Психологическое и психическое здоровье дубровина: Философско-социологический факультет ПГНИУ — Сущность и структура понятия «психологическое здоровье человека»

Содержание

Дубровина Ирина Владимировна — Психологическая газета

Скоро

3 апреля
Санкт-Петербург, online

Межрегиональная научно-практическая конференция по профориентации

7 апреля
Online

Онлайн-форум для специалистов в области когнитивно-поведенческой терапии PRE-CBT FORUM 2023

12 — 13 апреля
Москва

XXVIII Международный симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме»

17 — 18 апреля
Дубна

X Международная научно-практическая конференция «Психология третьего тысячелетия»

20 апреля
Ташкент

Научно-практическая конференция с международным участием «XXI век: современный взгляд на психическое здоровье — III»

11 — 12 мая
Москва, online

VIII Международная научно-практическая конференция памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики»

11 — 12 мая
Челябинск, online

VIII Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, перспективы»

1 — 2 июня
Online

III Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

4 — 7 июня
Санкт-Петербург, online

17-й Санкт-Петербургский Саммит психологов

22 — 24 июня
Санкт-Петербург

IX Научно-практическая конференция с международным участием «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии»

12 — 14 октября
Москва

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А. В. Брушлинского

8 — 10 ноября
Казань

IV Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы»

Весь календарь

Дубровина Ирина Владимировна, Москва

Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО.

Главный научный сотрудник лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института РАО. Профессор кафедры педагогической психологии факультета образования Московского государственного психолого-педагогического университета.

Главный редактор журнала «Детский практический психолог», член редсовета «Национального психологического журнала» и редколлегии «Российского психологического журнала».

Член Президиума Федерации психологов образования России. Председатель Большого жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России».

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Большого Жюри (выбор победителей по итогам 1999-2013).

Окончила в 1958 г. факультет русского языка, литературы и истории МГПИ им. В.П. Потемкина. Профессиональную деятельность начала в качестве учителя русского языка Московской школы (1958—1963). Поступив в 1963 в аспирантуру ИП АПН РСФСР (ныне ПИ РАО), окончила ее в 1966, защитив кандидатскую диссертацию «Анализ компонентов математических способностей в младшем школьном возрасте» (1967). С 1966 г. по настоящее время работает в ПИ РАО. В 1976 г. стала зав. лабораторией Психологии формирования личности, которой до этого руководила Л.И. Божович. С 1978 по 1992 г. была зам. директора ПИ РАО по научной работе. В 1988 г. защитила докторскую диссертацию «Теоретические основы и прикладные аспекты развития школьной психологической службы». С 1992 по 2008 гг. заведовала лабораторией научных основ детской практической психологии ПИ РАО.

 

Специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, консультативной психологии. Основатель детской практической психологии, разработчик и организатор школьной психологической службы.  

Основное направление научных исследований первоначально было связано с проблемами генезиса возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Ею изучался переходный период от подросткового к юношескому возрасту, впервые ставший предметом систематизированного исследования.  На значительной выборке учащихся изучалась познавательная мотивационно-потребностная сфера, самосознание и др. стороны личности. С конца 1970-х гг. под руководством И.В. Дубровиной проводилось изучение специфики психического развития детей, растущих вне семьи. В результате многолетних исследований были выявлены причины особого типа психического и личностного развития детей, воспитывающихся в интернатах. В 1980 г. по инициативе вице-президента АПН СССР Ю.

К. Бабанского начала работу по организации в стране школьной психологической службы. Под ее руководством было разработано «Положение о психологической службе образования», а также ряд Положений о центрах психологических служб, составляющих основу деятельности психолога в системе образования. Исследуя теоретические и прикладные проблемы детской практической психологии, И.В. Дубровина разработала основные положения и функциональные обязанности практического психолога в школьных и дошкольных учреждениях, его роль в создании благоприятных условий психического развития детей; предложила подходы к выявлению и развитию потенциальных возможностей детей; проанализировала проблемы диагностики, а также развития способностей и творческой активности детей как одной из форм коррекционной работы практического психолога. Опубликовала серию книг и практических пособий по службе практической психологии образования. Разработала программу подготовки практических психологов образования.

Основные труды:

  • Об индивидуальных особенностях школьников, 1975
  • Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту, 1987
  • Особенности обучения и психического развития школьников 13—17 лет, 1988
  • Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сборник научных трудов, 1988 (отв. ред.)
  • Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет, 1988 (соавт. и ред.)
  • Формирование личности старшеклассника, 1989
  • Формирование личности в онтогенезе, 1992 (ред. и соавт.)
  • Психическое развитие воспитанников детского дома, 1990 (соавт. и соред.)
  • Активные методы в работе школьного психолога: Сборник научных трудов, 1990 (отв. ред.)
  • Активные методы в работе школьного психолога: Сборник научных трудов, 1991 (отв. ред.)
  • Формирование личности в онтогенезе: Сборник научных трудов. Посвящен памяти Л.И. Божович, 1991 (ред.)
  • Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики, 1991
  • Рабочая книга школьного психолога, 1991, 1995 (соавт. и ред.)
  • Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы, 1994 (ред.)
  • Руководство практического психолога: готовность к школе: развивающие программы, 1995 (2-е изд.
    ), 1997, 1998, 1999
  • Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте: метод. пособие, 1995, 1997, 1998, 2000 (ред.)
  • О развитии детей, оставшихся без родительского попечения: Очерки, 1995 (в соавт.)
  • Готовность к школе: руководство практического психолога, 1995 (ред.)
  • Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы: метод. пособие, 1995, 1997, 1998, 2000 (ред.)
  • Практическая психология образования: учебное пособие, учебник, 1997, 2003, 2004 (4-е изд., перераб. и доп.) (в соавт.)
  • Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие, 1998, 1999 (соавт. и ред.)
  • Практическая психология образования: учебник, 1998 (2-е изд.) (соавт. и ред.)
  • Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия, 1998, 2001, 2003, 2005, 2007, 2008 (сост. )
  • Я работаю психологом… в детском саду, в обычной школе, в частной школе, в департаменте образования, с учителями. Опыт, размышления, советы, 1999 (ред.)
  • Психология: учебник, 1999, 2001, 2004, 2006, 2007, 2008, 2010, 2011, 2012, 2013 (перераб. и доп.), 2014, 2015, 2017, 2018, 2019, 2021 (испр.) (соавт. и ред.)
  • Младший школьник: развитие познавательных способностей: пособие для учителя, 2003 (соавт. и ред.)
  • Психология. III-IV классы: учебное пособие для начальной школы, 2007 (2-е изд.) (ред.)
  • Психология: 5 класс: учебное пособие, 2007 (2-е изд., испр. и доп.) (ред.)
  • Психология: 6 класс: учебное пособие, 2007 (2-е изд., испр. и доп.) (ред.)
  • Психология. 8 класс: учебное пособие, 2008 (2-е изд., испр. и доп.) (ред.) 
  • Психология. 10 класс: учебно-методическое пособие, 2008 (2-е изд.) (ред.)
  • Психология. XI класс: учебное пособие, 2008 (ред.)
  • Психологическая служба в современном образовании: рабочая книга, 2009 (соавт. и ред.)
  • Преподавание психологии в современной общеобразовательной школе: по материалам работы экспериментальной площадки РАО в г. Омске, 2011 (ред.)
  • Практическая психология в лабиринтах современного образования, 2014
  • Психологическое благополучие школьников в системе современного образования: учебное пособие, 2016
  • Психологическое благополучие школьников: учебное пособие, 2018, 2019, 2020
  • Современная образовательная среда ребенка: семья и школа, 2019 (соавт.)
  • Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: в 2 частях, 2019, 2020 (5-е изд., испр. и доп.) (соавт.)
  • Руководство практического психолога. Психолог в школе: практическое пособие, 2020 (2-е изд, испр. и доп.
  • Психологический образ детства в исторической трансспективе российского общества (20-е годы XX века — 20-е годы XXI века), 2021 (соавт.)
  • Методика преподавания психологии в высшей школе: учебник, 2021, 2022

Награды:

  • медаль К.Д. Ушинского (1995). 

Статьи и интервью в «Психологической газете»

  • К юбилею Дианы Борисовны Богоявленской
  • Психологическое благополучие личности как феномен
  • Личностные образовательные результаты в контексте девиантного поведения школьников
  • Непрерывное образование в контексте культуры
  • Ирина Дубровина: «Слово стоит в начале культуры…»
  • С 80-летием профессора Ю.М. Забродина поздравляет И.В. Дубровина

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

  • Формирование профессиональной идентичности психолога: телесно-двигательный аспект
  • Как построить дружелюбную среду в школе: «коробочное решение»
  • Учитель и психологический климат в классе
  • Антропологический поворот: практическая психология образования как драйвер персонализации человека
  • Кинотерапия как средство развития саногенного мышления
  • Памяти Алексея Сергеевича Чернышева (воспоминания коллег)
  • Названы победители конкурса «Педагог-психолог России»
  • Социальная психология здоровья
  • Марина Егорова в юбилей Ирины Дубровиной: «Единый образ настоящего Ученого и Человека»
  • «Ирина Владимировна — мудрый оптимист»: Елена Данилова в день рождения И. Дубровиной
  • «Всегда очень нужна»: с юбилеем Ирину Дубровину поздравляет Виталий Рубцов
  • 100-летний юбилей советской/постсоветской психологии
  • Этапы 100-летнего развития психологической науки
  • Школьная психологическая служба возрождается
  • О психологических исследованиях в образовании
  • Профстандарт педагога-психолога: итоги апробации
  • С.В. Недбаева — кандидат в члены жюри конкурса «Золотая Психея»
  • Самые цитируемые российские учёные-психологи

Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

  • «Международная научно-практическая конференция «Психологические практики в российском образовании: инновационный ракурс»», 10 ноября-23 декабря 2017, Армавир (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2017 г.), номинант
  • «Психология образования: модернизация психолого-педагогического образования», VIII Всероссийская научно-практическая конференция, 11–13 декабря 2012 г., Москва (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2012 г. ), номинант

Отправить личное сообщение

Вернуться к списку

1 апреля 2023 , суббота

В этот день

Александр Александрович Кроник празднует юбилей! Поздравить!

Фарит Суфиянович Сафуанов празднует юбилей! Поздравить!

Елена Борисовна Лактионова празднует юбилей! Поздравить!

Владимир Михайлович Элькин празднует день рождения! Поздравить!

Анатолий Васильевич Меренков празднует день рождения! Поздравить!

Сергей Николаевич Шилов празднует день рождения! Поздравить!

Елена Леонидовна Григоренко празднует день рождения! Поздравить!

Анна Владимировна Васильева празднует день рождения! Поздравить!

Александр Григорьевич Покрышкин празднует день рождения! Поздравить!

99 лет назад родился(ась) Алексей Михайлович Столяренко.

94 года назад родился(ась) Владимир Петрович Морозов.

Скоро

3 апреля
Санкт-Петербург, online

Межрегиональная научно-практическая конференция по профориентации

7 апреля
Online

Онлайн-форум для специалистов в области когнитивно-поведенческой терапии PRE-CBT FORUM 2023

12 — 13 апреля
Москва

XXVIII Международный симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме»

17 — 18 апреля
Дубна

X Международная научно-практическая конференция «Психология третьего тысячелетия»

20 апреля
Ташкент

Научно-практическая конференция с международным участием «XXI век: современный взгляд на психическое здоровье — III»

11 — 12 мая
Москва, online

VIII Международная научно-практическая конференция памяти М. Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики»

11 — 12 мая
Челябинск, online

VIII Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, перспективы»

1 — 2 июня
Online

III Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

4 — 7 июня
Санкт-Петербург, online

17-й Санкт-Петербургский Саммит психологов

22 — 24 июня
Санкт-Петербург

IX Научно-практическая конференция с международным участием «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии»

12 — 14 октября
Москва

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского

8 — 10 ноября
Казань

IV Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы»

Весь календарь

1 апреля 2023 , суббота

В этот день

Александр Александрович Кроник празднует юбилей! Поздравить!

Фарит Суфиянович Сафуанов празднует юбилей! Поздравить!

Елена Борисовна Лактионова празднует юбилей! Поздравить!

Владимир Михайлович Элькин празднует день рождения! Поздравить!

Анатолий Васильевич Меренков празднует день рождения! Поздравить!

Сергей Николаевич Шилов празднует день рождения! Поздравить!

Елена Леонидовна Григоренко празднует день рождения! Поздравить!

Анна Владимировна Васильева празднует день рождения! Поздравить!

Александр Григорьевич Покрышкин празднует день рождения! Поздравить!

99 лет назад родился(ась) Алексей Михайлович Столяренко.

94 года назад родился(ась) Владимир Петрович Морозов.

Скоро

3 апреля
Санкт-Петербург, online

Межрегиональная научно-практическая конференция по профориентации

7 апреля
Online

Онлайн-форум для специалистов в области когнитивно-поведенческой терапии PRE-CBT FORUM 2023

12 — 13 апреля
Москва

XXVIII Международный симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме»

17 — 18 апреля
Дубна

X Международная научно-практическая конференция «Психология третьего тысячелетия»

20 апреля
Ташкент

Научно-практическая конференция с международным участием «XXI век: современный взгляд на психическое здоровье — III»

11 — 12 мая
Москва, online

VIII Международная научно-практическая конференция памяти М. Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики»

11 — 12 мая
Челябинск, online

VIII Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, перспективы»

1 — 2 июня
Online

III Международный психологический форум «Ребенок в цифровом мире»

4 — 7 июня
Санкт-Петербург, online

17-й Санкт-Петербургский Саммит психологов

22 — 24 июня
Санкт-Петербург

IX Научно-практическая конференция с международным участием «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии»

12 — 14 октября
Москва

Всероссийская научная конференция «Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований», посвященная 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского

8 — 10 ноября
Казань

IV Всероссийская научная конференция с международным участием «Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы»

Весь календарь

Психологическое здоровье личности и его обеспечение в образовательной среде

  • English
  • Русский

Психологическое здоровье личности и его обеспечение в образовательной среде

ˑ: 

 

ТиПФК № 9 2017, с. 59-61

Доктор психологических наук, профессор О.И. Щербакова1
Доктор педагогических наук, профессор А.М. Татаринцева2
Доктор технических наук, профессор А.К. Черных3
Кандидат философских наук, доцент А.В. Ширшов4
1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
2Балтийская международная академия, Рига, Латвия
4Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург
5Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск

Цель статьи – рассмотреть концепцию «психологического здоровья», проанализировав ее сущность в рамках концептуальных моделей здоровой личности различных направлений (психоанализа З. Фрейда, психоаналитической концепции К. Юнга, индивидуальной психологии Альфреда Адлера, поведенческой психологии, гуманистической психологии К. Роджерса, в рамках нейролингвистического программирования и т.п.). Авторы опираются на определение понятия психологического здоровья И.В. Дубровиной, компонентов психологического здоровья О.В. Хухлаевой, которые помогли определить цели и методы оказания психологической помощи в рамках различных концепций, показать наиболее оптимальные методы и способы ее оказания на основе обобщения имеющихся процедур и техник. Авторы делают выводы о том, что в рамках каждой концепции и подхода к обеспечению психологического здоровья разработаны приемы и способы развития соответствующих свойств и качеств личности, предстающие как конкретные психотехнологии. Важно их знать и использовать самостоятельно в целях наделения человека качествами и способностями, позволяющими ему эффективно решать проблемы межличностного взаимодействия.

Ключевые слова: концепция, психическое здоровье, компоненты психологического здоровья, цель и методы оказания психологической помощи.

Использованная литература

  1. Адлер А. О. О нервическом характере / А.О. Адлер. – СПб.: Университетская книга, 1997. – 388 с.
  2. Гриндер Д. Формирование транса / Д. Гриндер, Р. Бэндлер. – М.: Каас, 1994. – 240 с.
  3. Дубровина И.В. О воспитании психологической культуры школьников / И.В. Дубровина // Вестник практической психологии образования. – № 3. – 2006. – С. 43-47.
  4. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия / К. Роджерс. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 512 с.
  5. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Роджерс. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 416 с.
  6. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с.
  7. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции / О.В. Хузляева. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 208 с.
  8. Юнг К.Г. Собрание сочинений: Конфликты детской души / К.Г. Юнг / Пер. с нем. – М.: Канон, 1994. – 336 с.

Психическое здоровье и клиническая психология во время COVID-19: вызовы, возможности и призыв к действию

Обзор

. 2021 Апрель; 76 (3): 409-426.

дои: 10.1037/amp0000707. Epub 2020 10 августа.

Июнь Грубер 1 , Митчелл Дж. Принштейн 2 , Ли Анна Кларк 3 , Джонатан Роттенберг 4 , Джонатан С. Абрамовиц 2 , Энн Мари Альбано 5 , Амелия Алдао 6 , Джессика Л. Борелли 7 , Тэмми Чанг 8 , Джоан Давила 9 , Эрика Э. Форбс 10 , Дилан Джи Джи 11 , Зал Гордона С. Нагаямы 12 , Лорен С. Халлион 13 , Стивен П Хиншоу 14 , Стефан Г. Хофманн 15 , Стивен Д. Холлон 16 , Ютта Йоорманн 11 , Алан Э. Каздин 11 , Дэниел Н. Кляйн 9 , Аннет М Ла Грека 17 , Роберт В. Левенсон 14 , Ангус В. Макдональд 18 , Дин Маккей 19 , Кэти Маклафлин 20 , Джейн Мендл 21 , Адам Брайант Миллер 2 , Энрике В. Неблетт 22 , Мэтью Нок 20 , Бунми О Олатунджи 16 , Жаклин Б. Персоны 23 , Дэвид С Розек 24 , Джессика Л. Шлейдер 9 , Георгий М. Славич 25 , Бетани А. Учитель 26 , Вера Вайн 10 , Лорен М Вайнсток 27

Принадлежности

  • 1 Факультет психологии и неврологии Колорадского университета в Боулдере.
  • 2 Факультет психологии и неврологии Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл.
  • 3 Факультет психологии Университета Нотр-Дам.
  • 4 Факультет психологии Университета Южной Флориды.
  • 5 Колледж врачей и хирургов Колумбийского университета Вагелос.
  • 6 Педагогический колледж Колумбийского университета.
  • 7 Факультет психологических наук Калифорнийского университета в Ирвине.
  • 8 Институт здравоохранения, политики здравоохранения и исследований старения, Рутгерс, Университет штата Нью-Джерси.
  • 9 Факультет психологии Университета Стони Брук.
  • 10 Факультет психиатрии Питтсбургского университета.
  • 11 Факультет психологии Йельского университета.
  • 12 Факультет психологии Орегонского университета.
  • 13 Факультет психологии Питтсбургского университета.
  • 14 Факультет психологии Калифорнийского университета в Беркли.
  • 15 Факультет психологии и наук о мозге, Бостонский университет.
  • 16 Факультет психологии Университета Вандербильта.
  • 17 Факультет психологии Университета Майами.
  • 18 Факультет психологии Миннесотского университета.
  • 19 Факультет психологии, Фордемский университет.
  • 20 Факультет психологии Гарвардского университета.
  • 21 Департамент человеческого развития, Корнельский университет.
  • 22 Школа общественного здравоохранения Мичиганского университета.
  • 23 Оклендский центр когнитивно-поведенческой терапии.
  • 24 UCF RESTORES, Университет Центральной Флориды.
  • 25 Центр психонейроиммунологии Казинса, Калифорнийский университет, Лос-Анджелес.
  • 26 Факультет психологии, Университет Вирджинии.
  • 27 Кафедра психиатрии Брауновского университета.
  • PMID: 32772538
  • PMCID: PMC7873160
  • DOI: 10.1037/amp0000707

Бесплатная статья ЧВК

Обзор

Июнь Грубер и соавт. Я психол. 2021 Апрель

Бесплатная статья ЧВК

. 2021 Апрель; 76 (3): 409-426.

дои: 10.1037/amp0000707. Epub 2020 10 августа.

Авторы

июнь Грубер 1 , Митчелл Дж. Принштейн 2 , Ли Анна Кларк 3 , Джонатан Роттенберг 4 , Джонатан С. Абрамовиц 2 , Энн Мари Альбано 5 , Амелия Алдао 6 , Джессика Л. Борелли 7 , Тэмми Чанг 8 , Джоан Давила 9 , Эрика Э. Форбс 10 , Дилан Джи Джи 11 , Зал Гордона С. Нагаямы 12 , Лорен С. Халлион 13 , Стивен П Хиншоу 14 , Стефан Г. Хофманн 15 , Стивен Д. Холлон 16 , Ютта Йоорманн 11 , Алан Э. Каздин 11 , Дэниел Н. Кляйн 9 , Аннет М Ла Грека 17 , Роберт В. Левенсон 14 , Ангус В. Макдональд 18 , Дин Маккей 19 , Кэти Маклафлин 20 , Джейн Мендл 21 , Адам Брайант Миллер 2 , Энрике В. Неблетт 22 , Мэтью Нок 20 , Бунми О Олатунджи 16 , Жаклин Б. Персоны 23 , Дэвид С Розек 24 , Джессика Л. Шлейдер 9 , Георгий М. Славич 25 , Бетани А. Учитель 26 , Вера Вайн 10 , Лорен М Вайнсток 27

Принадлежности

  • 1 Факультет психологии и неврологии Колорадского университета в Боулдере.
  • 2 Факультет психологии и неврологии Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл.
  • 3 Факультет психологии Университета Нотр-Дам.
  • 4 Факультет психологии Университета Южной Флориды.
  • 5 Колледж врачей и хирургов Колумбийского университета Вагелос.
  • 6 Педагогический колледж Колумбийского университета.
  • 7 Факультет психологических наук Калифорнийского университета в Ирвине.
  • 8 Институт здравоохранения, политики здравоохранения и исследований старения, Рутгерс, Университет штата Нью-Джерси.
  • 9 Факультет психологии Университета Стони Брук.
  • 10 Кафедра психиатрии Питтсбургского университета.
  • 11 Факультет психологии Йельского университета.
  • 12 Факультет психологии Орегонского университета.
  • 13 Факультет психологии Питтсбургского университета.
  • 14 Факультет психологии Калифорнийского университета в Беркли.
  • 15 Факультет психологии и наук о мозге, Бостонский университет.
  • 16 Факультет психологии Университета Вандербильта.
  • 17 Факультет психологии Университета Майами.
  • 18 Факультет психологии Миннесотского университета.
  • 19 Факультет психологии, Фордемский университет.
  • 20 Факультет психологии Гарвардского университета.
  • 21 Департамент человеческого развития, Корнельский университет.
  • 22 Школа общественного здравоохранения Мичиганского университета.
  • 23 Оклендский центр когнитивно-поведенческой терапии.
  • 24 UCF RESTORES, Университет Центральной Флориды.
  • 25 Центр психонейроиммунологии Казинса, Калифорнийский университет, Лос-Анджелес.
  • 26 Факультет психологии, Университет Вирджинии.
  • 27 Кафедра психиатрии Брауновского университета.
  • PMID: 32772538
  • PMCID: PMC7873160
  • DOI: 10.1037/amp0000707

Абстрактный

COVID-19 создает серьезные социальные, экономические и медицинские проблемы. Поскольку COVID-19 уже начал вызывать огромный рост проблем с психическим здоровьем, клиническая психология должна взять на себя ведущую роль в руководстве национальным ответом на этот вторичный кризис. В этой статье COVID-19концептуализируется как уникальный, комплексный, многомерный стрессор, который создаст огромную потребность во вмешательстве и вызовет необходимость в новых парадигмах оказания психиатрической помощи и обучения. Обсуждаются неотложные проблемные области в разные периоды развития, после чего следует обзор психологических симптомов, распространенность которых, вероятно, возрастет и которые потребуют инновационных решений как в науке, так и на практике. Обсуждаются последствия для новых направлений исследований, клинических подходов и политических вопросов, чтобы подчеркнуть возможности превращения клинической психологии в обновленную современную область, способную справиться с бременем психических заболеваний и стрессом после COVID-19.и не только. (Запись базы данных PsycInfo (c) 2021 APA, все права защищены).

Похожие статьи

  • Суицидальная идея.

    Хармер Б., Ли С., Дуонг ТВХ, Саадабади А. Хармер Б. и др. 2023 г., 7 февраля. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2023 янв.–. 2023 г., 7 февраля. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2023 янв.–. PMID: 33351435 Бесплатные книги и документы.

  • Правильная помощь впервые: высоко персонализированная и основанная на измерениях модель ухода за психическим здоровьем молодежи.

    Hickie IB, Scott EM, Cross SP, Iorfino F, Davenport TA, Guastella AJ, Naismith SL, Carpenter JS, Rohleder C, Crouse JJ, Hermens DF, Koethe D, Markus Leweke F, Tickell AM, Sawrikar V, Scott J . Хики И.Б. и др. Мед J Aust. 2019 ноябрь;211 Дополнение 9:S3-S46. дои: 10.5694/мя2.50383. Мед J Aust. 2019. PMID: 31679171

  • Школьные медицинские центры во время академических срывов: проблемы и возможности в области психического здоровья в городах.

    Торрес-Паган Л., Терепка А. Торрес-Паган Л. и др. Психологическая травма. 2020 авг; 12 (S1): S276-S278. дои: 10.1037/tra0000611. Epub 2020 25 июня. Психологическая травма. 2020. PMID: 32584112

  • Отвечая на вызов COVID-19: комплексные меры по охране психического здоровья, включая образование, обучение, исследования и обслуживание.

    McCutcheon VE, Grant JB, Schulenberg SE. Маккатчеон В.Е. и соавт. Психологическая травма. 2020 авг; 12 (S1): S284-S286. дои: 10.1037/tra0000896. Epub 2020 25 июня. Психологическая травма. 2020. PMID: 32584110

  • [Обеспечение охраны психического здоровья во время эпидемии SARS-CoV-2 во Франции: описательный обзор].

    Шеванс А. , Гурион Д., Хортель Н., Льорка П.М., Томас П., Боше Р., Моро М.Р., Лапревоте В., Беньямина А., Фоссати П., Массон М., Лон Э., Лебуайер М., Гайяр Р. Шеванс А. и др. Энцефал. 2020 июнь;46(3S):S3-S13. doi: 10.1016/j.encep.2020.03.001. Epub 2020 2 апр. Энцефал. 2020. PMID: 32312567 Бесплатная статья ЧВК. Обзор. Французский.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Застряли в колее мыслей — это всего лишь барьер: дисфункциональные метакогнитивные убеждения, ограничение личной свободы и благополучия подростков во время блокировки COVID-19.

    Кайка Н., Каракула-Юхнович Х., Кулик А., Шевчик П., Гриневич К. Кайка Н. и соавт. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2023 15 марта; 20 (6): 5151. дои: 10.3390/ijerph30065151. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2023. PMID: 36982060 Бесплатная статья ЧВК.

  • Психическое здоровье молодых людей после эпохи COVID-19: может ли просвещенная политика способствовать долгосрочным изменениям?

    Грубер Дж., Хиншоу С.П., Кларк Л.А., Роттенберг Дж., Принстейн М.Дж. Грубер Дж. и соавт. Анализ политики Behav Brain Sci. 2023 март; 10(1):75-82. дои: 10.1177/23727322221150199. Epub 2023, 15 марта. Анализ политики Behav Brain Sci. 2023. PMID: 36942264 Бесплатная статья ЧВК.

  • Связность миндалевидного тела, связанная с последующей реакцией на стресс во время вспышки COVID-19.

    Чжоу И, Хэ И, Джин И, Зейдман П, Гао Л, Ронг Б, Хуан Х, Фэн Ю, Цуй Дж, Чжан С, Ван И, Ван Г, Сян ЮТ, Ван Х. Чжоу Ю и др. Фронтовая психиатрия. 2023 23 фев; 14:999934. doi: 10.3389/fpsyt.2023.999934. Электронная коллекция 2023. Фронтовая психиатрия. 2023. PMID: 36911118 Бесплатная статья ЧВК.

  • Временные тренды показателей психического здоровья взрослого населения Германии до и во время пандемии COVID-19.

    Мауз Э., Вальтер Л., Юнкер С., Кершес С., Дамеров С., Эйхер С., Хёллинг Х., Мютерс С., Пейц Д., Шнитцер С., Том Дж. Мауз Э. и др. Фронт общественного здравоохранения. 2023 23 фев; 11:1065938. doi: 10.3389/fpubh.2023.1065938. Электронная коллекция 2023. Фронт общественного здравоохранения. 2023. PMID: 36908429 Бесплатная статья ЧВК.

  • Эффективность вмешательства самопомощи на основе виртуальной реальности для снижения психологической нагрузки во время пандемии COVID-19: результаты рандомизированного контролируемого исследования в Иране.

    Фарахиманеш С., Серино С., Туэна С., Ди Лерния Д., Видерхольд Б.К., Бернарделли Л., Рива Г., Моради А. Фарахиманеш С. и соавт. Дж. Клин Мед. 2023 2 марта; 12(5):2006. дои: 10.3390/jcm12052006. Дж. Клин Мед. 2023. PMID: 363 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Грантовая поддержка

  • K08 Mh203443/MH/NIMH NIH HHS/США
  • UL1 TR001863/TR/NCATS NIH HHS/США

Устойчивость в области психического здоровья: связь психологической и нейробиологической точек зрения

Обзор

. 2013 июль; 128(1):3-20.

doi: 10.1111/acps.12095. Epub 2013 14 марта.

B P F Руттен 1 , C Hammels, N Geschwind, C Menne-Lothmann, E Pishva, K Schruers, D van den Hove, G Kenis, J van Os, M Wichers

Филиалы

принадлежность

  • 1 Кафедра психиатрии и психологии, факультет здоровья, медицины и наук о жизни, Школа психического здоровья и неврологии (MHeNS), Европейская высшая школа неврологии (EURON), Медицинский центр Маастрихтского университета, Маастрихт, Нидерланды. [email protected]
  • PMID: 23488807
  • PMCID: PMC3746114
  • DOI: 10. 1111/акпс.12095

Бесплатная статья ЧВК

Обзор

BPF Rutten et al. Acta Psychiatr Scand. 2013 9 июля0003

Бесплатная статья ЧВК

. 2013 июль; 128(1):3-20.

doi: 10.1111/acps.12095. Epub 2013 14 марта.

Авторы

BPF Руттен 1 , К. Хаммельс, Н. Гешвинд, К. Менне-Лотманн, Э. Пишва, К. Шруерс, Д. ван ден Хов, Г. Кенис, Дж. ван Ос, М. Вихерс

принадлежность

  • 1 Кафедра психиатрии и психологии, Факультет здоровья, медицины и наук о жизни, Школа психического здоровья и неврологии (MHeNS), Европейская высшая школа неврологии (EURON), Медицинский центр Маастрихтского университета, Маастрихт, Нидерланды. [email protected]
  • PMID: 23488807
  • PMCID: PMC3746114
  • DOI: 10.1111/акпс.12095

Абстрактный

Цель: Провести обзор литературы о психологических и биологических данных о стойкости (т. е. об успешной адаптации и быстром восстановлении после перенесенных жизненных невзгод) на индивидуальном уровне и объединить результаты исследований на животных и людях.

Метод: Электронный и ручной поиск литературы в MEDLINE, EMBASE и PSYCHINFO с использованием ряда поисковых терминов, касающихся биологических и психологических факторов, влияющих на устойчивость, наблюдаемых в исследованиях на людях и экспериментальных животных, дополненный обзорными статьями и перекрестными ссылками.

Полученные результаты: Термин «жизнестойкость» используется в литературе для обозначения различных явлений, начиная от предотвращения нарушений психического здоровья и заканчивая успешной адаптацией и быстрым восстановлением после пережитых жизненных невзгод, а также может включать посттравматический психологический рост. Надежная привязанность, положительные эмоции и цель в жизни — три важных психологических строительных блока устойчивости. Совпадение психологических и биологических данных об устойчивости в литературе наиболее очевидно для темы чувствительности к стрессу, хотя недавние результаты предполагают решающую роль опыта вознаграждения в устойчивости.

Заключение: Улучшение понимания связей между генетическими данными, воздействием окружающей среды и взаимодействием генов и окружающей среды с психологией и биологией развития имеет решающее значение для выяснения нейробиологических и психологических основ устойчивости.

© 2013 John Wiley & Sons A/S. Опубликовано John Wiley & Sons Ltd.

Цифры

Рис. 1

Модель устойчивости (а) и…

Рис. 1

Модель устойчивости (а) и траектории риска и устойчивости (б). (а) Обеспечивает…

рисунок 1

Модель устойчивости (а) и траектории риска и устойчивости (б). (a) Обеспечивает модель для иллюстрации уровня психического благополучия человека с течением времени и иллюстрирует снижение психического благополучия в ответ на серьезные невзгоды, такие как воздействие травмы с последующим восстановлением психического благополучия. Индивидуум может различаться по i) уровню психического благополучия до воздействия, ii) скорости и тяжести нарушения психического здоровья в ответ на воздействие, iii) скорости и времени восстановления психического здоровья и iv) уровню психического здоровья и самочувствие после перенесенного воздействия и восстановление. (б) четыре различных траектории (серые сплошные, серые пунктирные, черные сплошные и черные пунктирные линии) индивидуального риска и устойчивости к развитию психопатологии в ответ на воздействие серьезного стрессора/травмы. Сплошная серая линия изображает человека с положительным уровнем психического здоровья до воздействия, с последовательным ухудшением психического здоровья после воздействия без последующего восстановления. Серая пунктирная линия изображает человека с положительным уровнем психического здоровья до воздействия (более положительное психическое здоровье, чем у других), с временным и относительно кратковременным ухудшением психического здоровья после воздействия, за которым следует быстрое восстановление до несколько более высокого уровня. уровень психического здоровья, чем до воздействия. Сплошная черная линия изображает человека с положительным уровнем психического здоровья до воздействия, последовательным ухудшением психического здоровья после воздействия, которое быстро восстанавливается до уровней психического здоровья до воздействия после определенного периода задержки, в течение которого у человека проявляется психопатология. Пунктирная черная линия изображает человека с положительным уровнем психического здоровья до воздействия, последовательным ухудшением психического здоровья после воздействия, которое быстро восстанавливается до уровней психического здоровья до воздействия и продолжает расти, тем самым превосходя уровни психического здоровья до воздействия (это может рассматривать как посттравматический рост).

Рис. 2

Цепи мозга, участвующие в…

Рис. 2

Схемы мозга, участвующие в реакции на стресс и вознаграждении. Ключевые области мозга…

Рис. 2

Схемы мозга, участвующие в реакции на стресс и вознаграждении. Ключевые области мозга, участвующие в реакции на стресс и вознаграждение. (а) Гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая ось. Известно, что психологические и физиологические стрессоры активируют ось гипоталамус-гипофиз-надпочечники (ГГН), что приводит к выработке кортикотропин-рилизинг-гормона (КРГ) гипоталамусом и высвобождению адренокортикотропного гормона (АКТГ) из передней доли гипофиза (указано черными стрелками). АКТГ индуцирует высвобождение глюкокортикоидного гормона из коры надпочечников в кровоток (указано серыми стрелками). Более того, ГК оказывают отрицательную обратную связь на активацию ГГН через ГР в гиппокампе, тем самым контролируя собственное высвобождение. Кортизол выполняет важные регуляторные функции в миндалевидном теле (AMYGD), гиппокампе и префронтальной коре (обозначены серыми стрелками). Помимо кортизола, другим стероидным гормоном надпочечников, высвобождаемым при стрессе, является (дегидроэпиандростерон) ДГЭА (обозначен пунктирными стрелками). ДГЭА высвобождается синхронно с кортизолом из надпочечников. Он обладает антиглюкокортикоидными и антиглутаматергическими характеристиками в головном мозге и в целом связан с ингибированием оси HPA. (b) Норадреналин и симпатическая нервная система (СНС). После активации оси HPA стресс увеличивает высвобождение норадреналина из LC (locus coeruleus) в его выступающие нейроны в миндалевидном теле, префронтальной коре и гиппокампе (обозначено длинными пунктирными стрелками) . В результате префронтальная кора подавляется как самим LC, так и миндалевидным телом (обозначено черной стрелкой), тем самым отдавая предпочтение инстинктивным реакциям, а не сложному мышлению. Кроме того, миндалевидное тело стимулирует вегетативные центры ствола мозга (ВАС). Во время стресса симпатическая вегетативная нервная система (СНС) выделяет адреналин и НЭ. (c) Мезолимбический путь вознаграждения. Активация гиппокампа, миндалевидного тела и префронтальной коры также активирует мезолимбический путь вознаграждения. Эти три структуры имеют глутаматергические проекции на (прилежащее ядро) NAC (обозначены длинными пунктирными стрелками). Сила синапса модулируется передачей сигналов дофамина, которая модулирует высвобождение глутамата. Стимул вознаграждения приводит к поэтапному высвобождению дофамина из ВОП (обозначено короткими пунктирными стрелками). ГАМКергические нейроны в NAc, в свою очередь, оказывают отрицательную обратную связь на VTA, тем самым контролируя высвобождение дофамина и передачу дофаминергических сигналов к префронтальной коре. Интеграция сигналов ВОП, гиппокампа (обученное поведение) и миндалевидного тела (эмоциональное поведение) префронтальной корой лежит в основе ощущения чувства вознаграждения. Кроме того, BDNF продуцируется в VTA и транспортируется в NAc через его дофаминергический афферент. Вполне вероятно, что BDNF при введении в VTA-NAc также активирует ГАМКергические нейроны в NAc, тем самым подавляя дофаминергический вход от VTA, что, возможно, лежит в основе притупления ответов на эмоциональные стимулы или симптомы ангедонии.

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Геномика и психологическая устойчивость: программа исследований.

    Чой К.В., Стейн М.Б., Данн Э.К., Коэнен К.С., Смоллер Дж.В. Чой К.В. и др. Мол Психиатрия. 2019 декабря; 24 (12): 1770-1778. doi: 10.1038/s41380-019-0457-6. Epub 2019 24 июля. Мол Психиатрия. 2019. PMID: 31341239Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Биопсихосоциальный подход к пониманию устойчивости: привыкание к стрессу и пути вмешательства.

    Беннет Дж.М., Роледер Н., Штурмберг Дж.П. Беннет Дж. М. и соавт. J Eval Clin Pract. 2018 декабря; 24 (6): 1339-1346. doi: 10.1111/jep.13052. Epub 2018 18 октября. J Eval Clin Pract. 2018. PMID: 30338615

  • Предикторы и параметры устойчивости к потерям: к модели индивидуальных различий.

    Манчини AD, Бонанно Джорджия. Манчини А.Д. и соавт. J Перс. 2009 декабрь; 77 (6): 1805-32. doi: 10.1111/j.1467-6494.2009.00601.x. Epub 2009 6 октября. J Перс. 2009. PMID: 19807863 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Понимание устойчивости молодых людей со сложными потребностями в области психического здоровья: исследование Delphi.

    Томпсон Э.Г., Ноулз С.Ф., Грисли П. Томпсон Э.Г. и соавт. Клин Детская психологическая психиатрия. 2019 июль; 24 (3): 405-416. дои: 10.1177/1359104518794789. Epub 2018 18 августа. Клин Детская психологическая психиатрия. 2019. PMID: 30122091

  • Психологические вмешательства для повышения устойчивости студентов-медиков.

    Кунцлер А.М., Хельмрайх И., Кениг Дж. , Чмиторц А., Весса М., Биндер Х., Либ К. Кунцлер А.М. и соавт. Cochrane Database Syst Rev. 2020 Jul 20;7(7):CD013684. дои: 10.1002/14651858.CD013684. Кокрановская система базы данных, версия 2020. PMID: 32691879 г. Бесплатная статья ЧВК.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Перинатальные психические расстройства: обзор уроков, извлеченных из акушерских условий.

    Айяла Н.К., Левковиц А.К., Уилан А.Р., Миллер Э.С. Айяла Н.К. и соавт. Нейропсихиатр Dis Treat. 2023 23 февраля; 19: 427-432. doi: 10.2147/NDT.S292734. Электронная коллекция 2023. Нейропсихиатр Dis Treat. 2023. PMID: 36865680 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Механизмы воздействия физических упражнений на тревогу у пожилых людей во время изоляции от COVID-19: анализ опосредующей роли психологической устойчивости и сдерживающей роли воздействия СМИ.

    Синь С, Ма С. Синь С. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2023 17 февраля; 20 (4): 3588. дои: 10.3390/ijerph30043588. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2023. PMID: 36834282 Бесплатная статья ЧВК.

  • Признак метилирования ДНК психологической устойчивости у молодых людей: построение оценки риска метилирования с использованием метода машинного обучения.

    Лу А.К., Се С., Ян К.Т., Ван С.Ю., Линь С.Х. Лу А.К. и др. Фронт Жене. 2023 12 января; 13:1046700. doi: 10.3389/fgene.2022.1046700. Электронная коллекция 2022. Фронт Жене. 2023. PMID: 36712885 Бесплатная статья ЧВК.

  • Психическое здоровье работающих родителей во время пандемии COVID-19: может ли устойчивость смягчить влияние психосоциального стресса на работе на симптомы депрессии?

    Брим С. , Мак Дж. Т., Вайзе В., Копп М., Штойдте-Шмидген С., Гартус-Нигель С. Брим С. и соавт. Общественное здравоохранение BMC. 2022 26 декабря; 22 (1): 2426. doi: 10.1186/s12889-022-14582-y. Общественное здравоохранение BMC. 2022. PMID: 36567325 Бесплатная статья ЧВК.

  • Положительное эмоциональное восстановление в повседневной жизни как мгновенный механизм на субклинических и клинических стадиях психического расстройства: исследование выборки опыта.

    Адер Л., Шик А., Симонс С., Делеспол П., Мьин-Гермейс И., Вессен Т., Райнингхаус У. Адер Л. и соавт. Ментальное здоровье JMIR. 2022 23 ноября; 9 (11): e37394. дои: 10.2196/37394. Ментальное здоровье JMIR. 2022. PMID: 36416883 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Рекомендации

    1. Кесслер Р. К., Маклафлин К.А., Грин Дж.Г. и соавт. Детские невзгоды и взрослая психопатология во Всемирных обзорах психического здоровья ВОЗ. Бр Дж. Психиатрия. 2010;197:378–385. — ЧВК — пабмед
    1. Сапиенца Дж.К., Мастен А.С. Понимание и развитие устойчивости у детей и молодежи. Курр Опин Психиатрия. 2011; 24: 267–273. — пабмед
    1. Лута С. С., Чиккетти Д. Конструкция устойчивости: последствия для вмешательств и социальной политики. Дев психопат. 2000;12:857–885. — ЧВК — пабмед
    1. Каслден М., Макки М., Мюррей В., Леонарди Г. Устойчивое мышление в охране здоровья. J Public Health (Oxf) 2011;33:369–377. — пабмед
    1. Заутра А.Дж., Холл Дж.С., Мюррей К.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *