Как отличить эзотерика от психолога?
Когда мы сталкиваемся с «советами психолога» на каком-нибудь сайте, то упоминание науки вызывает доверие, не так ли? Критичность восприятия у нас сразу снижается и появляется ученическая внимательность: «Что там ученые говорят? Послушаю, уму-разуму поучусь».
А если это не просто статья, а целый сайт практического психолога или «академия» какая-нибудь — куча книг написана автором, масса курсов и тренингов? — Доверие увеличивается в десятки раз, и нам даже в голову не приходит усомниться в его научной компетентности.
Но в реальности, как говорил доктор Хаус, «все лгут». Не все то, что называется психологией имеет к психологии отношение. Недавно одна читательница мне призналась, что прочитала массу психологов, и они ей не помогли. На мой вопрос: «Каких именно психологов она читала?» были перечислены… эзотерики всех мастей! И этот случай не единичен.
К сожалению, «рынок психологических услуг» функционирует по законам рынка. Спрос есть, деньги люди платить готовы, а критичность мышления низкая — можно пользоваться. Если люди клюют на слово «психология», то почему бы не продавать эзотерику под брендом психологии? Потому эзотерики не всегда прямо признаются, что они проповедуют эзотерические идеи, но выдает их очень многое, если внимательно смотреть. Разберемся, как отличить эзотерику от психологии.
Психология или эзотерика?
Зачем отличать эзотерику от психологии? Во-первых, ради порядка в голове. Психология — это наука. Может быть, имеющая свои проблемы и противоречия, как и любая развивающаяся наука. Да, в ней много различных школ и направлений, иногда не согласных друг с другом по ряду вопросов, но одно их объединяет — научный подход. В ней есть и своя научная этика, а, как медицинская наука, она заботится о психологическом здоровье человека.
Эзотерика — совсем иное дело. Эзотерика родилась из магии и оккультизма, опирается она мифы и суеверия, ее методы основаны на фантазиях на древних тайных магических учениях. Нет там никаких методов, на самом деле, — просто прочитал человек парочку книжек эзотерических, практики поделал, а потом его озарило — и пошел вещать «истину» на всю сеть. И это еще в лучшем случае. В худшем — просто денег заработать хочет на человеческих проблемах и легковерии.
Но самое страшное, эзотерика заботится не о здоровье человека, а о его успокоении в иллюзиях. Что тут плохого? Во-первых, в большинстве случаев эзотерика — банальное шарлатанство. Эзотерические «гуры» одной областью практической психологии владеют точно — они отлично знают, на какие кнопочки и как надавить, чтобы люди поверили и пошли за ними, и виртуозно используют наши страсти и слабости. Попросту — дурят нам головы, используя те же методы манипуляции сознанием, какие используют сектанты, например.
Во-вторых, для состояния психики и с точки зрения развития личности, эзотерика далеко не безобидна. Да, она любит цветисто говорить о «развитии», «личностном росте» и т. п. Но реально ведут наши эзотерические «психологи» своих адептов совсем в другую сторону. Либо в деструктивные культы, разрушающие личность напрочь (для них даже есть название — психокульты), либо просто в сторону деградации с различными осложнениями: от застревания в инфантильности, прогрессирующих неврозов и потери нравственных ориентиров в легких случаях — до депрессий, суицида и серьезных психических расстройств в тяжелых.
Если интересно, почему это так, и каким образом с виду безобидные советы эзотериков приводят к таким печальным последствиям, предлагаю почитать о сути эзотерики. Сегодня я хочу лишь составить памятку по психологической безопасности. Современный человек должен уметь различать признаки оккультизма / эзотерики в книге, статье, рекламном объявлении и, конечно, при обращении к психологу. Чтобы понимать, с чем именно он имеет дело и делать сознательный выбор, и чтобы уберечь свою душу от их тлетворного влияния не удивляться последствиям.
Памятка по психологической безопасности
Несмотря на кажущееся разнообразие эзотерических школ и направлений, у них очень много общего. Они поразительно единодушны и в методах, и в теории, как будто списывают их друг у друга. Возможно потому, что источники у них одни, а может, просто некоторые расхожие басни и идеи пользуются спросом, а они этим пользуются. Как же отличить эзотерика от психолога?
Логично обратить внимание на образование автора. Да, зачастую «официальное» психологическое образование у таких гуру отсутствует, а вместо него есть несколько дипломов и сертификатов эзотерических же «академий» и «университетов». Также очень часто у них имеется в списке образовательных регалий что-нибудь связанное с бизнесом, рекламой, управлением и непременно курсы НЛП. Это наводит на мысли, высказанные выше — мастера они своего дела 🙂
Но бывает и хуже. Вроде, есть у человека образование психолога, а говорит он при этом нечто совсем психологу неподобающее. Не знаю, что тому виной — или образование получено было лишь «для галочки», или гуру просто беззастенчиво обманывает, что у него есть диплом. Но факт в том, что диплом психолога — точно не показатель причастности всего, о чем говорит его обладатель, к реальной психологии.
Признаки эзотерики. Эзотерик, в отличие от психолога:
- Советует останавливать сознание или следовать «потоку», «слушать сердце». Скептическое отношение к разуму и сознанию — визитная карточка эзотериков. Они обычно считают разум помехой, от которой надо освободиться, «отключить голову».
- Это не мешает им говорить об «осознанности». Подразумевается под совсем не сознательность, а либо просто фокус внимания на текущем моменте/действии, либо взгляд на себя и мир через эзотерические очки и «непосредственное знание о самом себе (как о предмете познания), полученное напрямую из первоисточника — глобального Сознания — и не подвергнутое умственным интерпретациям и искажениям».
- Вещает о том, что «подсознание знает все», и именно в нем надо искать и ответы, и решения, обращаясь к нему, как к оракулу. Маскируясь под психологов, эзотерики используют некоторые термины психологии, но в несколько ином значении, что сразу ясно из контекста.
- Утверждает прямую взаимосвязь между нашими мыслями и нашей жизнью, позволяющую якобы моделировать жизнь силой мысли. Всем знакомая идея «материальности мысли», изложенная в известном фильме «Секрет». Разновидность: т.н. «закон притяжения», гласящий, что мы якобы «притягиваем» к себе обстоятельства и людей.
- Учит «привлекать» деньги или стать «денежным магнитом», развивать свои личный магнетизм для «привлечения» нужных людей, обстоятельств и пр.
- Рекомендует медитации, визуализации, аффирмации, мантры, мудры, создавать мыслеформы, рисовать мандалы и проводить прочие ритуалы, которые якобы помогут изменить реальность.
- Говорит о влиянии планет (гороскопах), придает значение астрологии, китайскому календарю, календарю майя, нумерологии и т. п.
- Говорит о «солнечной» или «лунной» энергии. Вообще оперирует понятием «энергия» в основах своего учения, будь то энергия ци, кундалини, биоэнергетика, информационно-энергетические поля, женская энергия или просто «энергия» не в смысле приподнятого настроения и способности действовать, а как самостоятельная сила / субстанция.
- Упоминает чакры, биополя, ауру, тонкие уровни, различные «силы», карму, прошлые жизни, эру Водолея, Космический разум
- Говорит о Вселенной (с большой буквы), о законах Вселенной и о взаимодействии / общении с ней так, как будто Вселенная — это нечто живое и разумное.
- Призывает вернуться к Природе (часто тоже с большой буквы), пробудить свою природу, раскрыть ее и т. п. Чаще всего это не просто природа, а природа пола — женская, например. Учит как стать Женщиной (обязательно с большой буквы), как раскрыть, пробудить или развить Женственность.
- Придерживается идеи принципиального различия между мужчиной и женщиной, их якобы различной «природы», определяющей как разную структуру психики / мозга / характера, так и предзаданные этой природой «роли». Это один из самых простых маркеров — эту идею разделяет и транслирует каждый эзотерик, как только речь заходит об отношениях. В то время как нормальный психолог знает, что наука никакой прирожденной разницы между мужчиной и женщиной в области психики или сознания не находит.
- Организует общение с «предками», призывает им поклоняться, говорит о Роде с большой буквы, о связи с родом, родовых программах и т. п.
- Использует системы цигун, фен-шуй, руны, И-Дзин, карты Таро, хирологию и прочие гадания на кофейной гуще.
- Любит ссылаться не на ученых-психологов, а на «древнюю мудрость» и религиозные тексты (преимущественно индийские).
- Рассуждает о том, что Бог один и различия в религиях не имеют значения, и вообще Бог — это иносказательный символ некоей «силы» внутри нас. Типа бог внутри нас — его нужно просто найти и пробудить, а гуру в этом поможет.
- Говорит о волшебстве, магии, чудесах, «пространстве любви», называет слушательниц «волшебницами», обещает сделать их Богинями
- Любит говорить о «гармонии» и «единении» в разных формах и щедро обещать помочь их достичь.
- Обещает, что с помощью его системы вам откроются все неизвестные никому доселе тайны бытия, решатся все проблемы и наступит абсолютное и нерушимое счастье — всего за один короткий курс!
- Поминают всуе квантовую физику и вообще что-то «квантовое». Если это не статья по действительной физике, конечно.
- Именуется «практическим психологом», при этом скептически отзывается о науке. «Женский тренер», «женский коуч», «эксперт по отношениям» — обычно тоже они.
- Ему очень нравится писать многие слова в большой буквы — к месту и ни к месту. Большая буква, похоже, указывает на культовое значение того, что скрывается за словом 🙂
Эзотерики, выдающие себя за психологов, часто разглагольствуют о «духовности», именно к этой области относя свои неизвестные науке знания, которые я перечислила. Очень удобно! Духовность — понятие в общественном сознании окруженное ореолом чего-то высокого, но размытое, поэтому можно за нее выдавать что угодно.
В некотором смысле они здесь даже правы — эзотерика действительно имеет отношение к духовности. Только вот духовность бывает разная — не всякая духовность приобщает человека к вершинам духа, может быть и совсем наоборот…
Как Вы можете заметить, вышеперечисленные маркеры можно обнаружить практически в любом современном тренинге, особенно женском.
Мистика вошла в нашу жизнь, как нечто, само собой разумеющееся. И эзотерика с психологией в общественном сознании так смешалась, что надо быть очень внимательным, чтобы их не спутать.Достаточно даже одного из перечисленных мной признаков, чтобы заподозрить неладное. А уж если их несколько, то можете быть уверены, что имеете дело не с психологией, а с эзотерикой.
Для иллюстрации приведу реальное письмо, пришедшее мне в рассылке. Просто классика жанра:
приглашаем вас на очередную лунную встречу, посвященную Полнолунию
“Полнолуние. Тайны любви” 6 декабря, 20:00 МСК
C Луной связано все скрытое, тайное, ушедшее в подсознание и являющееся отражением внешних сил. С Луной связаны кармические ритмы, но она же способна помочь распутать узлы проблем, коренящиеся глубоко в нашей психике, помочь адекватно реагировать на окружающий мир и избежать досадных ошибок.
Лунные ритмы воспринимаются нами на бессознательном уровне. Чем бы мы ни занимались, мы постоянно пребываем в энергоинформационном потоке Луны. Таким образом, все в нашей жизни – случайные стечения обстоятельств, взаимоотношения с миром, наш покой и наши страхи, наши победы и поражения – в той или иной степени подчиняется ночному светилу. У женщины, живущей в гармонии с лунными ритмами, все проблемы решаются как бы сами собой, не требуя напряжения сил для борьбы с трудностями.
В ПОЛНОЛУНИЕ расцветает эмоциональность, способность сосредотачиваться снижается. ОТЛИЧНО! Воспользуемся этим качеством Луны и отпустим на время наш постоянно работающий Ум и начнем активно слушать и чувствовать своим Телом.
Как думаете, с кем эта встреча, с колдуньей 80 уровня или со жрицей Луны? Ан нет, ведущая — «психолог, частный психотерапевт, автор женских трансформационных тренингов». Базовое образование: Санкт-Петербургский Государственный Университет, факультет Психологии и Уральский Государственный Экономический Университет, факультет Управления и Экономики.
Но текст письма говорит о том, что образование психолога, если оно и было, автором давно и прочно забыто.Эзотерическое учения и авторы, выдающие себя за психологов:
- Ведическая психология. Авторы: А. Хакимов, О. Торсунов, С. Серебряков, О. Гадецкий, О. Валяева, Р. Нарушевич, В. Рузов, М. Таргакова… — имя им легион. Но если встретите «ведического психолога», то будьте уверены, что он не имеет никакого отношения ни к психологии, ни даже к индийским Ведам. Они все являются членами деструктивного культа ИСККОН — Международного Общества Сознания Кришны. Кришнаиты обычно называют себя «вайшнвами», но сути это не меняет. Проектов у этой секты множество, например, международный образовательный проект «психология третьего тысячелетия»
- «Институт самовосстановления человека» или Центр М. С. Норбекова. «Психологов», работающих по этой системе много, и они обычно не скрывают свое причастности к системе Норбекова, а даже гордятся этим.
- Лууле Виилма
- С. Н. Лазарев Книги: «Диагностика кармы», «Человек будущего» и др.
- Луиза Хей
- «Школа здоровья и радости доктора» Синельникова. Книги В. Синельникова, и услуги преподавателей его школы, соответственно
- «Звенящие кедры России» или «Анастасия» Владимира Мегре. Организация и одноименная серия книг
- Центр Александра Свияша по осознанной самотрансформации личности «Разумный путь». Книги и тренинги Свияша и его учеников
- Мастерская успешной жизни Николая Смирнова, его книги и тренинги
- Хелен Анделин, уже знакомая вам по книге «Очарование женственности»
- Академия взаимоотношений Олега Фролова, ее преподаватели и их материалы
- Школа ДЭИР (Дальнейшее Энерго-Информационное Развитие) Д. С. Верищагин
- Практика целительства Рейки
- Джон Кехо. Книга «Подсознание может все» и другие
- Академия частной жизни Ларисы Ренар
- Юлия Пряхина, Маргарита Мураховская, Лиза Питеркина и прочие жрицы культа женственности
- Наталия Правдина
- Лиз Бурбо
- Анатолий Некрасов
- Светлана Пеунова
- Майкл Ньютон
- Дипак Чопра
- Татьяна и Виталий Тихоплав и их «Научная эзотерика»
- «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» Джона Грэя
- Тренинги Павла Ракова
- Тренинг-центр (Школа семейного счастья) Сергея Хохлова
- Герман Смирнов, координатор Университета Единства, основатель фестиваля «Истоки Радости»
- . ..
На грани эзотерики и психологии. Эзотерики часто хвастаются дипломами этих школ:
- Аналитическая психология К. Г. Юнга. К сожалению, работы одного из столпов психологии, всю жизнь посвятившего изучению оккультизма, все-таки больше имеют отношения к эзотерике, чем к психологии, и потому его именем так любят спекулировать эзотерики, называя себя «юнгианцами».
- Трансперсональная психология. Авторы — Кен Уилбер, С. Грофф
- Системно-семейные расстановки по Хеллингеру
Совсем «духовные» эзотерики, которые психологами себя не называют:
- Ошо
- Шри Аурабиндо
- Карлос Кастанеда
- «Живая этика» Рерихов
- Теософия Е. Блаватской
- Вадим Зеланд «Трансерфинг реальности»
- Владимир Жикаренцев и его «Школа мира»
- Школа волшебников «Симорон»
- Школа Причинности В.П. Гоча
- «Роза мира» Даниила Андреева
- «Откровения людям Нового века» Л. И. Маслова
- В.Н. Левашов и его секта Русское Общественное Движение «Возрождение. Золотой Век»
- Уильям Аткинсон (Йог Рамачарака)
- Центр Шри Чинмоя
- …
Лженаучные учения и психокульты:
Кроме откровенно эзотерических учений, есть еще учения лженаучные. Они имеют свой собственный наукообразный язык и потому обычно почти не используют эзотерические термины. Но суть от этого не меняется — к науке, в частности, к психологии, они от этого ближе не становятся, а заморачивают головы людям ничуть не хуже эзотерики.
- Дианетика или сайентология. Автор — Рон Хаббард. Последователей — масса
- НЛП (нейро-лингвистическое программирование) — авторов масса.
- Соционика — лженаука, возникшая на основании учения Юнга, но даже к нему имеющая весьма отделенное отношение
- А. Протопопов, О. Новоселов, Д. Бурхаев и прочие гуру для мужчин, отчасти тоже уже вам знакомые по книге «Женщина. Учебник для мужчин
- «Синтон» Николая Козлова (сайт «Психологос»)
- Лайф Спринг (Lifespring)
- «Академия Тренингов» Ляховицкого
- Мастер Кит (Master Kit) (компания Супер Эго, автор Дарья Трутнева)
- «Дизайн человека» (Human Design)
- «Турбо-суслик» Дмитрия Леушкина
- . ..
Извиняюсь, если я задела чьи-то религиозные чувства или симпатии, упомянув любимого автора. Вы вольны верить во что угодно. Эта статья всего лишь обозначает границы между психологией и эзотерикой для тех, кто мог нечаянно попасться на удочку шарлатанов шаманов в шкуре психологов. Этот проект посвящен развитию личности, и мой долг — предостеречь вас от того, что этому развитию вредит. На закуску: статья психиатра о магическом мышлении — кстати, вообще полезный сайт, рекомендую.
Я перечислила здесь пока только те учения и авторов, которые мне вспомнились. Если Вы еще кого-то добавите к списку, то скажу спасибо! Если сомневаетесь относительно какого-то автора — пишите, будем разбираться, эзотерик он или честный психолог. Жду ваших отзывов и дополнений! И ждите продолжения темы, само собой — об эзотерике мне еще много есть чего сказать.
P. S. Чтобы на вас не напало уныние от того, что теперь непонятно кому верить — кругом одни эзотерики, вот мой список книг по психологии для развития личности. Конечно, это только примеры и далеко не все. Но не так уж все плохо «в датском королевстве» — есть не только нудно-научные, но популярные книги по психологии, написанные простым и даже увлекательным языком — и без всякой эзотерики!
© Надежда Дьяченко
Решение проблемы или побег от нее? Эзотерика vs психология
Блоги
Александр Рязанцев
Про психологию много мифов. Про эзотерику тоже. Психология ставит глобальную цель — помочь человеку, дать ему свободу от травм и обид. Эзотерика обещает найти решение любой проблемы.
Где правильный путь? Давайте будем реалистами и разберем отличия эзотерики и психологии с научной, доказательной точки зрения.
Мне периодически встречаются такие комментарии: «Знаете, я была у трех известных «психологов», перепробовала все дыхательные практики, наизусть знаю гороскоп на год, но толка никакого» или «Не пойду я больше ни на какие курсы по психологии. Надоели мне разговоры про луну, чакры и космос!».
Проблема в том, что эти люди столкнулись не с психологами, психотерапевтами, а с эзотериками. Ожидали они от терапии разбор внутреннего мира, а получили немного мистики. Часто книги и тренинги по эзотерике маскируются под психологию.
Потому что формула «научность + мистика» хорошо продается. Люди, с одной стороны, тянутся к тайным знаниям. С другой – боятся их. А тут им предлагают и тайну, и науку, и решение проблем.
Что такое эзотерика?
Это система взглядов о мистической сущности жизни. Она близка магии и вере в чудеса. Часто эзотериками становятся увлеченные мистическими идеями, находящиеся в поиске высшего смысла жизни люди. В худшем – умеющие играть на страстях и слабостях мошенники, желающие заработать на наших проблемах и наивности. Несведущему человеку отличить одних от других сложно.
Психологическая безопасность.
Чтобы избежать негативных последствий взаимодействия с эзотериками, внимательно изучите мою памятку.
Как сантехник не поймет, верно ли сделана проводка, так и человеку без специальной подготовки трудно определить надежность и профессионализм эзотерика как психолога. Поэтому безопаснее избежать тесного общения.
Если найдете что-то похожее на пункты из списка, вам встретился эзотерик:
- Советует плыть в потоке сознания, избавиться от любого влияния разума;
- Учит «магии»: влиять мыслями на жизнь, привлекать деньги, женщин, мужчин, власть;
- Использует мантры, фен-шуй, карты Таро;
- Сверяется гороскопами, календарем Майя;
- Обращается к солнечной, лунной и другим энергиям;
- Работает с чакрами, аурами, кармой, уровнями, прошлыми жизнями;
- Просит следовать законам Вселенной и вернуться к Природе (именно с большой буквы), говорит о чудесах, обещает сделать богиней;
- Вставляет слова «духовность» и «единение» по поводу и без;
- Обещает раскрыть тайные знания.
Как тогда решить свои проблемы, спросите вы? Перестать ругаться с мужем, бояться темноты и собеседований. Найти общий язык с детьми и родителями. Избавиться от регулярных простуд, болей в сердце, которые не может вылечить ни один кардиолог, панических атак, хронической усталости.
Нужно прийти к обычному психотерапевту. С соответствующим образованием, опытом и конкретными результатами работы.
В чем отличие психотерапии от эзотерики?
- Опирается на науку, исследования, есть доказательная база.
- Придерживается этических норм психотерапии. Не дает советов, обязательных к выполнению.
- Дает осязаемый результат – решение конкретного запросы клиента.
- Помогает стать цельной личностью: адекватно реагировать на стресс, спокойно общаться с разными людьми, решать конфликтные ситуации, научиться уважать и ценить себя и других.
- Учит жить сейчас, перестать оборачиваться в прошлое, избавиться от подавленных эмоций, страхов, психологических травм.
- Избавляет от проблем с телом (если говорим о телесной терапии): зажимов, болей, психосоматических заболеваний.
#психология, #как жить, #общество, #здоровье, #санкт-петербург
Эзотерическая психология и психология мотивации, Рон Ньюболд
Таблица Содержания
By Ron Newbold
9002 RONTRON RONTROLE .SEROLE 2.10024 RONTROLE RONLERALE RONLER . Центр европейских исследований Университета Аделаиды, Южная Австралия. Он заинтересовался мотивационной и эзотерической психологией как средством лучшего понимания истории. В настоящее время он исследует некоторых первых сторонников теории хаоса, и с ним можно связаться по электронной почте [email protected].В европейской традиции рассуждения о том, что заставляет людей вести себя так, а не иначе, восходят, как и многое другое, к грекам. Какие мотивы движут, ориентируют и выбирают поведение? Один из ответов на проблему, эпикурейский, был по сути гедонистическим, то есть люди естественным образом искали удовольствия и избегали боли. Стремление к удовольствию и избегание боли можно рассматривать как потребности. У людей есть потребность делать то, что максимизирует их комфорт и удовольствие или сводит к минимуму дискомфорт и боль. Такое убеждение послужило основой для многих психологических размышлений о мотивации в 20 веке. Однако способы избегания боли и стремления к удовольствию превратились в множество различных потребностей, поскольку было признано, что конкретное действие или форма поведения могут иметь множество причин; Сам по себе гедонизм был слишком упрощенным объяснением сложности человеческой мотивации.
Большой прогресс в изучении мотивации
Большой прогресс в изучении мотивации произошел в 1938 году с публикацией Генри Мюррея «Исследования личности». Мюррей выделил 20 потребностей, которые управляют или мотивируют поведение человека. Он определял потребность как «силу, организующую восприятие, апперцепцию, мышление, волевой акт и действие таким образом, чтобы трансформировать в определенном направлении существующую, неудовлетворяющую ситуацию» (Робинсон 1992: 220) и считал, что наличие этих потребностей лучше всего было извлечено из бессознательного при изучении спонтанного воображения, проявляющегося в свободных ассоциациях, фантазии и творческой работе. Он разработал ряд методов для выявления наличия потребностей, а не Блайт Тематический апперцептивный тест, и принял во внимание влияние давления окружающей среды на их выражение. Суть этой работы заключалась в измерении силы мотивов, а не в перечислении личных характеристик и построении синдромов. Три потребности Мюррея были разработаны и исследованы такими последователями, как Аткинсон (1958), Макклелланд (1961, 1975, 1985) и Винтер (1973). Эти три аспекта — потребность во власти, принадлежности и достижениях — близко соответствуют трем лучам аспекта эзотерической психологии. В течение следующих четырех десятилетий теория и эксперимент ряда психологов иллюстрировали и объясняли функционирование этих трех потребностей на индивидуальном и общественном уровнях. Именно их работам и посвящена данная статья. Хотя признается, что эти потребности имеют различные уровни и аспекты, они по существу ориентированы на личность, и в объяснениях поведения отсутствует многоуровневый подход, предлагаемый эзотерической психологией; они соответствуют лишь некоторым чертам, типичным для любого луча, как будет видно ниже.
Мотивационная и эзотерическая психология
Если мы отложим в сторону более ранние теории влечений и полей Халла и Левина, мы обнаружим, напротив, что как мотивационная, так и эзотерическая психология постулируют устойчивый центр или направляют или контролируют операции, которые могут осуществлять степени выбора относительно того, как удовлетворить потребность или выразить лучевой тип или энергию, которая окрашивает составные проводники индивидуума. Эзотерическая психология объясняет выражение личностного луча такими факторами, как степень влияния души, а также присутствие и результирующая комбинация других лучей в строении человека. Чтобы еще больше усложнить картину, влияние лучей может исходить от зодиакальных созвездий и планет, от городов и стран, в которых человек живет, и от лучей, которые циклически проходят через планету в целом. Следовательно, в то время как природа социальной и физической среды может определять ход духовной эволюции человека и способ проявления лучевой энергии, эта среда, в свою очередь, пронизана различными лучевыми воздействиями. Теория мотивационных потребностей утверждает, что сила конкретной потребности может быть временно и устойчиво увеличена за счет стимулов окружающей среды, будь то родители, школа или общество. Например, потребность в достижениях, которая стимулирует большую часть предпринимательской деятельности, может быть усилена обучением и идеологической обработкой. Реклама предлагает ясное свидетельство того, как потребности могут быть созданы и усилены. Более проблематичными являются данные о колебаниях силы потребности на социальном уровне в течение столетия или более. Свидетельства таких колебаний, полученные в результате контент-анализа творческих произведений, таких как искусство, литература и читатели начальной школы, хотя и убедительны, вызывают вопрос, почему они вообще происходят. Что стимулирует их взлет и падение? Можно привести исторические стимулы, такие как война, революция и обнищание, но, в свою очередь, их присутствие необходимо учитывать.
Лучи и Мотивация
Первый Луч:
Первый Луч Воли и Силы, тесно связанный с Законом Синтеза, проявляется по-разному в зависимости от того, действует ли он на уровне души или личности, и имеет свои характерные наваждения, силы , и слабости. По сути, речь идет о цели, направлении, инициативе и применении силы, которые могут привести к широкомасштабному созиданию, а также к разрушению. В положительном смысле его можно увидеть в работе дальновидного лидера или принципиального государственного деятеля. Отрицательно, это проявляется в эгоцентричной жажде власти, безжалостном господстве, неумолимых амбициях и мире недальновидной политики.
Из трех потребностей, тщательно изученных мотивационными психологами, потребность во власти была, пожалуй, наиболее тщательно изучена и проиллюстрирована. Речь идет о том, чтобы оказывать влияние, направлять, организовывать, спорить и наслаждаться статусом. Выстроен сложный портрет того, как люди удовлетворяют свою потребность во власти и, соответственно, справляются со страхом беспомощности. Это может варьироваться от впитывания чувства силы от харизматического лидера (напоминающего преданность Шестому Лучу) или алкоголя до создания чувства самоконтроля и автономии, до проявления лидерства и до отождествления с кем-то и подчинения ему. высшие должностные и благотворительные организации.
Потребность во власти может быть персонализирована для себя или социализирована для других. Стремление к власти в добровольной организации, профсоюзе или студенческом сообществе может быть, а может и не быть прелюдией к политической карьере, но типичные методы обеспечения успеха включают создание союзов и сети обязательств, а также признание и популярность. Умение работать с людьми и привлекать их так же необходимо, как и умение вдохновлять и направлять их.
Комплекс исследований власти как потребности, которую необходимо удовлетворить, позволяет применять эту концепцию практически ко всем сферам жизни. Различия между культурами могут быть освещены тем, как понимается и ценится власть, или, скорее, как удовлетворяется потребность во власти. В академических дискуссиях о власти мало внимания уделяется первому лучевому свойству отстраненности, хотя оно подразумевается в наблюдениях за тенденцией стремящихся к власти избегать или скрывать обращение к экспертной помощи и сдерживать угрозы лидерству в страхе, будучи уникальным, нуждаясь в том, чтобы выстоять. выделяться из толпы и занимать непопулярные позиции. Совсем не подчеркивается синтез и то, почему, наряду с непривязанностью, он так неотъемлемо относится к Первому Лучу, возникающему из интуиции сущностного единства всего и тождества с этим великим единством.
Второй Луч:
Второй Луч любви-мудрости — это путь учителя, связанный с Законом Притяжения. Для него характерны эмпатия, восприимчивость, терпение, терпимость, потребность в общении с другими и сильное чувство общего блага. Его слабости включают боязливость, чрезмерную чувствительность, чрезмерную привязанность к вещам и людям, отсутствие уверенности в себе и слишком большую любовь к тому, чтобы его ценили. Потребность быть любимой может привести к компромиссу честности, трудностям в отказе, страху одиночества и нежеланию принимать трудные решения. Потребность в принадлежности, рассматриваемая как потребность в общении и наслаждении друзьями, изучена наименее тщательно из основных потребностей; потребность в близости была добавлена к нему, чтобы дать более полную картину того, что можно рассматривать как ответ на страх быть отвергнутым и одиночеством.
В потребности интегрироваться, быть с людьми и общаться с ними, а также в потребности быть любимым и избегать конфронтации прослеживается явная близость с аспектами Второго Луча. Примечательно, что людей с высокой потребностью в принадлежности иногда не очень любят, как будто чувствуется и отвергается тяга к одобрению, заискиванию и недостатку честности, связанная с поиском привязанности. В более позитивном плане потребность в принадлежности может породить лояльность, доброту, благожелательность, бескорыстие, склонность к написанию писем и членству в клубах, готовность прощать и сострадательное чувство товарищества. Согласно анализу инаугурационных речей президента США, наивысшим показателем аффилированности стал Джеральд Форд, единственный, кому не пришлось вступать в беспощадную предвыборную борьбу, чтобы завоевать свой пост. Он оправдал свое помилование Ричарда Никсона, заметив: «Этот человек достаточно настрадался».
В английской истории религиозные возрождения связаны с ростом национальной потребности в принадлежности, поэтому существует признание связи между религией и ролью проповедника. Чего не хватает в портрете потребности в принадлежности и близости, так это аспекта мудрости второго луча, связи с интуицией, просветления, расширения сознания, посвящения, роли учителя и места Слова Силы второго луча. «Вижу величайший свет», а также обратную сторону стремления к мудрости, чрезмерной поглощенности учебой и холодности по отношению к другим.
Третий Луч:
Третий Луч активного разума — это путь манипулятора, ткача, интеллектуала и экономиста. Это связано с Законом Экономии. Он характеризуется абстрактным мышлением, умственной продуктивностью и ловкостью, планированием и стратегией, исполнительными и деловыми способностями, быстротой речи и движений, многословием, неугомонностью, приспособляемостью и стремлением к эффективности и экономии. Слабые стороны включают в себя чрезмерную критику и рассудительность, заговорщическую хитрость и обман, оппортунизм, любовь к разнообразию, наличие слишком большого количества железа в огне и безразличие к материальным деталям.
Потребность в достижениях, вызванная отчасти страхом неудачи, рассматриваемая как неустанное стремление и занятость, явно включает в себя ряд этих черт. По сути, речь идет о конкуренции, стремлении к совершенству и гордости за результат, преследуемые таким образом, чтобы повысить эффективность. Возможно, лучшая этикетка будет заключаться в том, чтобы делать вещи лучше и быстрее, улучшать операции и достигать максимального результата при минимальном входе. Таким образом, он ищет экономии во всех отношениях и ненавидит ненужные растраты, предпочитая экономить, а не разбазаривать. Победа в соревнованиях, установление рекордов и достижение стандартов мастерства обычно требуют энергии, благоразумия, ума, дальновидности, уверенности в себе и настойчивости; излюбленная арена успешных людей — коммерция.
Предприниматели обычно имеют сильную потребность в достижениях и экономической эффективности и обычно охотно путешествуют. Некоторые также действуют теневыми способами. Греческий бог Гермес был покровителем путешествий и торговли и имел репутацию обманщика. Стремясь добиться чего-то, некоторые могут обманывать (спортсмены, принимающие наркотики) и заниматься грубыми практиками. Кратчайшая линия между двумя точками может быть быстрой и эффективной время от времени, но использование этого маршрута может привести к аморальности, нечестности и беспринципности. Потребность в достижении отражает беспокойное стремление, избегание рутины и динамизм Третьего луча, но не подчеркивает его тенденцию к абстракции. Критика, однако, является конкурентной уловкой; интеллектуальная деятельность и поиск новой информации также могут стать конкурентной ареной.
Третий Луч тесно связан со средствами массовой информации и общением, а также с успехом в таких областях, как наука, бизнес и спортивный тренер, где им помогают убедительность, четкость формулировок и хорошие коммуникативные навыки. В то время как интерес к новизне, двоюродный брат разнообразия, может быть характеристикой третьего луча, практическая изобретательность некоторых успешных людей может быть скорее характеристикой пятого луча.
Сравнение Лучей и Мотивации
Слова Силы Первого и Третьего Лучей, соответственно «Я утверждаю факт» и «Сама Цель есть Я», предполагают силу и динамизм; два луча иногда нуждаются в тщательном распутывании, чтобы подчеркнуть их основное различие. Точно так же легко спутать потребность во власти и достижениях; их существенное различие должно быть очерчено. Они действительно могут накладываться друг на друга, например, когда победа в соревновании дает не только признание, но и власть (золотой призер Олимпийских игр пользуется возможностью баллотироваться на пост), и когда выдающееся достижение оказывает влияние на аудиторию (сооружение лучшей мышеловки увеличивает силу человека по мере того, как мир пробивает путь к двери). Кроме того, каракули отличников имеют как диагональные, стреловидные, так и окольные формы.
Но ориентация власти по существу направлена на настоящее или краткосрочное будущее, и в любом случае мир подойдёт к вашей двери. Власть в далеком будущем особо не в счет. Некоторое планирование, конечно, необходимо, чтобы получить власть, но часто планирование направлено на увеличение существующей власти. Достигающие более ориентированы на будущее, более склонны преследовать отдаленные цели и откладывать удовлетворение, чтобы достичь высокого уровня производительности. Власть может быть более созидательной, чем достижение, когда она подталкивает к смелым инициативам и радикальным инновациям. Он прорывается, а не перестраивается.
Точно так же, как эзотерические психологи размышляют о сочетании лучей в индивидуальном или групповом строении, так и мотивационные психологи исследовали влияние различных уровней потребности, таких как высокий, средний или низкий, во власти, принадлежности и достижениях. (все три или любые два) индивидуально или группами. Баллы по каждому из этих трех мотивов, взятые из инаугурационных речей президента США, проливают свет на характер каждого президентства. Многие политические лидеры испытывают сильную потребность во власти; те, у кого также низкая потребность в принадлежности, как правило, более безжалостны, чем те, у кого потребность в принадлежности выше. Высокая общественная потребность в членстве может защитить права личности от насилия со стороны правительства. Возвышение потребности во власти в фантастической жизни нации, полученное из художественной литературы, указывает на повышенную вероятность гражданских беспорядков и иностранной войны сразу или вскоре после этого. Всплеск образов достижений может предвещать и быть фактором повышения изобретательности, предпринимательской и экономической активности, как это произошло в Европе пятнадцатого и шестнадцатого веков. Много было написано о связи между потребностью в достижениях, протестантизмом и капитализмом, якобы взращенным протестантской этикой. Протестантизм возник в шестнадцатом столетии, тогда же взлетел и капитализм. Третий Луч пришел в планетарное проявление в 1425 г.
Наконец, несколько слов о некоторых других потребностях, выявленных Мюрреем и не получивших такого же развития, как власть, членство и достижения. Первый луч может включать потребность в автономии, определяемую как потребность действовать независимо от других или от социальных ценностей и ожиданий. Индикативные прилагательные включают агрессивный, отчужденный, деспотичный, циничный, жестокосердный, индивидуалистический, самоуверенный и самоуверенный. Человек с высоким показателем автономии независим, автономен, напорист, готов проявлять инициативу и вести за собой и часто безразличен к чувствам и предпочтениям других. Также уместна потребность в агрессии, определяемая как участие в поведении, причиняющем вред другим, и обозначаемая такими прилагательными, как высокомерный, деспотичный, жестокий, насильственный, враждебный, сварливый, жестокосердный и нетерпимый.
Второй луч может включать потребность в заботе, определяемую как участие в поведении, которое расширяет материальные или эмоциональные выгоды для других, что обозначается такими прилагательными, как ласковый, признательный, внимательный, сотрудничающий, прощающий, дружелюбный, добрый, лояльный, мягкосердечный , и тепло. Высокие воспитатели могут быть доброжелательны, но слишком внимательны к чувствам и желаниям других.
Потребность в переменах была бы самым полезным дополнением к аспекту достижений Третьего луча. Его типичные прилагательные, определяемые как поиск новизны опыта и избегание рутины, — адаптируемый, изменчивый, любопытный и отвлекающий.
Выставление напоказ говорит о Четвертом Луче, поведение, которое привлекает немедленное внимание других (напоминает о потребности во власти) и которое является притворным, высокомерным, хвастливым, юмористическим, веселым, громким, общительным, уравновешенным, вспыльчивым, эгоистичным. ищущий, нетрадиционный, раскованный и остроумный. Также актуальна потребность в чувствительности, поиске чувственных впечатлений и наслаждении ими, а также проявление подлинного удовольствия от искусства.
Пятый луч, как и первый и шестой, включает в себя аспекты потребности в выносливости, определяемой как настойчивость в любой задаче, решительность, трудолюбие, методичность, кропотливость, терпение, настойчивость, точность, жесткость, серьезность, уравновешенность, самообладание, и заботится об истине. Потребность в понимании охватывает второй и третий лучи, а также пятый луч.
Аспект преданного шестого луча обусловлен потребностью в унижении, выражением чувства неполноценности через самокритику и вину, а также потребностью в почтении, поиске и поддержании подчиненных ролей по отношению к другим.
Седьмой Луч больше всего связан с потребностью в порядке, делая упор на аккуратность, организацию и планирование деятельности. Индикативные прилагательные бывают осторожными, консервативными, преднамеренными, формальными, надежными, суетливыми, логичными, методичными, предсказуемыми и жесткими.
Взаимосвязь между мотивационной и эзотерической психологией
Мотивационную психологию в том смысле, в котором мы ее использовали, иногда называют динамической психологией, потому что она настаивает на том, чтобы людей изучали как динамические, развивающиеся целостности. Она попадает в широкий поток фрейдистской и психоаналитической психологии и отличается от поведенческой, гуманистической и трансперсональной психологии. Она отличается от эзотерической психологии тем, что сосредоточена на исправлении неудовлетворительной ситуации, а не на излучении силы. Работа над властью, принадлежностью и стремлением к достижениям, кажется, находится в относительном замедлении. Может случиться так, что дальнейшая разработка приведет к более тесному совпадению с первым, вторым и третьим лучами.
Сосредоточив внимание на содержании воображения и не принимая во внимание действия, за исключением того, что они открывают окно во внутреннюю жизнь, мотивационная психология может иметь или не иметь особого сходства с эзотерической психологией. Но если назвать мотивы «лучами» и наблюдать за тем, что было обнаружено и опубликовано в книгах и журналах по биологическим наукам, становится ясно, что современные академические психологи, применяя свои собственные методы исследования, разработали таксономию, имеющую много общего с некоторые учения Алисы Бейли и многое делает для их подтверждения.
Как оказалось, большая часть психологической работы, упомянутой выше, проводилась во время или вскоре после того, как книги Бейли составлялись и публиковались. Основы для более полного согласования двух таксономий путем дальнейшего исследования «лучей» порядка, почтения, демонстрации и т. д. уже заложены, хотя 20 потребностей и семь лучей означают, что соответствие всегда будет ограниченным. . Мотивационная психология никогда не сможет сравниться по полноте с сочетанием эзотерической психологии и эзотерической астрологии в объяснении индивидуальных, национальных и глобальных характеристик и колебаний.
Библиография
Аткинсон, Дж. (ред.). Мотивы в фантастике, действии и обществе . Принстон: Ван Ностранд, 1958.
Аткинсон, Дж. Введение в мотивацию . Нью-Йорк: Va n Nost rand, 1964.
Bailey, A. Esoteric Psychology , Vols. Я – II. Нью-Йорк: Lucis Publishing Company, 1936, 1942.
Франкен, Р. Хум и Мотивация . Монтерей: Brook s/Cole Publishing Company, 19.82.
Фьянс, Л. (ред.). Мотивация достижения . Нью-Йорк: Plenum Press, 1978.
McClelland, D. The Achieving Society. Princeton: Van Nostrand, 1961.
McClelland, D. Power: The Inner Experience. New York: Irvington, 1975.
McClelland, D. Hum an Motivation . Пало-Альто: Скотт, Форесман и компания, 1985.
Мюррей, Х. Исследования в Личность . Нью-Йорк: Oxford UP, 1938.
Роббинс, М. Гобелен богов, Том. I и II, Jersey City Heights: University of the Seven Rays Publishing House, 1988.
Робинсон, Ф. История любви. Жизнь Генри Мюррея. Кембридж, Массачусетс: Гарвардский университет, 1992.
Спенс, Дж. (ред.). Достижение и мотивы достижения . Сан-Франциско: Фримен, 1983.
Стюарт, А. (ред.). Мотивация и общество . Сан-Франциско: Джосси-Басс, 1982.
Винер, Б. Теории мотивации . Чикаго: Рэнд МакНалли, 1973.
Винтер, Д. Мотив власти . Лондон: Free Press, 1973.
Copyright 1997 Ron Newbold – Все права защищены.
Эзотерическая психология. Том I
Книги Алисы Бейли
Эзотерическая психология — Том I
Поиск книг в ИнтернетеЭзотерическая психология — Том I
Подразделы:
- КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТРАКТАТА О СЕМЬ ЛУЧАХ
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- Раздел первый — ГЛАВА I — Вступительные замечания
- 1. Три цели изучения лучей
- 2. Жизнь-качество-внешний вид
- 3. Перечисление семи лучей
- 4. Функция христианства
- Раздел первый — ГЛАВА II — Некоторые вопросы и ответы на них
- Вопрос 1. Что такое душа? Можем ли мы определить это? Какова его природа? — Часть 1
- Вопрос 1. Что такое душа. Можем ли мы определить это? Какова его природа? — Часть 2
- Вопрос 2. Каковы происхождение, цель, предназначение и план души? — Часть 1
- Вопрос 2. Каковы происхождение, цель, предназначение и план души? — Часть 2
- Вопрос 3. Можно ли доказать существование Души?
- Вопрос 4. Какая польза от знания о семи лучах?
- Вопрос 5. Что означает: Чувствительность; Сознание или Осознание; Энергия света?
- Раздел первый — ГЛАВА III — Десять основных положений
- Раздел второй — ГЛАВА I — Семь Творческих Строителей, Семь Лучей
- I.