Психический образ и его основные характеристики: 13. Основные характеристики психического отражения.

13. Основные характеристики психического отражения.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей: • оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой; • сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека; • психическое отражение углубляется и совершенствуется; • обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; • преломляется через индивидуальность человека; • носит опережающий характер.

           Во-первых, мало кто из взрослых людей сомневается в наличии у себя субъективной реальности: переживаний, чувств, мыслей, снов. Она периодически демонстрирует свое отличие от реальности объективной: в неадекватности отражения, в снах, иллюзиях, галлюцинациях и т. д.      Каждый человек является обладателем психической реальности: все мы переживаем эмоции, видим окружающие предметы, чувствуем запахи, — но мало кто задумывался, что все эти явления принадлежат нашей психике, а не внешней реальности.

Психическая реальность дана нам непосредственно. По большому счету, можно сказать, что каждый из нас и есть психическая реальность и только через нее мы можем судить об окружающем мире. Для чего нужна психика? Она существует для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и регулировать поведение в процессе адаптации — приспособления к реальности. Еще в конце XIX в. Уильям Джемс (1842-1910) считал, что основной функцией психики является регуляция целенаправленного поведения.      В повседневной жизни мы не отличаем субъективную реальность от объективной. Только в особых ситуациях и при особых состояниях она дает о себе знать. Когда образы неадекватны и приводят нас к ошибкам восприятия и неверной оценке сигналов, например удаленности до объекта, мы говорим об иллюзиях. Типичной иллюзией является картина луны над горизонтом. Видимый размер луны в момент захода значительно больше, чем когда она расположена ближе к зениту. Галлюцинации — это образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств.
Они также манифестируют нам, что психическая реальность самостоятельна и относительно автономна.      Нам дана лишь собственная психическая реальность, но мы считаем, судя по поведению и высказываниям других людей, что они тоже испытывают чувства, думают, планируют действия и осуществляют свои намерения, как и мы. Но их поведение иногда очень отличается от нашего. Очевидно, у каждого из них есть собственный внутренний мир, в чем-то не похожий на наш. Автолюбители знают, что есть люди, не различающие красный и зеленый или синий и желтый цвета. Существуют люди с абсолютным музыкальным слухом и люди, не способные без фальши прочесть и одну музыкальную фразу. Многообразие психических качеств людей столь велико, что не может не бросаться в глаза.      
Во-вторых
, наблюдая за поведением других людей, своим, живых существ, а также движениями неодушевленных предметов, человек бессознательно выделяет то общее, что «сближает» его с окружающим миром, а именно — одушевленность.      В-третьих, не может не вызывать удивления разнообразие в особенностях и мотивах поведения людей, их характеров, привычек, способностей. Наличие психики как реальности, детерминирующей поведение индивида, особенно проявляется при психических расстройствах, травмах центральной нервной системы и соматических болезнях, ведущих к изменению «состояний сознания»

Понятие о психике человека


Verilənlər bazası müəlliflik hüququ ilə müdafiə olunur ©azkurs.org 2023
rəhbərliyinə müraciət

Тема: Понятие о психике человека

Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.

В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов к среде неразрывно совершенствовались и на стадии человека превратились в мощный аппарат его сознания – знакового, понятийного моделирования действительности. Психика человека – отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта.

Человеческая психика – это система субъективных образов реальности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.

Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Психика – сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.

Итак, психика – это субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, поведения человека.

Психика человека приобретает особую форму – форму сознания, порождаемую общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).

Основные явления психики – психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности.

Психический образ – целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы идеальны, поскольку мир представлен в сознании человека общезначимыми, идеальными формами. Характер возникновения психических образов зависит от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д.

Психические образы могут быть первичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения). Психические образы несут информацию о локализации реальных объектов во внешнем пространстве, в них представлена совокупность присущих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др.

Психические образы возникают в результате не одномоментных фотографических отражений, а их активного построения. В процессе построения образа существенную роль играют двигательные, биомеханические процессы.

Движения создают каркас образа, а образ затем обеспечивает систему движений.

Психические образы дают возможность схематизации, концептуализации действительности. Психические образы многомерны: они функционируют в контексте данной деятельности. В психическом образе актуализируется то его предметное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи.

Психические образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность совершать с ними определенные действия, осуществлять образное мышление, «проигрывать» варианты поведения, моделировать развитие действительности. Психический образ имеет большую информационную емкость: он сам по себе может служить источником разнообразной информации.

Психика

 – субъективное отражение объективного мира. Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обращают внимание на различные ее стороны, по-разному к ней относятся. То, что мы воспринимаем, определяется не только находящимся перед нами объектом, но и нашей психической активностью и психической организацией. В психическом образе могут отсутствовать многие элементы объекта отражения. И, напротив, в образе могут быть даже те элементы, которые отсутствуют в конкретном отражаемом объекте, однако должны быть у него в данной ситуации.

В практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образы объекта деятельности – информационные модели, схемы, в которые включаются свойства и отношения объектов, имеющие первостепенное значение для его деятельности.

В регуляции поведения человека, его психических состояний существенную роль играют и непосредственные чувственные образы. Произвольно вызывая те или иные из них, человек способен отвлечься от текущей ситуации и руководствоваться актуализированным образом. Сила захватившего человека психического образа столь же велика, как и непосредственные воздействия среды. И это создает неограниченные возможности внутренней, психической саморегуляции человека.

Итак, психическое отражение, психический образ – не зеркальное, не фотографическое, а концептуализированное, идеально преобразованное отражение действительности. Идеальность психического отражения необходимо понимать как социокультурную, духовную, обусловленность человеческой психики, обусловленность чувственной основы психического отражения всеобщими человеческими представлениями и понятиями.

Идеальность психического образа есть не что иное, как отображение в нем общественно-исторического опыта человечества. Сознательно регулировать свою деятельность – значит организовать ее не на основе непосредственных инстинктивных побуждений, а на основе социально заданных требований и условий. Сознание – способность человека отражать мир и себя со знанием, подчинять свое поведение человеческим понятиям и законам.

Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Деятельность – человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта. Человеческая деятельность служит и движущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека. Предметная деятельность человека, его общественно-историческая практика обеспечивают единство чувственной и понятийно-теоретической сферы его сознания.

В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умственные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Следовательно, в содержание психики входят и безóбразные компоненты – обобщенные отношения, значения и смыслы.

Научная трактовка психики сводится к следующим основоположениям:


  1. Психика возникла на определенной стадии развития материи – стадии появления животных организмов и представляет собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного развития животных развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа: инстинкты – индивидуальное научение.

  2. Психика человека, сознание – высший этап развития психики; ее возникновение обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения.

  3. Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики – закономерности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психический образ и психического образа в регулируемое им действие.

  4. Психика опосредована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное – она обусловлена социокультурными факторами.

  5. Психические явления имеют определенную структуру и системную организацию.

Источник: 

Еникеев М.И., Общая и социальная психология

Yüklə 34,37 Kb.


Dostları ilə paylaş:

Содержание, характеристики и функции мысленных образов

%PDF-1.4 % 1 0 объект > эндообъект 9 0 объект /Заголовок /Предмет /Автор /Режиссер /Ключевые слова /CreationDate (D:20230627211924-00’00’) /ModDate (D:20120619153440+02’00’) >> эндообъект 2 0 объект > эндообъект 3 0 объект > эндообъект 4 0 объект > эндообъект 5 0 объект > транслировать 2012-06-19T15:34:40+02:002012-06-19T15:34:37+02:002012-06-19T15:34:40+02:00Acrobat PDFMaker 10. 0 для Worduuid:b1c06802-c1c5-47f5-88f8- 5aa7e3b71588uuid:bf7bf8ae-4e75-46aa-9d62-e0ccbda988afapplication/pdf

  • Содержание, характеристики и функции ментальных образов
  • Фурнье, Жан ; Дермо, Софи; Бернье, Марджори
  • Adobe PDF Library 10.01B
  • http://ns.adobe.com/xap/1.0/mm/xmpMMXMP Media Management Schema
  • внутренний идентификатор на основе UUID для конкретного воплощения документаInstanceIDURI
  • http://www.aiim.org/pdfa/ns/id/pdfaidPDF/A ID Схема
  • internalЧасть стандарта PDF/A Целое число
  • внутреннее изменение стандарта PDF/AamdText
  • внутренний уровень соответствия стандарту PDF/A, соответствие тексту
  • конечный поток эндообъект 6 0 объект > эндообъект 7 0 объект > эндообъект 8 0 объект > эндообъект 10 0 объект > эндообъект 11 0 объект > эндообъект 12 0 объект > эндообъект 13 0 объект > эндообъект 14 0 объект > эндообъект 15 0 объект > эндообъект 16 0 объект > эндообъект 17 0 объект > эндообъект 18 0 объект > эндообъект 190 объект > эндообъект 20 0 объект > эндообъект 21 0 объект > эндообъект 22 0 объект > эндообъект 23 0 объект > эндообъект 24 0 объект > эндообъект 25 0 объект > эндообъект 26 0 объект > эндообъект 27 0 объект > эндообъект 28 0 объект > эндообъект 29 0 объект > /ProcSet [/PDF /Text /ImageC /ImageB /ImageI] >> эндообъект 30 0 объект > транслировать xڝXɎ7+R

    Изображение

    Изображение

    Назад на главную страницу когнитивной психологии Назад к темам


    ОБЗОР Большинство людей воспринимают мысленные образы как «картинки в нашем уме». Действительно, образы и восприятие, по-видимому, имеют много общих характеристик. Наше сознание опыт образов очень похож на опыт исходного восприятия.
    • Также есть очень важные отличия:
    • изображений никогда не бывают такими интенсивными или яркими — изображения никогда не бывают такими мгновенными. подробный
    • сенсорные рецепторы не вовлечены
    • больший диапазон индивидуальных различий, чем в восприятии.
    Как сходства, так и различия привели к ряду философских и теоретических споров об истинной природе «мысленных образов».
    • С философской точки зрения, не является ли понятие просмотра мысленного образа мысленный взор задает вопрос гомункула?
    • Теоретически, основаны ли эти переживания на истинных аналоговых представлениях? или на пропозициональных реконструкциях?

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ СПОРЫ Теоретические дебаты касаются того, являются ли изображения:
    • АНАЛОГОВАЯ ТЕОРИЯ
      • аналоговых представлений, очень похожих на физические объекты, которые они представлять или;
    • ТЕОРИЯ ВЫЧИСЛЕНИЙ
      • пропозициональных представлений (абстрактные понятия, наборы определяющих уравнений) которые определяют наш опыт. В этом случае образ является эпифеноменом.

    АНАЛОГОВАЯ ТЕОРИЯ
    • Paivio (1974), например, предлагает теорию двойного кода, в которой информация хранится как в образном, так и в словесном коде.
    • Требуются оба, потому что воображаемый код демонстрирует свойства, которые вербальные код не может описать.
    • Kosslyn (1981) разработал сложную модель на основе литературы. включающая просмотр визуальных образов.
    • Веские доказательства аналоговой теории видны, когда временные и другие отношения, характеризующие осмотр зрительного стимула, — это такой же, как при сообщении о визуальном изображении.
    • Литература по характеристикам зрительных образов содержит множество таких доказательств.

    ТЕОРИЯ ВЫЧИСЛЕНИЙ
    • Пилишин (1978, 1984) был основным сторонником или вычислительная позиция. Эта позиция утверждает, что информация на самом деле хранится в виде предложений или абстрактных понятий или в виде набора уравнения, описывающие отношения между элементами.
    • «Образы», ​​которые мы переживаем, созданы из концептуального материала. извлеченные из памяти — они эпифеномены.
    • В качестве доказательства он приводит различия между перцептивным опытом и мысленные образы (реинтерпретация, обнаружение скрытой части).
    • Также некоторые операции возможны для восприятия (зеркальные, негативные изображения) невозможно для мысленных образов.

    ХАРАКТЕРИСТИКИ ИЗОБРАЖЕНИЙ
    • ПОВОРОТ ИЗОБРАЖЕНИЙ
      • Классическое исследование Shepard & Metzler (1971) предполагает, что операции которые мы выполняем над мысленными образами, аналогичны операциям, которые мы выполняем над собственно физические объекты. Испытуемых просили оценить, соответствуют ли две линии рисунки были одинаковыми или нет. Угловое несоответствие двух фигур варьировался в 2-х или 3-х измерениях. Результаты показали, что время реакции было функция углового несоответствия, как и в случае с реальными объектами.

      • (для просмотра изображений нажмите на значки) ~~~(от Матлин, Познание (1994))
    • ИЗОБРАЖЕНИЕ И РАЗМЕР
      • Kosslyn (1975) в серии классических экспериментов установил, что характеристики легче «увидеть» на большом мысленном образе, чем на маленьком. один.
      • Когда размером мысленного образа манипулировали путем привязки к большего или меньшего объекта, суждения были сделаны на 0,21 секунды быстрее для крупный объект, чем для тех же более мелких объектов.
      • (щелкните значок для демонстрации, предложенной Matlin (1994)
    • ИЗОБРАЖЕНИЕ И ФОРМА
      • Пайвио (1978) просил испытуемых принять решение о образованном угле. двумя стрелками на ментальных часах.

      • (щелкните значок для демонстрации)~~~(от Матлин, Познание (1994))
      • Результаты показали, что время принятия решения было связано с размером разницы между углами. Когда углы были почти равны, решение занимало больше времени. Это похоже на взаимосвязь, обнаруженную при визуальном осмотре настоящий стимул.
      • Испытуемые также характеризовались высокими и низкими способностями к воображению. Высококачественные тепловизоры показали более короткое время реакции, чем низкочастотные.

      • (нажмите на значок, чтобы увидеть результаты) (от Матлин, Познание (1994))
      • Наконец, дополнительные данные показали отсутствие связи между временем реакции и вербальные способности. Эти выводы подтверждают предсказания, сделанные на основе аналоговой теории.
    • РАССТОЯНИЯ НА МЕНТАЛЬНЫХ КАРТАХ
      • Kosslyn, Ball и Reiser (1978) показали, что время сканирования между две локации на ментальной карте напоминают те, что найдены на реальных картах.
      • Субъекты изучали карту вымышленного острова, пока не научились рисовать это точно по памяти. Затем их попросили сосредоточиться на месте. Было названо второе место, и они должны были указать, когда они мысленно нашел это.

      • (нажмите здесь, чтобы посмотреть карту)
      • Косслин и др. обнаружил, что чем дальше друг от друга находятся два объекта, тем больше время реакции.

      • (нажмите на значок, чтобы увидеть результаты) (от Матлин, Познание (1994))
      • Эти данные еще раз говорят о том, что когда люди оперируют мысленными образами, они, по-видимому, проходят через процесс, аналогичный реальному функционированию физический объект.
    • ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
      1. Количество времени, необходимое для поворота мысленного образа, зависит от степени вращения, как и при вращении физического объекта.
      2. Требуется больше времени, чтобы судить о характеристиках малых психические объекты, чем крупные.
      3. Когда два мысленных образа похожи, сравнение занимает больше времени, чем когда изображения разные.
      4. Путешествие на большие расстояния в мысленных образах занимает больше времени.
      5. Зрительные задачи мешают зрительным образам.
      6. Зрительные образы могут мешать зрительным задачам.

    СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ ОБРАЗОВ КОССЛИНА
    • ОБЗОР
      • Основываясь на литературе по исследованию зрительных образов, Косслин предложил Структурная теория образов.
      • Теория предполагает, что внутренние структуры, используемые в генерации ментальные образы подобны некоторым из тех же структур, используемых в восприятии.
    • ДВА КОНСТРУКТИВНЫХ КОМПОНЕНТА
      • Kosslyn предлагает два структурных компонента: Представление поверхности и Глубокое представление.
        • ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОВЕРХНОСТИ
          • Квазиграфический объект, похожий на изображение на ЭЛТ-дисплее.
          • Временное пространственное отображение в рабочей памяти.
          • Отвечает за отчет об изображениях, похожих на картинки.
          • Производится в зрительной коре.
        • ГЛУБОКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
          • Это информация, хранящаяся в долговременной памяти, которая используется для генерации поверхностное представление. Два вида:
            • БУКВАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
              • Содержит окончание того, как что-то выглядело на самом деле — как изображение
            • ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ ИНФОРМАЦИЯ
              • Вербально описывает объект или сцену.
    • ЧЕТЫРЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМПОНЕНТА
      • Генерация изображения происходит, когда изображение поверхности формируется на основе информации, хранящейся в долговременной памяти.
      • Создание этого изображения осуществляется путем обработки четырех компонентов:
        1. Процесс ИЗОБРАЖЕНИЕ — преобразует буквальное кодирование в изображение поверхности.
        2. Процесс НАЙТИ — ищет на изображении поверхности определенную часть.
        3. Процесс PUT — выполняет функции, необходимые для создания порции изображения в правильном месте.
        4. Процесс IMAGE — координирует остальные три компонента.

    ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КАРТЫ

    Ментальное представление, которое кодирует пространственное расположение среда. Представление передает информацию о:
      • Расстояние между точками на карте
      • угловые соотношения между элементами
      • относительное расположение элементов на карте
    Среди множества факторов, влияющих на построение когнитивного карта:
      • Сложность связанных элементов — чем больше количество промежуточных соединенных элементов, тем дальше воспринимаемое расстояние между конечными баллы
      • Семантические категории — объекты, принадлежащие к одной и той же семантической категории воспринимаются как близкие
    Одна из самых ярких особенностей литературы по когнитивным картам тенденция к «упорядочиванию» отношений между элементами.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *