Распределение внимания – Распределение внимания

Распределение внимания

Распределение внимания – это сосредоточение зрения на нескольких предметах. Это действие помогает делать одновременно сразу некоторое количество дел, которые могут различаться даже по своим видам.

Такими способностями обладали: римский правитель Гай Юлий Цезарь, великий русский император Петр I и французский полководец Наполеон. Эти особенности принадлежат только поистине одаренным людям, разносторонним и могущественным. Им подвластно любое деяние и нет непосильных задач.

Если развить данный талант, а он может поддаваться «дрессировке», то можно успевать делать намного больше, тем самым оставляя свое время на другие цели.

У людей, которые умеют распределять внимание, задействованы оба полушария мозга. С рождения человек умеет активизировать одну половину в большой степени. Левое отвечает за творческие способности человека, правое – за аналитический склад ума. Поэтому очень сложно соединить эти два практически не сочетаемых качества. Также трудно, например, как переучить левшу писать правой рукой. Мало у кого получается после этого записывать текст и той, и другой рукой одновременно хорошо. Как правило, одно умение забывается с годами, так как не использовалось и не развивалось.

Чтобы стимулировать развитие распределения внимания, необходимо соблюдать правила умственного труда:

  • При монотонной работе концентрация внимания может удерживаться ровно 15 минут, после оно рассеянно и трудно воспринимаемое. После задания, нужно сделать небольшой перерыв, дать отдохнуть глазам и перестроиться мозговым функциям. Можно даже заняться физическим трудом, выполняя разные деятельности, чередуя умственный и физический труд.
  • Деятельность мозга достигает пика своей работоспособности в утренние часы. Поэтому все более важные дела желательно проводить, начиная с 8 часов. И распределение внимания будет эффективно также в утреннее время.
  • Для улучшения активации умственной деятельности можно использовать природные энергетики: горький шоколад, кофе, апельсины, клюква, мед, грецкий орех, сахарная свекла и т.д.

Степень освоения техникой распределенного внимания зависит:

  • Совмещение разных видов деятельности, чтобы был задействован в одном движении мозг, в другом физические навыки. Например, учить английский язык, слушая в наушниках и повторяя слова, при этом мыть полы. Если соединить два дела, которые похожи по смысловой нагрузке и, задействовать при этом один орган, то будет плохо получаться и в первом, и во втором. К примеру, записывать лекцию под диктовку, слушая преподавателя и разговаривать с соседом по парте. В этом случае студент не успевает писать конспект и пропускает часть информации, которую ему передает друг.
  • Уровень автоматизации, до которой было доведено выполнение работы. Человек, когда управляет автомобилем уже задействует несколько функций: обруливает препятствия, смотрит за пешеходных переходом и другими машинами, нажимает на педали, переключает коробку передач, попутно включает поворотник и при необходимости нажимает на звуковой сигнал. А совершенство, если при этом еще включено радио, зазвонит телефон или захочется съесть забытый пончик и выпить кофе. Наглядный пример автоматического исполнения своих служебных обязанностей подают водители маршруток. Их способность выполнять несколько дел одновременно просто поражает, таким навыкам нужно учиться годами.

Техники развития

  1. Дается длинное слово, допустим, бетономешалка. Из него нужно придумать другие новые слова. Но каждая буква должна встречаться столько, сколько она была заложена в начальном слове. Удобная методика, которой можно заниматься по дороге на работу или для переключения внимания с одной деятельности на другую.
  2. «Земля, вода, воздух». Для выполнения данного упражнения нужно найти добровольца-напарника, желающего поиграть. Один кидает мячик и называет «земля», другой должен назвать животного, при слове «вода» — разновидность каких-нибудь рыб, а при произношении «воздух» — птиц.
  3. Время на выполнение 5 минут. Попросите кого-нибудь почитать неизвестный текст, пока решаете семь простых примера. По окончанию задания перескажите текст и проверьте правильность решений.

Желательно выполнять данные методы для совершенствования распределения внимания хотя бы раз в неделю.

psychologyc.ru

распределение внимания — это… Что такое распределение внимания?


распределение внимания

одно из качеств внимания, проявляющееся в способности личности концентрировать сознание на одновременном восприятии нескольких обьектов, явлений (обычно до 6-10).


* * *

Распределение внимания – одновременное сосредоточение внимания на двух или нескольких объектах и связанных с ними действиях.

Распределение внимания объясняется тем, что многие привычные операции могут управляться участками коры головного мозга, находящимися в состоянии относительного торможения. Другими словами, распределение внимания тесно связано с наличием хорошо организованных навыков, а также привычек, материальной основой которых являются различного рода динамические стереотипы. И. П. Павлов писал, что мы, занятые одним делом, одной мыслью, можем одновременно исполнять другое дело, очень привычное для нас. При этом побочное действие контролируется теми участками коры больших полушарий, где имеются прочные, закрепленные в прошлом опыте временные связи, в то время как основное действие связано с оптимальным участком коркового возбуждения. Человек не сможет одновременно выполнять два дела, если он ни одного из них не умеет делать хорошо, если каждое требует от него обдумывания и внимания ко всем мельчайшим деталям.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • распределение в математической статистике
  • РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И МАШИНОЙ

Смотреть что такое «распределение внимания» в других словарях:

  • РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ — субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Хрестоматийным… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Распределение внимания — Качество внимания, заключающееся в способности одновременно выполнять несколько видов деятельности. Нарушается при многих психических заболеваниях и состояниях (астения, гиперметаморфоз и др.) …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • Распределение внимания

    — способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно …   Психология человека: словарь терминов

  • ВНИМАНИЯ СВОЙСТВА — различают следующие свойства внимания: см. Внимания избирательность, Внимания объем, Внимания переключаемость, Внимания распределение, Внимания сосредоточенность, Внимания устойчивость …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • ВНИМАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять не сколько видов деятельностей или совершать несколько различных действий …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В …   Большая психологическая энциклопедия

  • Физиология труда — – это наука, изучающая функционирование человеческого организма во время трудовой деятельности. Её задача – выработка принципов и норм, способствующих улучшению и оздоровлению условий труда, а также нормирование труда. Физиология – это наука о… …   Википедия

  • Деятельности частных детективных (сыскных) служб психология — Направление ЮП, рассматривающее психологические аспекты всех видов деятельности, предоставляемых Законом РФ О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации детективным службам. Анализ основных видов деятельности частного… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • УОРД Джеймс — (Ward), (27 янв. 1843 – 4 марта 1925) – англ. философ идеалист и психолог, проф. Кембриджского ун та (1897–1925). В кн. Натурализм и агностицизм ( Naturalism and Agnosticism , v. 1–2, L., 1899) подверг критике естеств. науч. материализм и… …   Философская энциклопедия

  • БЮДЖЕТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ — БЮДЖЕТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, статистический метод экономического и соц. гиг. изучения различных социальных групп на селения.Б.и.имеют своим объектом бюджеты ценностные и бюджеты времени. Изучают бюджет всех основных групп населения: рабочих, крестьян …   Большая медицинская энциклопедия


psychology_pedagogy.academic.ru

Распределённое внимание — Когнитивная способность

Что такое распределённое внимание?

Распределённое внимание — это способность нашего мозга реагировать на различные стимулы или задачи одновременно, отвечая, таким образом, на многочисленные запросы окружающей среды. Распределённое внимание является своего рода одновременным вниманием, которое позволяет нам обрабатывать различные источники информации и успешно выполнять более одной задачи в одно и то же время. Эта когнитивная способность очень важна, поскольку она позволяет нам быть эффективными в повседневной жизни.

Тем не менее, наша способность реагировать и выполнять несколько задач параллельно имеет свои пределы. При распределении внимания производительность и эффективность действий, которые происходят в одно и то время, снижается. Когда человек испытывает трудности с одновременным откликом на многочисленные запросы окружающей среды, возникает явление, известное как интерференция. Интерференции возникают потому, что наш мозг может обрабатывать только ограниченное количество информации. Однако практика и когнитивные тренировки могут улучшить распределённое внимание, и, следовательно, способность выполнять более одного вида деятельности одновременно.

Примеры распределённого внимания

  • Распределённое внимание играет важную роль в процессе учёбы, поскольку нам приходится одновременно слушать учителя, смотреть на доску или учебные материалы, делать записи, и в этом нам помогает способность распределять внимание. Поэтому она так важна для успешной учёбы. Это может быть одной из причин, почему люди с проблемами внимания получают плохие оценки.
  • Водитель готовится совершить обгон и вдруг замечает знак, указывающий необходимость смены полосы. Если он не в состоянии одновременно и должным образом отреагировать на знак и завершить обгон, он либо свернёт с намеченного маршрута, либо создаст аварийную ситуацию, если вовремя не совершит манёвр. Для управления автомобилем следует поддерживать внимание в очень хорошем состоянии.
  • Официант использует распределённое внимание, когда запоминает то, что говорит клиент, стараясь при этом не забыть, что заказали за четвёртым столиком, и вдобавок не уронить поднос с грязной посудой в руке.
  • Если кассир продуктового магазина должен ответить одному покупателю, в то время как обслуживает другого, он использует распределённое внимание.
  • Если вы танцуете с бокалом в руке, вы используете распределённое внимание, чтобы не отставать от ритма, и в то же время не разлить напиток.
  • Даже когда мы одновременно едим и разговариваем, или смотрим телевизор и общаемся в чате по телефону, мы задействуем наше распределённое внимание.

Расстройства или патологии, связанные с распределённым вниманием

Распределённое внимание может пострадать в результате многих расстройств, а также из-за проблем в самом процессе распределения внимания, или проблем в части субпроцессов внимания, от которых оно зависит. Если распределённое внимание функционирует недостаточно хорошо, любая интерференция может нарушить ход задач, выполняемых одновременно. Таким образом, если распределённое внимание нарушено, мы не можем одновременно разговаривать и выехать на машине на перекрёсток, поскольку это может создать аварийную ситуацию. Аналогичным образом, если «Реакция Пробуждения» (уровень активации или общая настороженность) претерпевает изменения, это ведёт к «коматозному состоянию», в котором мы не можем управлять автомобилем и говорить одновременно (на самом деле, на этой стадии невозможно выполнить ни одну из этих задач по отдельности).

Несмотря на то, что распределённое внимание может пострадать в результате психиатрических расстройств, таких как шизофрения, или различных нарушений, таких как Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), поражается, прежде всего, общее внимание. Кроме того, довольно часто внимание нарушается после перенесённых черепно-мозговых травм или кровоизлияния в мозг (инсульт). В этих случаях расстройство внимания и его составляющих может быть различной степени тяжести, в зависимости от поражённых областей мозга.

Принимая во внимание всё вышесказанное, распределённое внимание нарушается практически при любых расстройствах, при которых внимание повреждается даже минимально. Таким образом, если у пациента наблюдается контралатеральный геминеглект (неспособность распознавать поле зрения, противоположное области черепно-мозговой травмы), гипопрозексия (отвлекаемость), гиперпрозексия (чрезмерное внимание и повышенная концентрация) или апрозексия (невнимательность, неспособность фиксировать внимание), он будет испытывать трудности при выполнении задач, которые требуют распределённого внимания.

Как измерять и оценивать распределённое внимание?

Распределённое внимание — это важнейшая когнитивная способность в нашей жизни, позволяющая нам быть более эффективными. Корректное и одновременное выполнение любой задачи, которая включает в себя более одного действия (перцептивного, моторного или когнитивного), напрямую зависит от нашей способности распределять внимание. Тест на распределённое внимание может быть полезен в различных профессиональных сферах, где необходимо оценивать производительность работы (водители или работники транспорта, монтажники, спортсмены и т.д.). Кроме того, оценка распределённого внимания может пригодиться в учёбе (например, нуждается ли ученик в дополнительной помощи при конспектировании или решении задач) или в клинических условиях (возможно, некоторым пациентам нужно объяснять информацию проще и доступнее). Во всех этих областях может представлять большой интерес выполнение когнитивного тестирования, поскольку это может принести ощутимую пользу в работе, учёбе и повседневной жизни.

Для измерения распределённого внимания команда CogniFit («КогниФит») взяла за основу классический Тест Струпа. Так был разработан Тест на Многозадачность, который кроме распределённого внимания оценивает когнитивную гибкость и зрительно-моторную координацию.

  • Тест на многозадачность DIAT-SHIF: с помощью стрелки следуйте за движением белого шара, обращая внимания на слова, которые появляются в центре экрана. Когда слово, которое находится в центре экрана, совпадает с цветом, которым оно написано, необходимо дать ответ (обращая внимание на два стимула одновременно). В этой игре нужно адаптироваться к изменениям стратегии, новым ответам, а также одновременно управлять способностями мониторинга и визуализации.

Как восстановить или улучшить распределённое внимание?

Распределённое внимание, как и другие когнитивные навыки, можно тренировать, улучшать и даже научиться его использовать. CogniFit («КогниФит») предлагает это сделать профессионально. Практикуясь, мы можем увеличить скорость функционирования нашего внимания, научитьcя задействовать меньше ресурсов мозга в момент одновременной реакции на разные стимулы, а также улучшить способность обрабатывать информацию, хотя это и непростая задача.

Реабилитация распределённого внимания базируется на нейронной пластичности. Следуя этой идее, CogniFit («КогниФит») предлагает серию клинических упражнений, предназначенных для реабилитации распределённого внимания и других когнитивных способностей. Мозг и его нейронные связи могут быть усилены за счёт использования функций, которые зависят от них. Таким образом, если мы регулярно тренируем распределённое внимание, мы сможем автоматически выполнять действия, которые пытаемся совместить, повышая тем самым их эффективность. За счет автоматизации различных видов деятельности нашему мозгу будет гораздо проще выполнять их одновременно.

Команда профессионалов CogniFit («КогниФит»), специализирующаяся на изучении синаптической пластичности и процессов нейрогенеза, создала программу персональной когнитивной стимуляции, адаптирующейся к потребностям каждого пользователя. Эта программа начинается с точной оценки распределённого внимания и других основных когнитивных функций. На основании полученного отчёта программа когнитивной стимуляции CogniFit («КогниФит») автоматически предлагает персональную когнитивную тренировку для улучшения распределённого внимания и других когнитивных функций, укрепление которых необходимо по результатам теста (в данном случае, вероятно, других субпроцессов внимания, от которых зависит распределённое внимание).

Для улучшения распределённого внимания важна последовательность и регулярность тренировок. CogniFit («КогниФит») предлагает инструменты оценки и реабилитации для оптимизации этой когнитивной функции. Для правильной стимуляции требуется уделять тренировкам 15 минут в день, два или три раза в неделю.

Программа когнитивной стимуляции CogniFit («КогниФит») доступна онлайн. С помощью компьютера можно выполнять разнообразные интерактивные задания в форме увлекательных умных игр. В конце каждой сессии CogniFit («КогниФит») покажет вам детальный график динамики улучшений вашего когнитивного состояния.

www.cognifit.com

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ — это… Что такое РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ?


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ
субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Однако, как показывает жизненная практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной деятельности на другую.

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.

  • РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
  • РАСПРЕДЕЛЕННОЕ ПОВТОРЕНИЕ

Смотреть что такое «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ» в других словарях:

  • распределение внимания — одно из качеств внимания, проявляющееся в способности личности концентрировать сознание на одновременном восприятии нескольких обьектов, явлений (обычно до 6 10). * * * Распределение внимания – одновременное сосредоточение внимания на двух или… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Распределение внимания — Качество внимания, заключающееся в способности одновременно выполнять несколько видов деятельности. Нарушается при многих психических заболеваниях и состояниях (астения, гиперметаморфоз и др.) …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • Распределение внимания — способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно …   Психология человека: словарь терминов

  • ВНИМАНИЯ СВОЙСТВА — различают следующие свойства внимания: см. Внимания избирательность, Внимания объем, Внимания переключаемость, Внимания распределение, Внимания сосредоточенность, Внимания устойчивость …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • ВНИМАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять не сколько видов деятельностей или совершать несколько различных действий …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В …   Большая психологическая энциклопедия

  • Физиология труда — – это наука, изучающая функционирование человеческого организма во время трудовой деятельности. Её задача – выработка принципов и норм, способствующих улучшению и оздоровлению условий труда, а также нормирование труда. Физиология – это наука о… …   Википедия

  • Деятельности частных детективных (сыскных) служб психология — Направление ЮП, рассматривающее психологические аспекты всех видов деятельности, предоставляемых Законом РФ О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации детективным службам. Анализ основных видов деятельности частного… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • УОРД Джеймс — (Ward), (27 янв. 1843 – 4 марта 1925) – англ. философ идеалист и психолог, проф. Кембриджского ун та (1897–1925). В кн. Натурализм и агностицизм ( Naturalism and Agnosticism , v. 1–2, L., 1899) подверг критике естеств. науч. материализм и… …   Философская энциклопедия

  • БЮДЖЕТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ — БЮДЖЕТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, статистический метод экономического и соц. гиг. изучения различных социальных групп на селения.Б.и.имеют своим объектом бюджеты ценностные и бюджеты времени. Изучают бюджет всех основных групп населения: рабочих, крестьян …   Большая медицинская энциклопедия


professional_education.academic.ru

Внимание. — Распределение внимания.

Страница 10 из 26

Распределение внимания.

Распределение внимания – свойство внимания, проявляющееся в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

Для изучения распределения внимания используются различные методики (рис. 3).

В лаборатории распределение внимания можно изучать, например, в условиях работы на специальном суппорте. На его верхней поверхности закрепляется металлическая пластинка с прорезью той или иной формы. Вдоль этой прорези может перемещаться металлическая игла, приводимая в движение двумя вращающимися рукоятками суппорта. Вращение одной из них дает игле продольное, вращение другой — поперечное направление. Одновременным вращением обоих рукояток можно двигать иглу в любом направлении. Задача испытуемого заключается в том, чтобы, распределяя внимание между двумя действиями (вращением обеих рукояток), двигать иглу так, чтобы она не касалась края прорези (иначе получится замыкание тока, регистрирующее ошибку). Во всех подобных случаях требуется особая организация деятельности, которая и характеризует собой распределение внимания.

Организация деятельности, способствующая распределению внимания, характеризуется тем, что только одно из действий осуществляется при достаточно полном и ясном отражении того, что нужно для его выполнения, все же остальные действия выполняются при ограниченном отражении того, что требуется для них.

Насколько трудно добиться такого распределения внимания при действии разнородных раздражителей, совпадающих во времени, можно судить по тому, что обычно в этих случаях замечается сначала один из раздражителей и лишь через некоторое (хотя бы и очень краткое) время — второй. В этом можно убедиться при помощи так

называемого компликационного аппарата (предназначенного для опытов с компликацией, т.е. сочетанием разнородных раздражителей). Прибор состоит из циферблата, имеющего 100 делений, по которому быстро вращается стрелка. При прохождении стрелки через одно из делений раздается звонок. Задача испытуемого – определить, на каком делении находилась стрелка, когда раздался звонок. Обычно испытуемый называет не то деление, на котором находилась стрелка во время звонка, а либо предшествующее ему, либо следующее за ним. Его внимание, следовательно, направляется сначала на один раздражитель (звонок или положение стрелки) и лишь затем, с некоторым запозданием — на другой.

Физиологически распределение внимания возможно потому, что при наличии в коре мозга господствующего очага возбуждения в некоторых других участках коры имеется лишь частичное торможение, вследствие чего эти участки могут управлять одновременно выполняемыми действиями.

Возможность выполнения действий при частичной заторможенности соответствующих им участков коры мозга тем больше, чем более привычны и автоматизированны действия. Поэтому одновременное выполнение действий тем легче, чем лучше человек овладел ими. Это одно из важнейших условий распределения внимания.

В опытах Добрынина (с использованием работы на суппорте) испытуемых заставляли одновременно с работой на суппорте производить в уме вычисления. Исследование показало, что такое совмещение умственного труда со сложной ручной работой возможно, если работа на суппорте выполняется более или менее автоматически.

Существенно также отношение, в котором находятся друг к другу одновременно выполняемые действия. Если они не связаны между собой, одновременное выполнение их затрудняется. Наоборот, если они в силу своего содержания или частого повторения в предыдущем опыте уже образовали некоторую систему действий, одновременное выполнение их удается легче.



libsib.ru

Распределение внимания — это… Что такое Распределение внимания?


Распределение внимания
Качество внимания, заключающееся в способности одновременно выполнять несколько видов деятельности. Нарушается при многих психических заболеваниях и состояниях (астения, гиперметаморфоз и др.).

Толковый словарь психиатрических терминов. В. М. Блейхер, И. В. Крук. 1995.

  • Расписание болезней
  • Рассеянность

Смотреть что такое «Распределение внимания» в других словарях:

  • распределение внимания — одно из качеств внимания, проявляющееся в способности личности концентрировать сознание на одновременном восприятии нескольких обьектов, явлений (обычно до 6 10). * * * Распределение внимания – одновременное сосредоточение внимания на двух или… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ — субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Хрестоматийным… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Распределение внимания — способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно …   Психология человека: словарь терминов

  • ВНИМАНИЯ СВОЙСТВА — различают следующие свойства внимания: см. Внимания избирательность, Внимания объем, Внимания переключаемость, Внимания распределение, Внимания сосредоточенность, Внимания устойчивость …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • ВНИМАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять не сколько видов деятельностей или совершать несколько различных действий …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В …   Большая психологическая энциклопедия

  • Физиология труда — – это наука, изучающая функционирование человеческого организма во время трудовой деятельности. Её задача – выработка принципов и норм, способствующих улучшению и оздоровлению условий труда, а также нормирование труда. Физиология – это наука о… …   Википедия

  • Деятельности частных детективных (сыскных) служб психология — Направление ЮП, рассматривающее психологические аспекты всех видов деятельности, предоставляемых Законом РФ О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации детективным службам. Анализ основных видов деятельности частного… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • УОРД Джеймс — (Ward), (27 янв. 1843 – 4 марта 1925) – англ. философ идеалист и психолог, проф. Кембриджского ун та (1897–1925). В кн. Натурализм и агностицизм ( Naturalism and Agnosticism , v. 1–2, L., 1899) подверг критике естеств. науч. материализм и… …   Философская энциклопедия

  • БЮДЖЕТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ — БЮДЖЕТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, статистический метод экономического и соц. гиг. изучения различных социальных групп на селения.Б.и.имеют своим объектом бюджеты ценностные и бюджеты времени. Изучают бюджет всех основных групп населения: рабочих, крестьян …   Большая медицинская энциклопедия


psychiatry.academic.ru

Распределение внимания

Распределение внимания означает одновременное сосредоточение его на двух различных видах деятельности.

Способность управлять вниманием, распределять его особенно необходимо в том случае, когда приходится выполнять две или несколько работ одновре­менно. Многие выдающиеся люди отличались удивительной способностью распределять свое внимание. Владимир Ильич Ленин, по воспоминаниям Н. А. Семашко, мог одновременно слушать ораторов, руководить заседанием, вникать в материалы и писать записки членам СНК по отдельным вопросам. О Н. Г. Чернышевском биограф А. П. Примаковский пишет: «Изумительная трудоспособность позволяла ему часто проводить одновременно две работы:

нередко он писал статью для «Современника», одновременно выполняя дру­гое дело, например диктуя секретарю перевод с немецкого «Всемирной исто­рии» Шлоссера».

Естественно, одновременное выполнение двух видов деятельности приводит к частичному, а нередко и к полному разрушению одного из них. Так, если человек выполняет простые арифметические действия и одновременно слушает рассказ с тем, чтобы его потом воспроизвести, то продуктивность его работы уменьшается почти наполовину.

Обычно при исследовании распределения внимания испытуемому предла­гается выполнять, раздельно и одновременно две задачи. Предлагаемые зада­ния могут быть однородными, разнородными и иметь различную степень слож­ности. Сравниваются эффективность одновременного и раздельного выпол­нения заданий.

Таблица 8

Т ест — «корректурная проба»

Задание. Тест для определения способности распределять внимание Для этого задания используется тестовая табл. 8. Вам нужно за 5 мин. внимательно просматривая эту таблицу, как можно быстрее зачеркивать разными способами буквы с, к, а букву а обводить кружком, например:

По окончании работы нужно оценить ее точность и производительность чтобы пользоваться полученными данными как для первичной самодиагностики, так и для оценки степени развития своей способности к распределении внимания после занятий или самостоятельной работы.

Показатель точности работы вычисляется по формуле:

А=Е/(Е+О)

где А—точность работы; Е—число правильно зачеркнутых знаков; О— число ошибок.

При О == 0 А = 1, при наличии ошибок А всегда меньше 1. Показатель произ­водительности вычисляется по формуле П=С*А, где П—производительность;

С—число просмотренных знаков.

Эти показатели характеризуют особенности вашей деятельности не только в данной тестовой ситуации, но и имеют более широкое значение для реаль­ной учебной деятельности. Например, если вы за 5 мин. просмотрели 1500 знаков и правильно оценили 1350 из них, то это означает высокую степень способности к устойчивости внимания.

Переключение внимания

В числе важнейших для чтения свойств внимания также следует выде­лить переключение, или переключаемость. Под ним понимается способность человека быстро переходить от одной деятельности к другой. Переключае­мость означает сознательное и осмысленное перемещение своего внимания с одного объекта на другой или с одних свойств, качеств ситуации на другие. Многие отмечают, что им трудно оторваться от одного и переключиться на другое.

Очевидно, что переключаемость внимания в сложных и быстро меняющих­ся условиях означает способность быстро ориентироваться в них. Легкость переключения внимания у людей различается. Одни легко переходят от выпол­нения одной деятельности к другой, для другого необходимо время и затрата определенных усилий. Необходимо отметить, что переключаемость зависит от целого ряда условий. К ним относятся, прежде всего, соотношение между содержанием предшествующей и последующей деятельности, а также отноше­ние к ним: чем более значима и интересна для вас была предыдущая деятельность и менее значима л менее интересна последующая, тем, очевидно, труднее переключиться, и наоборот.

В психологии существуют несколько методов исследования переключения внимания. Прежде всего следует отметить методы Шульте и всевозможные его модификации.

Задание. Изучить способность выполнять действия, требующие постоян­ного переключения внимания с одного ряда действий на другой. Возьмите две таблицы Шульте, с которыми вы уже работали при развитии перифери­ческого поля зрения (см. вкладыш). Перед вами ставится задача последовательно осуществлять поиск цифр то из таблицы А, то из таблицы Б. Причем если из таблицы А поиск цифр идет «по восходящей» — от 1 до 25, то из таблицы Б—«по нисходящей»—от 25 до 1. Например: «I, 25; 2, 24…» При этом вы должны в отличие от прежних правил показывать называемые цифры в таблицах ручкой или указкой, а также засекать время, затрачивае­мое на работу. Следите за динамикой упражнения. Время его выполнения должно все время снижаться.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *