Психологическая теория кратко: 13. Психологическая теория происхождения государства.

Содержание

13. Психологическая теория происхождения государства.

Психологическая теория происхождения государства и права возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX первой половине XX века. Ее наиболее крупные представители –Н.М. Коркунов, З. Фрейд, русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 — 1931 гг.).

Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.

В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования государства только с психологической точки зрения вряд ли возможно.

Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии — такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве.

Государство — явление чрезвычайно многогранное. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Их общее научное осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории, хотя в истории человеческой мысли такие попытки делались, и довольно успешно (Платон, Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Марке, Плеханов).

Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей. Это потребность властвования у одних, и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости потребность послушания, повиновения определённым лицам в обществе, потребность следовать их указаниям. Психологическая теория государства и права рассматривала народ как пассивную инертную массу, ищущую подчинения.

Несмотря на известную теоретическую сложность и «замкнутость» на психологической стороне правовых явлений общественной жизни, многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией государства и права.

1. Место марксистской теории происхождения государства в системе теорий происхождения государства

Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят пред собой.

В середине ХIХ в. возникла марксистская теория происхождения государства. Ее основные постулаты изложены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии», в книге Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Основными причинами происхождения государства основоположники марксизма считали раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что было обусловлено изменениями в экономическом базисе, которые, в свою очередь, привели появлению частной собственности. Все это подорвало изнутри родовое общество. Отсюда они определяли государство как результат прежде всего социально-экономических процессов развития общества. В государстве власть начинает выражать интересы только одной части населения — экономически господствующего класса, который становится и политически господствующим классом. Государство возникает как орудие в руках имущих классов для удержания в повиновении и подавления сопротивления неимущих слоев.

Эта роль государства обеспечивается созданием специальных органов принуждения (армии, полиции, суда, тюрем и др.).

2. Основные положения марксистской теории происхождения государства

Материалистическая (классовая) теория исходит из того, что государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право — обычаям. В материалистической теории государство не навязывается обществу из вне, а возникает на основе естественного развития. В складывающихся новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Поэтому общество, состоящее из экономически неравных  социальных  слоев, порождает особую организацию, которая поддерживая интересы имущих, сдерживает  противоборство зависимой части общества. Такой особой организацией стало государство.

По утверждению представителей материалистической теории оно является исторически преходящим, временным явлением и отомрет с исчезновением классовых различий. Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.

3. Современные оценки марксистской теории происхождения государства

Заслугой марксизма являются постулаты о том, что право — это необходимый инструмент обеспечения экономической свободы индивида, являющийся «беспристрастным» регулятором отношений производства и потребления.

Его нравственные основы в цивилизованном мире учитывают и реализуют объективные потребности общественного развития в рамках дозволенного и запрещенного поведения участников общественных отношений.

Представители других концепций и теорий происхождения государства считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают психологических, биологический, нравственных, этнический и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства.

§ 5. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого

§ 5. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого

Возникновение психологических концепций права было связано с процессом становления психологии как самостоятельной отрасли знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос на рубеже XIX—XX вв., когда в ней возобладали экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные научные школы, разошедшиеся в трактовке психики человека (рефлексология, бихевиоризм, фрейдизм и др.

). Воспринятые социологами и юристами, идеи этих школ положили начало формированию новых направлений в общественно-политической мысли.

Оригинальную психологическую теорию права выдвинул Лев Иосифович Петражицкий (1867—1931) — профессор юридического факультета Петербургского университета, депутат I Государственной думы от партии кадетов. Его взгляды наиболее полно изложены в книге «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (1907 г.). После Октябрьской революции он переехал в Польшу и возглавил кафедру социологии Варшавского университета.

Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике индивида. Юрист поступит ошибочно, утверждал он, если станет отыскивать правовой феномен «где-то в пространстве над или между людьми, в «социальной среде» и т.п., между тем как этот феномен происходит у него самого, в голове, в его же психике, и только там». Интерпретация права с позиции психологии индивида, считал Петражицкий, позволяет поставить юридическую науку на почву достоверных знаний, полученных путем самонаблюдения (методом интроспекции) либо наблюдений за поступками других лиц.

Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий называл «эмоциональная теория» и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходившим из таких понятий, как воля или коллективные переживания в сознании индивидов.

Эмоции служат главным побудительным («моторным») элементом психики. Именно они заставляют людей совершать поступки. Петражицкий различал два вида эмоций, определяющих отношения между людьми: моральные и правовые. Моральные эмоции являются односторонними и связанными с осознанием человеком своей обязанности, или долга. Нормы морали — это внутренние императивы. Если мы подаем из чувства долга милостыню, приводил пример Петражицкий, то у нас не возникает представлений, что нищий вправе требовать какие-то деньги. Совершенно иное дело — правовые эмоции. Чувство долга (обязанности) сопровождается в них представлением о правомочиях других лиц, и наоборот. «Наше право есть не что иное, как закрепленный за нами, принадлежащий нам — как наше добро — долг другого лица».

Правовые эмоции являются двусторонними, а возникающие из них правовые нормы носят атрибутивно-императивный (предоставительно-обязывающий) характер.

Теория Петражицкого безгранично расширяла понятие права. Он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях. Петра-жицкий относил к правовым нормам правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости, этикета и т.п. В его сочинениях специально оговаривалось, что правовые нормы создаются не путем согласования эмоций участников общественных отношений, а каждым индивидом в отдельности: «Переживания, которые имеются в психике лишь одного индивида и не встречают признания со стороны других, не перестают быть правом». На этом основании Петражицкий допускал существование правовых отношений с неодушевленными предметами, животными и нереальными субъектами, такими, как бог или дьявол.

Приведенные высказывания вызвали резкую критику в отечественной литературе. Юристы нередко обращали внимание на абсурдность отдельных выражений Петражицкого, не замечая, что за ними стоит теоретическая проблема. Петражицкий стремился найти универсальную формулу права, которая охватывала бы различные типы правопонимания, известные истории (включая договоры с богом и дьяволом в правовых системах прошлого). Его концепция явилась одной из первых попыток, теоретически во многом незрелой, проследить формирование юридических норм в правосознании.

Многочисленные правовые нормы, создаваемые индивидами, неизбежно вступают в противоречия друг с другом, указывал Петражицкий. На ранних этапах истории способом их обеспечения выступало самоуправство, т.е. защита нарушенного права самим индивидом или группой близких ему лиц. С развитием культуры правовая защита и репрессия упорядочиваются: возникает система фиксированных юридических норм в форме обычаев и законов, появляются учреждения общественной власти (суд, органы исполнения наказаний и т.п.). Монополизируя функции принуждения, государственная власть способствует «определенности права».

Развитие обычаев и законодательства вместе с тем не вытесняет полностью индивидуальные правовые переживания, утверждал Петражицкий. В современных государствах наряду с официально признанным правом существует, по его мнению, множество систем интуитивного права, как, например, право зажиточных слоев, мещанское право, крестьянское, пролетарское, право преступных организаций. Психологическая теория в этом отношении приближалась к идеям правового плюрализма, однако право социальных классов и групп в ней было истолковано индивидуалистически. «Интуитивных прав столько, сколько индивидов», — подчеркивал Петражицкий.

Соотношение интуитивного и официального права, по теории Петражицкого, в каждой стране зависит от уровня развития культуры, состояния народной психики. Россия является «царством интуитивного права по преимуществу». В ее состав входят народы, стоящие на разных ступенях развития, с множеством национальных правовых систем и религий. К тому же, полагал ученый, российское законодательство находится в неудовлетворительном состоянии, а его применение сплошь и рядом подменяется официальным действием интуитивно-правовых убеждений. Петражицкий ратовал за проведение в стране унификации позитивного права, создание полного свода российских законов. Передовое законодательство, по его словам, ускоряет развитие менее культурных слоев общества.

Одновременно Петражицкий подчеркивал недопустимость возведения интуитивного права даже наиболее образованных социальных классов в масштаб для оценки действующих законов. Реформы законодательства, как он полагал, необходимо проводить на основе научных знаний. В связи с этим им выдвигался проект создания особой научной дисциплины — политики права. С точки зрения Петражицкого философия права распадается на две самостоятельные науки: теорию права и политику права. Теория права должна быть позитивной наукой, без каких-либо элементов идеализма и метафизики. Политика права как прикладная дисциплина призвана соединить знания о праве с общественным идеалом, т.е. представить научное решение проблемы, составлявшей содержание прежних естественно-правовых учений.

Петражицкий не оставил подробных рекомендаций относительно практического осуществления политики права. Свою задачу он видел в том, чтобы наметить отправные принципы новой юридической науки, обосновать ее необходимость. Вполне ясно ему было одно: главенствующее положение в правовой политике государства должны занимать не принудительные меры, а механизмы воспитательного и мотивационного воздействия на поведение людей. Лишь с помощью таких механизмов официальное право способно направить развитие народной психики к общему благу.

Общественно-политические идеалы Петражицкого были близки к этическому социализму, получившему распространение в России на рубеже XIX—XX вв. Для современной эпохи, отмечал он, характерны процессы «социализации производства», замены «деспотического режима системой государственного и общинного самоуправления». В будущем право изживет себя и уступит место нормам нравственного поведения. «Вообще право существует из-за невоспитанности, дефектности человеческой психики, и его задача состоит в том, чтобы сделать себя лишним и быть упраздненным».

Учение Петражицкого пользовалось большой популярностью среди сторонников партии кадетов. Под влиянием его идей происходило формирование взглядов многих представителей немарксистского социализма в России того времени (Г. Д. Гурвич, П. А. Сорокин и др.). Сближению психологической концепции права с марксизмом способствовал М. А. Рейснер, один из первых советских правоведов. Восприятие марксистами учения Петражицкого о воспитательной роли права облегчалось тем, что в документах российской социал-демократии и в Конституции РСФСР 1918 г. социализм определялся как безгосударственный строй (с утверждением сталинизма и теории советского социалистического государства последователи Рейснера были подвергнуты идеологическому шельмованию за пропаганду надклассовой этики).

Правовая доктрина Петражицкого привлекла внимание социологов к проблемам нормативной природы и структуры правосознания, стимулировала исследования в области юридической психологии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Психологическая теория

Психологическая теория Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно отметить Петражицкого, Тарда, Фрейда. Они связывали появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во

B.C. Макарчук События сентября 1939 года в свете доктрины интертемпорального права и права на «самопомощь»

B.C. Макарчук События сентября 1939 года в свете доктрины интертемпорального права и права на «самопомощь» В современной практике международного права в большинстве случаев считается, что никто не может получать для себя выгоду из собственных противоправных действий, даже

Ее психологическая основа

Ее психологическая основа Но, может быть, такая тесная связь религиозных обрядов и вообще форм с сущностью вероучения сама по себе есть только недостаток религиозного воспитания и верующий дух может обойтись без этих тяжелых обрядовых накладок, а потому надобно

Феодальные права, существующие еще и в эпоху Революции (по изложению современных знатоков феодального права).

Феодальные права, существующие еще и в эпоху Революции (по изложению современных знатоков феодального права). Я не собираюсь писать трактат о феодальных правах или разбирать вопрос об их происхождении. Я только хотел бы указать те из этих прав, что продолжали еще

ГЛАВА VI О том, что порядок наследования покоится на началах политического или гражданского права, а не естественного права

ГЛАВА VI О том, что порядок наследования покоится на началах политического или гражданского права, а не естественного права Закон Вокония воспрещал назначать наследницей жену и даже единственную дочь. Никогда еще не было более несправедливого закона, говорит святой

ГЛАВА VIII О том, что не следует подчинять принципам так называемого канонического права то, что регулируется принципами гражданского права

ГЛАВА VIII О том, что не следует подчинять принципам так называемого канонического права то, что регулируется принципами гражданского права По римскому гражданскому праву человек, похитивший из священного места вещь, принадлежащую частному лицу, подлежал наказанию

ГЛАВА XV Не следует подчинять принципам государственного права то, что находится в зависимости от принципов гражданского права

ГЛАВА XV Не следует подчинять принципам государственного права то, что находится в зависимости от принципов гражданского права Подобно тому как люди отказались от естественной независимости, чтобы жить под политическими законами, они отказались и от естественной

ГЛАВА XVI О том, что не следует применять постановлений гражданского права к случаям, решение которых зависит от государственного права

ГЛАВА XVI О том, что не следует применять постановлений гражданского права к случаям, решение которых зависит от государственного права Мы сможем глубоко понять все относящиеся к данной теме вопросы, если только не станем смешивать правил, вытекающих из собственности

КНИГА ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ Теория феодального права франков в его отношении к изменениям, происходившим в их монархии

КНИГА ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ Теория феодального права франков в его отношении к изменениям, происходившим в их монархии ГЛАВА I Изменения в должностях и феодах Сначала графы посылались в округа только на один год. Но вскоре они стали покупать право продления своей должности.

Глава 30 Философия природы и психологическая теория Аристотеля

Глава 30 Философия природы и психологическая теория Аристотеля 1. Природа есть фатальность материальных объектов, подверженных движению (подвижных). Аристотель не дает четкого определения понятия «природа», однако из того, что он пишет в «Физике»1, становится ясно, что он

4.14. Дальнейшая эволюция обычного права и начало становления права

4.14. Дальнейшая эволюция обычного права и начало становления права В предклассовых обществах всех типов огромную роль играло обычное право. Когда социоисторические организмы были сравнительно малы, обычное право регулировало отношения как между ними, так и между

2. Теория групп и теория общества

2.  Теория групп и теория общества Первая книга Лэйнга «Разделенное Я» должна была включать две части – «Я» и «Другие», в конце концов изданные отдельными книгами как «Разделенное Я» и «Я и Другие». Чистой теории личности без теории коммуникации Лэйнг никогда не мыслил.

§ 2. Теория естественного права. Учение Г. Гроция о праве и государстве

§ 2. Теория естественного права. Учение Г. Гроция о праве и государстве Первым крупным теоретиком школы естественного права был нидерландский ученый Гуго Гроций (1583—1645).Нидерланды[24] XVII в. представляли собой наиболее развитую страну того времени. В результате успешной

§ 5. Теория естественного права Б. Спинозы

§ 5. Теория естественного права Б. Спинозы Видным теоретиком естественного права был голландский философ-материалист Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677). Спиноза родился в Амстердаме, обучался в религиозном училище, но его интерес к естественным наукам и философии стал

Что такое психологические теории? (Определение и 9 примеров)

Обновлено 10 марта 2023 г.

Описание изображения

Различные стили стульев собраны в круг в офисном помещении.

Исследования в области психологии могут предоставить нам теории, которые объясняют способы понимания и осмысления процессов человеческого мышления. Существует множество теорий, которые могут дать новый взгляд на человеческое поведение и понимание того, как люди думают, учатся и находят мотивацию. Профессионалы могут использовать эти психологические теории на рабочем месте для разработки стратегий мотивации сотрудников и оптимизации рабочей среды для достижения успеха.

В этой статье мы исследуем психологические теории, обсудим их важность и рассмотрим полезные примеры психологических теорий, которые можно использовать на рабочем месте.

Что такое психологические теории?

Психологические теории — это системы идей, которые могут объяснить определенные аспекты человеческих мыслей, поведения и эмоций. Исследователи-психологи создают эти теории, чтобы делать прогнозы будущего человеческого поведения или событий, которые могут произойти, если существует определенное поведение. На рабочем месте эти теории полезны при разработке планов по развитию поведения сотрудников, повышению мотивации и повышению производительности.

Связано: Теория и гипотеза: в чем разница?

Почему важны психологические теории?

Психологические теории можно использовать по-разному. На рабочем месте они могут помочь определить, какое поведение и привычки могут повысить успех организации. Вот еще несколько причин, по которым важно учитывать психологические теории:

  • Теории могут помочь в выявлении информации, полезной для создания новых стратегий.

  • Они могут помочь понять, какие действия способствуют определенному поведению или привычкам.

  • Они могут объяснить конкретное поведение и мотивацию сотрудников к успеху на рабочем месте.

Связанный: Иерархия потребностей Маслоу: Психология на рабочем месте

Формы психологических теорий

Психологические теории могут быть полезны при внедрении смен и оценке необходимости улучшений в рабочей среде. Например, руководители организаций могут использовать психологические теории для информирования о найме и адаптации, удовлетворенности сотрудников и производительности. Вот некоторые распространенные типы психологических теорий:

Великие теории

Великие теории касаются базовой модели понимания человеческого поведения. Они предоставляют широкий спектр информации о развитии человека. Многие более мелкие теории используют большие теории в качестве набора руководящих принципов или основы, формируя собственные объяснения того, почему происходит определенное поведение или развитие. Психологи часто называют эти более мелкие теории мини-теориями.

Основные психологические теории предоставляют информацию по широкому кругу тем, включая:

  • Биологическая психология

  • Психология развития

  • Эволюционная психология

  • Когнитивная психология

    9002 4
  • Гуманистическая психология

  • Социокультурная психология

  • Психоанализ

0 Мини-теории

Этот тип теории в первую очередь полезен для описания конкретного поведения или результата. Они делают выводы на основе предыдущих исследований и оснований, изложенных великими теориями. Некоторые темы, по которым мини-теории могут предоставить информацию, могут включать:

  • Личность

  • Убеждение

  • Мотивация

  • Удовлетворение

Новые теории

Новые теории часто объединяют мини-теории для развития исследований и идей. Эти теории относятся к феномену сущности, обладающей только определенными характеристиками при взаимодействии с другими. В психологии возникающие теории исследуют человеческое поведение в групповых условиях или в толпе. Например, социокультурная теория приходит к выводу, что групповые социальные взаимодействия могут привести к социальному конформизму.

Связанный: Полное руководство по теории поведенческого обучения

Типы психологических теорий

Существует много типов психологических теорий, которые можно применять для оценки прогресса, измерения уровня производительности сотрудников и получения информации об удовлетворенности сотрудников. Вот еще несколько психологических теорий, которые вы можете использовать на рабочем месте:

Когнитивные теории

Когнитивные теории фокусируются на том, что и как думают люди, а также на том, как эти процессы могут вызывать определенные результаты или эмоции. Эти мысли и эмоции могут способствовать формированию здоровых убеждений, привычек и поведения в зависимости от ситуации.

Когнитивные теории часто бывают полезны на рабочем месте, поскольку они могут дать вам представление о том, какие ситуации могут помочь сотруднику выполнять работу высокого качества, чувствовать мотивацию и испытывать удовлетворение от работы. Некоторые когнитивные теории:

  • Теория обработки информации

  • Теория когнитивного развития Пиаже

  • Социокультурная теория Выготского

По теме: 5 способов улучшить свои когнитивные способности

Поведенческие теории

Поведенческие теории объясняют наблюдаемое поведение и его связь с конкретной средой и событиями. Эти теории также могут дать представление о том, почему люди учатся определенному поведению, как настроить человека, чтобы он адаптировался к окружающей среде, и стратегиям, обеспечивающим полезное поведение. Эти теории могут быть полезны менеджеру при создании новых мотивационных стратегий для сотрудников. Некоторые примеры поведенческих теорий:

  • Поведенческое лидерство

  • Поведенческое обучение

  • Оперантное обусловливание

  • Классическое обусловливание

  • Теория снижения влечения

Связанный: Преимущества и недостатки поведенческих теорий лидерства

Теории личности

Эти теории изучают человеческую личность, то, как конкретные черты личности могут помочь в развитии человеческого поведения и как личности различаются между людьми. Теория личности также включает факторы, которые вызывают поведение человека.

Менеджеры могут использовать личностные тесты, чтобы понять привычки и предпочтения сотрудников на рабочем месте. Некоторые теории личности могут показать, какие сотрудники больше ценят определенные навыки и черты, такие как организационные навыки, межличностное общение, креативность или адаптивность. Вот некоторые примеры теории личности:

  • Трехмерная теория личности Айзенка

  • Большая пятифакторная теория личности Айзенка

  • Теория черт характера Олпорта

  • Психоаналитическая теория Фрейда

Связанные: Типы личности Майерс-Бриггс и их совместимость с работой

Теории социальной психологии

Чтобы понять, как эмоции, мысли или поведение людей влияют на других людей, менеджер может использовать социально-психологическую теорию. Социальная психология помогает определить, как каждый человек может работать с другими в группах и насколько эффективно сотрудники работают вместе. Некоторые теории социальной психологии также могут определить, мотивирует ли поведение сотрудника других. Вот несколько примеров теорий социальной психологии:

  • Теория атрибуции

  • Когнитивный диссонанс

  • Теория обучения через наблюдение

  • Теория социального сравнения

    9 0024

Теории развития

Теории развития в первую очередь описывают фазы человеческого развития и предсказывают привычки, которые могут возникнуть в результате специфического развития человеческого роста, морали, взглядов и ценностей. Теории развития могут дать вам общее понимание того, почему существуют определенные человеческие качества, и понимание мотивации сотрудников на рабочем месте. Некоторые типы теорий развития могут включать:

  • Когнитивное развитие

  • Развитие ребенка

  • Поведенческое развитие

  • Психосоциальное развитие

    900 Теория привязанности 10 Примеры психологических теорий

    Менеджеры могут использовать различные психологические теории в качестве отправной точки при разработке новых правил, процедур и стратегий на рабочем месте для достижения успеха. Вот примеры распространенных психологических теорий:

    1. Психоаналитическая теория

    Зигмунд Фрейд написал психоаналитическую теорию. Психологи часто называют это теорией организации личности и динамики развития личности. Человек может использовать психоаналитическую теорию в качестве руководства для понимания развития личности и психоанализа. Он делит человеческую психику на три основных фактора:

    • Id: Бессознательная основа агрессивного и импульсивного поведения.

    • Эго: Подсознательные стандарты жизни.

    • Суперэго: Самоощущение и посредничество между воображением и реальностью.

    2. Иерархия потребностей

    Абрахам Маслоу создал иерархию потребностей как теорию мотивации. Эта мотивационная теория часто оказывается полезной на рабочем месте, и многие менеджеры могут применять ее при разработке мотивационных стратегий. Иерархия потребностей может помочь сотрудникам повысить удовлетворенность работой и понять свой потенциал. Маслоу разделил иерархию потребностей на пять категорий:0003

    • Физиологические потребности: основные потребности человека для выживания, такие как пища и вода.

    • Безопасность и защищенность: Необходимость чувствовать себя в безопасности и комфортно в своем окружении.

    • Любовь и принадлежность: потребность чувствовать принадлежность и ценность среди сверстников.

    • Уважение: Потребность чувствовать целеустремленность или то, что вы способствуете достижению более высокой цели.

    • Самореализация: Необходимость использовать и признать свой полный потенциал.

    См. также: Как использовать теорию мотивации Маслоу для достижения успеха на рабочем месте

    3. Эффект Хоторна

    Эта теория в первую очередь включает в себя наблюдение и изменение условий труда, чтобы увидеть, как они могут повлиять на мотивацию сотрудников и уровень производительности. Это предполагает, что сотрудники могут повысить уровень своей производительности, когда за ними наблюдают в их среде, а не из-за изменений, внесенных в их среду.

    Менеджер может ссылаться на эту теорию при разработке стратегий предоставления обратной связи. Постоянно задавать сотрудникам вопросы об их самочувствии и о том, как они относятся к своим заданиям или должностным обязанностям, а затем давать им конструктивные отзывы о том, как они могут улучшить свою работу, — отличный способ использовать эффект Хоторна.

    Связано: 5 типов рабочей среды (и как найти ту, которая подходит именно вам)

    4. Теория социального обучения

    Эта теория утверждает, что люди могут учиться, наблюдая за поведением и наградами, получаемыми их сверстниками, а также на собственном опыте. Теоретики социального обучения предполагают, что на рабочем месте сотрудники могут научиться соответствующему социальному поведению, наблюдая за реакцией компании на поведение других сотрудников.

    Некоторые считают, что люди подражают поведению людей, которых они больше всего уважают или которыми восхищаются. Сотрудник или менеджер может захотеть помнить об этой теории при разработке командных проектов и оценке производительности на рабочем месте.

    Например, если сотрудник наблюдает, как его коллега получает повышение за разработку успешной маркетинговой кампании, это может побудить сотрудника к мозговому штурму для собственных инновационных идей, чтобы он также мог получить вознаграждение.

    5. Теория мотивации Герцберга

    Фредерик Герцберг предположил, что человеческое удовлетворение может повыситься за счет использования мотивационных факторов, таких как рост, признание и удовольствие от рабочих задач. Менеджеры могут использовать эту теорию, чтобы понять, как улучшить опыт работы и изменить текущие стратегии удержания талантов.

    Эта теория предполагает, что сотрудники могут чувствовать повышение своей мотивации, связанной с их ролью, если они чувствуют признание и имеют возможность роста, по сравнению с традиционными стимулами, такими как получение премии, повышение заработной платы или технологическое обновление на работе.

    Связанный: 25 способов сохранить мотивацию сотрудника

    6.

    Теория постановки целей

    В промышленно-организационной психологии теория постановки целей использует цели в качестве стимула для выполнения задач. Эта теория предполагает, что сотрудники могут чувствовать повышение своей мотивации к выполнению задач, связанных с вновь установленной целью, поскольку достижение цели может ощущаться как вознаграждение и давать чувство цели.

    Например, менеджер может использовать цели продаж для ежемесячной мотивации сотрудников. Если сотрудник понимает, над чем он работает, он может повысить свою производительность, чтобы достичь своих целей и получать удовольствие от своих достижений.

    Связанный: Эффективная постановка целей: 7-этапный процесс достижения успеха

    7. Групповое мышление

    Групповое мышление — это психологическая теория, которая предполагает, что люди в группах подчиняются какой-либо идее, но не имеют фактов. Групповое мышление может быть полезным, поскольку оно может выделить лидеров групп и позволить всем членам группы тщательно изучить информацию, прежде чем принять единогласное решение.

    Эта теория отлично подходит для оценки эффективности и производительности в группах. Как сотрудник или менеджер, вы можете чаще наблюдать за своими группами, чтобы убедиться, что все участники понимают решение, которое они принимают, и хотят принять это решение, а не подчиняются потенциальному давлению со стороны коллег.

    Связанный: Что такое продуктивность бизнеса? (Плюс как это измерить)

    8. Теория ожиданий

    Теория ожиданий может быть полезна при создании системы вознаграждений на рабочем месте. Теория утверждает, что люди, которые считают, что выполнение определенного действия может привести к полезному результату, могут иметь повышенный уровень мотивации для эффективного выполнения своей работы. Менеджер, который хочет применить эту теорию, может использовать такие стимулы, как надбавка к зарплате за достижение ежемесячных целей.

    Связанный: Использование стимулов для мотивации сотрудников

    9. Теория морального развития

    Теория морального развития Кольберга включает три уровня морали. Теория о том, что люди проходят через эти уровни моральных рассуждений, чтобы принять решение или совершить действие. Менеджер может ссылаться на эту теорию при определении того, что мотивирует сотрудника принимать конкретные решения и становиться высокоэффективным и продуктивным человеком на рабочем месте. Вот три стадии нравственного развития:

    • Преконвенциональный: понимание последствий, которые могут возникнуть, если человек выполнит определенное действие. Это включает в себя желание человека соблюдать правила и его веру в то, что выполнение определенного действия может принести ему пользу.

    • Обычный: Этот уровень предоставляет информацию о том, как человек может реагировать на авторитетных лиц и их отношения со сверстниками. Человек может выполнить действие, чтобы получить конкретный ответ от авторитетного лица или коллеги, и он может принять правила на рабочем месте, поскольку он считает, что рабочее место или менеджер предъявляют всем сотрудникам одни и те же стандарты.

    • Постконвенциональный: На постконвенциональном уровне человек может развить собственное чувство ценностей и стандартов. Этот уровень предполагает, что человек может осознать, что определенные черты или ценности могут не соответствовать его личным стандартам, поэтому он формирует собственное мнение. Это также предполагает, что человек может развивать свои собственные мнения и моральные рассуждения, основанные на этических принципах, включая равенство и уважение.


    Детская психология и развитие — Просто психология

    Узнайте о детской психологии, которая фокусируется на разуме и поведении детей от внутриутробного развития до подросткового возраста.

    Ключевые термины

    • Схема 
    • John Bowlby
    • Типы вложений
    • Jean Piaget

    Схема

    Схема — это структура знаний, которая позволяет организмам интерпретировать и понимать окружающий их мир. Схемы — это метод организации информации, который позволяет мозгу работать более эффективно. Теория когнитивного развития Пиаже поставила эту концепцию на передний план когнитивной науки. Современные представления о схемах сложились в XIX в.70-х и 1980-х годов.

    Подробнее: Схема в психологии: определение, теория и примеры

    Джон Боулби

    Теория привязанности Боулби предполагает, что дети приходят в этот мир биологически запрограммированными на формирование привязанности к другим, потому что это поможет им выжить.

    Гипотеза материнской депривации Боулби предполагает, что постоянное нарушение привязанности между младенцем и основным опекуном может привести к долгосрочным когнитивным, социальным и эмоциональным трудностям для этого младенца.

    Подробнее:  Теория привязанности Джона Боулби

    Стили привязанности

    Стиль привязанности описывает то, как люди относятся к другим, исходя из того, насколько безопасно они себя чувствуют. Надежная привязанность характеризуется чувством доверия и безопасности в отношениях. По-видимому, существует преемственность между ранними стилями привязанности и качеством более поздних взрослых романтических отношений.

    Подробнее: Различные типы стилей крепления

    Жан Пиаже

    Теория когнитивного развития Жана Пиаже предполагает, что дети проходят четыре различные стадии интеллектуального развития, которые отражают возрастающую изощренность детского мышления. Развитие ребенка определяется биологическим созреванием и взаимодействием с окружающей средой.

    Подробнее: Этапы когнитивного развития Пиаже

    Часто задаваемые вопросы

    и

    Что такое психология развития?

    Психология развития — это научный подход, целью которого является объяснение того, как мышление, чувства и поведение меняются на протяжении всей жизни человека. Значительная часть теорий в рамках этой дисциплины сосредоточена на развитии в детстве, поскольку это период жизни человека, когда происходят наибольшие изменения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *