Деятель и Паразит — Психологос
01 октября 2022 г., 21:26
Деятель — человек в деятельной позиции, живующий и действующий за свой счет. Паразит — человек, живущий и действующий за счет других людей.
Деятель и Паразит — две принципиально разные жизненные стратегии. Стратегия Деятеля — свой успех создать самому, добиться его своими усилиями, стратегия Паразита — ожидать успеха, как подарок от мира, или, что реалистичнее, получить за чей-то чужой счет.
Откуда что берется
Выбор между этими двумя жизненными стратегиями редко делается сознательным решением от головы, чаще этот выбор совершает каждый человек в первые же недели своей жизни. См.→
Жизненные перспективы
Обычно, в ситуации пассивного личностного роста, человек всю оставшуюся жизнь только укрепляет себя в существующем выборе, тренирует себя жить в этом выборе наилучшим образом.
Если у него выбор Деятеля, он час за часом и день за днем учит себя активности и ответственности, если же у него выбор Паразита, то год за годом он тренирует себя как Паразита великолепного: учит себя делать несчастные мордочки, усталые плечи, обиженные интонации и прочие украшения несправедливо ударенной Жертвы.
Паразит может хорошо устроиться в жизни, когда-то быть и веселым, и творческим, и милым человеком, но это человек, который живет успехом чужим и в жизни выбирает безответственность. Деятель же строит свою жизнь сам, ищет дело, которое сделает сам, и знает, что как за свои победы, так и за свои поражения, отвечает только он.
При этом человек-деятель вовсе не возражает когда-то воспользоваться чужой помощью («Все, что пригодится для дела, нам нравится!»), но даже эту помощь он скорее организует сам, нежели будет ее тоскливо ожидать и плакаться при ее отсутствии.
Большой и маленький
«Большой — маленький» — это разговор о формирующемся внутреннем стержне человека, о позиции Деятеля и Паразита. «Ты уже большой, можешь делать это сам!» — это призыв к позиции Деятеля, предупреждение позиции Паразита. См.→
- Паразит
- Деятель
Комментарии (7):
Гость, 28 ноября 2014 г., 17:35
А можно как-то перестать быть паразитом и стать деятелем?
2
ответа
проверено, 16 февраля 2016 г. , 19:46
Вначале можно применить силовое воздействие… Или пособлазнять… А потом только поговорить, иначе не поймет.
Гость, 22 ноября 2019 г., 04:17
Конечно можно, если сменить установки. Нужно лишь понимание и воля.
1
ответ
Гость, 18 августа 2021 г., 08:18
Как сменить установки?
Гость, 27 октября 2016 г., 10:29
Похоже, что я деятель, а бывший муж паразит, этим словом я его в результате про себя и стала называть. Печально, что есть такие бесцельные и безответственные люди, и ещё печальнее, что до него и не подозревала, что такие бывают… Мне казалось, что создавать, добиваться чего-то в жизни, улучшать жизнь свою, своей семьи и окружающих — это естественно и присуще всем.
1
ответ
Гость, 30 августа 2017 г., 17:39
Я тоже так думала, но, увы, есть люди, мыслящие по иному — эгоисты.
Гость, 30 июня 2022 г. , 15:34
Что делать, если Паразит – это ты?
Материалы по теме:
01 янв. 2010 г.
А это Паразит – узнаёте?
Паразит — человек, живущий и действующий за счет других людей. Однако за чужой счет нередко живут и дети, и женщины, и пожилые люди. Правильно ли этих людей называть паразитами? Видимо, нет. Паразитом называют того, кто живет за чужой счет без согласия того, за чей счет это происходит, кому нравится жить за чужой счет.
28Подробнее
01 окт. 2022 г.
Дети: деятели и паразиты
Ребенок-деятель — ребенок, любящий делать все сам, добиваться всего самостоятельно. Ребенок-паразит — ребенок, привыкший, чтобы для него все делали другие.
0Подробнее
01 янв. 2006 г.
Деятель
Деятель – человек, в ситуации затруднений готовый действовать.
1Подробнее
31 дек. 1999 г.
Паразит и Деятель: ваш выбор?
Кто принесет вам ваш успех? Кто отвечает за то, чтобы ваш успех всегда сопровождал вас по жизни? Есть два принципиально разных способа иметь успех: первый — свой успех создать самому, добиться его своими усилиями, второй — ожидать его, как подарок от мира, или, что реалистичнее, получить за чей-то чужой счет. Выбор между этими способами — главный ваш выбор, ваша боль или ваша главная жизненная удача. Этот выбор редко делается сознательным решением от головы, чаще он является фундаментальным, экзистенциальным выбором, пронизывающим человека насквозь, звенящим через все его дела и поступки, строящим все его другие выборы и решения.
0Подробнее
01 июл. 2016 г.
Занятые и бездельники, или Тайм-менеджмент как основа душевного здоровья
Я давно понял, что все люди делятся на занятых и бездельников. Для меня, как тренера, это не обзывалки, а такая же важная характеристика, как различение мужской и женской аудитории. То, что интересно и понятно мужской аудитории, часто непонятно и не нужно аудитории женской, и наоборот. С занятыми и бездельниками — то же самое.
1Подробнее
А это Паразит – узнаёте?
01 января 2010 г., 07:42
Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор
Ректор Университета практической психологии
Фильм «Король Лев»
Паразит — человек, живущий и действующий за счет других людей.
Тотальные Паразиты встречаются редко — чаще человек проявляет позицию Паразита в какое-то время в какой-то области. Точнее говорить о позиции Паразита, которая когда-то бывает, похоже, у каждого из нас.
В ситуации благополучия и изобилия Паразит прожигает время, деньги и силы, не думая о будущем. Если есть возможность пожить или погулять за чужой счет, он просто счастлив, поэтому он подлиза к сильным и богатым.
Для Паразита свои те, кто полезен, и в том смысле «свои», что должны ему помогать. Он, к сожалению, не может ответить им взаимностью, потому что (куча причин).
Фильм «Маугли»
В трудной ситуации Паразит в первую очередь балабол и лентяй, не задумывающийся о том, кто все-таки сделает все, что нужно. Договоренности для Паразита вещь абстрактная: «Мое слово: я его дал, я его и назад возьму!». Характерно перекладывание своей ответственности за происшедшее на других, мир, жизнь и прочие обстоятельства.
«Я не купил, потому что там были очереди!», а также «Слушай, я не могу вернуть тебе деньги, я сейчас совсем на мели!» Такой человек может говорить красиво и ответственно, а по делам вдруг оказывается ненадежным человеком, нагружающим вас Паразитом.
В ситуации конкуренции за ограниченные ресурсы Паразит ищет возможности обойти общие для всех правила и все-таки решить вопрос в свою пользу, хотя бы и нечестным путем.
Фильм «Святоша»
В опасной ситуации Паразит вначале не делает ничего, надеясь на Авось, а когда гром грянет — плачет, умоляет его спасти, чтобы привлечь внимание тех, кто может ему помочь. Когда совсем припекло — он трус, убегает, бросая всех, не думая ни о ком. Поймали — он предатель, сдаст всех, лишь бы спасти себя.
Мечта Паразита — дружить с Удачей и найти Скатерть-Самобранку, чтобы всегда иметь бесплатную Халяву.
Обсуждение: где точные границы?
Фильм «Смешарики»
Паразит — это один из способов человеческой жизни, наряду со способом жизни Творца, Романтика и Потребителя. Противоположность позиции Паразита — позиция Деятеля, однако важно уточнить границы понятия: действительно, за чужой счет нередко живут и дети, и женщины, и пожилые люди. Правильно ли этих людей называть паразитами? Видимо, нет.
Паразитом называют того, кто живет за чужой счет без согласия того, за чей счет это происходит, кому нравится жить за чужой счет.Бездумный паразит — привыкший жить за чужой счет и не думающий о том, кто его кормит и содержит. Осознанно живущий паразит — тот, кто живет философией Паразита и вполне сознательно ищет тех, кто будет без отягчающих условий его содержать, кормить и прочее заботиться о нем.
Однако никто не назовет паразитом престарелого человека, ухаживать за которым дети и внуки считают за честь. Право жить за счет внуков ему дает не возраст, а его предыдущая жизнь, где он был деятельным, заботливым и любящим. Если же человек был паразитом всю свою жизнь, то, став старым и немощным, он не получает по умолчанию право на чье-либо обслуживание и содержание, а чаще всего у него и нет никого, кто мог бы это сделать.
Живи так, чтобы в старости у тебя были такие дети и внуки, которые могут за тобой ухаживать и делают это от души, с любовью.
Фильм «Лунтик»
Мужчинам нравится ухаживать за любимыми женщинами, и женщина, которая разрешает мужчине за собой ухаживать: подает ей руку, открывает ей дверь, помогает нести тяжелые вещи — не паразитка, а женщина, украшающая жизнь мужчины.
Если же женщина жизнь мужчины не украшает, а внимания, заботы и денег с него требует, то это уже паразитический образ жизни.
Дети живут за счет родителей, но если они в это время родителей радуют и учатся быть людьми, это не паразитизм, а детство. Когда же ребенок ничему доброму не учится и родителей радовать не думает, принимает их заботу как должное, без благодарности (и, напротив, с претензиями), он превращается в паразита.
Ребенок стоит в шубке, у него упала варежка на снег. Что сделает ребенок? Наклонится и поднимет? Этот ребенок думает по-другому. Не поворачивая головы, он громко говорит маме: «Упала!» и ждет, пока мама его обслужит. Это уже поведение паразита.
Паразит — разновидность халявщика, где место «мира» занимает другой человек или организация. Халявщики — люди, ищущие бесплатный сыр, который им подарит удача.
- Паразит
- Автор Н.И. Козлов
- Видео
Комментарии (28):
Гость Дэн, 23 июля 2014 г., 15:12
Узнал близкого знакомого в описании. И как с ним теперь общаться? Денег точно не занимать наверно.
Солинка, 03 декабря 2015 г., 07:41
Хорошее описание, тоже узнала свою знакомую 🙂 Упомянуты старики, но не описан случай, если человек не может заслужить любовь и уважение, но нуждается в том, чтобы другие о нем заботились. Родился больным, в молодости стал инвалидом, например.
1ответ
Гость, 27 сентября 2016 г., 10:22
Интересно, а если родители выводят ребёнка на прогулку в лес, вместе гуляют, а потом отец говорит, давай сделаем вместе приседания, 30 раз, справишься? А ребёнок ему — не буду, не хочу, отец показывает, сам пример подаёт, а у ребёнка какой-то внутренний протест, и льются фразы, не буду и показывает истерику. Самое интересное, что когда отец говорит: «я с лентяями и трусами не общаюсь», и специально с мамой уходят метров на 30 вперё, ребёнок начинает, превозмогая свой протест, в стиле, ну ладно, делать приседания. А как сделал, подходит и стеснительно смотрит на родителей. Что это может означать? Что он желает, чтобы его поуговаривали? Настоять на своём в стиле вы обязаны меня уговаривать? Может это быть повышенным ЧСВ?
1
Гость, 12 декабря 2019 г., 03:56
Вначале стесняется. Потом боится, что и правда бросят. Потом опять стесняется.
Гость, 27 сентября 2016 г., 10:24
Ребенок при этом очень спортивный, любит плавание, футбол, хоккей, баскетбол и т.д., родителей радовать любит, вежлив. Но часто случаются такие заскоки. Плюс стеснительность в общении.
Дубровская Елена, 25 марта 2017 г., 04:49
Поучительная статья, помогла еще больше задуматься про своего знакомого.
1
ответ
Гость, 01 июля 2017 г., 19:02
Узнал своего коллегу, порвал с ним окончательно.
Гость, 24 июля 2017 г., 20:21
Был у меня такой друг, порвал с ним. Статья хорошая.
Гость, 02 августа 2017 г., 18:36
Многие узнали друзей и знакомых. Любопытно, но никто не написал «узнал себя, стало противно, хочу исправить»…
2
ответа
Гость, 23 августа 2017 г., 05:17
Я узнала и всегда без того знала. Вообще, много плохого о себе поняла за часов 5 на сайте, хотя итак с раннего детства люблю думать и читать.
Гость, 13 декабря 2020 г., 09:39
А паразиты не будут читать подобную статью.
Гость, 26 августа 2017 г., 14:10
У меня была такая «подруга» в университете. Ела мои тормозки, была не против, если я за нее платила в транспорте, пыталась отбить парня, с которым я гуляла. Придумывала обидные прозвища однокурсницам, хотя в глаза им мило улыбалась. После окончания университета устроилась в фирму по продаже унитазов. ) Пыталась увести из семьи мужичка, который был старше нее на 17 лет. Даже измазала его рубашку в блеск для губ, чтобы он поскандалил с женой.
2
ответа
Гость, 03 декабря 2017 г., 04:10
Паразиты не работают! Вы что?!
Гость, 31 января 2018 г., 06:24
А вы все это время общались с ней и примирялись с этим. Конечно же вместе смеялись и поддерживали ее. Как самой то ? Далеко ли ушли?)
Гость, 22 октября 2017 г., 09:18
Узнал себя, хочу исправиться…
1
ответ
Гость, 25 ноября 2017 г., 23:16
🙂 Я специально искал это определение таким людям и нашёл эту статью, что подтвердила и укрепила моё мнение о некоторых «друзьях»! Прощайте, Паразиты! 🙂 Ищите другие «берега»!!!
Гость, 02 марта 2018 г., 10:22
Полностью согласна. Узнаю своего брата. Ему 27 лет, все от родителей получает, работать не умеет совершенно, огрызается на всех.
.. Сил ни у кого нет с ним бороться 🙁1
ответ
Гость, 13 июня 2018 г., 17:58
Хорошая статья. Поучительная. К сожалению паразитов в мире наплодилось сейчас немерено. Поэтому людям стало тяжело жить в своем окружении. Хочется взять автомат калашникова и всех их покоцать. Понимаешь, что это глупо, не хватит патронов. Единственное остается отстраниться от них и не общаться.
Гость, 18 марта 2019 г., 23:25
А что делать если паразит твой отец? И всю жизнь он вёл такой образ жизни. Результаты плачевные. Постоянно пытается нажиться на мне при любой возможности. Особого участия в воспитании и взросления не принимал, а теперь преследует буквально. Как себя вести, как защитится?
2
ответа
Гость, 25 декабря 2019 г., 10:06
Узнаю себя 🙁 жена, мать двоих детей, за счёт мужа живу, а его не украшаю. По его мнению я плохо одеваюсь, и неухоженна. Деньги его тратить на одежду или салоны совесть не дает. Вот на работу бы вышла, сама бы себе на шмотки зарабатывала. Наверное, когда сам не зарабатываешь труднее тратить. Дети ещё маленькие. Жду какого-то часа. Хочу исправиться. Заняться чем-нибудь. Стать независимой.
2
ответа
Гость, 25 марта 2020 г., 21:35
Вы не паразит! Вы просто неуверенный в себе человек с низкой самооценкой, а это поправимо! Если бы вы были паразитом, вы бы тратили деньги своего мужа направо и налево! И манипулировали им.
Гость, 08 января 2021 г., 09:30
«Тратить его деньги совесть не даёт»? Да какой же вы паразит? Вы женщина, желающая стать независимой, но в данный момент ситуация не позволяет, т.к. детки маленькие. А желание стать независимой и «нет возможности купить себе красивую одежду», говорит о том, что, к сожалению, не тот мужчина рядом с вами. Это не говорит о том, что он плохой, нет. Просто не тот.
Гость, 29 февраля 2020 г. , 15:06
Послать его куда подальше. В чем проблема?
Гость, 21 февраля 2020 г., 23:25
Здравствуйте! Уважаемые, а если паразит не предаёт и не сдаёт других? Кто он тогда? Крепкий орешик паразит?!
1
ответ
Гость, 18 августа 2020 г., 08:44
Что-то никто себя не узнал..
Гость, 28 сентября 2020 г., 22:08
Тяжело обо всем этом читать, потому что и обо мне, и не знаю, как это прекратить.
Гость, 17 мая 2021 г., 17:43
Хорошо, если можно просто отойти и не общаться с паразитами! А если они пролезли в семью глубоко и надёжно! Отравляют жизнь!
Гость, 15 июля 2022 г., 11:41
А я вот не понимаю своего брата и сестру: им 40+, они а рассвете сил, но у них до сих претензий к родителя которым по 70: «купите нам квартиру, дайте денег». Я тоже в этой семье выросла, но купила квартиру себе сама, заработала честным трудом, работала на 2-3 работах… можно ли их отнести к паразитам??
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Анализ и связи понятия Паразит
Паразит — это личностный тип в этической типологии личности и один из способов человеческой жизни, наряду со способом жизни Творца, Романтика и Потребителя
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Беспомощные: дети-паразиты
Беспомощный, ребенок-паразит — это ребенок, привыкший, чтобы для него все делали другие. Ребенок тянется к игрушке. Игрушка рядом, но до нее нужно тянуться, то есть трудиться — не торопитесь помогать ребенку, не лишайте его радости достижения, приучайте его к тому, что он может все сам! Важно следить за тем, чтобы большинство попыток ребенка действовать самостоятельно были в меру трудными, но успешными.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Дети: деятели и паразиты
Ребенок-деятель — ребенок, любящий делать все сам, добиваться всего самостоятельно. Ребенок-паразит — ребенок, привыкший, чтобы для него все делали другие.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Деятель и Паразит
Деятель и Паразит — две принципиально разные жизненные стратегии. Стратегия Деятеля — свой успех создать самому, добиться его своими усилиями, стратегия Паразита — ожидать успеха, как подарок от мира, или, что реалистичнее, получить за чей-то чужой счет.
7Подробнее
01 окт. 2022 г.
Деятель-Паразит и Способы человеческой жизни
Потребитель и Творец живут и действуют за свой счет, именно поэтому оба эти личностных типа являются вариантами Деятеля. При этом, поскольку люди чаще Потребители, нежели Творцы, Деятель чаще синоним Потребителя.
0Подробнее
01 янв. 2014 г.
Этическая типология личности: этикотипы
Важнейший момент этики синтон-подхода — представление о этикотипах, различных по своей этике способах жизни. Основу этой типологии создают две оси: о ком человек заботится и за чей счёт. Пересечение этих осей создает четыре смысловых поля: забота только о себе за свой счет, забота только о себе за чужой счет, забота о себе и других за свой счет, забота о себе и других за чужой счет. Самые точные именования этих смысловых полей – Потребитель, Паразит, Творец и Романтик.
11Подробнее
Основные черты мастеров-манипуляторов
В наши дни невозможно отделаться от ощущения, что мы находимся в осаде из-за натиска внешних манипуляций. Это заставило меня задуматься о том, может ли исследование манипуляций с другими видами дать какое-либо представление о том, как защитить себя от непреднамеренной эксплуатации.
Паразиты, пожалуй, величайшие манипуляторы в природе. Несмотря на то, что они крошечные, они сокрушают другие виды своим влиянием. Основная цель паразита — увеличить свою численность, и для достижения этой цели необходимо успешно манипулировать своим хозяином. Один из самых простых способов сделать это — вызвать изменения в поведении, которые увеличивают передачу паразита от одного человека к другому. Для хоста это часто приводит к очень странному поведению, при этом он остается в полном неведении о том, что его действия и мозг украдены.
Источник: Lxowle CC BY 3.0
Мы склонны думать, что опасность очевидна, но реальность такова, что она часто прячется прямо под поверхностью. Паразит под названием Toxoplasma gondii является одним из самых распространенных, с уровнем заражения от 38 до 70% животных, таких как медведи, олени, домашние куры, крупный рогатый скот, овцы, морские выдры и кролики, и это лишь некоторые из них. Самый простой способ заразиться – съесть недоваренное мясо.
Считается, что одной из причин успеха этого простейшего является то, что он вызывает необычные изменения в поведении. Например, крысы, зараженные этим паразитом, теряют свой естественный страх перед новыми объектами, новой пищей и приближаются к хищнику вместо того, чтобы убегать. Они нужны паразиту, чтобы добраться до следующего хозяина. Бедная крыса понятия не имеет, что потеряла способность отличать опасность от безопасности. Способность паразита изменять поведение крыс связана с поражениями головного мозга, сосредоточенными в миндалевидном теле, которое можно представить как центр страха в мозгу. Таким образом, люди, преуспевающие в манипулировании, также охотятся на нашу чувствительность, страхи и эмоции. Они усердно работают над тем, чтобы подорвать вашу уверенность и возложить на вас ответственность за свои действия.
Но инфекция токсоплазмоза — это лишь вершина айсберга, когда дело доходит до манипулирования поведением. Есть маленький червь, из-за которого сверчки и кузнечики ведут себя очень странно. Волосяной червь в молодости живет внутри членистоногих (насекомых, пауков и т. д.), но во взрослом состоянии свободно живет в реках, озерах и ручьях. Размножается в водной среде, но развивается внутри неводных беспозвоночных. Это ставит загадку: как перейти из одной среды в другую, не умирая? Кажется, разумное решение состоит в том, чтобы заставить насекомое-хозяина, не ищущее воды, отчаянно искать воду и нырять прямо в нее. Это прямо противоречит интересам и выживанию сверчка или кузнечика, потому что они не умеют плавать. Жизненно важно, чтобы волосяной червь преуспел, иначе он засохнет и погибнет. Это также черта, часто встречающаяся у людей, которые манипулируют другими: они нуждаются в вас, чтобы удовлетворить все их потребности.
Все становится все более и более странным, когда мы смотрим на мотыльков, особенно на непарных мотыльков. Это действительно вещи из ночных кошмаров и научной фантастики. Представьте злой вирус, садистски смеющийся на заднем плане. Как и бабочки, мотыльки проходят несколько стадий развития. Первый представляет собой яйцо, помещенное на нижнюю сторону листа растения-хозяина. Но непарные бабочки менее требовательны: они откладывают яйца на стволы деревьев, ветки деревьев, везде, где есть хоть малейшее укрытие. Яйца откладываются гроздьями, а весной отрождаются личинки. После вылупления личинки проходят несколько стадий линьки (сбрасывая внешний покров) по мере роста. Эта личиночная стадия известна нам как гусеницы. Когда они готовы к окукливанию, это может занять от нескольких дней до двух недель, но этот чудесный процесс грубо прерывается у тех особей, которым не повезло заразиться вирусом. Бакуловирус, если быть точным.
Личинки мотылька, зараженные этим типом вируса, становятся похожими на зомби, выполняющих миссию по лазанию и взбиранию на верхушки деревьев. Это явление хорошо известно и описано у шелковичных червей как болезнь увядания. Также использовалась фраза «Wipfelkrankeit», или болезнь верхушек деревьев. Почему их побуждают к такому странному поведению? По-видимому, они взбираются на вершины деревьев непосредственно перед смертью и начинают разжижаться. Да, вы читали, что правильно, разжижают . Конечным результатом является отличное рассеивание вируса путем обрушивания дождя на несчастных гусениц внизу. В «жидкости» зараженной, ныне покойной гусеницы находятся миллионы и миллионы вирусных частиц. невосприимчивы к тем, кого эксплуатируют и манипулируют.Люди-манипуляторы культивируют и создают сценарии, драмы и враждебность между другими, чтобы обеспечить рассеивание своих токсичных сообщений и отвлечь от контроля над поведением, который они осуществляют.
Существует множество способов, которыми паразиты могут заражать своего хозяина, манипулировать им и контролировать его. Сверчки, кузнечики, мотыльки и крысы становятся для паразитов просто средством достижения своей цели. Мы, люди, должны обращать внимание на то, не используются ли мы для продвижения чьих-то планов.
Источник: João Araújo CC BY 2.0
В отличие от этого бедного муравья, который при заражении грибком становится зомби, уходит из безопасного гнезда, взбирается по листу и хватает его сомкнутой челюстью до тех пор, пока грибок вырывается из мозга, мы можем подвергать сомнению наши убеждения, пересматривать свои позиции и интегрировать новую информацию. Если вы обнаружите, что заражены убеждениями, которые противоречат вашему выживанию и выживанию ваших собратьев, вы можете обнаружить при ближайшем рассмотрении, что вами умело манипулирует человеческий паразит.
Изображение на Facebook: FunKey Factory/Shutterstock
Паразиты, умы и культуры — Британское психологическое общество
Самая маленькая вещь может иметь огромное эволюционное значение. Прежде чем опубликовать «Происхождение видов», Чарльз Дарвин много лет изучал ракушек. Если бы Дарвин был жив сегодня, мы подозреваем, что он был бы сильно впечатлен тем, что мы теперь знаем об эволюционном влиянии гораздо более мелких и более древних вещей: вирусов, бактерий, простейших и кишечных червей, паразитирующих на более крупных организмах.
Где есть жизнь, там и паразиты — в неизмеримом изобилии. Эти паразиты могут серьезно ухудшить здоровье и репродуктивную способность организмов, которые они заражают. Все живые животные, включая людей, существуют сегодня, потому что их предки из поколения в поколение разрабатывали способы ускользать от паразитов. Этот эволюционный процесс оставил огромные следы, которые исследователи только начинают замечать (Ridley, 1993; Zimmer, 2000; Zuk, 2007).
Эволюция систем противопаразитарной защиты
Паразиты не выглядят и не ведут себя как львы или тигры, поэтому люди обычно не считают их хищниками. Но в каком-то смысле они есть. Паразиты прикрепляются к телу хозяина и используют телесные ресурсы для размножения. При этом они могут нанести вред этому хозяину, иногда даже смертельно. Как следствие, виды-хозяева развили сложные системы защиты от паразитов.
Мы все знакомы с одной из этих систем защиты: иммунной системой. Иммунная система представляет собой удивительно сложный набор приспособлений, созданный естественным отбором для обнаружения паразитов, вторгшихся в наши телесные ткани, и — как только эти паразиты обнаружены — для мобилизации физиологических средств для их отражения, уничтожения или нейтрализации.
Хотя иммунная система имеет неоспоримые преимущества, у нее есть и неоспоримые недостатки. На усиление иммунного ответа расходуются значительные метаболические ресурсы, что может привести к временному ослаблению (например, утомлению, истощению) во время борьбы с паразитарной инфекцией. Определенные виды иммунных реакций (например, лихорадка) могут быть еще более изнурительными. Самое главное, иммунная система не способна к простейшей форме защиты: в первую очередь предотвращению контакта паразитов с телом.
Таким образом, было высказано предположение, что у животных развилась дополнительная система защиты, которая позволяет им физически избегать попадания микробов и других инфицированных носителей. Эта система предназначена для использования сигналов восприятия (внешнего вида, запаха и т. д.) для обнаружения присутствия инфекционных паразитов в других вещах, включая других людей. У некоторых животных, в том числе у людей, обнаружение таких сигналов может вызвать неприятные эмоциональные и когнитивные реакции, которые мотивируют поведенческое избегание. Этот поведенческий механизм обеспечивает первую линию защиты от болезнетворных паразитов и поэтому получил название «поведенческая иммунная система» (Schaller & Duncan, 2007).
Психологические последствия поведенческой иммунной системы
Многие виды животных демонстрируют перцептивную чувствительность к сигналам паразитарной инфекции у других представителей их вида и последующее поведенческое избегание (Goodall, 1986; Kavaliers & Colwell, 1995; Kisecker et др. , 1999). Люди не исключение. В последнее время появилось множество исследований, изучающих влияние поведенческой иммунной системы на человеческие эмоции, познание и поведение. Например, есть данные, свидетельствующие о том, что эмоция отвращения развилась в качестве аффективного сигнала заражения паразитами (Curtis et al., 2004; Oaten et al., 2009).). Этот ряд доказательств не только имеет значение для понимания и измерения отвращения психологами, но также может помочь объяснить, почему чувство отвращения влияет на моральные суждения и межличностные отношения (например, Tybur et al., 2009).
Появляются и дополнительные последствия. В следующих разделах мы кратко рассмотрим три особенно интригующих набора результатов, которые иллюстрируют широкомасштабные психологические последствия поведенческой иммунной системы. Один набор результатов относится к психологии стигматизации и предрассудков; второй набор относится к психологии физической привлекательности и брачного поведения; и третий набор касается происхождения культуры и межкультурных различий.
Стигматизация и предрассудки
Поскольку большинство паразитов практически невидимы, людям приходится полагаться на поверхностные признаки (например, аномальные физические особенности), чтобы обнаружить их присутствие. Поскольку сигналы несовершенно коррелируют с паразитарной инфекцией, возникает проблема обнаружения сигнала, в которой ошибки неизбежны. Любая попытка ограничить число «ложноположительных» ошибок (ошибочно выводящих о наличии паразитов там, где их нет) неизбежно приводит к увеличению «ложноотрицательных» ошибок (ошибочно предполагающих отсутствие паразитов там, где они на самом деле есть). существуют), и наоборот.
Как решается эта проблема с обнаружением сигнала? Ответ дает «принцип детектора дыма» (Nesse, 2005). Детектор дыма обычно откалиброван так, чтобы быть сверхчувствительным ко всему, что внешне напоминает дым, чтобы свести к минимуму вероятность того, что он не зарегистрирует наличие пожара в доме ( очень дорогостоящая ложноотрицательная ошибка). Неизбежным последствием, которое люди с радостью терпят, является множество (относительно менее дорогостоящих) ложноположительных ошибок: детектор дыма может подать сигнал тревоги каждый раз, когда кто-то безвредно тушит стейк или варит макароны в кастрюле.
Аналогичный набор функциональных приоритетов применим к поведенческой иммунной системе. Чтобы избежать очень дорогостоящих последствий, которые могут возникнуть в результате контакта с паразитами (например, болезнь, смерть), система настроена на сверхчувствительность к поверхностным сигналам (например, широкому спектру морфологических или поведенческих аномалий), подразумевающих возможное присутствие паразитов. В результате поведенческая иммунная система может бить тревогу (и запускать аверсивные аффективные, когнитивные и поведенческие реакции) всякий раз, когда человек воспринимает кого-то другого, чей внешний вид или поведение отклоняются от любого прототипа, который люди считают «нормальным».
Следует помнить еще об одном важном соображении. Точно так же, как активация «настоящей» иммунной системы требует затрат, активация поведенческой иммунной системы также требует затрат (например, потребление метаболических ресурсов). Следовательно, поведенческая иммунная система, вероятно, будет особенно сверхчувствительна и особенно склонна вызывать аверсивные реакции, когда ее преимущества особенно вероятно перевешивают ее затраты; то есть всякий раз, когда воспринимающие являются или просто считают себя особенно уязвимыми для передачи болезни.
Эта цепочка рассуждений имеет два важных следствия для нашего понимания стигматизации и предубеждений. Во-первых, обычная работа поведенческой иммунной системы может способствовать стигматизации людей, внешний вид которых отличается от некоторого субъективного ощущения нормальности. Во-вторых, предубежденные реакции на этих людей, вероятно, будут преувеличены в условиях, в которых воспринимающие являются (или просто считают себя) особенно уязвимыми для передачи паразитов.
Таким образом, этот анализ помогает нам понять, почему люди, страдающие некоторыми заболеваниями (например, проказой), исторически подвергались большей стигматизации, чем люди, страдающие другими заболеваниями (которые могут быть более вирулентными и заразными, но связаны с менее явными морфологическими аномалиями).
Что еще более провокационно, этот анализ предполагает, что психологически сходные предубежденные реакции могут быть направлены против людей, которые на самом деле не страдают каким-либо инфекционным заболеванием, и что эти предвзятые реакции различаются в зависимости от того, в какой степени воспринимающие чувствуют себя уязвимыми для передачи паразитов.
В наших собственных лабораториях мы провели исследования, чтобы оценить, в какой степени люди особенно склонны неявно ассоциировать понятие «болезнь» (а также другие аверсивные когниции) с определенными категориями людей. Один набор исследований показал, что поведенческая иммунная система связана с неявными предубеждениями, направленными против людей с поверхностными родинками на лице и физическими недостатками (Park et al., 2003; Schaller & Duncan, 2007). В другом наборе исследований поведенческая иммунная система участвовала в предубежденных реакциях на ожирение (Park et al., 2007). Среди других результатов мы обнаружили, что, когда угроза передачи паразитов делается временно заметной (например, с помощью короткого слайд-шоу, изображающего микробы и их присутствие повсюду), люди особенно склонны неявно ассоциировать людей с ожирением с семантическим понятием «болезнь». Эти результаты не только помогают пролить свет на причины предрассудков, основанных на весе, они также иллюстрируют тот факт, что поведенческая иммунная система реагирует на не рациональные оценки паразитарной инфекции (в конце концов, паразитарная инфекция с большей вероятностью приведет к потере веса, чем к его увеличению). ), а вместо этого относительно грубые и разнообразные сигналы восприятия.
Этноцентризм и ксенофобия также частично коренятся в иррациональной работе поведенческой иммунной системы. Люди, которые чувствуют себя особенно уязвимыми для передачи паразитов, чаще предпочитают контакты со знакомыми, а не с иностранными людьми (Faulkner et al., 2004). Об особо провокационном открытии сообщили Navarrete et al. (2007): женщины на первом сроке беременности, чей организм имеет естественный иммунодефицит, демонстрируют особенно высокий уровень ксенофобии и этноцентризма.
Физическая привлекательность и брачное поведение
До сих пор мы подчеркивали тот факт, что поведенческая иммунная система чувствительна к поверхностным сигналам, связанным с возможной паразитарной инфекцией. У этого момента есть и обратная логическая сторона: в контексте близких межличностных отношений поведенческая иммунная система, вероятно, будет чувствительна к поверхностным сигналам, связанным с устойчивостью к паразитарной инфекции. Ряд исследований показывает, что таким сигналом может служить субъективная оценка физической привлекательности.
Все мы знаем, что физическая привлекательность является довольно важным фактором, определяющим сексуальную привлекательность человека. Вряд ли это новость. Но история становится намного интереснее, когда мы копаем глубже и задаем более конкретные вопросы. Какие именно морфологические признаки считаются субъективно привлекательными? И почему именно эти черты (а не другие) ассоциируются с привлекательностью?
Ответы на этот первый вопрос включают двустороннюю лицевую симметрию и прототипичность признаков (Fink & Penton-Voak, 2002; Rhodes, 2006). Люди с более симметричными лицами воспринимаются как более привлекательные, как и люди, чьи конкретные черты лица ближе к среднему по популяции (например, нос, который не является ни особенно большим, ни маленьким, но в самый раз).
Но почему именно эти черты вызывают субъективные оценки привлекательности? Обилие исследований в литературе по поведенческой экологии предполагает, что для многих видов двусторонняя симметрия и фенотипическая прототипичность могут быть индикаторами здоровой иммунной системы (например, Thornhill & Møller, 1997). Применительно к людям подразумевается, что субъективная оценка физической привлекательности может служить грубым индикатором степени устойчивости другого человека к паразитарной инфекции.
Дополнительная, несколько более сложная эволюционная логика объясняет, почему женщин привлекают «мужские» черты лица (например, сильные челюсти), связанные с более высоким уровнем тестостерона (Zuk, 2007). У нас нет места для подробного изложения эволюционного анализа, поэтому мы просто подчеркнем главное: эти черты лица могут также служить рекламой для потенциальных партнеров, а то, что они рекламируют, — это особенно сильная иммунная система. Таким образом, одна из причин Почему субъективные оценки физической привлекательности так важны в брачной игре, так это то, что эти оценки помогают определить партнеров, которые, вероятно, будут и останутся свободными от паразитарных инфекций. Есть некоторые свидетельства того, что люди, особенно женщины, которые субъективно воспринимаются как физически привлекательные, на самом деле живут более здоровой жизнью (Weeden & Sabini, 2005). А среди воспринимающих оказывается, что физическая привлекательность легко усваивается, а затем используется в качестве сигнала, связанного со здоровьем (Zebrowitz et al., 2003).
Этот ход рассуждений имеет еще одно интересное следствие. Если физическая привлекательность является показателем устойчивости к паразитам, то люди особенно склонны отдавать предпочтение физической привлекательности в условиях, когда вокруг больше паразитов, с которыми нужно бороться. Этот вывод был проверен и подтвержден кросс-культурными свидетельствами. В местах с большим количеством паразитов женщины отдают предпочтение более мужественным лицам (Penton-Voak et al., 2004). В более общем плане региональные различия в присутствии паразитов предсказывают межкультурные различия в ценности привлекательности. В местах с исторически более высоким уровнем болезнетворных паразитов люди придают большее значение физической привлекательности потенциального партнера (Gangestad et al. , 2006).
Происхождение культурных вариаций
Теперь мы вступили на концептуальную территорию, которая может удивить некоторых читателей, полагающих, что эволюция не имеет отношения к межкультурным различиям. Это предположение неверно. Как мы подчеркивали ранее, эволюционировавшие психологические механизмы очень чутко реагируют на контексты, в которых оказываются люди. Точно так же, как «настоящая» иммунная система более хронически активируется в экологических условиях, которые приводят людей к более регулярным контактам с паразитами, поведенческая иммунная система также может быть гиперактивной в экологических условиях, характеризующихся более высоким распространением паразитов. Таким образом, в той мере, в какой определенные виды познания и поведения подвергают людей риску заражения паразитами, эти познания и поведение, вероятно, будут предсказуемо различаться в разных человеческих популяциях в зависимости от распространенности паразитов в местной экологии. Это имеет глубокие последствия для нашего понимания межкультурных различий.
Рассмотрим, например, различия в сексуальном поведении. Половой контакт имеет очевидные преимущества для репродуктивной способности, но также и потенциальные издержки, поскольку подвергает людей более высокому риску заражения паразитарными инфекциями. Соотношение выгод и затрат варьируется в зависимости от фактической распространенности паразитов в местной экологии. Это подразумевает предсказуемые кросс-культурные различия в степени, в которой люди «ограничены», а не «неограничены» в своем сексуальном поведении. Действительно, в регионах, характеризующихся более высокой распространенностью паразитов, люди (особенно женщины) более ограничены в своем сексуальном поведении (Schaller & Murray, 2008).
Та же логика применима и к таким чертам личности, как экстраверсия и открытость новому опыту. Эти черты могут давать определенные преимущества (контакты с новыми друзьями и новые технологии). Но и то, и другое, вероятно, также связано с определенным видом затрат: большим воздействием паразитов. Эти затраты выше в регионах с высокой распространенностью паразитов. Вывод, подтвержденный эмпирическими данными, заключается в том, что в регионах, характеризующихся более высокой распространенностью паразитов, люди менее экстравертны и менее открыты новым идеям (Schaller & Murray, 2008).
Многие другие культурные нормы также могут служить буфером против передачи паразитов (особенно нормы, касающиеся гигиены и приготовления пищи; например, Sherman & Billing, 1999). Это имеет значение для появления более широких систем культурных ценностей, таких как те, которые связаны с измерением индивидуализма-коллективизма, столь важным для изучения человеческих культур. Коллективизм частично определяется упором на соответствие существующим традициям и нормам, тогда как индивидуализм частично определяется терпимостью к отклонениям. Таким образом, индивидуализм означает больший риск передачи паразитов. Из этого следует, что коллективистские системы ценностей особенно вероятно возникают и сохраняются в регионах, характеризующихся высокой распространенностью паразитов, тогда как индивидуалистические системы ценностей, скорее всего, приживутся в регионах с относительно низким уровнем паразитов. Похоже, это так (Fincher et al., 2008).
Эти и другие результаты (например, Thornhill et al., 2009) позволяют предположить, что многие важные межкультурные различия могут быть частично обязаны своим существованием паразитам и зависящим от контекста реакциям поведенческой иммунной системы, которая развилась в ответ на паразиты.
Посланник
Здесь мы сосредоточились на том, как человеческий разум приспосабливается к минимизации угрозы заражения паразитами, и на психологических последствиях этой адаптации. Но это не единственное средство, с помощью которого паразиты могут влиять на психологию человека. Несколько другое направление исследований изучает возможность того, что некоторые паразиты — когда они успешно заражают людей — могут напрямую манипулировать человеческим сознанием и поведением (см. пример в рамке).
Научный прогресс часто представляет собой унизительное дело, требующее отказа от заветных идей: мы не в центре вселенной, наши тела не одушевлены жизненной сущностью, наши разумы — не эфирные духи. Судя по упорному сопротивлению даже сегодня, может показаться, что идеи Дарвина спровоцировали некоторые из самых глубоких и скромных научных работ на сегодняшний день. Наука идет вперед, потому что цена утраты заветных идей компенсируется выгодой от более глубокого и полного понимания мира и нашего места в нем.
Недавние достижения в отношении эволюционного воздействия паразитов (из которых в этой статье была описана лишь часть) могут потребовать дальнейших изменений во взглядах. Возможно, нет ничего более унизительного, чем узнать, что самые человеческие качества — патриотические чувства, понимание красоты, сексуальная страсть, культурное разнообразие — могут быть обязаны своим существованием крошечным безмозглым болезнетворным организмам. Но, уделяя паразитам должное внимание, мы начинаем разбираться в некоторых из древнейших вопросов и обнаруживаем, что психология еще более глубока, чем кажется на первый взгляд.
ТЕКСТ: Прямые поведенческие эффекты паразита? (см. PDF)
Паразит головного мозга Toxoplasma gondii в основном безвреден и удивительно распространен, заражая более 50 процентов людей в некоторых странах. Он поражает и других млекопитающих (например, мышей, кошек, собак, оленей), и известно, что в этих других популяциях животных T. gondii влияет на поведение своих хозяев (Webster, 2007). Может ли это повлиять на психологию и поведение человека? Может быть. Например, есть некоторые свидетельства того, что распространенность инфекции T. gondii в популяции людей коррелирует с межкультурными различиями в таких чертах, как невротизм и избегание неопределенности (Lafferty, 2006). Эти результаты, вероятно, лучше всего назвать предварительными, но они носят провокационный характер. И они подчеркивают еще один способ, которым человеческая психология может быть сформирована присутствием паразитов.
– Джастин Х. Парк с факультета экспериментальной психологии Университета [email protected]
– Марк Шаллер с факультета психологии Университета Британской Колумбии
[email protected]
Ссылки
Кертис, В. , Ангер, Р. и Раби, Т. (2004). Доказательства того, что отвращение развилось для защиты от риска заболевания. Proceedings of the Royal Society of London B, 271, S131–S133. Faulkner, J., Schaller, M., Park, J.H. и Дункан, Лос-Анджелес (2004). Развитые механизмы избегания болезней и современные ксенофобские настроения. Групповые процессы и межгрупповые отношения, 7, 333–353.
Финчер, К.Л., Торнхилл, Р., Мюррей, Д.Р. и Шаллер, М. (2008). Распространенность возбудителя предсказывает межкультурную изменчивость индивидуализма/коллективизма человека. Труды Королевского общества B, 275, 1279–1285.
Финк, Б. и Пентон-Воак, И. (2002). Эволюционная психология привлекательности лица. Современные направления психологической науки, 11, 154–158.
Гангестад, Ю.В., Хаселтон, М.Г. и Басс, Д.М. (2006). Эволюционные основы культурной изменчивости: вызванная культура и предпочтения партнера. Психологическое исследование, 17, 75–9.5.
Гудолл, Дж. (1986). Социальное неприятие, изоляция и избегание среди шимпанзе Гомбе. Этология и социобиология, 7, 227–236.
Кавальерс, М. и Колвелл, Д.Д. (1995). Различение самками мышей запахов паразитированных и непаразитированных самцов. Труды Лондонского королевского общества B, 261, 31–35.
Кизекер, Дж. М., Скелли, Д. К., Берд, К. Х. и Прейссер, Э. (1999). Поведенческое снижение риска заражения. Известия Национальной академии наук, 96, 9165–9168.
Лафферти, К.Д. (2006). Может ли общий мозговой паразит Toxoplasma gondii влиять на человеческую культуру? Труды Королевского общества B, 273, 2749–2755.
Наваррете, К.Д., Фесслер, Д.М.Т. & Энг, С.Дж. (2007). Повышенный этноцентризм в I триместре беременности. Эволюция и поведение человека, 28, 60–65.
Нессе, Р.М. (2005). Естественный отбор и регуляция защиты: анализ обнаружения сигнала по принципу детектора дыма. Эволюция и поведение человека, 26, 88–105.
Оутен М., Стивенсон Р.Дж. и Кейс, Т.И. (2009). Отвращение как механизм избегания болезней. Психологический бюллетень, 135, 303–321.
Парк, Дж. Х., Фолкнер, Дж. И Шаллер, М. (2003). Развитые процессы избегания болезней и современное антиобщественное поведение: предвзятое отношение и избегание людей с ограниченными физическими возможностями. Журнал невербального поведения, 27, 65–87.
Парк, Дж. Х., Шаллер, М. и Крэндалл, К. С. (2007). Механизмы избегания патогенов и стигматизация людей с ожирением. Эволюция и поведение человека, 28, 410–414.
Пентон-Воак, И.С., Якобсон, А. и Триверс, Р. (2004). Различия населения в суждениях о привлекательности мужских и женских лиц: сравнение британских и ямайских выборок. Эволюция и поведение человека, 25, 355–370.
Родс, Г. (2006). Эволюционная психология красоты лица. Ежегодный обзор психологии, 57, 199–226.
Ридли, М. (1993). Красная Королева: Секс и эволюция человеческой природы. Лондон: Викинг.
Шаллер, М. и Дункан, Лос-Анджелес (2007). Поведенческая иммунная система: ее эволюция и социально-психологические последствия. В J.P. Forgas, M.G.
Хазелтон и В. фон Хиппель (ред. ) Эволюция и социальный разум: эволюционная психология и социальное познание (стр. 293–307). Нью-Йорк: Психология Пресс.
Шаллер, М. и Мюррей, Д.Р. (2008). Патогены, личность и культура. Распространенность заболеваний предсказывает глобальную изменчивость социосексуальности, экстраверсии и открытости новому опыту. Журнал личности и социальной психологии, 95, 212–221.
Шерман, П.В. и Биллинг, Дж. (1999). Дарвиновская гастрономия: почему мы используем специи. Бионаука, 49, 453–463.
Торнхилл, Р., Финчер, К.Л. и Аран, Д. (2009). Паразиты, демократизация и либерализация ценностей в современных странах. Биологические обзоры, 84, 113–131.
Торнхилл, Р. и Мёллер, А.П. (1997). Стабильность развития, болезни и медицина. Биологические обзоры, 72, 497–548.
Тайбур, Дж. М., Либерман, Д. и Грискявичюс, В. (2009). Микробы, спаривание и мораль: индивидуальные различия в трех функциональных областях отвращения. Журнал личности и социальной психологии, 97, 103–122.
Вебстер, Дж.