Психологический контакт это – Психологический контакт | Диплом по психологии

§ 1. Понятие и природа психологического контакта как сложного комплексного метода

§ 1. Понятие и природа психологического контакта как сложного комплексного метода

 

Эвристика глубоко психологична, психология контактов сле­дователя строится на принципах эвристики: преобразования, интерпретации, комбинирования, экспериментального разру­шения и созидания.

Поэтому вполне уместно рассмотреть проблемы психоло­гического контакта.

В криминалистической литературе психологический контакт, как правило, рассматривается в тактике допроса, что, на наш взгляд, ограничивает сферу его применения, использование его потенциальных возможностей. Представляется, что психологический контакт применим во всех следственных действиях, где, кроме следователя, принимают участие иные лица. Пси­хологический контакт — это компонент любого межличност­ного взаимодействия с обратной связью,

Различные авторы определяют природу психологического контакта по-разному: как условие, прием, стадию следственного действия, как состояние следователя и участника след­ственного действия.

Психологический контакт, объединяющий серию тактиче­ских приемов, подчиненных единой цели и пронизывающий весь процесс межличностного взаимодействия следователя и участника следственного действия, является сложным комплексным методом. В нем комплексируются различные приемы репродуктивного характера и эвристические приемы, создан­ные следователем специально для данной ситуации и данного человека с его неповторимыми характерологическими особен­ностями. Подготовка, проведение и анализ следственного дей­ствия опосредуются серией специальных логико-психологиче­ских  методов, изложенных ранее.

Метод психологического контакта занимает особое место среди специальных методов оптимизации следственных действий по следующим причинам:

1. Психологический контакт является неотъемлемым ком­понентом любого следственного действия, связанного с процессами профессионального общения. Формы межличностного взаимодействия в этих условиях могут быть самыми разными: от глубокого конфликта до полного взаимопонимания с совпа­дением целей. Однако наличие обратной связи в процессах общения с участником следственного действия указывает на наличие контакта (коммуникации, вызываемой и корректируе­мой по каналам обратной связи).

2. Психологический контакт как метод синтезирует в себе сложный комплекс методов, о которых ранее шла речь. Число методов, их объем, цели, инструментальные качества в каж­дом отдельном случае с учетом следственной ситуации, личностей следователя и участника следственного действия.

Таким образом, содержание метода психологического контакта в различных ситуациях может быть различным по системе и структуре. Это позволяет сделать вывод о гибкости данного метода, его высоком тактическом потенциале.

Включая в свою структуру различные криминалистические методы, психологический контакт является эффективным условием для применения большого числа специальных крими­налистических методов, оптимизирующих реализацию такти­ческой программы следственного действия.

Психологический контакт является именно тем звеном, за которое на современном этапе с его многообразными сложностями и противоречиями можно удержать всю цепь тактиче­ских приемов и методов, применяемых в отношении участни­ков следственных действий.

Психологический контакт необоснованно обедняется, когда его применение связывается только с допросом. Он может применяться в отношениях с участниками очной ставки, опо­знания, проверки показаний на месте происшествия, обыска и выемки, следственного эксперимента, а также в отношениях с сотрудниками следственных групп при выполнении следст­венных и оперативно-розыскных мероприятий, с экспертами и представителями различных служб, включенных в рассле­дование уголовного дела.

Но тактические возможности психологического контакта как комплексного метода лучше демонстрируются в тактике допроса, где процессы профессиональной коммуникации вы­ходят на передний план, обнажая сущность тактического межличностного взаимоотражения, взаимодействия, взаимопони­мания.

Советские криминалисты подходят к определению психо­логического контакта с различных позиций.

Н.И. Порубов рассматривает психологический контакт как «систему взаимодействия людей между собой в процессе их общения, основанного на доверии: информационный процесс, при котором люди могут и желают воспринимать информа­цию, исходящую друг от друга. Психологический контакт — это, наконец, процесс взаимовлияния, сопереживания и взаим­ного понимания»1. Н.И. Порубов справедливо замечает, что психологический контакт должен сопутствовать всему ходу допроса. Для его установления требуется проведение ряда тактических приемов, определяемых ходом допроса, обстоя­тельствами дела, наличием доказательств, а также личностью виновного

2.

Таким образом, психологический контакт можно рассмат­ривать как тактическую операцию, объединяющую совокуп­ность тактических приемов, направленных на решение серии задач при производстве допроса.

А.В. Дулов определяет психологический контакт как «це­ленаправленную, планируемую деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направ­лении и достижение его целей»3. А.В. Дулов обоснованно указывает на необходимость учета психических явлений, кото­рые закономерно развиваются у человека перед вступлением в общение. Выявление этих закономерностей поведения, ха­рактерных для конкретного человека, является одной из задач следователя при подготовке к следственному действию. С од­ной стороны, психологический контакт позволяет рационали­зировать режим общения с конкретном следственном дейст­вии. С другой стороны — психологический контакт обуслов­ливает оптимизацию производства иных следственных действий с участием лица, с которым следователь на допросе ранее сформировал стабильный психологический контакт.

А.Б. Соловьев рассматривает психологический контакт как «способ коммуникативных связей, как возникновение своего рода «эмоционального доверия» к следователю»4.

Наличие эмоционального доверия является желательным элементом психологического контакта, но иногда следователь объективно не имеет возможности вызвать к себе эмоциональ­ное доверие человека, потому последний вступает в общение, имея цели, противоречащие целям следователя, но рассчиты­вая в процессе контактного общения найти компромиссное решение поставленных им задач. Контактные отношения в та­ких случаях строятся на основе взаимопонимания и взаимо­уважения следователя и участника следственного действия.

В психологии под контактом понимается «случай коммуни­кации с обратной связью»5. Коммуникация с обратной связью предполагает двусторонний характер отношений, где следо­ватель и его партнер одновременно являются и «адресатом», и «адресантом». Поэтому оба они оказывают влияние на про­цессы общения, на динамику развития их отношений.

Двусторонние отношения в процессе формирования и ста­билизации психологического контакта предполагают не только получение следователем информации, но и передачу им опре­деленной информации своему партнеру. Эта информация мо­жет содержаться в вопросах следователя, в оценке показаний, в доказательствах, используемых в целях изменения позиции участника следственного действия.

Трудно согласиться с В. Л. Васильевым, определяющим пси­хологический контакт как стадию, на которой «оба собеседника окончательно вырабатывают в отношении друг друга общую линию поведения, а также определяют такие парамет­ры, как ее темп, ритм, основные состояния собеседника, приемы устной речи, позы, мимика и в некоторых случаях основная аргументация»6. Психологический контакт представляет собой динамический, находящийся в развитии процесс, участники которого, обмениваясь информацией, постоянно корректируют свое поведение в соответствии с ситуациями допроса Этот процесс сопровождает всю процедуру допроса и поэтом его нельзя считать стадией допроса.

Г.Г. Доспулов определяет психологический контакт ка «согласованное деловое взаимоотношение следователя со свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым, коте рое возникает на основе правильной позиции следователя и поведения допрашиваемого»7. Процесс согласованности взаимоотношений следователя и участника следственного действия происходит постепенно, поэтапно, иногда незаметно.

Деятельность следователя в процессе допроса имеет ряд общих черт с работой актера. Поэтому представляется уместным привести высказывания К.С. Станиславского о том, что психологический контакт — это «приспособление, это внутрен­ние и внешние ухищрения, с помощью которых люди применя­ются друг к другу при общении»8. Это приспособление пред­ставляет собой своеобразное искусство оптимизации тактиче­ских отношений.

В то же время контактные отношения не возникают из ус­тупок следователя. Напротив, при формировании контакта идет борьба за психологическую инициативу во взаимодейст­вии. Каждый из партнеров стремится мыслить за другого и совершает такие действия, чтобы получить тактический выигрыш. Поэтому формирование психологического контакта, по мне­нию А.Р. Ратинова, содержит элементы психологической борь­бы, которая является одной из сторон индивидуально-психо­логического подхода, предполагающего гуманность, чуткость и корректность в отношениях с подследственными. Следова­тель, по существу, участвует в той борьбе, что происходит во внутреннем мире человека»

9.

В связи с этим можно не согласиться с Ф.В. Глазыриным, определяющим психологический контакт как «готовность допрашиваемого к общению со следователем, к даче правдивых показаний»10.

Готовность партнера к общению можно рассматривать как первичный и промежуточный результат общения, который в своем развитии реализуется в процессе дачи правдивых и полных показаний.

Предпосылкой формирования психологического контакта с допрашиваемым, оптимизации форм общения являются профессионально важные качества следователя11.

1. Интеллектуальные качества. К ним относятся дискурсивное и интуитивное мышление. Дискурсивное мышление работает в четко ограниченной области, когда известно, что именно требуется доказать. Дискурсивное мышление сопровождается словесными формулировками. Интуитивное мышление — обязательный элемент следственного творчества, это кульмина­ция творческого процесса, своеобразный гребень волны, где полно и целостно, симультанно представлена как ретроспектива, так и перспектива поиска12.

2. Основные характерологические качества. Это настойчи­вость, самостоятельность, терпение, самообладание, принципиальность, последовательность, целеустремленность, решительность, оперативность, инициативность, мужество.

3. Психофизиологические качества. Основными из них являются: уравновешенность, способность к сосредоточению психическая выносливость, значительный объем внимания, переключаемость, быстрая ориентировка в новых условиях, «по. мехоустойчивость» (способность работать при наличии посто­ронних раздражителей).

Деятельность следователя при формировании психологи­ческого контакта с участником следственного действия подчинена ряду целей.

Главной целью психологического контакта является получение правдивой и полной информации об обстоятельства) расследуемого преступления, а также перенос контактны) отношений на смежные следственные действия, например на проверку показаний на месте происшествия, следственный эксперимент, очную ставку и опознание, в которых принимает участие лицо, находящееся в состоянии психологического кон­такта со следователем.

Формирование психологического контакта предполагает установление причин и условий, способствующих совершению преступления. Эта цель вытекает из главной цели, но заслу­живает специального выделения, обусловливая профилактическую деятельность следователя.

Одной из целей формирования психологического контакта является исправление и перевоспитание правонарушителей формирование у них позитивных социальных установок.

Целью формирования контакта является также оказание психологической помощи партнеру. Часто психическая травма переживаемая потерпевшим, является более тяжелой, чем физическая травма. Следователь должен уметь рациональным» средствами трансформировать установку, отрицательно влияющую на создание потерпевшего. Действие психической трав мы испытывает и свидетель преступления. Кроме того, сам преступник тоже может испытывать воздействие психической травмы, которую он получает в связи с совершенным преступ­лением. В ряду случаев человек совершает преступление в со­стоянии стресса, физиологического аффекта или по неосто­рожности. В таком случае само преступление и его последст­вия травмируют преступника. К тому же факт возбуждения уголовного дела, задержание, арест, утрата прежнего социаль­ного положения оказывают психотравмирующее воздействие на допрашиваемого, который в связи с этим уклоняется от кон­такта со следователем, «уходит в себя», отказывается от дачи показаний.

В связи с изложенным одной из целей формирования пси­хологического контакта является преодоление психической травмы, чтобы лицо могло давать правдивые и полные пока­зания.

Сформулированные цели психологического контакта при производстве следственных действий вызывают необходимость решения целого ряда проблем.

1. Проблемы регуляции эмоциональных состояний участни­ка следственного действия и разработки допустимых средств для активизации борьбы мотивов. В процессе взаимодействия следователя и участника следственного действия переплета­ются различные виды мотиваций: индивидуальная и коллектив­ная, профессиональная и социальная, а также иные. Каждый момент анализируемого взаимодействия определяется соот­ветствующими мотивами, которые изменяют режим общения. Поэтому следователь должен уметь влиять допустимыми средствами на формирование мотивов своего партнера.

2. Проблема оптимизации общения с человеком, испыты­вающим психотравмирующее воздействие факта преступле­ния. Решение данной проблемы предполагает совершенство­вание процессов, которые отражаются в понятиях «корректность», «тактичность», «чуткость», «доброжелательность», «гуманность». Разработка этой проблемы позволит най­ти «ключ» у частнику следственного действия, «возбудить» у него доверие к следователю, желание дать правдивые и ис­черпывающие показания. Этому способствует надлежащая об­становка, деловитость, внимание и корректность следователя, его требовательность и настойчивость в сочетании с чутким отношением к искренним переживаниям допрашиваемого, готовность в любой момент обеспечить реализацию предостав­ленных допрашиваемому законных прав»13.

3. Проблема интенсификации выявления причин и условий, способствующих совершению преступления. Практика свидетельствует, что истинные причины преступлений, механизм формирования преступного умысла часто остаются невыяснен­ными именно из-за отсутствия психологического контакта сле­дователя с партнером. Между тем обвиняемый при наличии глубокого психологического контакта со следователем может раскрыть сложный механизм своего преступного поведения.

4. Проблема прогнозирования процессов и результатов деятельности следователя при формировании психологическо­го контакта. Можно разделить мнение А. В. Дулова, считаю­щего, что, «зная закономерности структуры преступления, можно прогнозировать способы противодействия, которое окажет допрашиваемый. Чем лучше следователь знает пути, сред­ства, способы оказания противодействия, тем легче ему пре­дупреждать это противодействие. А значит, и обеспечивать установление истины по расследуемому делу»14.

5. Проблема повышения эффективности психологического контакта при производстве следственных действий. Эта проблема включает в себя все вышеперечисленные, но имеет и соб­ственное содержание. Совершенно справедливо отмечает А. Б. Соловьев, что «проблема эффективности не может сводиться к эффективности отдельных следственных действий. Эффек­тивность системы следственных действий, включая в себя в ка­честве обязательного элемента эффективность производства отдельных следственных действий, предполагает оптимальное использование а процессе расследования их совокупности»15.

Природа психологического контакта такова, что его резуль­таты могут использоваться при реализации системы следствен­ных действий, например, очной ставки, опознания, следствен­ного эксперимента и проверки показаний на месте происше­ствия. Поэтому эффективность психологического контакта оп­ределяется не только результатами данного следственного действия, но и результатами смежных следственных действий, в которых участвовало лицо, состоящее в психологическом контакте со следователем. «Прорастая» в тактику смежных следственных действий, психологический контакт может обес­печить оптимизацию различных следственных действий.

Формирование психологического контакта можно представить в виде пяти стадий, каждой из которых соответствуют различные формы деятельности следователя. Нижеприведен­ная система стадий в наибольшей степени соответствует тактике допроса, но с минимальным преобразованием может быть использована при проверке показаний на месте происшествия, очной ставке, следственном эксперименте, выемке, обыске и т.д.

1-я стадия: изучение личностных качеств будущего участ­ника следственного действия.

1.1. Сбор и анализ информации о будущем участнике след­ственного действия.

1.2. Выявление личностных особенностей, характеризую­щих возможные состояния и позицию участника следственного действия.

1.3. Формулировка вопросов и подготовка оптимальных тактических приемов, направленных на формирование психологического контакта и обеспечивающих получение полной и правдивой информации.

2-я стадия: вступление в контактное взаимодействие.

2.1. Встреча и обмен контактоформирующими репликами.

2.2. Формирование первоначального согласия («консонан­са»).

3-я стадия: формирование ситуативной установки участника следственного действия на контактное взаимодействие.

3.1. Углубление знаний об участнике следственного дейст­вия путем постановки дополнительных вопросов о семье, профессии, заслугах и иных обстоятельствах, характеризующих личность. Это целесообразно делать в ходе фиксации в прото­коле анкетных данных.

3.2. Объективация личности следователя, состоящая в пе­редаче последним участнику следственного действия некоторых сведений о себе, об отношении к его положительным ка­чествам.

4-я стадия: контактное взаимодействие в основной части следственного действия (рефлексивная стадия).

4.1. Формирование контактных отношений в ходе свобод­ного рассказа участника следственного действия (допроса, очной ставки, проверки показаний на месте происшествия и т.д.).

4.2. Укрепление психологического контакта при постановке серии вопросов, направленных на получение полных и правди­вых показаний.

5-я стадия: стабилизация психологического контакта при окончании следственного действия.

5.1. Одобрение следователем позиции, занятой контактным участником следственного действия при чтении и подписании протокола.

5.2. Тактические действия, направленные на укрепление кон­тактных отношений в последующих следственных действиях с участием, данного лица.

При подготовке к допросу (применение методов форми­рования психологического контакта представляется целесообразным продемонстрировать на основе тактики допроса, где эффективность психологического контакта наиболее очевидна) следователь должен прогнозировать следующие формы кон­тактного общения, которые можно подразделить в зависимо­сти от целей, преследуемых участником следственного действия.

1. Вступление в психологический контакт с целями, которые совпадают с целями следователя. В такой обстановке человек принимает объективно сложившуюся ситуацию, желает установления истины по расследуемому делу, отношения со следователем носят бесконфликтный характер. Данная форма психологического контакта может иметь несколько подвидов

а) бездумное включение в контактное взаимодействие Партнер предполагает, что следователь в силу своей должности может и должен понять текущую ситуацию и самого допрашиваемого. Такая позиция характерна для свидетелей, которым безразлично, с каким следователем им предстоит беседовать по данному делу;

б) вступление в контактное взаимодействие, обусловлен­ное эмоциональными факторами: гневом, страхом, состраданием, раскаянием и другими чувствами. Эти чувства человек испытывает до процедуры следственного действия, он приходит к следователю, настроившись на вступление в психологический контакт. Следователь должен уметь сохранить эти  отношения и укрепить их. Безразличность, грубость, бестактность следователя могут вызвать неприязнь допрашиваемого что вызовет прекращение контактных отношений. Описывая мая форма психологического контакта характерна для потер певших, особенно по изнасилованиям, а также для подозреваемых и обвиняемых, принявших решения дать правдивы показания;

в) вступление в психологический контакт, вызванное эмоциональным возбуждением допрашиваемого, наступившим непосредственно в ходе допроса. Допрашиваемый имеет цели. совпадающие с целями следователя, но негативно относится к следственным работникам и поэтому не желает вступать в психологический контакт и давать правдивые показания. Это характерно для потерпевших и свидетелей с антисоциальными установками. Следователь, обращаясь к чувствам стыда, гор­дости, раскаяния, любви, симпатии и другим чувствам, может сформировать психологический контакт на эмоциональной основе. А затем, когда допрашиваемый откажется от нега­тивного отношения к следователю, можно подвергнуть сло­жившуюся ситуацию анализу с рациональных позиций;

г) вступление в психологический контакт со следователем, обусловленное предварительным, глубоким анализом сложив­шейся ситуации. Деятельность допрашиваемого в этом случае отличается обдуманностью, предвосхищением своего поведе­ния и стабильностью. Данная форма психологического кон­такта является наиболее прочной, но и она нуждается в бе­режном отношении, в укреплении и стабилизации.

2. Вступление в психологический контакт с целями, кото­рые полностью или частично не совпадают с целями следователя. Внешне данные отношения не отличаются от ранее описанных, но внутренняя сторона отношений носит харак­тер скрытого конфликта. Данные отношения могут иметь два подвида:

а) допрашиваемый входит в контактное взаимодействие со следователем, имея цели, частично не совпадающие с целями следователя. Эта позиция отличается от ранее описан­ных тем, что следователь проводит серию приемов, направ­ленных на формирование контакта, а допрашиваемый прини­мает предложенную форму взаимодействия. Внешняя сторона отношений полностью отвечает признакам, характеризующим психологический контакт, но следственное действие часто содержит элементы принудительного общения. Отношение допрашиваемых, особенно подозреваемых и обвиняемых, к следователю часто бывает окрашено негативными эмоция­ми. Поэтому в отношениях допрашиваемого и следователя нередко присутствует скрытый конфликт. Допрашиваемый ис­пытывает состояние неопределенности и борьбы мотивов, он ищет оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если следователь поймет состояние допрашиваемого и мотивы его поведения, он может изменить направленность позиции до­прашиваемого активизацией борьбы мотивов, в результате чего внешняя и внутренняя стороны общения станут в полной мере соответствовать признакам психологического контакта;

б) допрашиваемый входит в контактное взаимодействие со следователем, имея цели, полностью противоположные целям следователя, допрашиваемый рассчитывает "переиграть" следователя, ввести его в заблуждение, бросить тень подозрений на невиновного человека. Допрашиваемый пытается использовать психологический контакт как орудие своей защиты. Это характерно для подозреваемых и обвиняемых, вуалирующих неприязненное отношению к следователю и дающих ложные показания. 

 

Оптимизация работы с допрашиваемым предполагает интенсивную подготовку к допросу, которая включает в себя анализ материалов уголовного дела, изучение личности буду­щего допрашиваемого, подготовка вопросов и тактических приемов, обеспечивающих получение наиболее полных и прав­дивых показаний допрашиваемого. Перечисленные элементы подготовки к допросу взаимосвязаны, но эффективность деятельности следователя на допросе проявляется в тех тактических приемах, которые обеспечат получение максималь­ного объема доказательственной информации от допраши­ваемого. Каждый из этих приемов должен иметь избиратель­ное воздействие. По образному выражению А. Р. Ратинова, «психологические методы должны быть подобны лекарству, которое, действуя на больной организм, не причиняет ника­кого вреда здоровым частям организма»16.

Чтобы воздействие тактического приема было оправдан­ным, необходимо эвристически интерпретировать сведения о личности. Такая интерпретация должна проводиться до встречи с допрашиваемым, чтобы следователь имел возможность избрать оптимальные формы общения с данным чело­веком, Под интерпретацией принято принимать распознавание и истолкование сущности какого-либо явления. Криминали­стическая интерпретация осуществляется методами, кото­рые характерны для теории и практики расследования пре­ступления, в частности, наблюдением, беседой, анализом, синтезом, моделированием  и др.

Наибольший интерес представляет метод обобщения неза­висимых характеристик, суть которого состоит в получении сведений об изучаемом лице из различных источников. На основании собранной информации следователь может составить целостную характеристику исследуемого лица и подго­товить наиболее эффективные приемы работы с ним.

Интерпретация строится с использованием криминалисти­ческого прогнозирования. Интерпретация сведений о лично­сти позволяет установить закономерности и причинную обус­ловленность поведения исследуемого лица до совершения преступления, во время совершения преступления и после него.

Если следователь дает объяснение собранным фактам, выявляет скрытые тенденции поведения лица, которое он собирается допрашивать, то он может объяснить и поведение этого лица на будущем допросе при определенных, плани­руемых следователем обстоятельствах. Точность прогноза поведения изучаемого лица зависит от полноты и глубины изучения его характера, мотивов поведения в обыденных и чрезвычайных ситуациях.

Интерпретация как составная часть прогнозирования при расследовании преступлений осуществляется  посредством глубокого изучения механизма поведения человека, «путем тщательного изучения всех или основных действующих на не­го внешних и внутренних факторов»17.

Исследование личностных качеств будущего допрашивае­мого производится до непосредственного контакта с ним, что можно назвать предконтактной интерпретацией, а также во время допроса. Предконтактная интерпретация осуществляется с использованием собранных материалов, что позволяет переходить от восприятия описаний поведения исследуемого лица к моделированию его личности и будущего поведения на допросе. Таким образом, Предконтактная интерпретация— это основанное на изучении личности методом обобщения независимых характеристик заключение следователя о харак­тере и мотивах поведения данного человека на допросе и иных следственных действиях.

Практически предконтактная интерпретация может осу­ществляться: путем анализа протоколов допросов родственников, сослуживцев, знакомых и иных лиц, характеризующих будущего допрашиваемого; по характеристикам с мест рабо­ты и учебы, по сведениям из детских комнат милиции и комис­сий по личным делам несовершеннолетних; по копиям пригово­ров и личным делам осужденных, если изучаемый человек ра­нее был судим; путем анализа медицинских карточек из полик­линик и психдиспансеров; по сведениям, полученным оператив­ным путем; посредством анализа материалов уголовного дела.

Среди установленных данных, характеризующих будущего участника следственного действия, следователь выделяет такие, которые могут быть тактически использованы. Эти дан­ные служат основанием для избрания или разработки серии тактических приемов, обеспечивающих формирование психо­логического контакта и результативность действия в целом.

При изучении личностных качеств участника следственного действия особое внимание надо уделять качествам, которые могут проявиться в процессах противодействия следователю: подвижность и оригинальность мышления, агрессивность, эго­изм, смелость, устойчивость к стресс-факторам, склонность к риску.

Например, формулируя вопросы допрашиваемому, следо­ватель должен помнить, что каждый ответ допрашиваемого станет отправным моментом для дальнейшей работы с ним. Поэтому личностные качества будущего допрашиваемого должны истолковываться именно с позиций возможных его решений и соответствующих решениям ответов.

Исследовательская деятельность следователя может за­нять несколько часов, но удачно проведенный допрос лица, показания которого имеют особую значимость, окупают эти затраты времени, создают благоприятные условия для общения с подозреваемым (обвиняемым) на протяжении длитель­ного периода.

 

_________________________________

1 Порубов Н. И. Допрос в советском уголовном процессе. Мн., 1973, С. 73,

2 Порубов Н. И. Научные основы допроса на предварительном следст­вии. Мн., 1978. С. 43.

3 Дулов А. В. Судебная психология. Мн., 1973. С. 107.

4 Соловьев А. Б. Допрос свидетеля и потерпевшего. М., 1974. С. 42.

5 Добровмч А. Б. Общение: наука и искусство. М., 1980. С, 47.

6 Васильев В. Л. Юридическая психология. Л., 1974. С. 43.

7 Доспулов Г. Г. Психология допроса на предварительном следствии М., 1976. С. 12.

8 Станиславский К. С. Работа над собой в творческом процессе пере­живаний // Собр. соч. М., 1955. С. 281.

9 Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. М., 1967. С. 107.

10 Глазырин Ф. В. Психология следственных действий. Волгоград, 1983. С. 58.

11 Котов Д. И., Шиханцов Г. Г. Психология следователя. Воронеж, 1977. С. 62-93.

12 Семенов Н. Н., Степанов С. Ф. Рефлексия в организации творческого мышления // Вопр. психологии. 1983. № 2. С. 41.

13 Пантелеев И. Ф. Тактика допроса // Следственная тактика. М., 1982. С. 49.

14 Дулов А. В. Основы расследования преступлений, совершенных долж­ностными лицами, Мн., 1985. С. 43—53.

15 Соловьев А. Б. Использование системного подхода при изучении эффективности следственных действий // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1985. Вып. 43. С. 61.

16 Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. М., 1967. С, 168.

17 Аванесов Г. А. Основы криминологического прогнозирования. М., 1970, С, 43.

ebooks.grsu.by

КОНТАКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - это... Что такое КОНТАКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ?


КОНТАКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

положительно-эмоциональное взаимодействие субъектов, общение, которое возникает между ними на основе общих интересов и целей их деятельности

Юридическая психология: словарь терминов. 2010.

  • КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
  • КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ

Смотреть что такое "КОНТАКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ" в других словарях:

  • Контакт психологический: концепция Л. Б. Филонова — Концепция психол. контакта исходит из представлений о взаимном дополнении участников О., направленного на достижения согласия. Ее название «Концепция комплементарной природы контакта» (Л. Б. Филонов). В ней показано, что если имеется обоюдное… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • контакт-психология (kontaktpsychologie) — Этимология. Происходит от лат. cоntactus соприкосновение, греч. psyche душа + logos учение. Автор. Э.Шпеер. Категория. Форма психотерапии. Специфика. Основан на теории Шпеера, в которой он все межчеловеческие отношения выводил из отношений… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психологический тип (соционика) — Соционический тип (социотип, тип «информационного метаболизма», ТИМ, психотип) человека с точки зрения соционики, тип структуры мышления человека, который определяется взаимным расположением т. н. аспектов. Соционика рассматривает 16 типов… …   Википедия

  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ —         Один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения.         В отечественной литературе авторы,… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • Социально-психологический статус полиции — Видный руководитель полиции Великобритании (1972 1977 г.г.) Роберт Марк писал: Полицейская функция, которой мы с вами себя посвятили, возможно, одна из самых достойных и благородных функций в свободном обществе. Мы с вами представляем власть… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Подражание — психологический механизм воздействия людей друг на друга, в результате которого происходит неосознанное воспроизводство личностных черт и поведенческих паттернов. * * * следование какому либо примеру, образцу. П. встречается на разных возрастных… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Суворов, Александр Васильевич (психолог) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Суворов, Александр Васильевич. Александр Васильевич Суворов Суворов А. В. за компьютером Дата рождения: 3 июня 1953(1953 06 03) (59 лет) …   Википедия

  • История развития понятий «общение» и «коммуникация» — Активное использование понятий О. и коммуникация (К.) в отеч. психологии началось в 1970 1980 х гг. одновр. с развитием общей, социальной, пед., инженерной психологии, психологии труда, а также психологии личности, медицинской психологии,… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • антропоморфизм — (от греч. anthropos человек и morphe вид, форма) представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку. Антропоморфическое толкование поведения животных с точки зрения человеческих… …   Большая психологическая энциклопедия

  • подражание — следование какому либо примеру, образцу. П. встречается на разных возрастных этапах (см. возраст) индивидуального развития у человека. Несмотря на внешнее сходство, за явлениями П. у разных возрастных групп скрыты различные психологические… …   Большая психологическая энциклопедия


juridical_psychology.academic.ru

Установление психологического контакта


⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 11Следующая ⇒

Установить психологический контакт – значит создать благоприятные условия для решения конкретных проблем.

В ходе деловой беседы партнеры могут занимать по отношению друг к другу разные позиции:

1. Готовность к сотрудничеству;

2. Безразличие;

3. Противодействие собеседнику.

Относительно второй и третьей позиции необходимо так построить общение, чтобы заинтересовать партнера, «повернуть к себе лицом». Для этого существуют приемы установления психологического контакта.

 

Приемы установления психологических контактов

1. Прием снятия напряжения.

Непринужденность знакомства, выражение удовлетворения по поводу встречи.

2. Проявление интереса и внимания к партнеру.

Учтите! Что, прежде всего людей интересуют они сами. Поэтому проявите к собеседнику искренний интерес, дайте ему почувствовать значимость его личности.

3. Прием накоплений согласий.

Найдите предмет беседы, по поводу которого совпадают позиции собеседников.

Добейтесь, чтобы ваш партнер несколько раз согласился с вами или сказал слово «да». В дальнейшем это затрудняет проявление несогласия.

4. Прием «разговаривания» партнера.

Необходимо добиться, чтобы был диалог, а не монолог.

5. Прием «зацепки».

Необходимо найти какой-либо повод для беседы (какое- либо событие, сравнение, личное впечатление и т. д.) и от него перейти к изложению проблемы. Чаще всего создается иллюзия, что это импровизация, но в действительности «зацепка» тщательно продумывается заранее.

6. Прием психологической пристройки к собеседнику.

Сближение своего стиля общения, манер поведения с позицией партнера. Это снижает психологический барьер, оказывает на него внушающее воздействие.

7. Вовлечение в совместную работу.

8. Оказание значимой услуги.

Цель: вызвать у партнера желание ответить на проявленное внимание подобными действиями.

9. Обращение за помощью. «Мне необходима ваша помощь…»

10. Сопереживание партнеру.

Не все просьбы партнера можно удовлетворить, но отнестись к ним с пониманием, искренним сочувствием, это важное условие делового сотрудничества предпринимателей.

Соблюдение этих правил даст Вам возможность быть успешным не только в деловом, но и в межличностном общении.

Рассмотрим еще несколько важных моментов, которые помогают или мешают устанавливать контакт.

 

Что помогает установлению психологического контакта:

1. Невербальные средства общения: открытые позы, открытые руки, расстегнутые пиджаки и т. д.

2. Улыбка, рукопожатие.

3. Контакт глаз.

4. Знание имени.

5. Дистанция (ты или вы).

6. Равенство позиций.

 

Что мешает установлению психологического контакта:

1. Перебивание партнера.

2. Принижение партнера.

3. Негативная оценка его слов.

4. Обобщения типа: всегда, никогда, везде, постоянно.

5. Волнение, дрожание.

6. Многословие.

7. Заискивающие интонации.

8. Неправильно выбранная дистанция.

-

Выделим общие коммуникативные правила (общие правила ведения беседы):

1. Избегай упреков.

2. Не демонстрируй превосходства.

3. Избегай обвинительного тона – ты не прокурор.

4. Прощай людям мелкие слабости.

5. Будь терпим к своеобразию другого.

6. Говори не больше и не меньше того, что требуется в данный момент.

7. Подчеркивай достоинства собеседника.

8. Расспрашивай заинтересованно, но не будь бесцеремонным.

9. Принимай решение вместе с человеком, но не вместо человека.

10. Ищи в людях хорошее.

11. Не командуй, а проси.

12. Не давай оценок.

13. Не давай советов.

 

 

Виды вопросов

 

· Закрытые вопросы – это вопросы, на которые ожидается только ответ да или нет, они создают напряженную обстановку в беседе (как допрос), поэтому такие вопросы необходимо задавать строго с определенной целью, или когда мы хотим быстрее получить согласие или ответ на вопрос. При дефиците времени.

· Открытые вопросы – это вопросы, на которые нельзя ответить да или нет, и которые требуют какого-то пояснения. К ним относятся: «что», «как», «где», «сколько» и т.д.

· Риторические вопросы – на эти вопросы не дается прямого ответа, т.к. их цель вызвать новые вопросы и указать на нерешенные проблемы.

· Переломные вопросы – они удерживают беседу в строго определенном направлении или же поднимают целый комплекс новых проблем. Они задаются в том случае, когда мы получили достаточно информации по одной проблеме и хотим перейти к другой.

· Вопросы для обдумывания – они вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что было сказано. Цель этих вопросов – создать атмосферу взаимопонимания.

· Альтернативные вопросы – это вопросы, которые содержат союз «ИЛИ».

Как аргументировать свою позицию

 

Аргументы – это научно-обоснованные методы речевого воздействия на собеседника

Успех аргументации зависит от двух обстоятельств:

1. Умения соблюдать ряд принципов.

2. Владения приемами аргументации.

 

Принципы аргументации:

1. Простота и точность излагаемой информации. Доказательства и разъяснения, должны быть доступны для понимания собеседника.

2. Диалогичность общения и равенство партнеров.

3. Приспособление аргументов к личности собеседника:

а) аргументы должны учитывать ценностные ориентации партнера, его коммерческие интересы.

Б) темп аргументации должен соответствовать темпераменту собеседника. Холерики и сангвиники не выносят длинных вступительных речей и монологов. Общаясь с ними, необходимо между аргументами делать паузу, предоставлять им возможность высказывать свою точку зрения. Другое дело меланхолики и флегматики. Им требуется некоторое время, чтобы включиться в беседу, даже если это решительный и уверенный в себе человек. Слушают, не перебивая, затем задают очень детальные вопросы. Сами говорят неспешно, вдумчиво, мысль излагают подробно. Общение с таким человеком нелегкое, но торопить его нельзя.

4. Наглядность изложения своих доказательств

 

Методы аргументации

1. Фактологический метод. Изложение в качестве доказательства конкретных фактов.

2. Метод противоречия. Основывается на выявлении противоречий в аргументации собеседника.

3. Метод сравнения. Имеет исключительное значение, особенно, когда сравнение подобранно удачно, что придает выступлению исключительную яркость и большую силу внушения.

4. Метод «Да…, но».

5. Метод «Кусков». Состоит в расчленении выступления собеседника таким образом, чтобы были ясно различимы отдельные части. При этом целесообразно не касаться наиболее сильных аргументов собеседника, а преимущественно ориентироваться на слабые места и попытаться именно их опровергнуть.

6. Метод «Бумеранга». Использование оружия собеседника против него самого.

Манипулятивные методы аргументации основываются на механизме внушения, т. е. на неосознанном восприятии доказательств.

7. Инверсия – переворачивание с ног на голову.

8. Метод преуменьшения. Осознанное преуменьшение значимости той или иной проблемы.

9. Метод преувеличения. Состоит в обобщении любого рода и преувеличении.

10. Метод гиперболизации – «Из мухи – слона».

11. Метод «Анекдота». Остроумное замечание, шутка, анекдот, сказанные вовремя, могут полностью разрушить даже тщательно построенную аргументацию. Если потом проанализировать шутку, то, как правило, оказывается, что она не имеет никакого отношения к обсуждаемому предмету.

12. Ссылка на авторитет. Состоит в цитировании известных авторитетов в конкретной сфере деятельности (радио, пресса, телевидение и т. д.)

13. Прием дискредитации собеседника. Стремление поставить под сомнение репутацию собеседника. Если попытка оскорбления происходит в кругу людей, то лучше хладнокровно и кратко объяснить присутствующим, чем вызвано такое поведение другого. Или проигнорировать нетактичные высказывания и перейти к конкретным аргументам по обсуждаемой проблеме.

14. Прием введения в заблуждение. Основывается на сообщении путаной информации, слов и полуистин, которыми нас забрасывает собеседник. Он сознательно или неосознанно накручивает проблемы, создает предпосылки возможного перехода от дискуссии к конфликту.

15. Прием апелляции к чувствам. Представляет собой постоянное взывание к сочувствию и стремление уклониться от предмета беседы. В этой ситуации беседа может принять сложный эмоционально-насыщенный характер. Поэтому необходимо повернуть дискуссию на деловые рельсы.

Путем воздействия на ваши чувства партнер пытается обойти деловые, нерешенные вопросы.

 

Как слушать партнера

Успешность деловой беседы во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника. Народная мудрость гласит: «Человеку даны два уха, чтобы слушать, и только один язык, чтобы говорить».

 

Выделяют следующие техники слушания:

1. Простое слушание (пассивное или безмолвное).

2. Активное слушание.

3. Непродуктивное слушание.

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

психология - это... Что такое контакт-психология?


контакт-психология

— метод психотерапии, предложенный Э. Шпеером и основанный на его теории психического, в коей все межчеловеческие отношения выводились из отношений мужчины и женщины. В этом методе терапевтическое воздействие направлялось прежде всего на реализацию способности клиента к любви, часто заторможенную из — за неадекватности и поверхностности контактов. Наибольший эффект в применении метода отмечен для клиентов, мучимых переживаниями одиночества, а также при неврозах и аутизме.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

  • консультирование психологическое
  • контаминация

Смотреть что такое "контакт-психология" в других словарях:

  • Контакт–Психология — Контакт психология психотерапевтический метод, предложенный Э. Шпеером и основанный на его теории психического, в которой он все межчеловеческие отношения выводил из отношений мужчины и женщины (Speer E. Liebesfahigkeit (Kontaktpsychologie) ,… …   Психологический словарь

  • контакт - психология —      метод психотерапии, предложенный Э. Шпеером и основанный на его теории психического, в коей все межчеловеческие отношения выводились из отношений мужчины и женщины. В этом методе терапевтическое воздействие направлялось прежде всего на… …   Большая психологическая энциклопедия

  • контакт-психология (kontaktpsychologie) — Этимология. Происходит от лат. cоntactus соприкосновение, греч. psyche душа + logos учение. Автор. Э.Шпеер. Категория. Форма психотерапии. Специфика. Основан на теории Шпеера, в которой он все межчеловеческие отношения выводил из отношений… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ —         (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… …   Философская энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… …   Энциклопедия Кольера

  • ПСИХОЛОГИЯ — сфера знаний о психике людей и животных, т. е. о формах активности, отображения, регулирования, с помощью которых живые существа реализуют себя в бытии. Центральной проблемой П. на протяжении многих веков оставался человек и его субъективная… …   Современный философский словарь

  • Психология торговли (sales psychology) — Область П. т. часто выходит за пределы личных покупок и продаж, предполагающих прямой контакт между продавцом и покупателем, включая в себя тж маркетинг, использующий рекламу в СМИ с целью привлечения потенциальных покупателей. Продажи… …   Психологическая энциклопедия

  • Аналитическая психология — Аналитическая психология  одно из психодинамических направлений[1], основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг [2]. Это направление родственно психоанализу, однако имеет существенные отличия. Его… …   Википедия

  • Гуманистическая психология (humanistic psychology) — Г. п. это одновременно общественное движение, зародившееся внутри психологии, и теорет. перспектива, выдержавшая испытание временем. Оба этих аспекта требуют должного внимания и анализа. В самом понятии Г. п. содержится некое противопоставление… …   Психологическая энциклопедия

  • Наблюдение (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Наблюдение. Наблюдение описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение… …   Википедия


psychology.academic.ru

Психология контакта

Мне хотелось бы поговорить о тенденциях в современной практической психологии и психотерапии. Рынок услуг сегодня предлагает огромное количество направлений и школ, предлагающих терапевтическую помощь. Людям, встретившимся с внутренними затруднениями, порой непросто выбрать, к кому же обратиться и кто может действительно помочь разобраться с теми душевными затруднениями, с которыми самостоятельно они справиться не могут.

У меня нет формального психологического образования, но около трети людей приходящих на мои семинары и тренинги, запрашивающие моей консультации, его имеют. Как исследователю, мне важно понимать, чего же они хотят дополучить в моем пространстве, чего оказалось недостаточно в сообществах, где они обучались.

Мне рассказывали, что, нередко студенты, закончившие различные психологические факультеты, приступая к работе с реальными клиентами, но не знали как применить все эти академические знания на практике, а попытки применения психологических знаний на живых людях, в конечном итоге, оказывались воздействием, а не взаимодействием. И подобная работа нередко оставляла неприятный осадок вторжения в тонкие и чувствительные сферы души, холодными, похожими на хирургические, инструментами.

Если до наступления эпохи интернета нам казалось, что прочитав какую-то психологическую статью или узнав что-то о себе на очном приеме у психолога, мы что-нибудь "поймем", то есть, узнав в описанном симптоме себя, нам "станет полегче", нужно только добыть эту "особую информацию", то сегодня вся информация абсолютно доступна, но "легче" от этого не становится.

От прочтения психологических текстов и историй, уже не происходит ожидаемый катарсис, но нередко клиенты, подменив переживание "пониманием", говорить что им "стало понятнее и от этого полегче". Тем не менее, психотерапевтические интернет-группы, психологические сообщества в соцсетях, продолжают выкладывать все новые и новые тексты, которые мы продолжаем читать с удовольствием …

Подходит к концу эпоха «психологических технологий». Сегодня многое из практик и методик мы прекрасно научились скачивать и практиковать сами, в наши времена уже нет ничего тайного, что не стало бы явным. Однако грусть и тоска в глазах участников семинаров по «передовым психологическим технологиям» развеивается на время, но окончательно не проходит и после участия в суперуспешных тренингах.

Психотерапевт, который не дает клиенту живого личностного отклика и контакта, но лишь знания, методики, или интерпретирует тебя терминами своего психологического направления (хорошо, если при этом успевает предварительно знакомить с их значением), сегодня не может считаться эффективным и результативным консультантом. Люди и и самостоятельно могут найти описание всех своих симптомов и диагнозов, скачать техники НЛП и паттерны Эриксоновского гипноза на видео и в текстовом варианте.

Реальные изменения на глубинном уровне происходят вовсе не от того, что они их скачали, прочитали и попробовали применить их к себе. Большая часть так называемых психологических проблем, связана с нарушением информанцонно-энергетического обмена между «клиентом» и его социальным окружением, а также между внутренними частями личности клиента.

Травма, полученная в результате тех или иных близких, открытых отношений, накладывает отпечаток сдержанности и настороженности на все последующие взаимоотношения человека со значимыми старшими, с равными себе (в социальном смысле) с мужчинами, женщинами, с миром в целом.

Что же мне видится перспективным подходом в душепопечении, психотерапии сегодня? Мы как будто отвыкли от живого конструктивного человеческого контакта: так, чтобы и «честно» и «бережно», глубоко и качественно. Мы забаррикадированы несколькими уровнями защит, страхов, которые успешно маскируются под «нормы этикета».

Терапия, в которых эти самые границы нарушаются живым человеческим участием, живым реагированием, терапия, где тебе могут дать живой контакт и проявить человеческий интерес по отношению к тебе и к тому, что с тобой происходит – это и является, по-моему мнению, наиболее перспективным подходом сегодня.

Это уже не психоанализ, и не попытки дать «оценку ситуации», и не рефрейминг. Это живое общение двух людей – та самая роскошь человеческих отношений, это по сути и есть взаимодействие в любви.

Однако, у коллег классических психологических школ иной подход – «остерегайтесь излишней к пациенту», а в бизнес-коучинге – «ничего личного, мы только решаем задачи клиента». И в этом есть свое рациональное зерно, однако важно учесть вот что.

«Работая» психотерапевтами, следуя правилам терапевтической игры, мы обучились быть хорошими клиентами и прекрасными терапевтами! Мы открыли секрет успешности и счастливой жизни в психотерапевтическом или тренинговом пространствах.

И поэтому мы ходим туда за поддержкой и принятием: каноны психотерапии регламентируют бережные правила игры. Но в реальной жизни всё непредсказуемо, порой, жестко и без всяких правил!

И если психотерапевт не может себе позволить быть живым человеком, вполне осознанно взаимодействуя без правил, вряд ли он сможет донести до человека способность пребывать в пространстве неопределенности, обучить, подобно серфенгисту, скользить по волнам реальности, в которой не существует стабильных раз-и-навсегда законов и правил.

Границы психотерапии, которые устанавливаются обычно в классическом консультировании, не добавляют ни клиенту, ни терапевту, жизненной энергии, столь необходимой для движения. В терапевтической игре, мы можем оставаться в наших психологических бункерах, но зато теперь мы знаем, как интерпретируется то, что мешает нам выйти наружу!

Я не ставлю жестких границ между моей жизнью и моей терапевтической сессией. В своей работе я предлагаю сдаться Жизни (в лице терапевта как её представителя), установить с ней реальное взаимодействие. Если хочешь, вырази ей свое недовольство, даже свое разочарование по поводу нее, - прямо мне в лицо.

И если ты произнес это мне, ты наверняка ощутишь, осознаешь, понят ли ты, принят ли таким, какой ты есть. А если ты увиден, принят и понят таким, какой ты есть – у тебя есть ощущение шанса прожить жизнь счастливого, т.е. сопричастного Жизни человека. Энергия твоей души изнутри потекла наружу!

Многие клиенты показывают терапевту какую-то часть себя, мол «сделайте что-нибудь с моим пальчиком, но меня, пожалуйста, не трогайте». Я не с тобой ведь хочу что-то делать, я хочу взаимодействовать с тобой цельным! С цельным тобой хочу поговорить. Ты там жив, в своей отгороженности, в своем одиночестве и в своем глобальном недоверии? Или тебя там уже нет? Или ты какой-то цепью приковал себя к границам «себя» и дальше уже не выходишь?

Профессиональные консультанты и профессиональные клиенты, продолжают эту имитацию жизни, но уже в формате психотерапии … Я не хочу этим заниматься. Мне хотелось бы прожить жизнь цельно, на подъеме.

Если и клиент к этому готов (а наверняка он именно этого по сути и желает) то - возможно. Психотерапевт, консультант – это тот, кто призван ждать и дождаться Человека в тебе. Тебя дождаться, а не твой симптом, не твой анализ и не твои умные рассуждения о том, что ты прочитал в каком-то психологическом журнале.

Без всяких правил и стандартов проявись, пожалуйста. Выходи сюда, на встречу со мной. Я жду тебя. Я не знаю, чем это закончится. Может быть ты будешь моей возлюбленной, может ты станешь моим другом, а может ты будешь моим учителем, а может быть твоим учителем стану я. Соглашаясь с предельной неопределенностью жизни, я не знаю куда это продлиться дальше, чем это закончится, и закончится ли вообще…

Умные аналитики могут сказать «А не происходит ли здесь компенсация внутренних целей и потребностей психотерапевта за счет своих клиентов?» Да, происходит. Конечно, происходит! Я хочу больше людей в мою жизнь, хочу больше качества и вкуса во взаимодействии. Умея это, и я готов обучить тому, как это происходит между людьми! Но если Вы приходите ко мне на обучение или на семинар, то имейте ввиду – будет жарко. Будет неожиданно, будет круто, но по-настоящему.

Пока мы не разбудим Силу, внутренний импульс Жизни в человеке, нет никакого смысла продолжать всю эту терапевтическую игру. Но есть смысл в том чтобы быть, чтобы любить, чтобы пригласить, чтобы задружиться…

Не считаю, что я первооткрыватель какого-то нового направления в психотерапии. Эти истины давно известны. Мое постижение науки консультирования началось лет 15 лет назад с книги Джеймса Бьюдженталя "Наука быть живым», затем была Ирвина Ялома «Лечение от любви…». Очень хорошие книги, всем рекомендую. Живые примеры живой жизни в формате консультирования.

Недавно я посмотрел сериал «Mental» ("Сознание"). В фильме показана клиника, в которой психиатры работают по классическим канонам, но, в какой-то момент там появляется новый заведующий отделением, который воспринимает пациентов не как больных, а как людей попавших в некую трудность, запутавшихся в проекциях своего ума, который закрыл для них видение реальности, вернее, у них был утерян контакт с разделяемой (социальной) реальностью.

Так вот, он вытягивал их в мир людей, акцентируя свое внимание не на симптоме, а на здоровой части личности, разгребая ее сквозь завалы меняльного и эмоционального мусора. Еще один яркий пример такой работы, очень рекомендую всем моим знакомым психологам и консультантам.

Когда я слышу о том, что вместо глубокого и заинтересованного диалога человеку предлагаются или релаксационные техники или феназепам, понимаю, что этими полумерами мы только глушим неистребимую жажду жизни, которая живет внутри каждого из нас, но не всегда находит адекватный (для социума) выход вовне. Вместо игры в «эксперта» и «профана», я предлагаю моих коллег к отказу от этих ролей, предлагаю пригласить обратившихся к вам в общее пространство Жизни с избытком.

Я не понимаю до конца, как мне удается оживлять людей (о чем впоследствви они свидетельствуют), некоторые коллеги спрашивали меня о «моей методике»… На сегодняшний день у меня ее нет, хотя, в свое время, я обучался у многих мастеров. Я просто был собой в каждой ситуации, в каждой консультационной сессии, я умею полностью быть с человеком, когда провожу консультационную сессию, с людьми, когда беседую или веду семинар…

В завершение разговора о психотерапии контакта, о науке быть живым, мне бы хотелось привести стихотворение Веры Полозковой, в котором отражена суть того, о чем я (осознаю, возможно, достаточно сумбурно) пытался сказать выше.

Я пришёл к старику Берберу, что худ и сед,
Разрешить вопросы, которыми я терзаем.
«Я гляжу, мой сын, сквозь тебя бьет горячий свет, -
Так вот, ты ему не хозяин.
Бойся мутной воды и наград за свои труды,
Будь защитником розе, голубю и — дракону.
Видишь, люди вокруг тебя громоздят ады, -
Покажи им, что может быть по-другому.
Помни, что ни чужой войны, ни дурной молвы,
Ни злой немочи, ненасытной, будто волчица -
Ничего страшнее тюрьмы твоей головы
Никогда с тобой не случится».


Вот из этих «тюрем» своей головы, в которых оказались люди, в тюрьмах концепций, правил и прочих проявлений достроенной реальности, мы, служители помогающих профессий, призваны выводить других людей: своим сердцем, своей заботливой мудростью, честностью и теплой человеческой заботой.

samsebegu.ru

Психологический контакт - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Психологический контакт

Cтраница 1

Тесный психологический контакт с подчиненными невозможен, если командир не овладел азами ораторского мастерства. Руководитель должен уметь выражать свои мысли ясно, точно и кратко, говорить убедительно и воодушевленно, вовремя использовать шутку, поговорку. Однако следует иметь в виду, что позерство и жонглирование фразой отталкивает слушателей, сводит на нет воспитательный эффект беседы. Командир должен разговаривать с людьми по-деловому, если нужно - строго, но душевно, не отталкивая их казенностью и безразличием.  [1]

Установление психологического контакта с больным состоит в умении приспособится к нему, познать и понять его особенности.  [2]

И для обеспечения психологического контакта с ними не следует задавать беседе слишком быстрый темп, торопить их с ответом. Зато они гораздо лучше усваивают новое, в отличие от холериков, для кбторых свойственно поверхностное усваивание информации. Последних следует специ ально наводить на размышление и рефлексию. У меланхоликов часто занижена самооценка, они застенчивы и в беседе их надо подбадривать. Таким образом, наиболее успешными в рамках слоя S11 являются сангвиники и холерики.  [3]

Помимо этого, установлению психологического контакта способствует то, что следователь самым подробным и тщательным образом доверительно разъясняет обвиняемому его процессуальные права, установленные законом.  [4]

Беседы и опросы требуют хорошего психологического контакта исследователя и испытуемого. Они наиболее сложны, так как даже у опытного квалифицированного работника трудно получить ответы, интересующие исследователя.  [5]

Существуют специальные приемы, способствующие установлению психологического контакта между руководителем и подчиненным.  [6]

Психолог может помочь следователю подобрать эффективные приемы установления психологического контакта с обвиняемым. Например, если в ходе предварительной беседы обвиняемый делает резкие движения, часто меняет позу, то это может свидетельствовать о его легкой возбудимости, склонности к раздражительности, эмоциональным вспышкам. Учитывая это, следователь должен выбрать спокойный, ровный тон, продемонстрировать эмоциональную уравновешенность, что снимет напряженность у допрашиваемого.  [7]

Какие приемы в ходе допроса используют следователи для установления психологического контакта с допрашиваемым.  [8]

В ходе допроса обвиняемого определенные трудности у следователей вызывает установление с ним психологического контакта и, в случае необходимости, изобличение его во лжи.  [9]

При первой встрече проводится знакомство участников друг с другом, так как установление доверительного психологического контакта - важнейшая предпосылка успешной работы и поэтому требует специального внимания и усилий от ведущего. Существуют различные приемы знакомства.  [10]

При первой встрече проводится знакомство участников друг с другом, так как установление доверительного психологического контакта - важнейшая предпосылка успешной работы и поэтому требует специального внимания и усилий от ведущего. Существуют различные приемы знакомства.  [11]

Однако независимо от этих объективных организационных требований человек, являясь руководителем, не перестает быть субъектом общения, взаимоотношений, психологического контакта. Поэтому принцип научной социально-психологической подготовки и обучения руководителей приемам управления взаимоотношениями в трудовом коллективе должен распространяться на руководителей всех уровней и рангов.  [12]

Это, в свою очередь, может снизить эмоциональный тонус аудитории, ослабить степень восприятия и усвоения материала и отрицательно отразиться на психологическом контакте в целом.  [13]

Если в организации большое число руководителей, способных возглавить непосредственные трудовые коллективы, передавать свой опыт сотрудникам, управлять, используя средства мотивации и психологического контакта с подчиненными, то можно создавать линейную структуру с широким диапазоном контроля и сделать ее достаточно плоской, а при необходимости инициировать новации и готовить новые направления деятельности, создавать и проектные ( матричные) структуры. Однако, если в организации в достаточном количестве присутствуют только администраторы и диапазон средств воздействия ограничивается системами стимулирования и контроля, то целесообразно ориентироваться на создание жестких линейных структур, которые, впрочем, не смогут быть эффективны без привлечения сильных организаторов, способных спроектировать такие структуры и зафиксировать правила их работы в регламентирующих документах.  [14]

Цель беседы - уточнить мнение исполнителя по поводу предстоящей работы, понять причины его во ответить на все вопросы, проверить глубину понимания поставленной задачи и способов ее реш необходимо установить психологический контакт с подчиненным, создать условия для сво. Установлению контакта способствуют: благожелательная pea сомнения подчиненного, выражение ему полного доверия, отказ от упреков в непонимании зада выполнить, сосредоточение внимания исключительно на деловой стороне.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

контакт - психология - это... Что такое контакт


контакт - психология

     метод психотерапии, предложенный Э. Шпеером и основанный на его теории психического, в коей все межчеловеческие отношения выводились из отношений мужчины и женщины. В этом методе терапевтическое воздействие направлялось прежде всего на реализацию способности клиента к любви, часто заторможенную из — за неадекватности и поверхностности контактов. Наибольший эффект в применении метода отмечен для клиентов, мучимых переживаниями одиночества, а также при неврозах и аутизме.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

  • конституция организма
  • контент - анализ

Смотреть что такое "контакт - психология" в других словарях:

  • контактёр — контактёр, а …   Русское словесное ударение

  • контактёр — контактёр, а …   Русский орфографический словарь

  • контактёр — контактёр …   Словарь употребления буквы Ё

  • контакт — а, м. contact, нем. Kontakt <лат. contactus прикосновение. 1. ест. Соприкосновение, соединение. Получился контакт. К. химически взаимодействующих веществ. К. двух сплавов. Уш. 1934. От перваго магнитическаго прикосновения ( contact magnetique) …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • контакт — (1) [IEV number 151 12 15 ] контакт (контактного коммутационного аппарата) Токопроводящие части, предназначенные для установления непрерывности цепи при их соприкосновении и в результате их движения относительно друг друга в процессе оперирования …   Справочник технического переводчика

  • КОНТАКТ — Соприкосновение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНТАКТ соприкосновение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. КОНТАКТ …   Словарь иностранных слов русского языка

  • КОНТАКТ — КОНТАКТ, контакта, муж. (лат. contactus прикосновение). 1. Соприкосновение, соединение (ест.). Получился контакт. Контакт химически взаимодействующих веществ. Контакт двух сплавов. || Место соприкосновения электрических проводников (тех.).… …   Толковый словарь Ушакова

  • контакт — связь, соприкосновение, узел, точка касания; взаимосвязанность, соединение, взаимопонимание, согласованность, взаимосвязь, геркон, общение Словарь русских синонимов. контакт см. связь 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М …   Словарь синонимов

  • контакт — КОНТАКТ, а, м. Употребляется перед распитием спиртного. контакт? Есть контакт …   Словарь русского арго

  • контактёр — м. см. контактёры Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • контакт — contact Kontaktzone, Kontakthof, Kontakt, Berührungsstelle 1) Зіткнення, зв’язок, взаємодія. Напр., контакт мінеральних зерен при флотації, аґломерації тощо. 2) Площина (поверхня) зіткнення різних гірських порід т.зв. геологічний К. (geological… …   Гірничий енциклопедичний словник

Книги

  • Контакт, Саган К.. "Контакт: роман"— научно-фантастический роман, написанный знаменитым астрофизиком и популяризатором науки Карлом Саганом. Сначала это казалось невозможным — радиосигнал, который поступал не с… Подробнее  Купить за 467 руб
  • Контакт, Саган К.. "Контакт: роман"— научно-фантастический роман, написанный знаменитым астрофизиком и популяризатором науки Карлом Саганом.. Сначала это казалось невозможным — радиосигнал, который поступал не… Подробнее  Купить за 458 руб
  • Контакт, Карл Саган. «Контакт» – научно-фантастический роман, написанный знаменитым астрофизиком и популяризатором науки Карлом Саганом. Сначала это казалось невозможным – радиосигнал, который поступал не с… Подробнее  Купить за 299 руб электронная книга
Другие книги по запросу «контакт - психология» >>

psychology.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о