Интеллект и его развитие — Психологос
01 октября 2022 г., 21:30
Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор
Ректор Университета практической психологии
Интеллект — способность разбираться в происходящем, использовать имеющиеся средства и эффективно решать жизненные задачи.
Иногда в интеллект включают и интуицию (способность находить решение без осознанных рассуждений), иногда — только осознаваемые процессы. Интеллект вместе со знаниями и личностными составляющими (верованиями, позициями) — ум.
Как правило, говоря об интеллекте, имеют в виду умственный интеллект. «Он умный?», «Как у него с головой?» и «Как у него с интеллектом?» — один и тот же вопрос. Однако сводить интеллектуальный потенциал к умственному интеллекту неправильно: существуют разные виды интеллекта, или — для разных ситуаций требуется своя разновидность интеллекта. В первую очередь, это житейский интеллект, умственный интеллект, эмоциональный интеллект. Иногда выделяют кроме этого вербальный, музыкальный, пространственный и телесно-кинестетический интеллект.
Тесты уровня интеллекта замеряют интеллект лишь частично, поскольку хорошо соображающий человек может не знать некоторых вещей, совершенно естественных для авторов подобных тестов. С другой стороны, тренировка в прохождении тестов на уровень интеллекта действительно помогает получить лучший балл — но едва ли существенно улучшает интеллект. См.→
Связаны ли интеллект и креативность? Связаны, но связь между ними не очевидная и не линейная. Повышение уровня интеллекта повышает креативность, но только до определенного предела… См.→
От чего зависит уровень и развитие интеллекта? Во многом это врожденная характеристика, дети рождаются как интеллектуально одаренные, так и дауны; с другой стороны, интеллектуальное развитие сильно зависит от условий его развития в семье и того, каков интеллектуальный уровень его окружения. Многие дети (да и взрослые) в тех или иных ситуациях выключают свой интеллект, живут бездумно. Выученная тупость, как и бездумное существование — интересный феномен, с которым приходится сталкиваться весьма нередко.
С детства развивайте у детей мелкую моторику, больше ему рассказывайте, пробуждая у ребенка интерес к вопросам «Почему это происходит? От чего это зависит?», заставляйте ребенка думать, не разрешайте ему разыгрывать Дурика, отдайте его в хорошую школу — и с интеллектом у вашего ребенка будет в порядке.
В книге Ури Бронфенбреннера «Два мира детства. Дети в США и СССР» (М.: Прогресс, 1976) автор рассказывает об одном проекте, получившем впоследствии название тридцатилетний эксперимент. Речь в нём шла о том, чтобы вывести в люди умственно отсталых детей, содержащихся в специальном приюте, добиться того, чтобы они могли жить самостоятельно. Эксперимент состоял из многих этапов, но наиболее важным и любопытным был самый первый из них. Каждого ребёнка прикрепили к своего рода подставной суррогатной маме; такими мамами служили умственно отсталые женщины, содержащиеся в том же приюте. Через два года специальные измерения показали, что уровень интеллекта у детей вырос в среднем на 20—30 пунктов; в то же время уровень интеллекта у детей контрольной группы снизился.
При этом уверенно говорить, что без родительской любви ребенок не может вырасти здоровым и развитым — едва ли верно.
Как развивать и поддерживать свой интеллект?
Интеллект может засыпать, а может поддерживаться в бодром состоянии. Гимнастика для лица — простой и эффективный способ повышения интеллектуальной бодрости, рекомендуется перед важными встречами, экзаменами и публичными выступлениями. Восхищение — элемент естественной гимнастики для лица. Посмотрите статью Как развивать скорость мышления, там много дельных подсказок.
- Интеллект
- Автор Н.И. Козлов
Комментарии (8):
Гость, 25 марта 2015 г., 11:28
Скажите, а правда ли, что для развития интеллекта есть такие времена, что если их пропустить, то ничего уже не сделаешь? Кажется, с речью такое. Я понимаю, что вы придерживаетесь точки зрения что всему можно научиться, но всему ли? Спасибо за ответ.
3ответаГость, 26 февраля 2018 г., 13:11
Вы потеряли время, но вернуть всё можно. Проблема в том что идти надо постепенно, хороший пример тому математика: вы не сможете пояснить, что такое дроби, не обучив делению и умножению. Другой дело врождённые болезни и травмы, тут без специалистов не обойтись, они помогут подсказать комплекс действий и медикаментов. Сомнение убивает шанс на выздоровление(с) Парацельс.
Гость, 24 октября 2018 г., 18:49
Маугли всему был научен, но говорить так и не научился. .. Наверно время для этого было упущено.
Гость, 25 января 2019 г., 13:17
Верно, есть так называемые сезситивные периоды, то есть наиболее подходящие для развития какого-либо навыка или умения.
Н.И. Козлов, 25 марта 2015 г., 19:26
О развитии интеллекта у диких детей, которые росли вне человеческого общества, смотрите статью http://www.psychologos.ru/articles/view/samye_izvestnye_dikie_deti» target=»_blank»>Самые известные дикие дети. Надеюсь при этом, что это не совсем то, что вас интересует. Не важно, сколько мы сможем развить — если это необходимо и житейски возможно, мышление развивать необходимо!
Гость, 25 марта 2015 г., 20:08
Я привыкла полагаться на законы природы 🙂 Мозг очень пластичен, это правда. Но все ли можно исправить во взрослом возрасте? Если человек в 14 курил за гаражами, сможет ли он в 30 стать программистом в Майкрософт? А если в 30 он ничего такого не достиг, сможет ли он создать бизнес в 40? Есть известные примеры, когда люди что-то делали и в 50+, но как подметила одна знакомая — все они чем-то занимались и раньше, это не произошло вдруг и внезапно. Так мне интересно, есть ли такое, что в 2 года (или в 7, или в 27 — разные данные), как я слышала, заканчивается формирование мозга и дальше человек тоже развивается, но уже на основе того что есть. Понятно, что тот, кто учится с плохими исходными данными, обгонит того, кто ничего не делает, но с хорошими, но где границы достижимого. Вот это интересно.
Михаил, 26 июля 2015 г., 19:33
Группа о развитии интеллекта http://vk.com/intelligenceschool
Гость, 08 января 2020 г., 14:38
С п а с и б о ! Довольна.
Материалы по теме:
13 нояб. 2017 г.
Как выбирать информацию, которая сделает меня умнее
Для того, чтобы наметить, что поможет нам становиться изо дня в день умнее, мы проясним с вами: ум, то есть интеллект — это что? Есть такое выражение: Мозги — не брови, если их нет, то не нарисуешь. Многим это ограничивающее убеждение дает индульгенцию на расслабление: дескать, не дал Господь мозгов, можно и не тужиться, не нарисуешь же за Всевышнего. Правдиво ли это утверждение с точки зрения нейрофизиологии?
7Подробнее15 сент. 2018 г.
Как развивать научное мышление у малышей
Однажды математик (не учитель, а настоящий ученый!) начал вести домашний математический кружок. С детьми 3-5 лет он не зубрил таблицу умножения и счет от 1 до 9 и обратно, а занимался развитием научного мышления.
4Подробнее15 сент. 2018 г.
Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников (А.К. Звонкин)
Автор этой книги – профессиональный математик – рассказывает о своём опыте занятий математикой с дошкольниками.
1Подробнее01 окт. 2022 г.
Интеллект — разные понимания
Интеллект [лат. intellectus — разумение, понимание, постижение] — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др.
0Подробнее01 янв. 2000 г.
Интеллектуальное развитие ребенка: теория Пиаже
В разное время Жан Пиаже называл разные стадии интеллектуального развития, но чаще всего их было четыре: сенсомоторная стадия, дооперациональная стадия, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. Сенсомоторная и дооперациональная стадия — проявление допонятийного мышления. В это время суждения детей относятся только к конкретному предмету, чему-то наглядному и всем известному, категоричны и единичны: не связаны логической цепочкой. Ребенок понимает в в первую очередь суждения по аналогии и через наглядный пример. Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Эгоцентризм обусловливает не только такую особенность детской логики, как нечувствительность к противоречию, но и ряд других: синкретизм (тенденция связывать все со всем), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), несогласованность объема и содержания.
5Подробнее01 окт. 2022 г.
Исследования интеллекта
Попытка изучения продуктивных творческих компонентов интеллекта была предпринята представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Келер), разработавшими понятие инсайта.
0Подробнее01 янв. 2005 г.
Как развивать скорость мышления
Увеличить скорость своего мышления вполне реально.
7Подробнее01 янв. 2010 г.
Новейшие теории интеллекта (ВВП)
До 60-х годов в исследованиях интеллекта преобладал факторный подход. Однако с развитием когнитивной психологии с ее акцентом на моделях обработки информации (см. главу 9) возник новый подход. Разные исследователи определяют его несколько по-разному, но основная идея состоит в том, чтобы объяснить интеллект на языке когнитивных процессов, протекающих при выполнении нами интеллектуальной деятельности (Hunt, 1990; Carpenter, Just & Shell, 1990). Информационный подход ставит следующие вопросы:
0ПодробнееЧто такое интеллект — виды и особенности развития интеллекта у детей
Интеллектуальное развитие ребенка начинается с самого раннего возраста. Оно напрямую зависит от окружения, воспитания и генетически унаследованных особенностей. Прокачивать интеллект можно и нужно с того момента, как ребенок начинает активно взаимодействовать с миром. Как это правильно делать и что сильнее всего влияет на интеллект ребенка, обсудим в этой статье.
Что такое интеллект?Интеллект — это совокупность умственных способностей, позволяющая решать разные жизненные задачи. Еще можно сказать, что интеллект — это способность к мышлению. Мы можем узнавать что-то новое, анализировать информацию, планировать что-либо, понимать идеи, достигать целей и адаптироваться к новым реалиям благодаря интеллекту. Любопытство, гибкость ума, критичность, логика — все это качества, присущие интеллектуально развитому человеку.
Виды интеллектаВ стандартном понимании существует два типа интеллекта — умственный и эмоциональный. Но есть и более углубленная теория. Психолог Говард Гарднер в 80-х годах XX века исследовал когнитивные способности и академические успехи людей разного возраста и уровня развития. По результатам тестов психолог предположил, что существует восемь типов интеллекта, которые отвечают за разные навыки и умения и почти не связаны друг с другом — мозг работает в этих направлениях автономно. В 1983 году Гарднер выпустил книгу «Структура разума: теория множественного интеллекта», где описал семь типов интеллекта, а в 1999 году дополнил ее книгой «Переосмысление интеллекта: множество интеллектов в XXI веке», куда добавил восьмой тип.
Вот эта классификация:
- Логико-математический. Этот тип интеллекта отвечает за работу с цифрами, анализ данных, логические выводы. Дети с развитым логико-математическим интеллектом делают успехи в точных науках, хорошо запоминают даты событий и номера телефонов.
- Вербальный (лингвистический). Это речь, словарный запас, хорошее восприятие информации на слух. Когда развит этот тип интеллекта, хорошо идет работа с текстами, ораторское искусство и изучение языков.
- Телесно-кинетический. Это осязание, координация, возможности тела. Детям-кинестетикам важна обстановка вокруг, тактильные контакты и много движения.
- Музыкальный. Дети с развитым музыкальным интеллектом отлично запоминают все на слух, у них развито чувство ритма. Они легко учатся играть на музыкальных инструментах и сочинять мелодии, быстро запоминают мотивы и учат тексты песен.
- Визуально-пространственный. Этот тип интеллекта отвечает за ориентировку в пространстве и воображение. Таким людям проще всего усваивать информацию в картинках, образы они запоминают проще всего.
- Межличностный. Этот тип интеллекта по Гарднеру схож с общим понятием эмоционального интеллекта человека. Развитая эмпатия, способность эффективно работать в команде, иметь надежные социальные связи. У детей с развитым межличностным интеллектом много друзей, они легко общаются и со сверстниками, и со старшими.
- Внутриличностный. Этот тип интеллекта развит у интровертов. Им комфортно быть в уединении, лучше всего они учат что-то или работают в тишине и покое. Внутриличностный интеллект отвечает за способность к самопознанию, позволяет заглянуть в себя и проанализировать свои чувства и эмоции.
- Натуралистический (природный). Этот тип интеллекта присущ людям, находящимся в ладах с природой, любящим изучать окружающую среду. Дети-натуралисты очень любят животных и растения, играют на природе с большим вдохновением, получают отличные оценки по биологии и естествознанию.
Говард Гарднер также предположил и девятый тип интеллекта — экзистенциальный (духовный). Люди с развитым экзистенциальным началом часто задаются вопросами о смысле жизни и своем месте в этом мире, нередко обращаются к какой-либо религии, много рефлексируют и философствуют.
Почему важно развивать умственные способности ребенка?
В дошкольном возрасте детский мозг легко вбирает в себя новую информацию, ребенок быстро осваивает новые навыки (например, игру на музыкальном инструменте или вид спорта), учит иностранные языки. Примерно с 2 до 12 лет развитие умственных способностей ребенка наиболее эффективно, поэтому важно дать ему возможность получить максимум нового и полезного в этот период, дать свободу выбора занятий, активно расширять кругозор и заниматься. Конечно, без перегруза и многочасовых изнуряющих уроков, но и не забивая весь эфир мультиками и играми в планшете.
Если в раннем возрасте уделять внимание развитию умственных способностей ребенка, в будущем ему будет проще учиться, у него будет хорошая база для освоения нового. Дать старт интеллектуальному развитию в детстве — значит дать возможность лучше приспосабливаться к изменениям в окружающем мире и добиваться успехов в разных областях.
Кроме того, всестороннее развитие способностей поможет рано выявить сильные стороны, определить, какой тип интеллекта преобладает у ребенка. А дальше — поможет решить, какую профессию выбрать, в чем он добьется наибольшего успеха.
Что влияет на развитие интеллекта у детей?
Как мы уже сказали, один из факторов развития интеллекта — возраст. Период с 2 до 12 лет наиболее благоприятен для познания.
Не менее важна среда, в которой ребенок развивается. Хороший эмоциональный фон, любовь родителей, здоровая привязанность, отсутствие сильных стрессов — все это формирует благоприятную среду для развития. Важно дать ребенку возможность заниматься тем, что ему интересно, поддерживать и поощрять.
Регулярность — еще один фактор успешного развития интеллекта. Заниматься не от случая к случаю, а каждый день. По чуть-чуть, но узнавать что-то новое, играть и тренироваться, то есть делать что-то интеллектуально насыщенное.
Также развивать интеллект нужно, не только повторяя что-то и оттачивая навыки, но и регулярно узнавая новое. Новизна информации — залог более эффективного формирования новых нейронных связей.
Физическое развитие и здоровье тоже напрямую влияют на развитие умственных способностей ребенка. Крепкие, здоровые дети имеют больше энергии для интеллектуальной деятельности. Поэтому хороший сон, сбалансированное питание и частые прогулки — это обязательные условия для развития.
Лучшее занятие для развития интеллекта у ребенка — игра. Поэтому стоит большинство упражнений преподносить ему в игровой форме, так информация будет усваиваться еще быстрее, а интерес к ней будет сохраняться дольше.
Для регулярных и плодотворных занятий по развитию интеллекта нужна мотивация. Нужно научить ребенка не бояться ошибаться, показать, сколько интересного и классного есть на свете, объяснить ему, зачем учить что-либо, придумать награды и поощрения за выполненные цели (прочитанную книгу, выученное стихотворение и тому подобное).
***
Уровень интеллектуального развития нередко определяет, как будет складываться жизнь человека, кем он станет, как будет взаимодействовать с миром. Поэтому пользу развития способностей сложно переоценить — чем больше стараний, тем шире выбор и спектр возможностей для человека. В школе развития интеллекта IQ007 есть курсы по скорочтению, каллиграфии и ментальной арифметике — каждое из этих направлений всесторонне развивает мозг. Запишитесь на бесплатный урок, чтобы понять стартовые позиции ребенка и начать заниматься.
Интеллект Определение и значение — Merriam-Webster
в·разум· ˈin-tə-ˌlekt1
а: сила знания в отличие от способности чувствовать и желать : способность к знаниям
б: способность к рациональному или интеллектуальному мышлению, особенно у высокоразвитых
2
: человек с большими интеллектуальными способностями 0
Примеры предложений
Она женщина превосходящего
Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «интеллект». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.
История слов
Этимология
среднеанглийский, от среднефранцузского или латыни; Среднефранцузский, от латинского intellectus , от intellegere понимать — больше в интеллектуальных
Первое известное использование
14 век, в значении, определенном в смысле 1a
Путешественник во времени
Первое известное использование интеллекта было в 14 векеПосмотреть другие слова того же века
Словарные статьи Около
интеллектинформация
интеллект
интеллект
Посмотреть другие записи поблизостиПроцитировать эту запись «Интеллект».
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/intellect. Доступ 25 мая. 2023. Копировать цитированиеДетское определение
интеллект
существительное в·разум· ˈint-ᵊl-ˌekt1
а: сила знания
б: способность мыслить, особенно когда она высоко развита
2
: человек с выдающимся интеллектом 2 существительное
в·разум· ˈint-ᵊl-ˌekt1
: способность к познанию в отличие от способности чувствовать и воля 03 интеллектуал
ˌint-ᵊl-ˈek-ch(ə-w)əl, -ˈeksh-wəl прилагательноеинтеллектуально наречие
Еще от Merriam-Webster о
intellectНглиш: Перевод intellect для говорящих на испанском языке
Britannica English: Перевод intellect для говорящих на арабском языке
9 0002 Последнее обновление: — Обновлены примеры предложенийПодпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращенийИскусственный интеллект и будущее людей
Система распознавания транспортных средств и людей для использования правоохранительными органами демонстрируется на прошлогодней конференции по технологиям графических процессоров в Вашингтоне, округ Колумбия, на которой освещаются новые способы использования искусственного интеллекта и глубокого обучения . (Saul Loeb/AFP/Getty Images)Цифровая жизнь расширяет человеческие возможности и разрушает вековую человеческую деятельность. Системы, управляемые кодом, распространились среди более чем половины населения мира посредством внешней информации и связи, предлагая ранее невообразимые возможности и беспрецедентные угрозы. По мере распространения нового искусственного интеллекта (ИИ), управляемого алгоритмами, люди будут жить лучше, чем сегодня?
Около 979 пионеров технологий, новаторов, разработчиков, лидеров бизнеса и политики, исследователей и активистов ответили на этот вопрос в опросе экспертов, проведенном летом 2018 года. автономия, свобода действий и возможности. Они говорили о широких возможностях; что компьютеры могут соответствовать или даже превосходить человеческий интеллект и возможности в таких задачах, как принятие сложных решений, рассуждения и обучение, сложная аналитика и распознавание образов, острота зрения, распознавание речи и языковой перевод. Они сказали, что «умные» системы в сообществах, в транспортных средствах, в зданиях и коммунальных службах, на фермах и в бизнес-процессах сэкономят время, деньги и жизни и предоставят людям возможность наслаждаться более индивидуальным будущим.
Многие с оптимизмом говорили о здравоохранении и множестве возможных применений ИИ для диагностики и лечения пациентов или помощи пожилым людям жить более полноценной и здоровой жизнью. Они также были в восторге от роли ИИ в содействии широким программам общественного здравоохранения, основанным на огромных объемах данных, которые могут быть собраны в ближайшие годы, обо всем, от личных геномов до питания. Кроме того, ряд этих экспертов предсказали, что ИИ будет способствовать долгожданным изменениям в системах формального и неформального образования.
Тем не менее, большинство экспертов, независимо от того, настроены они оптимистично или нет, выразили озабоченность по поводу долгосрочного воздействия этих новых инструментов на основные элементы человеческого бытия. Всех респондентов в этом ненаучном опросе попросили уточнить, почему, по их мнению, ИИ сделает людей лучше или нет. Многие разделяли глубокие опасения, а многие также предлагали пути решения. Основные темы, которые они озвучили об угрозах и средствах защиты, изложены в прилагаемой таблице.
ИИ и будущее человека: эксперты выражают обеспокоенность и предлагают решения
ОПАСНОСТИ | Человеческое участие: Люди испытывают потерю контроля над своей жизнью | Принятие решений по ключевым аспектам цифровой жизни автоматически передается управляемым кодом инструментам «черного ящика». Людям не хватает информации, и они не узнают контекст о том, как работают инструменты. Они жертвуют независимостью, неприкосновенностью частной жизни и правом выбора; они не контролируют эти процессы. Этот эффект будет усиливаться по мере того, как автоматизированные системы будут становиться все более распространенными и сложными. |
Злоупотребление данными: Использование данных и наблюдение в сложных системах предназначены для получения прибыли или осуществления власти | Большинство инструментов ИИ находятся и будут находиться в руках компаний, стремящихся к прибыли, или правительств, стремящихся к власти. Ценности и этика часто не встроены в цифровые системы, принимающие решения за них. Эти системы объединены в глобальную сеть, и их нелегко регулировать или обуздывать. | |
Потеря работы: Захват рабочих мест ИИ расширит экономический разрыв, что приведет к социальным потрясениям | Эффективность и другие экономические преимущества искусственного интеллекта, основанного на коде, будут и впредь разрушать все аспекты человеческой работы. В то время как одни ожидают появления новых рабочих мест, другие обеспокоены массовой потерей рабочих мест, расширением экономического неравенства и социальными потрясениями, в том числе популистскими восстаниями. | |
Блокировка зависимости: Снижение когнитивных, социальных навыков и навыков выживания | Многие считают, что ИИ расширяет человеческие возможности, но некоторые предсказывают обратное: растущая зависимость людей от управляемых машинами сетей подорвет их способность думать самостоятельно, действовать независимо от автоматизированных систем и эффективно взаимодействовать с другими. | |
Mayhem: Автономное оружие, киберпреступность и военная информация | Некоторые предсказывают дальнейшую эрозию традиционных социально-политических структур и возможность больших человеческих жертв из-за ускоренного роста автономных военных приложений и использования военной информации, лжи и пропаганды для опасной дестабилизации человеческих групп. Некоторые также опасаются проникновения киберпреступников в экономические системы. | |
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ РЕШЕНИЯ | Глобальное благо № 1: Улучшение сотрудничества между людьми через границы и группы заинтересованных сторон | Цифровое сотрудничество в интересах человечества является главным приоритетом. Должны быть найдены пути, чтобы люди во всем мире пришли к общему пониманию и соглашению — чтобы объединить усилия для содействия инновациям широко распространенных подходов, направленных на решение коварных проблем и сохранение контроля над сложными человеко-цифровыми сетями. |
Система, основанная на ценностях: Разработать политику, гарантирующую, что ИИ будет направлен на «гуманность» и общее благо | Примите «нестандартный менталитет» для создания инклюзивных, децентрализованных интеллектуальных цифровых сетей, «пропитанных сочувствием», которые помогают людям настойчиво обеспечивать соответствие технологий социальным и этическим обязательствам. Потребуется некоторый новый уровень процесса регулирования и сертификации. | |
Отдать приоритет людям: Изменить экономические и политические системы, чтобы помочь людям «состязаться с роботами» | Реорганизовать экономические и политические системы с целью расширения человеческих возможностей и возможностей, чтобы усилить сотрудничество между людьми и ИИ и укрепить тенденции, которые могут поставить под угрозу значимость человека перед лицом запрограммированного интеллекта. | |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР PEW И УНИВЕРСИТЕТ ЭЛОНА, ВООБРАЖАЮЩИЙ ИНТЕРНЕТ-ЦЕНТР
В частности, участников просили принять во внимание следующее: ожидают, что люди станут еще более зависимыми от сетевой искусственный интеллект (ИИ) в сложных цифровых системах. Некоторые говорят, что мы продолжим историческую дугу расширения нашей жизни с в основном положительными результатами, поскольку мы широко внедряем эти сетевые инструменты. Некоторые говорят, что наша растущая зависимость от этого ИИ и связанных с ним систем, вероятно, приведет к широко распространенным трудностям.
Наш вопрос: считаете ли вы, что к 2030 году развитие ИИ и связанных с ним технологических систем, скорее всего, повысит человеческий потенциал и расширит его возможности? То есть большую часть времени большинство людей будут жить лучше, чем сегодня? Или, скорее всего, развитие ИИ и связанных с ним технологических систем уменьшит человеческую автономию и свободу действий до такой степени, что большинство людей не будут жить лучше, чем сегодня?»
В целом, несмотря на недостатки, которых они боятся, 63% респондентов в этом опросе выразили надежду на то, что большинство людей в основном будут жить лучше в 2030 году, а 37% сказали, что людям станет лучше , а не .
Ряд идейных лидеров, участвовавших в этом опросе, заявили, что растущая зависимость людей от технологических систем будет только положительной, если будет уделяться пристальное внимание тому, как эти инструменты, платформы и сети разрабатываются, распространяются и обновляются. Некоторые из мощных всеобъемлющих ответов включали ответы из:
Соня Катьял , содиректор Центра права и технологий Беркли и член первого Совета консультантов по цифровой экономике Министерства торговли США, предсказала: «В 2030 году самый большой набор вопросов будет касаться того, как восприятие ИИ и их применение повлияет на траекторию гражданских прав в будущем. Вопросы о неприкосновенности частной жизни, слова, праве на собрания и технологическом конструировании личности вновь возникнут в этом новом контексте ИИ, ставя под сомнение наши самые глубокие убеждения о равенстве и возможностях для всех. Кто выиграет, а кто окажется в невыгодном положении в этом новом мире, зависит от того, насколько широко мы проанализируем эти вопросы сегодня, для будущего».
Нам нужно активно работать, чтобы технологии соответствовали нашим ценностям. Erik Brynjolfsson
Erik Brynjolfsson , директор Инициативы Массачусетского технологического института по цифровой экономике и автор книги «Машина, платформа, толпа: использование нашего цифрового будущего», сказал: «ИИ и связанные с ним технологии уже достигли сверхчеловеческой производительности в во многих областях, и нет никаких сомнений в том, что к 2030 году их возможности увеличатся, возможно, очень значительно. … Я думаю, скорее всего, мы воспользуемся этой силой, чтобы сделать мир лучше. Например, мы можем практически ликвидировать глобальную бедность, значительно снизить заболеваемость и обеспечить лучшее образование почти для всех на планете. Тем не менее, ИИ и МО [машинное обучение] также можно использовать для все большей концентрации богатства и власти, оставляя многих людей позади, и для создания еще более ужасающего оружия. Ни один из исходов не является неизбежным, поэтому правильный вопрос заключается не в том, «Что произойдет?», а в том, «Что мы решим делать?» Нам нужно активно работать, чтобы технологии соответствовали нашим ценностям. Это можно и нужно делать на всех уровнях, от правительства до бизнеса, научных кругов и индивидуального выбора».
Брайан Джонсон , основатель и генеральный директор Kernel, ведущего разработчика передовых нейронных интерфейсов, и OS Fund, венчурной компании, сказал: «Я твердо верю, что ответ зависит от того, сможем ли мы изменить наши экономические системы в сторону приоритетов радикальных совершенствование человека и сдерживание тенденции к бесполезности человека перед лицом ИИ. Я не имею в виду только рабочие места; Я имею в виду истинную, экзистенциальную неуместность, которая является конечным результатом отсутствия приоритета человеческого благополучия и познания».
Марина Горбис , исполнительный директор Института будущего, сказала: «Без существенных изменений в нашей политической экономии и режимах управления данными [ИИ], вероятно, приведет к большему экономическому неравенству, большему наблюдению и большему количеству запрограммированных и нечеловеческих -центрические взаимодействия. Каждый раз, когда мы программируем нашу среду, мы в конечном итоге программируем себя и свои взаимодействия. Люди должны стать более стандартизированными, устраняя случайность и двусмысленность в наших взаимодействиях. И эта двусмысленность и сложность и есть сущность человека».
Джудит Донат , автор книги «Социальная машина, проекты для жизни в Интернете» и научный сотрудник Центра Интернета и общества Беркмана Кляйна Гарвардского университета, прокомментировала: «К 2030 году большинство социальных ситуаций будут облегчаться ботами — разумными кажущиеся программы, которые взаимодействуют с нами по-человечески. Дома родители будут привлекать опытных ботов, чтобы помочь детям с домашним заданием и стимулировать разговоры за ужином. На работе боты будут проводить собрания. Бот-доверенное лицо будет считаться важным для психологического благополучия, и мы будем все чаще обращаться к таким товарищам за советом, начиная от того, что надеть и на ком жениться. Мы, люди, глубоко заботимся о том, как нас видят другие, и те, чье одобрение мы ищем, будут все более искусственными. К тому времени разница между людьми и ботами будет значительно размыта. Через экран и проекцию голос, внешний вид и поведение ботов будут неотличимы от таковых у людей, и даже физические роботы, хотя явно не являющиеся людьми, будут настолько убедительно искренними, что наше впечатление о них как о мыслящих, чувствующих существах будет наравне с нами или выше нас, будет непоколебимым. Вдобавок к двусмысленности, наше собственное общение будет значительно расширено: программы будут составлять многие из наших сообщений, а наш внешний вид в Интернете / дополненной реальности будет [быть] создан с помощью вычислений. (Грубая человеческая речь и поведение без посторонней помощи будут казаться смущающе неуклюжими, медленными и бесхитростными.) Имея доступ к огромным массивам данных о каждом из нас, боты намного превзойдут людей в своей способности привлекать и убеждать нас. Способные искусно имитировать эмоции, они никогда не будут одолевать чувства: если они выболтают что-то в гневе, это произойдет потому, что такое поведение было рассчитано как наиболее эффективный способ достижения любых целей, которые они «имеют в виду». это цели? Компаньоны с искусственным интеллектом будут культивировать впечатление, что социальные цели, подобные нашим, мотивируют их — чтобы к ним относились с уважением, будь то любимый друг, обожаемый начальник и т. д. Но их реальное сотрудничество будет с людьми и учреждениями, которые их контролируют. . Как и их предки сегодня, это будут продавцы товаров, которые нанимают их для стимулирования потребления, и политики, которые поручают им влиять на общественное мнение».
Эндрю Маклафлин , исполнительный директор Центра инновационного мышления Йельского университета, ранее заместитель директора по технологиям США при президенте Бараке Обаме и руководитель глобальной государственной политики Google, написал: «2030 год не за горами. . Я считаю, что инновации, такие как Интернет и сетевой ИИ, имеют огромные краткосрочные преимущества, наряду с долгосрочными негативными последствиями, которые могут проявиться через десятилетия. ИИ будет обеспечивать широкий спектр оптимизаций эффективности, а также позволит скрытую дискриминацию и произвольное наказание людей в таких областях, как страхование, поиск работы и оценка производительности».
Майкл М. Робертс , первый президент и главный исполнительный директор Интернет-корпорации по присвоению имен и номеров (ICANN) и член Зала славы Интернета, написал: «Диапазон возможностей интеллектуальных агентов для расширения человеческого интеллекта по-прежнему практически безграничен. . Основная проблема заключается в том, что чем удобнее агент, тем больше ему нужно знать о вас — предпочтениях, сроках, возможностях и т. д. — что приводит к компромиссу: больше помощи требует большего вмешательства. Это не черно-белая проблема — об оттенках серого и связанных с ними средствах спорят бесконечно. Рекорд на сегодняшний день заключается в том, что удобство подавляет конфиденциальность. Я подозреваю, что это будет продолжаться».
Данах Бойд , главный исследователь Microsoft, основатель и президент Исследовательского института данных и общества, сказал: «ИИ — это инструмент, который люди будут использовать для самых разных целей, в том числе для достижения власти. Будут злоупотребления властью, связанные с ИИ, так же как будут достижения в науке и гуманитарной деятельности, которые также будут связаны с ИИ. К сожалению, существуют определенные линии тренда, которые могут создать массовую нестабильность. Возьмем, к примеру, изменение климата и климатическую миграцию. Это еще больше дестабилизирует Европу и США, и я ожидаю, что в панике мы увидим пагубное использование ИИ в свете других геополитических кризисов».
Эми Уэбб , основательница Future Today Institute и профессор стратегического прогнозирования в Нью-Йоркском университете, прокомментировала: «Структуры социальной защиты, существующие в настоящее время в США и во многих других странах мира, не были рассчитаны на наш переход на ИИ. Переход через ИИ продлится следующие 50 или более лет. По мере того, как мы продвигаемся дальше в эту третью эру вычислений, и по мере того, как каждая отдельная отрасль все больше укореняется в системах искусственного интеллекта, нам потребуются новые работники умственного труда с гибридными навыками, которые могут работать на должностях, в которых раньше никогда не было необходимости. Нам понадобятся фермеры, умеющие работать с большими наборами данных. Онкологов обучали робототехникам. Биологи получили специальность инженеров-электриков. Нам не нужно будет готовить нашу рабочую силу только один раз, с некоторыми изменениями в учебной программе. По мере развития ИИ нам потребуется быстро реагирующая рабочая сила, способная адаптироваться к новым процессам, системам и инструментам каждые несколько лет. Потребность в этих областях возникнет быстрее, чем это признают наши департаменты труда, школы и университеты. Легко оглянуться на историю через призму настоящего и не заметить социальные волнения, вызванные широко распространенной технологической безработицей. Нам нужно обратиться к трудной истине, которую немногие готовы произнести вслух: ИИ в конечном итоге приведет к тому, что большое количество людей навсегда останутся без работы. Подобно тому, как предыдущие поколения были свидетелями радикальных изменений во время и после промышленной революции, быстрый темп развития технологий, вероятно, будет означать, что бэби-бумеры и самые старые представители поколения X, особенно те, чьи рабочие места могут быть воспроизведены роботами, не будут возможность переквалифицироваться на другие виды работ без значительных затрат времени и сил».
Барри Чудаков, , основатель и руководитель Sertain Research, прокомментировал: «К 2030 году сотрудничество человека и машины с искусственным интеллектом станет необходимым инструментом для управления и противодействия последствиям нескольких одновременных ускорений: широкого технологического прогресса, глобализации, изменения климата. и сопутствующие глобальные миграции. В прошлом человеческое общество управляло изменениями с помощью чутья и интуиции, но, как сказал Эрик Теллер, генеральный директор Google X, «наши социальные структуры не успевают за темпами изменений». Чтобы к 2030 году справиться с растущим списком «серьезных проблем», ИИ — или, используя фразу Джой Ито, расширенный интеллект — будет ценить и переоценивать практически все области человеческого поведения и взаимодействия. ИИ и передовые технологии изменят нашу структуру реагирования и временные рамки (что, в свою очередь, изменит наше ощущение времени). Там, где когда-то социальное взаимодействие происходило в разных местах — на работе, в школе, в церкви, в семейной среде, — социальные взаимодействия будут все чаще происходить в непрерывном, одновременном времени. Если нам повезет, мы будем следовать 23 принципам искусственного интеллекта Asilomar, изложенным Институтом будущего жизни, и будем работать над созданием «не ненаправленной разведки, а полезной разведки». сила морального возрождения. Мы должны принять этот нравственный ренессанс, иначе мы столкнемся с моральными головоломками, которые могут привести к гибели человечества. … Моя самая большая надежда на сотрудничество человека, машины и ИИ представляет собой моральный и этический ренессанс — мы принимаем лунный менталитет и сцепляем руки, чтобы подготовиться к грядущим ускорениям. Я больше всего боюсь, что мы примем логику наших новых технологий — мгновенный ответ, изоляция за экранами, бесконечное сравнение самооценки, фальшивая самопрезентация — не думая и не реагируя разумно».
Джон С. Хейвенс , исполнительный директор Глобальной инициативы IEEE по этике автономных и интеллектуальных систем и Совета по расширенной разведке, написал: «Сейчас, в 2018 году, большинство людей во всем мире не могут получить доступ к своим данных, поэтому любые обсуждения «аугментации человека и искусственного интеллекта» игнорируют критический контекст того, кто на самом деле контролирует информацию и личность людей. Скоро будет чрезвычайно сложно идентифицировать какие-либо автономные или интеллектуальные системы, алгоритмы которых не взаимодействуют с человеческими данными в той или иной форме».
На карту поставлено не что иное, как то, в каком обществе мы хотим жить и как мы ощущаем нашу человечность. Batya Friedman
Batya Friedman , профессор взаимодействия человека и компьютера в Информационной школе Вашингтонского университета, написал: разумно и гуманно использовать знания и инструменты, которые мы разрабатываем. … Автоматизированная война — когда автономное оружие убивает людей без участия человека — может привести к отсутствию ответственности за смерть врага или даже к осознанию того, что жизнь врага была отнята. На карту поставлено не что иное, как то, в каком обществе мы хотим жить и как мы ощущаем нашу человечность».
Грег Шеннон , главный научный сотрудник отдела CERT Университета Карнеги-Меллона, сказал: «Лучше/хуже будет выглядеть 4:1 при долгосрочном соотношении 2:1. ИИ хорошо справится с повторяющейся работой, где «близко» будет достаточно, а людям эта работа не понравится. … Жизнь определенно станет лучше, поскольку ИИ продлевает продолжительность жизни, от приложений для здоровья, которые разумно «подталкивают» нас к здоровью, до предупреждений о надвигающихся событиях сердца / инсульта, до автоматизированного медицинского обслуживания для малообеспеченных (удаленно) и тех, кто нуждается в расширенном уходе (пожилые люди). Забота). Что касается свободы, здесь есть явные риски. ИИ влияет на свободу действий, создавая объекты со значительными интеллектуальными возможностями для мониторинга, принуждения и даже наказания отдельных лиц. Те, кто знает, как его использовать, будут иметь огромную потенциальную власть над теми, кто не умеет/не может. Будущее счастье действительно неясно. Некоторые уступят свою свободу действий ИИ в играх, работе и сообществе, как сегодня опиоидный кризис крадет свободу действий. С другой стороны, многие будут освобождены от мирских, неинтересных задач/работ. Если элементы общественного счастья являются частью целевых функций ИИ, то ИИ может стать катализатором взрыва счастья».
Костас Александридис , автор книги «Изучение сложной динамики в многоагентных интеллектуальных системах», предсказал: «Многие из наших повседневных решений будут автоматизированы с минимальным вмешательством конечного пользователя. Автономия и/или независимость будут принесены в жертву и заменены удобством. Новые поколения граждан будут все больше и больше зависеть от сетевых структур и процессов ИИ. Существуют проблемы, которые необходимо решать с точки зрения критического мышления и неоднородности. Сетевая взаимозависимость, скорее всего, повысит нашу уязвимость к кибератакам. Существует также реальная вероятность того, что будут существовать более четкие различия между цифровыми «имущими» и «неимущими», а также между технологически зависимыми цифровыми инфраструктурами. Наконец, возникает вопрос о новых «командных высотах» владения и контроля над цифровой сетевой инфраструктурой».
Оскар Ганди , почетный профессор коммуникаций Пенсильванского университета, ответил: «Мы уже сталкиваемся с необоснованным предположением, когда нас просят представить себе «сотрудничество» человека и машины. предоставление формы идентичности — может быть, даже личности — машинам, которые мы будем использовать, чтобы преодолевать всевозможные возможности и проблемы. Проблемы, с которыми мы столкнемся в будущем, очень похожи на проблемы, с которыми мы сталкиваемся в настоящее время, когда полагаемся на «других» (включая технологические системы, устройства и сети) в приобретении вещей, которые мы ценим, и избегаем этих других вещей (которые мы могли бы или могли бы сделать). не знать)».
Джеймс Скофилд О’Рурк , профессор менеджмента в Университете Нотр-Дам, сказал: «Технология на протяжении всей истории человечества была в значительной степени нейтральной концепцией. Вопрос о его ценности всегда зависел от его применения. С какой целью будет использоваться ИИ и другие технологические достижения? Все, от пороха до двигателей внутреннего сгорания и ядерного деления, применялось как полезным, так и разрушительным образом. Предполагая, что мы можем сдерживать или контролировать ИИ (а не наоборот), ответ на вопрос, будет ли нам лучше, полностью зависит от нас (или наших потомков). «Вина, дорогой Брут, не в наших звездах, а в нас самих, что мы подчиненные».0003
Саймон Биггс , профессор междисциплинарных искусств в Эдинбургском университете, сказал: «ИИ будет функционировать для расширения человеческих возможностей. Проблема не в ИИ, а в людях. Как вид мы агрессивны, конкурентоспособны и ленивы. Мы также эмпатичны, общительны и (иногда) самоотверженны. У нас есть много других атрибутов. Все это будет усилено. Учитывая исторический прецедент, можно было бы предположить, что будут усилены наши худшие качества. Я ожидаю, что в 2030 году ИИ будет широко использоваться для ведения войн и убийства людей гораздо эффективнее, чем мы можем убивать сейчас. Как общество, мы будем меньше затронуты этим, как сейчас, поскольку мы не будем сражаться и убивать себя. Наша способность изменять свое поведение при условии эмпатии и соответствующих этических рамок будет уменьшена из-за разрыва связи между нашей свободой воли и актом убийства. Мы не можем ожидать, что наши системы искусственного интеллекта будут этичными от нашего имени — они не будут такими, поскольку они будут разработаны, чтобы убивать эффективно, а не вдумчиво. Другая моя основная забота связана с наблюдением и контролем. Появление китайской системы социального кредита (SCS) является индикатором того, что это может произойти. Мы будем существовать внутри SCS, поскольку ИИ конструирует гибридные экземпляры нас самих, которые могут быть похожими, а могут и не быть похожими на нас самих. Но наши права и возможности как личности будут определяться SCS. Это воплощение оруэлловского кошмара».
Марк Сурман , исполнительный директор Mozilla Foundation, ответил: «ИИ продолжит концентрировать власть и богатство в руках нескольких крупных монополий, базирующихся в США и Китае. Большинству людей — и частям мира — будет хуже».
Уильям Уриккио , специалист по медиа и профессор сравнительных исследований медиа в Массачусетском технологическом институте, прокомментировал: «ИИ и связанные с ним приложения сталкиваются с тремя проблемами: развитие со скоростью закона Мура, развитие в руках технологической и экономической элиты и развитие без участия информированной или заинтересованной общественности. Общественность сводится к коллективу потребителей, ожидающих следующей технологии. Чье представление о «прогрессе» возобладает? У нас есть достаточно доказательств того, что ИИ используется для получения прибыли, независимо от последствий для долгосрочных ценностей; для усиления государственного контроля и даже оценки «социального кредита» граждан без участия самих граждан.