Произвольное поведение это: Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Одним из новообразований старшего дошкольного возраста является формирование произвольности, которая помогает ему целенаправленно управлять своей деятельность и поведением.

На основе анализа психолого-педагогической литературы были выявлены подходы к содержанию понятия «произвольность». Первый подход рассматривает произвольность в контексте проблемы сознания, а второй – в контексте мотивации. Первого подхода придерживались Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и другие, считавшие, что произвольность поведения формируется через осознание выполняемого действия. С другой точки зрения, развитие произвольности не может протекать без участия мотивации, и данного подхода придерживались Л.И. Божович, В. Вундт, К. Левин, А.Н. Леонтьев и др.

По определению Д.Б. Эльконина, произвольное поведение – это взаимодействие со средой, опосредованное внешней (двигательной) и внутренней (психологической) активностью, для которой характерно осознаваемое намерение по поводу своих действий и поведения в целом.

В своей работе мы придерживаемся первого подхода, так как считаем, что любое действие, выполняемое ребенком или взрослым должно быть осознанно.

По мнению Е.О. Смирновой понятие произвольности связано с волей человека:

  1. Произвольное действие задается взрослым, а ребенок может принимать или не принимать его.
  2. Произвольное действие опосредованно, его формирование требует введения определенных средств.
  3. Произвольность формируется путем тренировок.

Из исследований Е.О. Смирновой следует, что волевое действие направлено вовне, на предмет внешнего мира, а произвольное действие направлено в себя, на средства овладения своим поведением.

Процесс формирования произвольного поведения детей достаточно сложный в связи с тем, что дошкольник завершает период дошкольного возраста, охватывающий диапазон от 5 до 6 лет. В этот период в психике ребенка происходят изменения в высшей нервной деятельности, возникают важнейшие новообразования, начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения [1].

Возникновение произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью становится овладение личным поведением. В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: ребенок хочет выполнять какие-то дела, ему хочется участвовать в совместных делах, появляется желание быть лидером, он начинает осознавать моральные ценности и нормы.

Произвольное поведение формируется при взаимодействии ребенка и взрослого. Присутствие взрослого полностью меняет смысл деятельности ребенка и побуждает его к выполнению поставленной задачи.

Традиционно развитие произвольности рассматривается не только в общении ребёнка со взрослым, но и в контексте игровой деятельности дошкольника. Л.С. Выготский (1966) рассматривал игру как «школу произвольного поведения», но конкретная разработка этой проблемы осуществлялась его учениками и последователями, которые убедительно показали, что произвольное поведение в дошкольном возрасте формируется, прежде всего, в ведущей для этого периода игровой деятельности.

Д.Б. Эльконин (1999) неоднократно указывал на то, что игровая деятельность выполняет решающую роль в формировании произвольного поведения. В игре ребенок выполняет две неразрывные функции:

1) выполняет свою роль;

2) регулирует своё поведение.

Основное преимущества игры заключается в том, что она влияет на становление потребностно-мотивационной сферы ребенка. Если в младшем и среднем дошкольном возрасте детям легче понять правила ролевой игры, то в старшем дошкольном возрасте более эффективной будет использование игры с правилом, так как в играх с правилами наиболее успешно осуществляется осознание своего, а не ролевого поведения. Мотивом и средством для действий ребенка служит правило. Умение управлять собой – сложный процесс, которому ребенок сможет научиться только вместе со взрослым, который является одновременно и организатором и участником игры, в этом и состоит развивающий эффект игр с правилами.

Подводя итог нашего исследования можно сделать следующие выводы. Развитие произвольности поведения – сложный процесс. Анализ литературы позволил выделить, что в процессе формирования произвольного поведения значительную роль играет взрослый (родитель, воспитатель, учитель), который помогает ребенку осознавать поставленные задачи. Если дошкольник по инструкции взрослого научится контролировать себя, видеть результат своего действия, то у него не возникнет трудностей в школьном обучении.

Произвольное поведение ребенка в дошкольный период


Поведением называют личностную активность, которая может быть нацелена на достижение определенных потребностей, будь то физиологические, психологические или социальные нужды.

Каким образом ребенок может регулировать свое поведение, при этом исполняя собственные потребности? Возможно ли такое?
Оказывается, что регуляция поведения возможна не только взрослым, но и детям. На помощь как раз и приходят личные потребности.

Потребности физиологического характера заставляют детей выполнять действия непроизвольно. К таким действиям относятся — принятие пищи, жидкости, посещение туалета. И тут уж, как бы упрям не был маленький человек, но потребности возьмут свое, и ребенок побежит их осуществлять.

А что же с теми потребностями, которые выполнять не хочется? Их нужно осуществлять произвольно. Потребности делать что-то произвольно нужно воспитывать с малого возраста. Тогда и произвольное поведение ребенка будет подчинено регуляции.

Содержание

  1. Особенности поведения и поведенческой мотивации
  2. Что же такое произвольность?
  3. Как осуществляется развитие произвольности поведения?
  4. Основные методы и подходы к развитию произвольности поведения у ребенка
  5. Роль занятий в развитии произвольного поведения дошкольников
  6. Произвольное поведение ребенка в период подготовки к школе….
  7. Методы исследования произвольности поведения детей дошкольного возраста

Особенности поведения и поведенческой мотивации

Поведение характеризуется тем, что у личности возникают особые потребности, затем осуществляется мотивация к действию. Потом возникают реакции к поведенческой активности.

Можно кратко охарактеризовать потребности личности к поведенческой деятельности.

Когда у детей появляется желание или потребность покушать, попить, потребность в сне и другие моменты — это все называют физиологическими потребностями.

К психологическим потребностям в детском возрасте относят потребность получать знания, учебно-познавательные потребности и т.д. Есть также и отрицательные психологические потребности, которые выступают в виде агрессивности и аналогичных проявлений.

Если ребенок проявляет нравственность, коллективизм, то это относится к социальным потребностям.

Поведение может быть произвольным и непроизвольным. Сегодня мы говорим о произвольном поведении.

Что же такое произвольность?

Произвольностью является способность управления своими действиями, умение контролировать произвольное поведение ребенка.

Каждый человек, даже маленький ребенок, может осознанно управлять и контролировать свое поведение. Но этому нужно учить ребенка. Потому что осознать свои действия под силу не каждому и взрослому — то человеку, не то что малышу, который еще не знает, что правильно и что неправильно с нормативной стороны

Как осуществляется развитие произвольности поведения?

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью еще остается игра. Через игровую деятельность происходит формирование различных сторон личности дошкольника. Произвольность поведения возможно также формировать через игровые ситуации.

Существуют различные методы формирования произвольности поведения у детей. Очень хорошим из них является игра с правилами. Соблюдение правил в процессе игры помогает ребенку контролировать свои действия. Дети не нарушают правил в игре, и таким образом происходит развитие его произвольности.

В игре происходит формирование многих социальных качеств, в игре со сверстниками ребенок дошкольного возраста учится взаимодействовать в коллективе. У него вырабатываются моральные нормы поведения.

Хотя в игре правила для дошкольника устанавливаются со стороны взрослого или другого ребенка, и это не является произвольным поведением, но те качества, которые вырабатываются у дошкольника в игре, постепенно переносятся на повседневную жизнь. И ребенок начинает в жизни поступать также, как было установлено правилами в игровой деятельности. Поэтому мы видим, что из игровых правил рождаются мотивы произвольности в бытовых поступках.

В период подготовки к обучению в школе очень важно формирование у дошкольников произвольности в поведении. Высидеть на уроке, заставить себя выполнять упражнения в школе, готовить домашнее задание самостоятельно — все это требует от детей контроля и умения управлять своим поведением.

Ребенок должен быть способен к началу школьного обучения направлять свои мотивы на выполнение определенного учебного действия, уметь выбирать задания, которые нужно выполнять первыми, т.е. устанавливать приоритет в том или ином действии.

Развитие произвольности — залог и необходимое условие учебной деятельности будущего первоклассника.

Если произвольность поведения дошкольника не будет сформирована в указанный период жизни, то учиться ребенок, скорее всего, не захочет, ему быстро надоест ходить в школу и делать неинтересные домашние задания, следовать школьным правилам.

И тут на помощь приходит общение с взрослым. Родители и педагоги объясняют малышу, что можно делать, чего нельзя, что хорошо и что плохо. Но такие методы обучения нравственности редко приводят к успешному формированию произвольного поведения.
Ребенка нужно увлечь, он сам должен захотеть соблюдать конкретные правила и установки.

Интересные упражнения на развитие произвольности поведения научат дошкольника долго придерживаться заданного правила, пока задание не будет выполнено.

Очень эффективным средством в данном процессе считается продуктивная деятельность. Дети очень любят рисовать, лепить, делать различные поделки в виде аппликации и так далее.

В процессе продуктивной деятельности ребенок видит результаты своего творчества, хочет увидеть и его завершение, что получится в итоге. Это стимулирует его для окончания проекта, что ведет к формированию произвольных качеств.

Развитие и методы формирования произвольного поведения в игровой деятельности, в подвижных играх уже неоднократно раскрывали различные исследования. А вот об осуществлении данного процесса в продуктивной деятельности информации еще недостаточно.
Мы рассмотрим, как формировать произвольное поведение ребенка на занятиях ИЗО. Изобразительная — один из видов продуктивной деятельности.

В изобразительной деятельности требуется определенный уровень произвольности, но и сама она эту произвольность успешно развивает.
У детей есть склонность выразить собственный замысел в изобразительной форме. Трудности в рисовании не связаны с недостаточными художественными способностями. Просто у детей недостаточное развитие двигательных функций и мелкой моторики рук.

Когда ребенок рисует, он неосознанно, то есть произвольно выполняет руководство взрослого. Или же рисует по-своему, и тогда он произвольно выполняет свой замысел. И в том, и в другом случае, ребенок проявляет усвоенные ранее стереотипы. Он использует их при рисовании на своих рисунках.

В старшем дошкольном возрасте требуются тщательные исследования, а затем формирование мотивов произвольного поведения дошкольников. Это хорошо осуществляется в совместной деятельности в взрослыми людьми.

Представляя ребенку ряд упражнений, взрослый целенаправленно ориентирует ребенка на развитие у него произвольности наряду с саморегуляцией поведения. Цель занятий — добиться, чтобы ребенок мог долгое время придерживаться конкретного для данной ситуации правила. В упражнениях должны быть установки на развитие самоконтроля за собственным поведением. Особенно будет хорошо, если ребенок в конце занятия будет способен сравнить действия и результат с образцом выполнения упражнения.

Несколько слов о саморегуляции. Это не отдельно развиваемая черта личности ребенка, а структурный компонент произвольности поведения. То есть, развитие произвольности прививает у малыша навыки саморегуляции поведения.

Исследования ученых последних лет подтверждают, что развитая саморегуляция поможет дошкольнику придерживаться цели осуществляемой в данный момент деятельности, планировать свои действия на будущее, исправлять ошибки, допущенные при выполнении деятельности.

Саморегуляция и произвольность однозначно помогут ребенку как в подготовке к школе, так и в дальнейшем обучении. Поэтому ее развитие очень важно в дошкольный период детства.

В процессе саморегуляции важно уделять умению ребенка управлять своими эмоциями. В школе он сможет благодаря этому хорошо налаживать контакты с другими детьми и взрослыми, учителями и обслуживающим персоналом. Положительные эмоции важны для пребывания ребенка в учебном заведении.

Проведя необходимые исследования и формируя у дошкольника элементарные умения регулировать свои эмоции, мы закладываем в перспективу произвольность эмоционального поведения ребенка.

Основные методы и подходы к развитию произвольности поведения у ребенка

Ребенок приобретает знания о том, как взаимодействует его организм и внешняя среда, как сохранить здоровье, правильно регулируя свою деятельность.

Получает понимание о способах саморегуляции собственным поведением.

Приобретение навыков регулировать психические процессы, эмоциональные проявления.

Средства развития произвольности и саморегуляции

Общению со взрослым принадлежит важная роль становления у дошкольника произвольной саморегуляции. В свою очередь, общение строится на развитой речевой деятельности детей. Вот так вот все взаимосвязано. Как видим, речевой активности опять же уделяется первостепенное значение.

Для того, чтобы узнать, как развито речевое общение и речевая деятельность, проводят дополнительные исследования.
Одно владение речевыми умениями не является фактором хорошо сформированной произвольности. Это лишь помогает продвинуть данный процесс к совершенству.

Некоторые дети хороши в общении, но не умеют контролировать свои действия. Зато навыки речевого общения помогут ребенку в беседе со взрослым обсудить свои поступки, понять значимость произвольности и саморегуляции и, соответственно, научиться управлять и контролировать произвольное поведение ребенка.

Роль занятий в развитии произвольного поведения дошкольников

Произвольность поведения на занятиях

Эффективным средством для развития произвольности поведения детей являются специально разработанные занятия. Цель таких занятий — формирование общения внеситуативно-личностной формы со взрослыми. Многочисленные исследования педагогов и психологов показывают, что именно такое общение наиболее успешно влияет на обучение детей произвольной регуляции поведением.

В процессе внеситуативно-личностного общения, например, с родителями или воспитателем в детском саду, ребенок начинает осознавать свои настоящие действия, а также поступки в прошлом и оценивать на будущее правильность своих действий.

Произвольное поведение ребенка в период подготовки к школе….

Ребенок может захотеть хорошо учиться в школе. Это побудит его послушно выполнять задания, способствующие развитию у него личностных и познавательных качеств.

В такие моменты произвольное поведение ребенка отходит от желания подчиниться, скажем, игровой ситуации, в которой он находился совсем недавно и становится произвольным. Ребенок намеренно осуществляет действия, направленные на подготовку к школе.
Поэтому важнейшим шагом в процессе развития произвольности поведения при подготовке к школе является научить ребенка следовать необходимым намерениям.

Методы исследования произвольности поведения детей дошкольного возраста

Прежде чем начать формировать произвольное поведение ребенка старшего дошкольника, нужно провести тщательное исследование уровня его сформированности у малыша. Для этого можно подобрать доступные для данного возраста методики.

Исследования проходят ряд этапов. Сначала нужно выделить критерии и показатели сформированности произвольного поведения.

Определить уровни его развития.

Затем можно приступать к самому исследованию. Детям предлагается выполнить ряд заданий, после выполнения которых подсчитывается балл для каждого ребенка.

Конкретное количество баллов показывает уровень сформированности произвольного поведения у каждого дошкольника. Итоги исследования покажут, на каком уровне развития или сформированности находится ребенок. И тогда уже начинаем работу по формированию произвольности на специально разработанных занятиях.

О методиках исследования произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста можно прочитать в следующих статьях.

Произвольные подкрепления в прикладном анализе поведения

Перейти к основному содержанию

Бризида В.

Бризида В.

Сертифицированный поведенческий аналитик

Опубликовано 2 октября 2016 г.

+ Подписаться

Одно из распространенных заблуждений относительно прикладного анализа поведения при лечении лиц с нарушениями развития состоит в том, что это не что иное, как модификация поведения — использование произвольных подкреплений (например, конфет, жетонов, игрушек) для изменения поведения. В сочетании с отсутствием подготовки картина, которую рисует это заблуждение, наносит ущерб области по двум причинам: 1) она противоречит фундаментальным принципам и измерениям прикладного анализа поведения и 2) она может создать культуру псевдонауки, в которой терапевты/практики придерживаются убеждений и практик, отклоняющихся от первоначальных научных принципов и потенциально негативно влияющих на группы населения, которым они служат (Baer, ​​Wolf, & Risley, 19).68).

Во-первых, прикладной анализ поведения в основном фокусируется на использовании или построении естественных непредвиденных обстоятельств подкрепления. Другими словами, основное внимание уделяется обеспечению того, чтобы индивидуум контактировал с подкрепляющими средствами, которые актуальны и легко доступны в его повседневной жизни (например, социальная похвала, улыбки, взаимодействие с другими людьми и удовлетворение их потребностей и желаний). Однако, в то время как похвала может подкреплять ребенка или взрослого, который НЕ находится в спектре аутизма, она может не подкреплять (то есть она не может эффективно увеличить вероятность поведения в будущем) для ребенка или взрослого, который НАХОДИТСЯ в спектре аутизма. В этих случаях может потребоваться произвольное подкрепление для установления новых поведенческих репертуаров и навыков. Таким образом, модификация поведения является компонентом прикладного анализа поведения, но не исчерпывающим аспектом нашей науки. Например, для достижения конечной цели управления сложным поведением или формирования навыков, которые будут устойчивыми в естественной среде, поведенческие аналитики программируют обобщение в начале лечения, тщательно следя за тем, как и когда использовать произвольное подкрепление и если оно используется. имея план заменить его более естественными подкреплениями.

Во-вторых, отсутствие обучения и эффективного распространения этих вопросов среди лиц, практикующих в этой области, может привести к созданию псевдонаучных верований и практик, которые в конечном итоге препятствуют обучению и росту уязвимых групп населения, которым мы служим. Два примера — использование съедобного подкрепления и использование жетонной экономии. Опять же, эти произвольные подкрепления имеют свое место в науке, но важно, чтобы мы были осторожны и концептуально систематичны в том, как и почему мы их используем. Недостаток обучения приводит к незнанию того, как и почему, что в конечном итоге приводит к культуре, в которой эта технология используется только потому, что «все так делают», и кажется, что это простой набор приемов. Съедобное подкрепление, например, всегда должно быть зарезервировано для случаев, когда другие подкрепления очень ограничены, и должно использоваться с четким планом, в котором подчеркиваются такие аспекты, как как долго оно будет использоваться и как оно будет систематически исчезать. Кроме того, людям следует предоставлять широкий выбор здоровых продуктов питания, а приемы пищи/закусок никогда не должны отказывать или ограничиваться и использоваться в качестве подкрепления для целевого поведения. Точно так же следует сначала понять науку, лежащую в основе экономики токенов, прежде чем она будет реализована в качестве стратегии управления поведением или подкрепления для обучения навыкам. Жетоны изначально не имеют подкрепляющей ценности, и процесс, посредством которого они становятся ценными, может варьироваться в зависимости от каждого отдельного ребенка или взрослого и их уровня навыков — в то время как некоторым может потребоваться всего несколько сеансов моделирования и обучения, другим может потребоваться более интенсивное обучение символам. Кроме того, важны несколько соображений, например, как определить целевое поведение, продолжительность экономики жетонов и обеспечение того, чтобы мы систематически удаляли экономику жетонов и заменяли ее более естественными подкреплениями в окружающей среде.

Осведомленность об этих проблемах, критическое отношение к тому, что нам удобно делать каждый день, эффективное обучение персонала и постоянное обсуждение между профессионалами имеют решающее значение для работы в этой области и помогут улучшить лечение.

Бэр, Д.М., Вольф, М.М., и Рисли, Т.Р. (1968). Некоторые современные аспекты прикладного анализа поведения. Журнал прикладного анализа поведения , 1, 91-97.

  • Советы путешественникам для семей детей с аутизмом

    12 марта 2018 г.

  • Обучение персонала на основе фактических данных

    20 ноября 2016 г.

  • 10 правил подкрепления

    8 августа 2016 г.

  • Шесть ключевых показателей качества программ лечения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

    7 июля 2016 г.

  • Новый план правительства Онтарио по лечению аутизма

    3 апр. 2016 г.

Другие также смотрели

Исследуйте темы

Обзор

‹ Произвольная согласованность в поведенческой экономике — MIT Media Lab Обзор

‹ Произвольная согласованность в поведенческой экономике — MIT Media Lab Найдите людей, проекты и т. д.

Электронная почта:

Пароль:

Экономические теории оценки обычно предполагают, что цены на товары и активы выводятся из лежащих в их основе «фундаментальных» ценностей. Например, потребительская микроэкономика предполагает, что кривые спроса на потребительские товары в конечном итоге можно проследить до оценки удовольствий, которые потребители ожидают получить от этих продуктов. Текущая работа предполагает, что предпочтения изначально податливы, но становятся «отпечатанными» (точно определенными и в значительной степени неизменными) после того, как человек принимает первоначальное решение. До импринтинга предпочтения «произвольны» (сильно реагируют как на нормативные, так и на ненормативные влияния). После импринтинга предпочтения «когерентны» (более точно определены и во многом закреплены в последующих решениях). Модель предсказывает, что потребители будут последовательно реагировать на изменения условий, как если бы они поддерживались кривыми спроса, полученными из фундаментальных предпочтений, даже если их первоначальные оценки произвольны.

Экономические теории оценки обычно предполагают, что цены на товары и активы выводятся из лежащих в их основе «фундаментальных» ценностей. Например, потребительская микроэкономика предполагает, что кривые спроса на потребительские товары в конечном итоге можно проследить до оценки удовольствий, которые потребители ожидают получить от этих продуктов. Текущая работа предполагает, что предпочтения изначально податливы, но становятся «отпечатанными» (точно определенными и в значительной степени неизменными) после того, как человек принимает первоначальное решение. До импринтинга предпочтения «произвольны» (сильно реагируют как на нормативные, так и на ненормативные влияния). После импринтинга предпочтения «когерентны» (более точно определены и во многом закреплены в последующих решениях).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *