КРОМВЕЛЬ • Большая российская энциклопедия
Авторы: А. А. Киселёв
О. Кромвель. Портрет работы Р. Уокера. 1650. Национальная галерея (Лондон).
КРО́МВЕЛЬ (Cromwell) Оливер (25.4.1599, графство Хантингдон – 3.9.1658, Лондон), деятель Английской революции 17 в., лидер индепендентов, лорд-протектор Англии, Шотландии и Ирландии (с 1653). Из семьи небогатого провинциального дворянина-землевладельца, получил пуританское воспитание. Политич. деятельность начал в 1628 в качестве депутата от Хантингдона в Палате общин англ. парламента. Поддерживал парламентскую оппозицию Карлу I Стюарту. В годы «беспарламентского» правления Карла I (1629–40) вёл жизнь сельского помещика. В 1640 избран от Кембриджа депутатом Короткого парламента. На протяжении всей своей политич. деятельности выражал интересы джентри и буржуазии. С началом в 1642 гражд. войны в Англии вступил в парламентскую армию, в которой за 2 года сделал карьеру от капитана до ген.-л. и зам. главнокомандующего войсками Вост. ассоциации (1644). Был инициатором создания армии «нового образца» (отряды простолюдинов, убеждённых пуритан и сторонников парламента; см. «Железнобокие»), отличившейся в сражениях при Уинсби (1643), Марстон-Муре (1644) и Нейзби (1645). В 1647 возглавил борьбу против быв. соратников – левеллеров (11.11.1647 осудил на дебатах в Патни левеллерскую конституцию «Народное соглашение») и вступил в переговоры с королём. С началом 2-й гражд. войны вновь вступил в союз с левеллерами. Нанёс поражение роялистам в сражениях при Пембруке, Престоне и Уинвике (1648), что позволило парламенту добиться окончат. победы и положить конец гражд. войнам. Заняв Лондон с целью предотвращения гос. переворота, К. изгнал из Палаты общин роялистов (см. Прайдова чистка). Это привело к усилению противостояния К. и его сторонников в парламенте («шёлковых индепендентов») с левеллерами. В янв. 1649 дал согласие на казнь Карла I, ликвидацию монархии и роспуск Палаты лордов. В мае 1649 подавил восстание левеллеров в Берфорде, после чего они постепенно утратили своё политич. влияние. Назначенный парламентом лордом-генералом и главнокомандующим всеми вооруж. силами республики, К. предпринял неск. воен. экспедиций для подавления Ирландского восстания 1641–52 и выступления роялистов в Шотландии (1650–51). Укрепление позиций К. в армии способствовало росту его политич. авторитета. В февр. 1649 при его участии и под его началом был создан новый орган исполнит. власти – Гос. совет. В окт. 1651 К. предоставил парламенту на утверждение Навигационный акт (см. Навигационные акты 1651, 1660), утверждавший в Англии политику протекционизма и меркантилизма и способствовавший укреплению англ. экономики.
В апр. 1653 в условиях нарастания недовольства населения Англии К. разогнал Долгий парламент (т. н. охвостье). Однако попытка К. создать подконтрольный ему Малый (Бербонский) парламент окончилась провалом. 16.12.1653 К. и Гос. совет установили в стране новую форму правления – протекторат. В 1653 К. был провозглашён лордом-протектором Англии, Шотландии и Ирландии, получив тем самым практически неограниченные полномочия в сфере управления государством. Члены Гос. совета и парламента стали назначаться лично К. В авг. 1655 он издал указ о разделении Англии и Уэльса на 11 воен.-адм. округов во главе с ген.-майорами, облечёнными всей полнотой власти в пределах вверенных им территорий. В февр. 1657 Гос. совет внёс в парламент «Смиренную петицию и совет», в которой К. предлагалось принять королевский титул. Однако из-за недовольства армейских офицеров К. отказался от предложения.
К. проводил активную внешнюю политику. В 1652–54 англичане достигли успеха в войне против Нидерландов (см. Англо-голландские войны 17–18 вв.), лорд-протектор добился своего признания европ. государствами, заключил торговые договоры с Данией, Швецией, Португалией. Однако вступление в 1655 в войну с Испанией обернулось для Англии новым экономич. кризисом. Колониальная политика эпохи протектората также не была успешной: англичанам не удалось потеснить голландцев в Сев. Америке и Азии, а т. н. западный проект (захват гл. исп. колонии в Вест-Индии – о. Гаити) закончился провалом.
После кончины К. лордом-протектором Англии, Шотландии и Ирландии был объявлен его сын Ричард. Однако уже в 1660 в Англии вновь воцарилась династия Стюартов. После реставрации монархии Карл II Стюарт и Яков II подвергли репрессиям мн. соратников К., но в ряде вопросов, особенно в сфере торговой политики, продолжили курс, проводившийся К. в годы протектората.
Сегодня 150 лет со дня рождения нобелиата Андре Жида — Статьи — Литература
Андре Жид. Фото: syl.ru
Считается, что этот писатель, драматург и эссеист оказал серьезное влияние не только на французскую литературу XX века, но и на умонастроения нескольких поколений французов. Все его творчество порой рассматривается как единый «манифест» завоевания личной свободы, в том числе от условностей и предрассудков. Литературоведы полагают, что из наследия Андре Жида «вырос» послевоенный экзистенциализм Альбера Камю и Жана-Поля Сартра.
Возможно, борьбе писателя за личную свободу способствовало суровое, практически пуританское воспитание в семье, принадлежащей к протестантам. В возрасте 11 лет Андре Жид потерял отца и оказался на воспитании матери и тёток. Он сам называл эту среду «феминистской». Не исключено, что в ней крылись истоки психологического развития будущего нобелиата и его сложных отношений с женщинами в зрелом возрасте.
Первые произведения Андре Жида назывались «Записные книжки Андре Вальтера» (с нее начался его вход в литературные круги и дружба с первейшими французскими авторами того времени Стефаном Малларме и Полем Валери) и «Трактат о Нарциссе». Несколько лет в молодости Андре Жид совмещал литературное творчество с работой на должности мэра Ла-Рока. Литература перевесила, несмотря на то, что целых пятнадцать (!) книг он издал на свои деньги. К счастью, семья Жида была состоятельной, наследство ему досталось приличное, позволявшее эдакое сумасбродство. Только повесть «Тесные врата», изданная в 1909 году, принесла сорокалетнему автору настоящую популярность.
Славу, но иного, скандального толка снискали и его книги «Путешествие в Конго» (1927) и «Возвращение из Чада» (1928), написанные на основе реальных путевых заметок, выражавших возмущение Жида порядками, царящими во французских колониях.
На почве разочарования в колониальной политике Андре Жид в 1930-х годах, как многие тогдашние прогрессивные представители человечества, увлекся социализмом. Этот «морок» оставил его в 1937 году, после того, как он лично посетил СССР. Для нас, русских читателей, представляет интерес история знакомство Андре Жида с государством рабочих и крестьян.
Летом 1936 года Жид посетил Советский Союз. Умный и наблюдательный человек тут же отметил несоответствие действительности и пропаганды советских газет, а также восторженных отзывов других «паломников». В конце этого года он опубликовал очерк «Возвращение из СССР», где прямо указал на отсутствие в этой стране свободы мысли, жёсткий государственный контроль за литературой и общественной жизнью и пугающие черты «нового советского человека». В письме к одному из друзей он высказывался откровеннее: «…малейший протест или критика приводят к строжайшему наказанию и мгновенно подавляются.
Очерк Жида о СССР вызвал недовольство не только руководства Страны Советов, но и писателей Ромена Роллана и Лиона Фейхтвангера, которых называли «друзьями СССР». Сам того не желая, Жид осложнил Фейхтвангеру доступ в СССР.
Когда Фейхтвангер попросил разрешения приехать в СССР, по советской стороне пошла гулять эпиграмма неизвестного авторства:
«Стоит Фейхтвангер у дверей
С внимательнейшим видом.
Смотрите, как бы сей еврей
Не оказался Жидом!»
Но Фейхтвангер не подкачал: в книге «Москва. 1937» создал фактически панегирик не столько стране, но и лично товарищу Сталину. Ничего, кроме восхищения, прогулки по Стране Советов в год Большого террора у него не вызвали. Понятно, что об этом писатель не должен был знать – но Жид сумел «прочитать между строк», а Лион Фейхтвангер – нет…«Полемика» под одной обложкой.
Андре Жид же ответил критикам своего труда еще более резким в отношении сталинского режима очерком «Поправки к моему „Возвращению из СССР“», изданным в 1937 году. Он упоминал в нем, что «прозрел» еще больше после написания книги об СССР, благодаря сведениям, полученным от зарубежных социалистов, включая Льва Троцкого. Жид выступил в этом очерке и против Компартии Франции: «Пришло время для Коммунистической партии Франции открыть глаза, чтобы перестали ей лгать. Или, если сказать по-другому, чтобы трудящиеся поняли, что коммунисты их обманывают так же, как их самих обманывает Москва». Естественно, и этих слов Жиду не простили. В СССР его книги пришли только в «перестройку».
В годы Второй мировой войны Жид переехал в Тунис и жил там до конца войны и оккупации. Его литературная деятельность в эти годы сошла на нет. После своего крупнейшего романа «Фальшивомонетчики» 1925 года и последнего значительного произведения «Тесей», написанного в Тунисе, Андре Жид предпочитал заниматься с чужими текстами. Он переработал для сцены «Процесс» Франца Кафки, выпустил антологию французской поэзии. И закончил свой трехтомный «дневник писателя», который вел с 1889 года. В 1951 году Андре Жид скончался.
Колония Массачусетского залива | Факты, карта и значение
Колония Массачусетского заливаСм. все СМИ
- Дата:
- 1630 — 1691
- Основные события:
- пекот войны Кембриджское соглашение
- Ключевые люди:
- Джон Уинтроп Энн Брэдстрит Ханна Эмерсон Дастон Мэри Барретт Дайер Генри Данстер
- Похожие темы:
- Западный колониализм пуританство теократия «Книга псалмов залива»
- Похожие места:
- Соединенные Штаты британская империя Массачусетс американские колонии
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Когда была основана колония Массачусетского залива и как долго она просуществовала?
В 1629 году король Англии Карл I предоставил Компании Массачусетского залива право торговать и колонизировать часть Новой Англии, расположенную примерно между реками Чарльз и Мерримак, и заселение началось в 1630 году.
Карл I
Узнайте больше о Карле I.Какова цель колонии Массачусетского залива?
Пуритане, поселившиеся в колонии Массачусетского залива, намеревались создать общество, которое согласовывалось бы с тем, что они считали желанием Бога. Только те, кто мог свидетельствовать о «работе благодати» в своей жизни, могли выбирать губернатора и членов законодательного совета, а те, чьи религиозные убеждения не соответствовали пуританским, были изгнаны. Самоуправляемая, самодостаточная колония сначала управлялась Джоном Уинтропом и была организована в соответствии с принципами, изложенными Джоном Коттоном. Колонисты зарабатывали на жизнь земледелием, рыболовством и торговлей.
Пуританство
Узнайте больше о пуританстве.Какое значение имеет колония Массачусетского залива?
Переместив Генеральный суд компании Массачусетского залива из Англии в Америку, пуритане превратили его из инструмента компании в законодательное и административное собрание, свободное от королевского надзора. В 1644 году Генеральный суд был преобразован в двухпалатное собрание. Кроме того, пуритане считали, что прихожане должны читать Библию для себя, и поэтому требовалось образование детей. Первая государственная школа в Северной Америке, Бостонская латинская школа, была открыта в Бостоне в 1635 г., а Гарвардский университет был основан в колонии Массачусетского залива в 1636 г.
Гарвардский университет
Узнайте больше о Гарвардском университете.Колония Массачусетского залива , одно из первых английских поселений на территории современного Массачусетса, основанное в 1630 году группой примерно 1000 пуританских беженцев из Англии под руководством губернатора Джона Уинтропа и заместителя губернатора Томаса Дадли. В 1629 году компания Массачусетского залива получила от короля Карла I хартию, дающую компании право торговать и колонизировать Новую Англию между реками Чарльз и Мерримак. Грант был аналогичен гранту компании Вирджиния в 1609 году., патентообладатели являются совладельцами с правом собственности и государством. Намерение короны, очевидно, состояло в том, чтобы создать просто коммерческую компанию с теми, кого на современном языке назвали бы акционерами, офицерами и директорами. Однако, сделав хитрый и юридически сомнительный шаг, патентообладатели решили передать управление и сам устав в Массачусетс. Этим шагом они не только проложили путь к местному управлению, но и установили предположение, что хартия коммерческой компании была в действительности политической конституцией для нового правительства, лишь неопределимо зависящего от имперского правительства в Англии. Среди основанных пуританами общин были Бостон, Чарлстаун, Дорчестер, Медфорд, Уотертаун, Роксбери и Линн.
Узнайте об основании колонии Массачусетского залива
Просмотреть все видео к этой статьеПуритане установили теократическое правительство с избирательным правом, ограниченным членами церкви. Уинтроп, Дадли, преподобный Джон Коттон и другие лидеры ревностно стремились воспрепятствовать любой независимости религиозных взглядов, и многие из них с различными религиозными убеждениями, в том числе Роджер Уильямс из Салема и Энн Хатчинсон из Бостона, а также нераскаявшиеся квакеры и анабаптисты, были изгнан. К середине 1640-х годов колония Массачусетского залива выросла до более чем 20 000 жителей.
Возрастающее отчуждение между колонией и Англией привело к аннулированию хартии компании в 1684 г. и замене королевского правительства новой хартией, выданной в 1691 г. Хартия 1691 г. объединила колонию Плимут и Мэн в колонию Массачусетского залива. См. также Плимут.
Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Джеффом Валленфельдтом.
Как пуританское воспитание Франклина повлияло на его политику
Когда была пуританская эра?
Пуританское религиозное движение зародилось в Англии 17 века. Пуритане считали англиканскую церковь слишком католической, поскольку в ней сохранились некоторые папские ритуалы и обычаи. Они стремились очистить свой протестантский религия остатков католицизма.
Некоторые из самых строгих фракций пуританского движения откололись от англиканской церкви, когда их опасения остались без внимания. Они стали известны как сепаратисты. Они испытали религиозные преследования и подавление из-за своих убеждений.
Пуритане в колониях
Многие из первых поселенцев, прибывших в Северную Америку из Англии в начале 1600-х годов, были сепаратистами, стремившимися к религиозной свободе. Среди них были основатели колонии Плимут, а затем и колонии Массачусетского залива. Пуританство оставалось доминирующей религией в Новой Англии более века, исчезнув в 1740-х годах.
В целом пуритане верили в: Предопределение; Добрые дела, молитва и чтение Библии; Восстание против недостойных лидеров; Образование и грамотность.
Пуританское воспитание Бенджамина Франклина
Бенджамин Франклин родился в 1706 году в колонии Массачусетского залива в семье пуритан. В какой-то момент его родители планировали, что их сын станет министром, но у них не было денег на необходимое ему обучение. Вместо этого они могли предоставить ему только два года формального образования, сначала в Бостонской латинской школе, а затем в английской школе Джорджа Браунелла. К 10 годам Бенджамин закончил школу и работал в доме своего отца. свечное дело. Когда ему было 12, он стал учеником печатника в типографии своего брата.
Юный Бенджамин естественно начал читать и писать. Он продолжил свое образование через книги. Они рассказали ему о людях, обществе, науке и религиях за пределами его собственного окружения.
Молодой Франклин хотел писать письма для газеты своего брата The New England Courant, но брат запретил это. Франклин попробовал другой подход и создал свою первую личность, пуританина, которого он назвал Сайленс Догуд. описала себя как друга добродетели и врага порока. Как Тишина, мальчик написал несколько писем в редакцию, которые появились в печати.
Как пуританская религия повлияла на политику Франклина
Когда Бенджамин Франклин стал старше и стал заниматься политикой, религия Бенджамина Франклина тоже претерпела изменения. В молодости он называл себя деистом, но его пуританское воспитание в некоторых отношениях осталось с ним на всю жизнь.
Во-первых, он активно стремился жить добродетельной жизнью и подавать своим примером других, согласно его автобиографии. Он перечислил 13 добродетелей, типичных для христианской пуританской точки зрения, а затем описал, как он пытался им соответствовать. Эта программа самосовершенствования отражает пуританскую веру в то, что нужно сделать себя как можно более пригодным для небес, хотя Франклин больше сосредоточился на своем земном существовании.
В течение жизни он также помогал другим, основав библиотеку, академию, больницу и даже добровольную пожарную часть. Он изобрел ряд полезных устройств, но никогда не рассчитывал получить от них прибыль, ссылаясь на его желание, чтобы другие могли извлечь выгоду из их использования. Это желание улучшить жизнь других также было основано на его раннем влиянии дома и книгах, которые он читал, в том числе «Эссе о том, как делать добро» пуританина Коттона. Мазер.
Этика Франклина распространилась и на его политическую жизнь, где он стремился помочь улучшить общество и выбрать достойных лидеров, которые служили образцом морали. Его принятие принципов Просвещения, включая его научные исследования и уважение к разуму стали частью его кредо, но они не превзошли его пуританские убеждения. Вместо этого его политика отражала как пуританское уважение к приличиям, так и просвещенное любопытство к познанию неизвестного.
Его последнее политическое выступление на Конституционном конвенте в 1787 году наглядно иллюстрирует, как религиозные корни Франклина в пуританстве повлияли на его политику. Он призвал своих коллег-послов подумать о добавлении ежедневного молитву слушателям, выражая свою веру в то, что без помощи Божией их совместные усилия не увенчались бы успехом.