Пустота в душе: что это и как ее заполнить? 7 способов

Внутренняя пустота — Психолог Айдар Аминев

Внутренняя пустота может быть разной. Это может быть приятная пустота предвкушения чего-либо, творческая пустота, из которой вот-вот родится что-то прекрасное, это может быть пустота, которая тяготит, а может быть и болит ноющей или даже резкой болью. Она может появляться в разные периоды нашей жизни, может осознаваться нами, а может и нет. Так или иначе субъективно она ощущается так, будто что-то чрезвычайно важное отсутствует в нашей душе.

Мы можем достаточно ясно понимать, откуда внутренняя пустота взялась. Она часто появляется из-за утраты кого-то или чего-то важного в нашей жизни: человека, работы, здоровья, близкого окружения. Есть известное выражение, что с утратой кого-то важного для нас как будто умирает часть нашей души. Это от части так, но, на мой взгляд, умирания на самом деле не происходит. С утратой появляется сильная боль, которую организм анестезирует. Анестезированное место в душе перестает ощущаться и потому нам кажется, что вместо него появилась пустота.

В этом случае важно пройти все этапы горевания, чтобы пустота сначала вновь ожила, а затем и заполнилась чем-то теплым и приятным. Горевание позволит избавиться от боли и увидеть, что утраченное все еще присутствует в нас, мы можем вспомнить приятные моменты, связанные с ним и почувствовать что оно все еще живо в нашей душе.

Другой понятной причиной утраты части души и появления внутренней пустоты может выступать полученная нами психологическая травма в результате какого-то происшествия. В случае травмы все происходит по той же схеме: сильная боль – анестезия – внутренняя пустота. В данном случае следует медленно и чутко подступаться к травме и прорабатывать ее, чтобы вновь обрести полноту души и полноту бытия.

Но не всегда человеку очевидна причина его внутренней пустоты. Он может жить обычной жизнью, как вдруг, казалось бы, внезапно, начать испытывать пустоту. Или может вполне успешно сосуществать с этой пустотой всю сознательную жизнь, компенсируя ее внешними вещами: работой, семьей, достижениями, пока однажды не поймет, что компенсация больше не срабатывает и он больше не может игнорировать эту пустоту.

Он будет искать ее корни, но не поймет, в какой именно момент она появилась.

Дело в том, что изначально эта пустота не ощущалась, как пустота. Эта пустота родом из детства, из возраста до 6 лет, и тогда она ощущалась как чувство отчуждения и одиночества. Это чувство возникло, когда человек столкнулся с сильным и грубым миром и оказался в этом столкновении без поддержки. Тогда он скорее всего даже не понимал, что опция поддержки со стороны других ему доступна. Когда родитель бьет ребенка, он может не понимать, что кто-то может его защитить. В период до 6 лет наше Я еще формируется и крепнет. И если мы в этот период сталкиваемся с грубостью мира и близких людей по отношению к нам, с их превосходящей силой, которой они подавляют нашу личность, мы испытываем сильное унижение и боль, которая впоследствии также анестезируется, приводя к внутренней пустоте.

Наше выросшее и целостное Я необходимо нам для возможности выстраивать полноценные субъект-субъектные отношения, которые наполняют нас в наибольшей степени. Ничто не может так наполнить нас, как настоящая близость с другим человеком. Если в детстве мы систематически испытываем опыт унижения нашего личного достоинства, то наше Я не имеет возможности вырасти в полный рост, и мы фиксируемся в поле объектных отношений. Нашу важную часть не видели и не слышали, так как нас воспринимали главным образом в качестве объекта или функции и обращались соответствующим образом. Поэтому мы заперли эту часть себя в бункере и однажды забыли ее там. А чтобы жить в мире, мы приучились манипулировать другими, соблазнять их, но не можем больше показываться им во всей своей полноте, так как не понимаем, как это вообще делается.

Впоследствии, когда человек с таким опытом достигает каких-то успехов в манипулировании миром, налаживает свою жизнь, он может остро ощутить ту самую внутреннюю пустоту. Во внешнем мире может быть все хорошо, может быть внешне выказываемое уважение со стороны других людей, но та самая важная часть все еще остается в бункере. Она понимает, что все это не для нее, она не достойна уважения, и потому не может это уважение себе взять. Из-за сильной анестезии человек обычно просто не видит и не слышит эту часть, как не видели и не слышали ее другие люди, и вместо нее ощущает внутреннюю пустоту.

Чтобы такого рода пустота была наполнена, человеку придется найти эту униженную и оскорбленную часть себя, сидящую в бункере, столкнуться с той болью от унижения, которую она испытывает и прожить эту боль. Тогда эта часть почувствует себя увиденной и услышанной, почувствует, что ее уважают и ценят просто за то, что она есть, и человек в итоге обретет способность к более близким и полноценным отношениям. Уже сам факт увиденности и услышанности может уменьшить ощущение внутренней пустоты. Последующие встречи в полный рост с другими людьми способны и вовсе избавить от нее. Но на все это нужно время.



Айдар Аминев
Психолог, гештальт-терапевт
Запишитесь ко мне на консультацию

Подписывайтесь на меня в социальных сетях, чтобы не пропустить новые материалы.

Если Вам понравилась эта статья, я буду признателен если Вы поделитесь ею:

Пустота в душе — 75 фото

Арты 18 22 марта 2023

Человек в пустоте


Пустота арт


Пустота арт


Грустные обои для подростков депрессивные


Пустота арт


Картина пустота


Donnie Darko Art


Мертвые души


Душа в темноте


Арт пустота души


Пустота в душе арт


Мрак пустота


Серая пустота


Пустота в душе


Серое одиночество


Девушка пустота


Аниме одиночество


Простота Минимализм


Картины со смыслом


Пустота арт


Мрак одиночество


Душевная пустота


Пустота арт


Девушка обнимает пустоту


Девочка во тьме


Это одиночество


Тьма в душе


Красная Луна в облаках


Пустота абстракция


Человек превращается в пыль


Человек рассыпается


Одинокий человек арт


Одиночество арт


Габуева Сабина 25. 09.1987


Семен Титан одиночества


Одиночество иллюстрация


Пустота цитаты


Мрачные картины Nicola Samori


Космос черно белый


Человек в пустоте


Аниме девушка кричит


Грустные аватарки


Депрессивные картиночки


Эстетика пустоты


Одиночество души аниме


Пустота и одиночество


Человек во мраке


Kill your Demons Emil bulls


Аниме одиночество и боль


Марио Санчес Невадо работы


Депрессия картинки


Пустая душа арт


Депрессивные рисунки


Одиночество дорога


Avogado6 арты депрессия одиночество


Одиночество души


Tommy Ingberg фотограф сюрреалист


Аниме пустота


Синдром Котара в психиатрии


Боль картинки


Пустота арт


Мрачная душа


Человек падает в бездну


Паук из Limbo


Пустота в архитектуре


Грустный арт


Депрессивный сюрреализм


Аниме одиночество


Это грусть


Душевная пустота


Это одиночество


Депрессивный сюрреализм




Пустота в душе

Оцени фото:


Комментарии (0)

Оставить комментарий

Жалоба!


Еще арты и фото:

Арты 18 22 марта 2023

Человек в пустоте


Пустота арт


Пустота арт


Грустные обои для подростков депрессивные


Пустота арт


Картина пустота


Donnie Darko Art


Мертвые души


Душа в темноте


Арт пустота души


Пустота в душе арт


Мрак пустота


Серая пустота


Пустота в душе


Серое одиночество


Девушка пустота


Аниме одиночество


Простота Минимализм


Картины со смыслом


Пустота арт


Мрак одиночество


Душевная пустота


Пустота арт


Девушка обнимает пустоту


Девочка во тьме


Это одиночество


Тьма в душе


Красная Луна в облаках


Пустота абстракция


Человек превращается в пыль


Человек рассыпается


Одинокий человек арт


Одиночество арт


Габуева Сабина 25. 09.1987


Семен Титан одиночества


Одиночество иллюстрация


Пустота цитаты


Мрачные картины Nicola Samori


Космос черно белый


Человек в пустоте


Аниме девушка кричит


Грустные аватарки


Депрессивные картиночки


Эстетика пустоты


Одиночество души аниме


Пустота и одиночество


Человек во мраке


Kill your Demons Emil bulls


Аниме одиночество и боль


Марио Санчес Невадо работы


Депрессия картинки


Пустая душа арт


Депрессивные рисунки


Одиночество дорога


Avogado6 арты депрессия одиночество


Одиночество души


Tommy Ingberg фотограф сюрреалист


Аниме пустота


Синдром Котара в психиатрии


Боль картинки


Пустота арт


Мрачная душа


Человек падает в бездну


Паук из Limbo


Пустота в архитектуре


Грустный арт


Депрессивный сюрреализм


Аниме одиночество


Это грусть


Душевная пустота


Это одиночество


Депрессивный сюрреализм




Пустота в душе

Оцени фото:


Комментарии (0)

Оставить комментарий

Жалоба!


Еще арты и фото:

    абстракция автомобили аниме арт девушки дети еда и напитки животные знаменитости игры красота места мотоциклы мужчины общество природа постапокалипсис праздники растения разное собаки текстуры техника фантастика фэнтези фильмы фоны

Пустота — Скала Духа — Центр Медитации Прозрения

Когда возможна пустота, возможно все. Если бы пустота была невозможна, ничто не было бы возможно. ” — Нагарджуна

Пустота — странный термин для центральной философии мировой религии. Ему определенно не хватает эмоциональной привлекательности блаженства и преданности индуизма, например, или любви и милосердия христианства. Это слово не предназначено для привлечения новичков. Более чем просто аскетично, это звучит немного отталкивающе. Кто будет тяготеть к образу жизни, основанному на том, что звучит как ничто?

На самом деле озарения, на которые указывает пустота, глубоко освобождают и приносят большое счастье. Они глубоко меняют наше понимание себя и жизни. Многие из тех, кто практиковал учение Будды о пустоте, считают его величайшим подарком, который он преподнес миру. Тем не менее, это не простая тема для подхода.

Когда я впервые заинтересовался концепцией пустоты в буддизме, я прочитал увесистый том с респектабельной родословной, в котором пустота определялась как «отсутствие присущего само-существования». Я не сомневался в авторе, но это определение мало что значило для меня в то время. Другие работы изображают пустоту с точки зрения зависимого возникновения, что также является интеллектуальным вызовом. Тот факт, что о пустоте написано так много книг, указывает как на богатство, так и на сложность предмета.

За многие годы слово «пустота» приобрело в буддизме множество значений. Качество чего-то быть пустым, пожалуй, самое простое значение. Полезно помнить, что когда существительное происходит от прилагательного, как пустота происходит от пустого, это не означает, что существительное относится к чему-то, что существует независимо как объект сам по себе. Это только означает, что существительное обозначает качество, на которое указывает это прилагательное. Точно так же, как невозможно найти влажность отдельно от чего-то влажного, мы не ожидаем найти пустоту как вещь, которая существует сама по себе. Пустота здесь просто означает качество чего-то пустого, например, сосуда, пустыни или неба. В этом значении пустота в некотором роде действует как прилагательное.

Что можно понимать под пустым и от чего оно пусто? Начнем с вопроса, что значит быть человеком. Большинство людей воображают, что индивидуальный человеческий опыт вращается вокруг самости, понятия, которое появляется в нашем языке через термины я, меня, мой и мой. Прежде чем приступить к тщательному исследованию, мы предполагаем, что термин I относится к сущности, которую можно найти. Будда, однако, понял, что наш человеческий опыт пуст от самости. Это освобождающее учение не-я. В этом примере пустота более или менее синонимична отсутствию «я». Это было одно из первых значений пустоты в буддизме.

Более поздние буддийские школы использовали термин пустота, чтобы подчеркнуть отсутствие субстанции в мире. Точно так же, как квантовые физики двадцатого века выявили отсутствие твердости в материи, Будда и его последователи осознали это непосредственно через медитацию почти 2600 лет назад. На это отсутствие субстанции указывалось в самых ранних буддийских учениях, и оно было более полно исследовано в последующие столетия.

Еще одно раннее использование слова «пустота» относится к утонченному медитативному состоянию, в котором восприятие значительно упрощается. В обычный момент опыта многие объекты, которые мы воспринимаем, — образы, звуки, запахи, вкусы, ощущения и образы — приводят к мыслям и чувствам о них. Мы слышим голос человека и представляем, что он говорит о нас. Мы видим заветное достояние и размышляем о том, как оно к нам попало. Когда восприятие упрощается настолько, что мы просто замечаем, например, звук или изображение, мы можем присутствовать уравновешенным и спокойным образом. Полное развитие этого подхода было описано Буддой как «пребывание в пустоте».

Развилось более разговорное использование слова «пустота», которое указывает на качество ума, когда мы соприкасаемся с настоящим моментом и не озабочены желаниями, потребностями или проблемами прошлого или будущего. Говорят, что этот ум пуст в том смысле, что он не заполнен посторонними мыслями. Такой ум настроен на настоящее с открытостью и восприимчивостью. Пустой ум легко движется к радости и удовлетворению и медленно движется к реактивным эмоциям, таким как страх и гнев. Мы могли бы понять это как менее утонченный, повседневный пример «пребывания в пустоте».

Существует распространенное заблуждение о пустоте, которое я хотел бы развеять. Пустота не означает пустоту, небытие или отсутствие сознательного опыта. Пустота — это свойство или характеристика вещей, которые появляются в мире. Он находится в нашем человеческом сознательном опыте. Существует тонкое медитативное состояние, называемое «основой небытия», которое означает отсутствие чувственного контакта. Это важное достижение в концентрации, но оно не имеет центрального отношения к представленному здесь значению пустоты. Пустота в первую очередь понимается как свойство вещей, которые появляются в нашем мире. Понимание пустоты приносит свободу нашему опыту, поскольку мы сознательно живем в мире.

Несмотря на эти определения пустоты, мы могли бы просто сказать, что пустота означает, что вещи этого мира, включая меня, не являются по-настоящему твердыми или вещественными. Вначале мы в основном не осознаем той прочности, которую приписываем себе и остальному миру, поэтому даже это описание требует исследования. На самом деле, все определения пустоты имеют широкое значение, потому что они противоречат нашим фундаментальным предположениям о себе и мире, предположениям настолько всеобъемлющим и непроверенным, что мы едва ли осознаем, что они вообще являются предположениями. Вот краткое изложение некоторых из этих последствий.


Мы крепко держимся за вещи, пытаясь обрести безопасность, но, поскольку мир постоянно меняется, эта попытка в конечном счете безуспешна. То, за что мы цеплялись, меняется, и цепляние за то, чем больше не является, становится источником разочарования и неуверенности. Ясное видение факта непостоянства подрывает нашу склонность держаться, потому что мы понимаем, что вещи неизбежно изменятся. Когда мы становимся старше, например, если мы продолжаем желать, чтобы наши тела оставались такими, какими они были, когда нам было двадцать лет, мы будем страдать с каждой новой морщинкой и килограммом. Когда мы понимаем, что изменение заложено в природе физического тела, мы можем быть более грациозными в принятии процесса старения.

Видение пустоты признает это и делает еще один шаг вперед. Мы также видим, что изначально не было ничего прочного, за что можно было бы держаться. На самом деле невозможно цепляться за реальность, потому что изменения настолько быстры и универсальны, что нигде нельзя найти постижимую вещь. Все, за что мы можем цепляться, — это память о чем-то мимолетном. Мы понимаем, например, что старение происходит в нашем организме даже на клеточном уровне. Если клетки постоянно умирают и воссоздаются заново, как можно ожидать, что наша кожа останется неизменной даже в течение одного года? Более того, внутри большинства клеток постоянны быстрые химические взаимодействия, поскольку митохондрии сжигают доставленные им питательные вещества. Эти телесные процессы невозможно остановить или заморозить даже на секунду.

Когда мы видим, что это верно во всех аспектах жизни, это глубоко меняет нас. Мы становимся менее привязанными к прошлому и способны больше жить настоящим. Сердце может отпустить то, что оно пыталось накопить. Этот сдвиг приносит большое облегчение. Мы чувствуем себя легче, свободнее и счастливее.

Мы исследуем пустоту не для создания новой идеологии, а для того, чтобы привнести в нашу жизнь больше свободы и удовлетворения. Цель всех учений Будды — указать путь от страдания во всех его многочисленных формах к максимально возможной свободе, которую он назвал ниббаной. Путь буддизма индивидуален для каждого человека, но у большинства из нас есть общая траектория — последовательность шагов в видении пустоты и сопровождающая ее серия освобождений.

Эта статья была адаптирована с разрешения из книги Гая Армстронга « Пустота: руководство для медитаторов» (Wisdom Publications, 2017).

Гай Армстронг с 1984 года проводит ретриты по медитации прозрения в США, Европе и Австралии. Его обучение включало в себя жизнь монахом в течение года в линии передачи тайского леса. Гай является членом Совета учителей Spirit Rock и ведущим учителем Insight Meditation Society.

 

Иисус не всегда заполняет вашу пустоту — и почему это нормально

Я практически вырос, слушая фразы « Иисус заполняет пустоту » и « Будь доволен Богом ». В них нет ничего плохого, так как они указывают на удовлетворение в настоящем моменте. Они также указывают на истину нашей веры, что Бог восполняет все наши нужды.

Но в моем нынешнем периоде жизни эти утверждения меня не устраивают.

На самом деле, я злюсь, когда слышу их.

Во время моего хождения со Христом я обнаружил, что такие вспомогательные фразы, как « Иисус заполняет пустоту » и « Будьте довольны Богом » поверхностны. Это милые маленькие высказывания, которые утверждают: «Сделай это, и все будет лучше!» — как будто быть христианином означает, что, как только мы примем Христа, это будет долго и счастливо, и нам никогда больше не придется чувствовать себя опустошенными или беспокойными. Но это лишь немного правда.

Более глубокая правда заключается в следующем:  Иисус не просто заполняет пустоту. В определенные периоды жизни Он иногда расширяет ее.

Вы можете себе представить, почему так много людей, имеющих отношения со Христом, испытывают полное разочарование, когда обнаруживают, что страдают от невыносимого одиночества и темной пустоты, которую испытывает каждый человек. Не помогает и то, что те из нас, кто утверждает, что знает Христа почти , никогда не  говорят об этом чувстве пустоты, этой внутренней пустоте, которая приходит с переживанием жгучего желания чего-то большего. И если мы когда-нибудь упоминаем об этом, кто-то обычно говорит нам: « Будь доволен Иисусом » и на этом останавливается.

Но говорить себе, что мы должны «просто быть довольными», пытаясь подавить или игнорировать пустоту, не является ответом. Мы знаем, что должны обращаться ко Христу за нашими нуждами, но мы не будем полностью удовлетворены, пока не попадем на небеса. Пока мы на земле, даже имея с ним глубокие отношения, мы все равно иногда чувствуем себя опустошенными. Попытка списать это с помощью лейтмотивационной фразы не только продает себя и людей, которым вы это говорите, коротко: это также продает Бога и того, кто Он есть.

Тем не менее,  это переживание пустоты на самом деле прекрасный дар  — не то, что можно желать.

Фр. Томас Дубей, великий современный писатель и знаток духовной жизни, говорит в своей книге Внутренний огонь, «Любовь [к Богу] воспринимается не как приятное, а как мучительное стремление к тому, чего, кажется, нет. Потому что болезненно, оно часто воспринимается как отсутствие любви, а ведь оно может быть глубже…»

Другими словами, мы как будто что-то упускаем — так что у нас есть это болезненное желание, но мы даже не конечно для чего. (В глубине души это Бог.) Когда мы так чувствуем, часто кажется, что Бог ушел, но на самом деле Он ближе, чем когда-либо.

Вот что нужно знать, когда вы испытываете пустоту:

1.   Пустота может помочь вам распознать истинные желания вашей души. Желать хорошо .  Мы не должны этого стыдиться. Но у нас есть искушение наполнить его чем-нибудь — чем угодно. Мы захотим заполнить его едой, питьем, курением, Netflix, людьми… что угодно. Но эти вещи лишь временные наполнители, которые часто подпитывают саму пустоту.

Когда я чувствую себя опустошенным, я знаю, что это потому, что моя душа расширяется руками Божественного Хирурга, чтобы я мог наполниться Им. И в этой зияющей пустоте я сталкиваюсь лицом к лицу с грубыми, реальными желаниями внутри меня: поверхностными, такими как выше, наряду с более глубокими желаниями. Эти желания состоят в том, чтобы служить Ему с определенной карьерой/призванием и отдавать себя другим. У нас может возникнуть искушение думать, что мы хотим определенных вещей, но я научился быть спокойным, когда Он перестраивает мои желания внутри и показывает мне, какие из них истинны и хороши.

2.   Предполагается, что там должны быть пустота и беспокойство. Фр. Томас Дубей говорит, что, по словам св. Иоанна Креста, «человек должен столкнуться с огромной внутренней пустотой». Это не значит, что мы делаем что-то не так, если сталкиваемся с этим. Это значит, что мы люди. Как сказано в Катехизисе Католической Церкви, мы на самом деле были сотворены с этой пустотой, которую буквально ничто в этом мире не может заполнить. А быть полностью человеком означает позволить себе чувствовать и переживать эту пустоту за истину того, чем она является:  отверстие, проделанное для Самого Христа — жилище для Него в нашем сердце .

В своей книге Время для Бога , о. Жак Филлип говорит: «[Пустота] очищает нашу любовь к Богу… Господь никогда не позволяет нам пережить время испытаний, если только Он не намеревается принести больше благодати, когда они закончатся. Не расстраивайтесь. Настойчиво.

Итак, это подводит меня к следующему вопросу:  Что мы делаем  тем временем, посреди хождения со Христом в этой пустоте?

У меня нет четкого ответа на этот вопрос. Вместо этого у меня есть предложения, которые помогли мне.

Вот пять вещей, которые вы можете сделать:

1. Проводить время с Господом в поклонении . Я обнаружил, что тишина странным и парадоксальным образом заполняет пустоту. Потому что молчание — это не отсутствие; это присутствие.

2. Проводите время с теми, кто приносит радость в вашу жизнь.  Семья, друзья, небольшие группы, изучение Библии и т. д.

3. Больше приглашайте Христа в свои отношения.  Признавайте Его присутствие в каждый момент, будь вы одни или с другими; больше молитесь вместе; и т.д.

4. Просите Бога о более глубоком доверии.  ТАК трудно доверять Богу в этих переживаниях. Однако сомневаться можно, если мы честно приносим это Ему. Он может и будет использовать это, чтобы привести вас к более глубокому доверию к Нему.

5. Просто будь.  Это САМОЕ сложное. Просто быть в пустоте, не убегая от нее, не пытаясь ее исправить или заполнить. Позвольте Ему любить вас и делать то, что Он хочет делать в вас. А пока вы можете поразмышлять внутри себя:   Чему Христос пытается научить меня в этот период пустоты? Как Христос хочет, чтобы я вырос из этого опыта?

Единственный способ пережить это время года — это… ну, пройти его — признать это и поговорить об этом с другими, что дает им возможность признать собственную внутреннюю пустоту.

Вы должны знать, что если вы испытываете пустоту, вы не одиноки. Через это прошли бесчисленные святые. Вы на правильном пути.

Знайте также, что бороться с этим и задавать вопросы посреди этого действительно  героический . Признайтесь Богу, себе и другим в этом мире, что вы   живете умиранием и воскресением Христа внутри вас.

Потому что, если вы отдадитесь этому прекрасному дару, которым является эта пустота, вы можете начать понимать, что, хотя вы могли бы наполнить себя миром, на самом деле вы можете выбрать не что иное, как Христа, хотя этот выбор болезненный и только расширяет пустоту внутри, поскольку Он желает заполнить ее Собой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *