ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Медицинская психология››
Личность, так называемые свойства характера, мы выражаем в форме систематически построенной психобиограммы, которая выработана для проведения практических исследований. Первые части психобиограммы дают продольный разрез личности: наследственность и личную предшествующую историю (жизненная кривая), причем вместе с бьющими в глаза отдельными данными нужно в особенно обратить внимание на такие важные биологические феномены, как волнообразная периодичность, изменения в виде толчков (особенно в эпоху созревания, инволюции), твердость или мягкость личности, повышение или понижение ее уровня, перемена явлений (попеременные выступления различных наследственных задатков в течение жизни). Все это важно не только для ненормальных личностей; следует внимательно отмечать даже легкие отзвуки этих явлений у здоровых. Так, например, легкие периодические колебания духовной жизни у здоровых циклотимических темпераментов, незаметные толчкообразные продолжительные изменения у нормальных шизотимиков следует многократно отмечать, они помогут объяснить нам, например в биографике, многие загадочные формы поведения.
В поперечном разрезе личности 3-я и 4-я части психобиограммы показывают группировку тех свойств характера, которые относятся к зачаткам темперамента и влечений, как конституциональный базис личности. При этом нужно обратить внимание, конечно, на шесть главных темпераментов (гипоманический, синтонный, тяжелокровный, гиперастетики, шизотимное промежуточное положение и анэстетики), а также на клинически известные дегенеративные типы (эпилептики, истерики, параноики и т. д.). Как указывалось ранее, нельзя сказать окончательно, строятся ли они, из тех же самых биологических радикалов, что и главные темпераменты, или они стоят рядом с главными темпераментами как относительно самостоятельные, более мелкие, отдельные группы, которые играют существенную роль только в области ненормального, подобно тому как более редкие патологические формы строения тела, например дисгландулярного типа, входят в ряд главных типов строения тела, одинаково встречающихся как у здоровых, так и у больных.
Из взаимодействия зачатков влечений и темпераментов между собой и с факторами внешнего мира возникают сложное построение характера и различные социальные способы поведения (в 5-й и 6-й частях психобиограммы). Сложное построение характера должно в первой линии рассмотреть отношение между нижней основой, имеющей характер влечений, и рациональной — целевого характера — надстройкой личности и затем различные основные типы жизненной установки, нашедшие свое отражение в реакциях личности (гл. 14). Наконец, социальные способы поведения в этической, религиозной, астетически-научной и общественной областях, как типично преимущественная готовность характера к реакциям, постепенно формировались через сложное поглощение весьма различных внешних и внутренних факторов личности.
Различие между простым свойством темперамента и характера и сложным можно легко разъяснить на паре примеров. Такие определения, как веселый, раздражимый, подвижный, неповоротливый, непоследовательный (sprunghaft), имеют прямое отношение к темпераменту. Они выражают относительно простые, элементарные свойства тона настроения, психической потребности нервной системы (психэстезия), темпа ее проявлений и двигательных процессов, свойства, которые достаточно непосредственно заложены в анатомо-физиологических субстратах индивидуальной конституции. С такими качествами темперамента позже эмпирически очень тесно связывается часть социальных способов поведения, прежде всего основная склонность к «экстравертированной» (Юнг) или «аутистической» (Блейлер) жизненной установке, и основывающихся на них свойствах; их мы присоединили в виде приложения к темпераментам.
Возьмем теперь определения, относящиеся к характеру, например: верный, насмешливый, приличный, интриган, не уверенный в себе, опрометчивый. Мы знаем, что такие свойства никогда не связаны прямо с одним биологическим свойством, но даны как смешанный продукт многих из них и, кроме того, как продукт интенсивного взаимодействия этих конституциональных особенностей с чеканкой, данной особой средой и особыми переживаниями. Верность, например, предполагает в качестве прирожденных факторов темперамента не слишком быстрый психический темп и относительно ровное настроение. Из двух этих факторов возникает свойство характера «постоянство», но оно опять-таки никоим образом не включает в себя все факторы, которые обозначают словом «верность». Верность — это постоянство, поставленное на вершину совершенно определенных социальных ситуаций. Постоянство в симпатии к определенным людям или группам людей (в переносном смысле — идеям и идеалам). Здесь выступают вместе как более широкий фактор темперамента еще глубина и способность аффекта к экстравертированности, но прежде всего ситуация среды, которая делает возможными постоянные симпатические перенесения аффекта, также воспитание, которое в силу традиции их идеализирует. В других случаях эти аффективно глубокие, спокойные, выравненные зачатки темпераментов могут дать начало совершенно другим свойствам характера и другим социальным способам поведения, например, жгучей ненависти, тяжелой мстительности.
Ум при всей внутренней глубокой связи по сравнению с построением характера все же занимает отдельное положение, в основных чертах он рассмотрен ранее. Для специальных педагогических и психотехнических целей эта часть должна быть дополнена специальной схемой.
Исследование тела заключает схему.
Телесное состояние имеет отношение к диагнозу личности в следующих во введении к психобиограмме изложенных пунктах: 1) общий темперамент, 2) специальные половые предрасположения, 3) признаки вырождения. К этим прежде всего обнаруживающимся в строении тела факторам присоединяется затем 4) испытание функций вегетативной и другой нервной систем, которые позволяют нам судить об устойчивости и гибкости аффективной жизни; 5) соматическое исследование, которое дает точку опоры для более грубых, вредящих личности факторов (алкоголь, люис, артериосклероз и т. д.).Рассматривая целостную личность со стороны чувства и воли, мы говорим о характере. Характер человека развивается с раннего детства при помощи постоянного взаимовлияния конституции и констелляции, т. е. наследственной предрасположенности и окружающего мира. Конституциональную базу характера создают те факторы, о которых мы говорили, описывая влечения и темпераменты. Они являются самыми важными, но не единственными составными частями его построения.
Прежде всего развитие характера человека определяется внешними психологическими факторами, в первую очередь продолжительной духовной атмосферой его среды, затем случайными сильно аффективными переживаниями, которые в отдельных случаях могут вызвать длительный излом в развитии личности. Такой продолжительный излом может возникнуть у какого-нибудь сутяги в результате пережитой им обиды из-за нарушения его прав или явиться следствием психических, сексуальных переживаний или смерти близких.
Но обычно лишь в отдельных случаях единичное переживание оказывается настолько сильным, чтобы совершенно выбить личность из колеи; однако и хроническое влияние среды не может сделать из личности то, что в ней заранее не было заложено. Оно может, однако, в значительной степени как бы вынянчить отдельные компоненты личности, интенсивно подчеркнуть одни, заглушить другие. Влияние среды может также породить сильные реакции болезненного типа, как мы это видим в случаях неврозов и психозов, возникающих при лишении свободы. Основные качества прирожденного темперамента, склонность к нервной нежности, гипомания, меланхолия, правда, могут модифицировать влияние среды, но вряд ли в состоянии коренным образом изменить его. Напротив, влияние окружающего мира и воспитания интенсивно действует на сложную душевную надстройку, прежде всего на этическую структуру человека. Правда, и здесь существуют аномальные варианты темпераментов, особенно в анэстетической группе шизотимиков, которые почти не поддаются этическим влияниям окружающего мира, мы это обычно называем моральным слабоумием.А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев. Темперамент и характер: Psychology OnLine.Net
А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев. Темперамент и характер
Добавлено Psychology OnLine.Net
4.04.2009
Вопрос о взаимоотношениях темперамента и характера ставился многими психологами.
Все имеющиеся высказывания по проблеме взаимоотношений темперамента и характера крайне разнообразны, но при тщательном анализе их можно объединить в четыре следующие основные группы: 1) отождествление темперамента и характера, 2) противопоставление темперамента характеру, установление антагонистических отношений между ними, 3) признание темперамента элементом характера, 4) признание темперамента основной природой характера.
Выразителями первого рода мнений можно назвать Ружицкого и Кречмера.
Кречмер, выводя темперамент из особенностей телесной конституции, по существу отождествлял его с характером личности. Высокие социальные качества он отбрасывает совсем и характер, личность сводит к элементарным конституциональным биологическим особенностям. Конечно, в психологической литературе показаны биологические ошибки Кречмера и его несостоятельность.
Точка зрения второго рода выражена психологами Викторовым и Вирениусом…
П. Викторов пишет, что темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности, в то время как характер есть проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции.
Между первичной реакцией, образующей «первичную индивидуальность», и вторичной реакцией, или «вторичной индивидуальностью», возникает антагонизм. Образующаяся в опыте жизни вторая реакция тормозит проявление врожденной реакции. Отсюда Викторов делает вывод, что «характер и темперамент являются как бы антагонистами друг другу» [1, с. 11].
Из советских психологов отчасти приближается к этой позиции Н. Д. Левитов, который считает, что темперамент не входит в характер и что этот последний находится в антагонистических отношениях с темпераментом и что развитие личности совершается по пути «преодоления темперамента характером, преобразования темперамента под влиянием характера» и т. п. Личность как бы, раздваивается, и отдельные ее свойства как бы противопоставляются. При этом характер «может входить в конфликт с темпераментом» [3].
Ошибка сторонников этой теории состоит в том, что, намечая две ступени развития личности или две основы личности, они только противопоставляют их, упуская из виду их единство.
Выразители третьего рода теорий (Кейра, Гундобин, Городецкий, Гобчанский, М. Рубинштейн и др.) рассматривают темперамент как необходимый элемент, как ядро характера, как его неизменную часть, в отличие самого характера как изменяющейся категории.
Наконец, сторонники четвертого взгляда по взаимоотношениям темперамента и характера (Румянцев, Л. С. Выготский, Е. П. Ересь, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, К. Н. Корнилов и др.) рассматривают темперамент как врожденную основу характера, как динамическую сторону характера и личности.
Так, Л. С. Выготский считал, что «темперамент есть наличная предпосылка и характер — конечный результат воспитательного процесса» [2].
С. Л. Рубинштейн указывает, что темперамент образует «основу свойств характера» [7].
Однако ни представления о темпераменте, ни его генетическая связь с характером не были ясны до создания И. П. Павловым учения о высшей нервной деятельности.
Как видно из приведенных ссылок, темперамент сводится упомянутыми психологами к сфере чувств, и главным образом к двум их качествам — силе и быстроте. Такое понимание темперамента не вполне совпадает с павловским учением о типах нервной деятельности и темпераментах.
Многие советские психологи [6, с. 428] связывают темперамент «прежде всего с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их — с другой». Аналогичное понимание мы находим в «Психологии» Б. М. Теплова [8, с. 39]. По его мнению, тип, темперамент проявляются: 1) в эмоциональной возбудимости; 2) в сильном выражении чувствования; 3) в быстроте движений.
В действительности же основной тип нервной деятельности, темперамент сказываются на динамике протекания не только эмоциональных, но и мыслительных, волевых и прочих процессов.
Темперамент, в павловском понимании, есть не что иное, как наиболее общая характеристика высшей нервной деятельности, выражающая основные природные свойства нервной деятельности.
Холерический темперамент представляет собой сильный неуравновешенный и явно боевой тип, легко и скоро раздражающийся. У холериков можно также отметить цикличность в деятельности и переживаниях. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности. И. П. Павлов так объясняет это: «Когда у сильного человека нет такого равновесия, то он, увлекшись каким-нибудь делом, чрезмерно налегает на свои средства и силы и в конце концов рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу» [5, т. II].
Сангвинический темперамент характеризует сильный, уравновешенный, подвижный тип. «Сангвиник,— по характеристике И. П. Павлова,— горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т. е. постоянное возбуждение, когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым» [4, с. 300]. Для сангвиника характерны подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни, он быстро находит контакт с окружающими, а потому общителен, не чувствует скованности при встрече с новыми для него людьми, несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе, не отвлекаться по мелочным поводам; из-за этого он не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методического напряжения (усидчивости, устойчивого внимания и терпения). В коллективе сангвиник весел, жизнерадостен, с охотой берется за живое дело, способен к увлечению. Однако, развивая кипучую деятельность, он может так же быстро остыть, как быстро увлечься чем-нибудь, если дело перестает его интересовать, если оно требует кропотливости, если оно имеет будничный характер.
У сангвиника чувства легко возникают, легко и сменяются. Легкость, с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа отражаются также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некоторую склонность к неустойчивости.
Учитывая наличие у сангвиника наилучших показателей по всем трем основным свойствам нервных процессов — силе, уравновешенности и подвижности, И. П. Павлов этот тип нервной деятельности считает наиболее совершенным.
Флегматичный темперамент относится к сильному уравновешенному инертному типу. «Флегматик — спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни» [4, с. 299]. Благодаря уравновешенности нервных процессов и некоторой инертности их флегматику легко оставаться спокойным даже при трудных обстоятельствах жизни. При наличии сильного торможения, уравновешивающего процесс возбуждения, ему нетрудно сдержаться. Жизненные впечатления, обучение и воспитание оказывают свое влияние на темперамент, изменяют его. Организуя определенным образом жизнь личности, можно качественным образом изменить тонус, динамику и уравновешенность поведения.
Флегматик, рассчитав свои силы, доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Флегматику, как говорит И. П. Павлов, «свойствен в известной мере аутизм, но это не аутизм меланхолика. Аутизм здесь — желание экономить силы, попусту не растрачивать силы».
Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности его перестройки. Однако это качество, инертность, имеет в то же время и положительное значение, содействует основательности и постоянству личности.
«Меланхолический темперамент,— как пишет И. П. Павлов,— характеризуется слабостью, это явно тормозной тип нервной системы. Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное» [5, т. I, с. 191]. И. П. Павлов называет меланхолика аутичным типом и объясняет его аутизм тем, что у него возникает страх перед новой обстановкой, она его тормозит [5, т. 1, с. 191].
Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной, привычной обстановке меланхолик может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами.
Хотя темперамент, конечно, не может определять отношений личности, ее стремлений и интересов, ее идеалов, т. е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения, характера человека. То, насколько человек проявляет энергию и неутомимость, способность страстно увлекаться, насколько он проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом сказывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления, воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента — типе высшей нервной деятельности — постепенно ткут узоры. Канва и узор в конечном итоге представляют собой единство — характер, о котором И. П. Павлов говорит как о сплаве типа нервной системы и жизненных влияний, обучения и воспитания, закрепившихся в виде тех или иных способов реагирования.
Отношения личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие для того, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными и государственными требованиями.
Таким образом, изолированно рассматривать темперамент и тем более возводить его в какую-то неизменную форму характера было бы огромной ошибкой.
Темперамент не односторонне и тем более не фатально определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.
Литература
- Викторов П. Учение о личности как нервно-психическом организме. Вып. 1. М., 1887.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. Изд. 2-е. М.
- Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. М., 1952.
- Павлов И. П. Двадцатилетний опыт. М., 1951.
- Павловские среды, т. I, П. М.; Л., 1949.
- Психология. Под ред. К. Н. Корнилова, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова. М., 1948.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. М., 1946.
- Теплое Б. М. Психология. Учебник для средней школы. М.; Л., 1951.
Различия личности, темперамента и характера
Личность — это сложный для расшифровки клубок внутри людей. Темперамент и характер составляют ту личность, которая делает нас уникальными с нашими собственными особенностями. На самом деле личность, темперамент и характер — это три понятия, которые используются в психологии для того, чтобы можно было говорить о различных способах чувствования и мышления. Для людей нормально путать их значения.
Чтобы вы больше не запутались, если это то, что с вами произойдет, мы объясним, что означает каждое понятие, чтобы отныне вы лучше понимали, что они означают, а также, , чтобы вы лучше понимали себя и как формируется ваша личность.
Содержание
- 1 Темперамент
- 2 Характер
- 3 Личность: сочетание всего
- 4 Различия между характером и темпераментом
- 5 Можно ли изменить?
Темперамент
Темперамент — основа всего, это самая естественная форма вашей личности, тесно связанная с вашими генами и вашими предками. И Это биологическая и наиболее инстинктивная часть вашей личности… и она всегда будет на первом месте. Темперамент появляется с младенческого возраста. Есть дети, которые раздражаются легче, чем другие, и это происходит без обучения, это темперамент, который у них с рождения.
Темперамент — это не то, что можно легко модифицировать или изменить, потому что у вас сложный характер. Вы можете работать над темпераментом, но это требует дополнительных усилий, потому что основной темперамент всегда будет внутри личности. Можно предпринять сознательные усилия для предотвращения того, чтобы темперамент вызывал проблемы в межличностных отношениях.
Характер
Эль характер То, что у него есть, идет после темперамента, и это будет напрямую зависеть от опыта, который вы должны пережить в своей жизни. Это происходит из среды, в которой вы находились в своей жизни, чему вы научились дома или в школе… все, чему вы научились для вас, сформировало ваш характер. Привычки формируются внутри характера, и все это формирует вашу личность.
Вот почему культура так важна в людях, потому что социальная культура формирует личность многих, кто в ней растет. Характер менее стабилен, чем темперамент, потому что он не исходит от генетики, он может формироваться и даже изменяться в зависимости от переживаемых обстоятельств. Характер проходит через разные этапы и именно в подростковом возрасте он полностью формируется, хотя может продолжать меняться в течение жизни.
Личность: сочетание всего
Личность – это сумма характера и темперамента. Индивидуальность делает нас уникальными и неповторимыми. Иногда мы можем чувствовать, что в личности есть что-то, что нам очень не нравится, и в этом случае необходимо задуматься над тем, что это такое, и искать решения и новые способы действия, которые заставят нас чувствовать себя лучше.
Личность — это набор унаследованных характеристик, а также набор личного опыта, которые сделали вас тем, кто вы есть сегодня. В рамках психологии личность состоит из группы эмоций, восприятий и действий, которые формируют поведение человека.
Личность — это то, как вы относитесь к вещам и как вы относитесь к другим. Личность — это группа взаимодействующих друг с другом процессов, которые помогут вам так или иначе увидеть мир. Хотя с объяснением этих черт можно понять, что такое личность, реальность такова, что эксперты не согласны с единодушным объяснением, поскольку оно охватывает многие аспекты жизни человека.
Хотя единодушного объяснения нет. Верно то, что все объяснения имеют одну общую черту: во всех есть определенный шаблон, который заставляет людей вести себя одинаково в сходных ситуациях. Хотя существует множество переменных, поскольку каждый человек индивидуален, сама по себе тенденция может быть похожей.
Различия между характером и темпераментом
Достигнув этого момента, мы лучше поймем, что такое характер и темперамент, а значит, и вы поймете это еще лучше. Обычно говорят, что каждое живое существо, каждое животное, насекомое или человек имеет свой особый характер или, выражаясь в более общем смысле, свои особые характеристики. Более того, В повседневных разговорах люди часто путают термины «характер» и «темперамент», хотя на самом деле это не одно и то же, как мы обсуждали выше.
По сути, темперамент — это то, что связано с жизненно важным аспектом человеческого существа. Это синтез всех инстинктов, склонностей и импульсов, которые люди практически не в состоянии изменить или устранить, поскольку они укоренены в их биологическом и физиологическом измерении. Темперамент, таким образом, тесно связан с животной природой человека.
Характер, с другой стороны, хотя и не может быть отделен от темперамента, представляет интеллектуальное, сознательное и произвольное измерение человека. Характер человека является результатом его сознательного усилия изменить, путем добавления или вычитания, определенные аспекты своего врожденного темперамента посредством использования своих интеллектуальных и эмоциональных способностей и использования своей силы воли.
Характер — это поведение сознательного человека, который знает, что он делает и куда идет, а темперамент представляет собой импульсы его биологической природы, склонности, лежащие под поверхностью его сознания. Характер, так сказать, синтез всех конкретных характеристик мужского темперамента, которые были завоеваны и под контролем.
Можно ли изменить?
Как мы уже говорили, изменить темперамент практически невозможно, так как каждый человек, родившийся на свет, заранее получил четко определенный темперамент. Но так как характер формируется сознательными тенденциями мыслящего и размышляющего существа, которое хочет утвердить себя, улучшая или ухудшая наследство, с которым оно было рождено, это приводит к установке, способ проявления, часто прямо противоречащий основному темпераменту.
Это то, что мы подразумеваем под характером. Характер человека есть, так сказать, новая «версия» его темперамента, окрашенная версия, видоизмененная и ориентированная на определенную цель, идеал. Это похоже на сознательно приобретенную привычку, и это становится второй натурой. Характер – это не то, что существует при рождении, он формируется постепенно, с годами. У детей это видно: у них есть темперамент, но еще нет характера.
Как вы видели, личность, темперамент и характер — разные понятия, но они составляют единое целое. Различия, которые у них есть, формируют их огромную ценность, и таким образом вы сможете лучше понять свое поведение. Как только вы поймете свое собственное поведение, вам будет легче изменить его, если вы захотите сделать это, чтобы чувствовать себя лучше в своей жизни.
Различия между личностью, темпераментом и характером
Различия между личностью, темпераментом и характером — да, терапия помогает!личность
2 февраля 2023
В повседневном языке термины «личность», «темперамент» и «характер» часто используются взаимозаменяемо; Однако из психологии были установлены четкие границы между этими тремя понятиями, которые объясняют дифференцированные аспекты человеческого опыта.
В этой статье мы определим, что такое личность, темперамент и характер . Для этого мы сделаем краткий обзор этимологии терминов и их употребления на протяжении всей истории, а также точки зрения научной психологии в отношении их различий и сходств.
- Статья по теме: «5 главных черт личности: общительность, ответственность, открытость, доброта и невротизм»
Что такое темперамент?
Говоря о темпераменте, мы имеем в виду биологическое и инстинктивное измерение личности , которое проявляется раньше остальных факторов. В течение жизни любого человека воздействия окружающей среды, которые он получает, взаимодействуют с его темпераментной основой, порождая черты, которые будут его характеризовать и отличать от остальных.
Темперамент определяется генетической наследственностью, которая весьма заметным образом влияет на функционирование нервной и эндокринной систем , то есть на относительное влияние различных нейротрансмиттеров и гормонов. Другие врожденные аспекты, такие как уровень активности мозга, также важны для развития личности.
Эти индивидуальные различия порождают различия в различных чертах и предрасположенностях; например, гиперреактивность симпатической нервной системы благоприятствует возникновению тревожных ощущений, в то время как экстраверты характеризуются хронически низким уровнем корковой активации согласно модели PEN, описанной Гансом Айзенком.
Историческая эволюция концепции
В Древней Греции знаменитый врач Гиппократ утверждал, что человеческая личность и болезни зависят от баланса или дисбаланса между четырьмя телесными жидкостями: желтой желчью, черной желчью, слизью и кровью .
Во втором веке нашей эры, примерно 500 лет спустя, Гален Пергамский создал типологию темперамента, которая классифицировала людей в соответствии с преобладающим настроением. У холерического типа преобладала желтая желчь, у меланхолика — черная, у флегматика — слизь, а в крови — кровь.
Гораздо позже, уже в двадцатом веке, авторов вроде Айзенка и Павлова разработали теории личности, основанные на биологии. Подобно моделям Гиппократа и Галена, обе использовали стабильность (нейротизм-эмоциональная стабильность) и активность (экстраверсия-интроверсия) центральной нервной системы в качестве основных дифференцирующих критериев.
- Возможно, вас заинтересует: «Эмоциональные люди: 10 черт и характеристик, которые их определяют»
Определение характера
Характер изученный компонент личности . Оно появляется как следствие переживаний, которые мы переживаем, которые влияют на наш образ жизни, модулируя биологические предрасположенности и склонности, то есть темперамент.
Хотя в отношении определения характера не так много согласия, как в случае с темпераментом, большинство предложений подчеркивают тот факт, что он является производным от социального взаимодействия . Это означает, что оно зависит от контекста, в котором мы развиваемся, и поэтому имеет культурное происхождение.
В начале XX века изучение характера, или характерология, было преобладающим направлением, которое в конечном итоге было заменено психологией личности; В конце концов, эти перспективы не слишком отличались от нынешних моделей. Среди авторов, работавших с концепцией характера, выделяются Эрнст Кречмер и Уильям Стерн.
В настоящее время во многих случаях не проводится различия между этими элементами , характером и личностью. Строго говоря, первый термин конкретно обозначает ту часть нашей натуры, которая определяется средой, но трудность отделения ее от темперамента приводит к тому, что определения характера и личности часто пересекаются.
Личность: сумма биологии и окружающей среды
В психологии термин «личность» определяется как организация эмоций, познаний и поведения , которые определяют модели поведения человека. В формировании личности участвуют как биологическая основа (темперамент), так и влияние среды (характер).
Таким образом, наиболее примечательная сторона личности по сравнению с понятиями темперамент и характер состоит в том, что она охватывает и то, и другое. Учитывая трудности в определении того, какая часть способа бытия дается по наследству, а какая — средой, этот термин полезнее предыдущих на теоретическом и практическом уровне .
Из психологии было предложено большое количество концепций личности. Одним из наиболее влиятельных является Гордон Олпорт, который также выделяет психические и поведенческие проявления и организационный компонент, хотя и добавляет фактор динамизма (непрерывное взаимодействие с окружающей средой) и индивидуальной специфики.
Любая психологическая теория личности подчеркивает различные аспекты человеческого опыта. Помимо индивидуалистической теории Олпорта, среди наиболее важных — теория Айзенка, которая фокусируется на биологических аспектах, а также теории гуманистов Роджерса и Маслоу.
Также важно упомянуть ситуационистские модели , приближающие понятие личности к поведению. С этих позиций предполагается, что поведение человека зависит не столько от ментальных конструктов, сколько от воздействий окружающей среды в конкретной ситуации, или что личность представляет собой поведенческий репертуар.
История слова «личность»
В Древней Греции слово «личность» использовалось для обозначения масок, которые носили актеры театра.