Психология пирамида: Пирамида Маслоу: 5 уровней потребностей человека

почему мы попадаемся на удочки мошенников?

Дарья Петрова проанализировала со специалистами философию финансовых пирамид, а заодно изучила психологические портреты их основателей.

«МММ» разрушилась еще в конце 90-х, но дело ее живет. Несмотря на бесконечные судебные процессы и расследования реальных уголовных дел, новые финансовые пирамиды продолжают появляться, а вкладчики с завидным постоянством несут туда свои сбережения. Почему же так происходит? Как работают пирамидчики с сознанием обычных людей, чем завлекают в свои сети и почему люди готовы отдать последнее и влезть в долги ради призрачных миллионов, выясняли вместе с психологом.

Почему люди входят в финансовые пирамиды?

Помимо жадности и банальной жажды денег, по мнению экспертов, здесь присутствует элемент зависти. Например, когда сосед (брат/сват/знакомый) хвастается, что приобрел на вырученные деньги новый автомобиль, купил жене шубу из соболей или отстроил дом за счет заработка на финансовой пирамиде. Еще один прием пирамидчиков –

нажать на больные места, которые у каждого свои, чтобы спровоцировать интерес и собственное желание человека войти в систему.

«Например, тебе предлагают вступить, говорят, там такая крутая компания, там так классно, там ты познакомишься с таким мужчиной, о котором давно мечтала, в случае, если женщина одинока. Ты сможешь купить ту машину, которую хочешь, то есть, каждому давили на его болевые точки. Здесь сложно было удержаться, притом, что первые вкладчики действительно получили большие деньги», комментирует психолог, основатель школы жизни и отношений Лилия Валиуллина.

Дорогой Доронин: Финико ля комедия, или во что одет король финансовых пирамид

 

Еще один прием, о которых говорят специалисты, – это иллюзия эксклюзивности. На своих официальных каналах и в сообществах пирамидчики часто публикуют отчеты о своих собраниях, билеты на которые люди якобы покупали за огромные деньги.

«А здесь, на этом канале, Вы можете увидеть их совершенно бесплатно: вот, смотрите, какие мы», – заявляют участники пирамид.

«Таким образом, люди видели счастливых, успешных людей. И когда рядом со мной счастливые и успешные люди, и мне предлагается путь, с помощью которого всего этого можно достичь, стать таким же, принадлежать к этому сообществу успешных и богатых, человек забывает о своих принципах, о том, что это – пирамида, и начинает надеяться на авось, что мне повезет так же, как повезло им», – говорит психолог.

Еще один пункт, который выделяют эксперты, – надежда на «русское авось» и «после меня – хоть потоп». Надежда на то, что «мне повезет», «авось, успею вывести», вера в удачу привлекли сотни вкладчиков, и для этого даже не нужно было нажимать на их болевые точки или заманивать дорогостоящими гешефтами.

«Я вообще думаю, что основная причина вовлечения людей в пирамиды это не рациональное ожидание денег, а абсолютно иррациональная вера. Кто-то поверил в продукт, кто-то поверил человеку, который его привлек, кто-то поверил в идею, кто-то поверил в удачу. И таких людей немало. Как правило, они неуспешны, им трудно, они не могут рационально строить свою жизнь, взвешенно принимать решения. Они действуют, основываясь на эмоциях, на доверии, ощущениях, интуиции», – уверен психолог Андрей Кёниг.

Отсюда вытекает и сама философия финансовых пирамид.

Ранее Дарья Петрова поговорила с экспертами о том, как движется расследование по уголовному делу Finiko, что делать вкладчикам, чтобы вернуть свои деньги и какая ответственность ждет основателей финпирамиды.  

Психология финансовых пирамид

Психология любых финансовых пирамид, утверждают эксперты, строится на маркетинге Евангелизма. Это такая продвинутая форма устного маркетинга, при которой компании привлекают клиентов, которые настолько сильно верят в конкретный продукт или услугу, что свободно пытаются убедить других купить и использовать их. То есть клиенты становятся добровольными солдатами-защитниками, и при этом еще они активно распространяют информацию от имени компании. В век интернета это становится проще простого.

«Это передача из уст в уста. Когда создаются специальные сообщества, люди в которых говорят, как там круто, как здорово принадлежать к этому сообществу. Также как в случае с религией: люди ходили и рассказывали друг другу. Сейчас это пирамиды в интернете: посмотрите, мы поехали туда-то, посмотрите, какие мы крутые, посмотрите, какая у нас дружная компания. Это и есть идеология, передающаяся из уст в уста»,

рассказывает психолог.

К слову, маркетинг Евангелизма иногда путают и с аффилированным маркетингом. Но это не совсем корректное сравнение. В то время как партнерские программы предоставляют стимулы в виде денег или продуктов, клиенты-евангелисты распространяют свои рекомендации и привлекают новых клиентов из чистой веры, а не для получения товаров или денег. В случае с финансовыми пирамидами это, конечно, не совсем так, но ведь и основную долю вкладчиков они получают именно таким образом – при помощи сарафанного радио. Кроме того, начало конца любой пирамиды наступает в тот момент, когда эти самые вкладчики заканчиваются.

Кирилл Доронин: краткий психологический портрет

Еще на суде, во время ареста, будучи по сути уже загнанным в угол, Кирилл Доронин удивил журналистов своим спокойствием и уверенностью. Сооснователь Finiko до последнего уверял, что собирается вернуть все деньги вкладчикам (их наличие, кстати, он отвергает, заявляя, что в системе существовали лишь партнёры) и просил только об одном: отпустить его по домашний арест, чтобы иметь возможность возвращать средства. Напомним, что суд его просьбам не внял и отправил Доронина под арест до 20 сентября.

«Очень интересная личность, сильная. Те схемы, которые он продумывал, то, сколько существовала эта пирамида, говорит о том, что он отлично разбирается в финансах и инвестициях. Это личность, которая верила в свою идею и верит до сих пор. Это иллюзия всемогущества: «Я верю, Я умный, Я все сделаю». Когда человек верит в идею, эти вкладчики и то, каким путем она достигается, особого значения не имеют», –

считет Лилия Валиуллина.

По словам экспертов, Доронин очень грамотно выстроил модели маркетингового поведения. Во-первых, пообещал, что потери будут лишь до определённого процента, и всегда будет возможность сохранить основной капитал. Во-вторых, сумел «легализировать» деньги в кругу верующих и набожных людей.

«Он создал вывод их этих активов, которые есть у человека на отдельный благотворительный счет. И все, вкладчик уверен, что он духовный человек, он занимается благотворительностью. Все было продумано грамотно, и каждому нажимали на то, куда нужно», комментирует психолог.

Дарья Петрова

Теги: новости Татарстана мошенники финансовые пирамиды психология финико кирилл доронин

Психология финансовых пирамид и деградация экономического интеллекта России.

Арест основателя финансовой пирамиды  «Финико» – это мощный сигнал. Сейчас вкладчики будут менять свое поведение. Те, которые собирались играть и говорили, что они не жалеют денег, резко превратятся в жертв. Представьте себе человека, который с гордостью заходит в казино, а потом проигрывает и начинает плакаться. А до этого он говорил, что готов проиграть.
Именно сейчас значительная часть адептов развернется, будет просить покровительства государства, прокуратуры, чтобы вернуть вложенные деньги.
А до этого они чего хотели? Отыграться на новых лохах! Пришли бы новые лохи, они бы свое забрали. Поэтому отмалчивались. Они должны признаться в своих играх. И поэтому к этим игрокам сейчас нужно иметь объективное отношение, их жалеть не надо.

«Финико» — это зеркало того, что творится в российской экономике. Появилось огромное множество инструментов для получения кредитов, чего исторически в экономике не было.
И понятно, что Доронин понимал, что есть шальные кредитные деньги, которые могут вложить аддиктивные, слабые личности с финансовой зависимостью, которые, с другой стороны, еще и жертвы давления банков, долгового рабства. Очевидно, что в этом стрессе у них сознание и самообладание понижается – и организаторы финансовых пирамид воспользовались этим.
В той же МММ «лоховались» по большей части пенсионеры, и деньги были небольшие, накопленные, когда рушилась экономика. А сейчас возникла ситуация, что у людей, особенно предприимчивых, каким-то образом стагнация началась.
Экономический интеллект у россиян очень низкий, но при этом они активно вовлекаются в финансовые и инвестиционные проекты.
Я преподавал финансовую психологию долгое время и проводил тренинги для работников банка и экономистов. Это тренинги на мотивацию, повышение психологического интеллекта в работе с персоналом. Проводя тесты с задачами на микроэкономику в банковских и финансовых структурах, я удивился. Люди, представляясь экономистами в обществе, даже имея большие положения в этой сфере, не могут решать элементарные экономические задачи.
Поэтому и появляются всякие Доронины с Сабировыми, которые понимают, что экономический уровень предпринимателей и экономически активной части населения – низкий. Такими людьми запросто можно манипулировать.

Как-то я зашел в «Татфондбанк», когда он еще существовал, и начал ходить по кабинетам «верхушки», руководящей банком — и даже там с экономическими задачами по микроэкономике ни один не справился. Настоящие экономисты как таковые уже исчезают в России, те, которые знают экономическую науку. И получается так, что сейчас приезжают какие-то лекторы, которые якобы рассказывают об экономике, но реально это лекции о мотивации по технологии «купи-продай», по психологии влияния и манипуляции на клиента. Экономика обрела вульгарный формат, она упрощается до «купи-продайства». И поэтому туда ринулись всякие проходимцы, которые часто не имеют образования и берут кредиты.
В экономику прочно вошла психология мотивации. Из-за психологизации экономика настолько деградировала, что настоящих экспертов в стране практически не осталось — людей, которые мыслят экономическими терминами и знают экономические механизмы.  
В ситуации с «Финико» меня больше всего огорчает то, что была принята наблюдательная позиция федеральных структур. В частности, Центробанка. И соответственно, ему подчинялись наши республиканские структуры, хотя надо было профилактически уже что-то делать.
Помимо этого, регуляторы и госорганы наблюдали за тем, какой будет реакция со стороны вкладчиков. Наблюдали за интенсивностью подачи вкладчиками заявлений в прокуратуру и насколько люди будут считаться жертвами.
Информация о «Финико» разошлась, и в Татарстане на основании этого феномена финансовой пирамиды начал подмываться имидж.
Госорганы наблюдали и даже дали возможность Доронину каким-то образом сманипулировать. Получается, что были условия, при которых можно было даже переломить все, что происходит. И более того, они были созданы в том числе вот этим пассивным наблюдателем, который и должен был пресечь эти процессы.

Убежден, что именно финансовая неграмотность населения послужила тому, что большая часть населения в этой игре проиграла, предоставив возможность обогатиться малой прослойке.
Я просто наблюдал за этим всем, и у меня сложилось такое впечатление, что в «Финико» играли, может быть, даже люди высокопоставленные – не только народ, малые предприниматели, лохи. Играли очень хорошо и могли влиять через власть. Поэтому такая наблюдательность и растягивание дела. Получается, что создавались условия для того, чтобы более продвинутая, властная, предпринимательская часть россиян грабила менее продвинутую, которая оказалась в большинстве.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Особенностью этой финансовой  пирамиды, в отличии от МММ, было то, что она была создана в условиях  изобилия российских кредитов, долгового кредитного рабства и расцвета кредитомании. Основатели  этой пирамиды учли это и возродили феномен финансовых пирамид, которые ранее не возрождались, в силу прошлого горького опыта российских вкладчиков.

2. Резко вырос уровень финансовых и игроманических аддикций (зависимостей) россиян. Это стало возможным, опять-таки, благодаря изобилию кредитов  и расцвета кредитомании. Уровень кредитно-игроманического  симптомо-комплекса россиян значительно вырос.

3. Россияне, страдающие от гнета кредитного долгового рабства, нищеты и выживания, легко поддаются манипуляциям, теряют локус контроля и самообладания. .  Поэтому манипуляции этой финансовой пирамиды оказались эффективными и особого мастерства в этом не требовалось.

4. Анализ блефа этой пирамиды показал, что блеф этой пирамиды был примитивен. Якобы в аппарате пирамиды работают гениальные трейдеры,  имеющие уникальные способности, а также имеет место некое инновационное ноу-хау  в сфере инвестиций, позволяющее получать баснословные прибыли.  

5.  При этом уровень экономического интеллекта российских предпринимателей и экономистов очень низкий, в силу того, что современная российская экономика упростилась до уровня купи-продайной психологии и организации мотивации на покупки и продажу. Так, например, мои экспресс-исследования экономистов, которые учатся на моих психологических курсах повышения квалификации, показали, что значительная часть из них не способна решать задачи по микроэкономике, которые должны успешно решаться уже на начальных курсах экономфака. Но зато, многие эти экономисты знают о «чёрных лебедях» и «голубых океанах», о которых  рассказано в книжках популярной экономики. Популярность сказочных понятий «чёрный лебедь» и «голубой океан», с моей точки зрения, стало индикатором низкого экономического интеллекта в мире.
Экономика в условиях постмодернистской эпохи — сложная экономическая тема и она была поднята раньше всяческих «чёрных лебедей» с «голубыми океанами». Об этом можно прочесть в моей научной монографии » Основы постмодернистской психологии» ( 2015).

6. Истинных экономистов глубоко, понимающих современные механизмы экономики в России практически нет, в том числе и потому, что нет заказов на них в условиях деградирующей сырьевой российской экономики.

7. Поэтому основателям этой пирамиды, благодаря низкому уровню экономического интеллекта своих клиентов, удалось убедить в своей эффективности многих клиентов из числа российских бизнесменов, предпринимателей и экономистов. При этом необходимо отметить, что многие из них хорошо знали, что это игра и ставки. А также знали о том, что эта пирамида создаёт условия для ограбления одной части россиян другой частью россиян, но за это берёт большую комиссию. Они рассчитывали  на удачу. Кстати, более продвинутая часть участников пирамиды хорошо обогатилась. Это традиция. Поэтому анализ этих удачливых инвесторов в данную пирамиду —  зеркало современной Российской экономики, которая позволила такому обогащению некоторым субъектам и структурам, за счёт российских лохов-кредитоманов и представителей российского кредитного долгового рабства.  Именно поэтому меня настораживала долгосрочная сдержанность ЦБ, который позволил  развиться этой финансовой пирамиде до таких масштабов.

8. Эта финансовая пирамида была основана в инвестиционно-привлекательном регионе — в Татарстане, вызывающим доверие. Не было ли использовано это доверие? Об этом мы сможем узнать после расследований.

9. Какова будет судьба собранных гигантских капиталов этой финансовой пирамидой? Не знаю, но могу точно сказать, что эта судьба нарисует истинный облик Российской экономики и того, к чему она идет.

(См. видеоканал «Психолог Рамиль Гарифуллин»
https://youtube. com/channel/UCTfCxnOrbb5UdV5003s7p_Q )
Доцент Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин

Глава 10.2: Иерархия потребностей Маслоу

Царь горы

Возможно, наиболее известный вклад в гуманистическую психологию был внесен Абрахамом Маслоу. Первоначально Маслоу изучал психологию из-за своего увлечения теорией поведения и работами Джона Б. Уотсона.

Маслоу вырос евреем в нееврейском районе. Он провел большую часть своего детства в одиночестве и сообщил, что книги часто были его лучшими друзьями. Несмотря на это несколько одинокое детство, он сохранил свою веру в доброту человечества. После рождения первого ребенка его приверженность убеждениям Уотсона начала резко снижаться. Его поразило ощущение, что он далеко не так хорошо контролирует ситуацию, как считали Уотсон и другие бихевиористы. Он видел в человеческой жизни больше, чем просто внешнее подкрепление, и утверждал, что человеческая жизнь не может родиться без какого-либо направления или ценности.

В то время, когда он изучал психологию, бихевиоризм и психоанализ считались двумя большими. Большинство курсов изучает эти теории, и много времени было потрачено на определение теории, которой следует следовать. Маслоу был на другом пути.

Он критиковал бихевиоризм, а позже применил тот же подход к Фрейду и его трудам. Хотя он признавал наличие бессознательного, он не соглашался с мнением Фрейда о том, что подавляющее большинство того, кем мы являемся, скрыто глубоко за пределами нашего сознания. Маслоу считал, что мы по большей части осознаем свои мотивы и стремления и что без жизненных препятствий мы все станем психологически здоровыми людьми с глубоким пониманием самих себя и принятием окружающего мира. Там, где Фрейд видел много негатива, Маслоу сосредоточил свои усилия на понимании положительных сторон человечества. Можно сказать, что психоаналитическая мысль основана на детерминизме или аспектах, находящихся вне нашего контроля, а гуманистическая мысль основана на свободе воли.

Наиболее известным вкладом Маслоу является «Иерархия потребностей», которая часто используется для обобщения системы убеждений гуманистической психологии. Основная предпосылка этой иерархии заключается в том, что мы рождаемся с определенными потребностями. Без удовлетворения этих первоначальных потребностей мы не сможем продолжать свою жизнь и двигаться вверх по иерархии. Этот первый уровень состоит из наших физиологических потребностей, или наших основных потребностей для выживания. Без еды, воды, сна и кислорода все остальное в жизни не имеет значения.

Как только эти потребности удовлетворены, мы можем перейти на следующий уровень, который состоит из нашей потребности в безопасности. На этом уровне мы смотрим в поисках безопасности через других людей и стремимся найти мир, который защитит нас и убережет от вреда. Без достижения этих целей чрезвычайно сложно думать о потребностях более высокого уровня, и поэтому мы не можем продолжать расти.

Когда мы чувствуем себя в безопасности в нашем мире, мы начинаем искать дружеские отношения, чтобы чувствовать себя сопричастными. Третий уровень Маслоу, потребность в принадлежности и любви, фокусируется на нашем желании быть принятым, вписаться и чувствовать, что у нас есть место в мире. Удовлетворение этих потребностей приближает нас к вершине этой пирамиды и к четвертому уровню, называемому потребностью в уважении. На этом уровне мы сосредотачиваем нашу энергию на самоуважении, уважении со стороны других и ощущении того, что мы добились успехов в своей жизни. Мы стремимся двигаться вверх по карьерной лестнице, получать знания о мире и работать над чувством высокой самооценки.

Последний уровень в иерархии называется потребностью в самореализации. Согласно Маслоу, многие люди могут находиться на этом уровне, но очень немногие, если кто-либо когда-либо овладевает им. Самоактуализация означает полное понимание себя. Быть самореализованным означает по-настоящему знать, кто вы есть, какое ваше место в обществе, и чувствовать, что вы добились всего, чего намеревались достичь. Это значит больше не чувствовать стыда, вины или даже ненависти, а принять мир и увидеть человеческую природу как изначально добрую.

Применение в реальной жизни

Читая предыдущий раздел, многие, вероятно, пытались поставить себя на один из пяти уровней пирамиды. Для некоторых это может быть легкой задачей, но многие борются со взлетами и падениями в жизни. Для многих из нас жизнь не так проста. Мы часто ставим одну ногу на один уровень, другую ногу на следующий уровень, и время от времени тянемся, пытаясь подтянуться, в то же время следя за тем, чтобы не упасть назад в другое время.

Поднимаясь по пирамиде, мы часто продвигаемся вперед, но также замечаем, что два шага вперед могут означать один шаг назад. Иногда даже кажется, что два шага вперед означают три шага назад. Цель человечества, однако, состоит в том, чтобы следить за вершиной пирамиды и подниматься как можно устойчивее. Иногда мы можем спотыкаться, а иногда мы можем прыгать вперед. Однако, как бы далеко мы ни откатились назад, путь обратно легче, поскольку мы уже знаем дорогу.

Иерархия потребностей // Кошки, психология, пирамида Маслоу

 

Рег. Цена: $24,95 В ПРОДАЖЕ $ 19,95 (Скидка 20%)

Распродажа заканчивается через 4 дня

24,95 доллара США

Стиль

Футболка Футболка Ringspun Тяжелая футболка Женская облегающая футболка Пышная футболка Большая и высокая футболка Тяжелая футболка — большая и высокая Толстовки с принтом спереди Толстовки с принтом на спине Толстовки на молнии — Принт на спине Фуфайка Детский комбинезон Детский комбинезон с капюшоном и ушками Футболка для малышей Детская футболка Детская футболка с длинными рукавами Ценная маска для лица Премиальная маска для лица Футболка с длинными рукавами Майка — Мужская Майка — Дамы Футболка Ringspun с V-образным вырезом Женская облегающая футболка с v-образным вырезом Бейсбольная футболка Футболка с собакой Сумка-мессенджер

Размер

С М л XL 2XL С М л XL 2XL С М л XL 2XL С М л XL 2XL Размер 1 (14/16) Размер 2 (18/20) Размер 3 (22/24) Размер 4 (26/28) 3XL 4XL 5XL 6XL 3XL 4XL 5XL 6XL С М л XL 2XL С М л XL 2XL С М л XL 2XL С М л XL 2XL С М л XL 2XL 6 месяцев 12 месяцев 18 месяцев 24 месяца 6 месяцев 12 месяцев 18 месяцев 2Т 3Т 4Т Молодежь S (6-8) Молодежь М (10-12) Молодежь М (14-16) Молодежь XL (18-20) Молодежь S (6-8) Молодежь М (10-12) Молодежь М (14-16) Молодежь XL (18-20) Взрослый Взрослый С М л XL 2XL С М л XL 2XL С М л XL 2XL С М л XL 2XL С М л XL 2XL С М л XL 2XL XS С М л XL 2XL 3XL Стандарт

Больше размеров: 3XL-6XL

Больше размеров: 7XL-10XL

Больше размеров: 7XL-10XL

Больше размеров: 3XL-6XL Тяжелый вес

Больше размеров: 7XL-10XL

Больше размеров: 7XL-10XL

Цвет

Крем Ледяной синий Светло-розовый Серебро Белый Крем Ледяной синий Светло-розовый Серебро Белый Крем Ледяной синий Светло-розовый Серебро Белый Крем Ледяной синий Светло-розовый Серебро Белый Белый Крем Ледяной синий Светло-розовый Серебро Белый Крем Ледяной синий Светло-розовый Серебро Белый Белый Белый Белый Белый Белый Крем Ледяной синий Светло-розовый Белый Белый Крем Ледяной синий Светло-розовый Серебро Белый Крем Ледяной синий Светло-розовый Серебро Белый Белый Белый Белый Белый Белый Белый Белый Белый Белый черный Белый/Темно-синий Белый/Красный Белый/Королевский Белый Крем

Кол-во

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Добавить подарочную упаковку ($4,95)


(осталось 300 символов)
Получатели подарков из США не увидят цены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *