Психопатии — npar.ru
Характер — по-гречески отпечаток. Зная печать человека, мы можем предсказать его поведение в той или иной ситуации.
Люди отличаются друг от друга индивидуальным своеобразием. Иногда их черты характера чрезмерно усилены, хотя и находятся в границах нормы. Один, например, страшно ревнив, другой педантичен до мелочности, эта всегда экзальтирована, а та боязливая пессимистка. Такое одностороннее умеренное усиление некоторых черт характера называется его акцентуацией. Акцентуация — это вариант нормы.
Но есть люди, у которых такие отклонения настолько выражены, что они сами страдают от своей анормальности, или от нее страдают окружающие. Носителей такого характера называют психопатами.
В обыденной жизни слово «психопат» имеет осуждающий, ругательный оттенок. Действительно, некоторые психопаты из-за своей вспыльчивости, неуживчивости, эгоцентризма, непостоянства, сутяжничества и пр. вызывают негативное отношение к себе со стороны окружающих. Однако не следует думать, что все психопаты таковы. Один из основоположников учения о психопатиях русский психиатр П.Б.Ганнушкин писал: «В истории общественной жизни, в истории государств, в истории науки, искусства, литературы пограничные типы сыграли громадную роль».
Существует довольно распространенное мнение, что определяя тип темперамента, мы как бы оцениваем его «сорт»: например, сангвиник – обладатель первосортной нервной системы, а меланхолик – представитель последнего сорта. Такое мнение является далеким от действительности. Ведь самый факт существования этих типов говорит о том, что из всех других возможных они прошли отбор и выдержали испытание эволюцией. То же касается и характеров. Даже некоторые психопатические черты характера при нерезкой выраженности могут стать ценными качествами человека. Психастенические черты характера могут проявиться в виде высокого чувства долга, добросовестности. Легкие истерические черты могут улучшить приспособляемость к внешней среде, не говоря уже о том, что они обогащают некоторые художественные дарования, особенно актерские.
Психопатия не является болезнью. Это склад характера, правда, характера патологического, т.е. возникшего в результате врожденной или рано приобретенной биологической неполноценности нервной системы, вызванной наследственными факторами, алкоголизмом родителей («дети субботы» французских психиатров), родовыми травмами, тяжелыми болезнями раннего детства. Большое влияние на формирование психопатий оказывают неблагоприятные условия среды, психические травмы, тяжелые материально-бытовые условия. Особое значение имеет неправильное воспитание. Различают четыре варианта такого воспитания:
1) гиперопека – родители уделяют чрезмерное внимание ребенку, постоянно навязывают ему свое мнение, подавляют его самостоятельность, стараясь сделать из него «вундеркинда» или «праведника». Великий польский педагог, жертва холокоста, Януш Корчак писал: «Из страха, как бы смерть не отняла у нас ребенка, мы отнимаем ребенка у жизни. Не желая, чтобы он умер, не даем ему жить»;
2) гипоопека – явно недостаточное внимание со стороны родителей: ребенок большую часть времени предоставлен самому себе, его воспитанием занимаются от случая к случаю, он беспризорен;
3) «кумир семьи» – ребенка «любят», исполняют все его капризы, оправдывают все его поступки, захваливают, не приучают к трудовой жизни;
4) «золушка» — ребенок лишен ласки и внимания со стороны старших, над ним издеваются, избивают, противопоставляют другим детям.
Обратимся к конкретным формам психопатий. Среди некоторых психиатров существует мнение, что каждый психопат «психопатичен» по-своему; сколько существует психопатов, столько же и психопатий. Мы приводим классификацию психопатий, принятую большинством отечественных психиатров. Описанные ниже формы – это типичные проявления психопатий. У конкретного человека они проявляются индивидуально.
Возбудимые (взрывчатые) психопаты характеризуются вспыльчивостью, несдержанностью. Требовательные к другим людям, они не терпят критических замечаний в свой адрес. По малейшему поводу у них может возникнуть неадекватно сильная реакция: ослепленные злобой, они кричат на окружающих, осыпая их оскорблениями, швыряют предметы, в исступлении замахиваются на обидчиков. Остынув, раскаиваются в своем поведении, и все это искренне, часто с патетикой. Их реакции возникают по типу короткого замыкания «раздражение-реакция»; фаза обсуждения и борьбы мотивов выпадает из их действий. Пословица «Семь раз отмерь — один раз отрежь» к ним не применима. Это люди сильных страстей, властные, упрямые, обидчивые, азартные. Они легко переходят от восторга к отчаянью и в последнем подчас делают хуже себе, прибегая к приему алкоголя. Им свойственна большая настойчивость и упрямство в достижении целей. Французские психиатры описывают их как «тиранов, которые последовательно потрясают семью, школу, предприятие и казарму». В художественной литературе близок к характеру такого типа Митя Карамазов.
Астеничные психопаты, в отличии от возбудимых, от особенностей своего характера страдают прежде всего сами. Это мимозоподобные натуры, чрезмерно чувствительные, уязвимые и самолюбивые. Малодушные, они вздрагивают от малейшей неожиданности, боятся темноты, падают в обморок при виде крови. Они боятся всего нового, тяжело переживают жизненные невзгоды. Беда буквально сваливает их с ног. Смирные, тихие, они не выносят споров, болезненно реагируют на грубость и нетактичность окружающих, теряются, когда на них повышают голос, сильно переживают сравнительно безобидные шутки товарищей. Страдая от чувства собственной неполноценности, они особенно плохо себя чувствуют среди малознакомых людей. В такой обстановке они становятся молчаливыми, угловатыми, еще более робкими, конфузливыми, не могут связать двух слов, не знают, чем занять руки. Смущаются и, презирая себя за это, кажутся себе еще более никудышными (уродливыми, смешными, неумными). Некоторые из них пытаются скрыть свою застенчивость и нерешительность под маской напускной развязности, но редко кто выдерживает эту роль до конца. Астеники трудно сходятся с людьми, медленно привыкают к человеку, но, привыкнув, привязываются крепко. Они любят свой дом, свободное время проводят в семье. В одиночестве скучают, а обществом тяготятся.
Они боятся ответственности, не умеют отстаивать свое мнение. Обязанности свои знают хорошо, права представляют плохо. Непритязательные, покорно-деятельные, подобно гоголевскому Акакию Акакиевичу, они скрупулезны и добросовестны в работе. Среди них мы встречаем аккуратных, порядочных работников: меланхоличных, добрых, непрактичных тугодумов; пассивных любителей природы и животных а также ипохондриков. Есть среди них и угрюмые, недовольно брюзжащие семейные деспоты, требующие неукоснительного соблюдения установленного ими распорядка. Для астеников большое значение имеет оценка их деятельности. Они нуждаются в поощрении, покровительстве. Бывает, что одно нетактичное замечание жены может вызвать стойкую функциональную импотенцию у мужа астеника.
Психастеники. Во многом схожие с астеничными психопатами, психастеники отличаются от них постоянной склонностью к сомнениям, тревожной мнительностью. «Людьми передней» называют их французские психиатры (в зале сказал, а в передней анализирует: так ли поступил, умно ли ответил). Занятые «умственной жвачкой», эти люди редко бывают довольны собой. Бесконечный самоанализ психастеника, рефлексия, мешающая принять решение и действовать, прекрасно выражены в монологе Гамлета. Нерешительность психастеника может принять карикатурный характер (наглядным примером здесь может служить «буриданов осел»). Чтобы облегчить себе необходимость выбора, психастеник часто обращается за советом к близким людям, при этом нередко тираня их своими тревогами и опасениями. Предстоит ли новое дело, задержался ли близкий человек на работе – психастеник не находит себе места; услужливое воображение рисует ему картины одна страшнее другой. Психастеник, по словам П.Б. Ганнушкина, «живет не настоящим, а прошедшим и будущим», «непосредственная радость, беззаботное веселье не есть удел его». Сильно тревожась без достаточных на то оснований, психастеник иногда удивляется своему неуместному спокойствию в случае беды действительной. Один наш пациент-психастеник, оказавшись с группой альпинистов застигнутым снежным бураном, единственным из группы не растерялся и спокойно вывел всех из опасной зоны. Психастеники часто жалуются, что положительные чувства, например, любовь к детям, не приносят им должной радости. А вот болезнь детей огорчает их в полной мере. Эмоциональность психастеников в основном духовная, внутренняя, проникнутая размышлениями. Они удовлетворяют свой пищевой голод без гурманства, в сексуальной жизни не вникают в детали чувственной любви (при всей, однако, душевной нежности). Для них характерна субъективно мучительная потеря «чувства реального». Они больше переживают не действительные факты, а события, описанные в литературе. В связи с большой стеснительностью, молчаливостью в обществе и сдержанностью они могут производить впечатление гордых, надменных, суховатых, и лишь близкие знают их мягкость, деликатность и ранимость. Что бы с ним не случилось, психастеник винит только себя. Им свойственно повышенное чувство ответственности и долга. Несмотря на большой кругозор и часто незаурядные способности, они нередко не могут достичь положения, соответствующего своим способностям из-за нерешительности и неуверенности в себе. Свои жизненные неудачи они компенсируют мечтами и фантазиями. В воображаемых картинах они красивы, удачливы, совершают подвиги, делают открытия. Они плохо переносят резкие замечания, отрицательную оценку. Наоборот, моральное поощрение оказывает на них благотворное, стимулирующее действие.
Истеричные. Различают истерический характер и истерические реакции. И то, и другое наблюдается у людей, имеющих истерическую установку, которая состоит в том, что человек разыгрывает перед окружающими какую-нибудь определенную роль с тем, чтобы вызвать то или иное отношение к себе (уважение, восхищение, сострадание, благожелательность) и этим путем добиться конкретной пользы (помощи, ухода, материальных благ, уступок и т.д.). В детстве это «кумиры семьи».
Эгоцентричные, жаждущие признания, истеричные психопаты стремятся себе и другим казаться более значительными, чем они есть в действительности, стараются всегда быть в центре всеобщего внимания. Удивления и восторги окружающих составляют для них ту атмосферу, в которой они чувствуют себя, как рыба в воде. Чтобы привлечь к себе внимание, они не останавливаются перед вымыслом, ложным показанием, самооговором. Все с той же целью совершают бутафорские попытки к самоубийству, обставляя их так, чтобы создать впечатление невинной жертвы, непонятого страдания, благородного ухода; надевая маску мучеников, прибегают к упорному отказу от еды, к изображению слабости, тяжелой болезни. Если истеричный человек не встречает внимания и обожания, то быстро тускнеет, становится мелочно придирчивым, капризным, злобным. Нередко именно такими они бывают дома в привычной и не вдохновляющей их обстановке. Начав какое-либо дело, они быстро его бросают, если оно не вызывает восторгов и немедленной славы. Поведение истеричных психопатов театрально, демонстративно, рассчитано на внешний эффект. Они не смеются, а хохочут, не плачут, а рыдают. Рисовка, позерство, жеманство, восторженные объятия, заламывание рук, обмороки, припадки – вот аксессуары их поведения. Несмотря на экспансивность, эмоции истеричных поверхностны и неустойчивы. Переход от «безграничной» любви к «жгучей» ненависти может произойти в течение нескольких минут. В споре они быстро отклоняются от существа вопроса и переходят на личности. В жизни чаще поступают по настроению, чем по убеждению. Суждения их отличаются легковесностью, хотя часто произносятся с глубокомысленным видом и весьма солидным голосом. Уличенные в необъективности, они с детским упрямством будут отстаивать свое мнение. В общении с людьми вкрадчивы, не упускают случая представиться обворожительными. Для достижения своих целей могут идти на все, не считаясь ни с моралью, которую сами же проповедуют, ни с принципами человеческого общежития. Истеричным женщинам нередко свойственна фригидность. Они не способны на глубокое чувство, их влечение задерживается на уровне влюбленности, инфантильной потребности, чтобы ими восторгались. Истеричный мужчина все от той же переоценки собственной личности может притязать на роль “соблазнителя”, “первого любовника” при действительном снижении потенции.
Паранойяльные. Эти люди выделяются склонностью к сверхценным образованиям. Фанатичные изобретатели, реформаторы, узколобые доктринеры, непризнанные “гении”, несносные спорщики, сутяги, подозрительные ревнивцы принадлежат к этому кругу психопатов. Эгоистичные, честолюбивые, они испытывают постоянный конфликт между повышенной самооценкой и непризнанием их “заслуг” со стороны окружающих. Они имеют очень характерный вид: гордо поднятая голова, скептическое пренебрежение ко всему, непризнание авторитетов, утрированный критицизм. Они декларируют свое особое мнение, на все имеют готовые ответы. Все, что не согласуется с их точкой зрения, — неправильно, ошибка. Кто не согласен с ними — попросту глупец. Нередко они интересные собеседники. Чтобы как-то выделиться, они изучают необычные области знаний, приобретают различные интригующие сведения. Они стремятся диктовать свою волю, но часто не достигают больших социальных высот из-за своей односторонности, прямолинейности, косности мышления. И даже тем из них, которые наделены незаурядным интеллектом, свойственна упрямая убежденность в непогрешимости своей системы взглядов. Когда Гегелю указали на то, что его выводы не согласуются с действительностью, он ответил: “Тем хуже для действительности”. Угрюмые и злопамятные, часто грубые и нетактичные, готовые в каждом видеть недоброжелателя, они отпугивают от себя даже близких. С ними редко кому удается на длительный срок установить хорошие отношения, которые обычно усложняются постоянными конфликтами, домогательствами, борьбой с мнимыми врагами. Есть среди них и бескорыстные борцы за правду. Они вникают в суть самых разнообразных мелочей жизни, во всем находят недостатки. Такие психопаты с гиперсоциальными тенденциями часто вызывают симпатии окружающих.
Гипотимики (конституционально-депрессивные). Это прирожденные пессимисты. Они молчаливы, мрачны, унылы, недовольны собой и окружающими. “Однако за этой угрюмой оболочкой обычно теплится большая доброта, отзывчивость и способность понимать душевные движения других людей; в тесном кругу близких, окруженные атмосферой сочувствия и любви, они проясняются” (П.Б.Ганнушкин).
Гипертимики — обычно безудержные оптимисты, беззаботные и веселые люди. Одни из них склонны к лживости и хвастовству и совершенно не обращают внимания на свои недостатки, у других — преобладает выраженное самомнение и раздражительность. Это люди, не терпящие стеснения своей свободы, не считающиеся в чужим мнением, не переносящие критики в свой адрес. Нередко отзывчивые и разносторонние, они производят впечатление блестящих и одаренных, однако слишком поверхностны и легкомысленны. Общительные, что называется “душа общества”, они — постоянные распорядители танцев, пикников, инициаторы сомнительных приключений. Они предприимчивы, изворотливы, болтливы. Блестяще, почти с психопатологической достоверностью описан психопат такого рода Н.В.Гоголем в образе Ноздрева.
Неустойчивые. Это люди среды. Слабовольные, внушаемые и податливые, они легко попадают под влияние среды. В дурной компании быстро спиваются, становятся картежниками, мошенниками и пр. В благоприятных социальных условиях они приобретают положительные трудовые установки и внешне не отличаются интересами и поведением от окружающих. Правда, в таких случаях их характеризует капризная неустойчивость настроения, которая может проявляться в быстрой вдохновляемости, сменяющейся ленью, в неаккуратности и неорганизованности. На них нельзя положиться. С ними каши не сваришь. Они постоянно требуют наставника, который бы подбадривал и коррегировал их поведение.
Эпилептоиды. Названы так потому, что их черты характера схожи с таковыми при эпилепсии. Немецкий классик-психиатр Э.Крепелин писал об эпилептиках как о людях “с Библией в руках и камнем за пазухой”, подчеркивая характерное для них сочетание ханжества со злобной мстительностью. Вспомним Смердякова из “Братьев Карамазовых”, который “характером был надменен и как будто всех презирал”. “В детстве он очень любил вешать кошек и потом хоронить их с церемонией… все это потихоньку, в величайшей тайне. Григорий поймал его однажды за этим занятием и больно наказал розгой. Тот ушел в угол и косился оттуда с неделю”. Любите рыбалку? Да, рыбалка это кайф! Я Рыболовный гид на Оке со всеми условиями. У меня есть оборудованный катер и я профессионально ловлю хищную рыбу. Это судак, жерех, щука, окунь…
Эпилептоидные психопаты деспотичны, капризны, властны, взрывчаты, эгоцентричны. Во всем винят окружающих. Близкие нередко говорят о них: “вредный, “мелочный, “злой”, “из-за пустяка разойдется, дерется, ругается, несколько часов не успокоишь”. Они капризны, требуют, чтобы близкие нянчились с ними. “Со звериной силой” наказывают за тройки детей, за неряшливость — жен. Угрюмые, черствые, мстительные, трусливые, лицемерные, угодливые, упрямые, властолюбивые. Из-за корысти они могут заискивать перед сильным, а перед слабым становятся тиранами. Им свойственен педантизм, скопидомство, чистоплотность.
Шизоиды. Термин введен в психиатрию Э.Кречмером, который сделал прекрасные описания этих психопатов. Они отличаются эмоциональной парадоксальностью. То есть, сочетанием повышенной чувствительности и эмоциональной холодности с одновременной отчужденностью (сочетание “дерева и стекла”). Об этой особенности своего характера А.Стринберг писал: “Я тверд, как лед, и однако полон чувств до сентиментальности”. Они способны тонко чувствовать и эмоционально реагировать на воображаемые образы. Пафос и готовность к самопожертвованию ради торжества отвлеченных идей сочетаются у них с полной невозможностью понять и откликнуться на горе и радость близких людей. Они замкнуты, скрытны, отрешены от действительности. “Многие шизоидные люди, — писал Э.Кречмер, — подобны лишенным украшений римским домам, виллам, ставни которых закрыты от яркого солнца; однако в сумерках их внутренних покоев справляются пиры”. В жизни их обычно называют оригиналами, чудаками, странными, эксцентричными. Причудливость их интеллектуальной деятельности проявляется в неожиданных выводах, резонерских рассуждениях и склонности к символике и малопонятным схематическим построениям. Внимание их избирательно направлено только на интересующие их вопросы, за пределами которых они проявляют крайнюю рассеянность и полное отсутствие интереса. “Непрактичные”, “неприспособленные” — говорят о них близкие. Внушаемость и легковерие у них непонятно уживаются с выраженным упрямством. Пассивность при реализации насущных житейских задач и в качестве контраста — предприимчивость в осуществлении особо значимой для них цели. В художественной литературе ярким примером шизоидного психопата может служить образ Печорина, во многом автобиографический.
В “чистом” виде психопатии выступают не всегда, чаще это так называемые “мозаичные психопатии”, когда личность несет в себе радикалы различных форм психопатий.
Итак, психопатии не являются болезнью. Их проявления могут обогащать жизнь общества, а в тех случаях, когда они приносят страдания, они могут быть скоррегированы усилиями личности, опирающейся на свои духовные качества, а также благоприятными условиями среды. В стрессовых условиях, когда психопатические черты личности резко обостряются, бывает необходима помощь врача специалиста. Сочетание лекарственной терапии с многообразными методами современной психотерапии, социотерапии и духовной поддержки, помогают человеку справиться с возникшими проблемами. Лечение может проводиться амбулаторно или в условиях стационара, в санаторных отделениях.
наверх >>>
Тревожные расстройства у детей.
Что такое Тревожные расстройства у детей?ВАЖНО
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Тревожные расстройства у детей – это группа аффективных нарушений, характеризующихся эмоциональным напряжением, беспокойством, страхами. В центре переживаний ребенка – негативные ожидания и предчувствия относительно собственной жизни, здоровья, отношений в семье и школе. Иногда тревожность принимает форму навязчивых мыслей, компульсивных действий, фобий, панических атак, ночных кошмаров. Основные методы диагностики – сбор анамнеза, беседа, наблюдение. Дополнительно используется психодиагностика. Распространенным методом лечения является когнитивно-бихевиоральная психотерапия в сочетании с приемом антидепрессантов и анксиолитиков.
МКБ-10
F41 Другие тревожные расстройства
- Причины
- Патогенез
- Классификация
- Симптомы
- Осложнения
- Диагностика
- Лечение тревожных расстройств у детей
- Прогноз и профилактика
- Цены на лечение
Общие сведения
Тревожные расстройства у детей относятся к широкой группе эмоциональных нарушений детского возраста. Их распространенность постоянно растет, в настоящее время патология занимает второе место среди психических заболеваний в детстве и подростничестве (после поведенческих отклонений). Активные исследования последних 20 лет позволили выявить новые нозологические единицы, которые теперь включены в МКБ-10 и DSM-IV – официальные классификаторы болезней.
Эпидемиологические показатели колеблются от 4 до 15% в различных возрастных группах. Наиболее подвержены тревожным симптомам дошкольники и младшие школьники.
У девочек преобладают варианты расстройств с выраженным эмоциональным компонентом, у мальчиков – с соматическим (нарушения пищеварения и сна, абдоминальные и головные боли).Тревожные расстройства у детей
Причины
Тревога является естественной реакцией, усиливающей концентрацию внимания и активизирующей механизмы борьбы или бегства в ситуации угрозы. При ее усилении нарушается процесс адаптации, постоянная психофизиологическая напряженность приводит к истощению. В таких случаях говорят о тревожном расстройстве. У детей его причинами могут стать:
- Врожденные факторы. Результаты близнецовых исследований доказывают, что склонность к интенсивной тревоге передается по наследству. Она может быть обусловлена особенностями гуморальной регуляции и функционирования нервной системы. Также в группе риска находятся дети, имеющие пренатальные и натальные поражения ЦНС.
- Стиль воспитания. Симптомы тревоги формируются в результате определенного отношения родителей к ребенку. Развитию расстройств способствуют психастенические черты матери (реже – отца), гиперопека, директивные методы воспитания.
- Психотравмирующее событие. Тревожность ребенка может быть спровоцирована переживанием болезни, разлуки с близким человеком, резким ухудшением материальных возможностей семьи, катастрофами, природными и военно-политическими катаклизмами. Единичное воздействие психотравмы переносится детьми проще, повторные эпизоды формируют невротические нарушения.
Патогенез
Периодическое проявление тревоги является нормальной реакцией организма, служит мотивационным компонентом поведения, обеспечивая высокий уровень бдительности, целеустремленности и готовности прикладывать усилия для достижения результата. Однако частые, неконтролируемые опасения негативно влияют на способность адекватно оценивать ситуацию и целенаправленно действовать, а в тяжелых случаях искажают восприятие повседневных событий. Тревожное состояние всегда ориентировано на будущее и проявляется страхом по отношению к тому, что может произойти.
Чем сильнее выражено расстройство, тем более широк круг событий, которые расцениваются как опасные.На физиологическом уровне высокую тревожность связывают с дисфункциями в отделах лимбической системы и гиппокампа, ответственных за регуляцию эмоций. И. П. Павлов рассматривал страх и тревогу как варианты проявления пассивно-оборонительного рефлекса. В основе данных эмоций – инстинкт самосохранения, активизирующий все системы организма для бегства либо борьбы. И если в норме возбуждение и торможение ЦНС сбалансировано, естественный оборонительный рефлекс сменяется расслаблением, то при расстройстве тревожного типа существует ригидность нейронных процессов – эмоция, ставшая неактуальной, переживается вновь и вновь.
Классификация
Существует множество видов детских тревожных расстройств, различающихся симптоматикой. Их общее проявление – продолжительное беспокойство, неадекватное существующей ситуации, которое негативно влияет на повседневную жизнь ребенка, снижает ощущение психологического комфорта. С учетом особенностей клинической картины выделяют:
- Общее тревожное расстройство. При генерализованном ТР дети постоянно беспокоятся о различных сферах жизни – о здоровье, безопасности, отношениях со сверстниками и родителями, успешности учебы. Из всех вариантов будущего негативный кажется наиболее вероятным.
- Обсессивно-компульсивное расстройство. При ОКР тревога проявляется навязчивыми действиями и мыслями. Ритуалы на непродолжительное время обеспечивают ощущение спокойствия.
- Фобии. Предчувствие опасности может оформиться в устойчивый страх (фобию) определенных объектов и ситуаций. Часто дети боятся высоты, темноты, выдуманных чудовищ, социальных контактов.
- Панические атаки. Интенсивная тревога иногда проявляется нарастанием вегетативных симптомов – головокружением, учащением сердцебиения, дыхательным спазмом, перенапряжением мышц, составляющих клинику панической атаки. Ребенок начинает избегать событий, способных спровоцировать панику.
- Посттравматическое стрессовое расстройство. Данный вариант тревоги возникает как результат переживания травматического события, не вписывающегося в рамки привычного опыта. ПТСР у детей проявляется внезапным наплывом воспоминаний и ночными кошмарами.
Симптомы
Основной симптом – стойкое, выраженное беспокойство. Пациенты чувствуют себя эмоционально напряженными, не могут отвлечься от негативных переживаний и расслабиться. Из-за тревоги они испытывают трудности с концентрацией внимания, подростки сообщают об ощущении «пустоты в голове». Повышенная нервозность проявляется раздражительностью, плаксивостью, пугливостью. Характерно вздрагивание при неожиданных резких звуках, изменении освещенности, внезапных прикосновениях. Поведение становится избегающим (ограничительным): дети отказываются от общения, прогулок, активных игр, путешествий, употребления некоторых продуктов.
Среди физических симптомов тревожных расстройств преобладает беспричинная усталость и быстрая истощаемость.
Больные жалуются на головокружение, слабость, головные и мышечные боли, дискомфортные ощущения в области живота и груди. Может отмечаться повышенная потливость, особенно в стрессовых ситуациях, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, тремор и дрожь, чувство кома в горле, приливы жара, озноб. Аппетит чаще снижен, но иногда развивается прожорливость с последующей тошнотой и рвотой. Нарушения сна включают трудности засыпания, пробуждения среди ночи, кошмары.Симптомами фобических расстройств являются устойчивые страхи. Формируется боязнь ситуаций, которые на самом деле не представляют угрозы либо могут быть опасны лишь при определенных условиях. Малыши раннего возраста боятся темноты, высоты, разлучения с матерью. У дошкольников активно развивается воображение, страхи связаны со сказочными или выдуманными чудовищами – драконами, динозаврами, ожившими скелетами, зомби, оборотнями. У школьников на первый план выходят социальные фобии – боязнь общения, знакомства, публичного выступления.
При обсессивно-компульсивном расстройстве тревожность сопровождается формированием навязчивых представлений пугающего характера. Дети мысленно проигрывают негативные варианты развития событий, испытывая при этом страх. Справиться с эмоциональным напряжением им отчасти помогают ритуальные действия – компульсии. Наиболее распространенные – частое мытье рук, перебирание края одежды, обкусывание ногтей, хождение по периметру комнаты. При панических атаках тревога возникает без видимой причины и мгновенно нарастает, проявляясь вегетативными симптомами. Самочувствие ухудшается – возникает головокружение, потемнение в глазах, чувство отчужденности собственной личности, нереальности предметов и событий. Вторично формируется страх очередной панической атаки, избегающее поведение.
Осложнения
Эмоциональные расстройства нередко приводят к осложнениям, так как дети неспособны понять и критически оценить собственные переживания. Они не сообщают о подавленном настроении и постоянном чувстве тревоги, поэтому диагностика проводится несвоевременно. Подростки не рассказывают о беспокоящих мыслях, опасаясь непонимания и осуждения со стороны окружающих. Длительное течение расстройства без адекватной терапии осложняется депрессией, аутическими изменениями поведения. Пациенты склонны к самообвинению, чувствуют одиночество, замыкаются, избегают общения. Возрастает риск социальной дезадаптации, суицидальных попыток на фоне депрессии.
Диагностика
Основное обследование проводит врач-психиатр: беседуя с родителями и ребенком, он собирает клинико-анамнестические данные, выясняет наличие соматических заболеваний, врожденных патологий ЦНС, уточняет условия проживания, особенности адаптации в детском саду, школе. При преобладании жалоб на состояние физического здоровья врач направляет на консультацию к педиатру, детскому неврологу для проведения дифференциальной диагностики. К специальным методам исследования относятся:
- Беседа. В ходе непринужденного общения с ребенком специалисту нередко удается определить причину тревоги – страхи, деструктивные взаимоотношения в школе и семье, проблемы с учебой, воспоминания о психотравме. При выраженной тревожности дети пассивны, но становятся более открытыми при установлении доверительного контакта и обсуждении актуальных, беспокоящих тем.
- Наблюдение. Врач оценивает эмоции и поведение ребенка. Для тревожного состояния характерна эмоциональная и двигательная скованность, гиперреакции на неожиданные раздражители (шум за дверью, вход без предупреждения посторонних людей). Малыши часто не хотят отходить от мамы, боятся смотреть в глаза.
- Опросники. Подросткам предлагается ответить на вопросы стандартизированных методик для выявления повышенной тревоги. Используется шкала Спилбергера-Ханина, тест школьной тревожности Филлипса, тест на определение уровня тревожности Бека.
- Проективные тесты. Для обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста применяются методики, выявляющие неосознаваемые доминирующие эмоции (страх, беспокойство) и проблемы в межличностных отношениях. Распространенными инструментами диагностики являются рисуночные тесты (рисунок человека, семьи, несуществующего животного) и проективный тест «Выбери лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
Лечение тревожных расстройств у детей
Терапевтическую помощь детям оказывают психиатры и психотерапевты, но для успешной реабилитации необходимо подключение матери, отца и других близких родственников. Объем лечебных процедур определяется индивидуально: при легких формах расстройств достаточно одного курса психотерапии и поддержки родителей, при тяжелом течении необходимо продолжительное медикаментозное лечение и периодические встречи с психологом. Общая схема лечения выглядит следующим образом:
- Психотерапия. На сеансах когнитивно-поведенческой терапии психотерапевт корректирует деструктивные установки, заменяет негативные суждения позитивными, обучает навыкам управления эмоциями и решения проблем. В итоге ребенок научается самостоятельно разрешать сложные ситуации, противостоять влиянию стрессовых воздействий. Если тревога основана на страхах или фобиях, применяется техника систематической десенсибилизации.
- Семейная психотерапия. Для устранения тревоги ребенка необходима корректировка повышенной тревожности родителей и проблемных семейных отношений – факторов развития и поддержания расстройства. Взаимодействуя с семьей, психотерапевт использует техники когнитивной психотерапии, гештальт-терапии. Он налаживает нормальную коммуникацию между всеми членами семьи, обучает родителей лучше понимать ребенка, контролировать эмоции, избегать ситуаций, провоцирующих тревогу у сына или дочери.
- Лекарственная терапия. Медикаментозная помощь показана при умеренных и тяжелых симптомах тревоги. Для долгосрочной терапии используются антидепрессанты. Препаратами выбора являются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Применение анксиолитиков в возрасте до 18 лет оправдано в исключительных случаях, когда имеются острые симптомы. С этой целью используются бензодиазепины, терапия проводится краткосрочно.
Прогноз и профилактика
Вероятность выздоровления во многом определяется своевременностью начала лечения и готовностью членов семьи помогать ребенку справляться с эмоциональными проблемами. При раннем обращении к специалистам прогноз благоприятный. Профилактика тревожных расстройств основывается на доверительных семейных отношениях, правильных способах воспитания, базирующихся на любви и уважении, без гиперопеки и авторитаризма. Важно проявлять искренность, открытость в общении, делиться собственным положительным опытом преодоления неуверенности и страхов. В сложных ситуациях необходимо оказывать поддержку, при неудачах – анализировать полученный опыт, учить ребенка делать выводы.
Вы можете поделиться своей историей болезни, что Вам помогло при лечении тревожных расстройств у детей.
Источники
- Современные представления о диагностике и терапии тревожных расстройств/ Хаустова Е. А., Безшейко В.Г.// Международный неврологический журнал. – 2012 — №2 (48).
- Тревожность у детей: причины и особенности проявления/ Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В.// Современные проблемы науки и образования. – 2014 — №5.
- Неврозы у детей/ Чутко Л.С. – 2017.
- Ранняя диагностика тревожно-фобических расстройств у подростков в общемедицинской практике// Попов Ю.В., Пичиков А.А. – 2012.
- Настоящая статья подготовлена по материалам сайта: https://www.krasotaimedicina.ru/
ВАЖНО
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Психастения Определение и значение — Merriam-Webster
psych·as·the·nia ˌsī-kəs-ˈthē-nē-ə
: невротическое состояние, характеризующееся, в частности, фобиями, навязчивыми идеями или компульсиями, которые известны как иррациональные
психастенический
ˌsī-kəs-ˈthe-nik
прилагательное или существительное
История слов
Этимология
Новая латиница
Первое известное использование
1900, в значении, определенном выше
Путешественник во времени
Первое известное использование психастении было в 1900 году
Посмотреть другие слова того же года психический
психастения
психика
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Психастения».
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/psychasthenia. По состоянию на 26 января 2023 г.Ссылка на копию
Медицинское определение
Психастения
существительное
psych·as·the·nia ˌsī-kəs-ˈthē-nē-ə
: невротическое состояние, характеризующееся, в частности, фобиями, навязчивыми идеями или компульсиями, которые известны как иррациональные
психастенический
-то-ик
прилагательное
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster unabridged
Клинические особенности атипичной депрессии при биполярных и рекуррентных аффективных расстройствах, психогенной депрессии | Тювина
1. Вест ЭД, Далли П.Дж. Эффект ипрониазида при депрессивных синдромах. Br Med J. 13 июня 1959 г .; 1 (5136): 1491-4. doi: 10.1136/bmj.1.5136.1491
2. Клейн Д.Ф., Дэвис Дж.М. Диагностика и медикаментозное лечение психических расстройств. Балтимор: Уильямс и Уилкинс; 1969.
3. Дэвидсон Дж.Р., Миллер Р.Д., Тернбулл К.Д., Салливан Дж.Л. Атипичная депрессия. Арх генерал психиатрия. 1982 г., май; 39 (5): 527–34. doi: 10.1001/archpsyc.1982.042
015005
4. Совнер РД. Клиника и лечение атипичной депрессии. Дж. Клин Психиатрия. 1981 июля; 42 (7): 285-9.
5. Лойко Д., Рыбаковский Ю.К. Атипичная депрессия: современные перспективы. Нейропсихиатр Dis Treat. 20 сентября 2017 г .; 13: 2447-56. doi: 10.2147/NDT.S147317
6. Buzuk G, Lojko D, Owecki M, et al. Депрессия с атипичными чертами при разного рода аффективных расстройствах. Психиатр Пол. 2016;50(4):827-38. doi: 10.12740/PP/44680
7. Koyuncu A, Ertekin E, Binbay Z, et al. Клиническое влияние сопутствующего расстройства настроения на социальное тревожное расстройство. Компр Психиатрия. 2014 фев; 55 (2): 363-9. doi: 10.1016/j.comppsych.2013.08.016. Epub 2013 Oct 19.
8. Koyncu A, Ertekin E, Ertekin BA, et al. Связь между атипичной депрессией и социальным тревожным расстройством. Психиатрия рез. 2015 30 января; 225 (1-2): 79-84. doi: 10.1016/j.psychres.2014.10.014. Epub 2014 11 ноября.
9. Тав А., Демир Беркол Т., Йылдырым Ю.М., и соавт. Может ли коморбидное биполярное расстройство быть связано с атипичной депрессией у пациентов с социальным тревожным расстройством? J Neurobehav Sci. 2019;6(1):130-5.
10. Маца Л.С., Ревицкий Д.А., Дэвидсон Дж.Р., Стюарт Дж.В. Депрессия с атипичными чертами в национальном исследовании коморбидности: классификация, описание и последствия. Арх генерал психиатрия. 2003 г., август; 60 (8): 817-26. doi: 10.1001/archpsyc.60.8.817
11. Ангст Дж., Гамма А., Бенацци Ф. и др. Меланхолия и атипичная депрессия в цюрихском исследовании: эпидемиология, клинические характеристики, течение, коморбидность и личность. Acta Psychiatr Scand Suppl. 2007;(433):72-84. doi: 10.1111/j.1600-0447.2007.00965.x
12. Lee S, Ng KL, Tsang A. Распространенность и корреляция депрессии с атипичными симптомами в Гонконге. Aust NZJ Психиатрия. 2009 декабрь; 43 (12): 1147-54. doi: 10.3109/00048670903279895
13. Тювина Н.А., Балабанова В.В., Воронина Е.О. Гендерные особенности депрессивных расстройств у женщин. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика = Неврология, Нейропсихиатрия, Психосоматика. 2015;7(2):75-9. doi: 10.14412/2074-2711-2015-2-75-79.
14. Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и Статистическое Руководство по Психическим Расстройствам. 5-е изд. Арлингтон: Американское психиатрическое издательство; 2013.
15. Benazzi F. Атипичная биполярная депрессия II типа по сравнению с атипичной униполярной депрессией и неатипичной биполярной депрессией II типа. Психопатология. март-апрель 2000 г.; 33(2):100-2. doi: 10.1159/000029128
16. Тювина Н.А., Коробкова И. Г. Сравнительная клиническая характеристика депрессии при биполярных аффективных расстройствах I и II типов. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика = Неврология, Нейропсихиатрия, Психосоматика. 2016;8(1):22-8. doi: 10.14412/2074-2711-2016-1-22-28.
17. Mitchell PB, Wilhelm K, Parker G, et al. Клинические особенности биполярной депрессии: сравнение с пациентами с большим депрессивным расстройством. Дж. Клин Психиатрия. 2001 март; 62(3):212-6; викторина 217.
18. Боуден CL. Стратегии снижения ошибочного диагноза биполярной депрессии. Психиатр Серв. 2001 Январь; 52 (1): 51-5. doi: 10.1176/appi.ps.52.1.51
19. Петрунько О.В., Швецова А.В., Магонова Е.Г., Хамарханова А.А. Атипичные симптомы биполярной депрессии. Сибирский медицинский журнал. 2009 г.;(5):72-5 (на рус.).
20. Акискал Х.С., Бенацци Ф. Атипичная депрессия: вариант биполярного расстройства II типа или мост между униполярным и биполярным расстройством II типа? J Аффективное расстройство. 2005 г. , февраль; 84 (2–3): 209–17. doi: 10.1016/j.jad.2004.05.004
21. Gold PW, Chrousos GP. Организация системы стресса и ее дисрегуляция при меланхолической и атипичной депрессии: состояния с высоким и низким уровнем CRH/NE. Мол Психиатрия. 2002;7(3):254-75. doi: 10.1038/sj.mp.4001032
22. Blanco C, Vesga-Lopez O, Stewart JW, et al. Эпидемиология большой депрессии с атипичными признаками: результаты Национального эпидемиологического исследования алкоголя и связанных с ним состояний (NESARC). Дж. Клин Психиатрия. 2012 г., февраль; 73 (2): 224–32. doi: 10.4088/JCP.10m06227. Epub 2011 6 сентября.
23. Novick JS, Stewart JW, Wisniewski SR, et al. Клинические и демографические особенности атипичной депрессии у амбулаторных пациентов с большим депрессивным расстройством: предварительные данные STAR*D. Дж. Клин Психиатрия. 2005 г., август; 66 (8): 1002-11. doi: 10.4088/jcp.v66n0807
24. Стюарт Дж. Атипичная депрессия: история и будущее. Психиатр Энн. 2014;44:557-62.
25. Brailean A, Curtis J, Davis K, et al. Характеристики, сопутствующие заболевания и корреляты атипичной депрессии: данные исследования психического здоровья UK Biobank. Психомед. 2020 май;50(7):1129-38. дои: 10.1017/S003329171
04. Epub 2019 2 мая.
26. Агости В., Стюарт Дж.В. Атипичные и неатипичные подтипы депрессии: сравнение социального функционирования, симптомов, течения болезни, сопутствующих заболеваний и демографических особенностей. J Аффективное расстройство. 2001 июнь; 65 (1): 75-9. doi: 10.1016/s0165-0327(00)00251-2
27. Stewart JW, Mcgrath PJ, Fava M, et al. Влияют ли атипичные признаки на исход у амбулаторных пациентов с депрессией, получавших циталопрам? Int J Neuropsychopharmacol. 2010 Февраль;13(1):15-30. дои: 10.1017/S146114570 82. Epub 2009 Apr 3.
28. Макгинн Л.К., Аснис Г.М., Сучдей С., Каплан М. Усиление расстройств личности и коморбидность Оси I при атипичной депрессии. Компр Психиатрия. ноябрь-декабрь 2005 г. ; 46(6):428-32. doi: 10.1016/j.comppsych.2005.03.002
29. Lasserre AM, Glaus J, Vandeleur CL, et al. Депрессия с атипичными чертами и увеличением ожирения, индекса массы тела, окружности талии и жировой массы: проспективное популяционное исследование. Джама Психиатрия. 2014 авг; 71 (8): 880-8. doi: 10.1001/jamapsychiatry. 2014.411. Опечатка в: JAMA Psychiatry. 2014 сен;71(9)):1079.
30. Соколовская Л.В. Астения – типология, динамика, пограничные состояния и эндогенные заболевания. Автореф. … дисс. канд. мед. Астения – типология, динамика (пограничные состояния и эндогенные заболевания): Автореф. Дис. канд. Мед. наук]. Москва; 1991. 17 с. (на рус.).
31. Зеленина Е.В. Соматовегетативный симптомокомплекс в структуре депрессии (типология, клиника, терапия): Автореф. … дисс. канд. мед. Соматовегетативный симптомокомплекс в структуре депрессии (типология, клиника, терапия): Автореф. Дис. канд. Мед. наук]. Москва; 1997. 23 с. (на рус.).
32. Lasserre AM, Strippoli MF, Glaus J, et al. Предполагаемые ассоциации подтипов депрессии с кардиометаболическими факторами риска в общей популяции. Мол Психиатрия. 2017 июль; 22 (7): 1026-34. doi: 10.1038/mp.2016.178. Epub 2016 Oct 11.
33. Лапин И.А., Рогачева Т.А. Атипичная депрессия (анализ связей между отдельными атипичными симптомами и социально-демографическими и клиническими переменными). Социальная и клиническая психиатрия. 2020;30(3):17-25.
34. Ангст Дж., Гамма А., Бенацци Ф. и др. Атипичные депрессивные синдромы в различных определениях. Eur Arch Psychiatry Clin Neurosci. 2006 г., февраль; 256 (1): 44–54. doi: 10.1007/s00406-005-0600-z. Epub 2005 Jul 27.
35. Perugi G, Akiskal HS, Lattanzi L, et al. Высокая распространенность «мягких» биполярных (II) признаков при атипичной депрессии. Компр Психиатрия. март-апрель 1998 г.; 39(2):63-71. doi: 10.1016/s0010-440x(98)
-3
36. Benazzi F. Проверка определения атипичной депрессии в DSM-IV. Энн Клин Психиатрия. 2003 март; 15 (1): 9-16. doi: 10.