Публицистический стиль предложения примеры: Публицистический стиль речи — примеры и особенности

Публицистический стиль речи – примеры и жанры

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 1162.

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 1162.

Среди функциональных стилей русского языка одним из самых необычных является публицистический. Именно ему мы и постараемся дать характеристику в этой статье.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Стили речи

В русском языке обычно выделяют пять функциональных стилей. Они различаются целями и языковыми средствами выразительности, имеют разных адресатов, реализуются в разных жанрах. Стили речи:

  • научный;
  • официально-деловой;
  • публицистический;
  • разговорный;
  • стиль художественной литературы.

Определяя стиль текста, надо учитывать все стилистические особенности.

Особенности публицистического стиля

Примеры публицистического стиля речи найти нетрудно: он используется в статьях, заметках, фельетонах.

Его нередко называют “стиль газеты”.

Главная цель текста в публицистическом стиле – оказать воздействие на адресата. Адресат такого текста обычно массовый: читатели газеты, радиослушатели и т.п.

В тексте публицистического стиля речи приводятся различные факты. Нередко там есть и статистические данные или другие цифры. Но от научного стиля публицистический отличается тем, что эти факты приводятся приблизительно, допустимы гиперболы, литоты. Например, “1002 человека” может быть подано как “более тысячи человек”. Среди фактов отбираются наиболее яркие, впечатляющие, остальные игнорируются. Это делается потому, что цель публицистического стиля не в том, чтобы воссоздать точную картину явления, а в том, чтобы убедить в чем-то читателя или слушателя.

Однако в статьях на научную тему (например, в биографических очерках или экономических обзорах) можно встретить и терминологию, и точные факты, только обычно без ссылок на источник.

Речевое оформление текста в публицистическом стиле

Поскольку публицистический текст призван воздействовать на адресата, он всегда очень яркий и выразительный. Публицисты применяют всю палитру изобразительных средств литературного языка: метафоры, сравнения, гиперболы, параллелизм и т.д.

Очень актуальны экспрессивные слова и выражения, игра слов.

В публицистическом стиле не редкость риторические фигуры:

  • вопросы “Что мы можем ответить на это?”;
  • восклицания “Не позволим порочить честное имя!..”;
  • фигуры умолчания “Мы не будем говорить о том, что этот человек страдает алкогольной зависимостью, – речь сейчас не об этом”.

Иногда из-за этого текст кажется довольно агрессивным. Впрочем, подбор изобразительных средств зависит от “целевой аудитории”: для достижения своей цели он должен ориентироваться на адресата, подстраиваясь под него на всех уровнях, от синтаксиса до лексики.

Формы и жанры

Основной формой текста в публицистическом стиле является монолог.

Поскольку возможны и устные, и письменные тексты, в жанровом отношении стиль очень разнообразен.

Устные произведения в публицистическом стиле: ораторское выступление, выступление в ходе дискуссии и т.д.

Письменные жанры: публицистическая статья, обзор, репортаж, интервью и т.д.

Что мы узнали?

Публицистический стиль признан оказывать влияние на адресата, который обычно является массовым. Этой цели служат изобразительные средства, экспрессивная лексика, риторические фигуры. Публицистический стиль существует в устной и письменной форме; выбор жанра и средств выразительности зависит от темы и от аудитории

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Вера Сутурина

    7/10

  • Владислав Воиленко

    9/10

  • Светлана Епанчина

    9/10

  • Любовь Юркова

    10/10

Оценка статьи

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 1162.


А какая ваша оценка?

жанры, черты и особенности (с примерами текста)

Содержание

  • 1 Использование и функции
  • 2 Особенности публицистического стиля речи
  • 3 Жанры публицистики
  • 4 Лексические особенности публицистических текстов
  • 5 Синтаксические конструкции в публицистическом стиле

 

Стили речи различаются друг от друга наличием определенных конструкций,  составом использованных слов и оборотов, а также целью передачи информации, которая и обуславливает особенности данного стиля. Публицистический стиль наряду с научным, литературно-художественным, формально-деловым и разговорным относится к основным стилям речи.

Использование и функции

Данный стиль применяется при составлении текстов, передаваемых через массовые средства информации. Публицистические тексты можно встретить в газетах и журналах, а также в других периодических изданиях. Предметами публицистических текстов могут быть разного рода общественные, политические или экономические события, новости или другая информация, которая касается широких масс и нуждается в распространении.

Примеры публицистического стиля речи:

14 сентября организационный комитет утвердил список мероприятий, посвященных 70-летию университета. Было решено провести студенческую конференцию, праздничный концерт и торжественную церемонию награждения студентов и преподавателей, активно участвовавших в жизни университета.

На открытие галереи современной живописи в центре Петербурга прибыли гости и эксперты не только из других городов РФ, но и из Франции, Италии и Японии. Директор галереи заявил, что в будущем планируются выставки молодых художников из Европы и Азии.

Особенности публицистического стиля речи

К основным характерным чертам публицистического стиля речи относятся:

  • Нацеленность на широкие массы. Каждый текст, написанный в данном стиле, предполагает наличие читателей (или слушателей), которые в силу определенных обстоятельств относятся к целевой аудитории. К ряду подобных обстоятельств числятся национальность, место жительства, принадлежность к конкретной социальной группе, возраст, профессия и т.д.
  • Актуальность. Информация, передаваемая при помощи публицистических жанров, должна быть актуальной на данный момент и содержать в себе какую-либо новость.
  • Информативность. Целью публицистики является ознакомление общества с определенной информацией. Сведения, представляемые в такого рода текстах, должны соответствовать действительности и быть объективно представлены.
  • Эмоциональность. Публицистические тексты должны воздействовать на читателей и слушателей эмоционально. Именно этой особенностью публицистический стиль отличается от научного.

Жанры публицистики

Жанровая разнообразность публицистического стиля речи обусловлена наличием разных средств массовой информации. Для печатных изданий наиболее характерны статьи и очерки, также часто публикуются интервью. По радио и телевидению транслируются репортажи, сообщения и диалоги в форме интервью, беседы и дебатов. Особое место в жанровой системе  публицистического стиля занимает реклама, которая может быть представлена в форме объявлений или очерков. Часто используемым в публицистике жанром являются лозунги, которые имеют агитационное назначение: Будем беречь нашу природу!

Лексические особенности публицистических текстов

Публицистический стиль выделяется наличием слов и сочетаний, которые характеризуются образностью и представляют собой лексические клише: коренные преобразования, радикальные реформы и др.

Нацеленность публицистических текстов на читателя и слушателя является основой для применения в них оборотов, создающих связь между писателем (или оратором) и адресатом, которому передается информация: Дорогой читатель… Уважаемые зрители…

В зависимости от конкретной темы, публицистические тексты могут содержать военные, социологические, экономические или исторические термины.

Синтаксические конструкции в публицистическом стиле

Синтаксико-стилистические приемы являются неотделимой частью публицистического стиля речи. Наиболее часто в газетно-журнальных статьях и очерках встречаются риторические вопросы и восклицания, которые имеют экспрессивную функцию: Получится ли у сторон добиться компромисса?

 

 

Use journalistic in a sentence

journalistic

  • Advertisement

  • Advertisement

  • Advertisement

  • Реклама

  • Реклама

Приведенные вышеупотребление. Приведенные вышеупомянутые приведенные выше источники. Они не отражают мнения YourDictionary.com.

Статьи по теме

  • Встраиваемые и встраиваемые: есть ли разница?

    Бывает трудно определить разницу между словами, которые пишутся одинаково или звучат одинаково (или почти одинаково) при произнесении. Вы, возможно, видели оба вставляет и встраивает в письменной форме. Если это так, вам, вероятно, интересно, являются ли обе версии на самом деле словами и есть ли разница. Узнайте, что вам нужно знать, чтобы различать встраивание и встраивание на английском языке.

  • Как написать идеальный пресс-релиз (с шаблоном)

    Хорошо написанный пресс-релиз может обеспечить бесплатную рекламу продукта вашей компании, услуги, благотворительной деятельности, нового найма, ребрендинга или другого объявления. Если это привлечет внимание нескольких журналистов, вы можете получить охват, который намного превышает ценность платной рекламной кампании. Без лишних слов давайте обсудим, как написать пресс-релиз, который привлечет внимание СМИ.

также упоминается в

  • Impact-Factor
  • Law-Review
  • Hang · ER
  • Trust
  • Woolman
  • >
  • steel
  • hot·box
  • av·er·age
  • an·nals
  • cal·trop

Words near journalistic in the Dictionary

  • journaled
  • journaler
  • journalese
  • journaling
  • journalism
  • journalist
  • journalistic
  • journalistically
  • journalistics
  • journalists’ privilege
  • journalize
  • journall

Associated Press style basics — The Journalist’s Resource

The Associated Press was founded more than 150 years назад и сейчас имеет тысячи сотрудников, работающих в более чем ста странах для читательской аудитории, которая исчисляется миллионами.

Стиль AP предназначен для решения проблем, связанных с большим размером и читательской аудиторией организации. Репортерам и редакторам должно было быть легко им пользоваться, а также создавать четкие и лаконичные материалы.

Для достижения этих целей книга стилей Associated Press намеренно компактна и прямолинейна, отказываясь от полноты в обмен на краткость. Хотя это может оставить многие вопросы журналистов без ответа, наиболее часто встречающиеся проблемы решаются.

Эта статья представляет собой краткий обзор стиля AP. Ниже вы найдете информацию о числах, времени и датах, местах, номерах телефонов, пунктуации, написании заглавных букв и названиях, а также об Интернете. Это не исчерпывающий список, но он поможет вам начать.

Цифры

От единицы до девятки пишутся по буквам, от 10 и выше — цифры (арабские цифры). Если предложение начинается с цифры, ее следует расшифровать или переписать предложение. Исключением является число, обозначающее календарный год.

Используйте цифры в таблицах.

Проценты: Используйте цифры и слово процентов .

Миллион, миллиард: Всегда используйте цифры и произносите по буквам слова миллионов и миллиардов .

Время и даты

Месяц, день: используйте цифры для обозначения дней без st, nd, rd или th и сокращайте месяцы с августа по февраль, когда они используются с датой: «Feb. 12 было особенно холодно». Не сокращайте месяцы с марта по июль: «12 марта было дождливо». Всегда указывайте месяцы без дат: «Октябрь — ее любимый месяц». Не разделяйте месяцы и годы запятой: «Он уехал в Бутан в октябре 1937 года». Годы выделяются запятыми при наличии конкретной даты: «Ипотека погашена 1 апреля 19 г.98, и той ночью они устроили вечеринку».

Время: используйте строчные буквы am и pm с точками. Всегда используйте цифры с пробелом между временем и днем ​​или днем: «К 6:30 утра ее уже давно не было». Если это точный час, «:00» не требуется. Если временной диапазон полностью приходится на утро или вечер, используйте a.

m. или p.m. только один раз: «18:30-22:00». Если идет с утра на вечер (или наоборот), нужно и то, и другое: «10:00-14:00».

Города и штаты

Линии дат: Напишите название города заглавными буквами, обычно за ним следует штат или страна, а затем длинное тире. Некоторые крупные города могут стоять поодиночке; список см. в книге стилей AP.

Названия штатов: при использовании отдельно произносите их по буквам: «Массачусетс находится на берегу Атлантического океана». Если есть городская или партийная принадлежность, сокращайте: «Кембридж, Массачусетс, модное место»; «Д-масса». Есть восемь штатов, которые никогда не сокращаются: Аляска, Гавайи, Айдахо, Айова, Мэн, Огайо, Техас и Юта. Двухбуквенные формы названий штатов используются только с почтовыми индексами: «Отправить письмо по адресу 79 JFK St., Cambridge, MA 02138».

Номера телефонов

Коды городов и стран не обрабатываются особым образом, и им не предшествует знак 1 или плюс. Используйте дефисы между группами цифр: «Он набрал 617-123-4567 и скрестил пальцы».

Знаки препинания

Дефис: ставьте дефис в составных прилагательных, только если это необходимо для ясности: «самая быстрорастущая компания»; «Обсуждение на высоком уровне». Не используйте дефисы с общепонятными терминами, наречиями, оканчивающимися на ly , а также между цифрами и единицами измерения: «сильно преувеличенные утверждения»; «Правило 2 процентов». Не используйте дефис с составным модификатором после существительного: «Водителю хорошо заплатили».

Дэш: Дэшес запустил серию внутри фразы: «Из множества вариантов завтрака — омлеты, вафли, выпечка — он хотел только кофе»; указать на перерыв в размышлениях: «Felipe’s — популярная забегаловка — на Гарвардской площади»; или приписать цитату автору: «Вы должны делать то, что, по вашему мнению, вы не можете сделать». — Элеонора Рузвельт». При использовании текстовых редакторов, не поддерживающих дефисы, используйте два дефиса для каждого дефиса.

Запятая: В списках из трех или более предметов не ставьте запятую перед союзом: «В рецепте требовались мука, масло и фуа-гра». Исключения делаются, если элементы ряда представляют собой сложные словосочетания или если в состав ряда входит элемент с союзом: «Он ничего не ест, кроме пиццы, твизлеров, макарон с сыром». Используйте запятую, чтобы выделить город проживания, возраст и другую подобную информацию: «Том Менино, Бостон, был популярным оратором»; «32-летний Жан Дюпон вчера был освобожден».

Точка: Используйте только один пробел после конца предложения. Период.

Двоеточие: первое слово после двоеточия пишется с заглавной буквы, только если за ним следует полное предложение. Двоеточия выходят за пределы кавычек, если только они не являются частью цитируемого материала.

Апостроф: Апостроф указывает на владение. Добавьте s ко всем одиночным существительным и именам, даже если они уже оканчиваются на s : «Отпуск моего босса начинается завтра». Для имен собственных в единственном числе, оканчивающихся на s, используйте только апостроф: «Канзасский кризис». Для множественного числа одной буквы добавьте апостроф и букву s: «Запомните свои p и q», «оклендские A». Не используйте апострофы для декад или аббревиатуры: 1990-е, диски.

Кавычки: Точки и запятые ставятся внутри кавычек: «Реджинальд, твоя прическа меня нервирует, — сказала она». Положение тире, точки с запятой, восклицательного и вопросительного знаков зависит от того, что задается вопросом или восклицает: «Правильно ли она сказала: «Ваши туфли — шутка»?»

Скобки: стиль AP предлагает по возможности избегать скобок и вместо этого переписывать текст или использовать тире или запятые для выделения информации. Если круглые скобки необходимы, правила следующие: если круглая скобка является полным независимым предложением, поместите точку в круглые скобки; если нет, период выходит наружу.

Заглавные буквы и заголовки

Произведения: такие вещи, как книги, фильмы, картины и т. д., пишутся с заглавных букв и заключаются в кавычки: «Он не мог подавить ‘The AP Stylebook’»; «Ее любимым альбомом был «Love Is Hell».

Индивидуальные лица: Используйте титул человека с заглавной буквы, только если он предшествует его или ее имени и не изменяется: «Главный исполнительный директор Леон Редбоун»; «Леон Редбоун, главный исполнительный директор Swizzle Stick, Inc.»

Все остальное: если есть сомнения, используйте заглавные буквы и латинские буквы. Это относится к кнопкам веб-сайтов, пресс-релизам и большинству презентаций PowerPoint.

Интернет

Слова Интернет и Интернет написаны с большой буквы: «Она проводила много времени в Интернете»; «Скорость их доступа в Интернет была превосходной». Другие термины, связанные с Интернетом, имеют различные трактовки: веб-сайт , веб-страница, Web 2.0. Обратите внимание, что AP корректирует свой стиль, чтобы отразить текущее использование — не так давно они считали веб-сайт двумя словами, но теперь рекомендуют веб-сайт — и, учитывая быстро меняющийся характер Интернета, такие адаптации, несомненно, будут продолжаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *