Психиатрия и психология – Психология и Психиатрия

Психология и Психиатрия

Психология и психиатрия сошлись на общем объекте исследования – это психика, однако имеют разделяющие исторические предпосылки в определении цели. Психология и психиатрия имеет существенные различия, однако ошибочно полагают, что психиатры занимаются только больными, а для психологов представляют интерес только здоровые в психическом отношении люди. В последнее время психологи выступают активными помощниками для врачей при проведении психотерапии, а также в изучении лечения душевного состояния человека. Другими словами, современная психология максимально подошла к практической деятельности медиков. Некоторые психиатры возражают против сотрудничества с психологами, а другие считают, что без объединения с психологами затруднительно проводить психотерапию.

Психология относится к науке, изучающей закономерности развития, а также функционирования психики человека. В частности, перед психологом стоит задача довести до клиента необходимость прислушаться к внутреннему состоянию, понять суть проблемы и принять самостоятельно оптимальное решение для выхода из сложившейся ситуации.

Психиатрия же относится к отрасли клинической медицины, в область изучения которой попадают душевные психические расстройства. Психиатрия занимается лечением, оказанием профилактической помощи больным, включающей по необходимости изоляцию лиц с психическими расстройствами, которые нарушают общественные нормы и имеют отклонения в поведении.

Рождение этих наук преподает на XIX столетие, однако еще издавна врачи осуществляли попытки лечить душевные болезни, а психологи исследовали душу человека. Это значит, что психологи и врачи продвигались параллельно, преследуя при этом разные цели.

Психиатрия на первую ступень выдвинула утилитарную цель — вылечить психическую болезнь, а уже теоретическое осмысление осуществлялось попутно. Психология желала познать суть явления человеческой психики, совсем не беспокоясь о практическом применении своих предположений.

Зигмунд Фрейд

Две научные области психиатрия и психология объединились вместе только благодаря Зигмунду Фрейду. Ему удалось гармонично совместить практическую медицинскую психиатрию, а также абстрактно-философскую психологию в единое целое. Результат такого слияния дал новый раздел — психоанализ. Термин психоанализ стал иметь два неотождествленно равных значения. Психоанализ выступал в качестве техники лечения, и в качестве науки, изучающей психику человека.

Зигмунд Фрейд один из первых признал, что психика свойственна не только психически больным людям, а и всем практически здоровым индивидуумам. Психика является проявлением всего живого, а не выступает признаком патологии. Никто и не стал оспаривать эту истину, поскольку бессознательно, ученые, врачи, здоровые люди не думают о психическом, ведь это навеивает неприятные ассоциации. Интересный факт, что Фрейд свою теорию относил к глубинной психологии и его никогда не называли психиатром, хотя он имел медицинское образование. Открытие техники психоанализа осуществилось благодаря фундаментальным открытиям Фрейда. Во-первых, он проявил интерес и к симптомам, и ко всем мыслям, которые сообщали пациенты. Во-вторых, он начал создавать психоаналитическую теорию на основании изучения нервных болезней, а также на основании проявления нормальных изречений психики человека: острот, оговорок, забываний, ошибочных действий, сновидений. Основная заслуга Фрейда заключается в том, что он выслушивал своих пациентов и предположил возможность существования общих законов функционирования психики для больных и для здоровых людей.

Психология и психиатрия обязана Зигмунду Фрейду организацией первой Венской школы психотерапии.

Альфред Адлер

Второй Венской школой стала «индивидуальная психология» Адлера. Альфред Адлер является основоположником индивидуальной психологии, которая углубленно изучает человека, посредством выяснения отношения индивида к установленным социальным задачам. Альфред Адлер считал, что для людей самое сложное это понять, а также изменить себя. Существует четыре основных принципа адлеровской школы — единство индивидуального стиля жизни, целостность, социальный интерес и важность целеориентированного поведения. Вывод Адлера о том, что ожидания, цели имеют наибольшее влияние на поведение человека, чем впечатления прошлого, явилось главной причиной расхождения с Фрейдом. Адлер считал, что людьми движет, прежде всего, цель достижения превосходства и желание завоевать окружающую среду. Он отмечал эффект социального воздействия на саму личность, учитывая значимость социального интереса личности: сотрудничество, чувство общности, забота о других. Жизнь по Адлеру есть продвижение к успешной адаптации, большему сотрудничеству, а также альтруизму. Адлер был первый, кто стал практиковать семейную психотерапию, а его последователи внесли уже значимый вклад в групповую психотерапию, а также краткосрочную психотерапию и применение психологии в образовании.

Что такое психотерапия? Эта область представляет систему лечебного воздействия на психику, а также через психику на целостный организм человека. Психотерапия определяется деятельностью, направленной на избавление человека от разных проблем (социальных, эмоциональных, личностных) и осуществляется специалистом после установления глубокого личного контакта с больным посредством бесед, обсуждения, с использованием разнообразных техник и методик.

Карл Густав Юнг

Определенную оригинальную роль в психологии и психиатрии оставил Карл Густав Юнг – швейцарский психиатр, основоположник направления глубинной аналитической психологии. Задача аналитической психологии — это толкование архетипических образов, которые возникают у пациентов. Работы Юнга по проблемам  психиатрии, в данном случае о шизофренических расстройствах в мышлении, положили началу сотрудничества с Фрейдом. Их сотрудничество продолжалось пять лет. После выхода публикаций в 1912 году «Психология Бессознательного», было опровергнуто множество идей Фрейда, тогда же и произошел его уход с поста президента Международного психоаналитического общества. 1921 год ознаменовался выходом в свет работы «Психологические типы», где Юнг поделил людей на экстравертов и интровертов, а также предъявил миру свою теорию архетипов. Своими идеями Юнг повлиял на развитие не только психиатрии и психологии, а и других наук — антропологии, культурологии, этнологии.

Виктор Франкл

Открытие третьей Венской школы психотерапии принадлежит Виктору Франклу. Это известный австрийский психиатр и психолог. На протяжении нескольких лет он являлся активным членом общества индивидуальной психологии, однако в 1927 году ему пришлось покинуть его, поскольку путь молодого Франкла стал наполнен критическими выступлениями в адрес «индивидуальной психологии», а все последующие работы станут проникнуты непринятием идей Фрейда и Адлера. Клиническая психиатрия становится основным родом занятий Франкла, что в последствии приведет его к созданию концепции логотерапии, а также экзистенциального анализа. Созданная теория логотерапии и экзистенциального анализа являет собой систему психологических, философских и медицинских воззрений на сущность и природу человека, а также механизмы развития в норме и в патологии личности с последующей коррекцией аномалий. Основная идея концепции: движущей силой поведения человека выступает стремление найти, а также реализовать свой уникальный смысл жизни. Скольких трагедий можно было избежать (наркомания, суициды, алкоголизм, разгул преступности), если бы не было у людей ограничений в возможностях (объективных, внешних, внутренних, личностных). Экзистенциальный вакуум бросил вызов, как психиатрии и психологии, так и государству, отлучавшему людей от ответственности за нахождение, а также реализацию уникального смысла жизни. А Франкл благодаря своим трудам и изданиям явился вдохновителем для работы представителей гуманистической психологии.

psihomed.com

Психология и психиатрия – различия и общие черты

Подавляющему большинству людей тяжело разобраться в том, какие различия имеют психология и психиатрия, и что роднит между собой эти понятия. В том, что они как-то связаны, сомневаться не приходится, ведь у обоих слов общий корень – «псих». И именно этот момент часто становится отпугивающим фактором, когда человеку, испытывающему определенные трудности эмоционального характера, предлагается обратиться к специалисту.

Он, имея ложные ассоциации, утверждает, что душевнобольным не является, и к психологу идти отказывается наотрез. А, между тем, проблемы накапливаются, человек барахтается в них, безуспешно пытаясь выбраться, и в итоге, действительно, может «заработать» патологии. Так чем отличается психология от психиатрии, и что общего с ней имеет? Рассмотрим отдельно каждое из понятий.

Чем отличается психология от психиатрии

Кто такой психолог?

Начнем с термина. В переводе с латинского слово «психология» означает «учение о душе». Она является самостоятельной наукой, а не отраслью какой-либо из них. Психологом называется человек, имеющий соответствующее высшее образование, которое на сегодняшний день предлагают очень многие ВУЗы. При этом существуют различные специализации. Так, например, психологи могут быть общими, клиническими, школьными, судебными и т.д.

Важно понимать, что к медицине данная профессия отношение имеет разве что косвенное. Психолог – это не врач, а тот, с кем он работает, — не пациент. Цель данного специалиста – помочь своему клиенту решить эмоциональные проблемы, познать себя и окружающий мир, научить управлять чувствами и состояниями, контролировать поведение, устанавливать здоровые отношения с близкими, коллегами и т.д. Лекарственных средств при этом никаких назначаться не может, ведь психолог не является медиком. Основные методы его работы – это беседы, тренинги, тесты, специализированные игры и т.д.

Как правило, психолог имеет дело со здоровыми людьми, хотя бывают и исключения. Он не имеет права оказывать помощь людям без их согласия. И в этом, пожалуй, его основное отличие от психиатра.

Кто такой психиатр?

И снова обратимся к термину. Психиатрия это в переводе с того же латинского – «лечение души». Она, в отличие от психологии, не является самостоятельной научной дисциплиной, а считается одной из медицинских отраслей. Таким образом, психиатр – это доктор, имеющий соответствующее образование и лечащий самые разнообразные психические недуги, как то: амнезия, шизофрения, невроз, депрессия, паранойя, сексуальные извращения и т.д.

Список патологий огромен. Люди, с которыми работает данный специалист, называются пациентами, и их желание в данном случае решающей роли не играет, ведь, как правило, здоровый человек способен признать, что у него имеются определенные проблемы, а вот больной – нет.

В отличие от психолога, психиатр не имеет длительных личных контактов с лицами, которым он оказывает помощь. Общение обычно ограничивается одной или несколькими беседами, необходимыми для постановки диагноза. А далее доктор назначает препараты и другие методы лечения в зависимости от ситуации.

Психология и психиатрия: взаимосвязь и различия

Психология и психиатрия, взаимосвязь и различия, которых очевидны, являются близкими дисциплинами, поскольку имеют общий объект – психику, или, как было принято выражаться на заре развития данных сфер деятельности – душу человека. Но их задачи, методы и целевая аудитория не совпадают. Так что смешивать два понятия оснований нет абсолютно никаких. Грань между психологией и психиатрией, имеется и ее очень сложно не заметить.

Психология и психиатрия – различия и общие черты

1.8 (36.19%) 21 votes
Расскажи друзьям!

psylib.org

Психология и психиатрия — Психологос

Если психология изучает людей с нормальным поведением, то психиатрия изучает людей, чье поведение уже совсем неадекватно, выходит за рамки нормы.

Если совсем упрощать, то разделение следующие: крыша едет — психиатр, душа болит — психотерапевт, решение проблем в рабочем порядке — психолог.

Казалось бы, зачем психологу знание психиатрии? Пусть психами занимаются в психиатрических лечебниках!

Четких границ нет, и это порождает множество затруднений

Не все так просто, хотя бы потому, что провести четкую границу, отделяющих психически здорового от психически больного — затруднительно.

К психологу на консультации и на тренинги нередко приходят люди, имеющие психиатрические диагнозы. Работать с ними или нет? А если они держатся вполне нормально и утверждают, что занятия с вами им помогают?

В крайнем случае — не улучшают их состояние, но их поддерживают? Вы откажете в такой помощи?

Люди с психическими нарушениями не любят и боятся ходить к психиатрам, но им одиноко, а психологи обеспечивают общение. При этом, если вы вовремя не поймете, что у человека не недостаток воспитания, а психиатрический диагноз, вы потратите кучу времени впустую, а то и напугаете группу, если вдруг у кого-то в группе случится припадок либо поедет крыша…

У психолога должна быть достаточная квалификация, чтобы вовремя заметить человека с возможной психиатрией и не допустить его до процессов, которые могли бы спровоцировать обострение. См. →

Четких границ нет, и это дает много возможностей

Четких границ между нормой и патологией нет, и поэтому качественное описание патологии есть одновременно качественное описание многих особенностей так называемого нормального человека.

Психические отклонения показывают ярко и выпукло то, что в норме в нас оказывается блекло и скрыто. Психиатры могут описать ядерные типы, вокруг которых строится так называется нормальный характер. Описание акцентуаций — шизоид, истероид, параноик, психастеник и другие, — удобный язык, который емко и точно описывает наши с вами особенности. См.→

Есть ли психически здоровые люди?

При этом едва ли правильно ударяться в другую крайность: считать, что здоровых людей нет вообще, что все так называемые здоровые — это просто маловыраженные или замаскированные психически больные люди. См.→

www.psychologos.ru

Александр Невеев — Психиатрия, психотерапия или психология?

Сегодня многие не вполне понимают, в чем состоит разница между психологией, психиатрией и психотерапией и, соответственно, между психологом, психиатром и психотерапевтом. Так что давайте проясним этот момент.

Что такое психиатрия?

Психиатрия – это отрасль медицины, изучающая психические заболевания. Психические заболевания – это совершенно особый род заболеваний. Дело в том, что психические заболевания имеют место, несмотря на то, что мозг здоров, в нем нет органических нарушений (травм, очагов инфекции, опухолей, нарушений кровообращения).

Впрочем, психические заболевания могут быть связаны и с органической патологией. Примером тут могут быть, в частности, сенильные психозы, присущие пожилым людям и связанные с возрастными изменениями в работе головного мозга. Но наиболее, если можно так выразиться, характеристическими для психиатрии являются именно заболевания, при которых работа психики явно нарушена (человек без причины страдает, сидит в ступоре, видит галлюцинации, проявляет немотивированную агрессию, считает, что за ним следят и пр.), а вот никаких органических нарушений не наблюдается (головной мозг здоров).

Психиатрия, понятно, не только изучает и классифицирует психические болезни, но и занимается их лечением. Основной метод лечения, применяющийся сегодня в рамках психиатрии, – это медикаментозное лечение. Существует область фармакологии, специально предназначенная для создания лекарств от психических заболеваний, – психофармакология. Вдобавок, психиатры применяют и другие методы, например, электросудорожную терапию (ЭСТ), эффективность которой когда-то ставилась под сомнение, а сегодня научно подтверждена.

Работа психиатра, говоря предельно упрощенно и обобщенно, выглядит так:

  1. Сбор анамнеза и выявление симптомов и синдромов.
  2. Сравнение выявленных симптомов и синдромов с симптомами и синдромами психических заболеваний, приведенных в специальных справочниках, таких, как МКБ-10 или DSM-IV.
  3. Назначение лечения, которое предназначено для выявленного заболевания.

Ахиллесовой пятой психиатрии является, прежде всего, слабая защищенность психиатрической диагностики от избирательности, предвзятости и субъективизма. Не зря в народе существует представление о том, что психических здоровых людей нет – есть не обследованные. Действительно, при желании, психиатр, по-видимому, может поставить диагноз любому. И пусть это не будет нечто очень яркое и запоминающееся типа шизофрении с бредом величия, бредом изобретательства и активным галлюцинированием, но какую-нибудь смазанную картину психического заболевания нарисовать, в целом, не сложно.

Поэтому справочники психических болезней сегодня широко критикуются: признаки психических заболеваний, приведенные в них, выявляются в результате клинического наблюдения, которое представляет собой не слишком точный метод. Вдобавок, зачастую, еще и не понятен так называемый факторный вес каждого признака.

Одной из высших точек критики психиатрической диагностики стал, кстати говоря, знаменитый эксперимент Розенхана, который показал, что психиатры в своей массе не могут отличить подлинно больного человека от симулянта.

Что такое психотерапия?

Психотерапия – это тоже отрасль медицины. Психотерапия представляет собой совокупность методов, нефизиологического, немедикаментозного лечения психических заболеваний, когда на психику пациента воздействуют психологически. Как правило, психотерапию не применяют для лечения наиболее серьезных психических заболеваний типа шизофрении. Психотерапию применяют для лечения неврозов. Например, с помощью психотерапии можно попытаться вылечить человека от навязчивого мытья рук или от страха пауков.

Применение психотерапии не исключает и медикаментозного лечения. Врач-психотерапевт, например, может не только лечить агорафобию (немотивированный страх открытых пространств) с помощью систематической десенсибилизации (это такой психотерапевтический метод), но и прописать пациенту транквилизаторы, чтобы снизить общий уровень беспокойства и тревожности.

Кстати, пытаться лечить с помощью психотерапии соматические болезни, не стоит. Действительно, учитывая, что концепция психосоматических заболеваний довольно сомнительна, предполагать, что воздействуя на психику, можно вылечить, скажем, простуду или гастрит, не стоит. Особенно опасная ситуация возникает, конечно, когда человек пытается силой мысли, каким-нибудь позитивным мышлением или самовнушением лечить серьезные заболевания, например, рак, но это, как принято говорить, уже совсем другая история.

Основная проблема психотерапии – это засилье научно не обоснованных методов воздействия на психику. По сути психотерапия сегодня является, если так можно выразиться, сферой, в которой шаманство, сомнительные практики узаконены и даже защищены авторитетом белого халата. Действительно, хотя в отличие от явного шаманства типа экстрасенсорики и биоэнергетики, эффективность психотерапии вроде как периодически получает все новые и новые экспериментальные подтверждения, качество этих экспериментов оставляет желать лучшего. Не последнюю роль тут играют и причины кажущейся эффективности психотерапии, которые могут ввести в заблуждения даже ученых-исследователей. Поближе с этими причинами можно познакомиться по ссылке.

Что такое психология?

Психология – это наука о человеческой психике. Психология изучает психические процессы, свойства и состояния с помощью объективных методов, экспериментальных исследований и математической обработки данных. Именно в этой части, кстати, имеется фундаментальное отличие психологии от психиатрии: с объективными методами, экспериментами и статистикой у психиатров дела обстоят не очень хорошо. Проникать в психиатрию объективные методы исследования, конечно, стали, но лишь сравнительно недавно. 

Впрочем, о проблемах психиатрии, связанных с субъективизмом, предвзятостью и избирательностью, мы уже говорили.

Подробнее об отличиях между психологией и психиатрией рассказывается по ссылке.

Психологическое консультирование, которое в представлении обывателей является основным занятием и главным предназначением психолога, – это лишь одна из отраслей психологии. Психолог-консультант не занимается ни диагностикой психических заболеваний (участвовать в такой диагностике психолог может, но сам диагноз ставят психиатры), ни, тем более, их лечением. Психолог вообще не может заниматься лечением, поскольку психология – это не отрасль медицины, а психолог – не врач.

Психолог-консультант помогает клиенту решать психологические проблемы. Какую профессию выбрать? Как спасти брак и конструктивно разрешить семейные конфликты? Что делать с ребенком, который отказывается учиться? Как конструктивно отстаивать свою позицию на работе? Как преодолеть лень? Как преодолеть замкнутость в процессе общения? Вот примеры проблем, которые психолог-консультант компетентен решать.

Понятно, что в ряде случаев психологические проблемы могут свидетельствовать о наличии психического заболевания, сигнализировать о его начале. Поэтому психолог изучает психопатологию и, в идеале, он должен уметь отличать чисто психологические проблемы от психических заболеваний. Если психолог хотя бы чуть-чуть сомневается, он должен настойчиво порекомендовать клиенту получить консультацию психиатра.

В чем же заключается психологическое консультирование? 

Консультирвоание – это, прежде всего, предоставление проверенной информации. Именно так консультируют юрисконсульты и финансовые консультанты. 

Какую же информацию должен предоставлять клиенту психолог-консультатнт?

Он должен предоставлять достоверную, объективную, проверенную информацию о психологии человека, о закономерностях функционирования человеческой психики. Получать такого рода информацию психолог-консультант, понятное дело, должен не из головы, не из астрала, и уж точно не из психотерапевтических баек, услышанных на каком-нибудь очередном слете психотерапевтов, а из качественных научных исследований.

Например, женщина жалуется психологу, что ее супруг постоянно врет о том, что делает по дому больше нее. Психолог должен объяснить женщине, что ее муж, скорее всего, не врет, потому что мы все подвержены когнитивному искажению под названием «искажение в пользу самого себя» (self-serving bias) и нам всем кажется, что наш вклад больше, будь то написание коллективной монографии или выполнение домашних обязанностей.

Если простое информирование не помогает, психолог может устроить в своем кабинете своеобразную очную ставку этой женщины с ее супругом, чтобы они смогли в безопасной обстановке и без риска снова скатиться в скандал (психолог выступает тут в роли арбитра) обсудить вклады каждого в выполнение обязанностей по дому. В ряде случаев бывает необходимо и принять ряд решений, в частности, заново распределить домашние обязанности, договориться об очередности их выполнения, ввести некие кодовые слова, чтобы каждый супруг мог, с одной стороны, выказать недовольство, но, с другой стороны, не оскорбить супруга, не спровоцировать новый скандал.

Если психолог заметил, что клиенту недостает тех или иных навыков, например, навыков общения или самоконтроля, он может сформировать у клиента эти навыки с помощью обучения, тренинга. Например, в нашем случае психолог мог заметить, что супруги не умеют слушать друг друга, а вместо диалога, скатываются в параллельные монологи. Психолог может сообщить об этом и предложить супругам посетить тренинг конструктивного домашнего общения.

Основная проблема психологического консультирования заключается в инфильтрации этой деятельности психотерапией с ее обилием научно не обоснованных методов и школ. Конечно, применением научно не обоснованных методов, методов с иллюзорной эффективностью плохо само по себе. Но одно дело, когда эти методы пытается применять врач, способный вовремя заметить психопатологию, прописать лекарства и госпитализировать, а другое дело, когда эти методы применяет человек, от медицины далекий. Добавляет проблем и то, что психологом может провозгласить себя и человек без соответствующего высшего образования (имеющий, допустим, лишь профессиональную переподготовку) и человек, вообще не проходивший никакой психологической подготовки.

К сожалению, даже психолог имеющий высшее образование, может не понимать, что применяет научно не обоснованные методы, а само это высшее психологическое образование сегодня во многом сводится просто к пересказу трудов авторитетных психологов, сомнительных авторов типа Фрейда или Грофа и знакомству с психотерапевтическими методами. Это позволяет говорить о том, что в России сегодня происходит самое настоящее обезнаучивание психологии.

Так к кому же обращаться, в случае чего?

К психологу, к психиатру, к психотерапевту?

Я бы рекомендовал сходить и к психологу, и к психиатру (например, из психиатрического диспансера, в который вы можете обращаться по месту вашей регистрации). Причем подходить, к словам и рекомендациям обоих специалистов стоит вдумчиво и критически.

Еще по теме:

Психологический оккультизм

Как связаны оккультизм и психология? Присутствует ли оккультизм в современной психологии?

Вытесненные воспоминания

Вытесняем ли мы воспоминания и можно ли их восстановить?

Все проблемы идут из детства?

Нужно ли вспоминать детство, чтобы решить свои проблемы?

Поделиться:

Facebook

Вконтакте

Google+

Twitter

www.neveev.ru

1. Взаимоотношение психологии и психиатрии. Роль и значение экспериментально-психологического исследования.

1) Объект психологии и психиатрии – поведение и внутренний мир человека – общий, но взятый в разном охвате. Психология ограничивается психическим слоем, психикой, психическим миром. Психиатрия охватывает не только психический, но также биологический и духовный слой и, таким образом, всего человека, его деятельность, его мир, его жизнь. Объект психиатрии является многослойным, интегральным по отношению ко всем онтологическим слоям. Это одна из наук о так называемых естественных целых. Отсюда видно, что психиатрии соответствует не психология, а антропология, детской психиатрии – педология.  Однако, до сих пор и психологи, и психиатры не делают этого важного различия, что нередко ведет к фундаментальному смешению понятий, тем более, что словесно они совпадают. Различие обычно ясно из контекста. Антропологической является психология личности, понимаемая как психологический аспект не одного духовного, а всех слоев.

Предмет психиатрии — психические расстройства человека в антропологическом охвате в их живой взаимосвязи с общей тканью психической жизни на протяжении всей биографии. Таким образом, за исключением понятия «расстройство», здесь нет других границ с психологической антропологией, то есть, психологией личности, персонологией, понимаемой как психологический аспект, охватывающий человека в целом. Наряду с этим, соразмерным себе предметом рассмотрения в качестве контекста, психиатрия включает все к ней относящееся, то есть результаты других наук и их взаимодействия в качестве подтекста.

Таблица 1. Предметы некоторых наук, объектом которых является человек

Если психология изучает людей с нормальным поведением, то психиатрия изучает людей, чье поведение уже совсем неадекватно, выходит за рамки нормы.

«крыша едет — психиатр, душа болит — психотерапевт, решение проблем в рабочем порядке – психолог».

Провести четкую границу, отделяющих психически здорового от психически больного — затруднительно.

К психологу на консультации и на тренинги нередко приходят люди, имеющие психиатрические диагнозы.

Люди с психическими нарушениями не любят и боятся ходить к психиатрам, но им одиноко, а психологи обеспечивают общение. При этом, если вы вовремя не поймете, что у человека не недостаток воспитания, а психиатрический диагноз, вы потратите кучу времени впустую, а то и напугаете группу, если вдруг у кого-то в группе случится припадок либо поедет крыша

У психолога должна быть достаточная квалификация, чтобы вовремя заметить человека с возможной психиатрией и не допустить его до процессов, которые могли бы спровоцировать обострение.

Четких границ между нормой и патологией нет, и поэтому качественное описание патологии есть одновременно качественное описание многих особенностей так называемого нормального человека.

Психические отклонения показывают ярко и выпукло то, что в норме в нас оказывается блекло и скрыто. Психиатры могут описать ядерные типы, вокруг которых строится так называется нормальный характер.

2) Экспериментально-психологическое исследование позволяет выявить личностные особенности в структуре нервно-психических расстройств у больных соматическими заболеваниями, установить психологический аспект нарушений механизмов компенсации, оценить личность больного и систему его значимых отношений.

Используется оно и для получения дополнительных данных о заболевании, а также для диагностики, характеристики течения и определения исхода заболевания.

Экспериментально-психологическое исследование в ряде случаев может иметь также большое значение для распознавания заболеваний.

В эксперименте достигается возможность объективной регистрации полученных результатов, что весьма ценно, особенно при повторных исследованиях, где необходимо точно и последовательно сопоставлять данные, полученные в разные периоды болезни и лечения.

Задачей экспериментально-психологического исследования является не только выявление и анализ нарушений психики, но и определение уровня сохранности психики.

Экспериментально-психологические методы используются в клинике также для углублённого анализа психических процессов и причин, механизмов их изменений. Например, на основании клинического наблюдения можно установить наличие у больного психотравмы, но только психологическое исследование поможет определить её причины, изменения интра- и интерперсонального характера, прогноз выхода из невротического состояния, выявить отклонения в других психических сферах.

Экспериментально-психологические методы позволяют анализировать формы деятельности больного, которые вне эксперимента врач не может наблюдать, а тем более изучать, но они могут существенно характеризовать психику больного.

Само исследование и анализ материалов и составление заключения в большей мере определяются частными задачами, которые ставит перед собой исследователь: помощь в диагностике, оценка состояния больного, выявление динамики синдрома, патогенетические вопросы.

В известной степени результаты экспериментально-психологического исследования могут быть полезными и для выбора тактики последующей психотерапевтической коррекции, поскольку характеризуют особенности контакта с больным, его отношение к эксперименту, степень понимания роли собственных ошибок в возникновении конфликтных ситуаций, способствовавших развитию невротического состояния, интерес к совместному обсуждению его проблем.

studfiles.net

Психиатрия

Психиатрия относится к отрасли клинической медицины, которая изучает психические расстройства, а также лечит душу, используя методы диагностики, профилактики и лечения. Также этот термин подразумевает и включает совокупность аккредитованных негосударственных и государственных учреждений, имеющих право на принудительную изоляцию потенциально опасных лиц.

Немецкий врач психиатр В. Гризингер получил широкое признание благодаря более точному определению понятия психиатрии, как учения о лечении и распознавании психических болезней. Лечение включает терапию, организацию психиатрической помощи, реабилитацию, профилактику, социальные аспекты психиатрии. Распознавание включает диагностику, исследование патогенеза, этиологии, течения, а также исхода психических расстройств. Согласно распространенного определения, к психической болезни относится изменение сознания, которое выходит за пределы нормы. Пограничные состояния между патологией и нормой изучает клиническая психология. Данное направление широко развивается в США.

Психиатрия подразделяется на частную и общую.

В частной психиатрии предметом изучения выступают отдельные болезни, а в общей психиатрии предметом изучения выступают общие закономерности психического расстройства. В общую психиатрию включают также общую психопатологию, а также патопсихологию. Частную психиатрию изредка называют частной психопатологией. Признаки психических расстройств являются предметом психиатрической семиотики. Симптоматику психических заболеваний, биологическую сущность, проявления в организме патологических изменений, приводящих к расстройству психики изучает клиническая психиатрия, а современная психиатрия исследует этиологию, клинику, патогенез, диагностику, профилактику, лечение, экспертизу и реабилитацию психических расстройств.

Экспертиза в психиатрии подразделяется на военно-психиатрическую, судебно-психиатрическую, медико-социальную (трудовую). Основной метод психиатрического обследования — клиническое исследование. Психиатрический диагноз устанавливается после добытых клинических и лабораторных методов исследований.

На протяжении нескольких столетий и по настоящее время идет дискуссия: психиатрия наука или искусство. Мнение критиков таково, что нет реальных доказательств научности психиатрии и действенности её методов.

Психиатрия конца XIX — начала XX века выделилась двумя школами. К первой отнесли психоанализ, где Зигмунд Фрейд положил начало своими работами о теории бессознательного. Согласно его теории, мозг человека выделяет область животных инстинктов. Фрейд считал, что «Оно» противостоит личностному «Я», а «Сверх-Я» — диктату общества, которое руководит личностью и навязывает определённые нормы поведения. Бессознательное, полагал Фрейд, является тюрьмой для запретных желаний, например – эротических, вытесняемых из него сознанием. По причине невозможности окончательного уничтожения желания сознание предлагает механизм сублимации — замещение через реализацию творчества или религии.

При этом нервное расстройство представляет сбой программы в механизме сублимирования и наступает выплескивание запретного из пациента через болезненную реакцию. Восстановление нормального функционирования личности осуществляется через технику, называемую психоанализом. Этот метод включает возвращение пациента к детским воспоминаниям, а также разрешению возникшей проблемы.

Фрейду противостоял Эмиль Крепелин со своей школой позитивистской медицины. В основу теории психического расстройства Крепелин отнес прогрессирующий паралич, и разработал новую форму изучения болезни как процесса, который развивается во временных рамках, а затем распадается на определённые стадии, при определённых симптомах. Позитивистская медицина дает объяснение умственному расстройству как разрушению мозговой ткани, биологическому разладу, вызванному множественными причинами.

Однако ни одна из теорий не смогла претендовать на обоснование доказательствами. Теорию о детском половом влечении Фрейд выстроил на психоанализе взрослых, объясняя, что у детей невозможно подтвердить ее из-за страха запретной темы. Оппоненты упрекали Крепелина, что фактически теория органического поражения приводит к безумию и эмоциональной, а также умственной деградации. Излечение заболевшего на то время считалось невозможным, а профессиональная деятельность врача сводилась к надзору, а также купированию возможной агрессии. Кроме этого позитивистская теория затруднялась дать объяснения многочисленным случаям душевных расстройств.

Психические расстройства разделяют на два уровня: психотический и невротический. Эта граница условна и предполагается, что ярко выраженная грубая симптоматика — признак психоза. А мягкость и сглаженность симптоматики свойственна для невротических расстройств.

Психиатрия это область человеческих знаний, занимающаяся исследованием патологии психической деятельности человека. Что является патологией психической деятельности? Точно ответить на этот вопрос нельзя. Где не определена норма, не может идти речь о патологии. Одновременно бесспорным является проявление психической деятельности, которую можно расценивать как анормальную. Это значит проявление психического расстройства, которое одновременно выступает в значительной степени, противодействующим, и устойчивым. К таковым относят навязчивые идеи, бредовые, фобии, патологию настроения (аффект и маниакальные состояния), расстройства восприятия (иллюзии, галлюцинации, сенестопатии).

На сегодняшний день к действенным методам терапии, которые используются психиатрами относятся блокировка работы мозга (нейролептиками), фармакотерапия — нейролептики, разрушение мозга (электрошоком — электросудорожная терапия, лоботомия-психохирургия).

psihomed.com

Чем отличается психолог от психиатра и психотерапевта

Чем отличается психолог от психиатра? Деятельность первого устремлена на оказание поддержки здоровому субъекту. Деятельность психиатра сконцентрирована на терапевтическом воздействии и прежде всего фармакопейными препаратами. Человеческое здоровье не заключается исключительно в телесных проявлениях. Помимо боли физической люди испытывают внутренние терзания, которые нередко наносят более серьезный урон, нежели телесная симптоматика. Избавить от душевных мучений может психолог либо психиатр. Психолог «бумажки» о наличии медицинского образования не имеет. Лекарем он не является, вследствие чего не должен заниматься терапевтической практикой. Психиатр же – это, в первый черед, врач, задача которого состоит в коррекционном воздействии недуга при помощи фармакопейных препаратов, психологических техник, психотерапевтических методик, физиотерапевтических процедур.

Чем отличается психолог от психиатра и психотерапевта

Сегодня, как продемонстрировала практика, большинство человеческих индивидов не ведают, в чем состоит отличие между деятельностью психолога, психиатрической помощью или психотерапевтическим воздействием. В действительности схожесть их заключается в общем корне «психо», подразумевающим человеческую душу, а также свидетельствующим о связи рассматриваемых профессий с функционированием мозга и людской психикой, а различие состоит в специфике деятельности и спектре задач.

Психиатрией называется отрасль, занимающаяся врачеванием души индивидов, лечением психических недугов.

Психологией именуется наука, исследующая человеческую душу.

Психотерапией является психическое воздействие, сконцентрированное на излечении человека.

Основополагающим отличием вышеприведенных трех профессий является отсутствие медицинского образования у психолога. Иначе говоря, что психотерапевт, что психиатр являются лекарями, а психолог не является доктором. Поэтому диагностировать недуги, назначать лечебные процедуры и фармакопейные препараты он права не имеет. Поскольку отсутствие знания основ медицины, не позволяет выявить истинную природу недуга и определить тяжесть хвори, поразившей психику субъекта.

Таким образом, психолог являет собой специалиста, имеющего гуманитарное образование по профилю психология и занимающегося изучением людской психики. Чаще всего деятельность психолога недугов не касается. Она преимущественно используется в подборе кадров, маркетинге, педагогике, управлении персоналом. Отдельно выделяют специфическую область психологической науки – дефектологию (науку об особенностях формирования малышей, имеющих физические отклонения либо психические дефекты, закономерностях образовательного процесса, их воспитания).

Психолог может практиковать психодиагностику, заниматься психокоррекцией, профориентационной работой, консультированием, научной деятельностью, развитием когнитивных способностей, коммуникативных и иных навыков, профилактикой негативных следствий трудового процесса и учебной деятельности.

Психолог также может заниматься многими другими сферами деятельности, устремленными на поддержку относительно здоровых индивидов в эмоциональном формировании, интеллектуальном развитии, овладении различными жизненными навыками.

Психиатр является лекарем, постигший медицинское ремесло и овладевший специализацией в сфере психиатрии. Данные специалисты работают чаще с тяжелыми недугами психики, где эффективными оказываются фармакопейные препараты и концепции, трактующие расстройство на уровне химических процессов, проистекающих в нервной системе. Подобные традиционные терапевтические методы эффективны для тяжелых недугов психики, но практически безрезультатны в лечении отклонений психосоциального характера или вызванных психической травмой. Эти нарушения невозможно объяснить нарушением биохимических процессов. Поэтому такие психические недуги требуют использования психологических методик и прежде всего психотерапевтических методов. Здесь следует акцентировать, что даже в случаях, когда психофармакология и психиатрия достигают существенного сдвига в лечении недугов психосоциального характера или порожденных душевной травмой, то залог результативной терапии и полное выздоровление невозможно без социальной помощи и психотерапевтической коррекции.

Психотерапевтом называется специалист, прошедший после базового медицинского либо психологического образования специализацию по психотерапии. Главным механизмом психотерапии является беседа, которая разительно отличается от привычного диалога. Психотерапевт, главным образом, помогает клиентам разрешить личностные, эмоциональные или социальные проблемы легкой либо средней тяжести. Более серьезные недуги требуют вмешательства психиатра. Деятельность психотерапевта связана с клиентами, а психиатра – с пациентами.

Помимо того, психотерапевту надлежит пройти установленное количество часов персональной психотерапии. Для профессиональной практики данный специалист должен регулярно повышать собственную квалификацию.

Чем клинический психолог отличается от психиатра

Медицинская психология либо клиническая психология являет собой отрасль психологии, граничащей с психиатрией, но имеющая четкие различия с последней. Данная разновидность психологии рассматривает явления психики в их взаимосвязи с недугами. Сфера данного ответвления включает диагностирование психического здоровья, проведение исследований, объясняющих психофизиологические проблемы, разработку, внедрение и оценивание психологической коррекции.

Деятельность психолога данной специализации сосредоточена на повышении ресурсов и целенаправленна на увеличение адаптационного потенциала индивидов, гармонизацию их психического созревания, охрану здоровья, одоление недугов, профилактические и реабилитационные мероприятия.

Можно выделить следующие инструменты клинической психологии: наблюдение, семейная психотерапия, беседа, консультирование, эмоционально-образная психотерапия, индивидуальная терапия, гештальт-терапия, различные разновидности поддержки индивидов, переживающих психологические проблемы, обусловленные нарушениями телесного здоровья.

Следовательно, рассматриваемая область науки являет собой деятельность широкого профиля, межотраслевого характера. Она изучает специфику психического функционирования у субъектов, страдающих различными недугами. То есть, данная отрасль анализирует психические отклонения, психические аспекты недугов соматического характера и включает исследование условий зарождения отклонений (этиологию), психотерапевтические методы, диагностику, эпидемиологию, профилактику, реабилитацию и оценку результатов. Научные деятели дают разнообразные определения рассматриваемому направлению психологии. Их мнения при этом сходны, что клиническая психология охватывает область, граничащую с психологической наукой и медициной. Другими словами, рассматриваемое ответвление изучает с позиции психологии проблемы медицины.

Описываемое направление помогает индивидам преодолеть болезненные врачебные процедуры, справиться с утратой прежних способностей, боязнью смерти, обидой на собственную жизнь, подавленностью вследствие серьезного недуга, депрессией, тревожностью.

Клинический психолог практикует психокоррекционное воздействие, оказывает психотерапевтическую поддержку при состояниях, порожденных различными психосоматическими недугами и патопсихологическими отклонениями, помощь при пограничных и неврозоподобных состояниях, наркомании, алкогольной и иных зависимостях.

Деятельность психиатра, по преимуществу, направлена на обнаружение, предотвращение и врачевание недугов психики. Психиатрия изучает отягощенность психики пациентов патологией.

Медицинская психология изучает приближенность к норме состояние индивидов. Психиатрия, большей частью, направлена на излечение уже больных индивидов. Выздоровевший субъект представляет для данной отрасли медицины гораздо меньший интерес, нежели больной субъект. Рецидив недуга возвращает человека в спектр «интересов» психиатра. Сфера деятельности данного специалиста охватывает лечение психических расстройств различной тяжести, назначает серьезные фармакопейные средства, обладающие явным терапевтическим эффектом и отпускаемые исключительно по рецепту.

Чем отличается психолог от психоаналитика

Человеческим душам также требуется врачеватель. Когда случается душевная травма либо иная проблема психосоциального характера требуется помощь целитель душ. Здесь и зарождается вопрос, к какому собственно специалисту надобно обратиться. Причем простому обывателю непонятно различие между психиатром и психоаналитиком. Психолог же для них лишь специалист, известный по школе, который сокращал им нудные уроки тестированием.

Психологом именуют специалиста, получившего психологическое образование, общетеоретические знания и частично практические представления о проистекающих в психике процессах. Его задачей является, преимущественно, решение личностных задач, межличностных проблем, возникающих в отношениях. Эти задачи могут решаться в коллективе либо индивидуально. Психолог помогает при наличии семейных конфликтов, противостояния в трудовой среде, неспособности индивидов полноценно взаимодействовать с социумом.

Психоаналитик призван решать более серьезные проблемы личностного характера, часто являющие собой легкие формы психических хворей: навязчивые состояния, страхи, первичные стадии шизофрении. Деятельность его связана, в основном, не с излечением, а направлена на поддержку индивидам в понимании собственной личности.

Следовательно, психологом является дипломированный специалист, посвятивший профессиональную деятельность постижению человеческой психики. Психоаналитик, прежде всего, является психотерапевтом, получившим специализацию по профилю психоанализ.

В профессиональной деятельности психолог может заниматься широким спектром вопросов, сконцентрировавшись в теоретических азах и практических мероприятиях. Практические психологи могут консультировать, проводить тренинги и тестирования. Важно, чтобы психолог перед собственной профессиональной деятельностью предварительно прошел сеансы личной психотерапии. Это поможет лучше понять азы специальности и избавиться от персональных проблем, которые в моменты практики могут стать преградой при взаимодействии с клиентами. Для практикующего психолога при этом прохождение психотерапевтического курса является лишь желательной процедурой, тогда как для психоаналитика эта процедура обязательна.

Дабы стать психоаналитиком специалистам помимо прохождения обучения психоанализу, необходимо пройти учебный курс психоанализа с опытным аналитиком. Психоанализ являет собой сложную теорию постижения душевного устройства индивидов и инструментов его оздоровления. Психоанализ сегодня далеко ушел от первоначальной концепции, предложенной Фрейдом.

Поскольку психолог не является лекарем, он диагностировать недуги не может. Задача его заключается в консультировании здоровых лиц, имеющих ситуационные проблемы.

Психоаналитиками становятся специалисты, получившие медицинское либо психологическое образование, овладевшие навыками психоанализа, прошедшие продолжительный курс обучения психоаналитической теории. Чаще всего психоаналитик с клиентом работает в интенсивном режиме (сеансы проводятся минимум 4 раза за неделю). Он занимается серьезными отклонениями психики и расстройствами, достигая структурной трансформации личности человека. Психоаналитик никогда не советует и не практикует у клиентов дома.

Профессия психоаналитика для самого специалиста связана с огромным эмоциональным риском, поскольку ему приходится работать с весьма сильными волнениями клиентов.

psihomed.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о