Развитие внимательности и наблюдательности у сотрудников органов внутренних дел в процессе профессиональной подготовки — NovaInfo 53
- Баранов А.М.
Омская академия МВД России
- Шипицин В.А.
Омская академия МВД России
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 21
Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос развития внимательности и наблюдательности как основных профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел в процессе профессиональной подготовки с использованием интерактивного учебно-методического комплекса на основе использования нелинейного flash-видео и системы дистанционных образовательных технологий.
Ключевые слова
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Текст научной работы
Прежде чем рассматривать процесс развития внимательности и наблюдательности как одних из основных профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел, необходимо разобраться со смыслом понятий «внимательность» и «наблюдательность». Под термином «внимание», согласно Словарю русского языка С.И. Ожегова, понимается сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на чем-нибудь. Соответственно, внимательность как качество личности есть способность избирательно направленно и сосредоточенно фокусировать свое сознание на каком-либо объекте. Новый словарь методических терминов и понятий под редакцией Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина, поясняет термин «наблюдательность» как свойство личности, заключающееся в способности замечать при восприятии малозаметные, но существенные для достижения определенной цели детали. Развитие этих свойств личности позволяет повысить познавательную способность и улучшить такие качества памяти, как объем, точность воспроизведения, быстроту запоминания и длительность сохранения усвоенного.
Память – один из психологических процессов и видов умственной деятельности, предназначенный сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Это слагаемое интеллектуального потенциала, является важнейшей психологической предпосылкой успешного овладения знаниями, навыками и умениями, определенным видом деятельности.
В психологической структуре различных профессий познавательная деятельность может иметь различное содержание. Во многом это зависит от целей, объектов, условий и способов, которые и определяют специфику познавательной деятельности. Специфическими особенностями характеризуется память и в правоохранительной деятельности. При осуществлении профессиональной деятельности сотрудникам органов внутренних дел приходится постоянно оперировать различными массивами информации: сведениями, сообщениями, сводками, ориентировками и т.п., поэтому память сотрудника подвержена большим нагрузкам. Сотрудникам, не обладающим достаточными психическими способностями, будет проблематично качественно исполнять свои служебные обязанности, поэтому важным направлением подготовки сотрудников должно быть повышение познавательной деятельности, направленной на развитие таких качеств личности, как внимательность и наблюдательность [1].
В служебной деятельности сотруднику полиции необходимо осуществлять отождествление личности, выявлять лиц, склонных к совершению преступлений и административных правонарушений и других лиц, представляющих интерес для органов внутренних дел. Отождествление и выявление осуществляется по внешним анатомическим и функциональным признакам, путем непосредственного зрительного восприятия или фотографии, видеозаписи, словесному портрету. Эффективность этого мероприятия напрямую зависит от указанных выше качеств личности.
Тем не менее, такие важные аспекты, как определение и развитие внимательности и наблюдательности сотрудников органов внутренних дел в процессе профессиональной подготовки практически не имеют отражения, либо отражены крайне слабо в рабочих учебных программах. Это обусловлено объективными причинами, такими как необходимость привлечения статистов, выбора и подготовки мест проведения практических занятий, написания сценария, ограничения, вызванные временными рамками проведения занятия, а также другими факторами, непременно возникающими при проведении такого рода занятий вне учебной аудитории [2].
На наш взгляд, использование современных компьютерных технологий и возможностей средств мультимедиа позволяет в значительной степени компенсировать указанные ограничения.
С целью повышения эффективности развития внимательности и наблюдательности и минимизации затрат человеческих, временных и материальных ресурсов был разработан интерактивный учебно-методический комплекс, который использует возможности нелинейного flash-видео.
Использование разработанного учебно-методического комплекса позволяет определить качественный уровень познавательных способностей у сотрудников органов внутренних, способностей к запоминанию, хранению и воспроизведению объектов и явлений окружающего мира. Комплекс состоит из ряда интерактивных практических заданий, которые можно использовать не только для выявления сильных и слабых сторон памяти, но и для их развития.
Интерактивные практические задания выполнены с учетом следующих принципов: мотивация на восприятие информации, позволяющая преодолеть усталость и апатию; доступность заданий; постепенное усложнение; повторяемость, то есть возможность повторного поиска верного решения.
С целью постепенного усложнения интерактивных заданий, все тесты учебно-методического комплекса поделены на четыре группы.
Первая группа тестов состоит из пяти видеосюжетов длительностью шестьдесят секунд. По окончанию сюжета обучающемуся будет задан вопрос и варианты ответов, из которых необходимо выбрать один верный.
Преподаватель имеет возможность контролировать процесс выполнения практических заданий на любом из этапов. Если обучаемый верно выполнил задание, то ему предлагается перейти к следующему этапу, в противном случае, система уведомляет о неверном ответе и рекомендует обратиться к преподавателю.
Следующая группа тестов направленна на оценку и развитие возможностей обучающихся к запоминанию, в частности для определения объема и тренировки кратковременной памяти.
Кратковременная память — это компонент памяти человека, позволяющий удерживать на короткое время небольшое количество информации в состоянии, пригодном для непосредственной обработки.
В данной группе тестов обучающемуся предлагаются для просмотра пять двухминутных видеоролика, в которых из здания поочередно выходят люди. Обучающийся должен визуально запомнить как можно больше объектов (людей выходящих из здания) и по окончании каждого из сюжетов выбрать из предложенных фотографий того человека, который фигурировал в ролике, либо ответить, что на данном видео не было никого из представленных для опознания лиц.
Далее следует группа тестов, направленных на оценку и развитие навыков опознания лиц по словесному портрету. Данный навык является очень важным для профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. При выполнении данного теста, тестируемому необходимо внимательно ознакомиться с предложенным описанием и во время просмотра видеосюжетов нажатием левой клавиши манипулятора «мышь» на выбранном персонаже указать, что тестируемый его узнал. Если тестируемый верно опознал разыскиваемого, то тестирование продолжается далее автоматически. Если тестируемый совершил ошибку, то система оповещает об ошибке и предлагает начать тестирование заново с ознакомления описания разыскиваемого. Цикл повторяется до тех пор, пока тестируемый не ответит правильно на поставленный вопрос, а затем тестирование продолжается.
К специфике работы сотрудника правоохранительных органов можно отнести необходимость запоминания лиц людей без какой-либо дополнительной информации о них.
Для выполнения данного теста, тестируемому необходимо внимательно рассмотреть предложенную фотографию и во время просмотра видеосюжетов нажатием левой клавиши манипулятора «мышь» на выбранном персонаже указать, что тестируемый его узнал. Если тестируемый верно опознал разыскиваемого, то ему будет предложен следующий тест. Если тестируемый совершил ошибку, то система оповещает об ошибке и предлагает начать тестирование заново с запоминания фотографии разыскиваемого. Цикл повторяется до тех пор, пока тестируемый не ответит правильно на поставленный вопрос.
Тестирование производится в автоматическом режиме, что позволяет устранить влияние человеческого фактора или субъективного мнения на действия участвующих в процедуре лиц.
Оболочка разработанного учебно-методического комплекса создана при помощи языка гипертекста и представляет собой набор web-страниц, имеющих расширение *. html. Запуск и использование комплекса может осуществляться с любого носителя информации или комплекс может быть интегрирован в используемую в учебном заведении систему дистанционных образовательных технологий на базе глобальной или локальной компьютерной сети.
На наш взгляд, в условиях усиливающейся тенденции профессионализации и практической направленности процесса обучения, поиска и перехода на новые формы обучения в рамках первоначальной подготовки сотрудников органов внутренних дел большой интерес представляют активные практические групповые методы обучения. Необходимость внедрения технологии имитационного (активного) обучения в оптимальном соотношении с теоретическим обучением связано с тем, что активные методы обучения:
- обеспечивают соответствие учебно-познавательной деятельности характеру практических (должностных) задач и функций обучаемого;
- интенсифицируют умственную работу обучаемых, общение с преподавателем и между собой, коллективное взаимодействие, развивают профессиональное мышление;
- создают условия для формирования новых и более высоких форм мотивации, сознательного усвоения требований и содержания профессиональной деятельности;
- оказывают значительное эмоциональное воздействие за счет увлекательности, состязательности, игрового, творческого характера деятельности.
В стремительно развивающемся процессе информатизации, развитии информационных технологий и средств телекоммуникации, а также в условиях смены парадигмы общественного развития – перехода к информационному обществу, применение интерактивных и дистанционных образовательных технологий позволит повысить эффективность сопровождения и контроля процесса обучения.
Читайте также
Электронный учебник как инновационное средство обучения
- Шилягина А.М.
Технологическое целеполагание в рамках образовательной области «современные информационные технологии»
- Синчуков А.В.
Информатизация учебного процесса в ИПСА ГПС МЧС России
- Есина М.Г.
- Егорова Н. Е.
Понятие, цели и задачи личного сыска в оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел
- Шипицин В.А.
- Баранов А.М.
Информационно-коммуникационные механизмы создания единой образовательной среды на уровне образовательного учреждения
- Киселева М.П.
Список литературы
- Баранов А.М., Шипицин В.А. Проведение комплексных практических занятий, как способ повышения эффективности профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудников ОВД. // «Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки» всероссийский круглый стол (2016; Орел). Сборник материалов Всероссийского круглого стола «Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов», 30 июня 2016 г. : [сборник материалов] / Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова. – Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2016. – С. – 23 – 26.
- Шипицин В.А. Интерактивная лекция на основе нелинейного flash-видео // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 31. С. 180 – 183.
Цитировать
Баранов, А.М. Развитие внимательности и наблюдательности у сотрудников органов внутренних дел в процессе профессиональной подготовки / А.М. Баранов, В.А. Шипицин. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 53. — С. 263-267. — URL: https://novainfo.ru/article/8079 (дата обращения: 12.04.2023).
Поделиться
Наблюдательно. Зачем развивать наблюдательность?
Внимательность и наблюдательность – это важные составляющие жизни каждого человека. Но порой мы встречаем людей или сами являемся теми, кто просто не привык с детства быть внимательным. Обычно такие люди смотрят вокруг, но ничего не замечают. Все дело в привычке человека наблюдать.
Общие понятия
Если подойти к кому-нибудь из семьи и попросить подробно описать, как выглядит гараж на даче, вы удивитесь, что на некоторые, казалось бы, очевидные детали люди просто не обращают внимания. Кто-то выскажется против и заявит, что обращать внимание на детали – это перегрузка памяти и захламление мозга ненужной информацией. С одной стороны, это верно, но с другой – это хорошая привычка. Во-первых, такие умения позволят быстрее улавливать суть и делать анализ, а во-вторых, может стать отличной помощью в разрешение неблагоприятных ситуаций. Так что такие черты характера или свойства личности, как внимание и наблюдательность, важны как никогда.
Мышление абстрактное. Психология: мышление, виды мышления
Мышление абстрактное — это тип мышления, при котором возможно, абстрагировавшись от мелких деталей,…
Что такое внимательность и внимание?
В первую очередь, внимательность предполагает определенное отношение к окружающим людям. Это не только способность наблюдать, но и вовремя реагировать на состояние окружающих, быть чутким и понимающим. Внимательность серьезно влияет на познавательную деятельность, на интеллект и ум, а также положительно сказывается на результатах работы. А вот понятие «внимание» уже имеет иной характер – это избирательная направленность на определенный объект и полное сосредоточение на нем.
Что такое наблюдательность
В первую очередь, данное понятие отражает способность человека обращать внимание на существенные свойства и детали как людей, так явлений и предметов. И если многие считают, что умение подмечать даже самые мелкие детали – навык бесполезный, то они глубоко заблуждаются, ведь наблюдательность важна и в профессиональной сфере, и в жизни в целом.
Ориентирование по местным признакам: способы и примеры
Ориентирование поместным признакам — довольно сложная, но выполнимая задача. Однако чтобы не…
Зачем развивать наблюдательность?
Такой навык имеет важное значение в жизни. Психологи выделяют конкретные причины, почему развитию наблюдательности должен уделять внимание каждый человек:
- В первую очередь, наблюдательность дает возможность гораздо лучше понимать все, что происходит вокруг, то, что скрыто от глаз обычных людей. Способность видеть схожесть в разном и различия в одинаковом – это настоящее искусство.
- Развитие наблюдательности способствует раскрытию потенциала, сущности другого человека, а также позволяет предвидеть его будущие поступки.
- Высокий уровень наблюдательности позволяет людям в кратчайшие сроки оценить ситуацию и принять грамотное решение.
- Наблюдательность – это источник вдохновения, это новые идеи, это способность видеть в привычных вещах что-то новое. Многие великие ученые, художники, писатели, изобретатели творили именно благодаря тому, что умели увидеть в серости что-то новое и яркое.
На сегодняшний день наблюдательность – это основа большинства профессий. Быть в курсе событий и не потеряться в серой массе – это и есть задача современного общества.
Как развить наблюдательность?
Уровень наблюдательности прямо пропорционален уровню развития памяти. Так как же научиться видеть по-настоящему? Стоит отметить, что для развития навыка следует не только запоминать увиденное или услышанное в деталях, но и пропускать полученную информацию через себя. Никогда не закрывайтесь от новых знаний, будьте более восприимчивы, в процессе наблюдения не забывайте думать и анализировать, чтобы полученная информация осталась, а не улетучилась вместе с мыслями. Например, К. Г. Паустовский, великий русский писатель, считал, что умение «видеть» основывается на чувствительности зрительного анализатора. Он писал о том, что наблюдательность – это дело наживное. А натренировать себя можно следующим упражнением. Русский писатель предлагал людям ежедневно на протяжении месяца смотреть на все вокруг с мыслью о том, что прямо сейчас вам нужно будет в деталях нарисовать то, что вы видите. Смотрите на людей так, на природу, на окружающие вас предметы и явления. Вы удивитесь, сколько не замечали раньше, а уже через некоторое время это войдет в привычку.
Находчивость — что это? Отвечаем на вопрос. Примеры…
Есть такие качества, которыми каждый человек хочет обладать. Причем речь не идет, например, об уме….
Упражнения на развитие
Помимо упражнения Паустовского, существует еще два простых, но очень эффективных способа развить наблюдательность личности:
- Упражнение № 1 – самое простое и эффективное. Суть его заключается в умении видеть обычные вещи. Возьмите какой-нибудь предмет, первое, что попадется под руку. Это может быть телефон, книга, утюг, чашка, и поставьте его перед собой. Спокойно, а главное – очень внимательно, рассматривайте вещь, попытайтесь максимально точно запомнить ее. Теперь следует закрыть глаза и мысленно воссоздать образ в точности со всеми деталями. Затем можно снова открыть глаза, посмотреть на предмет и понять, чего не хватило мысленным представлениям. И далее снова закрываем глаза для того, чтобы усовершенствовать образ, который сложился в голове.
- Когда с первым упражнением вы будете справляться на ура, можно переходить ко второму. Теперь нужно мысленный образ перенести на бумагу. И совсем неважно, рисуете вы как Сальвадор Дали или как пятилетний ребенок. Просто изобразите то, что представляете в голове. Когда предмет будет нарисован, посмотрите на него в живую и добавьте недостающие детали
Эти простые упражнения помогут развить такой навык, как наблюдательность человека. Уже через несколько недель занятий будет заметен результат, который вас порадует. Теперь вы не посмотрите на мир, как прежде, теперь даже в самых обыденных вещах можно будет увидеть что-то неизведанное.
ПРЕИМУЩЕСТВА НАВЫКА НАБЛЮДЕНИЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
Если бы вас попросили точно изложить свои мысли в данный момент, какими бы они были? Это, безусловно, будет что-то, связанное с вашим повседневным графиком или повседневной жизнью. большую часть времени наш «мозговой чердак» переполнен такими вопросами, как «Как мне сделать эту презентацию более привлекательной?» «На каких целях мне следует сосредоточиться сейчас?» или «Почему мой коллега сегодня был груб со мной?».
Точная природа мыслей может варьироваться от человека к человеку, но, несомненно, будет относиться к внутренней программе. Сегодня ни у кого из нас нет времени на размышления типа «Какого цвета сегодня небо?» «Какого цвета была одета моя коллега сегодня?» «Что сегодня сделало моего обычно веселого босса сварливым?» В сегодняшнем занятом мире ни у кого из нас нет времени стоять и смотреть. Никто из нас не хочет и не чувствует необходимости тренировать свои навыки наблюдения.
Вокруг нас так много всего происходит, так многому можно научиться. К сожалению, запутавшись и запутавшись в паутине наших лихорадочных графиков, мы все не в состоянии заметить и оценить красоту и уроки, которые может предложить наше внешнее окружение. Мы почти потеряли связь с любыми внешними наблюдениями. Мы, как и нынешнее поколение, забыли использовать очень важный жизненный навык — переключать область нашего внимания с внутренних неприятностей на внешний мир.
ВАЖНОСТЬ НАВЫКОВ НАБЛЮДЕНИЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
Замечание мельчайших деталей вашего окружения, зажигание новаторских мыслей, открытость для наблюдения за триггерами положительного и отрицательного поведения окружающих вас людей помогут вам стать личностью, которая замечает изменения в окружающей среде и действует соответственно. Вы будете удивлены, увидев, что это всегда было в ваших руках — хотите ли вы вызвать улыбку или точные раздражающие факторы. Как только вы решите понаблюдать за тем, что человека раздражает, а что делает его счастливым, установить здоровые отношения со всеми на рабочем месте становится так же легко, как дышать.
Навыки наблюдения не только помогают человеку избегать конфликтов, но также повышают общую эффективность, производительность и положительный результат. Это потому, что чем более внимательно вы наблюдаете за собой и своим окружением, тем больше вы понимаете, где существуют пробелы и как эти пробелы необходимо заполнить. Как только вы начнете наблюдать за людьми и их ответами, это также позволит вам стать лучшим коммуникатором, что позволит вам лучше структурировать свое сообщение, чтобы установить связь со слушателем.
СОВЕТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАВЫКА НАБЛЮДЕНИЯ
Вот несколько советов и шагов, которые помогут вам улучшить свои навыки наблюдения:
- Присутствовать в данный момент
Много раз вы могли заметить кажется, вы теряете способность «удерживать память». Ну, это потому, что вместо того, чтобы наблюдать за своим окружением, вы слишком сосредотачиваетесь на своем ежедневном графике. Исследования доказали, что активное наблюдение может привести к значительному улучшению памяти. Даже наблюдение за такой простой вещью, как количество перелетов, которые вы совершили в этот день, и способность вспомнить эту информацию в конце дня означает, что вы прилагаете активные усилия, чтобы наблюдать за информацией и сохранять ее в своей голове.
Выполняйте небольшие упражнения, которые развивают ваши навыки наблюдения, например: «Что нового в том растении в саду?», «Что нового сегодня на моем рабочем месте?», «Вы заметили что-то необычное в своем коллеге сегодня?». Все, что вам нужно помнить, это то, что наблюдение — это то, как ваш мозг тренируется. Запомните приведенные ниже пункты, чтобы привить навыки наблюдения:
- Наблюдение происходит из настоящего момента
- Наблюдайте за мельчайшими изменениями в окружении
- Замечайте эмоциональные триггеры, такие как
что делает людей счастливыми/раздраженными.
- Наблюдать и рассуждать
Что на самом деле делает навыки наблюдения такими ценными, так это способность человека придавать смысл своим наблюдениям. Не говорите: «Я не знаю». Одна эта фраза может оказаться очень опасной для вашего профессионального роста. Каждый день наблюдайте за уникальными вещами и задавайте себе соответствующие вопросы, связанные с этим наблюдением.
Как только вы начнете подпитывать свое любопытство, задавая себе «самостоятельные» вопросы, вы увидите, как улучшатся ваши навыки наблюдения.
Наблюдение связано с ответом на вопрос «ПОЧЕМУ?»
- Определите цель выполнения любой задачи
- Задайте логические вопросы
- Определите «почему» за действиями людей
- Наблюдение улучшает решение проблем проект и сложные диаграммы данных действительно помогут вам отточить свои навыки решения проблем. Возьмитесь за реальные проблемы, ситуационные симуляции и решите их, и вы увидите, как вы растете как на дрожжах.
Наблюдение примерно «практикует решение проблем»:
- Наблюдайте за повседневными проблемами жизни
- IDEATE и создайте инновационные решения
- Определите лучший вариант
- Наблюдать за вами и дедук
Представьте, если бы это врожденное качество сосредотачиваться на чем-то одном и только на одном предмете в определенный момент времени направить в правильном направлении, насколько успешными вы были бы во всем, что вы делаете!
МЕТОД «НАБЛЮДЕНИЕ И ВЫЧИСЛЕНИЕ» также можно использовать для:
- Наблюдения за вещами/поведением, которые вносят беспорядок в вашу жизнь.
- Беспорядок – это поведение, которое излишне беспокоит окружающих вас людей.
- «ВЫЧИТАТЬ» это поведение из вашего существа.
- Это самый короткий и верный способ вызвать восхищение на работе.
- Наблюдать и улучшать
Наблюдение заключается в том, чтобы сосредоточиться на правильных вещах и предпринять правильные действия для улучшения текущей ситуации. Это можно практиковать где угодно, начиная от офиса и заканчивая решением реальных проблем или даже импровизацией отношений. Как и в случае с техникой «Наблюдай и вычитай», ты также можешь использовать так называемую технику «Наблюдай и улучшай». Наблюдайте и определяйте, какие вещи, которые вы делаете неосознанно, работают в вашу пользу, и сузьте круг того, что вам нужно делать больше. ты
Это дает вам понимание того, что вам нужно улучшить в своем повседневном поведении, действиях и карьере. Все дело в том, чтобы знать, как улучшать то, что работает, и вычитать из своей профессиональной жизни то, что не работает, чтобы добиться успеха. Практика этой техники в повседневной жизни делает вас мастером решения проблем, независимо от ситуации.
МЕТОД «НАБЛЮДЕНИЕ И УЛУЧШЕНИЕ» также можно использовать для:
- Наблюдения за вещами/поведением, которые добавляют ценность.
- Ценность можно создать, участвуя в поведении, которое приносит счастье другим.
- «УЛУЧШИТЬ» и добавьте указанное поведение в свое существо.
- Эта удивительная техника позволит вам моментально вызвать восхищение у всех и каждого.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наблюдательность, дедукция, интуиция — все это впечатляющие характерные черты, которыми мы, люди, кажется, одарены. Было бы несправедливо сказать, что это есть только у нескольких людей, а у других нет. Никто на самом деле не понимает, что все эти черты включают в себя только один простой общий элемент — способность замечать и осознавать окружающее. Разбудите в себе проницательного наблюдателя, и вы увидите многое из того, что всегда было перед вами, но почему-то раньше вы этого не замечали.
Какой шаг вы собираетесь предпринять, чтобы улучшить свою наблюдательность? Оставьте это в комментариях ниже.
Сила наблюдения в клинической медицине
- Список журналов
- Int J Med Educ
- т.11; 2020
- PMC7883801
Int J Med Educ. 2020; 11: 250–251.
Опубликовано в Интернете 30 ноября 2020 г. doi: 10.5116/ijme.5fb9.1c9b
1
Информация об авторе Примечания к статье Информация об авторских правах и лицензиях Заявление об отказе от ответственности
Клиническое наблюдение и обследование имеют основополагающее значение для медицинской практики. Они являются центральными аспектами физикального обследования, поскольку позволяют поставить точный диагноз и назначить лечение. Термины «наблюдение» и «осмотр» часто используются взаимозаменяемо, хотя «осмотр» конкретно относится к тому, что мы можем наблюдать визуально на поверхности тела, тогда как «наблюдение» — это более широкий термин, который относится к тщательному использованию наших органов чувств для получения физической, а также поведенческой информации. . Что сразу бросается в глаза при оценке состояния пациента, так это цвет кожи. Это может дать важные подсказки к основной медицинской проблеме и направить врача к диагнозу. Достаточно упомянуть бледность кожи при анемии, пожелтение кожи при желтухе, синеватый оттенок кожи при цианозе, вишнево-красный цвет кожи при отравлении угарным газом, пятнистое обесцвечивание кожи при витилиго, пятнистый, мраморный вид кожи. кожа при сетчатом липиде, оранжевая пигментация кожи при каротинемии и многие другие.
Работая в одной из наших амбулаторных клиник, я увидел пациента, который жаловался на утомляемость, потерю веса и боли в животе. Человек, которого я назову Хуаном, был очень обеспокоен, потому что его симптомы ухудшали его способность работать и зарабатывать на жизнь. У него в анамнезе был гистоплазмоз, и было неясно, получал ли он надлежащее лечение от него или нет. Я продолжал беседовать с пациентом, просматривая его электронную медицинскую карту (ЭМК), мои глаза метались от него к экрану компьютера и обратно. Я видел несколько посещений в нескольких амбулаторных первичных клиниках, амбулаторных клиниках и отделениях неотложной помощи, все с похожими жалобами. Был проведен ряд тестов и визуализирующих исследований, но различные признаки его болезни, по-видимому, не были связаны друг с другом в какой-либо момент времени. Мне пришло в голову, что у его кожи был необычный загар. Я стал смотреть на него более пристально, мои глаза скользили вверх и вниз от его лица к его рукам. Суставы были очень темными по сравнению с окружающей кожей. Я подошел к нему и при дальнейшем физикальном осмотре заметил гиперпигментированные десневые пятна, черные продольные полосы на ногтях и затемненные ладонные складки. Жена пациента заметила, что я внимательно рассматриваю руки и лицо Хуана, и справедливо предположила, что меня, должно быть, озадачил цвет его кожи.
«Доктор, кожа моего мужа была намного светлее, как у меня», — сказала она на своем родном испанском языке, указывая на свое лицо. Она добавила, что за последние несколько месяцев его цвет изменился, становясь все темнее.
Это была подсказка, основанная исключительно на клинических наблюдениях, что позволило поставить диагноз еще до дальнейшего обследования.
В случае с Хуаном гиперпигментация кожи безошибочно указывала на диагноз надпочечниковой недостаточности, особенно если рассматривать ее в сочетании с другими менее специфическими симптомами усталости, потери веса и болей в животе. Кроме того, несколько анализов, обнаруженных в ЭМИ, показали нарушения электролитного баланса и данные МРТ о двустороннем увеличении надпочечников, которые наблюдаются при диссеминированном туберкулезе, грибковых инфекциях, лимфоме и других состояниях, которые при отсутствии лечения приводят к надпочечниковой недостаточности. МРТ была одним из многих визуализирующих исследований, запрошенных для дальнейшего изучения болей в животе, но никто, казалось, не обращал внимания на увеличение надпочечников ни при одном из различных визитов в офис, проводимых различными медицинскими работниками.
Я направил Хуана к своим коллегам-эндокринологам для срочного обследования. Были проведены дополнительные анализы, и ему был официально поставлен диагноз: первичная надпочечниковая недостаточность из-за диссеминированного гистоплазмоза. С Хуаном обращались соответственно, и теперь он снова процветает.
И все же, как можно было так долго не ставить диагноз Хуану? Учитывая, что начало надпочечниковой недостаточности часто бывает коварным и неспецифическим, как возможно, что никто не обратил внимания на поразительное изменение цвета кожи и нарастающее созвездие признаков и симптомов? Кроме того, несмотря на наличие различных отклонений от нормы тестов и лабораторных отчетов в EMR, указывающих на возможность надпочечниковой недостаточности, по-прежнему наблюдалась значительная задержка в диагностике. Эта задержка в диагностике может быть объяснена несколькими факторами, которые являются результатом фундаментальных изменений в практике медицины и медицинского образования за последние десятилетия: отсутствие непрерывности лечения, плохая связь между поставщиками медицинских услуг, усугубляемая использованием различных систем ЭМИ. , и общее снижение клинических навыков. Непрерывность клинической информации в значительной степени зависит от непрерывности отношений между врачом и пациентом9.0143 1 — 2 , но в настоящее время пациенты часто обращаются к разным поставщикам услуг: чередующиеся ординаторы и студенты-медики под наблюдением различных лечащих врачей, практикующих медсестер, фельдшеров, врачей районных клиник в разных районах города, поликлиники и отделения скорой помощи. Участие нескольких поставщиков может сильно повлиять на непрерывность лечения, даже если система EMR обычно одинакова, по крайней мере, в медицинских учреждениях, связанных с университетами, что обеспечивает легкий доступ ко всем доступным данным. Фрагментация, конечно, еще больше, когда используются разные ЭМИ, как это очень часто бывает.
Врачи первичной медико-санитарной помощи также все больше и больше испытывают нехватку времени, поскольку количество групп пациентов увеличивается, а посещения кабинетов становятся короче, что затрудняет им внимательное выслушивание пациентов, тщательный просмотр истории болезни, сбор всей соответствующей информации и обмен ею. эту информацию с другими коллегами, участвующими в уходе за этими пациентами. 3 Другим способствующим фактором, без сомнения, является общее снижение клинических навыков, таких как навыки сбора анамнеза, навыки медицинского осмотра и навыки клинического мышления, которые требуют солидных знаний, практики и опыта. Упущения при сборе анамнеза и медицинском осмотре, включая наблюдение, могут привести к задержке диагностики, ненужным анализам и лечению, увеличению медицинских расходов и потенциально опасным для жизни последствиям для пациентов, примером чего является медицинская неудача Хуана.
Существует мнение, что клинические навыки значительно ухудшились за последние двадцать лет, причем некоторые сообщения относятся к 1970-м и 1980-м годам. 4 — 6 Проблема ухудшения клинических навыков привлекла внимание всего мира благодаря увеличению количества публикаций и обсуждений. 7 — 8 Причины такого ухудшения очень сложны и представляют собой проблему для наших академических и медицинских учреждений, как я описал в предыдущей публикации. 9
Случай Хуана также показывает, как снижение клинических навыков и прогрессирующая фрагментация помощи могут привести к потере огромной ценности, связанной со знанием, разговором и слушанием пациента, сбором хорошего анамнеза и выполнением точный физический осмотр. Благодаря такому пристальному и внимательному вниманию между врачом и пациентом устанавливаются доверительные и уважительные отношения, превосходящие любые другие соображения. Такое доверие и взаимное уважение должны лежать в основе медицинской практики.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
1. Шифф Г.Д., Мартин С.А., Эйдельман Д.Х., Фольк Л.А., Руан Э., Кассель С., Галантер В., Джонсон М., Ютель А., Кроенке К., Ламберт Б.Л., Лекчин Дж., Майерс С., Миллер А., Мушлин С., Сандерс Л, Шейх А. Десять принципов более консервативной, тщательной диагностики. Энн Интерн Мед. 2018; 169: 643–645. дои: 10.7326/M18-1468. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
2. Atlas SJ, Grant RW, Ferris TG, Chang Y, Barry MJ. Связь между пациентом и врачом и качество первичной помощи. Энн Интерн Мед. 2009 г.;150:325–335. doi: 10.7326/0003-4819-150-5-200903030-00008. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
3. Пейдж Н.М., Апайдин Э.А., Гольдхабер-Фиберт Дж.Д., Мак С., Миаке-Лай И.М., Бегашоу М.М., Северин Дж.М., Шекелле П.Г. Каков оптимальный размер панели первичной медико-санитарной помощи? Систематический обзор. Энн Интерн Мед. 2020;172:195–201. дои: 10.7326/M19-2491. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
4. Энгель Г.Л. Пренебрегают ли медицинские школы клиническими навыками? ДЖАМА. 1976; 236:861. дои: 10.1001/jama.1976.03270080043032. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
5. Джонсон Дж. Э., Карпентер Дж. Л. Эффективность персонала медпункта при медицинском осмотре. Arch Intern Med. 1986; 146: 937–941. [PubMed] [Google Scholar]
6. Рэй Н.П., Фридланд Дж.А. Выявление и исправление ошибок домашнего персонала при физической диагностике. ДЖАМА. 1983; 249:1035–1037. [PubMed] [Google Scholar]
7. Куглер Дж. Прикроватная медицина: почему она по-прежнему важна для пациентов и врачей. Медскейп. 2017 [по состоянию на 29 декабря 2017 г.]; Доступно по адресу: https://www.medscape.com/viewarticle/889.674.
8. Вергезе А. «Революция» начинается у постели больного. Медскейп. 2017 [по состоянию на 29 декабря 2017 г.]; Доступно по адресу: https://www.medscape.com/viewarticle/887249.
9. Фаустинелла Ф., Джейкобс Р.Дж. Упадок клинических навыков: вызов для медицинских вузов.