Различия между темпераментом и характером: Чем отличается темперамент от характера

52. Темперамент и характер – сущность сходства и различия двух понятий.

Характер — это совокупность установленных индивидуальных особенностей личностей,складывающейся и проявляющийся в деятельности и общении,обуславливает типичные для личности способы поведения

Темперамент – характеристика индивидуальных особенностей личности с точки зрения динамических особенностей его психической деятельности

Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.

д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

Основные отличия характера от темперамента состоят в следующем:

— Темперамент человека является врожденным, а характер — приобретенным.

— Темперамент определяется биологическими особенностями организма человека, а его характер — социальной средой, в которой человек живет и развивается. В различных социальных условиях у людей формируются разные типы характеров, в то время как о типах темперамента этого сказать нельзя.

— Темперамент человека определяет только динамические особенности его психики и поведения, в то время как характер — реальное ценностное, моральное и другое содержание его поступков.

— Типы и свойства темперамента не оцениваются в ценностных терминах, в то время как типы и черты характера поддаются такой оценке.

О темпераменте человека нельзя, например, сказать, что он хороший или плохой, в то время как к оценке характера такие определения вполне подходят.

— Применительно к описанию темперамента человека пользуются термином «свойства», в то время как по отношению к характеру — термином « черты ».

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые определяют его готовность к овладению конкретной деятельностью и успешному ее выполнению.

Признаки определения способностей. Под способностями понимаются психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Никто не станет говорить о способностях тогда, когда речь идет о свойствах, в отношении которых все равны. Способности – не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые связаны с успешностью выполнения деятельности или многих деятельностей. Способности не сводятся к умениям, навыкам, знаниям человека, которые у него выработаны в течение жизни и деятельности (Б.

Теплов).

Способности и задатки. У каждого человека при рождении формируются конкретные предпосылки для становления способностей – задатки. Задатки – это анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей.

Задатки не специфичны, по отношению к какой-либо деятельности они многозначны. На основе одних и тех же задатков могут формироваться различные способности в зависимости от характера требований деятельности. Например, человек, обладающий музыкальным слухом, может стать певцом, дирижером, педагогом музыки и др. Вместе с тем нельзя считать, что влияние задатков совсем нейтрально по отношению к будущим способностям. Так особенности слухового анализатора скажутся именно на способностях, требующих участия именно этого анализатора.

Задатки многозначны, т. е. на основе одних и тех же задатков могут развиться разнообразные способности. Например, такой задаток, как подвижная нервная система, обязательно станет основой для формирования способностей в той деятельности, где необходима быстрая реакция на смену ситуаций, изменение темпа и ритма работы.

Наиболее общей классификацией способностей является деление их на две группы: общие и специальные. Каждая из этих групп делится на элементарные и сложные, а внутри них уже выделяются конкретные виды.

Общие элементарные способности – это способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности. К ним относятся основные формы психического отражения: способности ощущать, воспринимать, запоминать, переживать, мыслить, воображать, принимать и осуществлять решения. Каждое элементарное проявление этих способностей есть соответствующее психическое действие, выполняемое с различным успехом: сенсорное, мнемическое, мыслительное, волевое. Оно в результате упражнений может стать соответствующим навыком.

Специальные элементарные способности – это способности предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических процессов.

Например. Глазомер – это способность с различной точностью воспринимать, оценивать и сравнивать величины зрительно воспринимаемых объектов, интервалов между ними и расстояний до них, т. е. это определенное качество зрительного восприятия. Музыкальный слух – это определенное качество слухового восприятия, проявляющееся в способности к различению музыкальных звуков и точному воспроизведению их. Музыкальный слух – это один из компонентов музыкальных способностей. Специальные элементарные способности развиваются на основе задатков в процессе обучения.

Общие сложные способности – это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Они присущи в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.

Специальные сложные способности присущи уже не только в разной степени, но и вообще не всем людям. Они являются способностями к определенным видам профессиональной деятельности, возникшим в процессе истории человеческой кульуры. Эти способности обычно называют

профессиональными.

Совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях, называется одаренностью.

По уровню развития способностей выделяют одаренность, талант, гениальность.

Одаренность – совокупность общих и специальных способностей, которая

обусловливает особенно успешную деятельность человека в определенной области.

Высокую степень способностей личности к определенной деятельности, проявляющуюся в оригинальности и новизне подхода, сопровождающихся достижениями наиболее высоких результатов, называют талантом. Талант человека, направляясь выраженной потребностью в творчестве, всегда отражает определенные общечеловеческие запросы.

Развитие талантов решающим образом зависит от общественно-исторических условий.

Гениальность – это высшая степень развития способностей, делающий человека незаурядной и выдающейся личностью во многих областя х. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение.

Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности личности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности. Ученые подсчитали, что за всю историю человечества гениальных людей было всего около 400. Среди них, например М. В. Ломоносов, Леонардо да Винчи и др.

Развитие способностей. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Так, в период с рождения до 5 лет происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, особенно рук, что является условием для развития общих способностей.

Младший и средний школьный возраст – время ускоренного развития специальных способностей. Необходимым условием их становления в этот период являются игра, творческая, мотивированная и разнообразная деятельность, которая должна находиться в «зоне потенциального развития» (Л. В. Выгодский), т. е. на пределе возможностей ребенка. Кроме того, становление способностей осуществляется совместно с развитием волевой сферы человека, а также определяется качеством обучения и воспитания.

Взаимосвязь характера с темпераментом

25.04.2011

Учитывая, что и темперамент, и характер как свойства личности человека не остаются нейтральными относительно его поведения и деятельности, логично поставить вопрос об их соотношении. Не отражают ли они идентичные аспекты личности? Имеет ли смысл вводить оба эти свойства личности в рассмотрение? Ответы на эти вопросы выявили несколько различных взглядов.

  1. Различий между этими личностными свойствами не существует. Не удивительно, что, читая литературу по психологии, авторами которой являются западные психологи (например, Э. Кречмер, Г. Айзенк), можно увидеть равноправное использование терминов «темперамент» и «характер».
  2. Темперамент и характер отражают разные свойства личности, но сосуществуют между собой на конфликтной основе. Личность представляет собой поле борьбы между ними. Характер пытается играть роль режиссера относительно темперамента. Более того, индивид, у которого победа в борьбе оказывается на стороне характера, имеет более совершенные личностные качества (Н. Левитов).
  3. Темперамент есть врожденная основа формирования и развития характера (например, Б. Ананьев, Л. Выготский, В. Русалов и др.).
  4. Темперамент включен в характер в качестве составляющей.
  5. Характер есть симбиоз врожденных и приобретенных особенностей человека, которые скрывают свой «авторский вклад» в конкретные действия. В подтверждение этой позиции Е. Ильин подчеркивает, что вспыльчивость может быть следствием холерического темперамента и плохого воспитания. Вместе с тем честность и вежливость могут проявляться при любом типе темперамента, хотя в разной манере.

И все же при всем многообразии взглядов можно определить то общее, в чем сходится большинство отечественных психологов.

Характер формируется на основе темперамента, так Как последний — более раннее личностное свойство, обусловленное генетически. Однако было бы неверно говорить, что этот процесс однозначен. Характер — «дитя неблагодарное»: вскормленный темпераментом, он не только часто не слушается его, а даже норовит управлять им. Не всегда ведь холерик отпускает на волю свои эмоции. Бывает и так, что характер навсегда остается в услужении у темперамента, идет у него на поводу и не допускается на «первые роли». В этом случае о человеке говорят как о недозрелой личности, у которой интеллект находится на «службе» у физиологии.

Содержание характера обусловлено двумя противоположными сторонами образа жизни человека: его активной деятельностью и его полной бездеятельностью. Конкурируя между собой, они находят поддержку в виде личностных черт. В этой связи индивиды с одинаковыми темпераментами могут обладать различными совокупностями черт.

Окружающая человека социальная среда оказывает решающее влияние на формирование его характера и практически оставляет без изменений свойства темперамента.

Характер определяет содержание поведения и деятельности человека, темперамент — лишь их манеру, стиль, динамику.

Тип темперамента обусловлен его свойствами и не подлежит оценке по шкале «хороший — плохой», характер же — совокупностью черт личности, из которых одни могут относиться к негативным, другие — к позитивным (доброта — злость, сдержанный — вспыльчивый).

Разногласия по вопросу соотношения темперамента и характера можно отнести к «болезни роста» психологии. В настоящее время идет интенсивный поиск психологической структуры личности. Психологи ведут этот поиск разными путями, опираясь на различные представления о механизмах психики. Несомненно, что в будущем их пути сойдутся и общее движение продолжится в одном направлении. Так формируется любое научное знание.

Ключевые слова: Характер, Темперамент

Материалы по теме

Формирование характера. Темперамент и характер

Штейнмец А.Э., Общая психология

Половые различия в проявлении свойств нервной системы, темперамента и акцентуаций характера

Соотношение понятий «Темперамент» и «Характер»

Психоаналитическая типология характеров А. Лоуэна

Акцентуация характера и неврозы

Г.Г. Шанько. Неврозы у детей — Минск.: Харвест, 2007

Классификация черт характера

Еникеев М. И., Общая и социальная психология

Классическое учение о темпераменте

Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010

Индивидуальное и типичное в характере

Середина Н. В., Шкуренко Д. А., Основы медицинской психологии: общая, клиническая,…

Является ли темперамент таким же, как личность?

Вы родились со своим темпераментом, но личность развивалась постепенно. Хотя у них есть какая-то связь, они совершенно разные.

Ваш темперамент, иногда называемый характером, относится к аспектам вашей личности, на которые влияет ваша биология, а не ваш опыт.

Ваша личность включает в себя ваши мысли, убеждения, наклонности, предпочтения, поведение и черты характера. И ваш темперамент, и характер влияют на вашу личность.

Темперамент относится к фундаментальной части вашей личности, говорит Мирела Лофтус, доктор медицинских наук, медицинский директор Newport Healthcare Connecticut. «Это наше преобладающее настроение или модель настроения».

С другой стороны, личность — это все ваше «я», включая ваш темперамент. По словам Лофтус, на вашу личность влияет ваш темперамент, который, как считается, определяется биологически, а также ваше окружение и опыт.

Темперамент

Обычно вы говорите о темпераменте, когда описываете поведение младенца в самом раннем возрасте.

«Вы не сказали бы: «У ребенка интровертная личность» точно так же, как вы бы не сказали: «У подростка холерический темперамент», — объясняет Лофтус.

Она приводит следующие примеры четырех основных типов темперамента:

  • сангвиник (теплый, оптимистичный, социальный)
  • флегматик (расслабленный, апатичный, медлительный)
  • меланхолик (аналитический, тихий, ностальгический)
  • 9002 холерик (раздражительный, быстро реагирующий)

Темперамент информирует о том, как вы ведете себя и перемещаетесь по миру, как и ваши:

  • настроение
  • эмоциональные реакции
  • манера поведения
  • уровень энергии
  • любопытство
  • приспособляемость
  • заторможенность

не зависит от характера, в отличие от темперамента, не зависит от темперамента.

Темперамент может иметь генетическую связь, а личность формируется из жизненных ситуаций. В этом смысле ваш темперамент имеет тенденцию оставаться неизменным на протяжении всей жизни, в то время как ваша личность может меняться.

Личность

Ваша личность состоит из индивидуальных отличительных черт, и взаимодействие друг с другом может определять ваше поведение и реакцию в определенных ситуациях.

Some common personality traits include:

  • optimism or pessimism
  • extraversion or introversion
  • agreeableness
  • confidence
  • generosity
  • creativity
  • fairness
  • loyalty
  • warmth

Personality develops as you age. Обычно это включает в себя такие элементы, как ваш любимый цвет или музыка, предпочитаете ли вы оставаться дома или выходить на улицу, и если вы в основном участвуете или молчите во время рабочих встреч.

Черты характера часто описываются в противоположных терминах, но многие люди попадают в спектр. То, что вы предпочитаете быть среди людей, не означает, что вы не можете время от времени проводить время в одиночестве.

Темперамент влияет на то, как вы реагируете и относитесь к миру в детстве. Например, как вы адаптируетесь к отсутствию опекуна или насколько вы настойчивы, когда чему-то учитесь.

Реакции ребенка и взаимодействие с окружающей средой постепенно формируют его личность. Они могут подтверждать или сдерживать определенное поведение или предпочтения.

«Темперамент продолжает влиять на то, как мы относимся к миру, даже после того, как личность сформировалась, поскольку темперамент — это набор врожденных черт, которые относительно стабильны и постоянны с рождения», — объясняет Лофтус.

Темперамент может повлиять на то, как вы реагируете на определенные жизненные проблемы или ситуации.

Кто-то с холерическим темпераментом, который может иметь раздражительный характер, например, может иметь более сложные времена из-за стресса на работе. Они могут быть более реактивными, чем рефлексивными, чем люди с флегматичным темпераментом.

Исследование, проведенное в 2020 году с участием 1239 участников в возрасте от 12 до 19 лет, показало, что невротизм черт личности был связан с неблагоприятными последствиями для психического здоровья. То же исследование показало, что оптимистичный настрой будет иметь противоположный эффект.

Темперамент также может влиять на динамику отношений, говорит Лофтус. Например, родителю с низкой толерантностью к фрустрации может быть сложно общаться с ребенком с сильным характером.

«Это может привести к негативным взаимодействиям и, в конечном итоге, к развитию оппозиционно-вызывающего расстройства или агрессии», — говорит она.

Вы рождаетесь с особым темпераментом, который влияет на развитие вашей личности. Ваш темперамент — это ваше настроение и нрав, и считается, что он в основном основан на биологии.

Ваша личность — это все вы, а не только ваш темперамент. На это влияет ваш характер, а также ваш опыт и взаимодействие.

Ваш темперамент и характер являются аспектами вашей личности, которые развиваются и могут меняться с возрастом.

Темперамент — это то же самое, что личность?

Вы родились со своим темпераментом, но личность развивалась постепенно. Хотя у них есть какая-то связь, они совершенно разные.

Ваш темперамент, иногда называемый характером, относится к аспектам вашей личности, на которые влияет ваша биология, а не ваш опыт.

Ваша личность включает в себя ваши мысли, убеждения, наклонности, предпочтения, поведение и черты характера. И ваш темперамент, и характер влияют на вашу личность.

Темперамент относится к фундаментальной части вашей личности, говорит Мирела Лофтус, доктор медицинских наук, медицинский директор Newport Healthcare Connecticut. «Это наше преобладающее настроение или модель настроения».

С другой стороны, личность — это все ваше «я», включая ваш темперамент. По словам Лофтус, на вашу личность влияет ваш темперамент, который, как считается, определяется биологически, а также ваше окружение и опыт.

Темперамент

Обычно вы говорите о темпераменте, когда описываете поведение младенца в самом раннем возрасте.

«Вы не сказали бы: «У ребенка интровертная личность» точно так же, как вы бы не сказали: «У подростка холерический темперамент», — объясняет Лофтус.

Она приводит следующие примеры четырех основных типов темперамента:

  • сангвиник (теплый, оптимистичный, социальный)
  • флегматичный (расслабленный, апатичный, медлительный)
  • меланхолик (аналитический, тихий, ностальгический)
  • холерик (раздражительный, быстро реагирующий)

Темперамент влияет на то, как вы ведете себя и перемещаетесь по миру, как и ваше:

  • настроение
  • эмоциональные реакции
  • манера поведения
  • уровень энергии
  • любознательность
  • приспособляемость
  • торможение

В отличие от личности опыт не влияет на темперамент.

Темперамент может иметь генетическую связь, а личность формируется из жизненных ситуаций. В этом смысле ваш темперамент имеет тенденцию оставаться неизменным на протяжении всей жизни, в то время как ваша личность может меняться.

Личность

Ваша личность состоит из отдельных отличительных черт, и взаимодействие друг с другом может определять ваше поведение и реакцию в определенных ситуациях.

Some common personality traits include:

  • optimism or pessimism
  • extraversion or introversion
  • agreeableness
  • confidence
  • generosity
  • creativity
  • fairness
  • loyalty
  • warmth

Personality develops as you age. Обычно это включает в себя такие элементы, как ваш любимый цвет или музыка, предпочитаете ли вы оставаться дома или выходить на улицу, и если вы в основном участвуете или молчите во время рабочих встреч.

Черты характера часто описываются в противоположных терминах, но многие люди попадают в спектр. То, что вы предпочитаете быть среди людей, не означает, что вы не можете время от времени проводить время в одиночестве.

Темперамент влияет на то, как вы реагируете и относитесь к миру в детстве. Например, как вы адаптируетесь к отсутствию опекуна или насколько вы настойчивы, когда чему-то учитесь.

Реакции ребенка и взаимодействие с окружающей средой постепенно формируют его личность. Они могут подтверждать или сдерживать определенное поведение или предпочтения.

«Темперамент продолжает влиять на то, как мы относимся к миру, даже после того, как личность сформировалась, поскольку темперамент — это набор врожденных черт, которые относительно стабильны и постоянны с рождения», — объясняет Лофтус.

Темперамент может повлиять на то, как вы реагируете на определенные жизненные проблемы или ситуации.

Кто-то с холерическим темпераментом, который может иметь раздражительный характер, например, может иметь более сложные времена из-за стресса на работе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *