Произвольное внимание лучше удерживается если: Произвольное внимание — причины и особенности развития

Произвольное внимание — причины и особенности развития

Произвольное внимание – это один из видов внимания человека, проявляющийся свободной направленностью при использовании волевых усилий, направляющих его на необходимую, обязательную деятельность или объект, его отдельные качества или проявления, не вызывающие природного интереса. Произвольное внимание человека всегда идёт как противопоставление непроизвольному и считается более высокой формой развития психических функций, основанных на выполнении сознательной деятельности. Оно всегда определяется не интересом, а сознательно поставленной задачей, при которой направляется на обозначенные заранее предметы или их характеристики. Именно такая сознательная и опережающая непосредственную действенную активность, постановка задачи и ограничение восприятия отличает произвольное внимание от остальных видов.

Произвольное внимание является психической функцией, позволяющей слушать не очень интересные доклады; вести автомобиль, не отвлекаясь; рассматривать определённые объекты в чётко обозначенной последовательности, а не хаотичном порядке и многие другие операции. На бытовом уровне оно может проявляться когда, читая записку или книгу, смысл придаётся содержанию, а шрифт или почерк обычно ускользают от оценки и вообще восприятия. Если же намеренно ставится задача оценки каллиграфии, шрифта, размеры букв или оценки правильности написания (при обучении или в издательском деле), но благодаря произвольному вниманию будут оценены дополнительные параметры, выделенные заранее.

Удерживается произвольное внимание на практически одинаковом уровне, независимо от внешних факторов. Направленность данного типа внимания обусловлена исключительно волевыми усилиями, поэтому более громкие звуки, яркие зрительные образы или собственные отвлекающие мысли лишь немного корректируют успешность деятельности. В принципе сама особенность произвольного направления позволяет заранее минимизировать количество отвлекающих факторов или же выбрать другое удобное время для необходимого сосредоточения.

Если взять во внимание условия возникновения, то тут важным моментом является его прижизненное формирование и возможности развития при использовании орудий исторического развития, а не врождённые параметры. Возникновение данного типа внимания обусловлено определёнными стадиями развития личности, включающими физиологические процессы активации мозговых структур и психологические причины.

Причины возникновения произвольного внимания

Возникновение произвольного внимания обусловлено связями, возникающими вследствие наложения прошлого опыта и поставленной задачи, благодаря её формулировке. После того как данная функция была использована несколько раз в последующем при словесной постановке задачи внимание переключается произвольно. Это похоже на тренировку привычки или выработку условного рефлекса. Так, например, ребёнка могут просить смотреть по сторонам, переходя улицу, и когда у него за это будет присутствовать похвала или же несколько раз он испугается, практически попав под машину, на используемые ранее слова об обращении внимания на дорогу закрепляется осознанная реакция.

Важность поставленной задачи – чем выше значимость поставленной деятельности, особенно в контексте витальности или выживания, тем легче внимание можно произвольно контролировать. Это природные, врождённые факторы, позволяющие направлять своё внимание произвольно, соотнося с необходимостью, при этом вторым моментом является внутренний интерес.

Важно отметить разницу влияния интереса на возникновение произвольности или её отсутствия в процессе внимания – в случае непроизвольного интерес является ведущим мотивом, т.е. там, где ярче, лучше, увлекательнее на данный момент, туда и устремляется внимание. В случае с произвольным вниманием интерес играет роль только, когда он включается долговременную перспективу и отражает глубинные, длительные ценностные и жизненные установки личности. Именно интерес к перспективе позволяет сосредотачивать внимание на текущем моменте, а его эмоциональная наполненность при этом остаётся на втором плане, что в итоге даёт возможность заниматься неприятными или скучными вещами ради дальнейшего прогресса.

Исторической причиной возникновения направленного внимания считается эволюционное появление осознания в направлении трудовой деятельности, т. е. тех её моментов, выполнение которых не регулируется инстинктивно или желаниями (животные не обладают). Так развитие произвольного внимания осуществлялось ради приобретения возможности достижения перспективных и значимых целей, где была необходимость выполнять не только желаемые действия, но также и требуемые ситуацией.

Особенности произвольного внимания

Особенность произвольного внимания – активность личности в достижении целей, без учёта предпочтений на настоящий момент. Эта способность формируется постепенно, для чего характерен период неприятных ощущений, связанных с внутренним напряжением силы воли, но по мере того, как данный навык приобретается, уходит напряжение, а дискомфорт от необходимости всеми силами поддерживать концентрацию значительно уменьшается.

Это качество способно проявляться не только самостоятельно, но и влиять на другие процессы. Благодаря активному использованию и возможности определять направление своего внимания, человек также регулирует свою память, выбирая необходимые моменты, корректирует темп различных процессов, подстраивая их адекватно ситуации, а также полностью регулирует деятельность ради конечного результата.

С физиологической стороны данный процесс обусловлен задействованием лобных долей коры полушарий, отвечающих за коррекцию, а также программирование будущей деятельности личности. Особенность активации данных участков заключается в том, что раздражитель (сигнал, способный изменить деятельность) поступает от второй сигнальной системы. Это означает, что мысль становится приоритетным сигналом в сравнении с окружающей средой, а значит, стимулы исходящие приказом от внутреннего «я» имеют преимущество в руководстве деятельностью и направленностью внимания. Это исключает полный контроль мозга над человеческим поведением, т.к. инстинкты самосохранения по-прежнему занимают наиболее влиятельное место среди всех внутренних процессов регулировки действий.

Особенности данной высшей психической функции обусловлены опосредованностью и осознанностью, что подразумевает определенного развития психики к моменту установления произвольного внимания. Оно опирается на минимальные волевые усилия, способность к восприятию и самосознанию с дальнейшей стыковкой имеющихся факторов и желаемых результатов. Произвольность возникла в ходе эволюции, как способность к преобразованию реальности через свою деятельность, поэтому, как и все приобретённые функции, оно обязательно проходит ускоренные стадии эволюционного появления в каждой феноменологической истории личности. Обычно период формирования способности к сознательному направлению внимания формируется от рождения к шести годам, а дальше всё более оттачивается благодаря системе образования и стараниям самого человека. Это ещё одна ключевая особенность – система образования, особенности включённости ребёнка в процесс и влияние окружающих. От данных факторов зависит скорость формирования навыка и его уровень развития.

Формирование произвольного внимания

Формирование, как и развитие произвольного внимания, находятся вне личности, поэтому самостоятельное развитие данной психической функции невозможно. Только благодаря социуму, который постоянно включает личность во взаимодействие, показывает новые виды деятельности и направляют самопроизвольное внимание возможно появление направленного и контролируемого дальнейшего процесса.

Социальное окружение как бы научает ребёнка тем механизмам волевого приспособления, использование которых в будущем будет необходимо для самостоятельной коррекции своего внимания.

Формирование произвольности происходит постепенно с усвоением внешних механизмов регулировки внимания. Это могут быть указующие жесты взрослых, потом при понимании обращённой речи такие регулировки могут происходить в словесной направляющей форме. К окончанию детского сада речь взрослого обычно заменяется собственной речью ребенка, обращённой к себе или в никуда. Такие обращения носят не корректирующий характер и не попытку взаимодействия с другими, а только планирование собственной деятельности, направлением для которой являются слова. Постепенно этот процесс переходит во внутренний мир и сворачивается до подсознательных наборов функций.

Непосредственно формирование волевого контроля внимания неразрывно связано с усвоением и принятием норм социального окружения, выполнение которых как раз и требует включения данного вида навыка. Сосредоточение на необходимости выполнить (например, собрать игрушки) прежде чем заниматься тем, что выступает в приоритете интересов минутных (игра) – первое формирование произвольности. В раннем возрасте детям довольно тяжело применять незнакомые навыки, а длительное сосредоточение может вызывать быстрое психическое истощение. Нет необходимости ругать ребёнка за то, что не выполнил то, что намеревался и отвлёкся, лучше дать время и возможность самостоятельно вернуться к не очень приятной деятельности спустя какое-то время или короткий перерыв.

Слабость произвольности в младшем возрасте требует не только дополнительного напряжения от ребёнка, но и построения учебного процесса так, чтобы максимально использовалось непроизвольное внимание, и только постепенно подключалось волевое. Это необходимо как для лучшей успеваемости, так и для органичного формирования высших психических функций. Диффузный характер развития функций контроля будет сказываться на успешности освоения произвольного внимания, поэтому необходимо учитывать моменты хороших показателей и их снижения, как вариант нормативного развития.

Наиболее оптимальный путь формирования произвольности заключается в освоении и научении новой деятельности. Применяя такой подход, изначально задействуется природное непроизвольное внимание, а потом вызванный интерес или осознание собственной дальнейшей выгоды подталкивает ребёнка совершать волевые усилия в овладении новыми навыками. Потом мотивирующими факторами развития могут становиться соревновательные чувства или самолюбие, хорошо способствует чувство долга, однако тут необходимо аккуратное формирование данной мотивировки, чтобы не возникало огромного чувства вины при неудаче.

К задачам, которые ставят перед ребёнком взрослые, существуют определённые требования, такие как ясность формулировок. Это касается как самого процесса выполнения со всеми его этапами, так и того какой конечный результат или его варианты должны получиться. Общее воспитание ответственности и наблюдательности можно поддерживать, используя постоянный интерес к происходящему, для чего рекомендуется смена деятельности, а также установка посильных заданий, не перегружающих нервную систему, но дающих ощущение преодоления нового барьера.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

3.4. Внимание

Внимание: понятие и подходы к исследованию

Внимание – это сосредоточение (фиксация) сознания субъекта на каком-либо реальном или идеальном объекте. Оно ограничивает ту часть информации, которая будет познаваться. При внимательном отношении к какому-либо предмету он оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, оказывается, образно говоря, на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще одну функцию –

контроль и регуляцию деятельности.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Целью внимания является улучшение деятельности всех познавательных процессов, поэтому внимание помогает лучше осознать себя, свои мысли и переживания.

Внимание может быть направленным не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). Следует отметить в виду, что в некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.

Внимание часто, особенно в классической психологии, отождествляли с ясной, отчетливой областью сознания. Попадая в эту область, объекты деятельности осознаются намного лучше, их изменения легче замечаются и фиксируются, что помогает быстрее и точнее добиться нужного результата. Внимание не только переводит и удерживает объект в зоне ясного сознания, но и помогает отвлечься от ненужных в данный момент мыслей и представлений, отсеивая их и не допуская сосредоточения на посторонних для данного вида деятельности явлениях. Таким образом, внимание осуществляет отбор нужной информации из того потока, который окружает человека, обеспечивает избирательность поведения, помогает сохранять постоянный контроль над деятельностью

.

Виды и свойства внимания

Выделяют три основных вида внимания – непроизвольное, произвольное и постпроизвольное. Факторами, вызывающими непроизвольное внимание, являются как характеристики внешних раздражителей, так и характер деятельности человека, его мотивы и стремления. Наиболее значимыми внешними характеристиками, вызывающими непроизвольное внимание и сосредоточение на объекте, являются интенсивность и новизна раздражителей. Так, люди непроизвольно реагируют на громкий звук, яркий свет, резкий запах. В тех случаях, когда интенсивность двух раздражителей практически одинакова, возникают колебания внимания, так как человек не может выбрать, на каком объекте сосредоточиться, и то один, то другой попеременно становятся доминирующими. Точно так же из однородного ряда объектов обращается внимание на тот, который чем-либо отличается от других – величиной, цветом, расположением. Внимание направляется и на движущиеся объекты, а также – яркие. Человек всегда обращает внимание на появившийся в поле зрения новый объект, а также на изменения, происходящие в знакомых предметах или окружающих людях.

Помимо новизны и интенсивности, внимание привлекают предметы, которые связаны с интересами, мотивами и установками человека, поэтому из массива информации люди в первую очередь слышат то, что их интересует или то, на что у них сформирована определенная установка. При этом установка не только направляет внимание на определенные объекты, но и «отсекает» несоответствующую ей информацию.

Произвольное внимание, напротив, вызывается только сознательным и целенаправленным усилием, которое помогает сосредоточиться на предметах, не вызывающих большого интереса, но необходимых для завершения деятельности. В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью, тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Такое внимание удерживает мысль на решении сложной задачи. Воля помогает бороться и с отвлечением внимания, неизбежным в этих случаях, так как любой шум или новый объект в поле зрения вызывают непроизвольное внимание, которое в данном случае становится помехой для выполняемой задачи.

Несмотря на качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное внимание также связано с чувствами, с интересами, с прежним опытом человека. Однако влияние этих моментов при произвольном внимании не непосредственное, а косвенное.

Оно опосредуется сознательно поставленными целями, поэтому в данном случае интересы выступают как интересы цели, интересы результата деятельности. Сама деятельность может непосредственно не занимать, но так как ее выполнение необходимо для решения поставленной задачи, то она становится интересной в связи с поставленной целью.

Произвольное внимание может трансформироваться в постпроизвольное в том случае, когда возникает интерес к выполняемой деятельности и сохранение устойчивого внимания уже не требует постоянных волевых усилий. Подобно произвольному, постпроизвольное внимание носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Однако в отличие от непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время оно несходно и с произвольным вниманием, так как здесь нет или почти нет волевых усилий.

Очевидно большое значение послепроизвольное внимание для педагогического процесса, которое характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда. Основными характеристиками внимания являются его устойчивость, объем, концентрация, переключение и распределение.

Устойчивость связана со способностью в течение длительного времени сохранять сосредоточение на одном и том же объекте. Устойчивость – это временная характеристика внимания, длительность его привлечения к одному и тому же объекту. В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Когда поставленная задача требует сосредоточенности на каком-либо предмете, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего его изучения, легко происходит отвлечение, внимание колеблется. Для поддержания внимания к предмету его сознание должно быть динамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживая свое новое содержание.

Если бы внимание при всех условиях было неустойчивым, более или менее эффективная умственная работа была невозможна. Оказывается, что само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Кроме того, устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К их числу относятся особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, понятности, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности.

Монотонная деятельность или неинтересная, скучная работа с постоянным раздражителем нарушают устойчивость внимания, и только волевая регуляция способна ее вернуть. Малоинтересный фильм, в отличие от книги, группа собеседников в отличие от одного собеседника, ведущих даже малозначительный разговор могут в большей степени поддержать устойчивость внимания, что связано с постоянным изменением ситуации, вызывающим ориентировку и переключение внимания с одного объекта на другой. Особенно важным фактором устойчивого внимания является заинтересованность человека в деятельности, удовольствие и от процесса ее выполнения, и от результата. Таким образом, можно сделать вывод о том, что устойчивое внимание всегда связано либо с интересом (вызываемым удовольствием, значимостью, новизной, яркостью объекта), либо с волевым усилием. На этом основании построены некоторые методы агитации и манипулирования поведением (реклама), которые яркостью, новизной, движением способны вызывать непроизвольное внимание и удерживать информацию в памяти.

Объем внимания отражает количество объектов, которые человек может одновременно удержать в области ясного сознания. Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей оттого, насколько связано между собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал. Последнее обстоятельство необходимо учитывать в педагогической практике, систематизируя предъявляемый материал таким образом, чтобы не перегружать объем внимания учащихся.

Объем внимания обратно пропорционален концентрации внимания – чем выше сосредоточенность, концентрация, тем меньше объем. Концентрация внимания – это степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженности, другими словами – тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность. А. А.Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Погруженность в определенную деятельность, анализ конкретного предмета или проблемы не дает возможности удерживать в области внимания еще какие-то объекты. Поэтому высокая концентрация внимания часто связана с рассеянностью, то есть невозможностью удержать устойчивое внимание на окружающем. Выделяют мнимую и подлинную рассеянность.

Мнимая рассеянность – это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на каком-то предмете. Мнимая рассеянность – результат сильной сосредоточенности и узости внимания. Иногда ее называют «профессорской», так как она нередко встречается у людей этой категории. Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет большого вреда деятельности, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Человек, страдающий подлинной рассеянностью, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии, для чего ему требуется значительно больше волевых усилий, по сравнению с человеком сосредоточенным. Произвольное внимание рассеянного человека неустойчиво, легко отвлекаемо.

Причины подлинно рассеянного внимания разнообразны. Это может быть общее расстройство нервной системы (неврастения), малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие поступление воздуха в легкие и, следовательно, обедняющие кислородное питание мозговых клеток. Иногда рассеянность появляется в результате физического и умственного утомления и переутомления, тяжелых переживаний. Одной из причин подлинной рассеянности является пере­грузка мозга большим количеством впечатлений.

Рассеянность может быть и следствием астении, усталости или высокого эмоционального напряжения, которые также мешают сосредоточиться на каком-то объекте или деятельности.

Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Однако, как показывает жизненная практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Вместе с тем иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован, и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

По мнению многих авторов, распределение внимания, по существу, является обратной стороной его переключаемости. Переключение внимания подразумевает сознательное и осмысленное его перемещение с одного объекта на другой. Это свойство внимания включается при разговоре с группой людей, при выполнении нескольких дел, при возникновении неожиданной ситуации. Способность к быстрому переключению внимания связана с таким индивидуальным качеством, как пластичность, и необходима для ряда профессий (летчика, водителя, оператора и т. д.). В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношением субъекта к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот.

Отвлекаемость (отвлечение) вниманияэто непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудно угасаемый ориентировочный рефлекс. Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек.

Внимание! Что должен знать каждый мужчина о Focus

«Обратите внимание!»

«Если бы вы просто больше концентрировались, вы бы добились большего успеха!»

Наверное, все мы слышали подобные наставления от учителей или родителей. И большинство из нас, вероятно, ежедневно корят себя за неспособность сосредоточиться на поставленной задаче. Кажется, что в нашем рассеянном мире текстов, твитов и новостных лент все больше и больше людей жалуются на свое рассеянное мышление и испытывают сильное желание улучшить концентрацию внимания и концентрацию. Неофициальные данные подтверждают это: количество людей, которые ищут «как сосредоточиться», резко возросло за последние пять лет, а два самых популярных поста на AoM посвящены устранению отвлекающих факторов в Интернете и улучшению концентрации.

Многие из нас хотят улучшить внимание, но часто этого не хватает. Когда мы терпим неудачу, типичный ответ — удвоить наши усилия и поклясться богами внимания, что мы никогда больше не будем просматривать Reddit. Но уже на следующий день мы обнаруживаем, что скатываемся к нашим старым рассеянным путям.

Что здесь происходит? Почему так трудно обуздать наше внимание?

Отвечая на этот вопрос, обычно указывают на растущее количество отвлекающих факторов в нашем современном мире и/или отсутствие индивидуальной дисциплины. Эти факторы, безусловно, являются частью проблемы, но есть и более фундаментальная основная проблема: люди хотят управлять своим вниманием, но они не знают, что такое внимание на самом деле.

Когда большинство людей думают о внимании, они думают о способности полностью сосредоточиться на чем-то одном, не отвлекаясь. Поэтому, когда они пытаются улучшить свое внимание, они концентрируются только на этом. Но целеустремленность — это на самом деле только одна грань внимания. Недавние исследования показали, что на самом деле внимание бывает разных типов — каждое с уникальными сильными и слабыми сторонами — которые лучше всего использовать или отдыхать в различных ситуациях. Таким образом, управлять своим вниманием — все равно что быть верховным главнокомандующим вооруженными силами своего разума; вместо того, чтобы постоянно размещать одно и то же подразделение на линии фронта и впадать в панику каждый раз, когда враг захватывает их траншеи, вы разумно и преднамеренно меняете свои войска.

Короче говоря, овладение вниманием — это управление вниманием.

Поскольку вы не можете изменить то, чего не можете понять, в этой первой части серии из двух частей мы собираемся погрузиться в природу внимания — что это такое, как оно работает и почему это так важно, помимо того, что вы можете просто сидеть и читать Моби Дик более 5 минут за раз. Поняв, как работает внимание, мы будем лучше подготовлены к управлению им.

На следующей неделе мы рассмотрим конкретные действия, которые вы можете предпринять, чтобы улучшить свое внимание и управлять им.

Начнем!

И внимание, черт возьми!

Что такое внимание?

«Знание механики вашего внимания может быть столь же мощным, как любая терапия, лекарство или лекарство». – Стивен Джонсон

Психолог и философ Уильям Джеймс лучше всего определил внимание более 100 лет назад.

«Все знают, что такое внимание. Это овладение умом в ясной и яркой форме одним из нескольких одновременно возможных объектов или цепочек мыслей. Фокализация, концентрация сознания составляют его сущность. Это подразумевает уход от одних вещей, чтобы эффективно справляться с другими».

В каждый данный момент вокруг вас и даже в вашем собственном теле происходит очень многое. Если бы у нас не было возможности настроиться на определенные вещи, игнорируя все остальное, мы бы сошли с ума. На самом деле, нейробиологи считают, что причина, по которой ЛСД вызывает психоделические переживания, заключается в том, что наркотик подавляет сети внимания нашего мозга, тем самым вызывая сенсорную перегрузку. Если бы у нас не было способности обращать внимание, жизнь была бы одним долгим ЛСД-путешествием.

«Вселенная — это изменение; наша жизнь такова, какой ее делают наши мысли». —Марк Аврелий , Медитации 

То, на что мы решаем обратить внимание и что мы решаем игнорировать, формирует наше существование и нашу реальность (или, как выразился Йода, «Ваш фокус — это ваша реальность»). Поскольку все обращают внимание на разные вещи, у всех разные представления о реальности. Внимание объясняет, почему у трех разных свидетелей может быть три разных версии преступления и почему пары ссорятся из-за того, кто ведет себя по дому, а кто нет — каждый тренирует фокусирующую линзу на разных вещах и кадрирует «кадры» преступления. свою реальность по-своему.

Таким образом, внимание — это, вкратце, способность сосредотачиваться на одних стимулах или мыслях, игнорируя при этом другие, что, в свою очередь, формирует то, как мы воспринимаем и ощущаем окружающий мир.

Все хорошо. Но как именно внимание работает с ?

Ну, это намного сложнее, чем вы думаете. Нет области мозга, отвечающей за внимание, которую можно было бы просто включить. Скорее, внимание включает в себя сложную комбинацию различных когнитивных процессов, таких как рабочая память и исполнительный контроль, которые работают вместе в унисон. Более того, на самом деле существуют разные виды внимания, каждый со своими преимуществами и недостатками.

Типы внимания

Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание контролируется не нами сознательно, а скорее принуждающими стимулами в нашем окружении.

Мы испытываем непроизвольное внимание, когда слышим громкий шум, видим, как мы думаем, змею, скользящую по траве, или просто замечаем что-то новое и неизведанное. Нашим предкам непроизвольное внимание помогало избегать опасностей и находить награды — позволяло быстро реагировать на хищников или открывать новые ресурсы.

Стимулы, которые могут быть опасными, обычно привлекают наше непроизвольное внимание больше, чем стимулы, которые могут привести к вознаграждению; в первобытные времена просто выжить было важнее, чем двигаться вперед. Это объясняет, почему показания очевидцев во время насильственных преступлений часто ненадежны. Жертва или прохожий автоматически фокусируется на используемом оружии, в то время как все остальное, включая лицо преступника или то, что он был одет, становится размытым.

С эволюционной точки зрения автоматическая реакция на потенциально опасные или полезные стимулы имеет свои преимущества. Однако в современную эпоху наше непроизвольное внимание было захвачено постоянным потоком вещей, происходящих вокруг нас — городским шумом, телевизором, сигналами смартфона, фоновой музыкой и т. д. «Смотрите, я вижу медведя!» стало: «Смотри смешное видео на YouTube! Интересная статья на этом новостном сайте! Фотография моего друга на Facebook…». По сути, чувствительность нашего непроизвольного внимания к новому и необычному является причиной того, что Интернет так чертовски отвлекает.

В то время как наше непроизвольное внимание может быть перегружено потоком отвлекающих факторов, его легкая стимуляция на самом деле переводит нас в состояние «мягкого очарования», которое успокаивает разум и дает нашему произвольному вниманию (см. ниже) передышку. Выход на природу погружает нас в состояние мягкого очарования — во время прогулки по лесу можно увидеть разные вещи, но поток поступающих стимулов настолько медленный и мягкий, что наш разум чувствует себя одновременно занятым и отдыхающим. По этой причине времяпрепровождение на природе не только приятно, но и снимает стресс, тревогу и депрессию.

Произвольное внимание

Произвольное внимание — это процесс фокусировки, который мы контролируем сознательно. Вместо того, чтобы наше внимание подчинялось прихоти каких-либо стимулов, мы намеренно решаем, на что обращает внимание наш ум.

Произвольное внимание требует усилий, силы воли и намеренной концентрации. Когда ваш учитель начальной школы сказал вам «обратите внимание!» она говорила вам использовать ваше произвольное внимание.

Вы тренируете свое произвольное внимание, когда решаете, на какой из раздражителей, бомбардирующих ваше непроизвольное внимание, вы будете обращать внимание, а на какой будете игнорировать, например, когда вы решаете не отвечать на звонки, чтобы не мешать гудящего такси. Мы также призываем к произвольному вниманию, когда пытаемся отключить все конкурирующие стимулы, чтобы сконцентрироваться на одной задаче, например, на написании заметки, чтении книги, медитации или даже игре в видеоигру.

Чем больше стимулов конкурирует за наше непроизвольное внимание, тем больше должно работать наше произвольное внимание, чтобы оставаться вовлеченным в выполнение текущей задачи. Например, наше произвольное внимание резко возрастает, когда мы пытаемся вести беседу в шумном ресторане и по-настоящему оставаться в присутствии другого человека. Несмотря на то, что вокруг нас так много всего происходит — официанты принимают заказы, тявкают другие люди, плачут малыши — мы можем игнорировать все это и просто сосредотачиваться на разговоре (большую часть времени, конечно). Это довольно удивительный когнитивный подвиг, если вы остановитесь и подумаете об этом. Возможно, поэтому добавление еще одного отвлекающего фактора — смартфона на столе — может в конечном итоге отвлечь вас от разговора; ваше произвольное внимание уже работает так усердно, что становится той соломинкой, которая ломает спину вашей концентрации!

Если непроизвольное внимание позволило нашему виду выжить, то добровольное внимание действительно помогло нам процветать . Благодаря добровольному вниманию строились города, выигрывались войны и писались шедевры. На индивидуальном уровне произвольное внимание — это то, что позволяет вам продвигаться к своим личным целям. Когда вы планируете свою неделю, делаете записи в своем дневнике, слушаете любимого человека или работаете над новой привычкой, вы используете свое произвольное внимание.

Дело в том, что произвольное внимание, как и сила воли, ограничено. Одна из причин, по которой люди так часто жалуются на то, что они отвлекаются или на то, что им не хватает концентрации внимания, заключается в том, что наш современный мир облагает таким вонючим бременем наше произвольное внимание. Каждый день мы должны сознательно принимать решение игнорировать океан раздражителей, от простых шумов города до электронных рекламных щитов, сигналов смартфона и текстовых сообщений. Вдобавок ко всему, постоянное переключение на то, на что направлено наше внимание, также истощает наши запасы. Однако произвольное внимание также похоже на силу воли: исследования показали, что его можно укрепить с помощью определенных упражнений и практик. (Мы поговорим о них в нашем следующем посте.)

Режим по умолчанию: блуждание ума

Когда внешний раздражитель не привлекает наше непроизвольное внимание или мы не используем произвольное внимание для выполнения определенной задачи или мысли, наш разум переходит в режим по умолчанию, называемый блуждания» — то, что мы часто называем мечтаниями.

Было проведено множество исследований о блуждании ума, но ученые-когнитивисты и нейробиологи до сих пор расходятся во мнениях относительно того, что именно происходит с нашим вниманием, когда мы им занимаемся. С одной стороны, блуждание ума отвлекает наше произвольное внимание от любой задачи, над которой мы могли бы работать в данный момент. Это часто происходит, когда мы занимаемся низкой когнитивной деятельностью, например, принимаем душ, гуляем, занимаемся спортом или даже читаем. Например, вы читаете этот пост, но думаете о том, что будете есть сегодня на ужин. Значит, вы не полностью обращаете внимание на ох как искусную прозу прямо перед вами…

С другой стороны, исследования показали, что когда мы занимаемся блужданием ума, наш мозг на самом деле использует те же самые области, которые используются, когда мы пытаемся осуществлять произвольное внимание ; даже если мы не обращаем внимания на поставленную задачу, мы уделяем некоторое внимание нашим отвлекающим мыслям (например, сегодняшнему ужину).

Хм… что здесь происходит?

Ответ заключается в том, что блуждание ума — это настоящий когнитивный парадокс. Когда наш ум блуждает, мы используем свое произвольное внимание, только не обязательно на то, на что хотели обратить внимание изначально.

Блуждание ума — важный аспект нашей системы внимания, потому что мы проводим так много времени в этом режиме по умолчанию — около 50% наших мыслей в бодрствующем состоянии — это бесцельные мечты. Проведение времени в этом состоянии имеет как преимущества, так и недостатки, и важно понимать, что это такое, чтобы вы могли намеренно управлять тем, как часто вы это делаете и к чему отвлекает ваш разум во время этих когнитивных блужданий.

Недостатки блуждания ума

Помимо того факта, что блуждание ума мешает вам полностью присутствовать в том, что вы делаете, есть и другие недостатки режима работы нашего мозга по умолчанию. Когда мы позволяем своему уму блуждать, мы обычно склоняемся к негативным мыслям и эмоциям. Мы сосредоточены на нерешенных проблемах, конфликтах с коллегами и подругами, невыполненных целях, счетах, которые нужно оплатить, даже на неловком моменте десятилетней давности. Исследования показали, что даже нейтральные мысли, которые возникают, когда наш разум блуждает, обычно имеют негативный эмоциональный оттенок. Более того, как только поток негативных мыслей/эмоций запускается во время блуждания ума, мы склонны зацикливаться на этих мыслях и размышлять над ними (как корова, жующая свою жвачку), что все глубже и глубже погружает нас в депрессию.

Мало того, что мы склонны сосредотачиваться на негативе, когда наши мысли блуждают, этот поток негатива обычно направлен на нас самих, потому что мы являемся наиболее частым предметом наших размышлений. Негативность и сосредоточенность на себе превращают всех нас в мечтательных Иа-Иа («Никого это не волнует. Мне так грустно»). Интересно то, что как только мы снова начинаем наращивать наше произвольное внимание и выходим из зоны блуждания ума, области, связанные с эмоциональными и самореференциальными заботами, успокаиваются, и мы начинаем чувствовать себя лучше. Всякий раз, когда вы чувствуете себя на свалке, совет дедушки взять себя в руки и приступить к работе на самом деле невероятно здравый совет.

Польза блуждания ума

Несмотря на недостатки блуждания ума, исследования показали, что проведение времени в этой когнитивной зоне дает некоторые преимущества. Во-первых, блуждание мыслей — это всего лишь способ вашего мозга направить неиспользованную вычислительную мощность на решение нерешенных проблем в вашей жизни. В то время как мы склонны блуждать к проблемам и негативным эмоциям, когда мы занимаемся блужданием ума, наш ум плывет к этим вещам в надежде решить их. Негативное отклонение от блуждания ума просто пытается подтолкнуть нас к работе над проблемами в нашей жизни, которые требуют некоторого распутывания.

Во-вторых, хотя мы склонны сосредотачиваться на негативе, когда мечтаем, мы также можем испытывать позитивные мысли и эмоции. Ученые-когнитивисты называют эти розовые размышления «позитивно-конструктивными мечтаниями». Во время позитивно-конструктивных мечтаний мы занимаемся планированием будущего, вспоминаем о положительных эмоциональных переживаниях и занимаемся моральными рассуждениями.

В-третьих, блуждание ума может пробудить наши творческие соки. Одно исследование показало, что люди, которые потратили время на блуждание ума, прежде чем взяться за задачу, которая требовала от них придумать новые способы использования объекта, смогли генерировать на 40 процентов больше оригинальных идей, чем люди, которые не мечтали перед тем, как начать. Блуждание ума повышает креативность, потому что оно неструктурировано. Позволяя нашему уму свободно блуждать по холмам и долинам нашего черепа, мы можем устанавливать связи, которые в противном случае не были бы, если бы мы активно направляли свое внимание на одно-единственное решение. Блуждание разума объясняет, почему так много великих прозрений и открытий в истории было сделано во время прогулки или принятия ванны.

И, наконец, самое главное, мечтание наяву дает перерыв вашим произвольным и непроизвольным системам внимания. Мы окружены какофонией раздражителей, которые постоянно конкурируют за наше внимание. Чтобы по-настоящему эффективно использовать наше драгоценное внимание, нам нужны периоды, когда мы ни на чем не сосредоточены.

Подводя итог, можно сказать, что блуждание ума может быть хорошим или плохим, в зависимости от того, как вы им управляете и направляете. В то время как исследования показывают, что отклонение нашего ума от отрицательного или положительного во многом зависит от нашего генетического темперамента, исследования также показывают, что у нас есть сознательная способность подталкивать наш блуждающий ум к более конструктивным режимам.

 

Узкое или широкое внимание

Как только мы решили направить наше произвольное внимание на определенный стимул, мы можем сосредоточить на нем либо узкое, либо широкое внимание.

Разница между узким и широким фокусом легко объясняется аналогией с американским футболом. Когда квотербек отходит назад для паса, сначала он будет привлекать внимание. Он займет все игровое поле, прочитает защитников и найдет открытого приемника. Он впускает в свой разум как можно больше информации. Как только он решит, в кого бросить мяч, он сосредоточится на узком фокусе внимания, рассчитывая наилучшее время для броска, а также тип скорости и дуги, которые нужно придать ему, чтобы успешно передать мяч в руки принимающего. (А теперь, чтобы по-настоящему оценить силу ума и квотербека НФЛ: весь этот процесс в среднем занимает всего около 2,75 секунды.)

Широкий (или открытый) фокус внимания отлично подходит для того, чтобы сориентироваться, понять «общую картину» и понять сложные системы и отношения. Это дает нам быстрое и грязное представление о ситуации. Однако широкое внимание не так полезно для управления важными деталями, такими как ваша чековая книжка или календарь, или для редактирования, скажем, сообщения в блоге.

Узкое (или острое) внимание позволяет нам быть эффективными, продуктивными и дотошными. Однако слишком узкий фокус может привести к туннельному видению, из-за чего мы упускаем из виду другие важные факты или детали. Недостаток узкофокусного внимания лучше всего иллюстрируется знаменитым тестом на невидимую гориллу.

Ни широкое, ни узкое внимание не «лучше» другого — у каждого из них есть свои сильные и слабые стороны. Опять же, хитрость заключается в том, чтобы научиться управлять обоими и знать, когда переключаться на тот или иной тип фокуса.

Что-то, что облегчает понимание этой идеи, — это понимание того, как эмоции взаимодействуют с узким и широким фокусом. Исследования показывают, что, когда мы сосредоточены на узком фокусе внимания, наша предвзятость к негативу увеличивается, и мы с большей вероятностью сосредотачиваемся на негативных эмоциях и/или пропускаем позитивные стимулы. И наоборот, когда мы переключаемся на широкое внимание, мы чувствуем себя счастливее и оптимистичнее.

Подумайте о спорах, которые вы могли иметь с женой о том, кто больше выполняет работу по дому. Исследования показали, что оба супруга считают, что несут львиную долю ответственности, что, конечно же, невозможно. Узкая направленность каждого из супругов помогает им четко помнить, сколько раз они выносили мусор и готовили ужин на этой неделе, но мешает им замечать все, что делает их партнер. Смещение фокуса к более широкому кругу вопросов поможет вам понять, как ваш супруг/супруга тоже вмешивается, поможет вам избежать ловушки «око за око» и сделать отношения более счастливыми.

Преимущества обучения управлению своим вниманием

Когда вы думаете о пользе внимания, вы, вероятно, думаете, насколько оно важно при решении интеллектуальных задач, таких как написание статей или чтение чего-либо длиннее 800 слов. И действительно, исследования подтвердили то, что все мы уже знали интуитивно — что способность управлять своим вниманием является краеугольным камнем успеха в когнитивных усилиях. Например, учащиеся, которые умеют уделять учебе внимание в течение длительного периода времени, учатся лучше, чем учащиеся, которые не могут, и эти же самые учащиеся, как правило, превосходят своих менее внимательных сверстников в более позднем возрасте.

Но, прочитав этот пост, вы, надеюсь, поняли, что внимание важно не только для изучения латинских спряжений. Исследования показывают, что улучшение нашего внимания имеет множество преимуществ, которые распространяются на все сферы нашей жизни:

  • Улучшает отношения — внимание позволяет вам полностью присутствовать с другим человеком, что заставляет его чувствовать себя признанным, понятым и очарованным.
  • Повышает сопротивляемость – управление своим вниманием позволяет направить его на позитивные события и отвлечься от размышлений о негативных.
  • Повышает уровень счастья — способность переключаться на широкий кругозор может помочь вам замечать хорошие вещи и видеть возможности и связи, которые вы иначе упустили бы.
  • Повышает творческий потенциал — целенаправленное участие в сеансах блуждания ума и подталкивание их в позитивном направлении может помочь генерировать новые идеи.
  • Углубляет нашу мудрость – направленные сеансы блуждания ума могут способствовать глубокому мышлению, применению моральных рассуждений и продуктивным внутренним дебатам.
  • Улучшает наше критическое мышление – внимание позволяет не только читать и переваривать длинный текст, но и по-настоящему разбираться и анализировать его.
  • Дает нам более процветающую и приятную жизнь – все эти преимущества + не упускать возможность изучить огромное количество знаний, которые нельзя сжать в один отрывок или статью в виде списка = осмысленная и удовлетворенная жизнь.

Помимо преимуществ, которые улучшение управления вниманием приносит человеку, некоторые социальные критики и философы утверждают, что снижение внимания в нашем обществе ведет нас к новому «темному веку культуры», в котором у людей больше нет глубокого, устойчивого внимания, необходимого для синтеза и оценки информации или выражения сложных мыслей. Вместо этого мы живем в мире «настоящего шока», в котором все происходит сейчас, информация передается через мемы и твиты, и у нас больше нет навыков или мудрости, чтобы отделить сигнал от шума. Можно утверждать, что кризисы и общее недомогание, которые мы переживали на Западе в течение последних тридцати лет, по своей сути являются кризисом внимания. Мы либо уделяем внимание неправильным проблемам, либо слишком отвлекаемся на очередной «спор», чтобы решить насущные проблемы.

Вывод: Если вы хотите улучшить себя и окружающий мир, первым делом научитесь управлять своим вниманием. Это локомотив человеческого прогресса.

Заключение

Мастерство внимания — это хорошо управляемое внимание. Как любому хорошему менеджеру, вам нужно знать сильные и слабые стороны различных членов вашей группы внимания и какие задачи вы должны им поручить. К настоящему времени вы должны понимать сильные и слабые стороны ваших непроизвольных, произвольных и блуждающих мыслей, а также плюсы и минусы наличия широкого или узкого фокуса. Имея эту мысленную структуру, мы можем применять эти знания для создания конкретных и специфических действий, которые улучшат и усилят определенные аспекты нашего внимания, а также будут управлять его различными элементами. Конечная цель — всесторонняя и эффективная способность к концентрации внимания, которая поможет вам достичь совершенства во всех сферах жизни. К достижению этой цели мы и обратимся на следующей неделе.

Tl;dr: Ты шутишь, да?

Прочитать всю серию

II: Как эффективно управлять своим вниманием
III: 11 упражнений, которые укрепят ваше внимание

______________

Источники:

Rapt: внимание и сфокусированная жизнь

Отвлеченный: эрозия внимания и грядущее темное время

Фокус: скрытый двигатель совершенства

Могу ли я привлечь ваше внимание?

PreviousNext

Совет по правам человека провел панельную дискуссию высокого уровня о добровольных фондах универсального периодического обзора, включая достижения и оптимизацию поддержки государств в выполнении рекомендаций

Сегодня днем ​​Совет по правам человека провел панельную дискуссию высокого уровня о Фонде добровольных взносов для участия в универсальном периодическом обзоре и Фонде добровольных взносов для финансовой и технической помощи в осуществлении универсального периодического обзора, включая достижения, передовой опыт и уроки, извлеченные за последние 15 лет, и оптимизированную поддержку государств в осуществлении рекомендаций, вытекающих из четвертого цикла универсального периодического обзора.

Амина Мохаммед, заместитель Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, сказала, что Универсальный периодический обзор является мощным и уникальным механизмом. Разработанный государствами-членами, он предоставил каждому государству-члену равные возможности изменить жизнь своего народа путем более эффективного обеспечения защиты прав человека, обеспечения единообразия в процессе оценки, а также в принятии решений и распространении рекомендуемых действий. Сегодня обсуждение будет сосредоточено на том, как Организация Объединенных Наций могла бы лучше реагировать на растущие потребности государств в помощи в воплощении рекомендаций универсального периодического обзора в законы и практику, которые продвигают права человека, укрепляют национальные системы защиты и строят более устойчивые общества.

Нада Аль-Нашиф, заместитель Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, заявила, что в течение трех циклов, прошедших с момента его создания Советом по правам человека, Универсальный периодический обзор превратился в уникальный процесс экспертной оценки для подготовки, прохождения и поддержки комплексная и регулярная проверка состояния прав человека во всех государствах-членах Организации Объединенных Наций. Его динамичный рост по циклам укрепил глобальный консенсус в отношении того, что это ценный механизм, который может оказать положительное влияние на права человека. Когда начался четвертый цикл, серьезные проблемы, с которыми столкнулся мир, потребовали — более чем когда-либо — решительных действий. Международному сообществу следует предпринять дальнейшие шаги и консолидировать действия на основе отправных точек, которые приняли предложенные рекомендации универсального периодического обзора, способствуя созданию более устойчивых обществ, укрепляя при этом солидарность и национальную ответственность.

Федерико Вильегас, Постоянный представитель Аргентины при Отделении Организации Объединенных Наций в Женеве, сказал, что если Универсальный периодический обзор будет усилен, это создаст в каждой стране механизмы на местах для преодоления последствий трансформационных событий, влияющих на права человека. Требовалось больше человеческих и финансовых ресурсов. Если бы универсальный периодический обзор можно было укрепить дополнительными финансовыми ресурсами, мир, безопасность, развитие и права человека можно было бы признать основными столпами системы.

Сюзанна Мурхед, председатель Комитета содействия развитию Организации экономического сотрудничества и развития, сказала, что Комитет высоко оценивает работу Универсального периодического обзора и целевых фондов. Защита и поощрение прав человека во всем мире являются неотъемлемой частью достижения лучших результатов для всех граждан. Международному сообществу необходимо развивать этот процесс и использовать все реформы, происходящие в самом сердце системы развития Организации Объединенных Наций, чтобы продемонстрировать, насколько важны права человека, особенно когда они находятся под угрозой.

Мона М’Бикай, исполнительный директор UPR Info, заявила, что четвертый цикл Универсального периодического обзора дает возможность ускорить прогресс в выполнении обязательств государств в области прав человека и Целей в области устойчивого развития путем закрепления прав человека во всех секторах. . Универсальный периодический обзор поддержал сотрудничество с субъектами гражданского общества и укрепил гражданское общество, а также привел к расширению диалога правительств с другими заинтересованными сторонами, такими как гражданское общество.

Затем слово взяли ораторы, которые признали важность Добровольного фонда для участия в Универсальном периодическом обзоре и Добровольного фонда финансовой и технической помощи в осуществлении Универсального периодического обзора для укрепления систем прав человека в мире, позволяя страны с ограниченными финансовыми ресурсами и нуждающиеся в технической помощи для выполнения рекомендаций, вытекающих из универсального периодического обзора. Рекомендации универсального периодического обзора являются ключевым элементом построения инклюзивного общества, ключевым элементом обеспечения безопасности и развития в долгосрочной перспективе. Оба добровольных фонда сыграли решающую роль в продвижении прав человека, способствуя продвижению прав человека в развивающихся странах, и сыграли жизненно важную роль в содействии более активному участию государств.

Некоторые выступавшие заявили, что эффективность системы защиты прав человека заключается в том, как можно руководствоваться ее рекомендациями, чтобы помочь государствам улучшить ситуацию на местах, укрепить национальные механизмы осуществления, а также последующие меры и обеспечить техническое сотрудничество на основе национальных опыт. Наращивание потенциала и техническое сотрудничество, осуществляемые в контексте универсального периодического обзора и при сотрудничестве соответствующего государства, могли бы помочь наименее развитым странам и малым островным государствам преодолеть проблемы, связанные с отставанием в развитии и изменением климата. В этом контексте работа, проделанная Фондами добровольных взносов, оказала большую помощь всем участвующим государствам. Один оратор заявил, что, хотя Фонды добровольных взносов должны и впредь соответствовать своему мандату для достижения своей цели, тем не менее финансовая и техническая помощь должна предоставляться по просьбе соответствующих государств и в консультации с ними, уделяя особое внимание взаимодополняемости для создания культуры прав человека при равном обращении, избегая любых форм политизации.

В дискуссии выступили Мозамбик, Бельгия, Южная Африка, Финляндия от имени группы стран, Багамские Острова от имени группы стран, Мальдивы от имени группы стран, Европейский Союз, Программа развития ООН, Пакистан , Бахрейн, Малайзия, Бенин, Того, Парагвай, Вьетнам, Маврикий, Коста-Рика, Армения, Танзания, Индия, Бангладеш, Азербайджан, Непал, Ирак, Мавритания, Гамбия, Иран, Китай и Франция.

Также выступила следующая неправительственная организация: Шведская ассоциация сексуального просвещения.

Онлайн-трансляцию заседаний Совета по правам человека можно найти здесь. Все итоги встречи можно найти здесь. Документы и отчеты, относящиеся к пятьдесят второй очередной сессии Совета по правам человека, можно найти здесь.

Совет вновь соберется в 10:00 в четверг, 2 марта, и продолжит свой этап заседаний высокого уровня.

Вступительные заявления

АМИНА МОХАММЕД, заместитель Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, сказала, что Универсальный периодический обзор является мощным и уникальным механизмом. Разработанный государствами-членами, он предоставил каждому государству-члену равные возможности изменить жизнь своего народа путем более эффективного обеспечения защиты прав человека, обеспечения единообразия в процессе оценки, а также в принятии решений и распространении рекомендуемых действий. Но самым главным критерием успеха стало изменение жизни людей благодаря этим оценкам. Сегодня обсуждение будет сосредоточено на том, как Организация Объединенных Наций могла бы лучше реагировать на растущие потребности государств в помощи в воплощении рекомендаций универсального периодического обзора в законы и практику, которые продвигают права человека, укрепляют национальные системы защиты и строят более устойчивые общества.

После начала четвертого цикла Универсальный периодический обзор стал одним из наиболее действенных инструментов поощрения прав человека в рамках усилий по развитию. Г-жа Мохаммед приветствовала инструменты, разработанные для содействия выполнению рекомендаций универсального периодического обзора, в том числе рекомендации Верховного комиссара по правам человека министрам иностранных дел о том, как лучше интегрировать права человека в усилия по достижению Целей в области устойчивого развития. Призыв Генерального секретаря к действиям в защиту прав человека и принятое в результате Руководство по универсальному периодическому обзору оказали жизненно важную поддержку присутствиям Организации Объединенных Наций по всему миру и привели к увеличению числа передовых методов.

Система развития Организации Объединенных Наций и координаторы-резиденты готовы сотрудничать со всеми государствами в выполнении рекомендаций универсального периодического обзора и продвижении Целей в области устойчивого развития, в основе которых лежат права человека. Г-жа Мохаммед призвала все государства в полной мере использовать возможности, создаваемые этим уникальным механизмом.

НАДА АЛЬ-НАШИФ, заместитель Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, заявила, что за три цикла с момента его создания Советом по правам человека Универсальный периодический обзор превратился в уникальный процесс экспертной оценки для подготовки, проведения и поддержки всесторонняя и регулярная проверка состояния прав человека во всех государствах-членах Организации Объединенных Наций. Его динамичный рост по циклам укрепил глобальный консенсус в отношении того, что это ценный механизм, который может оказать положительное влияние на права человека. Для достижения этих результатов универсальный периодический обзор был поддержан двумя фондами добровольных взносов: Фондом добровольных взносов для участия в универсальном периодическом обзоре и Фондом добровольных взносов для финансовой и технической помощи в проведении универсального периодического обзора.   Благодаря этим фондам Совет достиг рекордного уровня 100-процентного участия за последние три цикла, с увеличением количества (в среднем до 270 рекомендаций за обзор) и качества, когда рекомендации становятся все более действенными и привязанными ко времени. и измеримым.

С момента своего создания Фонд добровольных взносов для финансовой и технической помощи в осуществлении универсального периодического обзора предоставил более 5,5 млн долларов США в виде начального финансирования проектов в 76 странах во всех регионах, проектов, которые способствовали укреплению включая парламентские комитеты по правам человека и более жесткое законодательство в целом. Кроме того, система Организации Объединенных Наций начала стратегически использовать универсальный периодический обзор для поддержки устойчивого развития, увязывая рекомендации с планированием и программированием, признавая его в качестве инструмента решения проблем и инструмента пропаганды.

Когда начался четвертый цикл, серьезные проблемы, с которыми столкнулся мир, потребовали — более чем когда-либо — решительных действий. Недостаточные ресурсы и возможности национальных органов власти были определены как препятствия для эффективного выполнения обязательств и обязательств в области прав человека, как это задокументировано в Хранилище передовой практики Организации Объединенных Наций по универсальному периодическому обзору, опубликованном в прошлом году. Международному сообществу, особенно участникам сотрудничества в целях развития и особенно государствам, выдавшим рекомендации, следует предпринять дальнейшие шаги и консолидировать действия на основе отправных точек, которые приняли предложенные рекомендации универсального периодического обзора, способствуя созданию более устойчивых обществ, укрепляя при этом солидарность и национальную ответственность.

Заявления участников дискуссии

ФЕДЕРИКО ВИЛЛЕГАС, Постоянный представитель Аргентины при Отделении Организации Объединенных Наций в Женеве, сказал, что прошлый год доказал, что Универсальный периодический обзор перешел от подростковой стадии к взрослой. Если бы универсальный периодический обзор был усилен, это привело бы к созданию в каждой стране механизмов на местах для преодоления последствий трансформационных событий, влияющих на права человека. Латинская Америка, Карибский бассейн и Уругвай являются примерами передовой практики, где сотни людей прошли подготовку для работы в судебных органах и неправительственных организациях. Была сформирована Группа друзей универсального периодического обзора открытого состава, которая способствовала тому, чтобы международная система прав человека и универсальный периодический обзор получили новую жизнь. Было доказано, что Универсальный периодический обзор работает эффективно; следующие 15 лет будут сосредоточены на низовом уровне и реализации на местах.

Требовалось больше человеческих и финансовых ресурсов. Универсальный периодический обзор имел возможность работать над важными аспектами, учитывая текущий контекст. Если бы универсальный периодический обзор был усилен, это могло бы стать лучшим мостом между Нью-Йорком и Женевой. 230 рекомендаций, которые государства получили в среднем при проведении универсального периодического обзора, обычно касались развития, дискриминации и разжигания ненависти. Если бы универсальный периодический обзор можно было укрепить дополнительными финансовыми ресурсами, мир, безопасность, развитие и права человека можно было бы признать основными столпами системы. Универсальный периодический обзор — это инструмент, которым все государства привержены и которым удобно пользоваться, когда дело доходит до диалога. Необходимо было сломать инерцию поляризации политизации.

СЮЗАННА МУРХЕД, председатель Комитета содействия развитию Организации экономического сотрудничества и развития, сказала, что она большая поклонница экспертных оценок, и Комитет занимался этим между собой: это были беседы, а не экзамены. Те, кого рецензировали, узнали много нового, как и рецензенты, и это было важной частью того, как поддержать проделанную работу. Еще одна параллель между процессом универсального периодического обзора и работой Комитета заключается в том, что в основе развития лежит партнерство и доверие. Универсальность прав человека обеспечивает основу, которую можно использовать для привлечения друг друга к ответственности, и основу для диалога. Подобно универсальному периодическому обзору, коллегиальные обзоры Комитета были направлены на то, чтобы предоставить членам механизм для обмена извлеченными уроками и предоставления рекомендаций по улучшению сотрудничества в целях развития. Это было особенно важно: права человека находились под угрозой во многих частях мира, в странах Организации экономического сотрудничества и развития, а также в других местах, поэтому было не время сворачивать амбиции или ресурсы. Ежедневно права людей нарушались все больше и больше, и Комитет не сидел без дела, позволяя гражданскому обществу поддерживать права человека даже в странах, где члены организаций гражданского общества были ограничены в своих правах.

Все больше и больше мест, которые нуждались в развитии и гуманитарной помощи, захлестнула волна кризисов, будь то конфликт, пандемия, климат или что-то другое. Одним из подходов Комитета было то, что он назвал «Нексус гуманитарного развития и мира». Комитет высоко оценил работу Универсального периодического обзора и целевых фондов, которые предоставили доказательства, что само по себе имеет решающее значение для внесения изменений. Защита и поощрение прав человека во всем мире были неотъемлемой частью улучшения результатов для всех граждан: это был важный момент, чтобы провести это обсуждение и использовать обязательство не просто вернуться к достижению Целей в области устойчивого развития, но и спасти их с того места, где они были. . Международному сообществу необходимо развивать этот процесс и использовать все реформы, происходящие в самом сердце системы развития Организации Объединенных Наций, чтобы продемонстрировать, насколько важны права человека, особенно когда они находятся под угрозой.

МОНА М’БИКЕЙ, исполнительный директор UPR Info, сообщила, что четвертый цикл универсального периодического обзора начался в ноябре 2022 года и завершится в январе 2027 года, что совпадает с последними годами Повестки дня на период до 2030 года. С момента проведения сессий Рабочей группы по обзору в 2008 году Универсальный периодический обзор играл важную роль в поддержании политических обязательств по продвижению реализации прав человека. Обзор привел к конкретным результатам, поддержав информационно-пропагандистскую работу по важнейшим вопросам, обсуждавшимся в каждой стране, в том числе способствовал принятию законодательства о прекращении детских браков в Замбии и отмене смертной казни в Сьерра-Леоне. Четвертый обзорный цикл предоставил возможность ускорить прогресс в выполнении обязательств государств в области прав человека и их целей в области устойчивого развития путем закрепления прав человека во всех секторах.

Универсальный периодический обзор поддерживал сотрудничество с субъектами гражданского общества и укреплял гражданское общество. Универсальный периодический обзор также привел к расширению диалога правительств с другими заинтересованными сторонами, такими как гражданское общество. Национальные механизмы отчетности, осуществления и последующих действий сыграли решающую роль в мониторинге и выполнении рекомендаций универсального периодического обзора. Страны, включая Бельгию и Францию, включили Универсальный периодический обзор в свою внешнюю политику в области прав человека. Государствам было предложено инвестировать и предоставлять средства для обеспечения использования универсального периодического обзора в программах развития. Государствам необходим общесоциальный и инклюзивный подход к выполнению рекомендаций универсального периодического обзора.

Обсуждение

Затем выступили ораторы, многие из которых признали важность Добровольного фонда для участия в Универсальном периодическом обзоре и Добровольного фонда для финансовой и технической помощи в осуществлении Универсального периодического обзора для укрепления прав человека систем в мире, позволяя странам с ограниченными финансовыми ресурсами и нуждающимся в технической помощи выполнять рекомендации, вытекающие из универсального периодического обзора. Рекомендации универсального периодического обзора являются ключевым элементом построения инклюзивного общества, обеспечения безопасности и развития в долгосрочной перспективе. Оба добровольных фонда сыграли решающую роль в продвижении прав человека. Они способствовали более тесному взаимодействию с государствами и инклюзивности, а также оказывали необходимую поддержку странам с их согласия, которые могли бы внести значительный вклад в долговременные решения. Компоненту прав человека требовалось увеличение финансирования, чтобы этот компонент мог продвигать свою важную работу и решать глобальные проблемы развития, а также мира и безопасности.

Добровольные фонды способствовали продвижению прав человека в развивающихся странах и сыграли жизненно важную роль в содействии более широкому участию государств, особенно наименее развитых стран и малых островных развивающихся государств, в процессе универсального периодического обзора и в выполнении рекомендаций на национальный уровень. Один оратор заявил, что, учитывая, что универсальный периодический обзор является одним из наиболее эффективных инструментов решения проблем, имеющихся в распоряжении Совета, все государства-члены, учреждения системы Организации Объединенных Наций и другие заинтересованные стороны, которые внесли свой вклад в подготовку документов для каждого обзора, должны привлекать внимание к изменению климата. и право человека на чистую, здоровую и устойчивую окружающую среду.

Необходимо изучить передовой опыт всех государств, и пункт 6 повестки дня, посвященный универсальному периодическому обзору, мог бы стать лучшим моментом для проведения такого диалога, как предположил один из выступавших. Механизм универсального периодического обзора внес свой вклад в защиту и профилактику, помогая уязвимым группам путем более эффективной реализации Целей устойчивого развития на период до 2030 года. Начало четвертого цикла Универсального периодического обзора означает, что странам потребуется больше ресурсов, наращивание потенциала и техническая помощь для поддержки практического и устойчивого выполнения рекомендаций Универсального периодического обзора из предыдущих циклов. Прислушиваясь к призыву Верховного комиссара воплотить обязательства в области прав человека в практические приложения, важно, чтобы Совет изучил пути дальнейшего укрепления обоих фондов, с тем чтобы лучше поддерживать государства в дальнейшем устранении пробелов в осуществлении.

Некоторые выступавшие заявили, что эффективность системы защиты прав человека заключается в том, как можно руководствоваться ее рекомендациями, чтобы помочь государствам улучшить ситуацию на местах, укрепить национальные механизмы осуществления, а также последующие меры и обеспечить техническое сотрудничество на основе национальный опыт. Уникальный механизм универсального периодического обзора объединил широкий круг государственных и негосударственных организаций для поощрения и защиты прав человека в рассматриваемых странах. Наращивание потенциала и техническое сотрудничество, осуществляемые в контексте обзора и при сотрудничестве соответствующего государства, могли бы помочь наименее развитым странам и малым островным государствам преодолеть проблемы, связанные с отставанием в развитии и изменением климата. В этом контексте работа, проделанная Фондами добровольных взносов, оказала большую помощь всем участвующим государствам. Один оратор заявил, что Фонды добровольных взносов должны и впредь соответствовать своему мандату для достижения своей цели, тем не менее финансовая и техническая помощь должна предоставляться по просьбе соответствующих государств и в консультации с ними, уделяя особое внимание взаимодополняемости для создания культуры прав человека при равном обращении и избегании всех форм политизации.

Несколько ораторов спросили, что можно сделать для расширения участия организаций гражданского общества в выполнении рекомендаций Универсального периодического обзора на национальном уровне? Один из ораторов спросил, как можно еще больше оптимизировать поддержку государств при выполнении рекомендаций, вытекающих из четвертого цикла? Другой спросил, каковы конкретные способы использования процесса универсального периодического обзора для решения чрезвычайной климатической ситуации?

Заключительные замечания

ФЕДЕРИКО ВИЛЛЕГАС, Постоянный представитель Аргентины при Отделении Организации Объединенных Наций в Женеве, сказал, что различные комментарии и вопросы касаются организаций гражданского общества и универсального периодического обзора; государство и универсальный периодический обзор; и укрепление фондов добровольных взносов. Универсальное периодическое обозрение было алмазом, который все еще полировали, но до него еще было далеко. Чтобы ответить на эти вопросы, нужно было дать шанс созданной Группе друзей. Эта группа отличалась разнообразием во всех областях, включая взаимодействие с гражданским обществом и способ включения рекомендаций.

Было важно мыслить нестандартно и проявлять творческий подход. Гражданское общество должно участвовать во всех этапах универсального периодического обзора. Некоторым странам все еще необходимо научиться укреплять доверие с неправительственными организациями, и Универсальный периодический обзор является лучшим инструментом для этого. Группа друзей могла бы также помочь с подходом к включению Универсального периодического обзора в государство и провести мобилизацию средств. У стран есть фонды, предназначенные для защиты прав человека, которые можно использовать в качестве начального капитала. Г-н Вильегас выразил надежду, что каждый сможет присоединиться к Группе друзей универсального периодического обозрения.

СЮЗАННА МУРХЕД, председатель Комитета содействия развитию Организации экономического сотрудничества и развития, сказала, что Универсальный периодический обзор действительно является алмазом, но необработанным алмазом, поскольку на практически ежедневно. Многие выразили решительное одобрение процесса и того, как выполнять рекомендации, что обнадеживает. Важно предоставить ресурсы, необходимые наименее развитым странам и малым островным развивающимся государствам, и никого не оставить без внимания.

Интерсекциональность прав человека была поразительной — теперь они затрагивали почти все, и, возможно, права человека станут еще более угрожаемыми по мере роста финансового давления из-за различных ситуаций, таких как климатический кризис. Однако права человека больше не были разрозненными, они стали более актуальными для всех областей, таких как борьба с насилием в отношении женщин и девочек. Гражданское общество сыграло решающую роль в этом пространстве, и оно должно продолжать оспаривать и представлять голоса, которые не всегда были услышаны.

МОНА М’БИКАЙ, исполнительный директор UPR Info, приветствовала создание Группы друзей универсального периодического обзора и выразила надежду на сотрудничество с этой группой. Гражданское общество является ключевым участником процесса универсального периодического обзора, и крайне важно продолжать поддерживать гражданское общество на местном и национальном уровнях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *