Психология средства общения невербальные средства общения: Средства общения

Содержание

Средства общения людей — невербальные и вербальные

Средства общения – это приемы кодирования, преобразования и дешифровки передаваемой в ходе коммуникационного взаимодействия информации. Коммуникативные средства делятся на два больших блока: речевой и неречевой блоки, т.е. вербальные и невербальные средства общения. Речь является процессом эксплуатации языка с целью коммуникационных взаимодействий индивидов. Языком называется знаковая система, основной функцией которой является обеспечение общения людей, мышления, методом выражения самосознания индивида. Речь в качестве способа вербальной коммуникации выступает параллельно источником сведений и методом влияния на партнеров по общению.

Язык как средство общения

К средствам общения относятся, в первую очередь, язык, интонации речи и эмоциональная выразительность, мимика и жесты, позы.

Язык как средство общения между индивидами тесно взаимосвязан с социумом, его культурностью и индивидами, которые живут и работают в нем, при этом, пользуются языком разнообразно и обширно.

Общением или коммуникацией называют трансляцию от одного индивида другому какой-либо информации с различной целью. Общение является следствием коммуникативного взаимодействия двух и более лиц в конкретных обстоятельствах и при наличии универсального средства общения.

Основным средством человеческого общения считается язык. Назначение языка быть механизмом общения именуется его коммуникативной функцией. Взаимодействуя друг с другом, индивиды транслируют собственные мысли, мировоззрения, эмоции и душевные волнения, влияют взаимно в определенной направленности друг на друга, достигают общего взаимопонимания. При помощи языка субъекты межличностного взаимодействия понимают друг друга. Он дает возможность им наладить коллективную работу во всех областях людской деятельности. Язык – эта та сила, которая обуславливает существование, развитие индивидов и социума в целом. А коммуникативная функция является ведущей социальной функцией языка. Однако она далеко не единственная его функция. К его специализированным функциям относят познавательную, экспрессивную, номинативную и аккумулятивную.

Умение выражать информацию, транслировать ее и воздействовать на собеседника, называется экспрессивной функцией языка. Данную функцию рассматривают в качестве единства выражения и трансляции данных, чувств и эмоциональных переживаний, волеизъявления говорящего.

Познавательная функция взаимосвязана с присутствием в языковых знаках человеческого сознания. Язык является своеобразным инструментом сознания, отображающим результаты когнитивной деятельности личности. Лингвистические препирательства о том, что первично, мыслительная деятельность или язык, не прекратятся, наверное, никогда. Единственным верным суждением является утверждение, что язык имеет неразрывную связь с мышлением, так как человечество не только выражает словами собственные соображения, но и мысли формулируются в виде слов – личность мыслит словами. Когнитивная функция психики предназначена для фиксации следствий мыслительной деятельности и применения их в общении. Данная функция способствует познанию мира и его вербализации.

Личность мыслит при помощи категорий, и в ходе познания она открывает и называет новые для себя феномены и понятия, что является номинативной функцией языка. Она имеет тесную связь с познавательной, так как все изведанное должно обязательно иметь свое название. Также она имеет связь с умением языковых знаков давать обозначение вещам. Именно данная способность позволяет индивиду создавать мир символов. Однако в современном мире существует множество вещей, которые не имеют названий.

Аккумулятивная функция имеет тесную связь со сбором и сохранением информации. Ведь ни для кого не является тайной, что язык существует гораздо дольше людей и народа. Ярким примером этому служат мертвые языки, пережившие своих носителей. Язык независимо от того, существует ли он сегодня или нет, хранит память поколений и многовековую историю человечества. Ведь даже при потере устной речи можно овладеть древними письменами и произвести определенные выводы о минувшей жизни нации.

Язык также бывает звуковым и письменным. Ведущей формой языка является его звуковая составляющая. Бесписьменные языки также могут существовать. Когда есть только письменная фиксация, а нет ее озвучивания, то язык становится мертвым.

Невербальные средства общения

Средства общения людей, как говорилось выше, бывают вербальными, т.е. связанными с речевым аппаратом человека, и невербальными (несловесными). В ситуациях языкового недостатка (например, отсутствие универсальных язы­ковых средств) межличностное взаимодействие может происходить с помощью невер­бальных средств. Ведь посредством их человечество общается испокон веков.

Невербальные средства общения появились намного раньше языковых систем. Именно поэтому их порой называют естественными, то есть данными человечеству от природы, а не изобре­тенным людьми.

Невербальными средствами общения являются: мимика, позы, различные жесты, стиль передвижения субъектов и пр. Они замещают и дополняют речь, передают эмоциональный настрой партнеров по общению. Главной деталью таких коммуникаций становится человеческое тело, которое имеет широкий диапазон средств и методов трансляции информации и содержит в себе все категории самовыражения индивида. Психологи утверждают, что верное толкование невербальных сигналов является основным условием эффективности общения.

Знание невербального «языка» помогает не только лучше узнавать и понимать партнера, но и предвосхищать, какое впечатление на него произведет услышанная информация, еще до момента ее озвучивания.

Мимика произошла от греческого слова mimikos, что в переводе означает подражающий. Мимикой называют движение лицевых мышц. Главным элементом мимики является мимический код, который заключается в особом сочетании элементов и составных частей лица. К таким элементам и частям относят: положе­ние губ и бровей, форму и яркость глаз, передающих эмоциональные состояния, и др. Психологи выделили шесть главных кодов мимики и массу нюансов пере­хода от одного кода к другому. К основным мимическим кодам относят: страдание, гнев, страх, презре­ние, удивление, радость.

Дополнительным немаловажным источником данных о настрое и намерениях собеседника считается тело субъекта, его динамика или статическое состояние. Поза в переводе с французского языка означает положение тела. Она означает более или менее устойчивое пространственное положение человека. Сегодня насчитывается более тысячи таких по­ложений, удовлетворительность или неприемлемость которых имеет зави­симость от национальности, половой принадлежности, возрастной категории, культурных особенностей и религи­озных предпочтений людей. Основная смысловая суть позы в качестве средства общения заключается в выражении открытости или закрытости, готовности к коммуникации или неготовности к ней.

Жесты делятся на ритмические, эмоциональные, указательные и изобретательные. С ритмикой речи связаны соответственно ритмические жесты. Они выделяют логическое ударение, ускорение или замедление темпа, места интервалов, то есть все то, что обычно индивид передает при помощи интонации. Например, это могут быть: отбивание музыкального такта ногой, покачивание корпусом или головой и т. д.
Разнообразные оттенки чувств передают эмоциональные жесты. Большинство из них закреплено в стойких сочетаниях – фразеологизмах. Например: хлопнуть себя по собственному лбу означает неожиданную догадку или вспоминание.

Для выделения предметов из ряда однотипных, указания месторасположения их, порядка следования, служат указательные жесты. Часто речь без употребления указательного жеста становится абсолютно непонятной. Существуют фразы определенного типа, которые предполагают использование указательных жестов. Например, подайте мне, пожалуйста, эту книгу. Указать можно не только при помощи рук и пальцев, но и посредством взгляда, кивка головы, поворота туловища. Жес­ты указательного характера бывают многозначными, т.е. при разных условиях аналогичные жесты приобретают совершенно разное значение. Например, указание пальцами на запястье, где обычно носят часы, может означать вопрос о том, сколько осталось времени до конца лекции, семинара, пары и т.п. либо намек на то, что осталось мало времени или нужно поторопиться.

Ког­да недостаточно времени или нет возможности быстро выразить собственные мысли, можно изобразить предмет, явление или действие при помощи изобразительных жестов. Они усили­вают воздействие на собеседника, при этом вызывая у него более четкое и ясное представление о теме разговора или предмете речи.

Типовые ситуации в общении обслуживаются символическими жестами. К примеру, поприветство­вать коллегу можно кивком головы или взмахом руки. Каждый из символических жестов выбирается в соответствии с ситуацией и зависит от половой принадлежности, возрастной категории, социальной роли и статуса, уровня культурности коммуниканта.

Кинесическими средствами общения являются стиль пере­движения субъекта и его походка. Исследования психологов демонстрируют, что эмоциональное состояние может влиять на походку индивида, вследствие чего, можно, не приближаясь к собеседнику, оценить потенциальную результативность общения.

К невербальным средствам коммуникаций относятся также и просодичес­кие средства, и экстралингвистические. Просодика в переводе с греческого языка означает ударение или припев. То есть просодика отвечает за ритмико-интонационные характеристики речи, такие как: громкость и высота голосового тона, сила ударения и тембр го­лоса. Индивидуальные просодические особенности в индивиде заложены природой, однако многое можно исправить при помощи систематической работы. Тесно взаимосвязаны с просодикой экстралингвистические сред­ства общения. К ним относят: интервалы, вздохи, покашливание, смех, плач и др. Просодические и экстралингвистические невербальные средства коммуникаций регулируют речевые потоки. Они дополняют и одновременно экономят языковые коммуникации, замещают и предвещают речевые выска­зывания, демонстрируют эмоциональные состояния.

Динамические касания телом, в виде по­хлопываний по спине, плечу, колену, рукопожатий, поцелуев, носят название такесические средства общения. Выбор одной из форм такесических средств обусловливается множеством факторов, таких как: национальность, половая принадлежность, возраст, степень знакомства, социальный статус.

Проксемические средства коммуникаций заключаются в расстоянии, которое используют между собой собеседники. Антрополог Э. Холл ввел основные зоны комфортности межличностного взаимодействия. Их расстояние зависит от степени близости индивидов друг к другу.

Интимное расстояние предназначено для общения близ­ких людей и родственников и составляет интервал от касания до 45 см.

Персональное расстояние предназначено для общения со знакомыми субъектами и составляет интервал от 45 см до 1,20 м.

Социальное расстояние предназначено для офи­циального общения и коммуникаций с чужими людьми и составляет интервал от 1,20 до 4 м.

Публичное расстояние предназначено для общения с аудиторией и составляет интервал от 4 м до 7,5 м.

Нарушение установленных границ в тех или иных условиях общения может вызвать непонимание, недоразумение и даже привести к конфликтной ситуации.

Вербальные средства общения

К средствам общения относится, главным образом, речь в качестве источника информации, способа влияния на собеседника, общения посредством слов, обмена информацией.

Вербальные средства общения являют собой взаимодействие сторон посредством слов, и воплощаются в жизнь при помощи знаковых систем. Стержневым среди таких систем является язык. Языки в качестве знаковых систем являются наилучшим средством выражения человеческой мыслительной деятельности и средством коммуникаций. Язык находит собственное воплощение в жизнь в речи. Таким образом, язык присутствует в индивидах стабильно в состоянии возможности. Понятие «речь» употребляется в нескольких значениях. Первое значение заключается в представлении речи в качестве одного из видов коммуникативного взаимодействия личности. Т.е. в этом значении речь является конкретной деятельностью индивида, которая выражается в устном виде или письменной форме. Также речью называют итоги деятельности, которая имеет зависимость от обстоятельств и задач коммуникаций. Например, деловая или официальная речь.

Речь от языка отличается тем, что она обладает конкретностью, неповторимостью, актуальностью, активностью, она разворачивается во времени, осуществляется в пространстве. Также речь, в отличие от языковой системы, гораздо менее консервативна, но более динамична и подвижна. Она отражает опыт говорящего индивида, определена контекстом и условиями, вариативна, а также может быть самопроизвольна и неупорядочена.

Каждая фраза в ходе коммуникаций играет ту или иную роль – установление контакта, привлечение интереса и внимания, трансляция сообщений и др. Частные роли определенных фраз могут быть соединены в общие, которые носят название функции речи.

Источником данных при вербальных коммуникациях выступает индивид, произносящий или пишущий информацию. А каналом информации является голосовой аппарат индивида, который передает сообщение. Кодом в случаях вербального общения выступает речь. Одновременно с этим кодирование является преобразованием информации в единицы языка, а дешифровка – противоположным ему процессом понимания и осознания реплик. Выбор кода при трансляции словесной коммуникации, прежде всего, происходит автоматически. В основном, таким кодом выступает родной язык говорящего субъекта. Однако наряду с этим код можно воспринимать и в качестве средства зашифровки информации.

Следующим важнейшим нюансом рассматриваемого шаблона вербальной коммуникации являются искажения и помехи. Искажения могут появляться вследствие лингвистических, экстралингвистических и акустико-произносительных причин или графического облика информации при письменном сообщении. Искажения лингвистического характера связаны с дефицитом четкости высказываний, неверным синтаксическим оформлением, излишней сложностью сообщения и др.

Помехи экстралингвистического характера обусловлены «багажом» знаний адресата сообщения. Также многие психологи отмечают, что защитные механизмы психики личности выбирают такую информацию, которая будет соответствовать склонностям индивида, и не будут воспринимать те сведения, которые противоречит точке зрения и взглядам человека. Для придания информации помехоустойчивости, любое сообщение должно носить немного избыточный характер. Избыточностью сведений называют полный либо частичный повтор информации, которому сопутствует получение новых сообщений и предназначается для контроля и коррекции человеческих представлений. Считается, что избыточность в коммуникациях должна составлять не менее 50% и не более 95% «багажа» знаний в обсуждаемой области.

Важной особенностью вербальных сообщений считается ценность, под которой понимается новые сведения, получаемые от осуществления информативности, которая содержится в языковом знаке. Новизна и неожиданность обуславливает ценность сообщения содержательного характера.

Выделяют диалогические и монологические коммуникации, в зависимости от направления речевого потока при общении. Диалог – это форма речи, которая содержит в себе обмен фразами и характеризуется зависимостью от речевых условий, обусловленностью предшествующими репликами, малой степенью организованности.

В вербальном общении особое положение занимает обнаружение и поощрение индивидом потенциальных возможностей партнера. Способность говорить красиво и доброжелательно имеет притягательную силу и формирует обстоятельства для образования взаимоотношений с субъектами, базирующихся на взаимном расположении, которое необходимо для психологически благоприятного климата в социальных группах.

Речь как средство общения

Основная функция речи индивида лежит в обеспечении мышления. Речь это своеобразный инструмент мыслительной деятельности. Она является исторически сложившейся формой коммуникативных взаимодействий через языковые конструкции. Слово представляет собой основную структурную единицу языковых систем. Слово в качестве понятия заключает в себе намного больше информации, данных, чем в себе несет элементарное сочетание звуков.

Процесс оформления мыслей при помощи слов и их осмысление, неминуемо вызывает деформацию смысловой нагрузки сообщения. Однако все же индивиды понимают друг друга. Осмысление неизменно поддается корректировке, так как средства общения людей – это не просто трансляция информации, знаний, сообщений посредством вербальных и невербальных инструментов, а обмен данными, который предполагает обратную связь.

Реплики без ориентирования на партнера по коммуникации носят форму монолога. При монологической трансляции сообщений сумма потерь содержания информации может доходить от 50% до 80% от количества исходной информации. Психологи утверждают, что наиболее результативной формой коммуникаций является диалог. Он предполагает свободное и беглое владение речью, способность отличать искренние и честные ответы от неправдивых и уклончивых, чуткость к неречевым сигналам.

Фундаментом диалогических коммуникаций является умение и способность задавать вопросы самому себе и остальным субъектам коммуникационного процесса. В сравнении с монологическим общением, диалогические коммуникации считаются более эффективными. Ведь намного результативнее будет трансформировать собственные идеи в вопросы, и проводить их апробацию в беседе с товарищами, коллегами. Использование вопросов позволяет понять, поддерживаются ли идеи говорящего или нет. Сам факт вопроса показывает желание принимать участие в коммуникационных взаимодействиях, обеспечивая их дальнейшее направление и углубление.

Любое взаимодействие немыслимо без следования правилам вербального этикета, который связан с формами и стилем речи, словарным запасом.

Трансляция сообщений может иметь разнообразную форму. Информация может передаваться в форме разговора, беседы, лекции, или даже спора.

Речь как средство общения является основным, свойственным только людям способом коммуникации. Она, главным образом, делится на внутреннюю – мысленный разговор индивида с самим собой, посредством которого понимается мотивация его поведения, и внешнюю, т.е. направленную на собеседника. Внутренняя речь является фундаментом внешней речи. Преобразование сути внутренней речи во внешне направленно связано с появлением сложности проговаривания вслух. Внешне направленная речь бывает устной и письменной.

Игра как средство общения

Игра испокон веков считалась универсальным средством обучения, развития и отдыха. Игра в качестве непродуктивной деятельности индивидов, приносит эмоциональные волнения, удовольствия от процесса свободного выражения физических и душевных сил личности.

Игра – это своеобразная школа социальных взаимоотношений, в которых индивид постигает стандарты общественного и культурного поведения.

Игра как средство общения считается фундаментальной деятельностью не только для малышей, но и в старшем возрасте. Только за счет учета индивидуальных возрастных характеристик личности игра может приобретать немного другую направленность. С ее помощью происходит вырабатывание коммуникативных способностей, их проецирование на имитационно сотворенные обстоятельства имеющегося в реальном мире взаимодействия.

Игры не только способствуют развитию и выражению собственных коммуникативных умений и навыков, но и помогают исправлять возникающие проблемные ситуации и трудности общения. Понимание индивидами друг друга является одной из остро стоящих проблем, которые возникают на протяжении всего периода жизни человека.

Игра как средство общения позволяет подростку выстраивать систему межличностных взаимоотношений, личностных взаимодействий, проявлять свои лидерские качества и способности. Она предоставляет прочный фундамент для дальнейшего развития детей. Игра представляет собой моделирование будущих ситуаций, условий, обстоятельств, с которыми в реальной жизни индивиды могут встретиться.

Способность личности к самостоятельным, независимым решениям, отстаиванию собственной позиции развивается с помощью приобретаемого в играх опыта повиновения и разыгрывания различных социальных ролей, ситуаций. Ведь игра является непрерывной сменой позиций. Умение правильно вести себя в определенных ролях, формирует у индивидов адекватное самооценивание, способность осознавать и воспринимать свое реальное положение в системе коммуникационных взаимодействий, что вырабатывает гибкость восприятий и коммуникаций, эмпатию, быструю переключаемость от одной деятельности к другой. Во время игры, дети как бы вбирают в себя опыт коммуникативного взаимодействия более взрослых товарищей.

Игра как средство общения направляется на выработку собственной точки зрения по различным вопросам. Она помогает ребенку аргументировано донести «справедливость» собственной позиции.

Развитие средств общения

Вербальные и невербальные средства общения развиваются в нескольких направлениях. Формируются органы, которые являются специальными средствами коммуникаций, например, руки, губы – это, во-первых. В процессах онтогенетического развития совершается выработка экспрессивных конфигураций движений, а именно всевозможных жестов, пантомимики, мимики и пр. – это, во-вторых. В-третьих, происходит изобретение и применение знаковых систем, являющих собой средства шифрования и трансляции сообщений. В-четвертых, происходит вырабатывание и совершенствование технических инструментов хранения, трансформирования и транслирования информации, которая применяются в коммуникационных взаимодействиях людей, а именно радиовещание, печать, телефон, телевидение и др.

Трансформация сути, задач и средств человеческих коммуникаций носит исторический характер, тогда как вырабатывание общения у животных обусловлено естественным течением биологического эволюционного процесса.

Дети уже в 3 месяца обнаруживают способность к эмоциональным коммуникациям с индивидами, а к одному году их экспрессия делается настолько богатой и выраженной, что позволяет им довольно быстро постигать вербальные инструменты коммуникаций и применять звуковую речь.

Развитие средств общения происходит по мере формирования речи, что дает возможность разнообразить суть транслируемых и воспринимаемых во время общения сообщений, а вследствие прогресса обучения ребенок начинает пользоваться разными средствами коммуникативных взаимоотношений. В результате чего обогащаются инструментальные аспекты общения.

В дальнейшем формирование общения выглядит как поэтапное накапливание индивидом культуры коммуникационного взаимодействия на основании рефлексии, обратной взаимосвязи и саморегуляции.

Средства делового общения

Деловое общение представляет сложный и разносторонний процесс налаживания и дальнейшего развития профессионально-деловых контактов между субъектами, которые устанавливаются вследствие возникновения потребностей совместной деятельности, и содержит в себе обмен информацией, опытом.

Деловое общение сегодня считается наиболее массовым видом социального коммуникативного взаимодействия. Оно начинается с внешнего облика. Соответствие имиджа в целом месту и времени, является своеобразной визитной карточкой индивида, презентацией его успешности и профессионализма.

Имидж как средство делового общения является важнейшим аспектом любых профессиональных коммуникативных взаимодействий между субъектами. К нему предъявляются особые требования, которые включают в себя обязательное соответствие специфики деятельности, времени и места совершения деловой коммуникации. Он должен свидетельствовать о надежности, компетентности, интеллектуальности индивида, оставлять о партнере только благоприятное впечатление, вызывать у собеседника уважение и доверие.

При формировании собственного имиджа нужно учитывать несколько видов качеств: природных, привитых воспитанием и образованием, обретенных посредством жизненного и профессионального опыта. Природные качества включают в себя коммуникабельность индивида, его эмпатичность, рефлексивность и красноречивость. К привитым образованием и воспитанием качествам относятся нравственные ориентиры, психологическое здоровье и набор средств общения.

Имидж как средство делового общения формируется изначально из мелочей – различных аксессуаров, например, ремня, телефона, часов, манер и непосредственно умения вести беседу и активно слушать собеседника.

Логико-смысловую составную часть деловых коммуникаций образует общение посредством вербальных и неречевых средств, которые дополняют беседу. Она содержит в себе два связанных между собой процесса: производство сообщений собеседником и восприятие им информации. Средством вербального общения является речь и ее смысловая нагрузка. Она состоит из слов и может быть устной или письменной.

К средствам невербального делового общения относят такие же инструменты коммуникаций, что и при других видах межличностного взаимодействия, а именно: мимику, жестикуляцию, визуальные контакты, проксемику, пара- и экстралингвистику.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

15. Общение как коммуникация. Вербальные и невербальные средства общения.

Общение — «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) Общение осуществляется разными средствами.

Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение — общение словами, речью, процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств. Вербальное общение отличают от невербального общения, где главное передается не речью, а интонациями, взглядом, выражением лица и другими средствами выражения отношений и эмоций.Вербальная общение представляет собой словесное взаимодействие сторон и осуществляется с помощью знаковых систем, главной среди которых является язык. Язык как знаковая система является оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения. Система языка находит свою реализацию в речи, т.е. язык присутствует в нас постоянно в состоянии возможности. Вербальная

 коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

Невербальная общение — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формысамовыражениячеловека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.

Речь — это всегда конкретный процесс использования информантом языковых знаков. Но поскольку этот процесс всегда двусторонний, пре­дусматривающий другого партнера коммуникации, разные роли в про­цессе коммуникации — пассивные или активные, разные сенсорные ме­ханизмы и разное участие паралингвистнческих средств типа темпа ре­чи, особенностей почерка, особенностей произношения, речевые меха­низмы оказываются разнообразными и иерархически соподчиненными. Прежде всего следует выделить центральные управляющие отделы, со­средоточенные в левом полушарии головного мозга, которое иногда называют речевым. При различных повреждениях левого полушария, например, при инсультах, операционных вмешательствах, травмах, че­ловек теряет возможность говорить, читать, писать, понимать обращен­ную к нему речь. Без соответствующего медицинского вмешательства это повреждение может оказаться необратимым и превращается в под­линную социальную трагедию, так как пострадавший теряет основное орудие общения. В левом полушарии головного мозга находятся специ­альные зоны, ответственные за моторные функции речи (моторный центр речи Брока, названный по имени открывшего его французского хирурга) и сенсорные функции (сенсорный центр речи Вернике, на­званный в честь открывшего его немецкого нейрохирурга Вернике).

К исполнительным отделам речевого механизма прежде всего отно­сится артикуляционный отдел, обеспечивающий человеку возможность артикулировать (произносить) разнообразные речевые звуки. Артикуля­ционный отдел, в свою очередь, состоит из гортани, гортанной части глотки, ротовой и носовой полости, голосовых связок, генерирующих звук с помощью тока воздуха, идущего из легких.

Чем больше разнооб­разных речевых звуков способна создать артикуляционная система че­ловека, тем больше у него возможностей для обозначений разных объ­ектов и явлений действительности с помощью фонетических средств (с греч. phone — звук). В русском языке достаточно богатая система фоне­тических средств — 41 самостоятельный звук-тип с выделением мягких и твердых согласных, сонорных, произносимых с участием голоса (М, Н, JI), шипящих. При произношении русских звуков практически не задействованы гортань и гортанная часть глотки (сравните специфику кавказских языков) и зубно-губные сочетания, типичные дня английско­го языка, а также звуки-дифтонги, двойные гласные, среднее между А и Е (например, типичные для прибалтийских языков). Впрочем, если учесть, что есть языки с очень лаконичной системой речевых звуков (например, 15 звуков в языках некоторых африканских народов), то русская фонетическая система может считаться достаточно богатой.

Следует отметить, что овладение навыками артикуляционных движе­ний составляет довольно большую часть общего речевого развития. Иногда, особенно при врожденных физических аномалиях, например, заячьей губе или короткой уздечке языка, требуется помощь со стороны медицины, иногда достаточно проведения коррекции с помощью дефек­тологов, логопедов. Некоторые же особенности навыков произношения остаются на всю жизнь в виде акцента, по которому так легко опреде­лить доминантный язык, так называемый mother language — материнский язык.

Речь человека возникла и развивалась на основе слуховой системы. Для речи слух имеет столь важное значение, что при его отсутствии, например глухоте или тугоухости, человек становится немым. Глухоне­мота приводит к умственному отставанию, различным коммуникатив­ным трудностям, личностным изменениям. Еще в Древней Греции глу­хим и слабослышащим запрещалось занимать руководящие должности. Существует довольно много методов общей и речевой аудиометрии[14], позволяющих проводить раннюю психодиагностику речевой слуховой функции, что помогает овладеть языком с помощью компенсаторных способов, например с помощью языков жестов (язык глухонемых).

Предполагается, что язык жестов включает очень много наднациональ­ных черт, что обеспечивает относительную универсальность его исполь­зования. Глухонемой из Африки с помощью языка жестов быстрее пой­мет глухонемого из России, чем обычный носитель нормального звуко­вого языка.

Зрительная система принимает очень небольшое участие в развитии речевых функций у ребенка. Слепые дети и слепые взрослые ориенти­руются на акустические каналы речевой информации, иногда — на так­тильные (шрифт Брайля для слепых). Сложности возникают при пере­ходе к тем видам речи, которые ориентированы на активную работу зрительного анализатора, связанную с выделением мелких различитель­ных деталей графем (букв) или с овладением навыков повторения этих деталей в собственной деятельности (письменная речь). Вообще зри­тельная модальность речевых процессов во многом факультативна, бо­лее осознанна и предполагает обязательный этап обучения на специаль­ных занятиях, например, в школе на уроках чистописания и чтения.

Акустическая модальность речевых процессов более спонтанна, жиз­ненно необходима и произвольна. В любом человеческом сообществе прежде всего налажйвакхг систему акустической речевой связи, что обеспечивает оперативный обмен информацией, например, в случаях всеобщей безграмотности или в специфических условиях обитания — при плохой освещенности, трудностях зрительного контакта и пр.

Видовая классификация речевых процессов связана с их модально­стью и степенью активности информанта. Разнообразие видов этих ре­чевых процессов наглядно представлено на рис. 22. На рисунке обозна­чены различные секторы, обладающие относительной автономностью и иерархической соподчиненностью по сравнению с другими. Так, ниж­ний левый сектор — слушание, или аудирование, речи — является веду­щим во всей структуре. Именно здесь формируются первые перцептив­ные эталоны, позволяющие человеку различать звукокомплексы между собой и соотносить с ними различные объекты окружающего мира.

Невербальное общение: определение, типы и примеры

Невербальное общение: определение, типы и примеры

Чарли Хантингтон, магистр искусств, кандидат наук. Кандидат

Невербальная коммуникация — это все наши действия помимо речи, которые передают наши мысли и чувства. Читайте дальше, чтобы узнать о различных типах и примерах невербального общения.

*Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что мы зарабатываем на соответствующих покупках продуктов.

С тех пор, как я стал терапевтом, меня очень заинтересовало соответствие между тем, что люди говорят, и тем, как они это говорят. Возможно, как и у меня, были случаи, когда вас спрашивали: «Как дела?», и вы отвечали: «Я в порядке», но любой, кто внимательно наблюдал за вами, знал бы, что на самом деле вы не в порядке. Иногда наши эмоции проявляются даже тогда, когда мы не хотим, чтобы наши слова демонстрировали их.​

В такие моменты то, что мы сообщаем вербально и невербально, может выглядеть совершенно по-разному. Замечание о том, совпадают ли эти вербальные и невербальные сигналы, является важной частью понимания социальных взаимодействий. Как оказалось, невербальные аспекты нашего общения имеют не меньшее значение, чем то, что мы говорим на самом деле. Итак, давайте рассмотрим невербальное общение и узнаем немного больше о том, как понимание невербального общения может помочь вам ориентироваться в социальных ситуациях.

Прежде чем читать дальше, если вы терапевт, коуч или предприниматель в области велнеса, обязательно скачайте нашу бесплатную электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов и бесплатные ресурсы, которые помогут вам развивать свой бизнес в геометрической прогрессии.

Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы


узнать, как экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!

 ✓   Сэкономьте сотни часов времени    Зарабатывайте больше долларов быстрее  
 Повысьте доверие к себе  Предоставьте высокоэффективный контент 

Что такое невербальное общение? (Определение)

Невербальное общение определяется как поведение или аспекты нас самих, отличные от устной речи, которые помогают сообщить что-то важное в социальном взаимодействии (Feldman et al. , 1991). Этим поведением и аспектами нас самих может быть любое количество характеристик или действий; он включает в себя такие маленькие и специфические вещи, как выражение лица, то, как мы стоим, и может даже включать то, что мы носим (Харрисон, 19 лет).73).
 
Я воспользуюсь примером, чтобы прояснить, сколько аспектов нас самих участвует в невербальном общении. Представьте, что вы ждете в кабинете стоматолога чистку зубов раз в два года, а кабинет, похоже, отстает от графика. После получасовой задержки в дверях появляется человек, одетый в медицинский костюм, и зовет вас по имени. Подумайте, как бы вы отреагировали, если:
 

  • Человек, зовущий вас по имени, стоит прямо, смотрит вам в глаза, громко и четко произносит ваше имя, говорит теплым тоном. Они ждут, пока вы подойдете к двери, затем идут рядом с вами, оставаясь относительно близко, расспрашивая о том, как прошел ваш день, и извиняясь за задержку, пока вы не доберетесь до процедурного кабинета.

 
А теперь подумайте, как вы могли бы отреагировать, если вместо этого:
 

  • Звоня вам по имени грубым и нетерпеливым тоном, человек отворачивается от вас, склоняется над блокнотом и постукивает ногой по пол. Они идут впереди вас и не смотрят вам в глаза, когда вы следуете за ними в клинику. Они интересуются, как прошел ваш день, и извиняются за задержку, после чего направляют вас в процедурный кабинет и уходят.

 
В каждой из этих ситуаций вербальная коммуникация была совершенно одинаковой — называлось ваше имя, сотрудник говорил и извинялся за ожидание — но я полагаю, что вы чувствовали бы и думали совершенно по-разному. Все сводится к тому, что передается невербально. В первом сценарии человек своими действиями передает теплоту, интерес и ориентацию по отношению к вам; во втором сценарии их невербальное поведение, кажется, сообщает о том, что все нужно делать в спешке и что вы доставляете неудобства.

Почему важно невербальное общение

Простой ответ на вопрос, почему невербальное общение важно, состоит в том, что оно столь же значимо для нашего понимания социальных ситуаций, как и то, что сообщается устно. На самом деле иногда говорят, что мы извлекаем больше смысла из невербальной коммуникации, чем из вербальной (Philipott, 1983). Не менее важно и то, что когда существует несоответствие между тем, что сообщается вербально, и тем, что передается невербально, люди с большей вероятностью верят сообщениям, передаваемым невербально (Burgoon & Bacue, 2003).
 
Это особенно важно знать, потому что, хотя мы обычно преднамеренно и сознательно думаем о том, что говорим, мы можем не уделять такого же внимания нашим невербальным коммуникациям. Это то, что я хорошо знаю как терапевт. Например, если клиент рассказывает мне о том, что он сделал, что было явно саморазрушительным, я могу сказать вслух: «Это похоже на болезненную и сложную ситуацию», но в то же время я могу неосознанно нахмуриться, слушая его историю. . Это хмурое выражение на моем лице может выдать мою мысль: «О, чувак, ты действительно не помог себе там», и я должен быть готов объяснить своему клиенту, что я сочувствую его страданиям и хочу помочь им, а не заниматься саморазрушающим поведением.
 
Помимо того, что важно знать, как мы общаемся невербально, наличие навыков эффективного невербального общения связано со многими положительными результатами для благополучия, такими как более удовлетворительные и более качественные отношения и лучшее физическое и психическое здоровье ( Риджио, 1992). Люди, которые эффективно выражают себя невербально и интерпретируют невербальное поведение других людей, как правило, имеют более высокую самооценку, являются более эффективными коммуникаторами, более гибкими и обладают большей социальной осведомленностью (Burgoon & Bacue, 2003).

Типы невербального общения

Давайте рассмотрим некоторые широкие категории или типы невербальной коммуникации (LaFrance & Mayo, 1978):

Невербальная коммуникация: тон голоса
Невербальная коммуникация может включать в себя то, как мы говорим: наш тон голоса, скорость речи, паузы мы берем или не берем, и насколько громки наши голоса. Рассмотрим предложение «Конечно, я сделаю это». Если вы произносите это с повышением тона голоса в конце предложения, это передает положительное ощущение того, что вас просят сделать. Если ваш тон понижается в конце предложения, это говорит об обратном! Если вы протянете первое слово — «суууууррре», — люди могут подумать, что вы не уверены в своих намерениях, а если вы используете саркастический тон, люди поймут, что, хотя вы можете сделать то, о чем они просят, вы не будете счастливы. об этом.

Невербальная коммуникация: Положение тела
Невербальная коммуникация также включает в себя то, как мы ориентируемся в пространстве по отношению к другому человеку. Представьте, что вы пытаетесь утешить кого-то из противоположного угла комнаты или говорите кому-то через стол, что любите его, не отрывая глаз от телефона. Насколько близко мы стоим друг к другу, стоим ли мы полностью лицом друг к другу, сколько зрительного контакта мы делаем — все эти действия посылают невербальные сообщения.
 
Например, я знаю, что, когда я испытываю двойственное чувство по поводу участия в определенном разговоре, я склонен немного отклоняться от людей, с которыми разговариваю. Я должен сказать себе физически принять участие в разговоре: полностью повернуться к человеку, встретиться с ним лицом, посмотреть ему в глаза. Чтобы привести еще один пример, я готов поспорить, что каждый раз, когда вы вступали с кем-то в романтические или сексуальные отношения, вы, вероятно, были очень настроены на степень физической близости, которую вы испытывали по мере развития вашей связи, — возможно, даже прислушиваясь к каждому движению, которое приводило к вам. вы ближе друг к другу или дальше друг от друга.
 
Другой тип невербального общения — физическое прикосновение. Здесь мне вспоминаются девять месяцев, которые я провел в Египте, и множество нежных приветствий, свидетелем которых я был между мужчинами. Двое друзей обычно приветствовали друг друга стандартными фразами: «Как дела? Что происходит? Все хорошо?» – при этом крепко обнимая друг друга и поддерживая зрительный контакт с близкого расстояния. Меня впечатлила знакомая невербальная близость, которую египтяне демонстрировали друг другу.
 
Как отмечалось выше, невербальное общение часто считается способом усиления или усиления вербального сообщения в разговоре, а физическое прикосновение — очень эффективный, хотя и сложный, способ сделать это. Возможно, вы замечали, что ваши самые чуткие, полные энтузиазма или нежные друзья подчеркивают свои заботы и заботы, касаясь вашей руки, потирая спину или даже хватая вас за руку.

Примеры невербального общения

Возможно, никакая невербальная коммуникация не является более важной для нашей интерпретации того, что имеют в виду другие, чем сигналы лица; на самом деле, люди обычно получают больше информации о том, «что этот человек на самом деле имел в виду» из своего выражения лица, чем из языка своего тела или даже тона своего голоса (Rosenthal, 1979).
 
Основным примером невербальной коммуникации является передача эмоций не через то, что говорится, а через мимические сигналы и, в меньшей степени, телесные сигналы, которые проявляются в ситуации (Planalp, 19). 98). Фактически, иногда невербальное общение сообщает нам все, что нам нужно знать, делая вербальное общение ненужным.
 
Например, когда ваш друг в пятый раз рассказывает одну и ту же плохую шутку, вместо того, чтобы сказать ему, что вы раздражены, вы можете просто закатить глаза, покачать головой и улыбнуться или преувеличенно вздохнуть. Поскольку невербальное общение может быть менее прямым и конфронтационным, чем вербальное, люди часто вместо этого полагаются на невербальные сигналы (Planalp, 19).98).
 
В качестве примера, который продолжает эту тенденцию, невербальные признаки счастья, такие как улыбка, смех и яркий и звучный голос, встречаются чаще, чем вербальные выражения счастья (Ekman & Friesen, 1969; Shaver et al., 1987). . И наоборот, вместо того чтобы громко заявлять о том, что мы злы, мы можем хмуриться, меньше улыбаться, отворачиваться от других людей, говорить монотонно и уменьшать зрительный контакт (Ekman & Friesen, 1969; Shaver et al., 1987).

Функции невербальной коммуникации

Было высказано предположение, что невербальная коммуникация имеет пять взаимосвязанных функций: повторять, противоречить, дополнять, подчеркивать и регулировать либо саму ситуацию, либо то, что говорится (Ekman & Friesen, 1969). В той мере, в какой мы можем использовать невербальные навыки и интерпретировать невербальные проявления других, эти невербальные коммуникации будут эффективны для достижения этих целей (Фельдман и др., 1991).
 
Мы обычно думаем об этом поведении как о происходящем между двумя людьми, и действительно, другой способ думать о невербальном общении состоит в том, что у него есть цели, связанные с отношениями. Функция невербального общения состоит в том, чтобы сделать что-то для отношений (Burgoon & Bacue, 2003). Например, терапевты используют множество невербальных сигналов, которые демонстрируют, что они положительно относятся к своему клиенту и заинтересованы в нем, в то время как публичные ораторы используют невербальное общение, чтобы продемонстрировать свою компетентность и страсть к теме. Это можно назвать управлением впечатлениями, и это еще одна важная функция невербальной коммуникации (Burgoon & Bacue, 2003).
 
Для получения более интересных примеров того, как невербальное общение применимо к реальной жизни, я рекомендую посмотреть это выступление TED:

Видео: Сила невербального общения

Невербальное общение Культурные различия

Культурные сходства и различия в невербальной коммуникации можно рассматривать как возникающие на нескольких уровнях (LaFrance & Mayo, 1978). Некоторые невербальные коммуникации считаются универсальными или одинаковыми для людей всех культур, например, выражение лица для основных эмоций (Ekman & Friesen, 19).69). Между тем, другие эмоции выражаются во всех культурах, но по-разному. Кроме того, есть поведение, специфичное для определенных культур, невербальные коммуникации, которые могут быть совершенно непонятны другим людям. Например, сигнал «большой палец вверх» может не иметь никакого значения в других культурах, но большинство людей в Соединенных Штатах знают его значение («хорошо» или «все готово»).
 
Еще одно различие в невербальном общении, которое можно считать культурным, основано на поле. У мужчин и женщин разные модели невербального общения (Hall et al. , 2019).) с женщинами, как правило, использующими более невербальное коммуникативное поведение, особенно на публике и особенно в целях повышения интимности в разговоре. Поэтому неудивительно, что невербальная коммуникация женщин более точно читается другими людьми, чем невербальная коммуникация мужчин. Женщины также в среднем лучше мужчин замечают и интерпретируют невербальное общение других людей.

Статьи о невербальном общении

Хотите узнать больше? Вот несколько статей по теме, которые могут оказаться полезными.

  • Межличностное общение: определение, примеры и навыки
  • Навыки слушания: определение, примеры и советы
  • Эмпатическое слушание: определение, примеры и навыки
  • Книги по невербальному общению

    Чтобы продолжить обучение, вот несколько книг для изучения:​​

    • Понимание языка тела: как расшифровать невербальное общение в жизни, любви и работе
    • 4 основных ключа к эффективному общению в любви, жизни, работе — где угодно!: включая «12-дневный челлендж по общению!»
    • Невербальная коммуникация: прикладной подход

    Заключительные мысли о невербальном общении

    Невербальное общение является настолько важной частью нашего общения, что некоторые ученые считают различие между вербальным и невербальным общением бесполезным или вводящим в заблуждение (Streeck & Knapp, 19). 92). Когда мы общаемся, трудно, а может быть, и невозможно отделить то, что говорится, от всего другого поведения, которое происходит, когда мы говорим. Даже когда вы говорите по телефону, паузы, которые вы делаете, и тон вашего голоса влияют на смысл того, что вы на самом деле сказали.
     
    Поэтому я призываю вас уделять пристальное внимание своим собственным и чужим невербальным сообщениям. Как я надеюсь, теперь стало ясно, невербальное общение позволяет глубоко проникнуть в эмоциональную реальность того, кто общается. Возможно, вы обнаружите, что это осознанное внимание помогает вам лучше понять эмоции, которые испытывают другие люди, включая ваши собственные.

    Не забудьте скачать нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


    расширить свой оздоровительный бизнес в геометрической прогрессии!

    Ссылки

    • Бургун, Дж. К., и Бакью, А. Э. (2003). Навыки невербального общения. В JO Greene & BR Burleson (Eds.), Справочник по навыкам общения и социального взаимодействия (стр. 179–219). Махва, Нью-Джерси: Erlbaum
    • Экман, П., и Фризен, В. В. (1969). Репертуар невербального поведения: категории, происхождение, использование и кодирование. Семиотика, 1, 49–98.
    • Фельдман, Р. С., Филипотт, П., и Кастрини, Р. Дж. (1991). Социальная компетентность и невербальное поведение. В Р. С. Фельдман и Б. Райм (ред.), Основы невербального поведения (стр. 329–350). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
    • Холл, Дж. А., Хорган, Т. Г., и Мерфи, Н. А. (2019). Невербальная коммуникация. Ежегодный обзор психологии, 70 (1), 271-294.
    • Харрисон, Р. П. (1973). Невербальная коммуникация. В И. де Соло Пул, В. Шрамм, Н. Маккоби, Ф. Фрай, Э. Паркер и Дж. Л. Фейн (ред.), Справочник по общению (стр. 46–76). Чикаго, Иллинойс: Рэнд МакНалли.
    • ЛаФранс, М., и Мэйо, К. (1978). Культурные аспекты невербальной коммуникации. Международный журнал межкультурных отношений, 2(1), 71-89.
    • Планальп, С. (1998). Общение эмоций в повседневной жизни: сигналы, каналы и процессы. В PA Anderson & LK Guerrero (Eds.), Справочник по общению и эмоциям: исследования, теория, приложения и контексты (стр. 29–48). Сан-Диего, Калифорния: Academic Press.
    • Риджио, Р. Э. (1992). Навыки социального взаимодействия и невербальное поведение. В Р. С. Фельдман (ред.), Применение невербальных поведенческих теорий и исследований (стр. 3–30). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
    • Розенталь Р. (ред.). (1979). Навык невербального общения: индивидуальные различия. Кембридж, Массачусетс: Oelgeschlager, Gunn, & Hain
    • Shaver, P., Schwartz, J., Kirson, D., & O’Connor, C. (1987). Знание эмоций: дальнейшее изучение прототипного подхода. Журнал личности и социальной психологии, 52, 1061–1086.
    • Стрик, Дж., и Кнапп, М.Л. (1992). Взаимодействие визуальных и вербальных признаков в человеческом общении. В Ф. Поятос (ред.), Успехи в невербальной коммуникации (стр. 3–23). Амстердам: Бенджаминс.

Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как быстро развивать свой оздоровительный бизнес!

Ключевые статьи:

  • Счастье
  • БОЛЬРОЯ БЕЗОПАСНЫ0058 Пакеты контента:

    • Полный доступ​
    • Пакеты контента PLR
    • Курсы PLR​

Развенчание мифа о том, что 93 % общения осуществляется невербально

Существует миф о том, что «93 % общения осуществляется невербально». Смотрите здесь, здесь и здесь. Это лишь некоторые из множества статей, подтверждающих это утверждение, которые мне удалось найти.

Независимо от того, знаете ли вы об этой идее об общении или нет, задумывались ли вы об этом или уделяли ей внимание, или нет, она была настойчивой. Довольно часто люди говорят или думают о том, как работает общение. Есть твиты и интернет-комментарии, повторяющие то же самое. Бесчисленные статьи по бизнесу и психологии изобилуют той или иной версией этого вывода от предполагаемых «экспертов» в области коммуникации. Я даже слышал, как это утверждение повторялось на, безусловно, дорогостоящем корпоративном тренинге по трудоустройству.

Люди говорят и думают так. Я не знаю почему, потому что это неправильно. Не верьте этому.

На самом деле, вы можете использовать фразу «X% общения невербальное», как условное обозначение. Если кто-то говорит это, вы знаете, что они не знают, о чем говорят.

Существует множество вредных идей о коммуникации. Это только один из них.

Это вредный взгляд на коммуникацию, поскольку он рассматривает коммуникацию как переменную, а не как процесс. Это также странно предполагает, что получатели могут вывести некоторый точный процент от предполагаемого отправителем смысла, который на самом деле неизвестен.
 


История этого маленького коварного самородка восходит к 1967 году. Известный психолог Альберт Меграбян опубликовал два исследования о «несоответствии сообщений». Несоответствие сообщения для Мехрабяна было ситуацией, когда вербальное и невербальное поведение говорящего не совпадало. Меграбян заметил, как часто люди принимают решения, когда слова говорящего «говорят» одно, а невербальное поведение «говорит» другое. В этом заключалась суть его расследования.

Мехрабян провел два эксперимента со 137 студентами колледжей — даже близко не к репрезентативной выборке — и определил, что 7 % решений были основаны на вербальном сообщении, 38 % на тоне голоса и 55 % на невербальном языке тела. 38+55=93.

Со временем это и подобные утверждения повторялись и стали тем, что мы коллективно «знаем» об общении.

Мехрабян, наш психолог, о котором идет речь, позже дистанцировался от своего собственного заявления, заявив, что он никогда не имел в виду, что его открытие применимо ко всем коммуникациям. Это правильно, это не так. Почему-то люди не поняли этого сообщения.

Само исследование было элементарным исследованием поведения. Это проистекает из психологического подхода, который совершенно ошибочен с точки зрения коммуникации. Для психологов и многих других коммуникация — всего лишь переменный, а не динамический процесс. Эта точка зрения была распространена во время исследований Мехрабяна и в основном сохраняется в психологии сегодня. Доказательств этому предостаточно. Психологический взгляд на общение ограничен определенным образом, что ограничивает возможности понимать общение и делать его лучше.
 


Помимо того, что это устаревшее научное открытие, заявление просто не выдерживает критики. Различие между «вербальной» и «невербальной» коммуникацией, по крайней мере, таким традиционным способом, не имеет особого смысла.

Вербальные и невербальные элементы взаимодействуют в общении. Коммуникация — это процесс, а не переменная. Я признаю, что различие между «вербальным» и «невербальным» кажется интуитивным и разумным выбором. Это простой способ справиться с чем-то, что может быть ошеломляющим. Это все еще не делает его правильным способом нарезать пирог. Подобные мысли избегают отношения к общению как к постоянно продолжающемуся процессу, что, безусловно, так и есть.

X% общения осуществляется невербально, и другие заявления, подобные этому, являются ярким примером неправильного подхода к общению. Невозможно указать таким образом на какой-либо аспект общения и сказать, что 93 % значения исходит оттуда. Нет смысла думать об общении таким образом. Это бесполезно.

Слова, поведение и тон голоса все  символические. Жесты имеют значение и оказывают влияние так же, как и слова. Они взаимодействуют друг с другом. Другой канал — если хотите — аналогичный результат. Лучше делать выводы как из того, что кто-то говорит, так и из того, что он делает, контекста, в котором вы находитесь, целей разговора и других важных факторов, вместо того, чтобы приписывать какой-то магический процент общения к тону голоса или языку тела.
 


Я подвергаю сомнению строгие, традиционные вербальные и невербальные различия в научном и концептуальном смысле. Однако уроки игроков в покер, полицейских следователей и специалистов по распознаванию лиц и человеческого поведения указывают на потенциал более внимательного отношения к невербальному общению.

Когда люди разговаривают во время разговора, говорящие и слушающие часто демонстрируют различные комбинированные вербальные и невербальные реакции, показывающие, что они понимают, что они имеют в виду или подчеркивают, или маскируют свои намерения. Вербальное и невербальное поведение сочетаются друг с другом. «Хорошо» сопровождается кивком головы — простым, малоиспользуемым средством коммуникации. Если ты киваешь, ты классный. Такие сигналы, как сигнал кивания, «продолжают» к говорящему. Зрительный контакт — тоже простой и довольно недооцененный. И наоборот, слушатели могут показывать озадаченное выражение лица или говорить «подожди секунду», пытаясь сигнализировать о непонимании. Эти сигналы могут позволить вашему собеседнику сделать паузу, переоценить и помочь вам обоим сосредоточиться на трудных моментах.

Невербальное общение дает много информации. Жесты и выражения лица оказывают реальное, мощное воздействие. Например:

Комплементарность  — машете рукой во время приветствия или трясете кулаком, сердито приближаясь
Синхронность  — координируете свое поведение с поведением другого человека во-вторых», чтобы кокетничать или означать «остановись» или «брось это»

Доминирование часто выражается невербально. Мужчины все время доминируют над женщинами невербально всеми возможными способами через их позы и «мэнспрэдинг».

Существует множество важных невербальных действий. Цифровые каналы и технологии усложняют все это, и в зависимости от того, о каком канале или платформе мы говорим, выражения невербальных форм общения могут различаться. Физические пространства — еще один «невербальный» элемент, формирующий коммуникацию. Изучение этого называется проксемикой.

Если вы хотите немного глубже погрузиться в невербальное общение, книга Джо Наварро «Что говорят все: руководство бывшего агента ФБР для людей, умеющих быстро читать» — достойная книга, которую можно взять в местной библиотеке. Если вам нравится играть в карты, а может быть, даже если нет, вам также стоит ознакомиться с книгой Закари Элвуда Reading Poker Tells , чтобы получить более полное представление о конкретных контекстах невербального общения. В качестве альтернативы вы можете просто начать уделять больше внимания невербальному общению вокруг вас.

——

Как видите, невербальное общение становится довольно сложным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *