Психолог джон уотсон: Джон Бродес Уотсон | Индустрия рекламы

Джон Бродес Уотсон | Индустрия рекламы

Теория и практика рекламной деятельности

Индустрия рекламы » Ресурсы » Персоналии

Джон Бродес Уотсон (John Broadus Watson, 1878–1958) — американский ученый, психолог, исследователь человеческого поведения, основоположник бихевиоризма.

Имя: Джон Бродес Уотсон / John Broadus Watson
Дата и место рождения: 9 января 1878 года. Травелерс Рест, штат Южная Каролина, США.
Дата и место смерти: 25 сентября 1958 года. Нью-Йорк, США.
Гражданство: Соединенные Штаты Америки.

Джон Бродес Уотсон (John Broadus Watson) — американский ученый, психолог, исследователь человеческого поведения, основоположник бихевиоризма (от англ.

behavior — поведение) — одной из самых распространенных теорий в психологии XX века. Уотсоном было многое сделано для развития психологии рекламы, поэтому он признается одним из создателей этого направления прикладных исследований.

Джон Уотсон родился в маленьком городке Тревелерс Рест в Южной Калифорнии в очень религиозной семье. В 1894 году он поступил в Южную баптистскую школу при Университете Фермана (Furman University), где проучился пять лет; среди предметов, которые его больше всего интересовали, была психология [28]. В 1900 году, после года преподавания в школе, он с 50 долларами в кармане отправился в Чикаго, где продолжил свое образование. Работая дворником, официантом, лаборантом, он под руководством крупных специалистов Джеймса Эйнджелла (James Rowland Angell, 1869–1949) и Генри Доналдсона (Henry Herbert Donaldson, 1857–1938) блестяще провел исследование и в 1903 году получил степень доктора наук.

Его теоретические выводы и экспериментальные результаты стали основой нового научного направления психологии, получившего название «бихевиоризм». В научных изданиях и популярных лекциях и статьях Уотсон называл бихевиоризм «учением о том, что люди делают». Он продуктивно работал, активно публиковался, редактировал два академических журнала и в 1915 году был выбран президентом Американской психологической ассоциации. Однако в 1920 году личные обстоятельства — громкий развод и женитьба на своей ассистентке — вынудили Уотсона, к тому моменту более десяти лет бывшего профессором и директором психологической лаборатории в Университете Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University), оставить науку. В рекламную индустрию он пришел, будучи широко известным в стране и за рубежом ученым, однако ему фактически пришлось начинать свою карьеру заново.

Процесс перехода Уотсона из знакомой ему университетской среды в мир производства и распространения рекламы показывает, сколь значительный интеллектуальный потенциал притягивала к себе в начале 1920-х годов эта новая тогда прикладная область психологии: социальные исследователи уже знали о стремлении лидеров рекламной индустрии понять механизмы воздействия рекламы на сознание и поведение потребителей и об их желании использовать рекомендации науки в целях повышения эффективности бизнеса. Более того, даже опытные и именитые ученые серьезно задумывались о работе в этой исследовательской сфере. Во всяком случае, еще работая в университете, Уотсон в течение ряда лет размышлял о расширении использования своих результатов и выводов, и среди прочих направлений он рассматривал варианты сотрудничества с фирмами, действовавшими непосредственно на потребительском рынке. В частности, им были предприняты шаги по включению в университетскую программу курса «Психология рекламы» [29, p. 207–220]. Уотсон был одним из создателей и активных участников «The Scott Company» — созданного по инициативе Уолтера Скотта исследовательского и консультационного агентства в области прикладной психологии.

В формулировке Уотсона [27 p. X] бихевиоризм был направлением психологии, первейшей задачей которого было предсказание и контроль поведения человека. Причем Уотсон трактовал эти функции науки вполне буквально. Но одно дело — понимать важность прикладной психологии и содействовать ее развитию, находясь при этом в знакомой академической атмосфере, и совсем иное — оставить университет и войти в этот новый чужой мир. Осенью 1920 года стоял перед подобным выбором, и он его сделал. Уотсон не сомневался в том, что найдет работу в бизнес-сообществе, но радости от этого не испытывал. Иначе он не писал бы своему коллеге, известному психиатру Адольфу Мейеру (Adolf Meyer, 1866–1950), что это все же лучше, чем «выращивание цыплят и капусты». Но завершалось письмо словами: «Я перейду в бизнес полностью, с открытым сердцем и сожгу все мосты» [29, p. 211].

Свою новую карьеру Уотсон решил начать в известном нью-йоркском агентстве «J. Walter Thompson» (JWT), возглавляемому тогда классиком этой отрасли Стэнли Ризором (Stanley Barnet Resor, 1879–1962), которому он был представлен своим другом социологом и этнографом Уильямом Томасом (William Isaac Thomas, 1863–1947), в 1930-е годы ставшим известным благодаря проведенному им и Флорианом Знанецки (Florian Znaniecki, 1882–1958) фундаментальному исследованию жизни польских крестьян в Америке. Видимо, фирма просила Уотсона представить дополнительные рекомендательные письма от своих коллег.

Одним из тех, кто отозвался на эту просьбу, был Эдвард Титченер, американский ученик В. Вундта, один из создателей структурализма и, что важно заметить, решительный, «ортодоксальный» оппонент бихевиоризма и прикладной психологии [30].

Это показывает, что Ризора и Уотсона сближало общее представление о том, что в основании поведения человека, в частности потребительского поведения, лежат определенные законы, которые могут быть обнаружены на основе концепций и методов бихевиоризма. Другими словами, им представлялся естественным и продуктивным синтез нового психологического учения и «томпсоновской» (или «ризоровской») культуры рекламы. Ризор полагал, что Уотсон возглавит и организует исследования, которые откроют законы поведения людей и позволят влиять на их сознание. Со своей стороны, Уотсон хотел «использовать свои психологические знания и навыки работы для решения проблем, связанных с рынком» [29, p. 212].

Несмотря на все заслуги Уотсона в науке и его международную известность, он прошел все этапы, предусмотренные политикой JWT при приеме сотрудников на постоянную работу, в частности, предоставил рекомендации относительно своей интеллектуальной честности и порядочности.

Подобно всем новым сотрудникам JWT, Уотсон осваивал специальный курс — введение в новую профессию [4, p. 85]. Прежде всего ему было предложено изучить на значительной территории рынок резиновой обуви. Он вспоминал: «Я был неопытен и робок, но вскоре я научился нажимать кнопку звонка на дверях домов и останавливать машины фермеров, чтобы узнать, резиновую обувь какой фирмы носит их семья» [31]. В течение десяти недель он посещал небольшие магазины, пытаясь продать там тот вид кофе, которой рекламировался агентством, а затем два месяца работал клерком в одном из универмагов. Все это было частью разработанной Ризором программы подготовки сотрудников фирмы, «университета рекламы». Уотсон писал, что его бизнес-практика показала ограниченность его знания психологии, очень поверхностное представление о рекламной индустрии и незнание привычек и мест расселения широко распространенного вида животных, называемых потребителями. Примечательны его слова: «… теоретически я изучал этот вид животных в течение всей своей жизни, практически же я не знаю, как подойти к нему» [20].

Но все же работа Уотсона в агентстве заключалась не в исследовании психологии потребителя или механизмов воздействия рекламы, а в продвижении новых идей психологии в маркетинговые исследования. Его лекции по бихевиоризму содействовали становлению науки о рекламе, служили своеобразным мостом между существующими теоретическими конструкциями и будущими прикладными исследованиями в психологии.

Вскоре после начала работы в JWT Уотсон стал восприниматься как посол Ризора, который, как президент самой большого в мире рекламного агентства, был постоянно востребован на высокого уровня конференциях. Уотсон по указанию Ризора представлял агентство не только на американских, но и на международных форумах. С этой задачей он справлялся прекрасно. Уотсон был «великолепным докладчиком, производил прекрасное впечатление, был внешне привлекательным, и ему импонировал общественный интерес» [20].

Уотсон уделял крайне мало времени и внимания рутинным исследованиям, проводившимся в агентстве. Он фактически стал апостолом философии Ризора о роли науки в рекламном бизнесе. Один из историков бихевиоризма заметил: «Никто не говорил «Наука! Наука!» громче Уотсона» [32]. В начале 1930-х годов Уотсон отмечал, что психология уже вышла из академических лабораторий и пришла туда, где продаются и покупаются товары; исследования рынка становятся составной частью рекламных кампаний, и создатели реклам открывают свои собственные лаборатории для тестирования реакций потребителей [29, p. 214]. Наукой рекламы, по Уотсону, была психология торговли, и процесс рекламирования становился в той мере научным, в какой он учитывал методы психологии. В своих лекциях он подчеркивал, что «то, что продает реклама, — больше, чем продукт»: она продает идеи, престиж, экономику [29, p. 215].

Газетные статьи Уотсона и его выступления по радио строились таким образом, чтобы предлагать товары не напрямую, а исподволь. К примеру, он объяснял, что кофе повышает эффективность умственной деятельности. Он не предлагал покупать зубную пасту Pebeco, но объяснял функции слюнных желез и связывал их работу с процессом чистки зубов. Слушателям лекций раздавались резюме лекций и образцы пасты.

Известность Уотсона повышала доверие к его выступлениям и помогала фирме находить новых клиентов. В 1924 году он стал вице-президентом JWT.

Ряд специалистов полагает, что непосредственный вклад Уотсона в деятельность агентства был невысоким. По-настоящему ему не удалось соединить принципы психологии и практику рекламы. В JWT рекламные кампании планировались и проводились, прежде всего, усилиями двух выдающихся копирайтеров: женой Стэнли Ризора Хелен Ризор (Helen Lansdown Resor, 1886–1964) и Джеймсом Янгом, стиль которых сложился задолго до прихода Уотсона в агентство. Янг в течение многих лет был вице-президентом JWT, и многие свои наблюдения и обобщения он изложил в книге дневниковых записей, включавших краткие заметки о природе знания о рекламе и о познании природы рекламы. В одном из эссе он писал: «Что может человек, работающий в области психологии личности, привнести в рекламу? Ответ не ясен. Уолтер Дилл Скотт, я полагаю, предпринял первую попытку более двадцати пяти лет назад в своей «Психологии рекламы»; успех был скромным. Позже свой вклад в рекламу пытался внести известный создатель бихевиоризма Джон Уотсон. Но рекламная индустрия приняла Джона, не приняв многого из его психологии» [33]. И все же нельзя не учитывать, что как вице-президент агентства Уотсон успешно руководил рядом многомиллионных рекламных проектов, делавшихся по заказам известных фирм, среди которых были: «Baker’s Chocolate», «Coconut», «Johnson and Johnson Baby Powder», «Pebeco Toothpaste», «Odorono» и «Pond’s Extract».

Главная заслуга Уотсона заключается в распространении прикладной науки на рекламный и другие типы бизнеса. Для этого он использовал свои лекции и активно публиковался в прессе. Однако Уотсон не только демонстрировал возможности психологии в изучении рекламы, он пропагандировал бихевиоризм как новое направление науки. В 1924 году вышло первое издание книги Уотсона «Behaviorism» («Бихевиоризм») [34], содержавшей популярное изложение его научных идей. Книга вышла с посвящением Ризору; очевидно, Уотсон имел веские основания так поступить.

Ризор, безусловно, хорошо знал результаты Гейла, Скотта и других психологов, анализировавших в первые десятилетия ХХ века механизмы восприятия рекламы. Однако, приглашая Уотсона в свое агентство, Ризор преследовал достижение иной, более общей цели: его философия рекламы требовала знания законов поведения человека. То, что делали пионеры изучения рекламы, не давало ответов на его общетеоретические вопросы, ему нужен был иной, более высокий уровень осмысления эффективности рекламы. Судя по всему, Ризор не мог не понимать сложности подобной задачи и ее долгосрочного характера, и первый шаг к ее решению виделся ему в выработке общего знания о рекламе на основе принципов и методов науки, в частности экспериментальной и общей психологии, экономики и социологии. Поэтому он пригласил в свое агентство психолога высочайшего класса Уотсона, а несколько позже — экономиста и исследователя рынка, гарвардского профессора Пола Черингтона.

Если соотносить деятельность Уотсона с теми целями, к которым стремился Ризор, то можно согласиться с теми экспертами, которые признают значимым его вклад в развитие уникальной культуры производства рекламы в JWT. Что касается роли Уотсона в развитии науки о рекламе в целом, то здесь мнения всех специалистов едины: Уотсон по праву относится к основоположникам этого научного направления [20].

Библиография:
  1. Coolsen F. G. The Development of Systematic Instruction in the Principles of Advertising. University of Illinois. The Graduate School. September 17, 1942.
  2. Coolsen F. G. Marketing Thought in the United States in the Late Nineteenth Century. Lubbock, Texas: Tech Press, 1960.
  3. Barnum P. T. The Life of P. T. Barnum Written By Himself. New York: Redfield, 1855.
  4. Fox S. The Mirror Makers: A History of American Advertising and Its Creators. New York: William Morrow and Co., 1984. P. 36.
  5. Bate C. A. Good Advertising. New York: Holmes Pub. Co., 1896.
  6. Bates C. A. The Art and Literature of Business. New York: Bates, 1902.
  7. Calkins E. E., Holden R. Modern Advertising. New York: D. Appleton, 1905.
  8. Calkins E. E. «Louder Please!» Boston: Atlantic Monthly Press, 1924. P. 118.
  9. Lewis E. St.E. Financial Advertising, for Commercial and Savings Banks, Trust, Title Insurance, and Safe Deposit Companies, Investment Houses. Indianapolis: Levey Bros. & Co., 1908.
  10. Dickson T. Mass Media Education in Transition: Preparing for the 21st Century. Contributors. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2000. P. 36.
  11. Ross B. I., Osborne A. C. Jef I., Richards J. I. Advertising Education, Yesterday — Today — Tomorrow. Baton Rouge, LA: Louisiana State University, 2006.
  12. Электронное письмо Б. Росса Б. Докторову от 16 августа 2007 г.
  13. Ross C. G. The Writing of News: A Handbook with Chapters on Newspaper Correspondence and Copy Reading. New York: H. Holt and Co., 1911.
  14. Chasnoff J. E. Retail Advertising and the Newspaper. Columbia, Mo.: University of Missouri, 1912.
  15. Chasnoff J. E. Selling Newspaper Space: How to Develop Local Advertising. New York: The Ronald Press Co., 1913.
  16. Resor, Stanley Burnet // The National Cyclopedia of American Biography: Vol. 53. New York: James T. White and Co., 1971. P. 86.
  17. Ogilvy D. Ogilvy on Advertising. New York: Vintage Book, P. 192.
  18. Buckle H. T. History of Civilization in England. New York: Appleton and Co., 1883.
  19. Schudson M. Advertising, the Uneasy Persuasion: Its Dubious Impact on American Society. New York: Basic Books, 1984. Р. 169.
  20. Kreshel P. J. John B. Watson at J. Walter Thompson: The Legitimation of «Science» in Advertising // Journal of Advertising. 1990. Vol. 19. № 2.
  21. Strable E. The History of Advertising Libraries and Agency Libraries // SLA Advertising & Marketing Division Bulletins, Fall 1986 — Winter 1988.
  22. Wood J. P. Stanley Resor // The Journal of Marketing. 1961. Vol. 25. № 6. P. 73.
  23. Laurence W. J. Stanly B. Resor 1897–1962 // Pioneers in Marketing / Ed. by J. Wright, P. Dimsdale, Jr. Atlanta, Georgia: Georgia State University, 1974. P. 11.
  24. Advertising Handbook / Ed. by R. Barton. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, Inc., 1950. P. 158.
  25. Cherington P. T. The Consumer Looks At Advertising. New York: Harper & Brothers, 1928.
  26. Ewen S. Captains of Consciousness. New York: McGraw-Hills Book Co., 1976.
  27. Buckley K. W. Mechanical Man. John Broadus Watson and The Beginnings of Behaviorism. New York: The Cuilford Press, 1989. P. 136.
  28. Brewer C. L. Perspectives on John B. Watson // Portraits of Pioneers in Psychology / Ed. by G. A. Kimble, et al. Washington, DC: American Psychological Association, 1991. Ch. 12.
  29. Buckley K. W. The Selling of a Psychologist: John Broadus Watson and the Application of Behavioral Techniques to Advertising // Journal of the History of the Behavioral Sciences. Vol. 18 (July). P. 207–220.
  30. Wozniak R. H. Edward Bradford Titchener: An Outline of Psychology (1896).
  31. Watson, John B (roadus) // Current Biography: Who’s News and Why. New York: The Wilson Co. , 1942, P. 870.
  32. Birnbaum L. T. Behaviorism in the 1920s // American Quarterly. 1955. Vol. 7 (Spring). P. 15–30.
  33. Young J. W. The Diary of an Ad Man. Chicago, Ill: Advertising Publications, Inc., 1944. P. 120.
  34. Watson J. B. Behaviorism. New York: People’s Institute Publishing Company, 1924/1925.
  35. Crossley A. Paul Terry Cherington. 1876–1943 // Pioneers In Marketing / Ed. by J. S. Wright, P. D. Dimsdale, Jr. Atlanta: School of Business, Georgia State University, 1974. P. 29–31.
  36. Converse J. M. Survey Research in the United States: Roots and Emergence, 1890–1960. Berkeley, 1987. P. 89.
  37. Cherington P. T. Advertising As A Business Force: A Compilation of Experience Records. New York: Arno Press, 1913.
  38. Cherington P. T. The Elements of Marketing. New York: The Macmillan Co., 1920.
  39. Cherington P. T. Relation Between Colleges and Business // The Journal of Marketing. 1940. Vol. 4. № 2. P. 120–121.
  40. Resor S. Introduction // Cherington P.  T. The Consumer Looks at Advertising. New York: Harper & Brothers, 1928. P. X.
  41. Childs H. L. A Reference Guide to the Study of Public Opinion. Princeton: Princeton University Press, 1934. P. 9.
  42. Cherington P. T. People’s Wants and How to Satisfy Them. New York: Harper & Brothers, 1935.
  43. Link H. Some Milestones in Public Opinion Reserarch // Journal of Applied Psychology. 1947. Vol. 31. № 3. P. 225–229.
  44. Cherington P. T. Opinion Polls as the Voice of Democracy // Public Opinion Quarterly. 1940. Vol. 4. № 2. P. 236.
  45. Cherington P. T. Our Freedoms and Our Opinions // Public Opinion Quarterly. 1942. Vol. 6. № 4. P. 617, 621.
  46. Raymond Rubicam // Current Biography: Who’s News and Why. New York: The H. W. Wilson Co. 1943. P. 637–641.
  47. Rubicam R. Foreword // Lewis J. The 100 Greatest Advertisements. Who Wrote Them and What They Did. New York: Dover Publications, Inc., 1959. P. VIII.
  48. Gribbin G. [Interview] // The Art of Writing Advertising. Lincolnwood, Illinois: NTC Business Books, 1965. P. 57–59.
  49. Daniels D. Giants, Pigmies, and Other Advertising People. Chicago: Crain Communications, Inc., 1974. P. 41.
  50. Lewis J. The 100 Greatest Advertisements. New York: Dover Publications, Inc., 1959.
  51. Ohmer S. George Gallup in Hollywood. New York: Columbia University Press, 2006. P. 36.
  52. Herbert E. S. Raymond Rubicam // The Ad Men and Women / Ed. by E. Applegate. Westport, Connecticut: Greenwood Press, 1994. P. 289.
  53. Young J. O. Adventures in Advertising. New York: Harper, 1948.
  54. Allen C. Eisenhower and the Mass Media: Peace, Prosperity, & Prime- Time TV. Chapel Hill, NC: University of North Carolina Press, 1993. P. 16.
  55. Columbia University and the U. S. Intelligence Community.
  56. Письмо С. Лармона президенту Д. Эйзенхауэру от 18 июля 1952 года. Цит. с разрешения Eigen’s Political & Historical Quotations.
  57. Eisinger R M. The Evolution of Presidential Polling. New York: Cambridge University Press, 2003. P. 85.
Автор: Б. З. Докторов. Подготовка электронной публикации и общая редакция: «Индустрия рекламы».
Источник: Джон Бродес Уотсон. Теория и практика рекламной деятельности. [Электронный ресурс] // Индустрия рекламы. URL: https://adindustry.ru/personnels/1209

Ограничения: Настоящая публикация охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и предназначена только для некоммерческого использования. Копирование, воспроизведение и распространение текстовых, графических и иных материалов, представленных на данной странице, не разрешено.

Персоны
  • Альберт Девис Ласкер
  • Брюс Фэйрчайлд Бартон
  • Волни Палмер
  • Джеймс Уолтер Томпсон
  • Джон Бродес Уотсон
  • Джон Эмори Пауэрс
  • Джордж Баттен
  • Джордж Пресбери Роуэлл
  • Дэвид Огилви
  • Клод Кларенс Хопкинс
  • Раймонд Рубикам
  • Стэнли Барнет Ризор
  • Уильям Чивер Дарси
  • Финис Тейлор Барнум
  • Фрэнсис Уэйленд Эр
Новые статьи
  • Рекламная индустрия
  • Развитие рынка рекламы
  • Социальная реклама
  • Политическая реклама
  • Регулирование рынка рекламы
  • Функции рекламы
  • Виды рекламных агентств
  • Задачи рекламного агентства
  • Выбор рекламного агентства
  • Виды рекламы

Уотсон Джон Бродес — Живи!

Джон Уотсон (John Broadus Watson, 1878–1958)вырос в американском штате Южная Каролина. Его родители не слишком ладили, и, когда мальчику было 13 лет, отец со скандалом ушел из семьи. Мать, женщина по натуре очень властная, решила воспитывать Уотсона в религиозном духе, настаивая, чтобы сын сделал карьеру священника. Против собственной воли Джон Уотсон поступил в баптистский университет в Гринвилле и блестяще окончил его в 1900 году.

В этом же году мать Уотсона умерла. Освободившись из-под ее опеки, Джон резко поменял решение относительно профессии — снова стал студентом, однако на этот раз светского учебного заведения. Он поступил в Чикагский университет, с первого же курса увлекся психологией и за три года не только прошел необходимую образовательную программу, но и успешно защитил ученую степень, став самым молодым доктором наук в истории университета и самым молодым преподавателем. Кстати, диссертация Уотсона («Обучение животных: исследование физиологического развития белой крысы в зависимости от роста и развития ее нервной системы») была первой научной работой, объектом наблюдения которой стали крысы. Впоследствии медицина, физиология и фармакология, как известно, взяли эксперименты Уотсона на вооружение и использовали для опытов именно этих грызунов.

Пять лет спустя Джон Уотсон получил приглашение от Университета Балтимора возглавить кафедру экспериментальной психологии. Там он продолжил свои опыты с животными, а также активно занялся разработкой нового направления, дав ему название бихевиоризм (поведенческая психология). Многие выводы ученых о состоянии психики человека он считал наивными и слепыми отчасти потому, что они основывались на исследованиях процессов мышления и эмоциональных состояний человека. «Иное дело — поведение,— полагал Уотсон.— Здесь все закономерно и объяснимо, все реакции поддаются изучению».

В 1913 году Джон Уотсон издал свою первую книгу «Психология с точки зрения бихевиориста». В ней он не только рассказывал о возникновении тех или иных реакций организма (то есть об особенностях поведения), но и предлагал полностью отказаться от изучения сознания человека, считая, что исследования столь сомнительного предмета превращают психологию в умозрительную и необъективную псевдонауку.

Как ни странно, многие психологи согласились с мнением Уотсона, и бихевиоризм почти сразу получил довольно широкое распространение. Справедливости ради стоит сказать, что в своей работе Джон Уотсон шел параллельным курсом с русским академиком Павловым: оба изучали процессы поведения и факторы, его определяющие, и оба ставили множественные эксперименты (Уотсон по-прежнему на крысах, Павлов — на собаках).

Казалось, Джон Уотсон стоит на пороге великой славы: о нем заговорили в ученых кругах, университет увеличил жалование вдвое и расширил лабораторию для исследований, студенты толпой ломились на его лекции. Однако карьеру на самом взлете остановил громкий скандал: жена Уотсона опубликовала в местной газете письма мужа, адресованные любовнице — юной студентке Розали Рейнер. В итоге Уотсон потерял не только семью, но и университетскую лабораторию и должность преподавателя. После безуспешных попыток устроиться в другие научные центры Уотсону ничего не оставалось, как сменить сферу деятельности: он стал рекламным агентом.

В новой карьере ему невероятно помогали его наблюдения в области поведенческих реакций человека. «Достаточно только найти необходимый стимул,— говорил он,— чтобы спровоцировать у тысяч потребителей желаемую реакцию. Я знаю о стимулах больше всех. Я сам придумал эту теорию и доказал ее эффективность». Джон женился на Розали, и в 1930 году на собственные средства они вместе издали книгу «Бихевиоризм». Несмотря на то, что последующие годы основной деятельностью Уотсона оставалась реклама, он не забросил науку окончательно, но писал исключительно в стол.

Неожиданная смерть Розали в 1945 году стала для Джона самым сильным ударом. Он полностью ушел в себя. Из тех немногих близких, кто продолжал как-то общаться с Уотсоном, некоторые искренне полагали, что от тоски по любимой он попросту сошел с ума. Другие же, наоборот, говорили, что, несмотря на замкнутость, Уотсон по-прежнему активно работает, ставит опыты и много пишет. Скорее всего, правы были последние.

В 1958 году, незадолго до смерти, Джон Уотсон устроил грандиозный пожар во дворе собственного дома — сжег огромное количество бумаг, рукописей, книг. В этом жесте читалась неприкрытая обида. Ведь однажды его с позором выставили из ученого сообщества по нелепейшей, на его взгляд, причине — он полюбил девушку. Оставлять свои труды на благо процветания науки Уотсон не пожелал.

Джон Б. Уотсон Биография — Жизнь американского психолога

Джон Б. Уотсон внес огромный вклад в область психологии. Ему часто приписывают создание школы психологии, известной своим бихевиоризмом. Исходя из этого, такие разные области, как воспитание детей и маркетинг, можно рассматривать через призму бихевиоризма. Уотсон также прославился своим участием в эксперименте «Маленький Альберт». В целом его вклад в эту область был положительным и заслуживающим внимания.

Ранние годы жизни Уотсона

Джон Б. Уотсон родился 9 января 1878 года в Травелерс-Рест, Южная Каролина. Его раннее детство было несколько бурным, поскольку он не разделял страсти своей матери к религии. На самом деле, когда он стал старше, у него развилось несколько враждебное отношение к религии. Его отец, жестокий алкоголик, ушел из дома, чтобы жить с другими женщинами, и это очень разозлило и ожесточило молодого Уотсона.

Мать Уотсона в конце концов продала семейную ферму в сельской части штата и переехала в Гринвилл, который был более городским. Она надеялась, что этот переезд предоставит Уотсон больше возможностей в жизни. Во многих смыслах этот шаг сделал. Живя в более густонаселенном районе, Уотсон увидел более новую и разнообразную группу людей. Можно сказать, что этот опыт помог ему обрести понимание, которое он позже использовал в своей более поздней работе в области бихевиористской психологии.

В отличие от многих других влиятельных фигур в области психологии, Джон Б. Уотсон не был известен своими ранними академическими успехами. На самом деле Ватсон очень плохо учился в школе. У него также было немало дисциплинарных проблем. Тем не менее, он смог поступить в университет Фурмана благодаря помощи матери.

До поступления в университет мало кто давал Уотсон шанс на успех. Учителя считали его ленивым и непокорным. На университетском уровне Уотсон продемонстрировал невероятный прогресс. Он поступил на программу бакалавриата в 16 лет и получил степень магистра к 21 году.0003

Что действительно беспокоило его в то время, так это тот факт, что он знал, что ему совершенно не хватает социальных навыков. У Уотсона было очень мало друзей, и он никогда по-настоящему не понимал, как преодолеть свои социальные слабости и наладить контакт с другими.

Дальнейшая академическая деятельность

Уотсон смог поступить в Чикагский университет. За это время он установил прочные связи со многими людьми на факультете. Его отношения с этими людьми повлияли на его интерес к изучению психологии и помогли в его собственных новаторских начинаниях в исследованиях бихевиоризма.

Его докторская степень. диссертация была посвящена теме белых крыс и их психическому развитию. Корни его взглядов на бихевиоризм присутствуют в этой диссертации.

Вскоре после получения докторской степени Уотсон женился и устроился на работу на факультет Университета Джона Хопкинса. Разразился катастрофический скандал, когда его уличили в романе с ассистенткой-выпускницей. Это привело к его увольнению с факультета, а также к разводу.

Возникновение бихевиоризма

В 1913 году Уотсон опубликовал статью «Психология с точки зрения бихевиориста» . Сложная статья будет продолжаться и объяснять, что за людьми следует наблюдать так же, как изучают животных. В сущности, человека следует рассматривать с точки зрения естественных наук.

Самое главное, он отверг идею, что психология должна основываться на изучении сознания. Он считал, что изучение человеческого поведения более реалистично и надежно. Он продолжил писать книгу на эту тему под названием Бихевиоризм .

Уотсон начал бихевиористский эксперимент с младенцем по имени Альберт, который включал серию эмоциональных тестов, основанных на модифицированных тестах на белых крысах. Младенцу было всего девять месяцев, и некоторые тесты казались очень неподходящими для такого маленького ребенка. Спорные результаты были в конечном итоге опубликованы в выпуске Journal of Experimental Psychology за 1920 год.

Позже Уотсон пойдет дальше и потратит время на гораздо менее спорную область: рекламу. Его исследования в этой области изучали взаимосвязь между маркетингом и бихевиоризмом.

Последующие годы и смерть

Когда ему исполнилось 80 лет, Уотсон получил большую награду от Американской психологической ассоциации за свою работу в этой области. Давно ушедший на пенсию, Джон Б. Уотсон скончался 25 сентября 1958 года в Нью-Йорке.

Джон Б. Уотсон (биография психолога)

Ищете информацию о Джоне Б. Уотсоне и его вкладе в психологию? Вы находитесь в правильном месте. Мы создали биографии для всех самых выдающихся психологов в современной истории!

Кем был Джон Б. Ватсон?

Джон Б. Уотсон был американским психологом, исследователем и писателем, сыгравшим решающую роль в развитии бихевиоризма. В отчете 2002 года Review of General Psychology Уотсон занял 17-е место среди самых выдающихся психологов 20-го века.

Он подчеркнул необходимость для психологов сосредоточиться на событиях и поведении в окружающей среде, которые можно наблюдать и измерять. Исследования Уотсона напрямую способствовали тому, что бихевиоризм стал доминирующей психологической школой в Соединенных Штатах с XIX века.20-х до 1930-х годов.

Ранние годы Джона Б. Уотсона

Джон Бродус Уотсон родился 9 января 1878 года в городе Тревелерс-Рест, Южная Каролина. Его родителями были Пикенс Батлер Уотсон и Эмма Кезия Уотсон. Старшими братьями и сестрами Уотсон были Эдвард, Томас Стрэдли и Мэри Элис. После его рождения у его родителей родится еще двое детей.

Пикенс и Эмма Уотсон потеряли большую часть своего состояния во время Гражданской войны в США. В результате Уотсон и его братья и сестры жили простой жизнью на семейной ферме. Дедушка Уотсона, Джеймс Мэдисон Уотсон, помог основать одну из нескольких баптистских церквей в этом районе. Большинство членов его семьи были набожными фундаментальными баптистами, не курили, не пили и не танцевали.

Мать Ватсона, Эмма, была красивой, сильной, умной женщиной, известной своей преданностью своим детям и своей религии. На самом деле она назвала Уотсон в честь Джона Альберта Бродуса — влиятельного баптистского пастора из соседнего Гринвилля, добившегося общенациональной известности. В детстве Уотсона звали «Бродус», а не «Джон» или «Джон Б.». Эмма надеялась, что Уотсон вырастет и станет баптистским священником.

Религиозное происхождение

Будучи влиятельной фигурой в местной церкви, Эмма была полна решимости содержать своих детей в физической и моральной чистоте. В результате Уотсон подвергся строгому религиозному обучению. Когда он был еще совсем маленьким, медсестра Ватсона сказала ему, что если он когда-нибудь выйдет гулять ночью, дьявол унесет его к черту. Его мать одобрила эту историю, потому что она помогала держать его под контролем, но из-за нее у Уотсона развился сильный страх темноты, который оставался с ним до конца его жизни.

Отец Ватсона, Пикенс, был красивым мужчиной, импульсивным, ленивым и безответственным. Он не разделял ни строгих религиозных убеждений, ни моральных норм своей семьи. Пикенс был известен в обществе как алкоголик и бабник. После рождения Уотсона он иногда оставлял свою семью на несколько недель, чтобы проводить время в глуши со своими двумя «женами» племени чероки.

Несмотря на многочисленные недостатки отца, Пикенс нашел время, чтобы научить Ватсона практическим навыкам, необходимым для поддержания фермы в рабочем состоянии. Уотсон начал ходить в школу в шесть лет, а к девяти уже доил коров и использовал инструменты. К двенадцати годам Уотсон был довольно приличным плотником. Эти навыки очень пригодились ему во взрослом возрасте, когда он работал над своими различными строительными проектами.

Подростковый возраст

Когда Уотсону было тринадцать лет, его отец навсегда ушел из семьи. Уотсон был глубоко обижен и так и не простил отца за то, что он бросил их. Это заставило Уотсона стать более зависимым от своей матери, и они стали намного ближе. В школе он стал более жестоким и бунтарским и часто получал низкие оценки.

Вскоре после отъезда Пикенса Эмма продала ферму, чтобы спасти свою семью от бедности, и переехала в соседний Гринвилл. Она считала, что Гринвилл предложит Уотсону лучшие возможности и образование, чем это было возможно в сельском городке Тревелерс-Рест. В старших классах Уотсон дважды арестовывался — один раз за драку, а другой — за стрельбу в черте города. Тем не менее, Уотсон вскоре остепенился, когда понял, что хорошая успеваемость в колледже важна, если он хочет стать успешным человеком.

Образование

Уотсон поступил в Университет Фурмана в 1894 году, когда ему было шестнадцать лет. Фурман был южной баптистской школой, которая обычно выпускала баптистских служителей. Уотсон смог поступить благодаря влиянию и связям своей матери. Ему также удалось убедить чиновников университета, что он изменил свой мятежный образ жизни.

Находясь в Фурмане, Ватсон стал уделять больше внимания учебе. Но хотя он улучшался в учебе, ни одна из его оценок не была выдающейся. Через два года ему удалось устроиться ассистентом в университетскую химическую лабораторию, чтобы оплачивать школьные расходы. Он также был членом братства Каппа Альфа, однако из-за его плохих социальных навыков у него было мало друзей в колледже.

Когда Уотсону было семнадцать лет, он встретил Гордона Мура в Университете Фурмана. Мур был строгим священником и профессором психологии, взявшим юного Ватсона под свое крыло. На последнем курсе Ватсона в Фурмане Мур поставил ему неудовлетворительную оценку за выпускную работу, из-за чего Ватсон остался в учреждении на пятый год. Когда 21-летний Уотсон закончил дополнительный год обучения, он получил степень магистра в университете, а не степень бакалавра.

Либеральные религиозные взгляды Мура в конце концов привели к тому, что его уволили из Университета Фурмана. Размышляя о своем пребывании в Фурмане, 72-летний Ватсон заявил, что Мур был для него источником вдохновения и что единственная проповедь, которую он слушал в Фурмане, была проповедью Мура, потому что «в ней не было много религии».

После окончания Университета Фурмана Ватсон решил остаться дома, чтобы помогать ухаживать за больной матерью. Он начал обучать детей в однокомнатной школе, которую назвал Институтом Бейтсбурга. Хотя он взял на себя роль директора, он также работал школьным разнорабочим и уборщиком. Его мать скончалась в конце 1900.

Discovering Psychology

Через несколько недель после смерти матери Ватсон решил, что ему необходимо продолжить образование. Он хотел изучать философию, и двумя предпочтительными вариантами были Принстонский университет и Чикагский университет. Когда он обнаружил, что ему нужно уметь читать по-гречески и по-латыни, чтобы поступить на философскую программу Принстона, он сосредоточился на поступлении в Чикагский университет. Рекомендательное письмо от профессора Фурмана Гордона Мура и петиция самого Уотсона к президенту Чикагского университета позволили ему принять его в 1900 изучать философию под руководством Джона Дьюи.

Уотсону не потребовалось много времени, чтобы понять, что карьера в философии не для него. В дополнение к своим курсам философии он решил брать уроки экспериментальной психологии, неврологии, физиологии и поведения животных. Вскоре он заинтересовался разработкой экспериментов по изучению животных в лаборатории. Уотсон получил докторскую степень в области экспериментальной психологии в 1903 году.

Уотсон остался в Чикагском университете после получения докторской степени, потому что этот институт считался интеллектуальным очагом. Он принял должность преподавателя в Университете Джона Хопкинса в 1908 и вскоре после этого был назначен заведующим кафедрой психологии.

Теория бихевиоризма Уотсона

Уотсон впервые опубликовал свою теорию бихевиоризма в 1913 году в статье под названием Психология с точки зрения бихевиориста . В этой статье, которую иногда называют «Манифестом бихевиоризма», Уотсон выступал против изучения сознания и других ненаблюдаемых явлений, которые до того времени были в центре внимания психологии. По мнению Уотсона, озабоченность психологии такими вопросами помешала ей быть признанной законной наукой. Он настаивал на том, что внимание должно быть сосредоточено не на невидимых внутренних состояниях, которые необходимо вывести, а на внешнем, наблюдаемом поведении, которое можно непосредственно измерить. Таким образом, он не видел смысла в изучении скрытых событий, таких как мысли, восприятия и ощущения.

Цель Уотсона состояла в том, чтобы психология рассматривалась как «чисто объективная экспериментальная ветвь естествознания» с целью предсказания и контроля поведения. Вместо науки о разуме Уотсон настаивал на том, чтобы психология стала наукой о поведении. Он также утверждал, что методы, используемые в психологии (например, самоанализ), слишком субъективны и ненаучны. Он выступал за изучение поведения строго объективными методами в строгих лабораторных условиях.

Джон Б. Уотсон о природе и воспитании

В популярном споре о природе и воспитании Уотсон занял твердую и радикальную позицию на стороне окружающей среды. Он отверг инстинктивные и генетические теории человеческого функционирования и пришел к выводу, что все поведение — это приобретенные реакции на стимулы окружающей среды. Уотсон предпочитал классическую теорию обусловливания Ивана Павлова, и она стала краеугольным камнем его подхода. Он считал, что все открытое поведение может быть адекватно объяснено с точки зрения отношений стимул-реакция без необходимости рассмотрения внутренних психических процессов.

Далее Уотсон утверждал, что многие виды поведения, которые считаются наследственными, на самом деле формируются в результате раннего детства. Например, он не считал музыкальные и спортивные способности унаследованными, а полагал, что они развиваются благодаря родительскому поощрению и подкреплению.

Самая известная цитата Джона Б. Уотсона 

Уотсон считал, что младенцы появляются на свет как чистые листы и могут быть обучены, чтобы стать теми, кем вы хотите, независимо от их генетической структуры. Он был настолько убежден в этом, что смело заявил:

«Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформированных, и мой собственный определенный мир, в котором я буду их воспитывать, и я гарантирую, что возьму любого наугад и обучу его, чтобы он стал любым специалистом, которого я выберу — доктором. , адвокат, художник, купец-главнокомандующий и, да, даже нищий и вор, независимо от его талантов, склонностей, склонностей, способностей, призваний и расы его предков».

Взгляд Уотсона на эмоции

Уотсон рассматривал эмоции как не более чем физиологические реакции на раздражители окружающей среды. Согласно этой точке зрения, когда человек сталкивается с определенными раздражителями, запускаются определенные физиологические изменения, и эти изменения связаны с явными телесными реакциями. Например, Уотсон заметил, что у младенцев страх связан с задержкой дыхания, закрытием глаз и плачем. В своих работах об эмоциях Уотсон не принимал во внимание индивидуальное восприятие стимулов, внутренних ощущений или субъективных чувственных состояний. Эти ненаблюдаемые события не считались важными.

Уотсон считал, что люди рождаются с тремя основными эмоциями — страхом, гневом и любовью. Считалось, что все остальные эмоции развиваются из этих трех. Уотсон предположил, что базовые эмоции не приобретаются и вызываются определенными стимулами. У младенцев страх вызывается громкими звуками и внезапной потерей физической поддержки, ярость вызывается ограничениями в движениях, а любовь вызывается поглаживанием, раскачиванием или похлопыванием младенца. Уотсон считал, что в процессе обусловливания эти эмоции могут впоследствии ассоциироваться со стимулами, которые изначально их не вызывали.

Эксперимент с Маленьким Альбертом

Чтобы продемонстрировать, как эмоции могут привязываться к стимулам, которые изначально их не вызывали, Уотсон и его аспирант Розали Рейнор провели одно из самых известных (и противоречивых) исследований. в истории психологии. Объектом эксперимента был 11-месячный младенец по имени Альберт.

В начале эксперимента рядом с Альбертом была помещена белая крыса, которую она привлекла. Он не проявлял никакого страха по отношению к животному. Однако, когда он начал тянуться к крысе, Ватсон ударил молотком по металлическому пруту позади него. Громкий, внезапный шум испугал маленького Альберта, заставив его подпрыгнуть и упасть вперед. Когда он потянулся к крысе во второй раз, в прут снова ударили, и он задрожал. Когда это произошло в третий раз, Альберт заплакал.

К седьмому соединению белой крысы с громким шумом Альберт проявлял страх в присутствии крысы, даже когда шум отсутствовал. Увидев крысу, он тут же заплакал и быстро уполз. Месяц спустя страх Альберта все еще присутствовал. Исследователи также обнаружили, что его страх распространился на других белых пушистых животных и предметы, включая кролика, собаку, шубу и маску Санта-Клауса.

Как вклад Джона Б. Уотсона в психологию влияет на современную практику?

Конечно, сегодня такое исследование вряд ли одобрит комитет по этике. Тем не менее, он ясно демонстрирует, как людей можно заставить вызывать эмоциональные реакции на ранее нейтральные стимулы. Уотсон пришел к выводу, что это механизм, с помощью которого развиваются все взрослые эмоции.

Уотсон и Рейнор намеревались обратить страх Альберта вспять, но не получили возможности сделать это, так как его забрали из больницы, где он находился. Под наблюдением Уотсона другая аспирантка, Мэри Кавер Джонс, позже продемонстрировала, как можно успешно избавиться от детского страха с помощью методов контробусловливания.

Мысли Уотсона о воспитании детей

В книге, выпущенной в 1928 году, Психологическая помощь младенцу и ребенку, Уотсон изложил свои взгляды на тему воспитания детей. Несмотря на его акцент на важности воспитания для человеческого развития, его подход к воспитанию детей был совсем не заботливым. Уотсон считал, что с детьми следует обращаться как с молодыми людьми, и советовал родителям не обнимать и не целовать своих детей и не класть их на колени. Вместо этого он предложил им пожать руку своим детям или погладить их по голове в знак признания их достижений.

Уотсон не терпел сентиментальности в отношениях родителей и детей и дошел до того, что сказал, что материнская любовь — это «опасный инструмент, который может нанести ребенку незаживающую рану». Он предупредил родителей, что если они будут чрезмерно нежными, их дети не смогут стать ответственными, независимыми или успешными в жизни.

Применение теории Уотсона

Уотсон сыграл важную роль в развитии школы бихевиоризма, и его работа оказала непреходящее влияние на область психологии. Его наследие можно увидеть в нынешнем акценте на экспериментах и ​​других объективных методах исследования среди современных психологов. Он также помог сделать обучение ключевой областью исследований и приложений. Хотя его крайняя позиция в споре о природе и воспитании была отвергнута, важность, которую он придавал опыту и окружающей среде во время разработки, продолжает находить отклик в этой области и сегодня.

Уотсон был первым, кто продемонстрировал, что многим из наших эмоциональных реакций можно научиться, в частности, в процессе классического обусловливания. Если такие реакции выучены, их также можно разучить, как позже продемонстрировали он и Мэри Кавер Джонс. Психологи сегодня применяют эти знания в своей работе с клиентами, которые испытывают фобии и другие негативные эмоции. С помощью методов контробусловливания, таких как систематическая десенсибилизация , беспокойство, испытываемое в присутствии объекта страха, заменяется более положительными эмоциями. В тех случаях, когда положительные эмоции связаны с нежелательным поведением (например, с курением), также может использоваться контробусловливание. В терапия отвращения , например, нежелательная реакция неоднократно ассоциируется с чем-то неприятным, что в конечном итоге приводит к избеганию этого поведения.

Тип обучения, продемонстрированный Watson, также применялся рекламодателями для улучшения представления людей о своих продуктах и ​​услугах. Например, рекламодатели автомобильной компании могут включать привлекательную женщину в рекламные ролики, ориентированные на мужчин. Идея состоит в том, что положительные эмоции, естественно вызванные привлекательной женщиной, будут ассоциироваться с автомобилем, побуждая зрителей воспринимать сам автомобиль в положительном свете.

Критика теории Ватсона

Несмотря на глубокое влияние Уотсона на область психологии, многие его работы подверглись резкой критике. Среди наиболее распространенных критических замечаний можно назвать следующие:

Работа Уотсон с Маленьким Альбертом, хотя и значительная, была этически сомнительной по нескольким причинам: (1) до сих пор не ясно, получили ли Уотсон и Рейнор информированное согласие от матери Альберта, (2) младенец подвергся сильному стрессу в очень нежном возрасте, (3) исследователи не погасили вызванный ими страх, и (4) после исследования не проводилось последующее наблюдение для обеспечения благополучия ребенка. Есть также некоторые свидетельства того, что Альберт изначально был не совсем здоров, что ограничивало бы степень обобщения результатов исследования.

Чрезмерный акцент Уотсона на наблюдаемом поведении заставил его пренебречь многими внутренними процессами, играющими ключевую роль в функционировании человека. Поэтому его взгляд на человеческое поведение был назван механическим и одномерным.

Позиция Уотсон в споре о природе и воспитании была довольно резкой. Он объяснял вариации человеческого поведения исключительно факторами внешней среды, полностью отвергая влияние наследственных и инстинктивных факторов. Теперь мы знаем, что и природа, и воспитание играют роль в формировании поведения.

Взгляды Уотсон на воспитание детей были ненаучными и, по мнению некоторых критиков, граничили с опасными. Позже Уотсон сожалел о написании своей книги о воспитании детей, признавая, что он недостаточно знал по этому вопросу и что его взгляды не были должным образом подтверждены существующими данными.

Книги, награды и достижения Джона Б. Ватсона

Уотсон написал несколько книг на основе своих исследований. Некоторые из его наиболее известных работ включают:

  • Поведение: введение в сравнительную психологию, 1914
  • Психология с точки зрения бихевиориста, 1919
  • Условные эмоциональные реакции, 1920
  • Бихевиоризм, 1924
  • Психологическая помощь младенцам и детям, 1928

Уотсон был избран президентом Американской психологической ассоциации (АПА) в 1915 году. В 1957 году он получил награду за выдающийся научный вклад от АПА.

Личная жизнь

Джон Ватсон женился на Мэри Икес в 1901 году, когда он учился в аспирантуре. Мэри была студенткой одного из его классов в Чикагском университете и влюбилась в него. У пары родились сын и дочь, которых назвали Джон и Мэри соответственно. Однако спустя годы пара развелась из-за продолжающегося романа Уотсона с его научным сотрудником Розали Рейнер из Университета Джона Хопкинса.

Дело Уотсона попало на первые полосы газет, поскольку его жена Мэри и его любовник Рейнер оба имели политические связи. После того, как Мэри нашла любовные письма от Уотсона в спальне Рейнера, выдержки из писем были опубликованы в балтиморских газетах. Этот роман стал таким отвлечением, что университет попросил Уотсона выбирать между работой и любовницей. После того, как его развод с Мэри был завершен, он оставил Джонса Хопкинса и женился на Рейнер в 19 лет.20. В то время Уотсону было 42 года, а Рейнеру — 21 год.

Роман Уотсона с Рейнером внезапно положил конец его академической карьере. В конце концов он ушел в рекламную индустрию. У Уотсон и Рейнер было двое сыновей. Их звали Уильям и Джеймс. К сожалению, Рейнер скончался в 1935 году в возрасте 36 лет.

Члены семьи часто критиковали Уотсона за то, что он воспитывал своих детей в соответствии со своими бихевиористскими принципами. Из его четырех детей трое (Мэри, Уильям и Джеймс) пытались покончить жизнь самоубийством. В конце концов Уильям покончил жизнь самоубийством в 1954 после второй попытки. Позже в своей жизни Уотсон сжег очень большую часть своих личных бумаг и писем. Этот поступок лишил более поздних ученых возможности лучше понять раннюю историю бихевиоризма и то, каким человеком был Уотсон.

Когда умер Джон Б. Ватсон?

Несмотря на преклонный возраст, Ватсон по-прежнему был волевым и самоуверенным. Он также все еще был огорчен критикой, которую он получил от своих недоброжелателей. В 1957 году Уотсон был удостоен высшей награды Американской психологической ассоциации за вклад в области психологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *