Статьи, Лошади и люди: типы личности и способы взаимодействия. Часть 2. Люди
Лошади и люди: типы личности и способы взаимодействия. Часть 2. ЛюдиПродолжение. Начало — здесь.
Понимание индивидуальности вашей лошади в сочетании со знанием вашего собственного темперамента и уровня мастерства даст вам больше шансов на успех в ваших ежедневных тренировках и езде. Цель моих статей — поделиться информацией, которая поможет вам лучше понять вашу лошадь, самих себя и других конников, с которыми вы общаетесь.
В этой статье мы поговорим о типах личности людей и о том, как наши особенности могут влиять на выбор и обучение лошадей. Мы также обсудим примеры хороших и не очень хороших сочетаний типов личностей людей и лошадей, выясним, на что обратить внимание, выбирая тренера.
Было бы замечательно, если бы мы лучше понимали, что заставляет каждого из нас вести себя определенным образом — почему одни ждут не дождутся выезда на боевое поле, а другие нервничают, лишь завидев поворот на центральную линию? Почему один всадник может принять и использовать жесткую критику тренера, а другой «гаснет» из-за такого давления? Почему конкретная лошадь расстраивает одного всадника и вдохновляет другого? Ответы на эти вопросы можно найти, задумавшись о нашем врожденном типе личности, который оказывает ощутимое влияние на все аспекты нашей жизни.
Различные типы личности
Теория о типах личности была разработана в 1920-х годах швейцарским психиатром Карлом Юнгом и командой матери и дочери — Кэтрин Бриггс и Изабель Бриггс-Майерс. С тех пор тест на тип личности Майерс-Бриггс (MBTI) стал наиболее широко используемым и уважаемым инструментом, который способствует облегчению общения между людьми.
Многие из вас, прочитав предыдущую статью серии, задумались о типах личности лошадей. Теперь я добавлю информацию об основных восьми возможных предпочтениях, которые составляют индивидуальный тип личности человека. Согласно MBTI, наши личности содержат четыре разных компонента. Ни один тип не является более желательным, чем любой другой, поскольку каждый из них имеет сильные и слабые стороны. MBTI описывает личности в четырехбуквенном сокращении (например ESTJ или INFP). Вот что означают эти буквы:
E/I
Экстраверт / интроверт (Extravert / Introvert). Первая буква описывает то, откуда мы черпаем энергию: из людей, действий и событий, как экстраверты, или из мыслей, идей и концепций, как интроверты. Экстраверты часто выражают свои мысли легко и четко. Они формируют мысли в процессе разговора. Интровертам нужно время, чтобы поразмышлять над идеями, прежде чем рассказать о них. Быть в одиночестве и тишине – тяжело для экстраверта. Интроверту же в тягость избыточное взаимодействие, особенно поверхностного характера или в больших группах.
Применяя эти данные к верховой езде (тренировкам), можно сказать, что тренер и всадник экстраверты могут чувствовать себя расстроенными после совместного урока, так как у них будет чувство, что им приходилось бороться за «время в эфире». Тренер и всадник интроверты уйдут со своего урока с ощущением недосказанности. Когда оба участника тренировки знают о различиях между экстравертом и интровертом, тренер экстраверт будет знать, что ему нужно дать возможность своему ученику-интроверту возможность высказаться и озвучить проблемы, возможно, даже задав ему острые вопросы. Интроверт-инструктор выиграет, если будет в курсе, что экстраверт-ученик во время учебного процесса нуждается в том, чтобы больше разговаривать, — так он лучше поймет и усвоит информацию.
S/I
Сенсорный / интуитивный (Sensing / Intuition). Следующая буква описывает то, как мы обучаемся. Сенсорный тип получает информацию, буквально опираясь на все пять чувств, и лучше всего понимает, о чем речь, когда информация представлена прямо и реалистично. Интуиты лучше всего учатся, когда сначала получают представление о понятиях и общих принципах. Им становится скучно от многократных повторений или избытка рутины.
Тренерам и всадникам важно знать разницу между этими типами. Представьте себе разочарование всадника-интуита, берущего уроки у тренера сенсорного типа личности, который прилагает все усилия, чтобы сделать свои уроки ясными, основанными на фактах и последовательными. Оба стараются, но в конце урока оба раздражены; интуит-всадник не может сосредоточиться, ему не интересно узнавать так много деталей, а сенсор- тренер не может понять, почему, независимо от того, сколько раз он что-то объясняет, до всадника «не доходит»!
Тренеру-сенсору необходимо понять, что, работая с всадником-интуитом, ему нужно сначала объяснить общую концепцию урока, введя только необходимые детали и обрисовав общую картину. Только так он сможет добиться успеха с учеником и существенно ускорить процесс обучения. При этом сенсор-всадник будет извлекать наибольшую выгоду из детализированного урока, получая четкие и точные инструкции. Это поможет ему решать текущие проблемы и пробудит интерес к дальнейшему обучению.
T/F
Мыслящий / чувствующий (Thinking / Feeling). Следующий аспект типа личности каждого человека включает в себя то, как мы принимаем решения. Люди мыслящего и чувствующего типов принимают свои решения, исходя из принципиально разных предпосылок.
Связанные с этим конфликты являются основной причиной обид и недопонимания.Люди мыслящего типа рассматривают объективную информацию обособленно и аналитически, делая логические выводы. Представители чувствующего типа принимают решения, оценивая то, насколько гармоничными и «правильными» они будут. Логика с одной стороны и гармония с другой. Но, не заблуждайтесь, мыслящие чувствуют, а чувствующие думают!
Принадлежность к мыслящему / чувствующему типу личности также оказывает значительное влияние на процесс обучения. Важно, чтобы люди чувствующего типа, будь то дети или взрослые, знали, что их ценят. А вот всадники мыслящего типа будут лучше всего учиться у кого-то, кого они уважают за компетентность и мастерство.
Поскольку мы развиваемся и по мере взросления лучше осознаем себя, чрезвычайно важно, чтобы люди мыслящего типа научились оценивать и распознавать свое иногда достаточно жесткое и прямое поведение по отношению к людям чувствующего типа и смягчать свой тон по мере необходимости.
Выездковые тренеры мыслящего типа должны прилагать особые усилия, чтобы установить теплые отношения со своими учениками, и заботиться о том, чтобы их инструкции не казались суровыми или безразличными. Точно так же инструкторы чувствующего типа, работающие со всадниками мыслящего типа, должны убедиться, что их методы обучения заслуживают доверия и уважения, они понятны, последовательны и логичны.
J/P
Решающий / воспринимающий (Judging / Perceiving). Последний компонент нашего типа личности касается того, как мы организовываем окружающий нас мир. Те, кто нуждается в чувстве порядка и структуры в своей жизни и хотят, чтобы все вопросы были урегулированы и решены, принадлежат к решающему типу. Они имеют более жесткое представление о времени, предпочитают все планировать заранее, а потому редко грешат опозданиями и не склонны тратить время впустую.
Решающий тип личности обычно характеризуется решительностью, а порой даже упрямством.Люди, которые предпочитают воспринимать, больше любят процесс сбора информации, а не готовый результат. Они, как правило, живут «в данный момент», их взгляд на мир более гибок и открыт. Поскольку они рассматривают время как более эластичный, бесконечный ресурс, планирование наперед и принятие твердых обязательств представляется им ненужной, если не неприятной задачей.
Когда атмосфера и структура учебного процесса довольно свободна и неструктурирована, именно людей воспринимающего типа это беспокоит меньше всего, поскольку они, похоже, способны «плыть по течению». А люди решающего типа находят такую кажущуюся дезорганизацию отвлекающей и тревожной. Следовательно, именно люди решающего типа будут желать держать своих коллег воспринимающего типа сосредоточенными на задаче, чтобы их более игривый темперамент не мешал их конечным целям. Люди воспринимающего типа, в свою очередь, могут помочь людям решающего типа облегчить и смягчить их иногда слишком строгие стандарты.
Несмотря на то, что мы можем найти в себе черты каждого из этих восьми типов, то, что на самом деле определяет именно наш конкретный тип — это врожденные предпочтения, характеризующие поведение, как например предпочтение использовать правую или левую руку. Именно сочетание наших четырех типов обеспечивает самую полную и богатую картину нашего психологического портрета. Определить свой тип личности, опираясь на этот сжатый обзор, было бы трудно. Поэтому я рекомендую пройти MBTI он-лайн. Это может внести изменения в вашу жизнь.
В идеале, когда мы взрослеем, мы начинаем видеть ценность использования наших собственных противоположных предпочтений. Например, люди решающего типа могут научиться немного смягчать правила. Люди мыслящего типа могут обнаружить, что не все решения должны быть логичными, чтобы являться правильными. Если человек способен вытерпеть небольшой дискомфорт самоанализа и может исследовать новые направления роста, он, несомненно, получит множество преимуществ.
Тип личности и верховая езда
Наш тип личности влияет и на то, какую лошадь мы покупаем, как мы ездим, как работаем ее, на то, как складываются наши взаимоотношения с ней. Конечно, существует много факторов, которые формируют нашу личность и влияют на наши взаимодействия с лошадьми, — окружающая среда, образование, интеллект, жизненный опыт и т.д. Но для каждого типа есть множество характеристик, которые влияют на наш стиль тренинга и совместимость с лошадьми.
Следующие примеры были сделаны из расчета, что многие из нас ездят верхом и тренируют лошадей в основном в одиночку или лишь с редкой помощью тренера. Всадники, находящиеся под постоянным наблюдением компетентного тренера, могут умерить естественные тенденции, присущие отдельным типам личности, которые препятствуют прогрессу. Для более независимых всадников было бы разумно использовать свои сильные стороны, чтобы оптимизировать их шансы на успешную езду.
Выбирая лошадь, люди чувствующего типа предпочитают выбирать сердцем, а не мозгом. Они склонны покупать нуждающихся животных, а не самую подходящую им лошадь, считая, что все, что нужно лошади, — это любовь и ласка. Изо всех типов личности они обладают наименьшими способностями к критической оценке лошади и, скорее всего, эмоционально присоединятся к ней, независимо от того, подходит она им или нет.
В езде люди чувствующего типа могут уклоняться от необходимости спорить с лошадью, часто позволяют ей брать лидерство на себя, и все мы знаем, к чему это ведет. Кроме того, в своем нежелании при необходимости использовать разово более сильное воздействие (шпору/хлыст), они делают лошадь невосприимчивой к средствам управления. Тем не менее, всадники чувствующего типа лучше понимают, что «говорит» им лошадь, и они способны изменять избранный план, если лошадь в конкретный день не готова ему следовать.
Люди мыслящего типа сталкиваются с проблемами, связанными с самоуверенностью. Они могут взять в работу лошадь, уровень которой превышает их уровень, построить программу тренинга, к которой сами же не готовы. Они полагают, что могут со всем справиться. Возможно, очень скоро они поймут, что не могут прыгнуть выше головы. В своих спешных решениях они часто не проявляют терпения и не дожидаются необходимой информации, чтобы выбрать наиболее подходящий курс. Однако люди мыслящего типа будут терпеть неизбежные неудачи и легко двигаться дальше.
Люди сенсорного типа будут наблюдать за фактическими характеристиками лошади, ее тренингом и поведением, но могут не увидеть потенциал или перспективы, в результате упуская возможности. Из-за излишней концентрации на чем-то одном они могут поставить под угрозу свой успех, настолько погружаясь в определенную проблему обучения, что теряют способность увидеть решение. Если человек сенсорного типа согласится с тем, что каждый сбой в его программе тренинга не повлечет с неизбежностью полное крушение всех его планов, это поможет ему вернуться на верный путь. Поскольку всадники сенсорного типа склонны следовать указаниям и планам уроков, их прогресс может быть более последовательным.
Интуиты с их способностью видеть «то, что может быть» лучше, чем «то, что есть сейчас», могут игнорировать очевидные и реальные проблемы, которые может принести конкретная комбинация лошади и всадника. Их естественный идеализм в сочетании со стремлением сосредоточиться на общем впечатлении, а не на деталях, может сделать их выбор непрактичным. Но из-за их оптимизма интуиты (особенно интуитивного / чувствующего типа) могут быть достаточно искусными в том, чтобы убедить самих себя, что их лошади работают намного лучше, чем это есть на самом деле.
Если вы определите ваш индивидуальный тип личности, это поможет вам лучше использовать ваши сильные стороны и бороться со слабыми.
Мой тип — ISFJ (Интроверт-Сенсорный-Чувствующий-Решающий (Introvert-Sensing-Feeling-Judging)). Мне не нравятся ежедневные конфликты. И, поскольку я езжу в основном самостоятельно, о выборе лошади сложного типа не может быть и речи. Как интроверту, мне не нужен социальный конь, и я предпочла бы работать с отчужденной лошадью. Но я выбрала пассивного социально / отчужденного коня, который оказался для меня идеальным. Он неплохо сходится с людьми, и я люблю проявления его социального типажа.
Наблюдая за некоторыми мастерами выездки, понимаешь, что чтобы добиться их уровня вам понадобилась бы не одна жизнь. Но, как всадник или тренер, вы могли бы значительно ускорить процесс, уделяя больше внимания сильным сторонам и слепым пятнам вашего индивидуального типа. Если мы добавим сюда еще и понимание типа лошади, то получим еще один бесценный инструмент, который поможет нам идти дальше по бесконечному пути выездки.
Типы личности и тренинг
Поиск «своего» инструктора
Зная, к какому типу личности относится человек, мы можем понимать его поведение и улучшать коммуникацию с ним. Выездка тогда становится искусством, когда коммуникации между человеком и лошадью находятся на должном уровне. Когда ваши тренировки работают на вас, это значит, что вы достигли успехов в коммуникациях с вашим тренером, плодотворно общаетесь с ним, решая задачи и проблемы. Кто-то, основываясь на своих индивидуальных предпочтениях, наслаждается уроками, которые проводятся в развлекательной манере, кто-то нуждается в сочувствии, для кого-то ценность представляет только полученная информация. Хороший инструктор должны понимать, какой метод обучения стоит избрать, чтобы его ученик получал от тренировок максимум.
Оценивая нового ученика, который хочет тренироваться с нашей командой (моей, моего мужа Кима и дочери Касси), мы просим его пройти тест MBTI, чтобы узнать, является ли он E или I (экстравертом или интровертом), S или N (сенсором или интуитом), T или F (мыслящим или чувствующим) и J или P (решающим или воспринимающим). Это поможет нам сделать последующие тренировки максимально полноценными.
Ким — это ISTJ, что означает, что он обычно спокойный, любит систематизировать, думать и планировать. Я ENTJ — самоуверенная, очень независимая, волевая и открытая. Я уверена, что вы можете догадаться, как наши отличающиеся типы личности влияют на наши индивидуальные стили обучения и общения. Несмотря на то, что мы оба учим одному и тому же, наши подходы, наши формулировки и даже наши ожидания могут сильно различаться. Таким образом, мы обнаружили, что полезно изучить как наши стили обучения, так и стили обучения наших учеников. Мы делим учеников, основываясь на их предыдущем опыте, индивидуальных потребностях и целях, а также на том, являются ли они S (учатся лучше, если все детализировать) или N (учатся лучше, если получают картины из общих понятий). Начинающие S-всадники обычно начинают тренироваться с Кимом. Новые или начинающие N-всадники — со мной. Мы считаем это полезным, так как, благодаря нашим разным стилям общения и обучения, студенты разных типов личности могут найти то, что им подходит.
Позже, когда ученик разовьет некоторые базовые навыки, мы часто изменяем привычный ход вещей, и он начинает получать информацию немного другим способом.
У нас есть ученица ESTJ, Бет, которая начала заниматься с Кимом и оставалась с ним с подготовительного уровня до уровня FEI. Время от времени я даю ей несколько уроков, чтобы помочь увидеть «общую картину» перед ездами.
Сочетание всадника и лошади
Как профессиональные тренеры, мы с Ким должны уметь справиться с любой лошадью, независимо от ее или нашего типа личности. Если вы все еще работаете над уверенной посадкой и навыками коммуникации, вам лучше было бы выбирать для себя лошадей с довольно пассивными чертами характера. Исключения, конечно же, возможны, но вам, скорее всего подойдет социальный / отчужденный или пассивный / социальный / отчужденный тип. Найдите лошадь, которая сможет дать вам максимально комфортные ощущения на вашем тренировочном пути.
У меня есть ученица-любитель INTJ, Люсинда, которая владеет и работает со сложным шведским полукровным мерином по имени Джек. По пассивно/агрессивной шкале его можно оценить в 5 баллов — талантливая лошадь, которая любит спорить и самоутверждаться. Люсинда получает один или два урока в неделю, поэтому на ней лежит львиная доля ответственности за прогресс лошади. Она предпочитает, чтобы все было гармонично, и ей не нравится сама сущность конфронтации, но она понимает, что должна удержать свое место лидера и настаивать на получении ответов на ее посылы, не застревая в споре, который Джек так часто пытается инициировать.
К счастью, Люсинда не слишком эмоциональна в отношении ее езды и может видеть, что Джек лучше всего понимает практический подход. Всякий раз, когда она знакомит его с новым движением или последовательностью сигналов, Джек пытается утвердиться, уклоняясь, падая на руку или сопротивляясь шенкелю. Время от времени я подсаживаюсь и даю четкие, а иногда и более суровые подсказки, чтобы убедиться, что наши просьбы понятны для него.
Когда Люсинда видит, что Джек может выполнить работу, но ей нужно изменить подход, а не настаивать на прежнем, споря с лошадью, она уверено его меняет. Если она застряла бы в «ловушке Джека», то, возможно, остановилась бы на третьем уровне, потому что эта работа легче для коня , он перестал бы сопротивляться. Однако теперь пара работает над всеми движениями FEI и планирует ехать Малый Приз в ближайшем году.
Агата (ENFJ), одна из наших учениц-волонтеров, привязалась к кобыле, которая, на первый взгляд, казалась неподходящей для нее. Кэролайн, 8-летняя кобыла пугливо / сложного типа, 7 баллов по пассивно / агрессивной шкале. Агата сбалансированный всадник и не пуглива, но она никогда не ездила на такой лошади, как Кэролайн, энергичной и сложной. Кажется, что Кэролайн нужно постоянно успокаивать, но из-за того, что она еще и сложная, эта стратегия не работает. Агата научилась быть терпеливой, но твердой и ездить, четко посылая сигналы, которые оставались бы последовательными от урока к уроку. Кобыла слишком непредсказуемо, а иногда и весьма враждебно отвечала на средства управления, чтобы стать надежной лошадью для выездки. Любой всадник с навыками Агаты мог бы столкнуться с трудностями и разочароваться в такой ситуации, но, когда кобыла действительно подчинялась, она выглядела прекрасно, и это все, что побуждало и вдохновляло Агату, и она продолжала работать. Ким и я наблюдаем за этим «проектом» и часто сами подсаживаемся на кобылу, чтобы удостоверится, что нет никаких проблем со своевременностью применения средств управления и их достаточностью. Кобыла является примером того типа лошадей, который может разочаровать или даже представлять опасность, но сейчас у нас есть программа , благодаря которой она прогрессирует в лучшую сторону.
Стратегии для соревнований
Хороший тренер имеет все шансы на то, чтобы добиться успеха любой комбинации типов личности в паре лошади и всадника. Когда мы приезжаем на турнир нашей довольно большой группой, первая задача — это обеспечение комфорта лошадям в новой среде, мы также должны быть уверены, что лошади будут работать в новом месте в соответствии с домашними стандартами.
Некоторым лошадям нужно успокоиться и ознакомиться со всем, прежде чем они расслабятся и начнут работать. Некоторые, особенно молодые жеребцы, бывают очень взволнованными и прежде всего хотят общаться или демонстрировать себя (только после этого они способны сфокусироваться на поставленных задачах). Наша цель — замечать эти нюансы и учитывать их в стратегии разминки.
Всадники не так сильно отличаются от лошадей. Некоторых нужно постоянно контролировать и успокаивать, потому что они сами не уверены в себе. Кто-то нуждается в поощрении и разговорах, а кому-то просто нужны практические советы. Мы обнаружили, что наши ученики-интроверты (I), которые также являются и F (чувствующие), как правило, ждут, пока они не почувствуют себя действительно подготовленными и уверенными, прежде чем освоиться в атмосфере турнира. Напротив, экстраверты (E) T- или P-ученики могут стартовать до того, как будут готовы полностью.
Ким и я также наблюдали на протяжении многих лет, что всадники S, как правило, более практичны в отношении своих индивидуальных сильных и слабых сторон, чем их всадники N.
Мы также много раз убеждались, что всадники N могут проявлять склонность слишком долго оставаться в паре с неподходящей лошадью, потому что считают, что их навыки растут быстрее, чем это есть на самом деле.
Как всадник с N и тренер, я бываю часто «виновата» в том, что могу сказать всаднику, что мы справимся с его лошадью, потому что считаю, что я с ней справлюсь. Однако со временем стало очевидно, что, хотя я и могла успешно работать на той или иной лошади, могла четко формулировать советы относительно того, как «ехать », я часто выталкивала своих всадников из их зон комфорта, заставляя их делать то, к чему они были не готовы. Я поняла, что в большинстве случаев для всадников лучше оставаться в пределах их зон комфорта. Это означает, что, хотя мы и должны советоваться с профессионалами, мы также должны помнить о своих собственных инстинктах.
Ивонн Барто. Перевод Валерии Смирновой по материалам сайта https://dressagetoday.com
Хорошее отношение к лошадям | PSYCHOLOGIES
Ранчо «Аванпост» недалеко от Можайска — идеальное место для прогулок: леса, поля, просторы, рядом знаменитое Бородино. Но именно лошади объединяют людей, которые тут работают или приезжают сюда отдохнуть. «Без лошадей мы все не собрались бы здесь, — размышляет Евгений Матузов, создатель и владелец «Аванпоста». — Да и сам я стал таким, какой я есть, во многом благодаря им. В нашем клубе больше 500 человек, а кроме них у нас ежегодно бывают тысячи людей — мы учим ездить верхом, организуем конные походы, проводим игры и турниры». Евгений уверен: люди добивались бы гораздо большего, если бы им не мешали две мысли: «это можно сделать потом» и «а вдруг не получится?». С первым убеждением он расстался, когда в 18 лет оказался владельцем нескольких лошадей. «Нет большего стимула действовать прямо сейчас, чем табун голодных лошадей, за которых ты отвечаешь». Второе заблуждение прошло год спустя: мечта о собственной конюшне стала реальностью.
Они дают силы
39-летняя Елена с детства мечтала о лошадях, но впервые села в седло только в 21 год. «Бывает, что приходишь на тренировку в тоске, без сил, — рассказывает она, — а поработаешь, и настроение меняется, негативные эмоции преобразуются в энергию». 53-летняя Светлана переехала в деревню, чтобы жить рядом со своими двумя лошадьми. Она не жалеет о своем решении, несмотря на то что теперь ее рабочий день длится 12 часов. «Без вечерней прогулки верхом мне плохо: лошади помогают мне жить, они — мое лекарство», — признается она. Лошади помогли ей научиться любить себя: единственные фотографии, которые ей нравятся, — те, на которых она в седле.
Они делают нас настоящими
Мы садимся на лошадь и… становимся самими собой. Это хорошо видно на новичках. «Они подвешены в воздухе, в прямом и переносном смысле этого слова, их ощущение себя нестабильно, — делится своими наблюдениями Евгений. — Все их внимание сосредоточено на коне: им необходимо думать не о том, как они выглядят, а как найти контакт и управлять этим животным». В привычных условиях нам легко играть привычные роли. А лошадь создает пусть и приятный, но все же дискомфорт, в котором играть какую-то роль невозможно, и каждый становится таким, каков он на самом деле. «Если хотите лучше узнать человека, а гор поблизости нет — отправляйтесь с ним на конную прогулку».
Они требуют от нас уверенности
Лошадь слушается человека только тогда, когда достаточно доверяет ему и чувствует, что он способен ею управлять. Она будет выполнять только ясные команды уверенного в себе наездника. Если ждать, бояться, бездействовать — она просто пойдет по своим делам.
«Я бы сделал верховую езду обязательным предметом для старшеклассников, — предлагает Евгений. — Она очень помогла бы им в те годы, когда человек еще не знает, что ему нужно, и активно ищет себя». Лошадь вселяет в нас уверенность в том, что мы способны сделать задуманное, что наши возможности больше, чем мы полагали. Каждый, кому когда-либо удавалось добиться послушания от этого животного весом в 500 кг, помнит, как повышается от этого самооценка, появляются новые силы и новые идеи. Евгений наблюдает это на примере молодых инструкторов, которые работают на ранчо. Лошади дают им особый вкус к жизни, ощущение, что все еще впереди, желание решать новые задачи.
Они побуждают нас преодолевать обстоятельства
«Лошадь нас воспитывает — психологически, морально и, в какой-то степени, духовно, — уверен 50-летний Николай, хозяин небольшой конюшни. — Правила верховой езды полезны и в обычной жизни: чем бы мы ни занимались, необходимо сначала продумать свои действия. Чтобы преодолеть барьер, надо смотреть вперед: заглянуть за него, представить, словно уже находишься с другой стороны. Если всадник сосредоточится лишь на препятствии и будет постоянно смотреть вниз, в землю, лошадь остановится. В седле мы учимся попеременно отпускать и возвращать себе контроль — как и должно происходить в жизни». В этом есть нечто похожее на принцип буддийской философии : учиться принимать то, что приходит и проходит…
Они учат эмпатии
Есть вопрос?
- Конное ранчо «Аванпост» т. (925) 772 5114, 772 5124 bezpovoda.ru
- База данных конноспортивных клубов на территории России prokoni.ru/clubs
Способна ли лошадь читать мысли человека? Достижимо ли полное взаимопонимание между этой лошадью и именно этим всадником? «У индейцев есть прием, который называется «мой конь, пойдем со мной», — рассказывает Евгений. — Перед тем как произнести команду — повернуть куда-то, пойти или ускориться, — нужно создать внутренний посыл, для каждой команды один и тот же. Лошадь очень хорошо понимает этот настрой. Когда я долго ездил на одной лошади, часто замечал, что могу уже не управлять ею. Достаточно подумать, что надо перейти на рысь, — и она переходит. Между нами возникает понимание без слов, на интуитивном уровне». «Рапира была эксцентричная, в чем-то даже нахальная, своевольная, — рассказывает Елена о своей любимой лошади. — Другие всадники не любили на ней тренироваться, а мне с ней было хорошо. Ей нравилось работать, правда, сначала мы с ней выясняли, кто из нас сегодня будет главным. Но зато потом для нее не существовало «у нас не получится», казалось, чем сложнее задача, тем с большим азартом она рвалась ее выполнять». В этом есть невероятное удовольствие, признаются опытные всадники, — чувствовать, что меня и лошадь объединяет общая цель.
Они подают пример
Благодаря лошади мы меняемся. «С ней нельзя быть несобранной, ленивой — ведь изначально силы неравны, — объясняет Елена. — Важно преодолеть себя, стать сильнее, чтобы подчинить себе животное». Подчинить, но не запугать — в наше «хорошее отношение к лошадям», воспетое Владимиром Маяковским, входят дружба, забота, уважение. Мы можем многому научиться у этих животных: они живут группами, в которых каждый сотрудничает с другими, сохраняя при этом свою автономию. Среди них нет мелких тиранов, но есть лидеры: те, за кем готовы следовать другие. Они учат нас терпению, позволяют быть открытыми новому опыту. Бывает, мы, разозлившись, потом долго приходим в себя. У лошадей же все по-другому: они почти мгновенно успокаиваются, после крайнего возбуждения наступает полный покой. Может быть, мудрость состоит в том, чтобы иногда «быть немного лошадью»?
Лечебная езда
Верховая езда способна лечить — детей и взрослых. У иппотерапии много возможностей: занятия на лошади укрепляют мышцы, развивают чувство равновесия и, что особенно важно для людей с ограниченными возможностями, позволяют почувствовать себя покорителями пространства*. Такой опыт может изменить представление о себе, дать импульс к исследованию окружающего мира. Лошадь принимает нас без оценок и критики, и даже замкнутым людям легче войти с ней в контакт. Все это позволяет использовать иппотерапию при лечении нарушений опорнодвигательного аппарата, сердечно-сосудистых заболеваний, для восстановления после травм, а также улучшения эмоционального состояния при некоторых психических заболеваниях — аутизме, шизофрении.
* Cайт Московского конноспортивного клуба инвалидов, hippotherapy.ru
Текст:Анна Фатеева
Новое на сайте
Как разговаривать с детьми, чтобы они чувствовали себя любимыми: 3 главных посыла — советы психолога
«Муж на СВО. Пишет мало и редко. Переживаю, не разлюбил ли он меня»
«Парню интереснее с друзьями, чем со мной. Кажется, мы становимся чужими»
«Виноваты родители?»: откуда берутся токсичные люди — разбор с психологами
Ревность: полезна или вредна для отношений — разбор с психологами
«Я ему теперь никто?»: что делать, если близкий друг начал вас игнорировать
«Новая начальница превратила мою жизнь в ад. Надо уходить, но потеряю в зарплате»
Терапия фотосессией: как заново познакомиться с собой на съемке
Почему некоторые девушки и женщины так любят лошадей
Источник: Алла-Берлезова/Shutterstock
Как и многие маленькие девочки, я была одержима лошадьми. Семья моего деда разводила лошадей, и он впервые посадил меня на лошадь, когда мне было всего три года. Много лет, когда я не слонялся с лошадьми, я смотрел мультики про лошадей, играл с фигурками лошадей и рисовал лошадей.
В последнее время в этом нет ничего необычного. До последних нескольких десятилетий большинство лошадей принадлежало мужчинам и использовалось ими для соревнований и зарабатывания денег в лесах, на фермах и на мероприятиях. Но когда я рос, на всех соревнованиях по конюшне и конному спорту мужчины были в меньшинстве. В большинстве областей, имеющих какое-либо отношение к лошадям, женщины встречаются гораздо чаще, чем мужчины. Как в США, так и в Великобритании более 90% владельцев лошадей — женщины. Трое из четырех учеников, обучающихся в школах верховой езды в Европе, — женщины. Первая женщина, которая стала ветеринаром-лошадиной, появилась только в 1957 году, и теперь 4 из 5 выпускников ветеринарных клиник — женщины.
Люди много раз задавали мне один вопрос, как психологу-эволюционисту, интересующемуся отношениями человека и животных: почему женщины и девочки так любят лошадей?
Женщинам нравятся только быстрые или большие виды транспорта? Нет. Женщины составляют меньшинство водителей мотоциклов (20%) и владельцев грузовиков. Женщины вообще больше любят животных? Да, 85% дрессировщиков собак — женщины. Как я написал в недавней статье: «Женщины с гораздо большей вероятностью будут участвовать в защите и защите прав животных, с большей вероятностью будут вегетарианками, с большей вероятностью будут копить животных и с гораздо меньшей вероятностью будут охотиться или участвовать в прямом насилии над животными».
Немногие другие сферы деятельности претерпели такой резкий переход от мужчин к женщинам, как ветеринария и другие области, связанные с животными. Гипотеза социального конструкционизма или дискриминации о том, почему женщины стали равными или превышают представленность в ветеринарной медицине и дрессировке собак, но не в инженерном деле, вождении гоночных автомобилей или хирургии, может указывать на то, что эти области со временем стали менее сексистскими. Я считаю, что существуют реальные половые различия в основных интересах между мужчинами и женщинами, часто отражающие биологические половые различия. Когда рушатся значительные социальные барьеры, мы должны ожидать, что женщины будут чрезмерно представлены в сферах, отвечающих более женским интересам.
Почему женщины гораздо больше занимаются содержанием лошадей и уходом за ними, чем мужчины? Мы, как правило, внутренне подкреплены тем, что занимаемся хобби, интересами или играми, которые помогают нам практиковать навыки, которые каким-то образом являются адаптивными. С лошадьми женщины тренируют те же навыки, что и при дрессировке своих парней и детей.
Игра с животными может помочь детям узнать, как понять чужой разум
Источник: via sunkids на Shutterstock
Начнем с девочек и половых различий в игре. Существуют веские эволюционные причины для игры — вы не можете прийти в мир со всеми необходимыми знаниями — игра помогает молодым животным, включая людей, практиковать навыки, которые они будут использовать во взрослом возрасте. Удовольствие от игры, одержимость размышлениями о том, как взаимодействовать с вовлеченными людьми, предметами или животными, — все это объединяется для улучшения мышления и вовлеченных навыков. Дети играют в драки, взрослые отношения и заботятся о детях. Но девочки и мальчики имеют относительно разные игровые интересы, потому что у них разные сильные стороны и стратегии, когда дело доходит до влияния на других.
Мужчины физически намного сильнее женщин и имеют другие физические отличия, которые могут указывать на то, что они приспособлены к физической агрессии. Один из основных способов, которым мужчины обладают властью и влиянием, заключается в прямой физической силе. Это одна из причин, по которой мальчики и даже обезьяны мужского пола гораздо больше сосредоточены на драках — эта игра — отличный способ попрактиковаться в драках. Когда мальчики заинтересованы в косвенных средствах скорости и силы, они, как правило, проявляют больший интерес, используя свои сравнительно лучшие пространственные познания; они относительно больше интересуются ракетами, поездами и другими механическими игрушками, чем девочки.
Диана и Крикет, 1989
Источник: Диана Флейшман
Для женщин основным источником влияния является психологическое влияние на других. И мужчинам, и женщинам полезно иметь сильных союзников. Но для женщин мужчины представляли одну из самых больших угроз их благополучию на протяжении всей истории эволюции. Женщины часто не могли напрямую защитить себя, потому что они, как правило, меньше и менее грозны, чем мужчины. Какая лучшая защита от потенциально агрессивных мужчин? Мужчина. Даже сейчас женщины, которые чувствуют угрозу, заинтересованы в том, чтобы иметь сильных друзей-мужчин и грозных романтических партнеров — и то, и другое требует психологического воздействия.
Лошади являются суперстимулом динамики обретения силы через влияние. Они большие, сильные и быстрые, но в то же время отчужденные и трудные для дрессировки. Как ни странно, женщины и мужчины могут тренировать лошадей по-разному: «женщинам приходится обращаться с лошадьми с помощью своего мозга, потому что они интуитивно понимают, что сила им вряд ли подойдет». Приручение дикой лошади терпением и вниманием называется «укрощением». Осторожность буквально означает использование силы грозного животного не с помощью собственной физической силы или наказания, а с превосходными навыками дрессировки. Такие навыки, как невербальное общение и понимание того, что награждает и наказывает лошадей, — это те же навыки, которые женщины используют, чтобы влиять на своих романтических партнеров и обучать своих детей.
Мифы, легенды и народные сказки часто рассказывают о близких отношениях между людьми и животными, дающими особые дары. Хотя в этих историях обычно фигурируют мальчики и мужчины, а также женщины и девочки (вспомните Беллерофонта и Пегаса), есть много выдающихся примеров женщин, достигших власти с помощью животных. Одним из популярных современных примеров является Дейенерис, которая телепатически общается с Дрогоном, могущественным драконом, которого она считает своим ребенком. У ведьм есть фамильяры, животные, такие как кошки или птицы, которые помогают им в магии. В мифах и легендах женщины чаще, чем мужчины, выходят замуж за животных. Истории, подобные этой, являются продолжением идеи о том, что одной из основных психологических сильных сторон женщин является понимание и использование психологии других; что у них есть мотивация и умение оказывать влияние даже на умы, которые сильно отличаются от их собственных.
Лошади не похожи на собак и даже на большинство домашних кошек. Большинство лошадей не ласковы и не стремятся к контакту. Но у женщин возникают любовные и даже романтические чувства к лошадям, потому что связь с лошадью — это то, как психологические способности женщины позволяют ей обрести красоту, грацию, быстроту и силу. Писательница Джейн Смайли прекрасно описывает ощущение верховой езды, когда говорит о своей лошади, Тик Таке: «Уникальность верховой езды заключается в том, что лошадь всегда рядом, и не только физически: личность Тик Така, его намерения и его готовность всегда были ощутимы. Я понял, почему «езда в одиночестве» — это оксюморон: наездник никогда не бывает один, всегда чувствует другое существо, таинственное, но в то же время понятное живое существо, которым является лошадь».
Изображение на Facebook: Алла-Берлезова/Shutterstock
Ответ на извечный вопрос о том, почему женщины любят лошадей
Эволюционная наука предполагает, что женщины приобретают силу и влияние на мужчин так же, как и работа с лошадьми.
(Сцилард Сабо/Pixabay)
Автор: Ким Иззо |
Согласно статистике Университета Глазго и American Horse Publications, 90% владельцев лошадей как в Великобритании, так и в США — женщины. А в 2019 г.Согласно экономическому отчету Американской ассоциации врачей-специалистов по лошадям, 4 из 5 ветеринаров-коневодов — женщины. Но почему женщин так влечет к лошадям?
Недавно опубликованная в журнале Psychology Today статья пытается ответить на этот самый вопрос. Написанная Дайаной Сантос Флейшман, доктором философии, эволюционным психологом из Портсмутского университета в Великобритании, она признает, что была (и остается) помешанной на лошадях. Учитывая область ее исследований, неудивительно, что ее путь к разгадке древней тайны лежит, скажем так, в древней истории. Понимание гендерных различий и того, как развивались современные мужчины и женщины, предлагает одну теорию о том, почему женщины могут быть более заинтересованы в содержании и уходе за лошадьми, чем мужчины: «женщины практикуют [с лошадьми] те же навыки, которые они используют для обучения своих парней и детей. ”
Далее она отмечает, что мужчины доминируют в своей жизни благодаря физической силе, в то время как женщины, будучи физически менее сильными, опираются на психологию, чтобы влиять на окружающих. Эта разница также используется для защиты в любой ситуации, когда женщина может почувствовать угрозу. Если мужчине угрожает опасность, он, скорее всего, физически отобьется от комбатанта. Но подумайте, как некоторые женщины во время первоначальных разоблачений #MeToo признались, что разговаривали или даже дружили со своими агрессорами, чтобы предотвратить дальнейшие нападения.
Доктор Флейшман предполагает, что с этой целью «Лошади являются суперстимулом для динамики приобретения силы посредством влияния. Они большие, сильные и быстрые, но в то же время отчужденные и сложные в обучении». Другими словами, женщины учатся влиять на мужчин, работая с лошадьми.
Она также цитирует другую статью, написанную специалистом по поведению животных Сью МакДонналл, которая пишет: «Один трюизм… заключается в том, что женщинам приходится обращаться с лошадьми с помощью своего мозга, потому что они интуитивно понимают, что в большинстве случаев сила вряд ли сработает для них. Они, как правило, более терпеливы, в то время как мужчины часто пытаются использовать грубую силу и, как правило, имеют меньше терпения».
Другая теория, которую Флейшман использует для объяснения женской одержимости лошадьми, связана с мифами, легендами и сказками. В этих историях женщины часто могут общаться с животными и обладают особыми навыками и способностями исключительно благодаря этим отношениям между женщинами и животными. «Истории, подобные этой, являются продолжением идеи о том, что одной из главных психологических сильных сторон женщин является понимание и использование психологии других; что у них есть мотивация и умение оказывать влияние даже на умы, которые сильно отличаются от их собственных».
Хотя, вероятно, никогда не будет окончательного объяснения нашего женского увлечения лошадьми, нетрудно представить, что глубоко в нашем мозгу (и в душе) существует особая связь с этими большими, ласковыми и красивыми животными. Неоспоримо то, что эти отношения действительно дают женщинам силу и утешение способами, которые наука никогда не могла понять.
Теги: Диана Сантос Флейшман, эволюционная психология, лошади, женщины,
Еще из новостей:
London Ride to End Live Horse Export
Группа лошадей, проезжавшая через Лондон к парламенту, была настоящим зрелищем, несущим отрезвляющий посыл.