Насекомые. Окружающий мир. 3 класс. Конспект урока – конспект урока – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)
авторы: Жирохова Людмила Арсеньевна, учитель начальных классов МБОУ ВМР «Дубровская основная общеобразовательная школа» (п. Дубровское, Вологодский р-н, Вологодская обл.)
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Е. В. Саплиной. Окружающий мир (1-4)
Окружающий мир
Окружающий мир
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Место урока в теме: 11-й урок в теме «Живые соседи человека»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель и ожидаемый результат: выяснить особенности насекомых
Задачи урока:
- Актуализировать знания учащихся о животных.
- Обеспечить выявление учащимися общих признаков насекомых и их особенностей
- Научить составлять рассказ о насекомых по плану, организуя работу в группах
- Помочь вывести правило отношения к животным.
- Организовать самооценивание и взаимооценивание учащимися работы на уроке.
Оборудование и материалы: учебник «Окружающий мир», дидактический материал
Использованные источники: «Окружающий мир» Е. В. Саплина, В. И. Сивоглазов, А. И. Саплин «Окружающий мир» 3 кл.: учебник. В 2 ч. Ч.1. – М.: Дрофа, 2011.
Содержание и технология урока
Этапы; задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Актуализация знаний обучающихся Вспомнить известные знания о животных. |
На столах рисунки с изображением разных групп животных. – Можно ли сгруппировать и если да, то каким образом? – Что получилось в первой группе? Кто не согласен? – Что лишнее? Почему? (Лишнее – кузнечик, т. к. ни к одной группе не подойдет) |
Работа в группе. Ответ «лидера» первой группы. |
Познавательные (обобщение) Коммуникативные (высказывания детей) Личностные (мотивация к новому учебному материалу) |
2. Целеполагание. Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи |
– Определите тему сегодняшнего урока. – Как можно это сделать? – Что бы вы хотели узнать по теме урока? – Какую цель обозначим на сегодняшнем уроке? – Какие задачи, а значит и план действий, определим для достижения данной цели урока (Учитель предлагает деформированный план. Дети, работая в группе, выстраивают последовательный план действий). |
Так как кузнечик – насекомое, то тема урока «Насекомые» – узнать об особенностях насекомых План.
Одна группа представляет, остальные заслушивают, дают оценку, высказывают замечания. |
Познавательные (информационные: поиск и извлечение информации) Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока) Регулятивные (планирование действий) |
3. Открытие новых знаний Выявить общие признаки и главные различия насекомых
Развивать умения обобщать Составить рассказ о животном по плану, работая индивидуально и в группе |
А) Прочитайте статью учебника с.50-53, разделите текст согласно плана, обсудите в группе. Б) Разделите материал по теме (согласно плана) между членами группы. Если не сможете договориться, назначается «лидер» группы В) В течение 5 минут перечитайте «свой» ответ, перескажите
Г) Те, кто готовил вопрос о многообразии насекомых, объединитесь в группу и т. д. Д) Вернитесь в свои группы и расскажите свой вопрос для тех, кто в вашей группе. Е) представление групп |
– читают, – делят на части текст по плану, – обсуждают в группе – … готовит о многообразии насекомых – … готовит о внешнем виде насекомых… и т. д. Читают, пересказывают себе (в случае затруднения обращаются к «лидеру» в группе) – дети рассказывают свой вопрос – дети первой группы рассказывают по плану о насекомых, остальные заслушивают, дают рецензию ответа (затем выступают следующие группы)
|
Регулятивные Познавательные (обобщение)
Познавательные (информационные: Познавательные (сравнение) Познавательные (информационные: применение и представление информации) Коммуникативные (монологические высказывания) |
4. Рефлексия |
– Какую цель и задачи ставили на уроке? – Выполнили ли их полностью? – Какие трудности встретились и почему? – Над чем предстоит работать на последующих уроках? |
Ответы детей. |
Регулятивные (удержание цели) |
Оцените свою работу на уроке по следующему критерию: Критерий: умение работать со статьей учебника Умею хорошо … Затрудняюсь … Могу помочь … |
Самооценка детей. |
Регулятивные (внесение коррективов) Личностные (компетентности в поступках и деятельности) Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
|
5. Домашняя работа |
По выбору:
(тех, о которых не говорится в учебнике, зарисовать, найти сходства и различия) |
Дети осуществляют выбор задания. |
Познавательные |
Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
в избранноеТолько зарегистрированные пользователи могут добавлять в избранное.
Войдите, пожалуйста.
Урок окружающего мира по теме «Кто такие насекомые?». 1-й класс
Цели:
- актуализировать знания о видах деревьев;
- познакомить с насекомыми, научить выделять отличительные признаки этой группы животных, научить определять насекомых;
- прививать навыки исследовательской деятельности.
Формируемые УУД:
- познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем исверстниками; контроль, коррекция, оценка действия партнёра;
- регулятивные – постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения; оценивание качества и уровня усвоения материала;
- личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор на основе социальных и личностных целей.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер.
Учебные материалы: учебники, рабочие тетради, атлас-определитель, карточки с изображением насекомых, аудиозапись песни «В траве сидел кузнечик».
Ход урока
I. Организационный моментII. Актуализация знанийПовторение изученного на прошлом уроке.
Вопросы учителя:
1. Какие виды деревьев вы знаете?
2. Какие деревья называют лиственными? Приведите примеры.
3. Какие деревья называют хвойными? Приведите примеры.
4. Как можно различить ель и сосну?
5. С каким ещё хвойным деревом вы познакомились?
III. Самоопределение учебной деятельностиУчитель: Очень часто во время прогулок мы видим, как ползёт божья коровка. По тропинке бежит муравей. На цветке сидит красивая бабочка. Как называются эти животные?
Ученики: Это насекомые.
Учитель: Сформулируйте тему нашего урока.
Ученики: Кто такие насекомые?
Учитель: Правильно. Мы будем изучать насекомых.
IV. Работа по новой теме1. Работа по учебнику с.32, 33.
Учитель: Во время путешествия Муравьишка встречал много животных. Некоторых из них можно увидеть в верхней части учебника на с.32. Вспомните, каких насекомых вы знаете? Подумайте, какое из этих животных насекомое? (Учащиеся дают ответы).
Мудрая Черепаха решила помочь Муравью. Она показала ему бабочку и сказала, что это – насекомое.
Изучите по рисунку строение тела бабочки.
У всех насекомых тело состоит из трёх частей: головы, груди, брюшка. Что вы видите на голове у бабочки? (Усики, глаза, хоботок).
Что находится на груди бабочки? (Крылья и ноги).
Сколько у бабочки крыльев? А сколько ног?
У всех взрослых насекомых шесть ног, тело состоит из трёх частей. У большинства насекомых в определённые периоды жизни отрастают крылья.
Запомните! Слово «насекомое» происходит от слова «насечка», «насекать». Если внимательно рассмотреть брюшко бабочки или жука, то можно увидеть на нём поперечные полоски, словно брюшко насечено.
Насекомые живут везде: на воде и под водой, на земле и под землёй, в траве и в древесине. Одни насекомые умеют летать, другие ползать, третьи прыгать и бегать.
Учащиеся рассматривают в учебнике, затем на интерактивной доске божью коровку, стрекозу, пчелу, осу, жуков.
2. Работа по рабочей тетради (с.22).
Задание 1.
Какие насекомые изображены на рисунке? Вспомните, как они окрашены. Подумайте и объясните, почему они окрашены по-разному. Докрасьте рисунок.
V. Физкультминутка VI. Продолжение работы по теме урока1. Загадки о насекомых
Осенью в щель заберётся,
А зимой проснётся. (Муха)Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка)Нос долог, голос тонок,
Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (Комар)Сок из цветов она берёт
И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела)На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскач. (Кузнечик)Голубой аэропланчик
Сел на жёлтый одуванчик. (Стрекоза)В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравей)
2. Рубрика «Это интересно»
Учитель: Ребята, вы подготовили интересный материал из жизни насекомых. Вы много трудились, занимались исследовательской деятельностью и сегодня поделитесь своими знаниями с одноклассниками.
Первый ученик: Насекомые очень разные по внешнему виду и имеют много приспособлений к жизни. Одно из таких приспособлений – маскировка. Очень много насекомых с яркой окраской. Это пчёлы, осы, божья коровка и другие. Их сразу заметишь.
Много и таких насекомых, которых не сразу увидишь. Сядет бабочка на кору – и исчезнет. Окраска и рисунок её крыльев похожи на кору. Другую бабочку не заметишь на земле: села, сложила крылья, и перед вами – сухой листик. И всегда животные со скрывающей окраской замирают, не шевелятся. Ведь только тогда они будут не заметны. Так они умеют прятаться.
Второй ученик: Насекомые умеют и защищаться. Например, жук-бомбардир при опасности останавливается, поднимает брюшко и опускает голову, а потом раздаётся лёгкий треск, и из кончика жучиного брюшка что-то вылетает, похожее на маленькое облачко. Это он так врагов пугает.
Третий ученик: Чем питаются насекомые? Большинство насекомых питаются растениями. Поэтому их называют растительноядными. Они губят тысячи тонн хлеба, груш, яблок и свёклы. Они портят одежду и мебель и даже разрушают дома и мосты. Грозным насекомым является саранча. В древности о её нашествиях писали: «Земля перед ней как цветущий сад, позади неё – дикая пустыня». Саранча полностью уничтожает урожай. Такие насекомые опасны только при массовом размножении.
Четвёртый ученик: Не все насекомые питаются растительной пищей, есть среди насекомых и хищники! Это самые прожорливые хищники. А их них самый прожорливый – стрекоза. Она съедает в день пищи больше, чем весит сама. Стрекозы питаются комарами и мошками. Добычу они ловят ногами. Их ноги покрыты шипами и щетинками, в полёте согнуты и сближены так, что получается «ловчая корзина». Комара стрекоза съедает на лету, а муху – садясь на веточку. Всего известно 4500 видов стрекоз.
Пятый ученик: Одним из самых красивых существ на земле является бабочка. Бабочки питаются нектаром – цветочным соком. Рот бабочки – длинная трубочка, свёрнутая в спиральку. Когда бабочка хочет есть, она садится на цветок, спиралька раскручивается, и бабочка достаёт нектар со дна цветка. Бабочки не приносят вреда, вред доставляют их гусеницы, поедающие листья, цветки, плоды растений.
Учитель: Ребята, а бывают ли насекомые детишками? Стрекозы, бабочки, мухи, жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Насекомые откладывают яички, а из яичек появляются личинки (у жуков, мух, стрекоз) и гусеницы (у бабочек). Пройдёт немного времени, и гусеница превратится в куколку, а из куколки появится бабочка. А дальше взрослое насекомое отложит яички, и всё начнётся сначала.
VII. Музыкальная минуткаУчащиеся исполняют песню «В траве сидел кузнечик».
VII. Закрепление изученногоРабота с атласом-определителем. Работа в парах.
Учитель: Что будет, если исчезнут насекомые?
Насекомые необходимы растениям, чтобы опылять их – если исчезнут пчёлы, шмели, бабочки, цветочные мухи. То начнут исчезать и растения.
Если исчезнут насекомые – санитары, лес будет загрязняться.
Если исчезнут насекомые, вслед за ними начнут исчезать многие птицы, звери, рыбы, которые питаются ими.
Люди должны оберегать насекомых. А вы постарайтесь узнать о них как можно больше и не только из книг и рассказов взрослых, а ещё и из своих собственных наблюдений.
VIII. РефлексияРабота с карточками. Обучающие получают карточки и определяют насекомых.
После выполнения работы проводится взаимопроверка.
VIII. Подведение итоговВопросы учителя:
1. Кто такие насекомые?
2. Назовите основной признак насекомых.
3. Приведите примеры насекомых.
4. Как мы должны относиться к насекомым?
— Оцените свою работу на уроке. (Учащиеся показывают карточки с «смайлами»).
Учитель благодарит обучающихся за хорошую работу на уроке.
Мир насекомых: Книга о тлях Колин Секстон
Мир насекомых: Книга о тлях Коллин Секстон | ЭпическийЧитатели проглотят эту книгу, узнав, как выглядит тля и как муравьи и тля помогают друг другу жить.
ABCS насекомых
World of Neciess: Bumblebees
Buge Builders
Нам нужны пчелы
Жизнь бабочки
Как поднять монархи. 0003
Читатели National Geographic: Buzz, Bee!
Я вижу мотыльков
Откройте для себя бабочек и мотыльков
Странные трости для ходьбы
Природа вокруг: жуки
Пауки: дикая природа на заднем дворе
Эй, вонючий жук!
Bugs
Я вижу бабочек
Чрезвычайные насекомые
Монарх Баттерфляй
БУГИ в саду
Свертки
насекомые
Энтомологи
Обычный обычный мот
.0003
Мое любимое животное: обезьяны
Что делает солнечный свет?
Мир насекомых: муравьи
Дракон в небе: история зеленой стрекозы Дарнера
Пчелы и осы
Десять лучших обманщиков животных
Жуткие, но крутые: звериные жуки
Исследуйте похожие и популярные темы 90 люблю Эпик!
4,7 звезды | Более 400 тыс. отзывов в APP STORE
Обезьяна с поясом для инструментов
Принцессы Диснея: Моана
Испуганная белка заводит друга
Неудача Тимми №1: были допущены ошибки
Дневник червяка
Эль Деафо
Волшебный школьный автобус: Затерянные в Солнечной системе
The Last Cuentista
National Geographic 900 Первая большая книга динозавров
Ты умнее акулы?
Мой день с Гонг Гонгом
Известные бренды: Lego
Атлас диких животных Nat Geo
Жирафы не умеют танцевать
Кот Пит: домашнее животное для Пита
Подготовка космонавтов
Ми дракон и лет
Бурый медведь, бурый медведь, что ты видишь?
Классические мурашки по коже № 1: Ночь живого манекена
Спокойной ночи, луна
Кайю: я люблю тебя
Там, где водятся дикие твари
Математика повествования: Уша и большой копатель
Снупи: первый Beagle в космосе 9003 9003 Я выжил #02: Я пережил нападения акул в 1916 году
Ладно, Энди!
Фиби и ее единорог
Laser Moose and Rabbit Boy: As the Deer Flys
Ада Твист, ученый
Мерси Суарес меняет шестеренки
Qué llenará la canasta? / Что подойдет?
Каракули и чернила
Wings of Fire Legends: Darkstalker
Рози Ревир, инженер
Кошка-ниндзя Книга 1: Великое ограбление хомяка
Все припрятано на Улице Сезам!
Нудлхэды Сделай невозможное
Зарядись своим чтением.
Epic — ведущая цифровая библиотека для детей до 12 лет. Вдохновите жизнь на чтение. В любое время и в любом месте с доступом к нашей цифровой библиотеке.
Доступ к 1 книге в день.
Бесплатно
Ограниченная библиотекаДетали плана
Более 40 тысяч книг, аудиокниг и видео.
6,67 долл. США в месяц
Экономия 33%
79,99 долл. США Оплата за год
9,99 долл. США в месяц
Детали плана
Книги по возрасту
5
6
7
8
9
10+
Программа Epic охватывает 75 миллионов детей в классе и вне школы.
Основанная на коллекции из более чем 40 000 популярных высококачественных книг от более чем 250 лучших мировых издателей, книга Epic безопасно питает любопытство и уверенность в чтении у детей до 12 лет.
Требуется JavaScript
Упс! Сожалеем, но Epic не работает должным образом без включенного JavaScript. Проверьте веб-браузер настройки, чтобы убедиться, что он включен.
Над ней издевались из-за любви к жукам. Теперь эта 11-летняя девочка написала об этом иллюстрированную книгу
. Первоначально эти вопросы и ответы были опубликованы 20 февраля 2020 года.
Когда София Спенсер была в детском саду, ее любовь к жукам сделала ее популярной среди друзей. Но когда она сменила школу в 1 классе, она говорит, что из-за своей страсти над ней стали издеваться дети, которые не считали охоту на жуков подходящим времяпрепровождением для девочки.
Сейчас 11-летняя Спенсер — автор книги с картинками «Девочка-жук» .
Это правдивая история о том, как ее любовь к насекомым повлияла на ее короткую жизнь, а иногда и тяжело. Она написала книгу с автором Маргарет Макнамара, и она только что была опубликована издательством Tundra Books.
София и ее мама, Николь Спенсер, недавно присоединились к As It Happens , ведущей Кэрол Офф в студии, чтобы поговорить о проекте. Вот часть их разговора.
Я должен начать с вопроса на миллион долларов: почему вы так любите жуков?
СС: Меня часто об этом спрашивают. И я думаю, это в основном потому, что у них есть собственная экосистема. Как будто они создали свой собственный мир, свою собственную мини-вселенную.
Обложка книги Софии «Девушка-жук: Правдивая история». (Хлоя Шанц-Хилкс)Ваша история начинается с того, как вы впервые влюбились в насекомое. Можете ли вы рассказать нам эту историю?
Ну, когда мне было два с половиной года, я ходил в оранжерею бабочек в Ниагара-Фолс, зоопарк, предназначенный только для бабочек. А потом, как только я вошла туда, синяя бабочка села мне на плечо. И он просто ползал по всему моему лицу, и он не ушел. Все время, что я был там, это было только на мне. А когда я ушла — ведь экзотических бабочек домой не заберешь, — охранникам пришлось снять это с меня.
Итак, Николь, когда вы поняли, что у вашей дочери особая связь с насекомыми?
NS: После того, как мы вышли из оранжереи, она спросила, можно ли ей достать сачок, чтобы попытаться поймать жуков. Так что после этого все пошло по спирали — я покупал контейнеры, сетки и увеличительные стекла. И моя жизнь действительно долгое время вращалась вокруг Google, потому что, если бы она обнаружила ошибку снаружи, она захотела бы узнать об этом.
София с Морганом Джексоном, первым энтомологом, откликнувшимся на просьбу матери о поддержке. С тех пор София написала с ним в соавторстве статью. (Университет Гвельфа)София, когда ты пошла в детский сад, у тебя сначала были одноклассники, с которыми ты могла поделиться своей любовью к жукам. Как реагировали в школе?
SS: Ну, когда я был в детском саду, им это нравилось. Например, если бы они когда-нибудь нашли ошибку, они могли бы сказать: «София, что это за ошибка?» И я обычно знал, что это было. И они очень хорошо отреагировали. И я до сих пор знаю некоторых детей из детского сада, и они такие: «Я не могу поверить, что дети сделали это. Типа, круто [любить] жуков». А я такой: «Спасибо!»
И то, что вы имеете в виду, это то, что произошло, когда вы сменили школу, я думаю, в 1 классе. Что случилось с детьми там?
Ну, ребятам из моей новой школы, им не нравился тот факт, что я другой. Так что они дразнили меня, они издевались надо мной — если я принесу жука из дома, они хотели сбить его с моего плеча и убить. Так что я чувствовал себя просто очень расстроенным, очень грустным и, знаете ли, разбитым.
София готова ловить жуков. (Представлено Николь Спенсер)Итак, в какой-то момент вы решили, что вам просто нужно немного отказаться от своего интереса к жукам, верно? Ты вроде собрал вещи. Что случилось?
Ну, я начал собирать все свои вещи от насекомых, все свои сети от насекомых. Всех жучков, которые были дома, я отпускаю — отпускаю. Я просто сдался, потому что, знаешь, я хотел друзей. Если бы я мог иметь друзей, но не заниматься своей страстью, тогда я был бы готов отказаться от этого.
Помогло? Дети перестали издеваться над тобой и подружились с тобой?
Нет, не совсем так. Они знали, что я все еще люблю жуков, но знали, что я просто притворяюсь. Значит, они меня все равно не любили.
Николь, для тебя, за то, что ты была мамой, и за то, как это повлияло на нее в школе — как это повлияло на тебя?
NS: Душераздирающе видеть, как твой ребенок проходит через подобное. И тогда ты действительно злишься. Я не хотел видеть, как она отказывается от чего-то, что так долго любила и чем была так взволнована.
Я подумал, что если бы я мыслил нестандартно и написал письмо в Энтомологическое общество Канады, мы могли бы найти для нее друга по переписке.
И это стало вирусным. И мы получили удивительную поддержку со всего мира.
София со своей книгой «Девушка-жук: Правдивая история» в студии «Как это бывает» в Торонто. (Хлоя Шанц-Хилкс)София, когда твоя мама написала письмо в Энтомологическое общество, вы думали, что получите большой ответ?
SS: Она не сказала мне, что делала это. Она не хотела, типа, вселить в меня надежду.
И что потом произошло?
Ну, она сказала мне, что спросила, и это стало вирусным. И что было так много людей, которым нравились жуки. И это сказало мне, что я должен продолжать делать то, что я люблю.
Со всего мира, верно?
NS: У нас были женщины, которые изучали жуков на Амазонке, писали нам электронные письма и рассказывали ей, что, как вы знаете, у них был похожий опыт в детстве — что над ними издевались из-за их любви к насекомым, и они не позволили этому остановить их.
Вы рассказали другим детям в школе? Знали ли они, что вы становитесь своего рода звездой?
SS: Ну, когда это случилось, я был в другой школе. Я снова поменял школу после первого класса. И дети там были намного лучше. Они меня очень подбадривали.
А потом, да, мы начали делать книгу.
И это стало Девушка-жук: Правдивая история — прекрасная книга. Что вы подумали об этом, когда увидели всю книгу, собранную таким образом?
Когда я впервые прочитал ее, я подумал, что это просто потрясающая книга. Я думал, что это было так круто. Это действительно очень хорошо выражает историю.
На этой иллюстрации из книги «Девушка-жук: Правдивая история» София упаковывает свои инструменты для ловли жуков после того, как над ней издевались из-за ее страсти. (Хлоя Шанц-Хилкс)Итак, на выходных я протестировала вашу книгу со своими внучками. И они любят вашу книгу. Но… моя внучка Хлоя, которой почти восемь, хотела узнать, какие чувства вы испытали, когда на вас впервые села эта бабочка.