображение,представляющее образ чего то уже известного нам, и творческое воображение, делающее человека способным создавать произведения искусства, развивать науку и… … Философский словарь
ВООБРАЖЕНИЕ — способность человека создавать новые чувственные или мыслительные образы на основе преобразования полученных от действительности впечатлений, то есть способность представлять отсутствующие объекты. Различают репродуктивное воображение,… … Тематический философский словарь
воображение воссоздающее — (репродуктивное – от лат. re – приставка со значением вновь , снова и producere – производить; буквально – воспроизводящее) – разновидность воображения, имеющее в своей основе создание образов предметов, явлений, имеющихся в действительности, или … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Воображение — форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Различают непроизвольное и произвольное, репродуктивное и творческое В. К непроизвольному относятся: мечта образ желаемого будущего;… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
ФАНТАЗИЯ — – психическая деятельность, связанная с созданием воображаемых представлений, не находящих реального отражения в окружающем мире; продукт воображения, порожденный собственной деятельностью человека. В психоанализе фантазия рассматривается с точки … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности — В познании и познавательной деятельности людей выделяют рациональные и иррациональные элементы. Поэтому познание делят на рациональное, то есть осуществляющееся при помощи рациональных элементов, и иррациональное, которое осуществляется при… … Википедия
Критика чистого разума — Титульный лист первого издания «Критика чистого разума» (нем. … Википедия
psihologiya_cheloveka.academic.ru
9. Конструктивное воображение – это…
Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.
Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.
Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.
От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называютмечтой.
Воображение может быть четырех основных видов (рис.1):
Рис.1 Основные виды воображения
Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.
Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
С процессом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. По картинам И.И. Шишкина, например, ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работы художников-демократов второй половиныXIXвека И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являются поиском формы, максимально приближенной к копированию действительности.
В искусстве источником любого направления может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Однако никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основной творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства воображения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображения предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д.
Поэтому с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир – фантасмагория, иррациональная образность, за которой – вполне очевидные реалии. Например, плодом такого воображения является роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», фантастика братьев Стругацких и др. Обращение к столь необычным и причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.
Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим «я», вживаясь в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому дано в литературе.
studfiles.net
ВООБРАЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — это… Что такое ВООБРАЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ?
- ВООБРАЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
- — способность сознания синтезировать и творчески преобразовывать восприятия и представления, создавать образы и модели бытия в соответствии с принципами худож., духовно-практического освоения мира. Специфика В. х. обусловлена характером творческой деятельности в иск-ве, цель к-рой создание новой, худож, реальности, представляющей единство худож. правды и условности. По своей природе В. х.— конструктивно-созидательно, отличается способностью соединять многообразное, удерживать в представлении целое. Действие механизма В. х. проявляется в обобщении, продуцировании и выражении худож. идей, образотворчестве. В отличие от непроизвольной переработки жизненных впечатлений (преобразовании опыта в фантазии) В. х. характеризуется организованной направленностью, включенностью в реальный процесс целесообразной духовно-практической деятельности, продуктом к-рой является произв. иск-ва (Произведение художественное). Включаясь в процесс худож. созидания, продуктивная сила В. х. позволяет по-новому скомбинировать элементы жизненного опыта, представить наблюдаемое в новых, неожиданных связях и сочетаниях, создать картины несуществующего в действительности, но возможного, говоря словами Аристотеля. по вероятности или необходимости. В. в иск-ве — своеобразный «магический кристалл», сквозь призму к-рого корректируется разработка худож. темы, распознаются скрытые свойства явлений, их социально-эстетический смысл. От него во мн. зависит претворение содержательных и формальных худож. находок в органическое худож. целое. В. в своей свободной деятельности, считал Кант, соотносит эмпирическую чувственность с категориями рассудка, приводит в движение интеллектуальные творческие силы. Как акт познающего сознания, В. х. выполняет поисковую, эвристическую функцию. Богатство и гибкость, животворная энергия В. расширяет прогностические горизонты иск-ва: активизирует опережающее отражение, предвосхищение будущего (Предвосхищение в искусстве). С помощью В. х. удается представить в иск-ве невероятное (таковы, напр., произведения писателей-фантастов Ж. Верна, Г. Уэллса, К. Чапека, И. Ефремова и др.), претворить возможное и желаемое в осуществленное, включить в культурный контекст и тот возможный опыт, к-рый человечеству еще предстоит приобрести. Существенное свойство В. х.— нацеленность на конструктивно-творческую работу в материале искусства, сопряженность с чувством красоты. Реализация В. х. осуществляется в различных формах: агглютинации (способствующей созданию сфинксов, кентавров, демонов), гиперболизации, заострения, типизации. Мир, созданный В. х., оценивается с учетом критериев художественности, эстетической мотивировки, социальной действенности. В. х. необходимо также для репродуктивной худож. деятельности, эстетического восприятия (Восприятие эстетическое), полноценного общения с иск-вом. Неразвитость, бедность В. х. как духовно-практической способности человека препятствует освоению богатств худож. культуры, ограничивает диапазон эстетического развития личности, служит одной из причин плохого, примитивного вкуса. Пробуждение и развитие творческого В., позволяющего видеть мир с высоты определенного уровня человеческой культуры,— важная задача эстетического и собственно худож. воспитания.
Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат. Под общ. ред. А. А. Беляева. 1989.
- ВОЛЬТЕР
- ВОРДСВОРТ (WORDSWORTH) Уильям
Смотреть что такое «ВООБРАЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ» в других словарях:
воображение художественное — см. художественное воображение … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
ВООБРАЖЕНИЕ — фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями … Философская энциклопедия
Воображение — Воображение. Всякое воспринятое впечатление оставляет известныйслед, который может возобновиться и тогда у нас является воспоминание.То, что является в нашем воспоминании, называется образом. Термин образв психологии употребляется не только для… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
воображение — При положительной оценке. Безудержное, богатое, буйное, бурное, вдохновенное, великое, горячее, дерзкое, живое, игривое, могучее, неиссякаемое, неистощимое, необузданное, нетерпеливое, острое, пламенное, поэтическое, прихотливое, пылкое, развитое … Словарь эпитетов
Воображение — Всякое воспринятое впечатление оставляет известный след, который может возобновиться и тогда у нас появляется воспоминание. То, что появляется в нашем воспоминании, называется образом. Термин образ в психологии употребляется не только для… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
воображение — <…> творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией <…> В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, что не… … Словарь Л.С. Выготского
Воображение творческое — продуктивная способность, позволяющая личности создавать представления, образы, синтезировать сложные композиции двух видов являющиеся вольными аналогами существующих реалий и не имеющие аналогов в действительности. Воображение представляет… … Эстетика. Энциклопедический словарь
художественное воображение — способность, а также сам процесс создания художественных образов на основе творческой переработки сознанием ощущений, восприятий, представлений, чувств, впечатлений и т.д. Рубрика: Автор и художественное творчество Синоним: художественная… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО детей — выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка худож. форме X т составная часть системы эстетич. и худож. воспитания, средство развития личности Проявлением X т могут быть отд работы… … Российская педагогическая энциклопедия
МЫШЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — вид интеллектуальной деятельности, направленной на созидание и восприятие произв. иск ва, особая разновидность мышления человека, отличающаяся по характеру протекания, конечным целям, социальным функциям и способам включения в общественную… … Эстетика: Словарь
aesthetics.academic.ru