Публицистические выступления писателей – Художественно-публицистические выступления П. Д. Боборыкина в газете «Русские ведомости» Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

7 самых знаменитых речей известных людей и политиков

Умение красиво говорить всегда в цене, а публичные выступления знаменитых политиков способны изменить мир. Но далеко не все они запоминаются своей значительностью. Часто известные люди допускают непростительные или довольно смешные ляпы, а порой их речи оказывают поистине усыпляющий эффект. Но самые яркие выступления навсегда остаются в истории.

Рекорды Фиделя Кастро

Ровно 53 года назад кубинский лидер Фидель Кастро вошел в историю и установил рекорд Книги Гиннеса, как политик, произнесший самую длинную речь в стенах ООН. Премьер-министры, собравшиеся на XV сессии Генеральной ассамблеи Организации объединенных наций, были вынуждены слушать его целых 4 часа 29 минут. После чего ввели в регламент ограничения.

Рекорды Фиделя Кастро вошли в историю.

Но это далеко не единственная длинная и пламенная речь Фиделя. На третьем съезде Коммунистической партии в Гаване в 1986 году он держал зал по одним свидетельствам 7 часов 10 минут, по другим — целых 27 часов. А в 2005-м, когда пошли слухи о заболевании Кастро болезнью Паркинсона, он пять часов выступал перед студентами и преподавателями Гаванского университета. Все это время 79-летний Команданте говорил стоя и ни разу не сбился. Да еще и утверждал при этом: «Никогда я не чувствовал себя лучше, чем сейчас».

Мечты Мартина Лютера Кинга…

28 августа 1963 года афроамериканский проповедник Мартин Лютер Кинг произнес свою знаменитую речь «I have a dream» — «У меня есть мечта». Борец за права темнокожих в США говорил о будущем, в котором люди будут равны вне зависимости от цвета кожи. В тот день его слушали около 300 тысяч американцев.

— Я мечтаю, что однажды на красных холмах Джорджии сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев смогут сидеть вместе за братским столом, — так видел будущее Мартин Лютер Кинг.

Это выступление вошло в историю и до сих пор считается одним из лучших шедевров ораторского искусства. А в 1964-м Кинг получил нобелевскую премию мира «За деятельность в пользу равноправия темнокожих».

…и их противники

Если Мартин Лютер Кинг в изложении своей мечты был довольно краток, то ее противники использовали гораздо больше времени на убеждение людей. Так, в 1957 году американский сенатор Стром Термонд потратил 24 часа и 18 минут на то, чтобы воспрепятствовать предоставлению избирательных прав темнокожему населению США. Регламент таких длинных речей не запрещал, чем политик и воспользовался в полной мере. Но его затея оказалась напрасной — закон все же приняли.

Последнее слово Папы Римского…

В начале 2013 года от престола отказался Папа Римский Бенедикт XVI. Это решение 85-летний понтифик объяснил тем, что у него не хватает сил. 27 февраля в Ватикане глава Римско-католической церкви в последний раз обратился к прихожанам. Послушать речь Бенедикта XVI собрались около 200 тысяч человек.

— Я не отказываюсь от креста, я остаюсь в лоне церкви. Я уже не буду первым лицом церкви, но я останусь здесь, во граде святого Петра. Тот путь, который я прошел, очень сложный, но и очень счастливый. Я продолжу этот путь молитвой, посвящением себя Господу, и это я буду делать всегда, — прощальные слова Папы Римского в тот день снискали немало аплодисментов и навсегда вошли в историю.

Папа Римский Бенедикт XVI отказался от престола.

…и Бориса Ельцина

«Я устал. Я ухожу» — эти слова президента России Бориса Ельцина стали крылатыми. Именно так он начал свое прощальное выступление. В новогоднюю ночь 31 декабря 1999 года в традиционном обращении к народу он объявил о том, что покидает свой пост. Это стало шоком для большинства людей и даже для политиков. Ведь свою речь он планировал тайно. И даже супруга узнала об отставке только утром 31 декабря, когда Борис Ельцин собирался на запись обращения.

Кстати, Ельцину принадлежит и самая короткая инаугурационная речь, он произнес ее 9 августа 1996 года. В обращении было всего 33 слова. Выступление было сокращено из-за того, что Борис Николаевич в то время неважно себя чувствовал.

Ужастики Пола Хеллье…

Речь, которую бывший министр обороны Канады Пол Хеллье произнес на конференции «Гражданские слушания по рассекречиванию» весной 2013 года в Вашингтоне, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Политик заявил, что инопланетяне действительно существуют. Правда, то, что «НЛО так же реальны, как и летающие над нашей головой самолеты», Хеллье говорил и на симпозиуме в университете Торонто еще 25 сентября 2005 года. И все же выступление на слушаниях перед солидной аудиторией, изобилующее подробностями и громкими заявлениями, стало суперхитом YouTube. Ведь политик абсолютно убежден в наличии инопланетного разума. К тому же он поведал, сколько видов инопланетян посетили нашу планету, а также заявил, что «есть живые инопланетяне, живущие на Земле в настоящее время». И при этом двое из них работают на правительство США.

Пол Хеллье искренне верит в инопланетян.

…и монстры Уго Чавеса

Пожалуй, самыми образными и яркими можно назвать речи бывшего президента Венесуэлы Уго Чавеса. Ярый противник США запомнился многим после его выступления на Генеральной ассамблее ООН 20 сентября 2006 года, где назвал американского президента дьяволом. Речь шла о выступавшем накануне Джордже Буше — младшем. При этом Чавес, стоя на трибуне, даже перекрестился.

— Дьявол приходил сюда вчера. Да, вчера он был здесь. Прямо здесь. А сегодня все еще пахнет серой, — заявил президент Венесуэлы. Этот 7-минутный спектакль Чавеса вызвал у политиков разные чувства, однако апплодисменты в зале были громкими.

Кстати

Самая длинная речь в мире принадлежит французскому чиновнику Луису Колету. Он говорил без перерыва целых 124 часа. Этот факт зафиксирован в Книге рекордов Гиннеса.

www.volgograd.kp.ru

Публицистическое выступление политиков, деятелей культуры, сорта и тд. Примеры!

Добрый день, уважаемые члены Совета Федерации, уважаемые депутаты Государственной Думы! Уважаемые представители Республики Крым и Севастополя – они здесь, среди нас, граждане России, жители Крыма и Севастополя! Уважаемые друзья, сегодня мы собрались по вопросу, который имеет жизненно важное значение, историческое значение для всех нас. 16 марта в Крыму состоялся референдум, он прошёл в полном соответствии с демократическими процедурами и международно-правовыми нормами. В голосовании приняло участие более 82 процентов избирателей. Более 96 процентов высказалось за воссоединение с Россией. Цифры предельно убедительные. Чтобы понять, почему был сделан именно такой выбор, достаточно знать историю Крыма, знать, что значила и значит Россия для Крыма и Крым для России.

<a href=»/» rel=»nofollow» title=»15907216:##:2daoh6h»>[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>

Вот пример такого выступления Д. А. Медведева. <a rel=»nofollow» href=»http://www.ng.ru/ideas/2014-12-15/1_medvedev.html» target=»_blank»>http://www.ng.ru/ideas/2014-12-15/1_medvedev.html</a>

Год назад, на исходе осени 2013 года, когда на Украине начался кризис, никто и представить не мог, к каким последствиям приведет этот «горький ноябрь» наших соседей. Раскол в обществе, который прошел даже через семьи. Упадок в экономике. Всплеск радикализма вплоть до откровенного бравирования нацистской символикой. Потоки беженцев в сопредельные государства. Боевые действия на своей же земле против своих же соотечественников. И в итоге – тысячи погибших людей, включая мирных жителей. Всего год – и от той близкой нам страны, с которой мы дружили, торговали, куда ездили отдыхать и навещать родственников, остались только воспоминания. Мы в России переживаем эти события как свою боль. Помогаем даже тем, кто эту помощь принимает с усмешкой, продолжая жить под лозунгом «Украина – не Россия». Мне искренне жаль, что другой стратегической программы развития страны представители украинской элиты пока не смогли ни предложить, ни реализовать. Как председатель правительства я вижу это каждый день в цифрах, которые подтверждают: самое трудное у наших соседей, к сожалению, еще впереди. Какие бы выпады ни звучали в наш адрес, мы не имеем права поддаваться на провокации. Не имеем права забывать: по ту сторону границы живут близкие нам по духу, культуре, менталитету люди, судьба которых никогда не будет нам безразличной.

touch.otvet.mail.ru

Что такое выступление как жанр публицистического стиля. Жанровое своеобразие публицистики. Единята

Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный».

Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы).

Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения:

1) посетители, зрители, слушатели;

2) люди, народ.

Цель публицистического стиля речи — информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля речи — обще-ственно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики — статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Для публицистического стиля речи характерны:

Логичность,

Образность,

Эмоциональность,

Оценочность,

Призывность и соответствующие им языковые средства.

В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение : выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.

Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью . Это также сближает его с научным стилем речи.

С другой стороны, для публицистической речи характерна страстность, призывность . Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, — общедоступность : она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства , прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи .

Широко известны публицистические статьи В. Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Н.В. Шелгунова, историков В.С. Соловьева, В.О. Ключевского, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, выступления выдающихся русских юристов А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако.

К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», «В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевременные мысли»), В.Г. Короленко (письма А.В. Луначарскому), М.А. Шолохов, А.Н. Толстой, Л. М. Леонов, И.Г. Эренбург.

Известны своими публицистическими статьями писатели С. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, В. Лакшин, академик Д.С. Лихачев.

К публицистическому стилю (как говорилось ранее) относится речь защитника или обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения владеть словом, нередко зависит судьба человека.

Лексические особенности публицистического стиля

Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.

В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз(с), с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-. Сложные и сложносокращенные слова, устойчивые обороты речи широко используются в жанрах публицистики.

Эмоциональные средства выразительности в публицистическом стиле речи

Для лексики публицистического стиля

shr32.ru

Избранные публицистические статьи


ТОП 10:

Стр 1 из 5Следующая ⇒

Москва 2004

Перестанут же когда-нибудь люди драться, воевать, казнить людей, а будут все любить друг друга. Времени этому не миновать прийти, потому что в душе всех людей заложена не ненависть, а любовь друг к другу.

Давайте же делать все, что можем, для того, чтобы поскорее пришло это время.

Лев Толстой

То же, что Вам представляется много зла в мире, никак не должно огорчать вас. Зло, которое Вы видите, есть тот матерьял, над которым вы призваны работать. Огорчаться на то, что зла слишком много, все равно что плотнику огорчаться, что лес, из которого он будет рубить, слишком велик. Прием же работы над этим матерьялом только один: самосовершенствование. Совершенствоваться нельзя одному, совершенствование себя всегда видится на других и только оно одно воздействует на них.

Лев Толстой

Л.Н. Толстой — публицист

 

Мыслитель и художник никогда не будет спокойно сидеть на олимпийских высотах, как мы привыкли воображать; мыслитель и художник должен страдать вместе с людьми для того, чтобы найти спасение или утешение.

Лев Толстой

Счастливые мои эпохи были только тогда, когда я всю жизнь отдавал служению людям.

Лев Толстой

 

 

Из всего огромного творческого наследия Л.Н. Толстого – великого художника, глубокого мыслителя, страстного публициста – по сей день наименее доступными широкому читателю остаются его публицистические произведения: социальные, философские, религиозные, эстетические статьи и трактаты.

До революции многие социальные и религиозно-философские сочинения писателя печатались преимущественно за границей, а в России были запрещены цензурой или выходили с купюрами. Без сокращений и различных искажений они были опубликованы в полном (юбилейном) собрании сочинений писателя в 90 томах, сегодня ставшем библиографической редкостью: тираж отдельных томов составлял всего лишь пять тысяч экземпляров. Новое академическое собрание сочинений в 100 томах находится только в начале издания.

До сих пор публицистика относится к забытой части творческого наследия Льва Толстого. Его художественные произведения издаются огромными тиражами, его творчеству посвящены многочисленные исследования. В последнее время часто перепечатываются критические статьи о Л. Толстом русских религиозных философов конца ХIХ – начала ХХ вв., и обязательное при советской власти изучение творчества Льва Толстого «по Ленину» сегодня сменилось толкованием «по Мережковскому», а не по философским, публицистическим произведениям самого писателя, большинство из которых не переиздавалось уже более полувека.

Парадоксальная ситуация: при упоминании имени Льва Толстого у многих даже возникает искреннее недоумение: «Опять Толстой?!», хотя его страстные публицистические выступления против насилия, привлекающие к нему людей всего мира, в нашей стране все еще не известны современному читателю. Даже его знаменитые статьи «Не могу молчать», «Великий грех» не вошли в последнее 22–х томное собрание сочинений писателя.

К сожалению, некоторые считают, что лучше ограничиться чтением лишь художественных произведений Л. Толстого. Для них его религиозная проповедь неприемлема: здесь сходятся иные верующие люди и атеисты.

Вместе с тем в последнее время заметно усиливается интерес к духовным исканиям Л. Толстого. Не утихают бурные, порой ожесточенные споры о его учении, взглядах, которые тревожили ум, будили совесть его современников. И сегодня есть немало размышляющих, ищущих смысл жизни людей, особенно среди молодежи, для которых истинная вера не слепа, которые не отмахиваются от искусительных вопросов. Именно им всегда был близок духовный опыт Л. Толстого, прошедшего через глубокие сомнения до осознания смысла своей жизни, причем не только провозглашаемого, но и обязывающего.

В ХХ веке многие философы, ученые, общественные деятели всего мира считали Л. Толстого своим учителем. Сегодня, на рубеже ХХ и ХХI столетий, многих привлекают его идеи, беспощадная нравственная требовательность к себе, трудная, порой мучительная внутренняя жизнь.

Невозможно представить себе духовную жизнь России без Льва Толстого, без его влияния на развитие гуманистических идей.

 

Толстому-публицисту принадлежит около 300 обширных трактатов и небольших статей, воззваний. Среди них прозвучавшие на весь мир «Исповедь», «Так что же нам делать?», «Что такое искусство?», «Одумайтесь!», «Конец века», «Не могу молчать».

Ни один из писателей ХIХ – начала ХХ вв. не приобрел такой всемирной славы, нравственного авторитета, как Лев Толстой – художник, занимающий первое место на литературном Олимпе, религиозный мыслитель, общественный деятель, публицист, страстно откликающийся на все запросы современности, к могучему слову которого прислушивался весь мир.

Общественные, философские, нравственно-религиозные, эстетические, педагогические выступления писателя вызывали общественный резонанс, оказывали влияние на мировое общественное мнение.

К каждому слову Л. Толстого «с жадностью прислушивается весь современный мир, каждая строчка <…> на лету ловится не только нашей журналистикою, но и печатью всех государств Европы. Никогда еще русское слово не имело такого могущества, никогда еще русское слово не приобретало такого влияния и не поднималось до такой ослепительной высоты, как в словах и мыслях Льва Толстого», – с гордостью заметил в конце ХIХ века «Журнал журналов и энциклопедическое обозрение». Многие современники видели в Л. Толстом «живой, воплощенный в плоть и кровь символ достоинства печатного слова», отмечали, что он «поднял печатное слово на высоту, недосягаемую для преследования».

Публицистика преобладает в творчестве Л. Толстого последних тридцати лет (1880 – 1900-е гг.), прошедших после пережитого писателем в начале 1880-х годов духовного кризиса, который он назвал своим «вторым рождением», «воскресением». «Со мной случился переворот, который давно готовился во мне и задатки которого всегда были во мне», – заявил писатель на весьмир. «Я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни, что условия избытка, в которых мы живем, лишают нас возможности понимать жизнь…», – читаем мы в «Исповеди».

В русской публицистике звучало взволнованное толстовское «не могу молчать». Эта поразительная внутренняя потребность Толстого привела к тому, что его мощный голос звучал как обвинительный акт против насилия и рабства: «Думал о том, что если служить людям писанием, то одно, на что я имею право, что должен делать, это – обличать богатых в их неправде и открывать бедным обман, в котором их держат».

За два года до ухода из Ясной Поляны, за два года до смерти в статье «Не могу молчать» писатель с отчаянием восклицает: «Затем я и пишу это и буду всеми силами распространять то, что пишу, и в России и вне ее, чтобы одно из двух: или кончились эти нечеловеческие дела, или уничтожилась бы моя связь с этими делами, чтобы или посадили меня в тюрьму, где бы я ясно сознавал, что не для меня уже делаются все эти ужасы, или же, что было бы лучше всего (так хорошо, что я и не смею мечтать о таком счастье), надели на меня, так же как и на тех двадцать или двенадцать крестьян, саван, колпак и так же столкнули с скамейки, чтобы я своей тяжестью затянул на своем старом горле намыленную петлю».

Л. Толстой с горечью писал, что люди «властвующих классов» не хотят слышать того, «что я кричу, о чем умоляю их». Но это не заставило писателя умолкнуть: «… Я все-таки не перестану кричать, умолять все об одном и том же до последней минуты моей жизни, которой так немного осталось, или до тех пор, пока те самые люди, которых я обличаю за их злодейства, не помешают мне обличать их, сделав надо мною то же, что они делают над другими неприятными им людьми».

Л.Н. Толстой отрицал весь существующий строй с его «ужасным обманом – экономическим, политическим и религиозным». Как программа прозвучала его дневниковая запись в конце ХIХ века: «Сказать страшно хочется так много: хочется сказать и <…> про жестокость обмана, которому подвергают сами себя люди – обман экономический, политический, религиозный, и про соблазн одурения себя – вина и считающегося столь невинным табака, и про брак, и про воспитанье. И про ужасы самодержавия. Все назрело, все хочется сказать».

Лев Толстой считал государство разбойником – «Чингис-ханом с телеграфом». (И с Интернетом – добавили бы мы сегодня).

Особенно остро Толстым-публицистом был поставлен важнейший в России вопрос о «земельном рабстве». Это и цикл статей о голоде, и статья «Великий грех», в которой объясняется причина нищеты: «народ <…> не может продолжать существовать, когда ему оставлена только малая часть земли, которой он должен кормить себя и всех паразитов, присосавшихся к нему и располагающихся на нем».

Впервые этот яркий публицистический образ: «паразит собирается накормить то растение, соками которого он питается», был создан в статье «О голоде» (1891 г.), когда писатель, взволнованный газетными сообщениями о голоде, охватившем в России почти половину губерний, одним из первых откликнулся на народное бедствие, первым в печати задал «страшный вопрос» – есть ли в России голод?

Будучи на вершине мировой славы, в шестьдесят три года Л.Н. Толстой встает во главе организации помощи голодающим, объезжает голодные деревни Тульской и Рязанской губерний, устраивает около 250 бесплатных столовых, где кормились тысячи крестьян, особенно детей и стариков, публикует подробные отчеты о распределении частных пожертвований со всего мира: русскому правительству и его чиновникам не доверяли.

Но теперь, спустя десять лет после участия в переписи населения, когда он призывал богатых помочь городским нищим (статья «О переписи в Москве», трактат «Так что же нам делать?»), Толстой понимает, что невозможно решить проблему лишь «мелкими подачками», благотворительностью, распределяя «блевотину, которой рвет богачей», видит, что причина неурожаев кроется во всей системе эксплуататорского строя.

В статье «О голоде» Л.Н. Толстой прямо заявил: «Народ голоден оттого, что мы слишком сыты». В дневнике (1891 г.) он задает вопрос: «Неужели люди, теперь живущие на шее других, <…> не слезут добровольно, а дождутся, что их скинут и раздавят?»

В конце ХIХ века у писателя было предчувствие надвигающейся общественной катастрофы, он видел, что «существующий строй жизни подлежит разрушению. В этом согласны как те, которые стремятся разрушить, так и те, которые защищают его».

В канун революции 1905 года в письме последнему русскому царю Николаю II Лев Толстой говорил о нищете и голоде, о всеобщем недовольстве правительством и враждебном отношении к нему, о религиозных гонениях, о цензурных преследованиях и предостерегал: «Мерами насилия можно угнетать народ, но не управлять им».

Против нарастающего насилия в мире направлены и страстные публицистические антивоенные выступления Л.Н. Толстого.

С тревогой говорил писатель в статье «Патриотизм или мир» о нависшей над человечеством опасностью войны. «За какое хотите время откройте газеты, и всегда в каждую минуту вы увидите черную точку, причину возможной войны. <…> Разбойничья работа ни на минуту не прекращается, и то здесь, то там не переставая идет маленькая война, как перестрелка в цепи, и настоящая, большая война всякую минуту может и должна начаться».

Л. Толстой решительно выступал против напрасного кровопролития, верил, что человечество «опомнится»: «Ведь придет же время, и очень скоро, когда после ужасных бедствий и кровопролитий изнуренные, искалеченные, измученные народы скажут своим правителям: да убирайтесь вы к дьяволу или к Богу, к тому, от кого вы пришли, и сами наряжайтесь в свои дурацкие мундиры, деритесь, взрывайте друг друга».

В публицистике Л. Толстого звучит призыв уничтожить опасность военного гипноза: «Ведь рано или поздно и во всяком случае скоро придется настоящему народу, несущему всю тяжесть труда приготовления к войне и саму войну, сказать это. Но придется сказать это после ужаснейших бедствий, которые готовят нам правители и на приготовление которых мы смотрим так равнодушно…».

И сегодня находят отклик в наших сердцах полные негодования слова Л. Толстого в памфлете «Одумайтесь!»: «Да когда же это кончится? И когда же, наконец, обманутые люди опомнятся и скажут: «да идите вы, безжалостные и безбожные цари, микады, министры, митрополиты, аббаты, генералы, редакторы, аферисты, и как там вас называют, идите вы под ядра и пули, а мы не хотим и не пойдем. Оставьте нас в покое пахать, сеять, строить, кормить вас же, дармоедов».

Толстой проявлял деятельный интерес к движению сторонников мира.

В своем докладе для Конгресса мира в Стокгольме (1909 г.), на который писатель собирался поехать, он заявлял: «Мы хотим противодействовать величайшему злу, удручающему человечество, величайшему греху – войне…»

В статьях Толстого ощущается и надежда на переход к новому веку – без насилия. Толстой исполнен веры в то, что в сознании людей произойдет «неизбежный переворот»: «Всей душой веря в то, что мы живем накануне всемирного переворота в жизни людей, и что <…> всякое усилие, хотя бы и самое слабое, содействует наступлению этого переворота, я не мог, доживая по всем вероятиям последние дни моей жизни, не попытаться передать другим людям эту мою веру».

Творчество «позднего» Л. Толстого – художника и публициста – пронизано верой в «воскресение», в «неизбежный переворот» в духовном сознании людей, который должен утвердить новое, подлинно христианское миросозерцание. Со всей мощью своего публицистического таланта он содействовал приближению этого времени.

Л. Толстой настойчиво повторял, что «благо наше только в единении и братстве людей». Одним из средств единения людей и народов он видел в искусстве и в трактате «Что такое искусство?» утверждал: «Бессознательно истина эта подтверждается установлением путей сообщения, телеграфов, телефонов, печатью, <…> разрушением суеверий, разделяющих людей, распространением истин знания, выражением идеала братства людей в лучших произведениях искусства». Великий писатель дает критерий истинного искусства: «Искусством будут считаться только те произведения, которые будут передавать чувства, влекущие людей к братскому единению, или такие общечеловеческие чувства, которые будут соединять всех людей».

В одной из лучших, хотя до сих пор известной лишь немногим, статье «Конец века» Л. Толстой, ощущая приближение новой эпохи, утверждал: «Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начала столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей и начало другого мировоззрения, другой веры, другого способа общения».

И сегодня для нас важно предупреждение Л.Н. Толстого о трудности перехода к новому сознанию: «…когда та вера, тот склад жизни, в котором жили люди, будет заменяться иным, когда будет отпадать отжившее старое и замещаться новым, неизбежно должны будут происходить большие волнения, жестокости…».

Заголовки многих публицистических работ Л. Толстого звучат как воззвания к читателю. Задавая вопрос: «Неужели это так надо?», писатель восклицает: «Так жить нельзя!» и призывает: «Одумайтесь!»,«Пора понять!», надеясь на духовную силу человека, исповедующего «закон любви».

Толстой настойчиво объяснял, «для чего люди одурманиваются», призывал преодолеть нашу зависимость от желания «забыться». Он вновь и вновь говорил о том, как важно «очнуться», «опомниться» и осознать смысл своей жизни.

В последние годы Л. Толстой понимал, что сделать все не успеет: «Дел набирается перед смертью обратно пропорционально квадрату расстояния». Однако снова и снова он берется за статьи, направленные против «объядения», «одурманивания» вином, табаком, наркотиками: «Первая ступень», «Для чего люди одурманиваются?», «К молодым людям», «Пора опомниться!», «Праздник просвещения 12-го января».

Особенно настойчиво Толстой обращается к юношеству, молодым, образованным, «просвещенным» людям. В статье «Праздник просвещения» писатель говорит о традиции празднования Татьянина дня в Московском университете. Его огорчает, что «цвет просвещения» отмечает «праздник старейшего русского университета, <…> праздник русского просвещения» без всякого отношения к Святой Татьяне. Горькая ирония сквозит в словах писателя: «Мужики едят стюдень и лапшу, просвещенные – омары, сыры, потажи, филеи<…>; мужики пьют водку и пиво, просвещенные – напитки разных сортов <…>. Мужики говорят о своей любви к кумовьям и поют русские песни; просвещенные говорят о том, что они любят alma mater и заплетающимися языками поют бессмысленные латинские песни. Мужики падают в грязь, а просвещенные – на бархатные диваны. Мужиков разносят и растаскивают по местам жены и сыновья, а просвещенных – посмеивающиеся трезвые лакеи».

И Толстой призывает «опомниться» и не делать подобного из «праздника просвещения»: «Пора понять, что просвещение распространяется <…> не одним устным и печатным словом, но заразительным примером всей жизни людей, и что просвещение, не основанное на нравственной жизни, не было и никогда не будет просвещением…».

На весь мир звучал бесстрашный голос Толстого-публициста, не желающего мириться с проявлениями зла и насилия. Для него несомненными являлись «единая заповедь», «закон любви». Но услышан он был немногими.

Сегодня, спустя 175 лет со дня рождения Л. Толстого, мы снова на пути к нему.

* * *

В настоящее издание из всего публицистического наследия Л. Толстого вошло 30 его статей, большая часть которых не публиковалась более полувека.

Это наиболее яркие публицистические выступления великого писателя 1880 – 1900 гг., разнообразные по проблематике и жанрам: трактаты, воззвания, памфлеты, открытые письма, которые были адресованы частным лицам, но под пером Л. Толстого приобрели огромное общественное значение.




infopedia.su

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о