Равнодушие — аргументы из литературы
Тезисы
Самый большой грех по отношению к ближнему – не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности. (Бернард Шоу)
Мир опасен не потому, что некоторые люди творят зло, но потому, что некоторые видят это и ничего не делают. (Альберт Эйнштейн)
Самые жаркие уголки в аду оставлены для тех, кто во времена величайших нравственных переломов сохранял нейтралитет. (Алигьери Данте)
Орлиный взгляд страстей проникает в туманную пропасть грядущего, равнодушие же слепо и тупо от рождения. Клод Адриан Гельвеций
Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Равнодушие — тяжкая болезнь души. Алексис Токвиль
Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны. Неправда, равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть. Антон Павлович Чехов
Равнодушие — есть наивысшая жестокость. Митчел Уилсон
Мир погибнет от равнодушия. Эмманюэль Мунье
Аргументы
А.П. Чехов, «Тоска». Проблема равнодушия раскрывается в рассказе «Тоска». Иона потерял сына и горевал, но все равно вышел на работу, потому что не мог себе позволить выплакаться вволю. Ему казалось, что с людьми будет проще — они выслушают, посочувствуют, позволят старику сбросить бремя с души. Но никому не было дела до горя Ионы. Пассажиры спешили по своим делам и не проявили ни капли сострадания. Им было все равно, что чувствует какой-то кучер. Понимание Иона смог найти только ночью, когда выговорился лошади. Она хотя бы слушала. Этот пример показывает, что равнодушие окружающих приводит человека к изоляции в обществе и состоянию фрустрации.
Н.В. Гоголь, «Шинель». Равнодушие на службе превращается в халатность, а значит, становится настоящим преступлением. В этом мы убеждаемся, читая книгу «Шинель». Башмачкина ограбили на улице, сняли единственную ценность — новую шинель. Клерк и так накопил на нее ценой невероятных лишений, едва ли не голодал. Купить новую он просто не мог. Но чиновники лишь отмахнулись от его горя. Они и не думали искать налетчиков. Им было все равно, что они ограбят еще кого-нибудь. Их это не касалось, вот они и выпроводили Башмачкина, хотя по долгу службы обязаны были ему помочь. А «значительное лицо» и вовсе накричало на просителя, чтобы порисоваться перед знакомым. Этот пример говорит о том, что равнодушие ведет к распространению беззакония.
А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Равнодушие ведет личность к нравственному оскудению и апатии. Такой человек не найдет счастья в жизни. Это доказывает пример из романа «Евгений Онегин». Главный герой с детства был обделен вниманием родителей, поэтому не смог научиться эмпатии и отзывчивости. К чувствам других людей он относился равнодушно. Даже направляясь к своему умирающему дяде, Евгений думал лишь о наследстве и не жалел старика. Без внимания он оставил и состояние своего друга. Владимир приревновал Ольгу и страдал по-настоящему, когда Евгений лишь забавлялся и развлекал себя. Такое отношение к людям привело героя лишь к одиночеству и самобичеванию. Он так и не смог обрести себя, цель жизни, семью, потому что ко всему был безразличен.
И.А. Бунин, «Красавица». Равнодушие приводит людей к ожесточению. Это доказывает пример из рассказа «Красавица». Главная героиня стала мачехой для маленького мальчика и тут же его невзлюбила. Новая жена диктовала свои правила и мужу, который безропотно подчинился. Вместе они стали игнорировать ребенка и его нужды. Дошло до того, что он и двух слов не мог связать — никто ему не отвечал. Тенью ходил он по родному дому. А мачеха выселила его даже с кровати, убедив мужа в том, что сынишка ее испортит. Герой стал жертвой равнодушия взрослых, которое превратило их в чудовищ, ослепленных эгоизмом.
К.Г. Паустовский, «Телеграмма». Равнодушие близких людей ранит сильнее, чем что бы то ни было. В этом мы убеждаемся, читая рассказ Паустовского. Катерина Петровна жила одна в деревне и получала весточки от единственной дочери крайне редко. Настя же была слишком занята своей карьерой, чтобы уделить матери должное внимание. На просимы матери позвонить или приехать она всегда отмахивалась очередной отсрочкой. Но пришло время Катерине Петровне умирать. Телеграмму об этом Настя отложила. И не успела попрощаться с матерью. Ее похоронили жители села. Героиня только тогда поняла, как сильно ошиблась! Равнодушие привело к тому, что Настя не сумела попрощаться с самым дорогим человеком и осталась совершенно одна с грузом вины на душе.
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». Равнодушием отличался и главный герой романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Внешней красотой Дорина Грея восхищались многие, привлекательность стала главным и единственным достоинством юноши, потерять которое он боялся больше всего. Увидев свой портрет, искусно нарисованный Бэзилом Холлуордом, Дориан загадал желание – навсегда остаться молодым. Удивительно, но мечта была исполнена, однако за получение желаемого пришлось дорого заплатить, Дориан буквально отдал свою душу за возможность избежать старости. Он совершил невероятное количество преступлений и ужаснейших поступков: именно он стал причиной смерти любимой девушки, постоянно посещал притоны, употреблял запрещённые вещества, убил лучшего друга. Дориан искренно радовался, когда старший брат погибшей возлюбленной умер от случайно выпущенной стрелы, ведь его смерть означала его свободу от гнёта прошлого. Дориан Грей эгоистичен и бесчувственен, он не задумывался о чувствах людей, судьбы которых разрушались из-за него. Таким образом, равнодушие – качество, губительное для личности. Отсутствие сострадания и сочувствия говорят о бездушии человека, его излишней гордыне.
И. А. Гончаров «Обломов». В романе И. А. Гончарова поднимается множество проблем, в том числе тема апатии и равнодушия. Жизнь Ильи Ильича Обломова была невероятно однообразна, и в этом был виноват сам герой произведения. Лень полностью подчинила себе Обломова, Илья Ильич постоянно лежал на старой кровати, в ужаснейшем халате, ел, спал и больше ничем не занимался. Конечно, мечты о светлом будущем всё ещё грели его душу и заставляли верить в то, что он сможет измениться, но в результате все желания оставались несбыточными, потому что Обломов не прилагал усилий для их осуществления. Обломов не был эгоистичен, его на самом деле интересовала судьба любимой девушки, друга, своих слуг, но его равнодушие к собственной жизни стало губительно для него и для всех. К сожалению, такое поведение привело к тому, что Илья Ильич окончательно испортил своё здоровье и умер раньше своих сверстников. Таким образом, равнодушие – это безразличное отношение человека не только к жизни окружающих, но и к собственной судьбе. Отрицательная черта характера препятствует развитию личности, делает людей ленивыми, безучастными к абсолютно любым, даже по-настоящему радостным событиям. Никто не должен равнодушно относиться к себе и своему внутреннему миру, важно думать о постоянном саморазвитии, иначе существует огромный риск прожить свою единственную жизнь, так и не став счастливым.
И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» Обратимся к рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», в котором также раскрывается тема равнодушия. Главный герой произведения был мужчиной, всю свою жизнь усердно работавшим ради благополучия жены и дочери. Когда ему уже было за пятьдесят, он решил вознаградить себя за труд и вместе со своей семьёй отправился в круиз. К сожалению, путешествие не закончилось благополучно, от сердечного приступа господин из Сан-Франциско умер. Никто не оказал должного уважения к семье покойника, члены экипажа поместили тело в ящик из-под воды и убрали в трюм, лишь бы никто не видел. Людям стало совершенно безразлично несчастье пассажиров. В этом обществе люди были равнодушны, уважение могли заслужить лишь те, кто представлялся «денежным мешком», способным обеспечить себя всем необходимым. Отсутствие сострадания и милосердия делают людей жестокими, ведь ни один человек не подумал о том, насколько трагичной оказалась смерть главного героя для его близких, даже хозяин корабля разговаривал с женой и дочерью погибшего грубо. Таким образом, для человека нет ничего страшнее равнодушия. Негативная черта характера делает мир жестоким.
Г. Х. Андерсон «Девочка со спичками». Обратимся к сказке Г. Х. Андерсона «Девочка со спичками», в котором также затрагивается тема равнодушия. В канун нового года маленькая девочка была вынуждена продавать спички на улице. Несмотря на ужаснейший холод, на главной героине произведение было надето лишь лёгкое платьице: ни на тёплую куртку, ни на обувь денег не хватало. Отец не пускал дочь домой, пока та не продаст все товары. Девочка сидела и постепенно жгла спички одну за другой, пламя давало ей чувство тепла и уюта, заставляло вспомнить о доброй бабушке. Никто из прохожих не обратил внимания на замерзающего ребёнка, все были слишком заняты собственными делами, предновогодняя суета ослепила каждого. Девочка погибла, мороз оказался слишком силён, ведь даже самый здоровый и крепкий человек не смог бы выдержать такого холода. Бесчувственность и эгоизм прохожих погубили жизнь девочки, они могли помочь ей, но никто не проявил сочувствия, и малышка осталась наедине с собственным несчастьем. Таким образом, равнодушие – одно из ужаснейших качеств личности. Человек, обладающий этой чертой характера, никогда никому не поможет, он способен думать лишь о собственных проблемах и успехах.
Продолжение подборки следует…
Итоговое сочинение: Возможно ли равнодушие в дружбе и любви?
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано · Обновлено
(409 слов) Равнодушие и дружба, равнодушие и любовь — это несовместимые понятия. Ведь серьезные отношения с людьми основаны на искренности и отзывчивости. Безразличию здесь точно нет места.
Однако, к сожалению, в жизни бывают такие ситуации, когда человек либо кажется абсолютно безучастным, либо его чувства лишены искренности. Обратимся к произведениям великих классиков, чтобы лучше разобраться в теме.Может ли проявляться равнодушие в дружбе? На этот вопрос можно ответить, вспомнив произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени«. В центре внимания находится «лишний человек», которого зовут Григорий Печорин. К приятелям он проявляет полное равнодушие. Читатель помнит, как произошла встреча Григория с Максимом Максимычем. Такое холодное «дружеское» приветствие, которое проявил Печорин, недопустимо. Только один Максим Максимович по-настоящему ценит возникшие отношения и обижается на того, кто оказался столь забывчивым и вероломным. Причина в том, что Григорий — одинокий человек, которому друзья и вовсе не нужны. Печорин испытывает безразличие к людям. И встреча с давним приятелем не представляет для Печорина интереса. Чуть более близок ему доктор Вернер.
Тема равнодушия в любви затронута Александром Пушкиным в романе «Евгений Онегин». Главный герой, который устал от светского общества, равнодушен ко всему. Он безразличен даже к Татьяне Лариной, а ведь девушка питает к нему нежные чувства. Разговор Евгения с Татьяной в саду оказывает серьёзное влияние на главную героиню. В тот момент Онегин был не способен на искреннюю любовь, поэтому он проявляет отчужденность. Ему все равно, что девушка болезненно переживет отказ. Он больше заботится о своем комфорте и своем положении. Поэтому между персонажами не возникло ничего большего, они разошлись одинокими.
Но пройдя определённые жизненные испытания, Евгений духовно перерождается. Когда Онегин приходит к Татьяне, он видит равнодушной её. Однако отчуждение Лариной является мнимым. Девушка не может ответить взаимностью Евгению из-за общепринятых законов общества и нравственных принципов. Татьяна, будучи уже замужней женщиной, до сих пор любит Онегина, её равнодушие показное. И все же именно им придется довольствоваться герою. Этот пример доказывает, что любовь противопоставлена безразличию, как вода — пламени.Равнодушие в жизни человека — довольно опасное явление, так как оно противоположно искренним чувствам. Безусловно, и на страницах произведений, и в жизни безразличие в дружбе и любви может обернуться большой трагедией — одиночеством и потерей близких. Главная задача каждого из нас — не допустить этого.
Автор: Виктория Комарова
Метки: 11 классАлександр Пушкинаргумент из литературыГерой нашего временидекабрьское сочинениеЕвгений Онегинитоговое сочинениеМихаил Лермонтовпример из литературыпример сочинениясемья общество и отечество
Читайте также:
Безразличие к различиям — University of Minnesota Press
2015
•
Автор:
Мадхави Менон
Наводящий на размышления аргумент в пользу отказа от политики идентичности
Безразличие к различиям
демонстрирует, что наши желания принадлежат не нам; они безразличны к нашим различиям. Эта полемическая книга показывает, что если мы обратимся к своего рода универсализму, который признает, что мы все похожи в своей беспомощности сдерживать желание, то различие больше не становится фокусом нашей идентичности.Мадхави Менон написал воодушевляющий манифест. Твердое мужество вмешательства Менона — одна из сильных сторон этой книги; свирепый интеллект, который формирует ее аргументы, — это другое. Безразличие к различию следует гибкой, странствующей и глубоко принципиальной методологии, основанной на тонкой теоретической проницательности, которая заявляет о себе на каждом шагу.
—
Кэтрин Шварц, Университет Вандербильта
Теги
Теория и философия, Искусство и перформанс, культурная критика, Литература, Пол и сексуальность, ЛГБТ, Литературная критика, постколониальный, Раса и этническая принадлежность
Безразличие к различию строится вокруг предположения Алена Бадью о том, что перед лицом растущих претензий на идентитарную специфичность можно рассматривать политику и практику безразличия к различию. Такая политика была бы основана на избытке желания и его неспособности утвердиться в идентичности. Мадхави Менон показывает, что если мы обратимся к другому типу универсализма — не к тому, который настаивает на том, что мы все разные, а к тому, который признает, что мы все похожи в своей беспомощности сдерживать желание, — тогда различие больше не становится фокусом нашей идентичности.
Вместо этого мы попадаем в миры желаний. Развивая идеи тождества и различия, вдохновившие квир-теорию, Менон утверждает, что самое странное в безразличии не то, что оно дает нам квирность как идентичность, а то, что оно способно превратить квирность в сопротивление онтологии. Твердо приверженный окольным путям желания, квир-универсализм уклоняется от идентичности.
Эта полемическая книга демонстрирует, что странность — это условие, в котором мы работаем. Наши желания принадлежат не нам; они безразличны к нашим различиям.
Бумажный ISBN за 25 долларов США 978-0-8166-9592-8
ISBN ткани 87,50 долларов США 978-0-8166-9590-4
176 страниц, 9 ч/б фотографий, 5 1/2 x 8 1/2, декабрь 2015 г.
Мадхави Менон — профессор английского языка в Университете Ашоки. Она является автором книги « бессмысленных слов: риторика и сексуальность в английской драме эпохи Возрождения»; Неисторический Шекспир: квир-теория в шекспировской литературе и кино; и редактор Shakesqueer: A Queer Companion to Complete Works of Shakespeare .
Мадхави Менон написал воодушевляющий манифест. Твердое мужество вмешательства Менона — одна из сильных сторон этой книги; свирепый интеллект, который формирует ее аргументы, — это другое. Безразличие к различию следует гибкой, странствующей и глубоко принципиальной методологии, основанной на тонкой теоретической проницательности, которая заявляет о себе на каждом шагу.
—
Кэтрин Шварц, Университет Вандербильта
Содержание
Благодарности
1. Из Африки: Музей желания Йинки Шонибаре
2. Развоплощение причины: драматические исключения Шекспира
3. Лесбиянки без границ: История Дастангой
Кода: странная и универсальная
Примечания
Индекс
Покупка
Ткань для библиотеки
$87,50
Мягкая обложка
28,00 $
Об электронных книгах
Как быть честным: действовать против безразличия
Ученица описывает влияние своего курса «Опасности равнодушия» на ее мировоззрение и то, как он связан с принципами ее веры.
по Клэр Л., Огайо,
На последнем курсе средней школы Магнификат в Кливленде я записался на курс о Холокосте под названием «Опасности равнодушия».
Класс был уникален тем, что его вели три учителя: учитель истории, учитель рисования и учитель религии. Наличие этих трех точек зрения помогло мне понять то, чего я раньше не понимал: ненависть — не самая большая проблема, с которой мы сталкиваемся, а равнодушие.
Безразличие к другим людям и отсутствие сострадания к тем, кто страдает от несправедливости, — это реальная проблема, с которой должно столкнуться наше мировое сообщество. Мы рассмотрели исторические последствия случаев массового насилия в истории человечества, особенно Холокоста. Мы читали речи Гитлера, глубоко изучали книгу Night Эли Визеля, пережившего Холокост, и рассмотрел действия и исторические моменты, которые привели к убийству миллионов. Мы создавали иллюстрации и записывали цитаты в книги, которые мы делали из подержанных текстов и гипса Парижа. Мы также посмотрели на нашу собственную жизнь. Видели ли мы какие-либо политические и культурные условия, которые привели к Холокосту в наше время?
Класс помог мне увидеть, что история — это нечто большее, чем то, что произошло в прошлом. Это также мрачное напоминание о нашем потенциальном будущем.
Я начал спрашивать себя, что я могу сделать? Чем могу помочь?
Ответ, который помогли мне понять мои учителя, был ясным и кратким: Закон.
Моя школа основана на католических принципах, и религиозный смысл занятий был ясен: мы, как католики, обязаны не только изучать нашу религию, но и претворять ее в жизнь. Я помню, как читал стихотворение отца Педро Аррупе, священника-иезуита 20-го века. В стихотворении «Влюбиться» Аррупе пишет: «Нет ничего более практичного, чем найти Бога, то есть влюбиться совершенно абсолютным, окончательным образом. То, во что вы влюблены, что захватывает ваше воображение, повлияет на все. Влюбляйся, оставайся в любви, и это все решит».
На протяжении всего моего обучения мои учителя показывали мне, что любить абсолютным, окончательным образом значит помогать, посвящать себя ближним настолько, что вы не можете представить себе мир, в котором несправедливость по отношению к ним останется без ответа.
Лучший способ сохранить любовь — позволить этому призванию помочь вам найти свой путь в жизни.
«Опасности равнодушия» научили меня тому, что действия — это не выбор, это наша обязанность. Вместо этого выбор заключается в нашем понимании опасностей, которые идут рука об руку с безразличием, и это безразличие проявляется во многих формах. Мы можем быть безразличны к бедственному положению людей, но мы также можем быть безразличны к знаниям. Дистанцирование и снижение чувствительности к урокам прошлого — это тоже равнодушие.
Больше подобных Идеи на этой неделе
Сделайте сегодня пожертвование, не облагаемое налогом, и вы поможете нам привлечь еще больше учителей и учащихся по всему миру, дав им инструменты для борьбы с ненавистью и нетерпимостью.