2.Понятие психологического возраста.
понятие возраста — определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека. Возраст или возрастной период — это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) — качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития. Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой — позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей. — закономерности, механизмы и движущие силы психического развития; — детство — предмет возрастной психологии по Обуховой — период усиленного развития, изменений и обучения.
Билет № 11
1.Представление о зонах актуального и ближайшего развития.
Зона актуального развития (ЗАР) — те ЗУН, действия, которые есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок может делать самостоятельно.2) Зона ближайшего развития (ЗБР) — задачи, которые сегодня ребенок может выполнить при помощи взрослого, а завтра — самостоятельно. Маркова выделяла третий уровень развития — уровень саморазвития (самообучаемость).ОБУЧЕНИЕ должно опираться на ЗБР. Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие «тянет» его за собой. Но оно не должно, в то же время, отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта.
2.Понятие о филогенезе и онтогенезе и функциогенезе психики.
Онтогенез
(от греч. ontos – сущее, genesis – происхождение) – процесс развития индивидуального организма. В психологии он означает формирование основных структур психики индивида в течение его детства.Онтогенез покоится на выделении ряда универсальных возрастных процессов: рост, созревание, развитие, старение, в результате которых формируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства(различия). То и другое в психологии обобщается в понятии возрастных стадий (фаз, этапов, периодов), в социологии – стадий социализации(детство, юность, зрелость, старость и др.). Цикличность характеризует и смену поколений в обществе, где младшие (дети) сначала учатся у старших, затем параллельно им самореализуются как личности и социализируют своих детей, а в дальнейшем, переходя к нисходящим фазам развития, “впадают в детство” (ослабление сознательного самоконтроля, изменение временной перспективы, половое бессилие и т.
Филогенез – историческое развитие психики – трактуется в учебниках двояко. В первом случае он касается только человека, когда прослеживается эволюция психики только у человеческого рода – от австралопитека до Homo sapiens. Во втором случае он понимается чрезмерно широко и тогда в исторический очерк включают также предшествующие человеку формы психического – от растений, когда оно еще только зарождается, к животным, а от них к человеку. Человек – социобиологический индивид, высшая ступень живых организмов на Земле, результат сложной и длительной биологической эволюции, предпосылка и субъект эволюции культурной.
Функциогенез— готовность головного мозга (ЦНС) к решению задач, поставленных перед ребенком предметной окружающей средой. При нарушении морфогенеза страдают психические функции. Высшие психические функции (ВПФ) : ощущение, восприятие, представление — три составляющих чувственного познания окружающей действительности ; память, эмоционально-волевая сфера, сознание( чувственное внутреннее МОЁ, предметное – Я в окружающей действительности, самосознание).
Никто не рождается с готовыми функциями.Билет № 12
Психологический возраст включает в себя: понятие и показатели
В психологии понятие психологического возраста отличается от биологического. Психологическая зрелость достигается людьми параллельно физиологической, но может значительно отставать или опережать. Зная свой психологический возраст, человек может сознательно корректировать поведение, заняться развитием личности, ускорить или замедлить психологическое взросление.
Понятие возраста в психологии, особенности поэтапного развития личности
В психологии определение «психологический возраст» означает периодизацию психического развития в течение жизни человека. Развитие психики определяют 2 фактора:
- биологический — наследуемые от родителей особенности, передаваемые генетическим путем;
- социальный — влияние среды, в которой ребенок растет и развивается.
Взаимосвязь факторов, влияющих на личностную скорость психологического развития, объясняют 4 основные теории:
- Биогенетическая.
- Социогенетическая. Младенец рождается без задатков, и все особенности приобретает из окружающей среды.
- Теория конвергенции. Объединяет влияние социального и биологического, считая их влияние равнозначным.
- Отечественная теория. Предложенная Л. Выготским теория развития предполагает, что для человека одинаково важны наследственность и воспитательная среда, но социальной фактор оказывает большее влияние.
Для определении соответствия биологического возраста психологическому используют возрастную периодизацию Эльконина. Он выделяет:
- Раннее детство. Включает период от рождения до 3 лет. Характеризуется развитием основных новообразований: речь, ситуативно-личностное общение, предметная деятельность.
- Детство. Начинается после кризиса 3-х лет, включает дошкольный и младший школьный период. Главный показатель нормального развития — ориентация на учебную деятельность.
- Подростковый возраст. Является переломным периодом становления личности, характеризуется ориентацией на интимно-личностное общение и профессионально-учебную деятельность.
- Ранняя зрелость. Основная потребность — любовь и принятие, ориентации на построение карьеры и создание семьи.
- Средняя зрелость. Потребность в профессиональное реализации довлеет над остальными, человек стремиться принести пользу обществу.
- Подлинная зрелость. Принятие новой социальной роли, целостность и мудрость личности.
Этапы физического развития у большинства людей проходят одинаково: люди одного возраста имеют похожие физические показатели и выглядят похоже. Но психологический возраст может отличаться на десятки лет. Психологический возраст — внутреннее состояние, определяющее отношение к жизни. Принимая решения, человек ориентируется на внутренний возраст. Он регулирует поведение, отношения с другими людьми, планы и цели.
Психологический возраст — объективная характеристика, которую можно определить с помощью тестов. Знать его необходимо, чтобы вовремя понять причину поступков, не затягивать период психологической незрелости.
Как определить внутренний возраст человека: популярный тест
Для точного определения уровня внутреннего состояния следует использовать только проверенные тесты, разработанные профессиональными психологами. В российской психологии за основу берется опросник С. Степанова. С его помощью можно определить, на каком этапе развития находится психика: подростковом или зрелом.
Проходить тестирование можно самостоятельно, без помощи психолога, достаточно внимательно прочитать инструкцию. Опросник включает 25 утверждений. К утверждениям прилагаются варианты ответа от полностью согласен до полностью не согласен. Испытуемый должен вызвать подходящий вариант, наиболее соответствующий его отношению к утверждению. Утверждения просты, их сможет понять даже школьник.
Чтобы получить достоверный результат, нужно:
- Отвечать на вопросы честно. Над утверждениями нельзя долго размышлять — это снижает концентрацию и мешает выбрать правильный вариант.
- Выбирать только один вариант. Ключевой ответ нужно выбирать по внутренним ощущениям, не пытаясь выбрать более благовидный вариант.
- Через некоторое время пройти тест повторно. Часто результаты могут отличаться на несколько лет из-за того, что в первый раз испытуемый был взволнован или невнимателен.
Результаты могут оказаться неожиданными. Но в любом случае не нужно относиться к ним слишком серьезно, ведь внутренний возраст всегда можно изменить.
С. Степанов: биография, научные достижения
Автор самого популярного теста на определение внутреннего возраста — Сергей Степанов, доцент Московского ППУ. В научных кругах России он известен благодаря обширным исследованиям психологического состояния: факторов, влияющих на скорость развития личности, внутренних мотивов, поведенческих особенностей.
Степанов получил образование на психологическом факультете МГУ, сразу же после окончания учебы поступил на работу. Одновременно с работой в институте начал писать книги по психологии. С 1984 по 1997 г. работал научным редактором в издательстве «Большая Российская Энциклопедия». Помимо основной исследовательской работы издал более 100 статей. Также занимался переводами трудов известных психологов, изучавших психологическое развитие.
Возрастной тест Степанов создал на основе результатов исследований. Он вошел в его книгу «Психологические тесты», которую издали в 2002 г. Полная библиография Степанова насчитывает более 30 книг.
Кому следует проходить тестирование на определение настоящего возраста?
- Человек сомневается в выборе профессии. Выбирая будущую специализацию, выпускник часто сомневается и не может определиться с одной сферой деятельности. Это может быть связано с несоответствием внутреннего развития физическому. Раннее развитие предполагает, что человеку будет комфортно на ответственной серьезной работе, внутренний инфантилизм предупреждает о необходимости легкой профессии.
- Проблемы в интимной сфере. Если человек психологически незрел, даже мысли об интимной близости вызывают у него дискомфорт. Физический контакт кажется пугающим, потребность в близости отсутствует. Чтобы понять причину незрелости, вначале необходимо пройти тестирование, которое определит уровень внутреннего развития.
- Сложно разобраться в собственных эмоциональных реакциях. Часто человек сталкивается с ситуацией, когда чувства и эмоции проявляются неадекватно. Иногда причина этому — противоречие, вызванное возрастным несоответствием.
Если результаты теста вызывают сомнения и вопросы, следует обратиться к психологу. Его рекомендации помогут определить способы коррекции внутреннего состояния и дальнейший путь развития.
Как в психологии рассматривают разницу физического и душевного развития?
Изучая, что включает в себя понятие «психологический возраст», психологи подчеркивают, для нормального развития личности необходимо гармоничное соответствие хронологического состояния внутреннему. Несоответствие вызывает трудности в адаптации:
- Внутренняя незрелость. Гарантирует высокий уровень жизненной энергии, нацеленность на будущее, дружелюбие и открытость.
- Соответствие. Гармоничное сочетание, позволяющее радоваться жизни, но не совершать опрометчивых поступков.
Ситуацию с сильным рассинхроном развития можно исправить. Чтобы приблизить соответствие, следует:
- пройти консультирование у психотерапевта;
- стремиться к саморазвитию;
- избегать внешнего давления.
В любом возрасте главное — придерживаться оптимизма. На каждой стадии психологического развития можно полноценно наслаждаться жизнью.
Полезное видео
В видео Вам предложено пройти небольшой тест на определение своего психологического возраста.
6.
1 Концепция и опыт старенияЦели обучения
- Дать определение социальной геронтологии.
- Различают биологическое старение, психологическое старение и социальное старение.
Поскольку все мы хотим дожить до старости, изучение возраста и старения помогает нам кое-что понять о себе и о той стадии жизненного пути, которую мы все надеемся достичь.
Вот почему вам следует знать о старении и проблемах пожилых людей: Когда-нибудь вы состаритесь . По крайней мере, вы будете старыми, если не умрете преждевременно от несчастного случая, рака, сердечного приступа, какой-либо другой медицинской проблемы, убийства или самоубийства. Хотя мы не часто думаем о старении, когда нам поздний подростковый возраст и чуть больше двадцати, одна из наших главных целей в жизни — стать старыми. Изучая возраст и старение и знакомясь с некоторыми проблемами, с которыми пожилые люди столкнутся сейчас и в будущем, мы на самом деле узнаем что-то о самих себе и о том этапе жизненного пути, которого все мы надеемся достичь.
Изучение старения настолько важно и популярно, что у него есть собственное название — геронтология. Социальная геронтология — это изучение социальных аспектов старения (Novak, 2012). Ученые, изучающие старение, называются геронтологами . Люди, которых они изучают, носят несколько имен, чаще всего «пожилые люди», «старейшины» и «пожилые люди». Последний термин обычно зарезервирован для лиц в возрасте 65 лет и старше, в то время как «пожилые люди» и «пожилые люди» часто включают людей в возрасте от 50 до 60 лет и старше.
Измерения старения
Возраст и старение имеют четыре измерения. Измерение, о котором думает большинство из нас, — это хронологический возраст, определяемый как количество лет, прошедших с момента рождения человека. Второе измерение — это биологическое старение, которое относится к физическим изменениям, которые «замедляют нас», когда мы достигаем среднего и старшего возраста. Например, наши артерии могут закупориться, или проблемы с легкими могут затруднить нам дыхание. Третье измерение, психологическое старение, относится к психологическим изменениям, в том числе связанным с психическим функционированием и личностью, которые происходят с возрастом. Геронтологи подчеркивают, что хронологический возраст не всегда совпадает с биологическим или психологическим возрастом. Например, некоторые люди в возрасте 65 лет могут выглядеть и вести себя намного моложе, чем те, кому 50.
Четвертое измерение старения — социальное. Социальное старение относится к изменениям ролей и отношений человека как в кругу его родственников и друзей, так и в формальных организациях, таких как рабочее место и молитвенные дома. Хотя социальное старение может отличаться от одного человека к другому, на него также сильно влияет восприятие старения, которое является частью культуры общества. Если общество положительно относится к старению, социальное старение, переживаемое людьми в этом обществе, будет более позитивным и приятным, чем в обществе, которое относится к старению негативно. Однако, как мы увидим, восприятие старения в Соединенных Штатах не очень позитивно, что имеет важные последствия для наших пожилых граждан.
Ключевые выводы
- Изучение пожилых людей и старения помогает нам понять проблемы на жизненном пути, которого мы все надеемся достичь.
- Биологическое старение относится к физическим изменениям, сопровождающим процесс старения, а психологическое старение относится к происходящим психологическим изменениям.
- Социальное старение относится к изменениям ролей и отношений человека по мере старения человека.
Ссылки
Новак, М. (2012). Проблемы старения (3-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Пирсон.
Социальные и психологические аспекты старения
Хаффингтонский центр старения
Master
Content
Сегодня в Соединенных Штатах более 35 миллионов человек в возрасте 65 лет и старше, что составляет около 13 процентов населения. В 2030 году их число увеличится более чем вдвое, в результате чего каждый пятый американец будет старше 65 лет. Прогнозируется, что Италия достигнет этой отметки в 2002 году. В мае 2011 года первая волна (те, кто родился в 1946) бэби-бумеров начинает исполняться 65 лет, последняя волна в 2030 году.
В других частях мира 16-18 процентов уже 65+, а к 2025 году в Японии ожидается вдвое больше пожилых людей как дети. Кроме того, к этому времени во всем мире будет более миллиарда пожилых людей. Это увеличение ожидаемой продолжительности жизни до более чем 80-летнего возраста является результатом более эффективных мер общественного здравоохранения, улучшения условий жизни и достижений в области медицинского обслуживания. Следующее увеличение продолжительности жизни, без сомнения, произойдет благодаря медицинским исследованиям и технологиям.
Рубрика
Психология
Содержание
Геронтологи Балтиморского лонгитюдного исследования наблюдали за группой пожилых людей в течение нескольких десятилетий. Результаты показывают, что наши личности на самом деле не сильно меняются с течением времени. Так что, если кто-то когда-нибудь скажет, что вы подлый старый чудак, вы, вероятно, были таким, когда вам было 30 лет — возраст тут не при чем. И с возрастом нам все еще нравится делать то, что мы делали в молодости.
Вопреки распространенному мнению, пожилые люди все еще могут безопасно водить машину, участвовать в Олимпийских играх (конечно же, Олимпийских играх для взрослых) и еще одна хорошая новость: пожилые люди сохраняют интерес к сексу на протяжении всей своей жизни, если они здоровы. Нажмите здесь, чтобы прочитать статью «Старое пламя» о любви, потерянной и найденной 60 лет спустя.
В то время как у большинства пожилых людей все хорошо, есть и те, у кого этого нет. Клиническую депрессию часто неправильно диагностируют; алкоголизм не знает возраста; до 33 процентов всех пожилых людей живут одни, большинство из них вдовы старше 85 лет; около 5 процентов живут в каком-либо учреждении длительного ухода, и почти 25 процентов всех пожилых американцев живут примерно в пределах 150 процентов от федерального уровня бедности.
Это означает, что эти пожилые люди получают около 1000 долларов в месяц от социального обеспечения и других источников. Несмотря на то, что они охвачены Medicare, федеральной программой здравоохранения для лиц в возрасте 65 лет и старше, многие из этих людей по-прежнему тратят из собственного кармана на лекарства, очки и т. д. столько же, сколько они тратили, когда Medicare впервые была запущена в 1965 году. Компромисс заключается в еде, жилье и веселых вещах в жизни. Таким образом, существуют социальные геронтологи и геропсихологи, которые помогают нам лучше понять те нефизиологические/связанные со здоровьем аспекты старения, которые связаны с тем, где и насколько хорошо мы проживаем свою жизнь.
Заголовок
Демография
Содержание
Еще один новый прогноз старения заключается в том, что мы увидим резкое увеличение числа долгожителей; например, в Соединенных Штатах в 2060 году может быть до 2,5 миллионов человек старше 100 лет по сравнению с примерно 76 000 в настоящее время.
Эти замечательные люди до сих пор живут интересной жизнью – приходите сюда и читайте об этих долгожителях, в том числе о Джордже Доусоне из Далласа, человеке, который в возрасте 9 лет8, решил пойти в школу и научиться читать и писать. В 102 года он опубликовал книгу под названием «Жизнь так хороша!». И количество «долгожителей», тех, кому 105 лет и старше, в следующем столетии будет таким же обычным явлением, как и сейчас.
Заголовок
Вопросы для размышления
Содержание
- Будете ли вы одним из них?
- Кто о тебе позаботится?
- Будет ли достаточно хорошо подготовленных специалистов по гериатрии, чтобы оказывать медицинскую помощь, которая вам может понадобиться? (Сейчас их недостаточно.)
- Хватит ли денег у бэби-бумеров — тех 76 миллионов человек, родившихся в США между 1946 и 1964 годами, которым исполнится 50 лет по ставке 10 000 в день в течение следующих 10 лет, — чтобы жить хорошо так долго? Вы будете?
- Будут ли наши правительства проводить достаточную социальную политику, чтобы приспособиться к быстро стареющему населению?
Заголовок
Предвидение будущего
Содержание
Все эти вопросы требуют ответов, и все они затрагивают вас. Чтобы представить себе, как они могли бы, почему бы не закрыть глаза и не представить себя через 40 или 50 лет и не подумать о том, что вы сделали хорошо:
- Занятия 3-5 раз в неделю
- Соблюдала диету с низким содержанием жиров и поддерживала рекомендуемый уровень веса
- Поддержание артериального давления в пределах нормы
- Не курил и употреблял алкоголь в умеренных количествах (не более 1-2 унций/день)
- Эффективно справлялся со стрессовыми событиями
- У вас был круг друзей, с которыми вы часто общались
- Сэкономил достаточно денег, чтобы чувствовать себя комфортно в старости
- Сохранял позитивное отношение к собственному старению
- Были ориентированы на будущее
- Оставался активным в изучении новых вещей
Заголовок
Хорошо стареть
Содержание
Вы видели себя делающим эти вещи, будучи «таким образом»? Хорошо, потому что исследования показывают, что это называется перспективным старением, хорошим старением, даже продуктивным старением.