Расшифровка рисунков в психологии: Что значат наши рисунки | Журнал Вестник Психологии

Содержание

Агрессия или страх: психолог Восковская объяснила, как понимать детские рисунки — Parents.ru

Развлечения

Фото
Iuliia Isaieva/Getty Images/Moment RF

психолог

Зашифрованное послание

Если вы скажете, что поиск и изучение ключей к расшифровке — занятие утомительное и куда как легче в доверительной беседе выспросить у малыша обо всех его страхах, тревогах, радостях и печалях, то будете неправы. Вы, наверное, и по себе знаете, как даже взрослым порой бывает сложно вдруг взять и раскрыть душу собеседнику. А уж отыскать нужные для этого слова, тем более удается не каждому. Как же можно надеяться, что четырехлетний кроха вдруг откроет маленький ротик и произнесет такие взрослые слова, как «симпатия» или «антипатия», «спокойствие» или «тревога», «гармония» или «беспорядок»? Он и сам-то не понимает своих чувств и не знает, как именно они называются. А вот рисунок дает ребенку возможность выразить то, чего он пока еще не может понять и выразить словами.

Рисунок для него — не искусство, а речь, которой он еще не научился как следует пользоваться. Но, становясь творцом рисованных человечков и фигурок, он, как истинный художник, ощущает полную, ничем не ограниченную свободу. Конечно же, он не задается мыслью переложить на белый лист свои чувства, маленькие пальчики сами ведут карандаш, а из-под него выходит зеркало души маленького творца.

Возрастные особенности

Анализируя рисунок, учитывайте возраст ребенка. Ведь в два года он будет рисовать палочки, кружочки, квадратики и, только изобразив их, придумывать, что же они такое и как же их назвать. К трем годам у малыша появляется желание порисовать человечков. Но только нарисовать их он толком не может. У него получается кружочек с рожицей (голова), к которому приделаны палочки (руки и ноги).

А вот в четыре года к кружочку он уже приделывает овал (туловище), и рисунок сам по себе становится более сложным. В пять лет он лихо пририсовывает своим человечкам такие необходимые части, как рот, нос, глаза, пальцы, волосы. В шесть-семь лет у человечка появляется шея, сгибы на руках и ногах, одежда и разные прически. Вот на эти возрастные особенности рисунка ориентируются психологи при оценке умственного развития ребенка. Если в семь лет малыш все еще продолжает рисовать кружочки и палочки, родителям стоит побеспокоиться о том, как развивается их малыш.

Психологи рекомендуют начинать «расшифровку», только когда ребенку исполнится четыре года. Однако вы можете прочесть рисунок и трехлетней крохи, но тут вам пригодятся скорее не ключи к шифру, а собственные ощущения. Взгляните на рисунок и постарайтесь понять, какие эмоции он у вас вызывает. Не стоит долго над этим раздумывать, доверяйте своей интуиции. Рисунок может казаться темным и тусклым, ярким и светлым, веселым или грустным, тяжелым или легким. Если вы находите в нем только позитив, значит, ребенка ничто не беспокоит, если же в рисунке преобладает негатив, вам следует отыскать его причину и по возможности устранить ее. Но прежде вы должны вспомнить, не обижал ли кто вашего малыша накануне. Как правило, обиду малыши долго не держат, но если она еще не прошла до того, как он взял в руки карандаш, то обязательно выльется на лист бумаги. А когда хорошее настроение восстановится, он снова начнет рисовать только позитивные рисунки.

Фото
CokaPoka/Getty Images/iStockphoto

Мы рисуем человека

  • 2 года: малыш изображает человека в виде концентрических незавершенных кругов.

  • 3 года: круги замкнуты, появляется изображение глаз, а также рук и ног в миниатюре.

  • 3 года и 2 месяца: человечек-«головастик», изображены все черты лица, волосы, непропорциональные руки и ноги.

  • 3 года и 7 месяцев: появляется туловище, руки вырисованы более детально.

  • После 4 лет: все части тела прорисованы, некоторые диспропорциональны, на лице улыбка.

  • После 5 лет: все части тела изображены четко, на кистях и ступнях прорисованы пальцы, у человечков есть половая идентификация.

Рисование человечков позволяет проследить этапы нейрофизиологического и психического развития малыша. Темпы развития у всех разные, и правильно расшифровать рисунок может только специалист. Но если, например, в 4-5 лет у нарисованного человечка ноги «растут» из головы, это означает, что схему тела ребенок «видит» неправильно, и это может сказаться на его восприятии пространства.

Ключи к человечкам

  • Даже маленький ребенок знает, что думаем мы головой, а потому в ней сила. Если он нарисовал человечку маленькую голову, значит, не считает себя умным мальчиком или девочкой, и это делает его несчастным. Если же он все тело вырисовал жирно, а голову еле заметно, значит, излишне робок и застенчив.

  • Голова должна контролировать туловище, а для этого нужна шея. В четыре года или пять лет малыш о ней даже и не вспоминает и лепит голову прямо на туловище. Но потом понимает, что не будет голова поворачиваться без шеи. Тело для него ассоциируется с желаниями и чувствами, а голова — с разумом, который и должен управлять телом. Если ребенок рисует толстую, жирно прочерченную шею, значит, у него часто возникают сильные желания, которые он все же старается контролировать. Но если шея короткая, то чувства в нем все же побеждают разум, а если шея тонкая и нечеткая, то наоборот.

  • Широкие плечи — ребенок считает себя сильным, а узкие плечи говорят о его слабости.

  • Крупное туловище свидетельствует о той же силе, непропорционально крупное — о неудовлетворенных желаниях. Тщедушное туловище показывает, что ребенок нисколько не верит в себя, и задача родителей — помочь ему преодолеть этот комплекс.

  • Лицо с тщательно прорисованными деталями (глазами, бровями, ресницами, носом, ртом, подбородком) говорит о том, что малыш озабочен своим внешним видом. Крупный подбородок — в вашем малыше вот-вот проснется лидер.

  • Большие уши рисуют дети, которые привыкли, что их вечно ругают и критикуют. Так они показывают, что критика взрослых оседает в них тяжелым грузом. А вот маленькие уши рисует ребенок, которого критика нисколечко не беспокоит. Он вообще не обращает на нее внимания.

  • Маленькие глазки — малыш застенчив, предпочитает прятать взгляд от других. Большие, широко распахнутые глаза — малыша что-то пугает, он ищет защиты.

  • Большие зубы — агрессивность. Это ведь их малыш часто пускает в ход, когда что-то не по его.

  • Сильные руки и ноги — малыш хочет вырасти и стать сильным, а пока ему этой силы не хватает. Длинные — ребенок уже сейчас мечтает многого добиться. Короткие руки — отсутствие далеко идущих стремлений.

Фото
eclipse_images/Getty Images/E+

Моя семья

Часто малыши ставят безошибочный диагноз своим семьям. Если отношения между родителями разладились, а те изо всех сил стараются не показать этого ребенку, он все равно почувствует неладное. Возможно, эта мысль и не примет отчетливых очертаний в его головке, но будет явно присутствовать в его рисунке, стоит попросить его изобразить семью.

Прежде всего в глаза бросается порядок изображения членов семьи и их размеры. Первым он начнет вырисовывать самого важного члена семьи и, конечно же, сделает его больше остальных. Таким «великаном» может быть не только папа, но и бабушка, если, к примеру, она держит бразды правления в своих руках. А вот привязан малыш больше всего к тому члену семьи, которого на рисунке держит за руку. Если же вся семья держится за руки, то ее дружеским взаимоотношениям можно только позавидовать. Равно как и в случае, когда семья занята одним общим делом, а не поделена на рисунке перегородками, изображающими комнаты.

Сигнал тревоги — изображение кого-то из семьи в профиль или даже спиной. Так малыш изображает родственника, которого боится или который ему не симпатичен. Но если между ним и малышом совсем недавно произошла ссора, то рисование его в подобных ракурсах — явление временное.

Малыши очень эмоциональны, обидеть их ничего не стоит. И тогда они вообще могут исключить из рисунка кого-то из членов семьи. Часто ребенок исключает своих младших братиков и сестренок, после рождения которых родители начали уделять ему меньше внимания. А их отсутствие малыш может вполне резонно аргументировать: сестренка или братик гуляет, играет в соседней комнате, спит. Такая же участь может постигнуть и папу, с той лишь разницей, что в запечатленном на листе моменте он пребывает на работе или в командировке. Это значит, что ребенку не хватает внимания отца или он его боится и предпочитает проводить время без него.

Но если ребенок исключил из рисунка самого себя, родителям стоит крепко задуматься, ведь значит это одно: ребенок неуютно чувствует себя в семье, словно он там лишний.

Фото
ru» data-v-0136fa76=»»>Parents.ru
Фото
Parents.ru

Цветные мысли

Понять, каков он этот маленький человек, чем живет и что чувствует, помогут и цвета, которые он использует в рисовании. К примеру, если на рисунке присутствует не меньше 5–7 цветов, ребенок живет полной жизнью, наслаждается ее красками. Использование одного-двух цветов можно простить двухлетнему малышу, но никак не трех-, четырехлетнему. Это означает одно: малыша что-то гнетет, и красок не хватает не только в рисунке, но и в его жизни.

Цвет, которым он раскрашивает членов семьи, тоже о многом говорит. Например, для нелюбимых он выбирает коричневый или черный цвет. А для любимых — желтый. Ведь когда детей спрашивают, с чем у них ассоциируется мама, они часто отвечают: с солнышком.

Если в рисунке преобладает:

  • Синий — ребенок спокоен и уравновешен. Ему не скучно одному, ведь он любит порассуждать. Дружбе он отдается целиком, потому что предпочитает отдавать, а не получать. Однако следует учитывать одно «но». Порой дети выбирают синий не потому, что спокойны, а потому что хотят успокоиться.

  • Зеленый — ребенок независим, настойчив, упрям. Зеленый для него — цвет спокойствия и безопасности, к которым он стремится.

  • Красный — ребенок эксцентричен, агрессивен, активен и легко возбудим.

  • Желтый — малыш — любознательный оптимист.

  • Фиолетовый — ребенок любит фантазировать, он эмоционален, но в то же время очень чувствителен и раним.

  • Коричневый — ребенок часто испытывает отрицательные эмоции. Он медлителен и физически не развит.

  • Черный — ребенок подавлен, черный цвет он использует как протест против дискомфорта, который ощущает. Ему необходима смена атмосферы.

  • Серый — все равно что отсутствие цвета. Малыш безразличен к окружающему, он стремится не замечать того, что ему не нравится и что его тревожит.

Фото
Parents.ru
Фото
Parents.ru

Такие несложные ключи вам понадобятся для расшифровки рисунка маленького человечка. Рисование не только поможет вам сделать психологический портрет ребенка, но и укрепит его пальчики, научит координации, тонким движениям, и позже ему легче будет овладеть письмом. К тому же, рисуя, он будет подмечать особенности окружающего мира, например, что у кошки и у стула четыре ноги, а у человека — две.

Больше полезных материалов для родителей — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Марина Ахмедова

Рисуночный тест «Моя семья»: оценка и интерпретация психологов

Рисуночный тест «Моя семья» может использоваться для детей с четырех-пятилетнего возраста. Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных.

Очень часто родители атмосферу семейных отношений оценивают положительно, в то время как ребенком она воспринимается совсем иначе. В «невинном» детском рисунке можно хорошо увидеть не только психологическое состояние ребенка, неосознанные или скрытые проблемы, но и его отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. Узнав, какими ребенок видит семью и своих родителей, можно эффективно помочь ему и постараться исправить неблагоприятный климат в семье.

Задание
Дайте ребенку лист бумаги для рисования формата А4, простой карандаш, ластик. Попросите ребенка нарисовать семью, включая его самого, а также предложите ему – по его желанию – добавить к рисунку и другие детали.

Инструкция может быть еще более простой, если сказать только: «Нарисуй свою семью». Этот вариант дает большую свободу, а сам рисунок почти всегда отражает семейные взаимоотношения, каковы они есть в восприятии ребенка.

Когда рисунок будет закончен, необходимо попросить ребенка идентифицировать нарисованные фигуры, а для себя отметить последовательность, с которой ребенок их рисовал.

ВАЖНО!
Не следует просить ребенка нарисовать семью непосредственно после семейных ссор; контролировать или подсказывать во время рисования, а также обсуждать с кем-либо полученный результат при ребенке.

Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.

При интерпретации выполненного рисунка семьи родителям и педагогам необходимо учитывать также возрастные особенности своего ребенка, наличие или отсутствие у него изобразительных навыков.

Оценка рисунка семьи

Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.

Тестовые показатели

(показатели психомоторного тонуса)

Нажим карандаша

Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; астения, иногда депрессия.
Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.
Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.
Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.

Значение линий и штриховки

Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.

Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.
Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.
Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.

Расположение рисунка

Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку. Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.

Интерпретация рисунка семьи

1. Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве.
2. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей.

3. Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны.
4. Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка; если же собственное изображение крупно, можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера. Очень маленькая, беспомощная фигурка ребенка, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем.
5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.
6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку.
7. В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову.
8. Большие расширенные глаза в рисунке ребенка – знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи.
9. Человек, нарисованный без ушей, – символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.
10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы. Ртом-черточкой обычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других.
11. Чем больше у человека руки, тем могущественнее он в глазах ребенка. Чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек.
12. Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни.

13. Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног – на низкую самооценку.
14. Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.

Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка

1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.
2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.
3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.
4. Если применяется легкая или минимальная штриховка.
5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).

6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.

Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях

1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.
2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.
3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.
4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.
5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.
6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.

7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.
8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.
9. Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.
10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.
11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.
12. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.
13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.
14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.

Наличие других деталей на рисунке

Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье.
Изображение ковра, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком.
Если ребенок рисует куклу или собаку, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье.
Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка.
Изображая дом вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье.

Цвет в рисунке

Очень часто ребенок проявляет желание раскрасить рисунок. В этом случае ему следует дать коробку цветных карандашей (не менее 12 цветов) и предоставить полную свободу. Что означают цвета, и о чем может рассказать дополнительно раскрашенный рисунок?

1. Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм.
2. Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка.
3. Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию.
4. Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность.
5. Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.

Анализ рисунков к тесту «Моя семья»

Вероника, 19 лет

Вероника из благополучной семьи, но девочка несколько замкнута, и это вызывает беспокойство у матери. Поэтому было решено провести тестирование. На просьбу изобразить свою семью Вероника с желанием и очень старательно стала рисовать (рис. 1). Первым она нарисовала папу, затем маму, после свою младшую сестру, кошку и в последнюю очередь себя. Таким образом, по-видимому, Вероника оценивает себя как малозначимого члена семьи. Семья дружная, так как все нарисованы взявшись за руки и на одном уровне. Кисти рук у всех членов семьи прорисованы, а это также является важным показателем нормального внутрисемейного общения. Правда, папа держит руки в карманах, что говорит о его закрытой позиции в семье и некоторой замкнутости в общении. У всех четко прорисованы ступни ног, что указывает на уверенность позиций всех членов семьи. В целом рисунок получился позитивным и хорошо отражающим психологический климат семьи.

Рис. 1. Слева направо: кошка, отец, мать, сестра, Вероника

Николай, 6 лет

В последнее время маму Николая очень тревожит поведение сына, который перестал ее слушать, часто проявляет агрессивность. На рисунке (рис. 2) мальчик изобразил всех членов своей семьи разрозненно, а это значит, что ребенок не чувствует взаимопонимания и семейного тепла. Отсутствие у всех членов семьи ушей только подтверждает это. Каждый живет и слышит только себя, игнорируя мнения других: уши – «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе.

Рис. 2. Слева направо: брат, папа, мама, Николай

Зато папу, с большой головой, в очках, он изобразил самым большим, подчеркивая этим его главенствующую роль в семье. Голова – важнейшая часть тела, и самый умный член семьи, по мнению ребенка, на рисунке непременно будет наделен самой большой головой. Себя Николай нарисовал ближе к маме, но выше нее ростом, а это указывает на конфронтацию отношений с ней и ориентацию на себя. Взгляд привлекает и то, что Николай изобразил себя с резко преувеличенной кистью руки. Подобное изображение кисти руки говорит о высокой потребности в общении и о том, что эта потребность не удовлетворена. Двухлетний брат нарисован последним и на значительном расстоянии от Николая. Очень вероятно, что появление малыша в семье изменило внутреннее состояние мальчика. Часто старший ребенок в этом случае начинает чувствовать ослабленное внимание к нему, пугается, тревожится, переживает, ревнует. Облака на рисунке также отражают некоторое неблагополучие в семье и тревогу мальчика.

Психологический рисуночный тест


«Моя семья». Читайте также:
Тесты для подростков.
Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.
А. Л. Венгер Психологические рисуночные тесты.

 

Понимание и расшифровка детских рисунков

English Español

Что означают детские рисунки?

Узнайте, как расшифровывать детские рисунки, и вы сможете лучше узнать своего ребенка и его внутреннюю личность. Детские рисунки могут многое рассказать об их страхах, радостях, мечтах, надеждах и кошмарах, но они также дают вам прекрасное представление об их личностях.

Когда дети могут рисовать свободно, без домашних заданий и комментариев, они неосознанно рисуют то, что их волнует или интересует . Немного познав универсальную символику в рисунках, вы сможете многое узнать о своем ребенке через его творения.

Дети начинают рисовать с того момента, когда они становятся достаточно большими, чтобы держать мелок или карандаш и класть их на бумагу. Для самых маленьких рисование представляет собой естественную деятельность, обычно доставляющую большое удовольствие. Они рисуют до выражают эмоций, потому что они часто не знают, как выразить словами разные чувства. Они выражают свои страхи, радости, мечты, надежды и кошмары через рисунки, а также дают вам подсказки о своих отношениях с миром и другими вещами.

Рисунок

— это выход для общения , и детские иллюстрации представляют собой видение их личностей. Детские рисунки уникальны и могут дать нам точную информацию о юных художниках.

Все родители надеются найти смысл в рисунках своих детей. Иногда рисунки — это просто рисунки, в которых нет ничего, кроме веселого игрового момента. Но иногда интерпретация некоторых детских рисунков означает открытие более глубокого слоя того, что они думают и чувствуют.

Поэтому не нужно много вчитываться в каждый рисунок, а позвольте ребенку рассказать вам, что для него значит этот рисунок. Задавая вопросы, например о том, что люди делают на рисунке, вы можете узнать о вашем ребенке то, что иначе вы бы никогда не заметили.

Этапы рисования по возрасту

Детские рисунки можно разделить на три этапа:

2-4 года

На данном этапе нет реалистичности в изображениях, и в основном это просто пометки на одной странице. Может показаться, что там ничего нет, но иногда дети создают нечто, называемое «случайным реализмом». Это означает, что когда они рисуют, вы можете увидеть определенные формы, например машину или дом.

4-7 лет

На этом этапе дети пытаются создавать предметы, которые видят своими глазами. Они могли рисовать самые простые вещи, такие как лица, фигурки, автомобили, грузовики, деревья и дома. Для этих рисунков обычно нет реалистичных деталей. В конце этого этапа они начинают добавлять определенные вещи, которые отличают их идеи, например, цветы перед домом или одежду на фигурках из палочек.

В возрасте 4 лет большинство детей рисуют кукол с телом, ногами, руками и головой. Перед этим обычно рисуют круги с глазами и ртом и сразу под двумя ногами. Они рисуют эти фигурки примерно с 2-3 лет, когда обнаруживают, что они самостоятельные люди, отделенные от Мамы и окружающего мира. Они выражают это осознание «я» в форме круга, представляющего единство и предел «других».

Дети готовы к школе в возрасте от четырех до шести лет. Они могут распознавать и называть свои эмоций. Растет его самосознание, личность становится более расслоенной. Вы видите, что на его рисунках становится больше деталей. На ноги надевают уши, волосы, пальцы и обувь. Также будут рисунки с домиками, деревьями и солнышками с полосками. Внешний мир, такой как школа и друзья, постепенно становится более ярким, чем мир безопасного дома. Детей становится больше независимый.

Более 7 лет

На данном этапе имеется некоторое свидетельство структуры. Например, рисунок океана может включать чаек, звездные рынки, пляжный мяч, людей в купальниках и т. д. Вы можете добавить слова и символы, чтобы дать больше поясняющих сообщений из рисунка. Человеческие наброски будут иметь больше деталей, возможно, включая веснушки. Здесь больше глубины и реализма, можно использовать новые точки зрения.

Выбор цвета может иметь значение:

  • Черный и фиолетовый предполагают доминирование  и могут быть одобрены относительно требовательным ребенком.
  • Синий azul популярен среди детей, которые любят любящую природу и любят компанию.
  • Красный — это цвет эмоций, который особенно подходит детям, чтобы ничего не пропустить, и является одним из самых популярных цветов.
  • Розовый показывает потребность в любви и признательности и нравится девушкам.
  • Зеленый — это цвет тех, кто любит быть другим, любит космос, артистичен и интеллигентен.
  • Желтый и демонстрируют ум и веселый характер.

Положение рисунка на странице.

Когда дело доходит до позиционирования себя на странице, очевидно, что левая сторона страницы традиционно ассоциируется с прошлым и воспитанием детей. Это также связано с матерями.

Правая сторона связана с интересом к будущему и потребностью в общении. Эта сторона связана с родителями.

Ребенок, который размещает рисунок хорошего размера на видном месте страницы, считается уравновешенным и безопасным, в то время как, напротив, маленькие фигуры, нарисованные на нижнем краю бумаги или рядом с ним, выражают чувства, которые могут вызвать неуверенность.

Какие эмоции раскрывают ваши рисунки?

Многие эмоции можно раскрыть по рисункам, как я уже говорил выше, но лучше дать ребенку время и место, чтобы объяснить ему это. Тем не менее, исследователи обнаружили некоторые моменты, которые могут показать, что на самом деле чувствует ребенок.

  • Подробные и тщательные рисунки могут выявить ребенка, который чувствует необходимость усердно работать.
  • Сильные поглаживания, особенно если они вместе, могут быть признаком стресса, сильных чувств, решимости или гнева, в то время как более мягкие метки говорят о более спокойном характере.
  • качество линии также может иметь значение, фигура, нарисованная светлыми линиями, нерешительная и ломаная, показывает нерешительного и неуверенного в себе ребенка, который, кажется, думает по мере своего продвижения. Напротив, смелая, непрерывная и свободно проведенная линия является выражением уверенности в себе и чувства безопасности.
  • При рисовании фигур значимым считается относительный размер нарисованных фигур, а наиболее важные или доминирующие фигуры рисуются крупнее.
  • отсутствие рук иногда интерпретируется как указание на застенчивость, признак неагрессивности детей, а преувеличение размера рук считается символом импульсивных наклонностей, если фигура является автопортретом. Точно так же маленькие ступни выглядят как признак ненадежности, буквально неустойчивого основания.
  • Импульсивный ребенок : большие фигуры, без шеи и асимметрия конечностей.
  • Встревоженный ребенок : облака, дождь, летающие птицы, нет глаз на фигурках
  • Застенчивый ребенок: Короткие фигурки, без носа и рта, маленькие фигурки и руки возле тела
  • Злой ребенок: Большие руки и зубы, длинные руки, косоглазие
  • Небезопасный ребенок : чудовищные фигуры, крошечные головы, без рук и наклонные фигуры.

Интерпретации некоторых символов

Солнце символизирует внешний мир.

Согласно некоторым теориям, солнце , которое рисуют почти все дети, часто символизирует внешний мир. Солнце дает свет и тепло, питает и стимулирует. Он побуждает вас действовать, исследовать мир. Часто именно отец представляет для ребенка внешний мир и побуждает его выходить на улицу.

Удивительно, как игротерапевты всего мира видят, что, когда ребенок в этом возрасте никогда не рисует солнце, родитель часто находится за кулисами. Если ребенок рисует солнце в отсутствие родителя, вероятно, поблизости находится альтернативная фигура отца, которая активирует и поощряет его. Например, замешан учитель, дядя или сосед. Но мать, конечно, может играть и роль отца. Нет причин паника, если ваш ребенок нарисует картинку без солнца.

Дома: семья и я интерьер.

Дома символизируют семейное положение, а также внутреннюю жизнь ребенка. Глобальное исследование психолога и педагога Роды Келлог («Анализ детского творчества», 1967) показывает, что все дети, в том числе живущие в квартире или в стране, где почти нет домов с остроконечными потолками, рисуют дома как квадрат с треугольником как крыша. . Квадрат считается символом защиты, разграничения и стабильности, а треугольник представляет отношения родитель-ребенок. Другие эксперты видят в потолке макушку головы; мозг, в котором хранятся мысли, воспоминания и мечты.

Сквозь окна вы можете смотреть изнутри наружу и наоборот. Если ребенок никогда не рисует окна, это может означать, что он мало показывает свое внутреннее существо, которое застенчиво или замкнуто. Решетки перед окном могут указывать на страх, что ваш эмоциональный мир рухнет. Вы можете войти и выйти через парадную дверь. Если нет входной двери, контакт становится затруднительным.

Дым в камине означает, что ребенок может выразить свои чувства, которые можно выразить дома.

Значение дерева

Дерево часто рассматривается психологами и терапевтами как отражение течения жизни. Удивительно, но если 6-летний ребенок рисует ветку, полость или шишку посредине ствола, он часто испытывал что-то, что его обрамляло. Например, переезд, болезнь или развод.

Если ребенок рисует фрукты на дереве или рядом с ним, это указывает на положительное развитие в его или ее жизни, что-то приносит плоды. Но главное, что выражает дерево, — это рост.

Как мотивировать детей рисовать

Очень полезно научиться интерпретировать и расшифровывать детские рисунки. Однако постарайтесь поощрять эту творческую активность как .

Художественный опыт помогает детям развивать независимость в определенных рамках и дает им возможность представлять свои идеи на бумаге или в других форматах. Самое главное, что творческое самовыражение позволяет детям использовать волшебство собственного воображения, а это то, что нужно ребенку.

Вот что вы можете сделать, чтобы побудить вашего ребенка больше рисовать:

  • Сделайте искусство неотъемлемой частью игры раз. Предлагаем вам различные принадлежности для рисования, такие как мелки, толстые карандаши и смываемые маркеры. Разрежьте бумажные пакеты для рисования. Иногда маленьким детям помогает, если вы наклеиваете бумагу на стол, чтобы она не двигалась, пока они рисуют.
  • Нет необходимости в инструкциях . Позвольте ему испытывать, исследовать и выражать свои творческие способности по-своему. Вы будете чувствовать себя в безопасности, компетентным и умным.
  • Посмотрите на процесс , а не только результат. Участвуйте в процессе рисования, а не просто поздравляйте с успехом. Помогите ему нарисовать что-нибудь посложнее или вместе выберите подходящие цвета для домика на дереве.
  • Используйте искусство, чтобы помочь ребенку выразить сильные чувства. Если вы злитесь, помогите ему выразить эти эмоции, нарисовав очень злой образ.

Вся информация, которую мы даем вам в этой статье, является ориентировочной, поскольку каждый человек индивидуален, поэтому для установления диагноза и лечения необходимо обратиться к врачу.

Каролина Гонсалес Рамос

Эдда Виртуальные решения

У вас есть вопросы или комментарии? Напишите!


Вам понравилась статья? Дайте нам лайк или поделись с друзьями!

Поделиться в WhatsApp

Вам также может понравиться:


Блог @ru Образование Избранные советы Parentsboy Drawings Feelings

Детские рисунки говорят многое о доме: NPR Ed: NPR

Детские рисунки говорят многое о доме: NPR Ed Быстрый рисунок первоклассника может многое рассказать исследователям о том, что происходит — или не происходит — дома.

Уилл Хантсберри

Примеры оценки семейного рисунка: Рисунок ребенка с минимальными показателями семейной дисфункции (вверху) и рисунок ребенка с повышенным уровнем семейной дисфункции (внизу). В. Роджер Миллс-Кунсе скрыть заголовок

переключить заголовок

В. Роджер Миллс-Кунсе

Примеры оценки семейного рисунка: Рисунок ребенка с минимальными показателями семейной дисфункции (вверху) и рисунок ребенка с повышенным уровнем семейной дисфункции (внизу).

В. Роджер Миллс-Кунсе

Когда детям исполняется 6 лет, их рисунки имеют значение.

Не из-за этих лиловых единорогов или полосатых драконов, а из-за того, как дети рисуют себя и очень реальных людей в своей жизни.

В новом исследовании исследователи обнаружили, что дети, которые столкнулись с хаосом дома, включая высокий уровень шума, чрезмерную скученность, беспорядок и беспорядок, с большей вероятностью рисовали себя на расстоянии от родителей или намного меньшего размера по сравнению с ними. к другим фигурам.

В некоторых случаях эти дети рисовали себя с опущенными руками и равнодушными или грустными лицами.

Их рисунки были отражением этого простого факта: хаос дома означал, что родители меньше с ними взаимодействовали, и во многих случаях происходящее взаимодействие было короче и прерывалось.

В результате у детей обесценилось чувство собственного достоинства, говорит Роджер Миллс-Кунсе, который руководил исследованием с Бхарати Звара в UNC-Chapel Hill. Чтобы было ясно, Миллс-Кунс не обвиняла родителей или опекунов, а называла этот вид домашнего стресса «функцией бедности».

Исследователи усадили детей с маркерами и бумагой и попросили их нарисовать свои семьи. Без коучинга. Никаких других указаний.

Рисование обычно занимало 10 минут или меньше.

Шесть лет — это «золотая середина» для такого теста, говорит Миллс-Кунс. Любой моложе, и ребенок не может управлять своим карандашом. Чуть старше, и она начинает усваивать концепцию идеальной семьи, которая затем может повлиять на ее рисунки.

Многие психологи используют тесты по рисованию как субъективный способ понять жизнь детей дома. Новым здесь является то, что Миллс-Кунсе и его команда считают, что создали систему оценки рисунков 9.0294 объективно — короче , что позволяет любому клиницисту взглянуть на семейный портрет ребенка и сделать примерно такие же выводы.

«В качестве инструмента оценки это уже давно существует, — говорит он о тесте по рисованию, — но сейчас мы берем его и превращаем в исследовательский инструмент».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *