Психология униженного – Тщеславие, гордыня и унижение — Психология PRO

Тщеславие, гордыня и унижение — Психология PRO

Как говорит толковый словарь, тщеславие – это потребность в доказательствах собственного превосходства над другими людьми. С одной стороны, это – признак болезненного самолюбия. С другой стороны, желание быть лучше других – превосходная, а порой и единственная мотивация для саморазвития. Возможно, с этим инструментом эволюции природа слегка перестаралась. Соревновательный дух и самоутверждение как мотивация отлично работают, если не доходят до откровенного унижения и тирании.

Стараться быть лучше других, играя по правилам и развивая личные навыки – это вполне здоровая мотивация. Возможно, все дело в том, что природа поощряет человеческое развитие, награждая успешных в этом деле чувством удовлетворения. А человек – существо хитрое – научился обманывать самого себя, и переживать удовлетворение от псевдоразвития. Это самообман, в котором, чтобы «держать марку», не надо расти самому, достаточно всего лишь унижать других людей. Чтобы оставаться на уровне – куда проще опускать окружающих, нежели реально продвигаться в собственной эволюции. Но суррогат «развития» путем принижения других людей – это фейк, имитация развития, мертвый муляж, который на деле является скорей деградацией.

Тщеславие ничтожества

Тщеславие – это способ обмануть себя, получив удовлетворение от иллюзии собственного величия. На запущенных стадиях тщеславие перерастает в звездную болезнь и далее в манию величия – самодовольную паранойю, с которой человеку на пустом месте мерещится собственное могущество, красота и гениальность. Все это – обратная сторона унижения. Тщеславие – это возвеличенная низость.

Порой, когда мы просим о помощи, или когда нам эту помощь предлагают без нашей просьбы, мы можем переживать унижение, потому что в наших головах сидит штамп, что помощь требуется слабым, беспомощным, или неполноценным членам общества. Иной гордец не попросит о помощи, даже если от этого зависит чья-то жизнь.

Нас унижают не столько «короли», сколько люди равные нам, но в своем тщеславии, возомнившие себя королями. И если так происходит, значит, наше положение – ниже среднего, в нашу сторону можно плевать и выливать помои, пока мы это позволяем. В определенном смысле желание быть «выше» других – это и есть низость, которая пытается возвыситься за чужой счет.

Тщеславное ничтожество радуется чужой боли, становится «энергетическим» вампиром, который питается чужим страданием. Ничтожество выискивает больные места людей, чтобы почувствовать власть над ними. Отсюда растут ноги в том числе: у эгоизма, снобизма, честолюбия, гордыни, звездной болезни и чувства собственной важности. Надевая все эти напыщенные маски, мы бравируем перед собственным унижением внутри себя. Возвеличиваем себя до небес, втаптывая в грязь собственное подавленное ничтожество. Так мы создаем и поддерживаем внутренний психический раскол, в котором наше величие является обратной стороной нашей ничтожности.

Когда человек переживает унижение длительное время, он теряет

самоуважение, а самооценка становится заниженной. Он закрывается от окружающих, прячет свою боль, защищаясь маской ложной личности, которая искусственно сконструирована, чтобы спрятать психическую травму. По мере нарастания внутреннего раскола, психика становится все менее устойчивой, и человек пребывает в непрерывном напряжении, потому что не может быть собой, не может раскрыть ни другим, ни даже самому себе свое нутро, изуродованное кровоточащей раной унижения.

С такой раной в душе человек болезненно воспринимает любую критику, случайно услышанный посторонний смех принимает на свой счет, как насмешку, и даже невинное замечание ему напоминает о подавленном унижении.

Сторонний критик при этом иногда воспринимается так, словно он раскусил униженного, выявил его тайну о психической ране в душе, залез под кожу, и, узнав слабое место, уколол в самый его эпицентр.

Все это – персональные галлюцинации раненой души. Именно поэтому психотерапевт, выслушивая клиента, в какой-то подходящий момент может задать вопрос о сходных случаях из прошлого. Быть может, в далеком детстве, когда ребенок был не в силах переварить унижение, это переживание было вытеснено в его бессознательное. А в бессознательном душевные раны не заживают, а продолжают кровоточить. Чтобы исцелиться, необходимо терпеливо раскрываться, устраняя все ложные личины, смотреть в лицо собственным страхам.

Неудивительно, что даже невинная критика может вызывать в раненой душе ненависть. Униженный и тщеславный человек падок на лесть, и крайне зависим от мнения окружающих, чем окружающие иногда сознательно, или бессознательно пользуются. Некогда униженный человек часто перестраховывается, защищаясь даже там, где нападением и не пахло, от чего кажется безосновательно резким и агрессивным.

Чем более запущенная «ситуация», тем сильней человек напряжен, тем сложней ему общаться с другими людьми,  тем более одиноким, порой, человек себя чувствует. В такой ситуации роль психолога может оказаться незаменимой. Страдающему человеку необходимо, чтобы его просто выслушали, позволили быть собой, приняли без всяких оценок, чутко и с уважением к его сущности.

Любовь тщеславного ничтожества

Влюбленность с такой раной в душе может стать крайне болезненным опытом, наполненным каскадом труднопреодолимых иллюзий. Болезненное самолюбие проецирует на возлюбленного радость возможного приятия израненной души. На расставание, или невозможность быть в обществе возлюбленного проецируется душевная рана. Иными словами человек, живущий с раной подавленного унижения, склонен приписывать боль от этой раны разлуке с объектом своей «любви». По этой теме на progressman.ru имеется ряд статей под тегом «привязанность».

На противоположном полюсе болезненной психике удобно приписывать внутреннее самовозвеличивание «победам» на любовном фронте. Такой человек в отношениях не столько строит отношения, сколько самоутверждается, пытается доказать себе очередной победой, что он – не жалкое ничтожество. И если этому самоутверждению сопротивляются, «любовь» внезапно обращается в ненависть.

За что мы ненавидим возлюбленного? Он не стал тешить наше самолюбие, не стал возвеличивать нашу персону, показал, что мы недостойны такого отношения, и поэтому наше тщеславное величество впадает в другую крайность – унижение. К любви примешивается ненависть, потому что отказ во взаимности растаптывает гордыню, которая на деле была всего лишь прикрытием для собственного внутреннего ничтожества.

И кстати, чем сильней возлюбленный втоптал нашу гордыню в грязь, тем сильней мы его «любим»! Помните? Одна крайность поддерживает и укрепляет другую. Такая разновидность болезненной «любви» идет рука об руку с тщеславием, ненавистью и унижением.

Напомню, что речь идет вовсе не о какой-то реальной ничтожности, а всего лишь о его противоречивых чувствах и догадках на свой собственный счет. Все это мы делаем сами с собою. Так работают психические механизмы двойственности. Мы сами втаптываем себя в грязь, чтобы затем возвеличиться. От таких душевных «ран» в разной степени страдает большинство из нас.

Тщеславие цивилизации

Вся наша цивилизация держится на самоутверждении собственной никчемности. Вспомните свое детство. Нам всегда нравились герои, которые тешили свое самолюбие особенно искусно. Чем круче герой, тем виртуознее он возвеличивает свое эго: нерушимый терминатор, или могущественный Нео, побеждающий невротика Смита, Золушка, пробившаяся из низов общества прямиком к принцу, Барби, рожденная в богатстве и роскоши розового гламура.

Чего стоит одна сказка Пушкина о волшебном зеркале! Гордой царице лукавое зеркало внушило, что она «на свете всех милей». И вот, вокруг заниженной самооценки царицы завязалась целая заварушка! «Жестокую» правду о том, что молодая царевна красивее, болезненная психика царицы не смогла воспринять разумно, и чтобы удержать свой имидж на высоте, царица была готова пуститься «во все тяжкие». Перечислять можно бесконечно. В каждой истории найдется подходящий пример.

А величайшими мастерами в этом нелегком деле тщеславного самовозвеличивания мы становимся на духовном пути, когда, отрекаясь от гордыни, мы тешим именно ее – гордыню на все более изощренных и утонченных уровнях. Полагаю, и к этому стоит относиться со спокойным пониманием.

Тщеславие и унижение

Продолжительный опыт унижения не означает, что на личности можно поставить крест. Наоборот, преодолевая дисбаланс, мы обретаем мудрость и становимся сильней, чем могли стать без этого закаляющего опыта. Все психические «болезни» преодолимы. Наши слабости – просто те психические «мышцы», над которыми необходимо поработать в первую очередь, обращая слабость в силу.

Часто, когда мы видим, как критикуют других, то можем легко распознать субъективность критика. Но если критикуют нашу персону, то начинаем принимать критику всерьез. Происходит своеобразная «сцепка», когда галлюцинации критика как бы совпадают с галлюцинациями унижающегося.

Например, доминирующий босс отчитывает подчиненного, доходя до самодурства, возвышается над человеком, который от него зависит. А подчиненный, активно участвуя в «игре» не на равных, унижается, утверждаясь в позиции слабого менеджера младшего звена. Подчиненный воспринимает это как «объективную» реальность, «общее» пространство, в котором происходит этот единый процесс унижения и возвышения между двумя субъектами. Все это ощущается настолько реалистично, словно действительно является объективной реальностью. И ответная ненависть к боссу, также, кажется оправданной и уместной.

Однако вся эта ситуация происходит в голове подчиненного. Нет никакой «объективной» реальности, где босс в роли альфа-самца унижает подчиненного. Все это – субъективное восприятие, двойственные игры разума, которые большинство людей проигрывают ежедневно в своих головах.

Что реально происходит в голове босса – не имеет значения. Субъективные переживания босса не выходят за пределы его головы. Если босс прилюдно мастурбирует тешит свое самолюбие – это его «национальная» проблема. Подчиненный лишь слышит тембр голоса, видит мимику, и характеризует все это сообразно своему жизненному опыту. И если в его опыте есть психотравма унижения, она закономерно проецируется в новой сходной ситуации.

В психологии существует термин «классическое обусловливание», которым обозначают процесс выработки условного рефлекса. Возможно, Вы слышали анекдот про лабораторных обезьян?

Беседуют две обезьяны в клетке:
– Подруга, а что такое условный рефлекс?
– Ну, как бы это тебе объяснить… Вот видишь этот рычаг? Как только я его нажимаю, так вот этот человек в белом халате сразу подходит и дает мне кусочек сахара!

Условные рефлексы проявляются, когда, например, мы реагируем на нейтральную ситуацию эмоционально, потому что в нашей голове она ассоциируется с другой ситуацией из прошлого, где мы уже проявляли именно эти эмоции.

То есть, когда подчиненный ненавидит Босса, возможно, на самом деле он ненавидит своего отца, или хулигана-одноклассника, который в прошлом подчинял нашего подчиненного, подавляя его психику. Возможно, замечания босса были невинными, но какие-то неуловимо схожие оттенки его действий пробудили подавленные чувства в подчиненном, и вызвали неадекватную реакцию.

Именно поэтому целесообразно поддерживать здоровую самооценку у ребенка, потому что детское сознание еще не в силах осознавать в полной мере иллюзорность психической двойственности. Травмы, нанесенные в раннем детстве подавляются в бессознательное, и могут преследовать личность всю жизнь. Ведь именно в детстве вырабатываются наши базовые представления о мире и обществе. Поменять их в зрелом возрасте крайне сложно.

Унижать других — гораздо худший вид гордости, чем превозносить себя не по заслугам.
Франческо Петрарка

Гордыня — эхо былого унижения.
Степан Балакин

Не унижайся ни перед кем: не смотри ни на кого свысока!

Леонид С. Сухоруков

Если ты не унизил себя сам, ничто не в силах тебя унизить.
Ричард Юхт

Сознательное унижение

Иногда унижение выбирают сознательно по разным причинам. Для некоторых унижение – это своего рода психологический экстрим, который дает освобождающее ощущение раскованности, преодоления границ и свободы от страха.

Что-то схожее, с характерным приливом адреналина ощущают любители экстремальных видов спорта, например, во время прыжков с парашютом. Раскованность чувств дает ощущение, когда «море по колено».

В иных случаях некоторым людям нравится чувствовать себя подчиненной вещью, с которой хозяин сделает все, что захочет. Это, я полагаю, является искаженной потребностью в приятии и доверии, в чем-то аналогичного доверию ребенка по отношению к родителям.

Выше я уже говорил, что унижение является обратной стороной тщеславия. Возможно, люди, наделенные большой властью над другими (начальники, боссы и пр.), чтобы сгладить самооценку и разрядить напряжение, могут сознательно выбирать унижение.

В нашем обществе даже существует отдельная психосексуальная субкультура «БДСМ», которая основывается на унижении и господстве в сексуальных отношениях. Последователи «БДСМ» возбуждаются и разряжают эмоциональную напряженность, нарушая в своих ролевых играх социальные условности и табу.

Иногда унижаются, чтобы манипулировать тщеславием другого человека, которого своим унижением возвышают. Например, унижаясь, человек в роли слабого просто стремится снять с себя ответственность, чтобы оставить все сложные дела для «сильной» личности, падкой к лести и тщеславию. Унижающийся при этом, может считать себя умней, коль ему удалось своими «хитрыми» манипуляциями добиться желаемого. Или унижающийся просто хочет жалости, и жаждет вечно оставаться в зоне комфорта, где ему удобно быть беспомощным и слабым.

Нищие и попрошайки, также, играют на жалости к их унизительному положению. Говорят, некоторые из этих «нищих» зарабатывают унижением куда приличней своих благодетелей.

Иногда люди приходят к сознательному унижению, чтобы избежать наказания от господствующего авторитета. Если авторитет ведется на «игру», он также, в своей психике увеличивает раскол, раскачивая маятник тщеславия и унижения.

Еще один, достаточно редкий вариант сознательного унижения – с духовной целью усмирения гордыни и тщеславия. Но с такой целью человек не столько унижается, сколько учится проявлять смирение. И такое смирение, я считаю, не следует смешивать с унижением. Обыденное унижение – это всегда определенного рода самообман и неприятие происходящей ситуации. Смирение на духовном пути, напротив, связано с приятием происходящей жизни. Унижение отличается от смирения – так же, как невроз от святости.

Инерция

Понимание того, как действует наша психика, как мы привязываемся к маятнику унижения и тщеславия, помогает привлечь внимание к этим психическим механизмам. Но даже их сознательное понимание еще не гарантирует полного освобождения от этих переживаний. Могу судить по своему опыту.

Инерция – словно один из ключевых законов ума. Ум без привычек – это ум Будды. А если человек утверждает, что у него нет гордыни и чувства собственной важности, скорей всего, это значит, что гордыня у него развита столь сильно, что мешает человеку признать ее же наличие.

Выход из этой болезненной двойственности – самопознание, усердная систематическая осознанность, чуткость и внимательность к проявлениям собственной психики. Чтобы не включаться в эту игру, будьте честны с собою. Так ли важно, что руководит другими людьми? Что руководит Вами?

Если вы не играете в тщеславие и унижение, вас становится скучно унижать. Не получая желаемого результата, мелкий тиран перестает доставать своим болезненным самолюбием.

Если вы умеете смеяться над собой, никто не сможет посмеяться над вами. Человек унижается не когда кланяется, а когда ощущает унижение. Само переживание унижения – признак внутреннего раскола.

Сильный – не тот, кто возвышается, а тот, у кого в этом более нет потребности. Вполне можно быть успешным и преуспевающим человеком, не становясь при этом тщеславным идиотом. Такие импульсы в себе стоит внимательно исследовать, чтобы те гасли на корню. Тщеславие – это лишь игра в силу и реальный внутренний раскол. Истинная сила – это наша здоровая психика, созидательная воля, наработанные способности и таланты.

© Игорь Саторин

Статья “Тщеславие, гордыня и унижение” написана специально для progressman.ru
При использовании материала обязательна активная ссылка на источник.

Адрес документа на сайте: progressman.ru/humiliation/

progressman.ru

что это такое и как за него отомстить

Унижение – это чаще всего целенаправленное поведение человека, влекущее снижение уровня ценности, значимости и позитивного самовосприятия у другого человека. Осуществляться такое может с вполне осознаваемой целью или вследствие попыток самоутвердиться за счет другого. Унижение может являться деструктивной формой воспитания, а может проявляться личностной чертой, приобретающей значимое характерологическое влияние.

Для многих актуален вопрос, как пережить унижение, поскольку оно часто является психологической травмой и отправным пунктом для развития патологических психологических состояний. Пережитое унижение способно изменять поведение человека, заставлять его излишне перестраховываться и ожидать удара по собственному самомнению. Самое разрушительное по своей силе воздействие унижение имеет в детстве, и влияет на формирование последующего восприятия реальности и способов контактирования с ней.

Дети, часто подвергающиеся унижению, могут вырастать неуверенными и закомплексованными личностями, которые боятся приниматься за любое дело, считают себя недостойными любви, поддержки, награды. Но может случиться и развитие по принципу противодействия и тогда такой ребенок, становясь взрослым, начинает применять унижающую стратегию поведения ко всем окружающим, для него нет пределов и исключений, поскольку это является нормой для его картинки мира. Чтобы вернуть адекватное реагирование на мир после тяжелого, полного унижения детства, необходимы годы терапии.

Что такое унижение

Унижение стоит на обратной стороне от высокомерия, и чем более человек высокомерен, тем больше он склонен к унижению других. Стремление показать себя в выгодном свете не знает границ, и если для этого требуется очернение других, то это будет сделано.

Чувство унижения служит своеобразным регулятором социальных взаимоотношений. Унижая другого, общество или конкретный человек дает посыл о недостатках и несоответствии ожиданиям.

Унижение женщины мужчиной воспринимается так болезненно в частности потому, что это практически прямой текст о ее несоответствии его представлениям. Потребность у современного человека в социальном принятии практически равносильна инстинкту выживания, поэтому любое унижение со стороны общества воспринимается, как личная угроза существованию.

Если человек сильно высокого мнения о себе, считает себя всюду правым, то столкновение с собственным несоответствием и унижением для него может стать фатальным испытанием. Именно из-за большой разницы между социальным восприятием и собственным может рушиться целая личностная структура и восприятие мира как такового. Люди, оценивающие себя адекватно и критично, относятся с юмором к собственным недостаткам, практически не подвержены унижению.

Унижение возможно так же разделить по источнику его происхождения. Так, унижать могут другие люди, специально уменьшая заслуги человека, показывая, насколько они лучше и успешнее. Это осознанное унижение, целенаправленное и являющееся фактором воздействия с внешней стороны. Но возможны и внутренние предпосылки самостоятельного унижения, когда человек успехи других воспринимает, как собственную несостоятельность, когда сам намеренно приуменьшает свой вклад или успехи. Для подобного склада характера, чтобы почувствовать унижение, не нужны внешние факторы, человек справляется сам. Если такая черта не развита, то даже специальное воздействие других, в попытках снизить самооценку может оказаться безуспешным.

Почему мужчина унижает женщину

Унижение женщины мужчиной случается довольно часто, многие считают это нормой и пропускают мимо, кто-то отчаянно борется, но чтобы противодействовать подобному явлению, необходимо разобраться в причинах его возникновения.

Одной из причин подобного мужского поведения может быть бессознательная ответная реакция на женское унижение, крики, оскорбления или претензии. Негативные высказывания очень сильно воздействуют на мужскую психику и сразу же запускают в ней защитные механизмы. Иногда это может быть уход в глухую оборону и молчание весь вечер, а иногда градус ситуации настолько повышен, что мужчина сразу переходит в ответное наступление.

Еще одним бессознательным мотивом к унижению может быть стремление быть во всем правым и добиться согласия любыми методами. Если логические доводы для женщины оказываются не значительными, а авторитет мужчины подвергается сомнению, то последним средством для достижения своей правоты и удовлетворения желания является унижение женщины, для демонстрации собственной силы и значимости.

Данное поведение может привычной линией поведения, которую мужчина усвоил из своего детства, наблюдая, как отец постоянно унижал мать. Выросший в такой семье мужчина просто не знает, как иначе поступать с женщиной. Также это может способ закончить отношения, когда смелости прекратить все открыто не хватает, и мужчина выбирает сделать отношения непереносимыми для женщины, чтобы она сама от него ушла.

Но всегда в проявлении унижающего поведения виноват лишь мужчина, будь его действия сознательными или нет. Если однажды в отношениях у него проскользнула унижающая фраза и вместо отпора, высказывания недовольства и прочих знаков и том, что так неприемлемо, женщина прогнулась, выполнила желаемое и промолчала о собственных негативных ощущениях, то вывод будет сделан о том, что так можно. Мужчина не догадается о внутренних переживаниях, особенно если женщина продолжает молчать из раза в раз и ждать, когда он поймет. В подобном поведении он видит лишь то, что подобное обращение имеет эффект для исполнения необходимого. Узнавая через длительный промежуток времени о недопустимости подобного обращения, мужчина бывает крайне удивлен тем, почему нельзя было сообщить раньше.

Также это может перемещенной потребностью во власти, которую не удается получить на работе или же способом сбросить нервное напряжение, полученное в течение дня. Компенсируется подобная потребность в домашних условиях, командуя женщиной, ставя себя выше ее.

Некоторые мужчины намеренно разрушают самооценку женщины унижением и даже строят для этого специальную тактику. Делается это все из страха потерять женщину, от того что она сильнее характером или от собственной несостоятельности. В любом случае применяет унижение к женщине мужчина духовно слабый и не способный к открытому и честному диалогу, откровенному построению отношений и с глубокими психологическими проблемами.

Как отомстить мужу за оскорбления и унижения

Когда женщина задумывается о том, как пережить унижение, то появляется мысль о том, что только месть поможет почувствовать облегчение. За любым желанием отмстить кроется потерянная энергия и жажда восстановления справедливости, но может оказаться, что в любом варианте прощение так и наступит. Необходимо, прежде всего, честно ответить самой себе, чего именно вы хотите. Если вернуть потраченное время или сделать так, чтобы он понял, как был не прав – то месть бессильная в данных случаях, она только распалить ваши эмоции. Необходимо найти то, что успокоит вашу душу и наполнит ее. Возможно, для этого будет достаточно, чтобы мужчина попросил прощения – тогда не царапать ему машину нужно, а прямо и честно сказать о собственных чувствах и обидах, а также о потребности в его извинениях. Спокойствия после такого наступит больше, но вот смелости данный шаг требует в разы больше, чем пакостить анонимно.

Прежде чем разрабатывать план любой мести, необходимо позаботиться о собственной безопасности и исключить негативное влияние предпринятых шагов на собственную карьеру, общение с друзьями и свое же эмоциональное состояние. Если первые два пункта можно более менее просчитать и обезопасить, то собственная психика может подвести. Дело в том, что на месть затрачивается столько же энергетических ресурсов, сколько и на помощь, самовосстановление. Пока есть жажда мести дается колоссальное количество энергии, а после совершенного возмездия может поселиться чувство опустошенности и неудовлетворенности. Хуже того, многие подсаживаются на адреналиновую встряску, которая происходит с организмом во время придумывания и осуществления плана мести. В подобных ситуациях от страдания другого собственное мироощущение не улучшается. Это сравнимо с принятием алкоголя для согревания на морозе – вначале есть ощущение тепла, но в итоге организм замерзает в разы быстрее.

Один из способов отомстить и не сильно нарушить свой эмоциональный баланс – начать общаться с мужчинами, которые ведут себя иначе. Не устраивать романтических интрижек, а просто принимать знаки внимания, громко и в развернутой форме благодарить за оказанную помощь и обходительное отношение. Когда муж будет наблюдать, что его женщина расцветает рядом с другими, он начнет отслеживать на какие именно действия идет такая реакция, да и чувство ревности больно уколет по самолюбию. Вариант является оптимальным, поскольку вы не только мстите, но и показываете супругу возможные пути решения. Кроме того, подпитываете свою самооценку.

Любое унижение направленно на манипуляцию и снижение самооценки, и лучшей местью будет нарушить подобные планы, то есть необходимо организовать свою жизнь, чтобы быть максимально счастливой, успешной и независимой от нападок и колких высказываний мужа. Если он прибегает к унижению, значит, другие способы закончились, а неэффективность такого метода заставит его биться в истерике. Многие после такого прекращают отношения, не умея признать за другим право на его выбор и счастье, но есть и те, кто осознает границы своих возможностей и идут на открытый диалог.

Почему жена унижает мужа

Во многом причины, почему женщины унижают своих мужей такие же, как и мужские. Сюда в первую очередь относится система отношений в родительской семье и впитанный стиль воспитания. Возможно если не в семейной традиции, а дальнейших общественных местах (школа, институт, работа) женщина подвергалась частому унижению, то данный стиль общения она распространит и понесет дальше в своей жизни.

Многие, таким образом, получают эмоциональную разрядку, сбрасывают лишнее напряжение или получают недостающее внимание. После разгрома на работе женщина вполне может слишком сильно отреагировать на недостатки мужа. Сомнения и понижение своей самооценки также могут восприниматься довольно болезненно и требовать кардинальных мер восстановления. И если в этот момент не находится подходящих условий для того, чтобы баловать и ценить себя, поднять свой уровень, то это достигается путем понижения уровня другого. Осуществлять подобные манипуляции с малознакомыми людьми может быть опасно, а вот с самыми близкими открываются широкие возможности. В оправдание можно сказать, что подобные тенденции работают неосознанно и при коррекции провоцирующих факторов исчезают.

Из сознательных мотивов унижения мужа могут быть переданные по наследству системы контролирования общения. Многие женщины считают, что если мужчину постоянно хвалить, то он расслабится и не будет ничего делать, деградирует личностно и морально. В этом случае унижение является извращенным способом заботы и демонстрации любви и желания всяческого развития супруга. Какие это оказывает результаты прогнозировать трудно. Человек с адекватной самооценкой и воспитывавшийся в благополучной семье вряд ли станет длительное время терпеть подобное обращение. А для того, кого унижали с детства, это может стать привычной и родной формой взаимодействия, единственная из всех являющаяся понятной.

Также женщина может унижать мужчину, если она недовольна, злится или получает мало внимания. То есть глобально это не он на самом деле плохой, а ей настолько плохо, что хочется обвинить в этом мужа. Но также унижение может проявляться, когда к мужу уже не осталось ни любви, ни уважения, ни ценности того, что он делает. Обычно такое поведение уже невозможно исправить, а брак постепенно умирает.

psihomed.com

УНИЖЕНИЕ: Самая сильная ПСИХОТРАВМА

Можно иногда ссориться и ругаться. Но унижать нельзя. Никого и никогда. Потому что всё забывается, а унижение мы помним всю жизнь…

Унижение – одна из наиболее тяжёлых психотравм. Унижение разрушает главную моральную ценность личности – чувство собственного достоинства. Когда человек испытывает унижение, у него начинает развиваться невроз. Это доказано научно.

Унижение разрушает чувство собственного достоинства

Какие бы тренинги и психологические методы воздействия вы не использовали, унижение неотвратимо разрушает организм, отравляет сознание. От череды унижений человек может физически погибнуть.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Поэта Николая Рубцова пригласили с писателями на теплоходную прогулку. Он был человек пьющий, как многие поэты, неустроенный, с подмоченной репутацией. И место ему выделили в коридоре. Все писатели в каютах, а Рубцов – в коридорчике, на топчане.

Правда, писатели каждое утро интересовались, удобно ли поэту в коридорчике? Как спится? Не дует ли? Не жёстко ли? Поэт говорил, что вполне удобно. И после познавательной прогулки принялся пить горькую, вконец опустился, а потом и вовсе убили его…

Хотя должен был привыкнуть – детдомовец всё же. Нищий. Пьяница… Но к унижению душа привыкнуть не может.

И это прекрасно знал Чехов, который всегда подавал нищим. Товарищ сказал Чехову: вы, мол, умный человек. Прозорливый и скептичный. Зачем вы им даёте деньги? Пропьёт ведь ваш полтинник! А Чехов ответил: не надо, мол, унижать отказом и без того униженного человека. Ему ведь тогда только одно останется – в омут головой. А милостыня – как уважение. Как признание его существования. И надежда на исправление…

И поэтому так иногда неловко просить и боязно: не отказа мы боимся. А унижения, с ним связанного. Поэтому ссориться можно иногда. Ругаться. Но унижать – не стоит. Никого и никогда. Потому что всё забывается, а унижение мы помним всю жизнь…опубликовано econet.ru.

Анна Кирьянова

Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Унижение., Психология – Гештальт Клуб

Унижение входит в категорию переживаний, которых мы стараемся избегать. Это вполне понятно. Быть униженным или делать что-то унизительное — значит, соприкасаться с чем-то, что роняет наше человеческое достоинство, снижает самоуважение и, в крайних случаях, бросает человека на самое социальное дно. Не зря разного рода деспотические цари/правители/директора, удерживающиеся у власти за счет пода

вления инакомыслящих, очень часто стараются не просто «обезвредить» своих жертв, но и унизить их — как в их собственных глазах, так и в глазах окружающих. В уголовной среде крайняя степень унижения — быть «опущенным», ниже статуса в иерархии тюрем нет. Цель оскорблений, которыми часто бросаются люди в реальной и виртуальной жизни — унизить, то есть показать, что тот, кого я оскорбляю — хуже, ниже меня. А на противоположном от унижения полюсе располагается высокомерие — тоже отвергаемое многими людьми переживание и связанное с ним поведение. В общем, очень неприятный ряд выстраивается вокруг унижения — оскорбление, презрение, отвержение, отвращение, высокомерие…

И поэтому довольно странным будет, возможно, утверждение, что переживание унижения — это часто неотъемлемая составляющая подлинного развития человека, без которого продвижение вперед нередко крайне проблематично. Я, разумеется, не предлагаю унижать людей, но хочу поразмышлять по поводу этого моего утверждения.

В чем суть унижения — действия и переживания, теснейшим образом связанного с чувством стыда? Я думаю, лучше всего его выражает следующая фраза, обращенная к самому себе: «я не так хорош, как я верил и чувствовал» (а если кто-то нас унижает, то он сообщает нам: «ты не так хорош, как ты сам о себе воображаешь» — и мы верим). Не «так хорош» в целом или в каких-то отдельных сферах жизни. У всех нас есть несколько образов самих себя. Есть «я-идеальный», к которому стремимся, который может ощущаться как недосягаемый образец — или же как простой ориентир в своей жизни, с которым мы сверяем свои поступки и решения. Есть «я-реальный» — то, какими мы являемся «на самом деле». «На самом деле» — это не в объективной реальности, разумеется, а то, какими мы чувствуем себя сейчас. И большинство из нас осознанно или неосознанно ощущает себя как пусть относительно, но все же хороших людей. На этом «в целом я хороший» — основано чувство собственного достоинства, способность видеть свою ценность, самоуважение. Несколько старомодное — но от этого не ставшее менее актуальным — слово «честь» тоже базируется на восприятии себя как «в целом хорошего». Основой чести является, насколько я понимаю, соответствие личностных качеств и поведения человека образцу, который принят им или обществом за достойный. Это право оценивать себя и свое существование в категории самоуважения. Честь определяет наличие у человека допустимых и недопустимых для него слов и действий, и совершение последних роняет человека в его же собственных глазах.

На переживании «я нынешний — в целом хороший» основаны и наши многочисленные самооправдания, когда мы совершаем какие-либо поступки или с нами делают нечто, явно нарушающее то, что мы сами считаем допустимым. Например, заставляют лгать там, где мы лгать не хотим, или под угрозой увольнения делать то, что для нас «вроде бы» непримелемо… Там, где не работает самооправдание, успокаивающее совесть, нередко работают вытеснение, расщепление и многие другие защитные механизмы, оберегающие нас от непереносимого стыда.

Важно разграничить унижение как намеренное действие по отношению к другому человеку и унижение как действие, совершаемое внутри нас самих (я, в основном, здесь пишу о внутреннем действии). Например, играют две хоккейные команды, и одна беспощадно разгромила другую. Унизила ли она соперника самим фактом разгромной победы? Нет, но проигравшие могут чувствовать себя униженными: «мы ощущали себя достойными сразиться с ними, но они указали нам наше место…». И победители могут с сочувствием отнестись к побежденным, а могут — оскорблять. Сам факт их победы унижением не является.

Так вот, унижение — это не просто обнаружение того, что твои действия (мысли, чувства, качества, умения, способности…) полностью противоречат образу «хорошего настоящего Я», а разрушение этого «Я» (или, что чаще — его части). Это переживание падения с пьедестала, на который сам же себя и вознес. Часто унижение возникает во время учебы и в профессиональной сфере. Например, вы считаете себя отличным профессионалом в своем деле — и тут вас направляют на учебу в какой-то центр, и вы обнаруживаете, во-первых, профессионалов намного лучше себя, и их много, и они не уникальны. И осознаете, что то, чем вы гордились и что считали вершиной своего мастерства — это лишь первая ступенька, начальный уровень. И, что хуже всего — окружающие тоже заметили, что вы.. ну… не очень по сравнению с ними. Нет, они не издевались, не смеялись — но увидели… И как вы отреагируете?

Или, например, я считаю себя умным и критично настроенным человеком — и тут вдруг обнаруживаю, что в важном для меня вопросе я не просто не прав, но допустил ряд откровенно глупых допущений или ошибок, характерных как раз для тех, кого я считал хуже себя. Как я отреагирую? Сразу скажу «да, я неправ, здесь допустил ошибку…» — или сначала постараюсь увильнуть от унижения, найти оправдание для себя и попытаться запрыгнуть обратно на пьедестал «всегда умного и критично настроенного человека», с которого только что слетел?

С унижением плохо справляются и целые нации. Побежденные в войнах и противостояниях с трудом признают «похоже, мы не так уж хороши, раз проиграли» — нередко они начинают говорить про «пятые колонны», предателей, коварство врагов и так далее. Национальное унижение немцев в Первую мировую взрастило нацистов, которые предложили немцам броситься в другую крайность — расистское высокомерие: «вы хуже нас». С трудом переживает унижение после распада СССР и пост-советские страны, и это касается не только России.

Для переживания унижения требуется не только внутреннее ощущение, что «я не так хорош, как верил». Почувствовать себя ниже можно только по сравнению с кем-то. Например, долго воображаешь себе, что ты лучше других людей в чем-то, и потом что-то происходит — и ты осознаешь, что такой же или даже хуже. Что лжешь так же, как «они»; что пьешь водку в таких же количествах и с такими же последствиями, что и «последний алкаш».

Дополнительные оттенки унижению добавляет разочарование других людей в нас. «Мы думали, что ты такой, а ты…». В переживание вливаются нотки вины: «вы на меня надеялись, а я… подвел, обманул». Но разочарование других людей в нас становится почти непереносимым, когда мы сами собой были очарованы. 

В общем, в этом и есть источник нашего унижения, на мой взгляд — очарованность собой

, когда вместо тыквы (возможно, даже очень хорошей и красивой) видишь карету. И разочарование в себе — это необходимый этап для того, чтобы вернуться в реальность.

Возвращение в реальный мир, в котором ты не стоишь на шатком основании, а опираешься ногами на широкую землю — одно из возможных следствий унижения. Чем выше постамент, чем сильнее очарованность собой — тем больнее падать и тем непригляднее картина, когда с глаз спадает пелена. По словам одного алкоголика, он осознал всю глубину своей деградации тогда, когда увидел в глазах своего школьного друга, с которым не виделся много лет, отвращение. И тогда печальный принц-философ, переживающий несовершенство этого мира, превратился в дурно пахнущего алкоглика, пропившего всю мебель, потерявшего жену и работу. Самое настоящее отрезвление.

Правда, моменты трезвости могут быть очень краткими. Часто люди бросаются в одну из крайностей.

1) Вернуть очарование. Для этого есть богатый арсенал защит, направленный на претворение в жизнь лозунга «я принц, меня просто подвели и грязью вымазали». Это не мы проиграли, это нас предали. Это не я некомпетентен в тех или иных вопросах, это критикан завидует мне. Я психотерапевт/коуч/учитель -универсал, а то, что с некоторыми клиентами не получается работать — так это клиенты/ученики неготовые, бездари и без мотивации. В хоккее мы проигрываем не потому, что деградирует под нашим руководством хоккей, а потому, что не тех игроков взяли, вот если бы вместо Баранова и Большего взяли бы Козлова и Гигантова — вот было бы дело! :)).

Можно объявить среду, в которой мы постоянно сталкиваемся с внутренним унижением, «дискомфортной, не подходящей для меня» — и уйти туда, куда полегче. Речь, конечно, не идет о среде, где нас реально другие люди стараются унизить и разоблачить — из такой среды нужно уходить. Но, кстати, начать усиленно унижать окружающих, впасть в высокомерие — это тоже способ заново собой очароваться. Высокомерный человек берет себе статус, выше которого нет — статус судьи. «Я лучше вас, не подходите ко мне».

2) Вторая крайность — унизить себя еще больше. Высокомерие, обрушенное на самого же себя. Памятник себе-хорошему глядит на нас, лежащих у его подножия, и с неприятной гримасой твердит: ты не справился, ты — это не я, отойди от моего пьедестала, не марай своими соплями мой постамент! Самые яркие примеры шатания от высокомерия до самоуничижения я регулярно наблюдаю у наших спортивных болельщиков, которые в моменты побед кричат эту набившую оскомину «мы лучшие!!! мы всех порвем!!!», а в моменты поражений — «мы дни-и-и-ще, все плохо!». От сеанса самовозвеличивания к сеансу саморазоблачения и самобичевания.

Есть третий вариант, и он не совсем про «золотую се

gestaltclub.com

признаки, зачем унижают и как избавиться

Несмотря на то, что человечество совершило огромный скачок в своем развитии по сравнению с рабовладельческим строем, такое понятие, как унижение, не ушло из нашей жизни. С физического оно перешло на более тонкий уровень и наполовину скрытое от наших глаз стало доставлять еще больше проблем. Психическое насилие и унижение уже перестало быть чем-то из области фантастики, а превратилось в мощное и действенное средство для манипулирования другими и самопревозношения. Чтобы подстроить человека «под себя», многие люди стали использовать унижение, и для этого вовсе необязательно владеть особыми навыками в области психологии. Сегодня мы хотим разобраться, зачем нужно унижать человека и как от этого можно защититься.

Содержание статьи:


Признаки унижения

Любое унижение – это насилие, и неважно, какую цель преследует человек, подвергая этому болезненному процессу других. Мы можем выделить следующие состояния, в которые намеренно вводится человек, испытывающий унижение.

  • Стыд
    Человек, желающий унизить другого, очень хорошо знает, что максимального эффекта можно добиться при наличии как можно большего количества «свидетелей». Чем больше людей, тем больше раздувается чувство стыда «жертвы», тем более серьезными ей кажутся последствия всего происходящего.

  • Чувство вины
    Человек, подвергающий унижению другого, пытается оправдать свои действия. Его цель — убедить жертву в том, что она сама виновата во всем происходящем. Это дает возможность переложить ответственность и снять с себя вину за содеянное.
  • Потеря самоуважения
    Любое унижение приводит к тому, что человек отворачивается сам от себя. Его неспособность защититься приводит к раздвоению личности, когда одна часть начинает ненавидеть другую за неспособность предотвратить унижение. Ложь заключается в том, что в этой конкретной ситуации ничего нельзя было изменить внешне. Единственное мудрое решение – оставаться спокойным внутри.
  • Чувство неизбежности
    Это чувство очень тонко используется, создавая иллюзию оправдания унижений. Повсюду мы слышим и видим, что происходит в мире. Большинство событий воспринимается так, что если насилие и унижения происходят везде и постоянно, значит, они являются своеобразной нормой. Нас пытаются убедить в том, что ничего сделать нельзя, просто нужно «проще» к этому относиться.

Зачем унижать человека

И тут напрашивается вполне логичный вопрос: зачем люди унижают других людей?

Все психологи утверждают, что унижение не является чем-то неосознанным. Оно всегда преследует конкретную цель. Существует несколько причин, по которым «исполнитель» выбирает именно это средство действия.

Манипулирование — основная причина унижения человека

Первое, зачем один человек унижает другого, это желание им манипулировать. Униженный человек теряет реальную картину происходящего. Ему очень легко навязать свои убеждения и заставить выполнить необходимое действие. Унижение вызывает такую сильную внутреннюю боль, что человек готов практически на все, чтобы прекратить эту пытку. Выполнив один раз то, что его заставляют, он становиться марионеткой. Теперь он будет выполнять все, что ему скажут до тех пор, пока не изменит свою реакцию на унижение и свободу выбора другого человека.

Самовозвышение как повод для унижения человека

Есть категория людей, которые хотят скрыть свою трусость и слабость посредством возвышения себя над другими. Это еще одна распространенная причины унижения достоинств другого человека. Люди не хотят предпринимать каких-либо попыток для своего развития и полагают, что мир будет прогибаться под их мелочные эгоистичные желания. Такие люди, как правило, способны унизить человека слабого. Когда же речь заходит о сильных людях, их решимость куда-то пропадает, и они пытаются найти «толпу» себе подобных, чтобы свести счеты.

Энергетический вампиризм вынуждает человека унижать

Человек, который не хочет развивать в себе позитивные качества, лишает себя внутренней энергии. По своей сути он перекрывает свое внутреннее питание. Преобладание негативных качеств не дает такому человеку подключиться к безграничному духовному источнику, как бы Вы его не назвали – Бог, Творец, Создатель. Отсутствие внутреннего питания приводит к истощению всех сфер человеческого существа – ментального, эмоционального и физического. Чтобы выжить, такой человек жизненно нуждается в получении подпитки. Взять ее у себеподобных он не может, так как они также оторваны от света. Получить энергию от более развитых людей он тоже не может, так как такие люди, как правило, контролируют свои эмоции, действия и поступки. Поэтому пищей становится так называемый среднестатистический человек, который легко впадает в негативные состояния. Когда человека подвергают унижению, он трансформирует свою позитивную энергию в страх. Последний является «лакомым кусочком» для энергетических вампиров.

Как избавиться и защититься

Можно ли избавиться от унижений, как себя защитить? Самое главное, что необходимо помнить, что любая защита от унижений основана на повышении уровня сознания и постоянном контроле над своим внутреннем миром. Рассмотрим несколько шагов, которые помогут нам обрести больше внутренней уверенности и стать менее чувствительными к различного рода страхам и унижениям.


  • Выработка самоуважения и повышение самооценки
    Самоуважение заключается не в потакании своим эгоистичным привычкам и желаниям, а в том, чтобы дать себе возможность получать необходимый опыт и не зацикливаться на своих ошибках. Здесь необходимо проделать работу по определению жизненных ценностей и развитию своих уникальных качеств и достоинства. Это в свою очередь будет способствовать и повышению самооценки.
  • Развитие приятия
    Развить приятие, значит понимать, что все люди находятся на разных ступенях развития, которое непосредственно влияет на их поступки. Это ни в коей мере не говорит о том, что необходимо закрывать глаза на унижения и насилие. Но именно мы должны стать примером того, как правильно реагировать на унижение, чтобы оно не лишало контроля других людей над своими действиями.
  • Разоблачение ложных страхов
    Мы даже представить себе не можем, сколько в нас скапливается эмоционального мусора из-за нашего нежелания работать над собой. Горы иллюзорных страхов засоряют наше внутреннее пространство, заслоняя горизонт гармоничной и радостной жизни. Нам следует взять все необходимые инструменты и провести генеральную уборку в своей голове. Прежде всего, необходимо взглянуть нашим страхам в лицо. Только узнав причину, можно избавиться от страха. После того, как большинство страхов удалено, нам намного легче будет защитить себя от унижений и не допустить возникновения глубоких душевных ран.

  • Развитие объективности
    Мы допускаем большую ошибку в принятии унижений благодаря своей субъективности. Что это значит? Мы все принимаем близко к сердцу. Нам необходимо поменять направление действия и стать объективными, направляя реакции на другого человека не из своей обиды и боли, а из его внутреннего состояния. Человек, намеренно унижающий другого, находится в несбалансированном состоянии и соответственно вина и ответственность лежит полностью на нем. Мы лишь можем отвечать за свою реакцию, вернее за то, является ли она субъективной или объективной.

К сожалению, невозможно изменить другого человека и предотвратить унижения. Но мы можем обезопасить и защитить себя. Мы можем научиться контролировать свои реакции, не давая, таким образом, страху укорениться. Тогда мы становимся примером для других и показываем, что все зависит только от нас. В любом случае необходимо развивать свои личные качества уверенности и самостоятельности. Нет идеальных людей, каждый человек уникален. И вы должны любить себя именно такой, какая есть, со всеми недостатками и достоинствами. Тогда вам будет гораздо проще относиться с юмором к людям, которые попытаются вас унизить. И со временем таких людей в вашей жизни вообще не останется.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна.

Теги: унижение

www.inmoment.ru

Господство и унижение величественного ничтожества — Психология PRO

Унижение и господство, ничтожество и величие, беспомощность и «сила», неудачник и «победитель», угнетенный и тиран: все эти крайности существуют одна за счет другой, каждая пара – это две стороны одной медали. Ранее я где-то уже писал, что привязываясь к возвышению над кем-либо, мы автоматически связываем себя с унижением. Чем «выше» от истины забираешься, тем больнее падать. Кажется, до недавнего времени я еще не понимал до конца, почему так происходит. Мне казалось, что все дело в привязанности к состояниям. Но недавно, анализируя эти явления, я увидел еще одну сторону. Я люблю смотреть на жизнь, понимая, что моя жизнь – то, как я ее воспринимаю. Мои проекции, мои мысли и чувства окрашивают мою жизнь. И так живет каждый. Что бы мы не делали, мы делаем это со своей жизнью. И в этом контексте, я уверен, когда человек возвышается над кем-либо, он действительно в то же самое время унижает сам себя. Именно поэтому нам следует избегать психологического господства и самовозвеличивания, т.к. эти крайности наряду с унижением происходят единовременно с одним и тем же человеком.

Упрощенно говоря, унижение возникает, когда нас оценивают ниже уровня нашей самооценки. Мы ощущаем, как нас оценивают не столько по конкретным словесным штампам, сколько в том, как с нами обращаются: деликатно, любезно и учтиво, или же небрежно – как с китайской подделкой. То, насколько высоко нас ценят, влияет на нашу самооценку. В итоге, человек не способен унизиться лишь в двух случаях: если у него вообще нет самооценки, либо, когда его самооценка не зависит от внешних факторов. Первый случай – это младенец, которого невозможно унизить, потому что унижать там пока еще нечего. Второй случай – это человек, который честен с собою на все сто. Унизить его невозможно, потому что такой просветленный прозрачный для себя уникум и без наших оценок уже знает, каков он есть. Так проявляется сила самопознания. Но для подавляющего большинства унижение и господство остается актуальной темой.

Наша жизнь является отражением нашей сущности. Почти в каждом человеке помимо каскада ложных субличностей, живут две сущности, которые здесь я условно обозначу такими именами как: униженное ничтожество и господствующий гордец. Эти имена условные и возможно, вы для себя подберете более подходящие и наглядные. Суть в том, что одна из этих сущностей – порождение боли, унижения и страха. А вторая – воплощение славы, гордости и величия. Так вот, в человеке не может жить только одна из этих сущностей – эти двое всегда живут парой, как две стороны одной монеты. На одной стороне – униженное ничтожество, на другой – господствующий гордец. Если есть один, значит, где-то прячется и второй. И в разное время наша личность отождествляется то с одним, то с другим. Здесь мы подбираемся к ключевому моменту.

Все дело в том, что никто не хочет чувствовать себя униженным ничтожеством. И чтобы избежать этого унизительного отождествления, мы всеми силами стараемся утвердиться в роли господствующего гордеца. Но униженное ничтожество при этом никуда не уходит, а продолжает жить рядом – в нашем подсознании. Когда мы отождествляем себя с гордецом, собственное униженное ничтожество мы приписываем человеку, над которым возвышаемся. Так мы «решаем» эту проблему. «Я – звезда, а униженное ничтожество – это другой человек, по сравнению с которым я – звезда».

Так случается раскол психики. Когда мы возвышаемся над кем-либо, нам кажется, что наш господствующий гордец – это мы сами, а наше униженное ничтожество – это какой-то другой человек, от которого дурно пахнет. Так мы «отделываемся» от собственной грязи, попросту приписывая ее другим людям. Но такое  «решение» проблемы – самообман. Это даже не решение, а просто интеллектуальный финт – золоченая упаковка для пустышки. Просто нам тяжело смириться с фактами. Нам очень трудно принять то, что в нас живет, и поэтому мы всю скверну в самих себе приписываем другим людям, или внешним обстоятельствам. Униженное ничтожество нам просто удобней всего вытеснить в бессознательное, и затем спроецировать на какой-нибудь внешний объект, на обстоятельство, или на человека.

Когда мы возвышаемся над кем-то, в нас по-прежнему живет пара господствующего гордеца и униженного ничтожества. Просто наше «я» разделяется и нам кажется, что наше униженное ничтожество – это другой человек, за счет которого мы потешили свое самолюбие. На деле это всегда происходило за наш персональный счет, и расплачиваться нам в итоге приходится с собою. А бессознательное такие долги не прощает. Возвышаясь, мы создаем потенциал для унижения, которого всеми силами избегаем, возвышаясь. И так – снова и снова. Это реальный внутренний раскол, которым страдает и наслаждается практически каждый. По этой теме на progressman.ru уже имеется ряд статей под тегом «самолюбие».

С расколом внутри люди сплетничают, перемывают друг другу кости, поносят правительство, чиновников, соседей, родственников, всех вообще, кого только вспомнят. В сущности, любые эмоциональные оценки – признак внутреннего раскола и его дальнейшее укрепление. Чтобы избежать подобного стиля общения, в разговоре с собеседником, следует не оценивать, а слушать и понимать. Тоже самое и в отношении себя – надо себя не оценивать, а осознавать и принимать то, что есть. Именно такое понимание и приятие приводит к спонтанным переменам, к росту личности и сознания. А оценки – это поддержание внутреннего раскола. Унижение и самовозвеличивание удерживают в болоте самообмана.

К сожалению, униженный вместо того, чтобы сделать выводы и понять, что с ним происходит, чаще всего пытается побыстрей снова возвыситься, укрепляя этим двойственность унижения и господства. Увы, от подобной психической «наркозависимости», судя по всему, страдают в разной степени почти все люди на земле. Унижение подпитывает гордыню, потакание гордыне – подпитывает унижение. Унижение – это раздавленная гордыня. И чтобы подавить унижение, приходится возвеличивать собственную персону в гордыне. Здоровое чувство собственного достоинства, окрашиваясь гордыней, перерастает в самовозвеличивание, под влиянием которого, человек начинает унижать других, чтобы подавить чувство собственного ничтожества.

Мы способны пробежать тысячи миль по замкнутому кругу этой сомкнутой на себе двойственности. Пониженная самооценка отнимает веру в собственные силы, и происходит отказ от достижения поставленных целей. Это в свою очередь сдвигает планку самооценки еще ниже, укрепляя и подпитывая чувство никчемности униженного ничтожества. Будучи жертвой таких тенденций, двигаясь в подобном направлении, человек приближается к собственной гибели. «Неудачник» гнобит самого себя, не верит в свои силы, что делает его еще большим неудачником.

Иллюзии ума настолько сильны, насколько сильно мы в них верим. Мы способны вырваться из этого порочного круга на любом его этапе, в любое время, просто перестав покупаться на деструктивные пассажи подавленного ничтожества. Его мыслеобразы – не реальность. Просто фокусировка на душевном недуге сужает восприятие, и может закрывать собой весь обзор жизни. В итоге сквозь шоры «болезни» вся жизнь кажется болезненной. Так работают наши ментальные проекции. Но стоит отвлечь внимание от этих иллюзий, и мы ясно различаем свой потенциал и свои перспективы, осознаем наличие еще нераскрытых личных способностей. Каждый способен развивать и проявлять способность преодолевать жизненные трудности, закаляться «в бою», освобождать ум от лишающих сил влияний, и становиться хозяином самого себя.

Нет никакого смысла возвышаться и тешить самолюбие, ведь гордыня рано или поздно приведет к унижению. Жизнь выравнивает все. Чтобы освободиться от крайностей, необходимо прекратить эти психические тренды в обоих направлениях. Лишь оставаясь собой, не раскачивая двойственности, мы обретаем гармонию здесь и сейчас в своей истинной сущности.

© Игорь Саторин

В продолжение темы: Тщеславие, гордыня и унижение

Другие статьи по этой теме

progressman.ru

О психотерапевтическом аспекте унижения | Журнал Практической Психологии и Психоанализа

Аннотация

Статья посвящена проблеме из числа нечасто встречающихся на страницах работ по психологии и психотерапии. Речь идет об унижении. Более того, о значении унижения для процесса психотерапии. По мнению автора, одной из проблем, лежащих в основе множества психологических, психических и психосоматических симптомов, является осознаваемое или нет человеком желание быть кем-то другим. Этот образ довольно часто носит идеалистичный и недостижимый характер. Стремление к нему является концептуальным по своей природе, что способствует коллапсу поля. Условием эффективной психотерапии в этом случае является способность человека вернуться к себе, к своему собственному размеру. Довольно часто такое возвращение носит характер унижения.

Ключевые слова: диалогово-феноменологическая психотерапия, переживание, высокомерие, унижение, феноменологическое поле, концепция.

 

Я осознаю, насколько странным может показаться читателю название этой работы. Действительно, что может быть хорошего в унижении? И тем более какое целебное значение оно может нести в процессе психотерапии? И в общественном сознании, и особенно в психотерапии со времен ее основания транслируется важнейшая мысль – об уважении людей друг к другу, о развитии чувства собственного достоинства, о ценности каждого человека, его жизни и пр. Кроме того, отдельной психотерапевтической проблемой со второй половины прошлого столетия стала проблема низкой самооценки. То и дело в общественных и в профессиональных психологических изданиях можно услышать о том, что большинство человеческих проблем заключаются в том, что люди недооценивают себя, не заботятся о чувстве своего достоинства.

Для того, чтобы вырасти, порой нужно стать меньше

Все это верно. По крайней мере, до тех пор, пока наше сознание упирается лишь в поверхностный слой проблем современного Человека – клиента психотерапии. Цель же настоящей работы – привлечь внимание читателя к иному слою психотерапевтического мира, скрытого от обывателя, либо специалиста, который не привык заглядывать глубже социального слоя проблемы.

Мне кажется, что проблема современного человека в том, что его существование все больше диссоциируется от его природы. Мы не приучаемся с детства Жить своей Жизнью. Мы используем для обеспечения своей жизни выученные концептуальные образцы, предложенные нам на правах глобальных и семейных социальных вирусов огромным количеством наблюдателей нашей жизни. Не так важно, где мы приобрели эти концепции и каким образом. Мне кажется, глобальная ошибка современной психотерапии – в утрированном внимании к истории формирования этих искажающих концепций и их содержании. Мне кажется, ни то, ни другое для психотерапии может не иметь ровным счетом никакого значения.

Равно как совершенно не имеет значения, что за наблюдатели поддерживают существование этих регулирующих вашу жизнь концепций. Если только целью психотерапии не является бунт против носителей этих концепций. Однако на поверку, как показывает опыт психотерапии, этот бунт не заканчивается сколько-нибудь значительной жизненной трансформацией. Он просто в течение довольно короткого времени превращается в акт мести людям, которые заразили его. А из этого счастья и здоровья, как известно, не построишь. И даже если человек решил построить свою жизнь вопреки концепциям, транслируемым его родителями, довольно часто через несколько десятилетий он обнаруживает очень схожий промежуточный жизненный итог.

Итак, мое глубокое убеждение, что анализ концепций, их содержания и истории формирования, а также любые попытки их пересмотра лишь ограничивают психотерапию. И уж тем более не принесут никакой пользы. Почему, спросите вы? Потому что для этой задачи задействуется идентичный по качеству материал, а именно концептуальный. Иначе говоря, из пересмотра или свержения концепции может появиться только новая концепция. В лучшем случае (что случается довольно редко) она будет более оптимально подходить под актуальный жизненный пе

psyjournal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о