что это, приемы и методы – Конструктор Успеха
Содержание
- Что это такое
- Как научиться мнемотехнике 🤔
- Мнемотехнические приемы
- Прием первый: скованные одной цепью
- Прием второй: русская матрешка ✌
- Прием третий: мнемоника и тайная комната
Слышали ли вы когда-нибудь о мнемотехнике? Каждому из нас хочется запоминать большие объемы информации. Не записывать их в блокноты, электронные напоминалки или на листочках, обклеивая ими весь холодильник или компьютер, а сохранять прямо в мозг и на долгое время. Это может пригодиться для обучения, работы и просто в обычной жизни.
С возрастом человек теряет «гибкость» разума и запоминает новую информацию тяжелее, чем в молодости, но это не повод записывать себя в ряды страдающих от склероза и пить горсти таблеток для улучшения памяти. Есть менее радикальные, а главное более действенные способы. К ним и относится мнемоника, которая сегодня станет главной темой нашей статьи.
Что это такое
Мнемотехника (мнемоника) — это совокупность приемов, которые используются для лучшего запоминания информации. Хотя этот термин для многих остается загадкой, каждый из нас в той или иной степени изучал это искусство. Вспомните простую поговорку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Почти все именно благодаря ей быстро запоминали в детстве последовательность цветов в радуге.
Или вспомните занятия английским языком в начальной школе (а если вы в школе его плохо изучили то изучите его сейчас на данном ресурсе Puzze_English) На уроках преподаватели частенько практикуют мнемонические приемы, чтобы ученики быстрее запоминали новые слова. «Серый волк — гроза зверей носит шубку цвета gray», или «а зеленый мандарин носит шкурку цвета green». Все эти приемы — часть мнемоники.
Она помогает человеку навести порядок в своей голове.
Представьте, что ваше сознание — это большой чердак. Мало кто считает нужным убираться там регулярно. Горы книг, стопки бумаг, кучи старых вещей в каждом углу, продавленный диван в центре, бабушкина мебель вдоль стенок и весь этот хаос живописно покрыт ажурной паутиной в несколько слоев. Именно в таком неприглядном виде многие «содержат» свою память.
Знания, которыми человек пользуется регулярно, лежат под рукой на самом видном месте, но стоит потянуться за чем-то более редким и наступает локальный апокалипсис. Вы сворачиваете старые светильники, бьетесь мизинцами об углы, спотыкаетесь на каждом шагу. В конце концов вы начинаете злиться и в порыве ярости разбрасывать вещи-воспоминания по чердаку сознания, наводя еще больший беспорядок.
Мнемоника помогает убраться и навести порядок в ваших знаниях. Она структурирует их и отделяет важное от второстепенного. Это искусство станет свечой, свет которой проникает даже в самые темные уголки разума.
Как научиться мнемотехнике 🤔
Осваивать искусство запоминания может любой желающий. Для изучения мнемонических приемов не нужны особые навыки, талант или специальные знания. Мнемотехника также не устанавливает ограничения по возрасту. Изучение искусства запоминания полезно как для школьников, так и для деловых людей солидного возраста.
Еще одно достоинство мнемотехники — простота приемов, которые в ней используются. Их действительно может понять каждый. Для занятий не нужны преподаватели, достаточно качественного источника, немного времени, желания и упорства. Это четыре «кита», на которых стоит мнемотехника.
В основе искусства лежат приемы «привязывания» новой информации к уже имеющимся знаниям, через ассоциации и эмоции. Человеку намного проще запомнить абстрактные данные, если найти прочный «якорь», который прикрепит их в памяти к конкретной точке и не позволит отправиться в свободное плавание. Ассоциативные, логические и образные связи позволят в любой момент вытащить эту информацию из глубин сознания на свет божий, и совершенно неважно, насколько сложной она казалась поначалу.
Большая часть приемов мнемотехники основывается именно на этом простом способе запоминания. К примеру, чтобы запомнить сложный телефонный номер, человек сначала делит его на составляющие. К каждой цифре он привязывает образ, а затем запоминает эту ассоциативную цепочку. Чтобы вспомнить информацию, нужно совершить все эти действия в обратном порядке. Сначала из глубин памяти изымается ассоциативная цепочка, затем она распадается на звенья, которые дешифруются. Возможно звучит сложно, но не так страшен черт, каким он оказывается на практике.
Методы мнемоники неоценимы для изучения языков (особенно когда они разительно отличаются от родного). Приемы хорошо работают для запоминания иностранных слов. Абстрактные образы не имеют формы, поэтому и сохранить их в памяти сложнее. В зашифровывании помогут символы, хорошо знакомые человеку (не имеющее формы привязывается к образу простого и понятного объекта).
После непродолжительного периода изучения мнемотехнические приемы становятся навыками (если хотите паттернами), которые человек начинает использовать машинально, не задумываясь. Унификация процессов создания связей позволяет запоминать новую информацию гораздо быстрее, и человеку больше не нужны самоклеящиеся листочки и органайзеры.
Мнемотехнические приемы
Существует множество приемов мнемотехники. Одни специально разрабатываются для запоминания цифр, другие для сложных символов, а без третьих не получится быстро воспроизвести заученные последовательности слов. Для всех приемов действуют три золотых правила:
- Образ должен быть броским. Чем ярче картинка в вашем воображении, тем проще ее запомнить.
- Образ должен быть объемным. Не рисуйте в фантазии плоские изображения, как на экране телевизора, создавайте настоящее 3D.
- Образ должен быть понятным. Не пытайтесь привязать к новой информации другие незнакомые данные. Вы рискуете забыть и первое, и второе.
Любой символьный язык, который человек использует в повседневности, является искусственно созданной системой. Маленькие дети, которые еще не умеют читать, писать и разговаривать, новую информацию запоминают с помощью образов. Это самый естественный способ тренировки памяти. А теперь разберем основные методики, которые используются в мнемонике.
Прием первый: скованные одной цепью
Суть приема «цепочка» заключается в создании определенной последовательности образов, где каждый связан с двумя соседними. Акцентируя внимание на одной паре, нужно полностью абстрагироваться от ее соседей. Рассмотрим пример, в которым вы объединяете три образа (гора, солнце, снег), создавая два звена цепи. Образ горы должен быть связан с солнцем, а солнце со снегом.
Снег и гора в этом случае имеют только общее звено, но не связываются друг с другом напрямую. Сначала вы вспоминаете о горе, которая наводит на мысли о солнце. Когда человек вспоминает второй образ, первый покидает сцену сознания и теряется. Место горы занимает солнце, которое тянет за собой следующее звено — снег и так далее.
Это напоминает калейдоскоп сменяющихся образов, которые демонстрируются по очереди и исчезают, выполнив свое предназначение. Создание таких последовательностей позволяет легко запоминать списки и перечисления.
Еще один важный нюанс метода — «размеры» образов в вашем воображении должны быть примерно одинаковыми.
Если нужно запомнить два объекта с совершенно разными габаритами (колибри и океан), то уменьшите или увеличите один до размеров другого. К примеру, представьте океан, как плещущееся содержимое стакана, на краешке которого, как на лепестке бутона, сидит колибри. Если сделать наоборот, то тень от крыльев огромной колибри накрывает материки и сам океан, в котором мелким бисером рассыпаны архипелаги и острова-одиночки.
Прием второй: русская матрешка ✌
Методика похожа на цепочку, но имеет одно существенное отличие: образы в парах отличаются «размерами». Первый самый большой из них. Второй, который намного меньше, словно вкладывается в него, а сам содержит внутри третий и так далее. Принцип запоминания аналогичен методу цепочки.
Первый образ помогает вспомнить второй, после чего он исчезает за ненадобностью. Затем второй вызывает воспоминание о третьем и процесс длится до тех пор, пока из сундуков вашей памяти не будет излечен последний самый крупный образ.
Приведем пример, чтобы было понятнее. Нам нужно связать пять слов: кактус, воздушный шарик, стеклянная ваза, губка и дерево. Создадим образную матрешку. Для начала нужно представить кактус. Объемная картинка колючего растения в горшке с блюдечком для излишков воды стоит и скучает на подоконнике. К одной из его огромных иголок привязан миниатюрный воздушный шарик, пытающийся воспарить в небеса за окном.
Приглядитесь к нему внимательнее. Внутри шарика спрятана крошечная стеклянная ваза. Если взять лупу и исследовать ее с энтузиазмом энтомолога, изучающего пойманную «Мертвую голову», то можно заметить, что сверху на ее ручке лежит губка. Теперь наступил черед ее макро-изучения. И это вполне оправдано, ведь в одной из ее пор растет настоящее дерево с раскидистой кроной, в которой увлеченно копошится стайка громких птиц.
Прием третий: мнемоника и тайная комната
Для использования этого метода понадобятся многочисленные тренировки и хорошо развитое воображение. Человеку нужно создать настоящую «комнату» внутри своего разума, в которой есть свой фундамент и опоры — основные образы. К ним будут постепенно привязываться второстепенные. Хотя описание методики кажется сложным, на самом деле ее легко понять, если хотя бы один раз попробовать на практике.
Представьте свою квартиру. Опорными образами в ней будут крупная техника, мебель, декор: шкаф, холодильник, кровать, тумба, горшок с пальмой на подоконнике, люстра на потолке и ковер на полу. Все, что редко мигрирует по помещению. Чашка на столе — второстепенный образ. Она может менять свое место, свободно перемещаясь по комнате, но часто ли вы двигаете холодильник?
«Опоры» остаются статичными, поэтому к ним так удобно привязывать второстепенные образы, которые нужно запомнить. «Праздничная» чашка из сервиза в серванте — опорный образ, ведь ее достают только на торжества.
Не обязательно разрабатывать «дизайн» воображаемого помещения с нуля, можно взять уже готовый «шаблон», который вы когда-то видели и к которому сумели привыкнуть. Самый простой вариант — планировка вашего собственного дома. «Ходите» по этой комнате от предмета к предмету, давно разработанными маршрутами.
К одной и той же опоре можно привязывать несколько образов сразу или заменять старые на новые, но не стоит делать это слишком часто. Если образы начинают накладываться друг на друга, то эту часть воображаемой комнаты нужно ненадолго оставить. Настало время дать ей возможность отдохнуть и покрыться пылью.
Мнемотехника для начинающих | Психология
Саморазвитие
Содержание
Как много информации вы сможете запомнить? А если она будет из разных областей знаний? Для развития памяти полезно применять приемы мнемотехники. Разберемся, что это за техника, каковы особенности ее использования для взрослых и детей, а также приведем упражнения для начинающих.
В чем суть мнемотехники?
Мнемоника состоит из специально разработанных приемов и упражнений для развития памяти и улучшения способности запоминать большой объем информации. Основной упор делается на взаимосвязь действия с картинкой. Визуализация (образное восприятие) позволяет обработать сведения намного быстрее, а качество запоминания становится намного выше. Вам не придется потом долго бродить в лабиринтах памяти, чтобы отыскать нужный «файл». Это происходит благодаря тесному переплетению нейронных связей и формированию устойчивого воспоминания. Особенностью техники является образность и индивидуальность построенной в мозгу картинки.
Чем полезны упражнения для развития памяти?
Для детей преимущества регулярных упражнений очевидны. До подросткового возраста формируется и преобладает абстрактно-логическое мышление с запоминанием личного опыта. То есть ребенок лучше усваивает то, с чем он лично столкнулся и пережил. Мнемотехника значительно расширяет границы познания, связывая с жизненным процессом теоретический материал школьной программы и абстрактные понятия.
Постоянные тренировки и упражнения полезны для развития творческих способностей, воображения, внимательности и концентрации, расширения словарного запаса.
Овладевшие мнемотехникой дети без труда запоминают длинные стихотворения, а взрослые – набор статистических данных и сложные тексты с новыми техническими терминами. Процесс запоминания упрощается и проходит намного быстрее. Для старшего поколения мнемоника дает возможность дольше сохранять прежнюю умственную форму, оперировать разными данными и оставаться в строю до глубокой старости.
На заметку: каждую секунду в мире появляется новая информация, и на ее обработку и усвоение тратится много времени и сил. Мнемотехника позволяет запомнить максимальный объем полезных данных.
Пример упражнения для начинающих
Для развития памяти начинающим можно посоветовать следующее упражнение. Необходимо мысленно представить три слова: груша, бабушка, удача. С первыми по счету понятиями справится и малыш, исходя из своего опыта и того, что он видел в книжках и по телевизору. Но насчет «удачи» у многих могут возникнуть затруднения – подходящего образа для этого нет. Можно использовать символику: подкову, колесо фортуны, лотерею. Это одно из самых простых упражнений, в результате выполнения которого развивается мышление и образность восприятия.
Как развить мозг с помощью хобби? Повышаем интеллект на досуге.
Приемы мнемотехники для развития памяти
Начинающим рекомендуется также обратить внимание на следующие приемы:
- Метод связанных картинок. Запомнить разрозненные слова гораздо легче, если объединить их в одну историю, пусть и немного нелепую. Чем более фантастичным кажется рассказ, тем проще он откладывается в памяти. Плюсами являются развитие словарного запаса, занятия превращаются в забавную игру, не требуется специальной подготовки.
- Метод Цицерона (опорных понятий) состоит в использовании знакомых, статичных точек для привязывания к ним других значимых слов. Например, вы прекрасно знакомы с обстановкой в своей комнате и помните, где располагаются кровать, стол, телевизор. Обведите предметы взглядом, сделайте поворот вокруг себя и мысленно свяжите их единой цепочкой. Затем при помощи ассоциаций привяжите к этим предметам новые понятия (лягушка, ваза, дерево). Происходит наслоение образов, и, при взгляде на один предмет, в голове всплывает другая записанная информация. Но следует иметь в виду, что при неоднократном использовании одного и того же предмета для разных слов может начаться путаница.
- Метод бусин, нанизанных на одну нитку. По мере появления новых образов и слов, необходимо мысленно нанизывать их, как бусины, тесно переплетая с предыдущей. Соединения должны быть яркими, четкими и быстро всплывающими в мозгу.
Информационный детокс: как победить зависимость от гаджетов?
Для начинающих важно не впадать в эйфорию от того, что найден способ для развития супер-памяти и успешного её использования во всех сферах деятельности. Как и в любом деле, важны регулярные упражнения и системный подход, иначе запоминаемые в большом объеме сведения не принесут особой пользы своему обладателю.
Мы сами творим свою судьбу: как правильно использовать свой внутренний потенциал, избавиться от комплекса Ионы и перестать бояться своих возможностей?
Leave a comment
Новейшая история психологии: мнемонические методы и психолингвистическая революция 8RecentHO, title={Новейшая история психологии: мнемонические техники и психолингвистическая революция}, автор = {Роберт Р. Хоффман и Р. Сентер}, Journal={Психологическая запись}, год = {1978}, объем = {28}, страницы = {3-15} }
- Р. Хоффман, Р. Сентер
- Опубликовано 1978
- Психология
- Психологическая летопись
В этой статье описаны исторические истоки исследований мнемонических техник и роль, которую эти исследования сыграли в когнитивной революции 1960-х годов.
Эксперименты с образами мнемонической памяти начали появляться в литературе в середине 1960-х годов. Эта литература восходит к древним источникам, таким как Цицерон, через исторические исследования Йейтса (1966). На самом деле, современные исследователи узнали о мнемонике благодаря коммерческим курсам памяти, таким как курс Ферста (19).54, 1957…Взгляд на Springer
Последние исследования визуальной мнемоники: исторические корни и образовательные плоды
- К. Хигби
- 1979
Образование
Несколько эмпирических исследований Мнемотехника проводилась в конце 1800-х и начале 1900-х годов. . Затем было проведено очень мало исследований до 1960-х годов, когда возродился исследовательский интерес к мнемонике…
Краткая история прикладной когнитивной психологии
- Р. Хоффман, К. Деффенбахер
- 1992
Психология
В настоящее время прикладная когнитивная психология кажется «актуальной темой». Каковы истоки этой области специализации? В этой статье мы рассмотрим историю прикладной когнитивной психологии,…
Улучшение памяти и теория памяти в исторической перспективе
- Д. Херрманн, А. Серлеман
- 1992
Психология
На протяжении более 2000 лет ученые выдвигали различные объяснения феноменов памяти (Herrmann & Chaffin, 1988). До этого века большинство этих объяснений полагались почти исключительно на…
Задание Соответствие мнемонических приемов
- Д. Херрманн
- 1987
Психология, биология
Обзор литературы по улучшению памяти: потенциал и актуальность мнемотехники для военной подготовки. Технический отчет 436.
- Д. Гриффит
- 1979
Психология
Резюме: В этом отчете проводится обзор литературы по улучшению памяти и оценивается потенциал методов, предназначенных для улучшения памяти (мнемотехника) для военной подготовки. Обзор описывает…
Являются ли образы функциональным компонентом феномена причудливых образов?
- Д. К. Андерсон, Л. Байер
- 1994
Психология
Оценки яркости до припоминания ниже для изображений из «причудливых», чем из «обычных» предложений. Этот вывод противоречит предположению, что образы служат мнемонической основой причудливых…
Применимость вербальной мнемоники для разных групп населения: обзор
- Н. Кук
- 1989
Психология
Основными целями этого обзора были оценить (1) вероятность того, что учащиеся будут спонтанно использовать вербальную мнемотехнику, и (2) степень, в которой учащиеся получат пользу от использования вербальной мнемотехники…
Мнемотехника в маркетинге: педагогический инструмент
- Нареш К. , Малхотра
- 2006
Образование
Популярные мнемонические техники определены, классифицированы и описаны. Приводятся эмпирические данные, подтверждающие эффективность мнемонических методов в различных контекстах обучения. Это…
Мнемотехника в маркетинге: педагогический инструмент
- Н. Малхотра
- 1991
Образование
Определены, классифицированы и описаны популярные мнемонические приемы. Приводятся эмпирические данные, подтверждающие эффективность мнемонических методов в различных контекстах обучения. Это…
Мнемонические приемы: классификация, характеристики и критерии
- F. Bellezza
- 1981
Психология
В последние годы была признана важность мнемонических стратегий в обучении. Благодаря использованию специальных мнемонических приемов были получены впечатляющие результаты при воспроизведении…
Исследование «причудливых» образов как мнемонического приема
- Дж. Персенски, Р. Сентер
- 1970
Психология
Настоящее исследование было разработано для изучения роли причудливых мысленных образов в качестве мнемонического устройства при изучении двух последовательных словесных списков. Это было достигнуто за счет использования различных…
История психологии: Заброшенная область.
- Р. Уотсон
- 1960
Психология
В США психология провинциальна как географически, так и во времени. В то время как почти любой европейский психолог, которого мы встречаем, удивляет нас своим знанием нашей работы, мы далеки от…
Что мысленный взор говорит мысленному мозгу: критика мысленных образов
- З. Пилишин
- 1973
Психология
В статье представлен критический анализ современных исследований, использующих понятие мысленного образа как теоретического построить, чтобы описать одну из форм представления памяти. Утверждается, что адекватный…
Влияние мнемотехники на запоминание парно-ассоциативного словесного материала
- Р. Олтон
- 1969
Психология
Структура научных революций
- Т. Кун, Дэвид Хокинс
- 1962
Образование
Хорошая книга может иметь силу изменить то, как мы наше повседневное сознание, проникая в наше мышление до такой степени, что мы принимаем его как должное,…
Наука и человеческое поведение
- Б. Скиннер
- 1953
Психология
Классика психологии подробное изучение научных теорий о человеческой природе и возможные способы прогнозирования и контроля человеческого поведения от одного из самых влиятельных…
Воображение: оценка некоторых ранних американских подходов
- Дж. Кардно
- 1967
История
Воображение рассматривается здесь в том виде, как его рассматривали ранние американские психологи Апхэм, Вейланд, Хейвен и Махан. («Ранние американцы» здесь означают период с 1797 по 1874 год.) Оценка осуществляется путем сравнения с… с из мнемоническая техника, применяемая к вербальному обучению и памяти
- Richard K. Smith, C. Noble
- 1965
Психология
Перцептивные и двигательные навыки
Мнемоническая разработка и недавние суждения у детей
- Энн Л. Браун
- 1973
Психология
Мнемотехника | Психические файлы
Познание, интеллект и язык- Вудроу
- 6 апреля 2023 г.
- 0 Комментарии
Facebook Twitter Youtube Tiktok Еще один из моих выпусков о мнемонических техниках, которые вы можете использовать практически для любых целей. Недавно я открыл для себя систему ключевых слов в замечательной книге под названием «Линия?». Это книга для актеров, написанная таким же экспертом по памяти, как и я, Джаредом Келнером. Посмотрите его книгу на Amazon. В этом […]
Читать далее
Обучение/Память- Майкл
- 23 марта 2023 г.
- 0 Комментарии
Я объясняю, как метод мнемоники ключевых слов может помочь актерам запомнить свои реплики. Это эффективная и забавная стратегия, которую вы можете использовать в начале, когда вы впервые изучаете реплики, или во время выступления, если происходит что-то действительно неожиданное и выбивает вас из колеи. Изображения ключевых слов могут помочь вам вернуться к игре.
Читать далее
Познание, интеллект и язык- Майкл
- 7 апреля 2017 г.
- 3 Комментарии
Нужно запоминать строки для пьесы или мюзикла? Есть много техник. Позвольте мне рассказать вам о нескольких, которые поддерживаются наукой. Я много лет работаю в театре и много запоминаю как реплики, так и тексты песен. Обычно актеры и певцы используют […]
Читать далее
- Майкл
- 22 марта 2017 г.
- 7 Комментарии
Трудно запомнить имена — вот как это сделать. Вы будете использовать свое воображение и некоторые странные образы — но это работает. Вот еще одно прекрасное применение мнемотехники. Я назову вам имена нескольких людей и опишу образы, которые я создал, чтобы помочь мне их запомнить. Дайте вашему мозгу немного места для […]
Читать далее
- Майкл
- 7 июля 2014 г.
- 4 Комментарии
Сколько раз вы хотели вспомнить анекдот на вечеринке, но никак не могли? Что ж, есть способ запоминать шутки, и у меня есть для вас 4 шутки вместе с мнемоникой, которая поможет вам запомнить все 4 из них. Я призываю вас послушать эти 4 шутки, а затем […]
Читать далее
- Майкл
- 20 ноября 2013 г.
- 28 Комментарии
Нужно очень быстро запомнить этапы морального развития Кольберга? Это то, что вы ищете — краткий аудиоподкаст, в котором я даю вам сумасшедшие образы, которые надолго запомнятся вам. Вы удивитесь, как быстро вы запомните шесть стадий. Некоторые из […]
Читать далее
- Майкл
- 7 сентября 2013 г.
- 2 Комментарии
Нужно запомнить этапы психосексуального развития Зигмунда Фрейда для теста? Вот мнемоника, которая должна помочь. В этом коротком видео я даю вам предложение для аббревиатуры и предложения, которые должны быть запоминающимися, но не стесняйтесь придумывать и свои собственные. Получите это видео и многое другое на […]
Читать далее
- Майкл
- 26 апреля 2013 г.
- 18 Комментарии
Вам нужно запомнить этапы Пиаже для теста? Вы нашли то, что искали. Я буду использовать некоторые знакомые мнемоники («1 — булочка» и т. д.) и несколько дурацких образов, чтобы передать эти этапы — и то, что происходит во время них — в ваш разум. Вы сможете вспомнить, когда происходит постоянство объекта, когда дети […]
Читать далее
- Майкл
- 27 мая 2009 г.
- 5 Комментарии
В 95-й серии вы видели, как я почти идеально запомнил список из 20 лучших научно-фантастических фильмов. Как я это сделал? В этом видео вы узнаете, как именно работает продвинутая система ключевых слов, которая позволит вам запомнить список практически любого размера.
Читать далее
- Майкл
- 25 мая 2009 г.
- 7 Комментарии
Знаете ли вы, что есть мнемоническое устройство, которое более мощное, чем мнемоника «One is a bun»? В этом видео я покажу вам продвинутую мнемоническую систему ключевых слов, в которой каждое число становится буквой и конкретным словом, которое вы можете визуализировать, чтобы помочь вам запомнить список любой длины.