Психические процессы не представленные в структуре сознания: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ это

Тема 5. Сознание

  1. Понятие о неосознаваемых (бессознательных) процессах

  2. Характеристика неосознаваемых автоматизмов

  3. Характеристика явления неосознаваемой установки

  4. Характеристика неосознаваемых сопровождений сознательных действий

  5. Характеристика сознательного, предсознательного и бессознательного по З.Фрейду

  6. Характеристика «надсознательных» процессов

  7. Понятие самосознания

Сознанию можно противопоставить не только поведение (как внутренне наблюдаемому — внешне наблюдаемое), но и неосознаваемые, или бессознательные, психические процессы.

Бессознательное может быть определено как то содержание человеческой психики, которое субъект не осознает, в котором он не отдает себе отчета, но которое, тем не менее, оказывает влияние на его поведение.

Главное, что отличает любое бессознательное явление от сознательного: это отсутствие противопоставленности субъекта и отражаемого им мира, т.е. слияние субъекта и объекта, в то время как для сознательной формы отражения мира характерно различение субъектом мира как такового и своего субъективного образа этого мира.

Конкретизацией этой общей характеристики бессознательного могут быть такие его черты, как нечувствительность к противоречиям, отсутствие критичности, слияние прошлого, настоящего и будущего в одном психическом акте, иррациональность, странность смысловых связей, возможность любого, самого фантастического и оригинального (иногда кажущегося сознанию безумным) решения проблемы и т.п. В целом для бессознательного характерно не отсутствие логики, как иногда кажется, а, напротив, наличие особой логики (точнее — особых «логик», поскольку бессознательное разнолико). Именно потому, что бессознательное не знает логики сознания, оно «открыто бесконечному количеству «иных логик» действительности, которые еще пока не стали достоянием цивилизации».

Рассмотрим два подхода к классификации бессознательных (неосознаваемых) процессов (по Асмолову и Гиппенрейтер)

А.Г. Асмоловым предложена классификация бессознательных (неосознаваемых) процессов по их месту в структуре деятельности.

1. В первую группу попадают надындивидуальные подсознательные явления, которые описывались разными авторами как «врожденные идеи» (Р.Декарт), «архетипы коллективного бессознательного» (К.Г. Юнг), «коллективные представления» (Э.Дюркгейм) и т.п. С точки зрения школы А.Н.Леонтьева, эти явления представляют собой прижизненно усвоенные индивидом (как членом той или иной социальной общности) образцы поведения и способы познания, характерные для этой общности. Таким образом, надындивидуальные подсознательные явления, присутствуя в психике субъекта, имеют социокультурное происхождение. Несмотря на то, что их влияние на деятельность субъекта не осознается и не контролируется последним, они играют огромную роль в упорядочивании сознательных явлений и организации опыта субъекта.

Формой, в которой эти образцы существуют объективно, выступает, по мнению А. Г. Асмолова, «система значений».

Усваивая в онтогенезе эти «образцы», ребенок создает свою индивидуальную систему значений, которая характеризует его как члена данного общества.

С точки зрения Д.Б. Эльконина, идеи о «заданности» в культуре «аффективно-смысловых» образцов поведения человека (в виде произведений искусства или других каких-либо произведений материальной и духовной культуры) разрабатывались еще Л.С. Выготским, который использовал для обозначения подобного рода образцов словосочетание «идеальные формы». Эти объективно-заданные «идеальные формы», которые каждый конкретный человек застает при рождении, могут быть усвоены им (сначала в детстве в совместной деятельности со взрослыми людьми), и тогда идеальные формы становятся собственными «реальными формами» данного человека.

Усвоенные образцы, став достоянием психики субъекта, не осознаются им актуально, хотя и выступают мощным регулятором его поведения и осознанного отражения мира.

2. Неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и смысловые установки личности). Данные бессознательные явления побуждают человека к деятельности, придают ей смысл, при отсутствии условий для немедленного осуществления деятельности обеспечивают постоянную готовность к совершению соответствующих действий, придают личностный смысл важным событиям в жизни человека, меняют пространственные и временные характеристики образов того или иного объекта или ситуации и др.

3. Неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операциональные установки и стереотипы). Возникают, развиваются и стабилизируются в процессе решения различных задач (перцептивных, мнемических и др.) и выполняют функции обеспечения успешного достижения целей при повторяющихся условиях действия, аккумулируют прошлый опыт поведения субъекта в подобных ситуациях, переработку информации на разных уровнях и одновременное выполнение множества мелких действий и движений без обязательного контроля сознания. Эти бессознательные регуляторы, обеспечивающие автоматическое выполнение осуществляемых действий (операций), часто называются

автоматизмами.

4.Неосознаваемые резервы органов чувств. Речь идет о восприятии человеком не осознаваемых им в обычных условиях подпороговых (слабых) раздражителей, которые тем не менее влияют на его ориентировочную деятельность в мире, обеспечивая «преднастройку» на лучшее восприятие ситуации. То, что субъект, не осознавая подобный раздражитель, реагирует на него, можно установить по объективно наблюдаемой реакции (например, по расширению или сужению зрачка). Подобного рода бессознательные процессы (к ним относится, вероятно, и экстрасенсорное восприятие) еще довольно мало изучены. Этот класс процессов следует расширить за счет включения в него других физиологических по внешнему виду процессов, смысл которых тем не менее определяется психологическими задачами, решаемыми субъектом. Это, например, идеомоторные движения, о которых говорил еще В.

Джемс, — непроизвольное выполнение субъектом движения, о котором он лишь подумал. Имеются и иные формы неосознаваемых психофизиологических процессов, выступающих индикаторами тех или иных значимых для человека переживаний (вегетативные реакции организма, мимические движения и др.). Поэтому данный класс бессознательных процессов, имеющих психофизиологический характер, следует назвать неосознаваемыми психофизиологическими механизмами реализации движений и действий. (Соколова, с. 241-246)

Ю.Б. Гиппенрейтер все неосознаваемые процессы разбивает на три больших класса: (1) неосознаваемые механизмы сознательных действий; (2) неосознаваемые побудители сознательных действий; (3) «надсознательные» процессы.

В первый класс — неосознаваемых механизмов сознательных действий — входят в свою очередь три различных подкласса:

а) неосознаваемые автоматизмы;

б) явления неосознаваемой установки;

в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Ко второму классу — неосознаваемым побудителям сознательных действий — относят бессознательные процессы, учение о которых представлено в теории бессознательного З. Фрейда.

К третьему классу неосознаваемых процессов, которые Ю.Б. Гиппенрейтер условно обозначила как «надсознательные» процессы, можно отнести процессы, являющиеся образованием некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем «вторгаются» в сознательную жизнь человека и, как правило, меняют ее течение. (Гиппенрейтер, с. 67-68; Маклаков, с. 144-150).

В следующих вопросах представлена характеристика неосознаваемых процессов по Гиппенрейтер.

Тест Сознание и бессознательное как психические явления

Тест Сознание и бессознательное как психические явления
Лекции и практикум по психологии — Тесты и рекомендации для студентов

1. Что такое сознание?
Варианты ответов:
а) наличие у человека таких же знаний, которыми вместе с ним обладают другие люди,
б) психическое состояние, находясь в котором, человек наиболее правильно воспринимает и понимает то, что происходит с ним и вокруг него,
в) то же самое, что состояние бодрствования человека.
Наиболее правильный ответ: б)


2. Каковы основные признаки наличия сознания у человека?

Варианты ответов:
а) правильное восприятие происходящего, способность принимать разумные решения, контролировать свое поведение. Соответствие поведения человека сложившейся ситуации,
б) способность человека общаться и взаимодействовать с окружающими людьми,
в) способность человека читать, писать и слушать.
Наиболее правильный ответ: а)


3. В чем заключаются основные трудности, связанные с опытным (экспериментальным) изучением сознания?
Варианты ответов:
а) ученым не известны методы, с помощью которых можно было бы изучать сознание человека экспериментальным путем,
б) сознание человека изменчиво, и по этой причине о нем невозможно получить опытным или экспериментальным путем точные и достоверные данные,
в) нет точного и однозначного определения сознания, неизвестны его анатомо-физиологические основы, по соображениям права и морали не рекомендуется проводить эксперименты с сознанием людей.


Наиболее правильный ответ: в)


4. Что входит в структуру сознания?
Варианты ответов:
а) знания человека о себе и об окружающем мире,
б) самосознание и сознание, обращенное к внешнему миру. В свою очередь, самосознание включает такие составляющие, как самооценка, образ Я и Я-концепция,
в) слова и выражения, которыми человек пользуется для описания существующей действительности.
Наиболее правильный й ответ: б)


5. Каковы основные виды сознания человека?
Варианты ответов:
а) детское и взрослое,
б) нормальное и аномальное,
в) индивидуальное и коллективное, самосознание, ноэтическое, аноэтиче- ское и автоноэтическое сознание.
Наиболее правильный ответ: в)


6. Что такое индивидуальное и коллективное сознание?
Варианты ответов:
а) индивидуальное — это сознание отдельно взятого человека; коллективное — это сознание всех или отдельных групп людей,
б) индивидуальное — это уникальное сознание человека, отличающее его сознание от сознания других людей; коллективное — это сознание человека, соединяющее его с остальными людьми,
в) индивидуальное сознание — это то, как данный человек воспринимает окружающий мир; коллективное сознание — то, как все люди воспринимают окружающий мир.
Наиболее правильный ответ: а)


7. Какое сознание называют ноэтическим и аноэтическим?
Варианты ответов:
а) ноэтическое — это сознание, которое видит и способно выделять новое в воспринимаемом; аноэтическое — это сознание, не способное на это,
б) ноэтическое — это сознание, которое возникло у людей на протяжении истории их существования; аноэтическое — это сознание, которое было у людей в доисторический период их существования,
в) ноэтическое — это сознание, которое характеризуется не только восприятием действительности, но и пониманием причин происходящего; аноэти- ческое — это сознание, ограниченное простым восприятием действительности, без понимания причин происходящего.
Наиболее правильный ответ: в)


8. Что представляет собой автоноэтическое сознание?
Варианты ответов:
а) это сознания, способное к познанию самого себя,
б) это сознание, которое включается и действует автоматически,
в) это сознание отдельно взятого человека.
Наиболее правильный ответ: а)


9. Из каких частей состоит самосознание человека?
Варианты ответов:
а) осознание человеком своего тела, своих физических и психологических особенностей,
б) самооценка, уровень притязаний, образ Я и Я-концепция,
в) сознание человеком себя в прошлом и настоящем.
Наиболее правильный ответ: б)


10. Что называют самооценкой и уровнем притязаний?
Варианты ответов:
а) самооценка — это оценка самим человеком того, что происходит с ним и вокруг него, в отличие от оценки этих же вещей другими людьми,
б) самооценка — это то, что отличает оценки, даваемые данным человеком, от оценок, предлагаемых другими людьми.
в) самооценка — это оценка человеком себя; уровень притязаний — успехи, на которые человек рассчитывает, исходя из самооценки и сложившееся ситуации.
Наиболее правильный ответ: в)


11. Что такое образ «Я»?
Варианты ответов:
а) безоценочное представление человека о себе,
б) то, каким образом человек воспринимает себя в зеркале,
в) то, как данного человека воспринимают окружающие его люди,
Наиболее правильный ответ: а)


12. Что называют «Я» — концепцией?
Варианты ответов:
а) идеальное представление человека о себе, как о личности,
б) теоретическое представление человека о психологическом образовании, обозначаемом как «Я»,
в) обобщенное представление человеком себя в прошлом, настоящем и вероятном (возможном) будущем.
Наиболее правильный ответ: в)


13. Что такое бессознательное?
Варианты ответов:
а) собственные психические явления, которые человек не может контролировать с помощью воли,
б) психические явления, которые человек в самом себе неправильно воспринимает и понимает,
в) неосознаваемые, актуально не представленные в сознании человека собственные психологические и другие свойства.
Наиболее правильный ответ: в)


14. Как соотносятся между собой сознание, мышление, речь и воля человека?
Варианты ответов:
а) сознание, мышление, речь и воля — это практически одно и то же,
б) человек, находящийся в состоянии сознания, одновременно обладает мышлением, речью и волей,
в) мышление, речь, сознание и воля человека друг с другом никак не связаны.
Наиболее правильный ответ: б)


15. Как понимал структуру сознания А. Н. Леонтьев?
Варианты ответов:
а) он выделял в речевом сознании человека такие образования, как значения и смыслы слов,
б) он выделял в сознании человека истинные знания и заблуждения,
в) он выделял в сознании человека то, что обнаружено им самим и заимствовано у других людей.
Наиболее правильный ответ: а)


16. Каковы условия возникновения и начала развития сознания человека в филогенезе по А. Н. Леонтьеву?
Варианты ответов:
а) появление религии, письменности и различных видов искусств,
б) возникновение коллективной трудовой деятельности, распределение обязанностей между людьми, появление языка и речи,
в) появление научных знаний и науки, как отдельной сферы жизнедеятельности людей.
Наиболее правильный ответ: б)


17. Что представляют собой уровни существования (проявления) сознания?
Варианты ответов:
а) растительный, животный и человеческий,
б) полусознание, обычное состояние сознания и апперцепция (высший уровень существования сознания),
в) разумный, неразумный, поверхностный, глубокий.
Наиболее правильный ответ: б)


18. Как возникает, формируется и развивается самосознание человека в онтогенезе?
Варианты ответов:
а) вначале возникает осознание себя, затем — окружающего мира, в заключение — людей и человеческих отношений,
б) вначале ребенок осознает свое физическое существование, затем -свое поведение, в заключение — собственные психологические особенности,
в) вначале появляется самооценка, затем — уровень притязаний, образ Я и Я-концепция.
Наиболее правильный ответ: в)


19. Какие отношения, согласно 3. Фрейду, существуют между сознанием и бессознательным?
Варианты ответов:
а) антагонизм, несовместимость,
б) взаимная дополняемость, совместимость,
в) они являются независимыми друг от друга.
Наиболее правильный ответ: а)


20. В чем заключается современное решение проблемы соотношения сознания и бессознательного, вытекающее из теории многоуровневой динамической регуляции движений Н. А. Берштейна?
Варианты ответов:
а) сознание и бессознательное — это психологические мифы. С физиологической точки они представляют одни процессы, происходящие в мозге.
б) сознание и бессознательное — это психологическая характеристика разноуровневых мозговых процессов. Сознание связано с процессами, происходящими в коре головного мозга, а бессознательное — с процессами, происходящими в подкорке и глубинных мозговых структурах.
в) сознание и бессознательное — это уровни существования психического и регуляции поведения, взаимно дополняющие друг с друга, способные со временем переходить друг в друга.
Наиболее правильный ответ: в)

Источник: Немов Р. С., Романова Е.С. Общая психология : учебник для педагогических вузов. В 2 ч. / Р. С. Немов, Е. С. Романова. — Ч. II. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2021. — 558 с.

Репрезентация и сознание | MindmeldingConsciousness, Neuroscience and the Mind’s Privacy

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Mindmelding: Consciousness, Neuroscience, and the Mind’s PrivacyКогнитивная психологияСоциальная психологияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Mindmelding: Consciousness, Neuroscience, and the Mind’s PrivacyКогнитивная психологияСоциальная психологияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Укажите

Хирштейн, Уильям, «Репрезентация и сознание», Mindmelding: Consciousness, Neuroscience, and the Mind’s Privacy (

Oxford , 2012; онлайн-издание, Oxford Academic, 24 мая 2012 г. ), https://doi.org/10.1093/ acprof:oso/9780199231904.003.0012, по состоянию на 15 июля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Mindmelding: Consciousness, Neuroscience, and the Mind’s PrivacyКогнитивная психологияСоциальная психологияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Mindmelding: Consciousness, Neuroscience, and the Mind’s PrivacyКогнитивная психологияСоциальная психологияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

Реферат

Люди — это вид. Мы руководствуемся представлениями во всем, что делаем сознательно. Мышление, запоминание, воображение и принятие решений включают в себя не просто случайную игру мыслей и образов в нашем сознании. Эти психические состояния связаны с событиями в мире. Мысли и образы в большинстве случаев представляют реальных людей и события. В этой главе рассматривается вопрос: каково отношение между представлением и сознанием? Это противопоставляет альтернативную картину взглядам, основанным на притязаниях на неприкосновенность частной жизни. Он показывает, что альтернативный подход дает естественное и последовательное объяснение того, как ментальные состояния, события и процессы могут представлять события и вещи в мире. Это обеспечивает дополнительную проверку согласованности и эффективности подхода к сознанию, к себе и к объединению разума. Неврология также может пролить свет на то, что требуется для представления мира. В этой главе также исследуются случаи, когда повреждение головного мозга влияло на репрезентативные способности.

Ключевые слова: неприкосновенность частной жизни, психические состояния, репрезентативные состояния, самость, слияние разума

Предмет

Когнитивная психологияСоциальная психология

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов учреждения

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Связь между языком и сознанием

Серл о репрезентации: связь между языком и сознанием

Серл о репрезентации: связь между языком и сознанием

Ранджан К. Панда, Мумбаи, Индия изучить природу репрезентации, обсуждаемую Джоном Серлом. Репрезентация интенциональна и имеет два аспекта: ментальный и лингвистический. Натуралисты отстаивают первенство ментальной репрезентации. Серл, хотя и выступает за то, чтобы лингвистическая репрезентация производилась от ментальной репрезентации, тем не менее он отличается от других натуралистов, таких как Хомский и Фодор, которые придерживаются мнения, что ментальная репрезентация носит синтаксический характер и может быть каузально сведена к нейронным процессам мозга. Серл оспаривает этот редукционизм и утверждает, что содержание репрезентации является семантическим, а не синтаксическим. Усилие здесь состоит в том, чтобы выделить семантическое представление и показать, как человеческая жизнь ориентирована на язык.

Содержание

    • I
    • II
    • III
    • IV
    • Литература
    9005 6 I

    Центральным понятием философии языка и разума Серла является интенциональность. По его словам, «интенциональность — это то свойство ментальных состояний и событий, посредством которого они направляются на или относительно объекта или положения дел в мире» (Searle 1983: 1). Интенциональность — это неотъемлемая черта ума или сознания. Интенциональное представление раскрывает направленность ментальных состояний. Не все ментальные состояния являются репрезентативными. Например, в случае внезапного чувства радости и страха они не относятся ни к чему, кроме самих себя, тогда как вера, желание и намерение являются подлинными интенциональными состояниями. Они представляют что-то о мире. Интенциональные психические состояния выражаются в языке. Всякий раз, когда, скажем, я произношу фразу, что «на улице идет дождь». Это высказывание представляет факт как интенциональное состояние веры. Действие, которое я совершаю (иллокутивный акт), включает в себя интенциональное состояние значения. Интенциональность присутствует в уме и представлена ​​в лингвистическом акте констатации факта, что «на улице идет дождь» 9.0003

    Репрезентацию в состоянии мысли можно назвать ментальной репрезентацией, тогда как в состоянии выражения или сообщения мысли ее можно назвать лингвистической репрезентацией. Эти два уровня репрезентации изоморфны по структуре с одинаковым репрезентативным содержанием.

    • [Интенциональное состояние (интенциональное содержание)]→Репрезентация →объект и положение дел в мире
    • [Речевые акты (Пропозициональное содержание)]→Репрезентация→ Объекты и положение дел в мире

    Логическая связь между двумя структурами представления показывает перетекание интенционального содержания ментального представления в пропозициональное содержание и иллокутивную силу языкового представления (речевых актов). Подчеркивая непрерывность содержания, Серл пишет: «Если я прав, думая, что интенциональные состояния состоят из репрезентативных содержаний в различных психологических модусах, то будет по меньшей мере заблуждением, если не просто ошибкой, сказать, что убеждение, например, двухчленное отношение между говорящим и предложением. Следует сказать, что скорее суждение является не объектом утверждения или убеждения, а скорее его содержанием» (Searle 19). 83:18). Содержание есть сущность интенциональных состояний, скрыто от сознательных мыслительных процессов, пока не раскрывается в выражении. Более того, в выражении обнаруживается и психологический способ и состояние удовлетворения в самом акте изображения. Они логически соотносятся друг с другом. Для Серла содержание реализуется в своем проявлении языковой репрезентации, но не тождественно ему. Скорее, содержание есть интенциональное свойство психических состояний, которое, по сути, воплощает в себе интенциональность.

    Репрезентация, общая для мысли и выражения, показывает, что содержание является ментальным, а также выражается в языке. Лингвистическая репрезентация содержания не делает интенциональность лингвистической. Скорее, язык развился из более базовых и сложных интенциональных состояний, чтобы представлять объект или положения дел. Структурное сходство между речевым актом и интенциональными состояниями важно по двум причинам. Во-первых, это позволяет избежать одного из недоразумений, что философия сознания является ветвью философии языка. Во-вторых, это помогает в объяснении различных форм интенциональности.

    Натуралистический подход Серла показывает, что интенциональность и язык развиваются в ходе эволюционного процесса лингвистической репрезентации, когда связываемое нами значение возникает позже, чем развитие ментальных состояний или интенциональности как таковой (Searle 1983: 160). В связи с этим языковая деятельность человека может быть эксплицирована посредством интенциональности. Содержание речевого акта или языковых выражений выводится из интенционального содержания психических состояний или мыслей. Тем не менее натуралистическое обоснование ментального вытекает из тезиса о том, что «психические состояния вызываются работой мозга и реализуются в структуре мозга» (Searle 19).83: 265). В связи с этим возникает вопрос о представлении и его причинно-следственной связи с нейрофизиологией мозга.

    II

    Натуралистический подход, отстаиваемый Ноамом Хомским и Джерри Фодором, поддерживает причинно-следственную связь между разумом и языком. Определяя роль языка, Хомский пишет: «Язык служит инструментом для свободного выражения мысли, неограниченным по объему, не контролируемым условиями стимула, хотя и подходящим для ситуаций, доступным для использования в любых непредвиденных обстоятельствах, которые может понять наш мыслительный процесс» (Хомский 19).80: 222). Этот «творческий аспект» использования языка является специфическим биологическим свойством человека, предназначенным для овладения языком. Овладение языком объясняет две вещи: во-первых, врожденные способности организма и, во-вторых, постоянное взаимодействие с языковым сообществом. Хомский определяет врожденность языка, ссылаясь на свое понятие «генеративной грамматики».

    Порождающая грамматика работает на двух уровнях: поверхностной структуры и глубинной структуры. Поверхностная структура связана с языковым представлением, тогда как глубокая структура относится к регулированию и грамматическим преобразованиям. Функция грамматической трансформации в глубинной структуре помогает как языковому опыту, так и человеческому интеллекту. Он имеет некоторые специфические свойства, такие как фонологические правила, принципы упорядочения правил и т. д., которые коррелируют с глубинной структурой.

    Хомский связывает глубинную структуру языка с психическими состояниями. Психические состояния лингвистически идентифицируются только тем, что характеризуются синтаксисом, причинно связанным с нервными состояниями мозга. Таким образом, нет разделения между языком, разумом и мозговыми процессами. Согласно Хомскому, «мы понимаем разум как систему «ментальных органов», в том числе языковую способность, каждый из этих органов имеет специфическую структуру и функцию, определяемые общими чертами, очерченными нашим генетическим даром, взаимодействуя способами, которые также в значительной степени биологически детерминированы, чтобы обеспечить основу нашей психической жизни» (Хомский 19).80: 241). Формулировка языка или возникновение языковых состояний зависит от функции различных специфических аспектов психического организма.

    Концепция ментальной репрезентации Джерри Фодора приближается к концепции порождающей грамматики Хомского. Ментальные представления, по Фодору, имеют две основные задачи: во-первых, они должны определять интенциональное содержание ментальных состояний, а во-вторых, символическая структура ментальных состояний должна определять функции ментального процесса. Спецификация интенционального содержания ментальных состояний описывает его отношение, существующее между пропозициональными установками и интенциональным содержанием. Теперь возникает вопрос, как интенциональное семантическое содержание пропозициональных установок инкорпорируется в психическое состояние или в сеть психических состояний? Для Фодора психические состояния — это символические нейронные состояния, которые синтаксически охарактеризованы. Семантика в схеме Фодора не подрывается, скорее сама функция мозгового организма и характеристика синтаксических ментальных состояний таковы, что он имеет специфический механизм, преобразующий ментальную репрезентацию, не затрагивая содержания пропозициональной установки. Этот процесс осуществляется как язык или язык мысли (Фодор 1981: 200).

    Язык мысли представляет собой формулу, имеющую только синтаксическую структуру, предназначенную для оценки семантических свойств представления. Далее он заявляет, что «язык мысли хочет интерпретировать пропозициональные маркеры отношения как отношение к маркерам символов. (Токен рассматриваемого символа является нейронным объектом). Теперь символы имеют преднамеренное содержание, а токены являются физическими во всех известных случаях. А квазифизические символы-символы — это то, что нужно для демонстрации каузальных ролей. Язык мысли утверждает, что ментальные состояния — а не только их пропозициональные объекты — обычно конституируют структуру» (Фодор 19).87: 135-136). Причинные связи между когнитивными состояниями являются фундаментальными, поскольку они определяют содержание пропозициональных установок.

    Таким образом, понятие ментальной репрезентации Фодора не только пытается связать разум с миром посредством языка мысли, но также использует его для «оценки семантического содержания». И Хомский, и Фодор твердо придерживаются мнения, что обработка речи или обработка мыслей — это познавательная деятельность, но не сознательная деятельность. Мы не знаем, как qua язык и генеративный синтаксис функционируют в мозгу. Это физическая активность более высокого порядка сложных нервных структур мозгового организма. Полное объяснение нейрофизиологии мозга объяснит возникновение языковой структуры, составляющей сущность языка. Он не только исключает роль сознания в мыслительном процессе, но и отбрасывает другие семантические черты, такие как интенциональность как неотъемлемое свойство языка.

    III

    Сирлинское понятие ментальной репрезентации отвергает примат синтаксиса. Показывая значение синтаксиса и семантики, Серл пишет: «Аргумент китайской комнаты показал, что семантика не является неотъемлемой частью синтаксиса. Сейчас я подчеркиваю отдельное и иное положение о том, что синтаксис не присущ физике» (Searle 1992: 210). Ментальные представления не похожи на вычислительные состояния в компьютере; скорее они связаны с мышлением, опытом, чувством и пониманием. При обработке данных компьютер не понимает когнитивных состояний, потому что ему не хватает семантического содержания, необходимого для понимания. Подчеркивая семантический аспект репрезентации, он пишет: «…порождающим компонентом лингвистической теории является не синтаксис… а семантика… грамматика начинается с описания значения предложения, а затем порождает синтаксические структуры посредством введения синтаксических правил и индексальных правила» (Серл 1994: 19). Синтаксис в вычислительном процессе «относительен наблюдателю». И наблюдатель может интерпретировать символы с помощью синтаксиса и семантики (Searle 1992: 223). Таким образом, в сирлинской натуралистической структуре нет каузальной редукции символов к нейронным состояниям и процессам. Хотя Серл считает, что токены-символы всегда являются физическими токенами, тем не менее они не определяются с точки зрения физических характеристик (Searle 1992: 225).

    Более того, интенциональность содержания как неотъемлемая черта репрезентации выявляет совместимые отношения между {разумом и языком [интенциональное содержание]} → [мир] и наоборот. Эта логическая совместимость раскрывает два существенных компонента интенциональных состояний, называемых пропозициональным содержанием и психологическим модусом. Всякий раз, когда кто-то что-то репрезентирует, он также ожидает, что положение дел изменится в соответствии с репрезентацией веры. Это показывает направленность интенционального содержания от разума к миру. И если изменения происходят в пользу их веры, тогда направленность мир-к-разуму. Таким образом, интенциональные отношения между разумом и миром становятся более конкретными благодаря интенциональному содержанию.

    IV

    Содержание представления раскрывается в одновременно работающих различных модусах интенциональности, таких как видение, переживание, убеждение, желание, надежда и т. д. Они логически связаны друг с другом и присущи сознанию. Когда я хочу добиться большего в игре, я должен верить в себя, в свою игру, я должен хотеть изучить различные тактики, чтобы преуспеть и, наконец, не повторять ошибок и т. д. Это крошечное выражение включает в себя так много интенциональных состояний. Их соотношение основано на интенциональности и переживании различных уровней интенциональности. Интенциональность, работающая как сознательный способ репрезентации, связана с опытом содержания репрезентации, а не с объектом репрезентации (Searle 19).83:18).

    Содержание не является объектом наблюдения, а переживается в интенциональном режиме сознания. Когда я вижу цветок, мое переживание цветка раскрывается передо мной, когда я осознаю содержание объекта восприятия; содержание формируется в зрительном опыте. Сам акт переживания и реализации есть не только сознательная деятельность, но и языковая деятельность. Языковая деятельность основана на интенциональном содержании. Интенциональное содержание присуще сознанию и тем самым раскрывает понятие бытия как языковоцентрично-сознательного бытия. Серл говорит: «Главное в людях то, что язык дает им возможность представлять» (Searle 2008: 35). Сущность языковоцентричности раскрывается в свойстве бытия выразительности. Они могут манипулировать своим выражением лица.

    Выразимость делает бытие прозрачным, выражая внутренние психические состояния. Таким образом, Сирл отходит от картезианской традиции внутреннего мира (Mohanty 1985:131). Присущая языку человеческому существу или человеческой жизни обнаруживает автономию человеческого существования по отношению к миру. Языковое существо имеет два важных измерения: вербальное и синтаксическое. Как показывает Прадхан; «Жизнь, рассматриваемая эмпирически, есть позиционное состояние человеческого существования, она обусловлена, ограничена, конечна. Он имеет вербальное измерение и тщательно структурирован правилами символической организации. Тем не менее, у него есть измерение данности, которое не диктуется априорным логическим механизмом» (Pradhan 19).93: 42-43). Вербальное измерение сознательного бытия означает необходимую связь между сознанием, языком и миром. Эта связь устанавливается не благодаря присущему существу сознанию, а благодаря присущей ему языковой особенности. Это связано с тем, что интенциональное содержание присутствует в самом акте выражения и реализации. И это также распространяется на область функциональной области языка. То есть язык в отношении осуществления смысла и истины встроен в языковые игры и формы жизни.

    Таким образом, репрезентативная черта интенциональности не сводится каузально к биологическому происхождению, а скорее сохраняет свою функциональную автономию в сфере сети ментальных состояний. Таким образом, ментальные состояния биологически предшествуют их лингвистической репрезентации, то есть репрезентативные состояния являются продолжением лингвистического аналога. Семантические правила и социокультурный фон конструируют значение репрезентации. Что касается языковой деятельности, то семантические правила определяют саму функцию перформативных выражений. Принимая во внимание, что использование языка в целом встроено в социокультурный фон человека. И «репрезентация как институционального факта потребует языка» (Searle 2008). Интенциональность работает на обоих уровнях, связывая конститутивные и регулятивные признаки речевых актов и формируя, а также развивая социокультурные этикеты. В этом отношении интенциональность помогает в объяснении различных уровней отношений от биологического к ментальному и от ментального к социальному.

    Литература

    1. Хомский, Ноам 1980 Правила и представления, Оксфорд: Бэзил Блэквелл.

    2. Фодор, Джерри 1981 Представления: Философские основы когнитивной науки, Массачусетс: MIT Press.

    3. Фодор, Джерри 1987 Психосемантика: проблема значения в философии разума, Массачусетс: MIT Press.

    4. Моханти, Дж. Н. 1985 Возможность трансцендентальной феноменологии, Гаага: Мартинус Нейхоф.

    5. Прадхан, Р. К. 1993 «Жизнь, воля и мир: некоторые размышления о записных книжках 1914–1916 гг.», Журнал Индийского совета философских исследований, Vol. XI.

    6. Сирл, Джон Р. 1983 Интенциональность: эссе по философии языка , Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *