Психологические знания: Психологические знания | это… Что такое Психологические знания?

Чем отличаются житейские психологические знания от научных (пять отличий которые выделила Ю.Б. Гиппенрейтер)

Чем отличаются житейские психологические знания от научных?

Термин «ПСИХОЛОГИЯ» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (гр. psyche – «душа» + logos – «понятие», «учение»).

С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» одно и то же.

Большинство людей считают, что они знают психологию, так как имеют опыт общения с другими людьми. Итак, каждый человек в той или иной мере – психолог-любитель.

Рассмотрим соотношение научной и житейской психологии.

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом.

Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Олег Рой, Астрид Линдгрен и др.), а также некоторые представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др.

Но если задуматься над вопросом: чем, же отличаются житейские психологические знания от научных?

Ю.Б. Гиппенрейтер выделила пять таких отличий.

Первое: житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и таксисты – тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как известно, часто довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим с отцом, и снова совсем иначе с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли можно ожидать от него такой, же проницательности в отношении чужих бабушек и мам. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы и позволяют увидеть закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживания.

Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. Путем ежедневных, а в некоторых случаях ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и которых взрослые не всегда догадываются. В ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно «вить веревки», а из кого нельзя.

Часто педагоги находят эффективные способы воспитания и обучения, идя тем же путем: экспериментируя и зорко подмечая малейшие положительные результаты, т.е. в определенном смысле «идя на ощупь».

В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых  гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

Третье отличие состоит в способах  передачи знаний и даже в самой возможности их передачи.

Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов.  Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому «набивать шишки» для приобретения этого опыта.

В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т.е. речи и языка.

Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия.

Пятое отличие, это, прежде всего преимущество научной психологии состоит в том, что она располагает  обширным, разнообразным уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме  ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких как возрастная психология, педагогическая психология, нейропсихология, социальная психология, специальная психология и др.

Итак, отношения научной и житейской психологии подобны отношениям Антея и Земли; первая, прикасаясь ко второй, черпает из нее свою силу. Научная психология опирается на житейский психологический опыт, извлекая из него свои задачи и проверяя с учетом закономерностей развития личности.

1.5. Психологические знания в работе социального работника . Психология. Учебник

Социальному работнику для комплексного подхода к клиенту наряду с юридическими и медико-биологическими знаниями необходимо глубокое знание психологии человека, его возрастных, половых, индивидуально-психологических и личностных особенностей, специфики психического состояния и социальной ситуации. В процессе взаимодействия с клиентами социальных служб он должен уметь распознавать все стороны психических явлений в норме, видеть возможные социальные отклонения.

Будущему социальному работнику следует развивать психологическую наблюдательность, объектом которой служит внешний облик человека, поведение, текст общения, экстра- и паралингвистические особенности голоса и речи и др. Результатом процесса наблюдения является познание индивидуально-психологической специфики особенностей наблюдаемого, понимание переживаемых им психических состояний и отношений. Развитая психологическая наблюдательность позволяет инициатору общения определить степень готовности человека вступить во взаимодействие, понять его эмоциональное состояние, определить намерения. Таким образом, психологическая наблюдательность влияет на процессуальную сторону общения, на способность человека устанавливать и поддерживать контакты.

В работе социального работника крайне необходимо знание главных психологических подходов, касающихся личности, существенно различающихся по своим концептуальным основам. На различных теоретических подходах основано разнообразие психологических воздействий с коррекции поведения человека. Процесс профессионального общения сопровождается рядом психологических явлений, связанных с личностью клиента, личностью социального работника и применяемыми методами социального воздействия. Умение социального работника учитывать психологические факторы позволяет ему более глубоко оценивать эффективность социального воздействия.

На поведение человека оказывает влияние сочетание психологических, социальных и биологических факторов. Самое непосредственное отношение к социальной адаптации человека имеет прежде всего проблема психологии клиента социальной службы, ведущее место в которой занимает внутренняя картина мира, т. е. субъективное восприятие жизни человеком. Концентрация внимания на социальной или биологической сторонах протекания жизни, вне анализа ее психологического восприятия человеком, сложность внутренней картины мира, самосознания человека, ее многоаспектная обусловленность, амбивалентность переживаний, многообразие отношений клиента к ситуации – все это способствует углублению противоречий между точкой зрения на ситуацию социального работника и самого клиента.

Человек в ряде случаев рассматривает свою проблему как трудноразрешимую или безнадежную. Психология человека в трудной жизненной ситуации – часто мощный барьер между ним и социальным работником. Преодолеть эти противоречия и этот барьер возможно на пути психологического изучения внутренней картины сознания.

С учетом внутренней картины мира, самосознания, самооценки человека можно влиять на возможности улучшения его качества жизни. Во время трудностей в жизни человека превалируют отрицательные эмоции. К ним относятся страх, тревога, депрессия, состояние фрустрации, стыд и ряд других. Социальный работник должен уметь распознать состояние клиента по внешним проявлениям эмоций (мимика, жесты, поза, речь и т. д.). Возникшие у клиента негативные переживания (страхи, отказ от сотрудничества, отчаяние) необходимо корректировать, исправлять, формировать позитивное отношение к ходу и исходу ситуации, персоналу социальных служб. Знание психологии, выявление типа отношения к трудностям позволяют управлять мыслями, эмоцией, поведением человека.

Другая область применения психологии – проблема взаимопонимания клиента и социального работника. Знание психологии социальному работнику необходимо еще для того, чтобы помочь клиенту стать участником социального процесса, активизировать его направленность на решение проблем и преодоление трудностей. Сотрудничество клиента с социальными работниками в процессе оказания социальной помощи является одним из основных условий успеха осуществляемых мероприятий. Отношения с клиентом нужно строить на основе взаимного доверия и взаимной ответственности. Однако такое сотрудничество зачастую не достигается в связи с деонтологическими нарушениями со стороны социального работника. Специфические отношения, возникающие между социальным работником и клиентом, традиционно изучаются в

этике, а именно в одном из ее разделов – деонтологии, науке о должном. Из представлений о должном складываются нравственные требования, а применительно к социальному работнику они выступают в качестве его обязанностей и общих правил поведения.

Связь между этикой и психологией очень тесна. Если этика разъясняет нравственное значение тех или иных моральных качеств, действий и поступков, то психология раскрывает их внутреннюю природу и условия формирования. Этические нормы содержат важнейшее нравственное требование к личности социального работника – человеколюбие (гуманизм). Чувство долга является отличительной чертой личности социального работника и обязывает делать все качественно и безукоризненно.

Успешность процесса социального сопровождения, оказания социальной помощи и поддержки, участие в социальной адаптации и реабилитации различных людей в значительной мере зависит от профессионального поведения социального работника. Социальный работник должен хорошо знать особенности своей эмоциональной сферы, ее сильные и слабые стороны. Необходимо уметь владеть своими эмоциями, дозировать их в нужное время и в адекватной ситуации. Большую помощь в работе оказывает способность сочувствовать, сопереживать другому человеку без опоры на речевые компоненты.

Следствием вредного психического воздействия социального работника на клиента может быть психогенная травма.

Социальная деятельность сопряжена с большими психоэмоциональными нагрузками, поэтому обязательна профилактика собственного здоровья. Негативное влияние на него оказывают многочисленные факторы. Среди них наиболее опасны хронические стрессы и фрустрации. Нередко в профессиональном процессе возникают стойкие негативно окрашенные эмоциональные отношения между клиентом и социальным работником, а иногда и со стороны коллег Это требует от социального работника выработки адекватных защитных механизмов, умения владеть собой в трудных ситуациях. Неконструктивное взаимодействие социального работника с конфликтными клиентами может привести к так называемому синдрому

эмоционального выгорания.

В организации нормального процесса взаимодействия с клиентами важной является проблема взаимоотношений между социальным работником и родственниками человека. Учет психологических особенностей людей и работа с ними по созданию положительного психологического климата в семьях должна вестись постоянно. Особенно важно прогнозировать вероятные конфликтные ситуации, требующие от социального работника и выдержки, и терпения, и умения разрешать их, а еще лучше – предупреждать.

Наряду с этим психология человека включает такую важную проблему, как работа с безнадежными клиентами, которая тесно связана с вопросами умирания и смерти, страха и тревоги человека, переживающего свою ситуацию. Особую проблему составляет работа с людьми, переживающими смерть близких.

Следующая значимая для социального работника проблема – это отношения в коллективе, между персоналом социальных служб, подчиненными и руководителями. Специфика данной проблемы состоит в строгой иерархии взаимоотношений между всеми участниками коллектива. Проблема коллектива, особенно психологического климата в нем, становится одним из значимых факторов успешного противодействия эмоциональному выгоранию.

Таким образом, анализ профессиональных отношений социального работника показывает, насколько психологизирована его деятельность, как высоки требования к личности. При самом беглом взгляде на профессиональную деятельность социального работника становятся понятными роль и значение его психологической подготовки.

Темы для семинарских занятий

1. Предмет психологии в историческом аспекте и на современном этапе.

2. Структура современной психологии. Основные психологические направления и подходы.

2. Методология психологии. Основные психологические методы и особенности их применения.

3. Реализация практики социальной работы, психологические знания в профессиональной деятельности социального работника.

Темы для докладов и рефератов

1. Психология как наука.

2. Предмет, задачи, методы психологии.

3. Структура современной психологии.

4. Методология психологии.

5. Психика человека как предмет системного исследования.

6. Проблема и природа психического.

7. Основные психологические направления.

8. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности.

9. Системный подход к изучению человека.

10. Роль объективных методов в психологии.

11. Проективные методы в психологии.

12. Роль и место психологических знаний в профессиональной деятельности социального работника.

13. Учет особенностей индивидуально-личностных и социальных проблем в реализации практики психосоциальной, структурной и комплексно-ориентированной социальной работы.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем особенность предметного поля психологической науки?

2. Какие основные функции психики вы знаете?

3. Какие направления современной психологической науки, их характеристика и основные понятия вы можете назвать?

4. Какие отрасли современной психологической науки существуют?

5.

 Зачем необходимо изучать поведение индивида в современной психологической науке?

6. Какие существуют методы психологического исследования, их характеристики, область и особенности применения?

7. Почему наблюдение и беседа являются научными методами познания?

8. Дайте характеристику роли и места психологических знаний в профессиональной деятельности социального работника?

Список литературы

1. Петровский А. В., Ярошевский М. Я. Психология: учебник для вузов. 2009.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. – М, 2010. С. 7–63.

3. Психодиагностика: учебник для вузов / под ред. Л. Ф. Бурлачук. – СПб., 2003.

4. Ильин Е. П. Психология. – СПб.: Питер, 2006.

5. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2006.

6. Психология / под ред. А. А. Крылова. – М.: Проспект, 2004.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер. 2004.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Отчет экзаменаторов для Филиппы Джонс

%PDF-1.4 % 1 0 объект > эндообъект 7 0 объект /Создатель /Режиссер /CreationDate (D:20220812143208Z’) /Комментарии () /Компания (Городской университет \(ЛОНДОН\)) /Ключевые слова () /ModDate (D:20190322094713Z) /SourceModified (D:20190314140730) /Предмет () /Заголовок >> эндообъект 2 0 объект > эндообъект 3 0 объект > эндообъект 4 0 объект > транслировать 2019-03-22T09:47:13Z2019-03-22T09:47:09Z2019-03-22T09:47:13ZAcrobat PDFMaker 17 для Worduuid:36858f0c-7d19-4e28-a1d2-e6fe037206dfuuid:dafae3ce-33 50-42fa-8c5d-faff25049ea6

  • 3
  • application/pdf
  • Отчет экзаменаторов для Филиппы Джонс
  • карла1
  • Библиотека Adobe PDF 15. 0D:20190314140730Городской университет (ЛОНДОН) конечный поток эндообъект 5 0 объект > эндообъект 6 0 объект > эндообъект 8 0 объект > эндообъект 90 объект > эндообъект 10 0 объект > эндообъект 11 0 объект > эндообъект 12 0 объект > эндообъект 13 0 объект > эндообъект 14 0 объект > эндообъект 15 0 объект > эндообъект 16 0 объект > эндообъект 17 0 объект > эндообъект 18 0 объект > эндообъект 19 0 объект > эндообъект 20 0 объект > эндообъект 21 0 объект > эндообъект 22 0 объект > эндообъект 23 0 объект > эндообъект 24 0 объект > эндообъект 25 0 объект > эндообъект 26 0 объект > эндообъект 27 0 объект > эндообъект 28 0 объект > эндообъект 29 0 объект > эндообъект 30 0 объект > эндообъект 31 0 объект > эндообъект 32 0 объект > эндообъект 33 0 объект > эндообъект 34 0 объект > эндообъект 35 0 объект > эндообъект 36 0 объект > эндообъект 37 0 объект > эндообъект 38 0 объект > эндообъект 390 объект > эндообъект 40 0 объект > эндообъект 41 0 объект > эндообъект 42 0 объект > /ProcSet [/PDF /Text /ImageC /ImageI /ImageB] >> эндообъект 43 0 объект > эндообъект 44 0 объект > эндообъект 45 0 объект > эндообъект 46 0 объект > транслировать xYI6WI![4 ,37ArOm\$vj»ů*J

    SCIRP Открытый доступ

    Издательство научных исследований

    Журналы от A до Z

    Журналы по темам

    • Биомедицинские и биологические науки.
    • Бизнес и экономика
    • Химия и материаловедение.
    • Информатика. и общ.
    • Науки о Земле и окружающей среде.
    • Машиностроение
    • Медицина и здравоохранение
    • Физика и математика
    • Социальные науки. и гуманитарные науки

    Журналы по тематике  

    • Биомедицина и науки о жизни
    • Бизнес и экономика
    • Химия и материаловедение
    • Информатика и связь
    • Науки о Земле и окружающей среде
    • Машиностроение
    • Медицина и здравоохранение
    • Физика и математика
    • Социальные и гуманитарные науки

    Публикация у нас

    • Подача статьи
    • Информация для авторов
    • Ресурсы для экспертной оценки
    • Открытые специальные выпуски
    • Заявление об открытом доступе
    • Часто задаваемые вопросы

    Публикуйте у нас  

    • Представление статьи
    • Информация для авторов
    • Ресурсы для экспертной оценки
    • Открытые специальные выпуски
    • Заявление об открытом доступе
    • Часто задаваемые вопросы

    Подпишитесь на SCIRP

    Свяжитесь с нами

    клиент@scirp. org
    +86 18163351462 (WhatsApp)
    1655362766
    Публикация бумаги WeChat
    Недавно опубликованные статьи
    Недавно опубликованные статьи

    Подпишитесь на SCIRP

    Свяжитесь с нами

    клиент@scirp.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *