Развитие мышления и памяти: Развитие памяти: уроки запоминания

Содержание

Игры на развитие внимания, памяти и мышления у детей ✅ Блог IQsha.ru

Внимание, память и мышление — это невероятно важные психические процессы, и начать развивать их лучше в раннем возрасте. Хорошая память помогает детям быстро усваивать знания, мышление — правильно воспринимать  информацию  и сопоставлять факты, внимание — быть избирательным и уметь концентрироваться на самом важном.

Развивая эти процессы, многие родители, к сожалению, забывают  о важности:

  • Полноценного сбалансированного питания. Разнообразьте меню ребёнка, включив в него необходимые витамины и микроэлементы для полноценной работы мозга.

  • Занятий спортом. Когда ребёнок мало двигается, его кровь недостаточно насыщается кислородом, появляется усталость. Так малыш быстрее утомляется. Если физическая активность противопоказана, просто больше бывайте на свежем воздухе, устраивая вечерние прогулки всей семьёй. 

  • Здорового сна. Недосып плохо сказывается на мозговой активности и памяти детей. Внимание становится рассеянным, ребёнок — несобранным и вялым. 

Помните, что прежде всего надо создать для детей комфортные условия, и только затем приступать к обучению.

Какие ещё моменты нужно учесть, прежде чем начать занятия?

  1. Занятия должны быть регулярными. Систематичность повторения упражнений — это главный залог успеха.

  2. Длительность занятия не должна превышать 10-15 минут. Иначе такие игры и упражнения станут скучными, а необходимость их повторять будет вызывать негативные эмоции.

  3. Не принуждайте ребёнка заниматься, если он этого не хочет. Превратите занятие в увлекательную игру, тогда у малыша всегда будет отличное настроение и желание повторять упражнения вновь и вновь.

  4. Важно постепенно усложнять тренировки, если вы хотите видеть у детей прогресс. К хорошо знакомым упражнениям не спеша добавляйте новые или усложняйте любимые задания ребёнка.

Существует множество самых разнообразных упражнений и игр на развитие внимания, мышления и памяти детей. Мы подобрали для вас самые интересные и эффективные и распределили их по возрасту. Готовы начать?

Игры и упражнения на развитие внимания

Упражнение «Перепутанные линии»

Возраст: от 3 лет

Суть упражнения — проследить за перепутанной линией от начала до конца. Можно нарисовать такие линии самим, а можно использовать готовые лабиринты. Это упражнение отлично развивает концентрацию внимания и усидчивость.


Игра «Поиск»

Возраст: от 3 лет

Вы показываете ребёнку картинки с предметами, среди которых нужно найти особенный, отличающийся от остальных. Он может быть другого размера, формы или цвета. Постепенно усложняйте задачу: попросите отыскать искомый рисунок, который выделяется только небольшой деталью. Шаг за шагом увеличивайте количество уникальных предметов.

Такие игры очень любят дети всех возрастов. Потренируйте поиск отличий в нашем упражнении.

Помимо развлечения, задания на поиск предметов развивают произвольное внимание, повышают его концентрацию и увеличивает объём.


Игра «Найди лишнее»

Возраст: от 4 лет

Задание простое — вы читаете ребёнку небольшой текст, а он хлопает, если слышит неподходящие, “лишние” слова. Например, сидели на ветке три птички: снегирь, синица и мартышка. Рядом пролетал мальчик Витя. Услышал он, как птички крякают, и остановился, настолько красиво звучало их пение!

Вы можете придумать свои забавные и смешные сюжеты или просто заменить слова в любимых сказках малыша. Игра “Найди лишнее” повышает концентрацию внимания детей и сообразительность, а также улучшает слуховую память.

Игра «Где ошибки?»

Возраст: от 5 лет

Подготовьте заранее картинку, на которой допущены ошибки. Например, на картинке с зимним пейзажем нарисуйте пляжный зонтик, веер и шляпу. Количество ошибок зависит от возраста: для пятилеток достаточно 5-6 штук. Для детей постарше ошибок должно быть больше.

Систематические поиски ошибок делают внимание более устойчивым, повышая его концентрацию.

Игра «Цифры»

Возраст: от 5 лет

Взрослый показывает ребёнку ряд цифр, которые надо запомнить в том же порядке. Например, 1, 2, 3, 5, затем 2, 4, 6, 8, 1 и далее. Чем старше малыш, тем длиннее может быть ряд, но обычно он не превышает 7-8 цифр.

Игра расширяет объём внимания и развивает слуховую память, а также учит анализировать и группировать предметы (цифры).

Игра «Начинаем зарядку!»

Возраст: 4-6 лет

Давайте сделаем зарядку? Но не обычную, а специальную “внимательную”! Ведущий называет части тела и показывает на себе, а дети их повторяют. Затем взрослый начинает путать малышей, называя одно, а показывая другое. Выигрывает тот ребёнок, который ошибся меньше остальных. 

Эта весёлая игра развивает произвольное внимание, слуховую память и координацию движений.

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

Анаграммы

Возраст: от 5-6 лет

Анаграммы — это перестановка букв в слове, в результате которой получается новое слово. Например, сон — нос, ракаск — краска. Анаграммы хорошо подходят для детей, уже умеющих читать.

Такие задания повышают концентрацию внимания и скорость мышления, а также развивают зрительную память.

Таблицы Шульте

Возраст: от 5 лет

О таблицах Шульте слышали многие родители. Эти упражнения пользуются большой популярностью, так как повышают концентрацию внимания и в лёгкой игровой форме развивают память. Задача ребёнка проста — найти по порядку числа или буквы, расположенные в таблице случайным образом. Размеры таблицы бывают разные в зависимости от возраста и подготовки малыша (обычно от 3×3 до 16×16).

Упражнение «Слушай и считай»

Возраст: 6-8 лет

Ещё одно отличное упражнение на распределение внимания. Вы читаете предложение, постукивая при этом карандашом или ручкой по столу. Ребёнку нужно запомнить и текст, и количество ваших ударов. Если малыш начинает легко справляться, усложняйте задачу, постепенно увеличивая количество ударов.

Игры и упражнения на развитие памяти

Игра Мемори

Возраст: от 3 лет

Это одна из самых известных и любимых детьми игр на развитие памяти. Иначе её называют “Найди пару”. Игра представляет собой набор парных картинок с одинаковыми рисунками: для самых маленьких это обычно 12 карточек (6 пар), для детей постарше количество увеличивается. Суть проста — найти одинаковые пары из общего числа карточек, лежащих рубашкой вверх. Если карточки совпадают, игрок их забирает, нет — возвращает назад.

Существует множество как бумажных мемори, так и онлайн-игр. Айкьюша тоже любит такие упражнения, попробуйте найти пары быстрее него?

Игра «Что исчезло?»

Возраст: от 3 лет

Отличная игра на развитие зрительной памяти и увеличение объёма внимания, не требующая дополнительных материалов.

На минуту положите перед ребёнком 4-5 игрушек или небольших предметов и попросите его отвернуться. Затем уберите один предмет и спросите, что исчезло? Малыш должен назвать, что пропало. Если игра наскучила, разнообразьте её, добавив новый предмет.

Задание нужно постепенно усложнять, увеличивая как общее количество игрушек, так и тех, что добавляем или убираем. Ориентируйтесь на возраст малыша: например, к 6-7 годам ребёнок может с лёгкостью запоминать до 10 предметов.

Подбери узор 

Упражнение «Сложи узор»

Возраст: от 4 лет

Сделайте узор или выложите рисунок из простых геометрических фигур (можно вырезать из картона) или деталей конструктора и попросите малыша запомнить его. Затем ребёнку нужно ненадолго отвернуться, а за это время вы меняете расположение одной фигуры или детали. Задача малыша — найти изменения и восстановить узор. 

Сначала можно начинать с 3-4 деталей, постепенно увеличивая их количество. Если ребёнок легко справляется, уберите несколько деталей или сразу все, попросив собрать узор заново. 

Это упражнение развивает память и воображение, увеличивает объём и концентрацию внимания.

Подбери узор

Игра “Замечалки”

Возраст: от 5 лет.

Попросите малыша закрыть глаза и перечислить всё, что он увидел в комнате, помещении, на улице. Чем больше мелких деталей он вспомнит, тем лучше! Задавайте ребёнку наводящие вопросы, если ему пока трудно ответить. Например, сколько детей играют в песочнице? Длинные или короткие волосы были у кассира в магазине? Сколько чашек стояло на столе?

Игра «Паровозик»

Возраст: 4-7 лет

Это очень весёлая и забавная игра для небольшой группы детей. Суть проста — первый ребёнок называет любой предмет, следующий игрок повторяет слово и называет своё. Третий ребёнок повторяет то, что произнесли первые два, и добавляет сам и так далее.

“Паровозик” помогает увеличивать объём памяти, развивать слуховое восприятие и произвольное внимание. А ещё так можно закреплять материал, например, называя только фрукты, овощи, деревья, цветы.

Пятнашки

Возраст: от 6-7 лет

Последняя из нашей подборки, но одна из самых известных игр! Пятнашки – это квадратная доска с 16 одинаковыми квадратными секциями внутри. В 15 из них находятся костяшки с цифрами от 1 до 15, которые расположены в коробке случайным образом. Задача игрока — расставить их в правильном порядке, двигая сверху вниз и слева направо.

Игра отлично развивает память и логическое мышление. А вы уже готовы сыграть?

Какую бы игру вы ни выбрали, все они принесут желаемый результат только при систематических тренировках. Включите эти задания в список постоянных дел и скоро вы заметите, как ребёнок станет более собранным и внимательным, ему будет гораздо легче запоминать и удерживать в памяти нужную информацию. А главное, это будет происходить очень естественно и незаметно в процессе весёлых и увлекательных занятий. Рекомендуем вам также прочитать нашу новую статью «Игры для детей 3-4 лет», из которой вы сможете взять интересные идеи для вашего досуга.

Игры на развитие памяти, внимания, мышления для детей, Развиваемся играя, консультация для родителей

Игровая деятельность дошкольника > Развивающие игры для детей

Лаврентьева Е. В., педагог-психолог МБДОУ Д/с №53 «Ёлочка», г.Тамбов

Развивающие игры для детей, Сборники развивающих заданий, Обучающие открытки — Для развития речи, памяти, внимания, кругозора, обучения чтению и счету, подготовки к школе и успешной учебе в начальных классах

«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого — деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков он во многом будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля, происходит, прежде всего, в игре» (А. С. Макаренко).

Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх. Игра — это жизнь ребёнка, его естественное существование, источник развития моральных качеств, его развитие в целом. С помощью игры у ребенка формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы.

Предлагаю вашему вниманию игры, в которые вы можете играть со своим ребенком, каждый день, и дома и на прогулке, и по дороге в детский сад.

Игры, способствующие развитию памяти

1. «Пирамида»

Взрослый сначала называет ребенку одно слово — ребенок тут же его повторяет. Затем взрослый говорит следующее слово, ребенок должен запомнить и повторить уже два слова и так далее.

2. «Я положил в мешочек»

Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы, ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке. Сколько предметов положить, решать только вам. Тем не менее, не нужно требовать от ребенка запомнить сразу большое число предметов начинайте с малого, постепенно увеличивая количество используемых предметов.

3. «Короткий рассказ»

Взрослый читает ребенку короткий рассказ — ребенок должен повторить его. Рассказ должен быть интересен и понятен ребенку. Не используйте слова, которые ребенок ещё не знает. При необходимости и по желанию можете использовать мнемотехнические приемы для лучшего запоминания.

4. «Что ты видел?»

Ребенку демонстрируется картинка с изображением отдельных предметов, или сюжетов. Ребенок после должен рассказать, что он запомнил.

Игры, способствующие развитию внимания.

1. «Да и нет не говорите. Белого и черного не носите»

Веселая и интересная игра, в которую с удовольствием играют не только дети, но и многие взрослые.

Родитель задает ребенку вопросы ответом на который будет запретное слово, например «Какого цвета снег? Тебя зовут (имя вашего ребенка) и т. п. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».

2. «Назови, что ты видишь?»

Ребенку необходимо за определенное время назвать как можно больше предметов в комнате. Со временем можно усложнить задачу, попросив ребенка называть только предметы определенного цвета или нужной формы.

3. «Буквоед»

В газете или старой книге попросите ребёнка на одной из страниц, зачёркивать карандашом, например все буквы «а», стараясь не пропускать их, задание можно постепенно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», а «к» обвести в кружок.

Игры, способствующие развитию мышления.

1. «Антонимы»

Ребенку называется слово, а он должен назвать противоположное по смыслу слово, например — «тяжелый — легкий», «сильный — слабый», «твердый — мягкий» и т. д.

2. «Знакомство со способами применения и использования предмета»

Ребенку предлагается перечислить как можно больше способов применения предметов.

Пример: «Газета используется для чтения. Ты можешь придумать другие способы ее использования?» (варианты задания: книга, тетрадь, консервы, банка, ведро, лопата, табуретка).

3. «Найди лишнее слово»

Прочитайте ребенку ряд слов, каждый из которых состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите определить слово, которое является «лишним» и объяснить, почему он так решил.

  1. Ложка, тарелка, кастрюля , сумка.
  2. Яблоко, слива, огурец, груша.
  3. Платье, свитер, рубашка , шапка.
  4. Береза, дуб, земляника, сосна.
  5. Мыло, зубная паста, метла, шампунь.
  6. Хлеб, молоко, творог, сметана.
  7. Час, минута, лето, секунда.
  8. Ласточка, ворона, курица, сорока.

4. Игра «Назови слово»

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

  1. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…)
  2. Назови слова, обозначающие домашних животных.
  3. Назови слова, обозначающие диких животных.
  4. Назови слова, обозначающие овощи.
  5. Назови слова, обозначающие фрукты.
  6. Назови слова, обозначающие мебель.
  7. Назови слова, относящиеся к спорту.
  8. Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

Игровая деятельность:
| | | | | в ДОУ

Что такое когнитивное развитие? 3 Psychology Theory

Когнитивное развитие, безусловно, непростая тема для понимания.

Но не волнуйтесь, мы сделаем все возможное, чтобы помочь вам с основами этой сложной области обучения.

Мы начнем с предыстории, а затем покажем вам, как когнитивные навыки используются каждый день. Кроме того, мы объясним несколько теорий и опишем увлекательные исследования.

Поскольку когнитивное развитие продолжается не только в детстве, но и в подростковом возрасте, мы уверены, что вы тоже захотите узнать об этом все.

В завершение этой статьи приведем несколько полезных ресурсов. Вы можете использовать их для поддержки когнитивных навыков ваших студентов или клиентов.

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит:

  • Что такое когнитивное развитие в психологии?
  • Навыки когнитивного развития и важные вехи
  • 5 реальных примеров когнитивного развития
  • 3 новаторские теории когнитивного развития
  • Взгляд на когнитивное развитие в подростковом возрасте
  • 3 увлекательных исследования
  • Полезные ресурсы с сайта PositivePsychology. com
  • Сообщение на вынос
  • Ссылки

Что такое когнитивное развитие в психологии?

Когнитивное развитие — это то, как люди приобретают, систематизируют и учатся использовать знания (Gauvain & Richert, 2016).

В психологии в центре внимания когнитивного развития часто находится только детство. Однако когнитивное развитие продолжается в подростковом и взрослом возрасте. Это включает в себя приобретение языка и знаний, мышления, памяти, принятия решений, решения проблем и исследования (Von Eckardt, 1996).

Большая часть исследований когнитивного развития у детей сосредоточена на мышлении, развитии знаний, изучении и решении проблем (Carpendale & Lewis, 2015).

Дебаты о природе и воспитании

Дебаты о природе и воспитании относятся к тому, сколько человек наследует по сравнению с тем, насколько сильно на него влияет окружающая среда. Как природа и воспитание влияют на когнитивное развитие?

Американский психолог Артур Дженсен (1969, 1974) подчеркивал роль генетики в интеллекте, приводя аргументы в пользу генетической разницы в интеллекте белых и черных людей.

Дженсен (1969) сделал несколько очень смелых утверждений, заявив, что чернокожие обладают более низкими когнитивными способностями. Его исследования подверглись резкой критике за дискриминацию. Он не учитывал встроенную предвзятость психометрического тестирования (Ford, 1996). Более низкие результаты тестов чернокожих, скорее всего, были результатом нехватки ресурсов и некачественных жизненных возможностей (Ford, 2004).

В огромной перекрестной выборке из 11 000 близнецов-подростков Брант и соавт. (2013) обнаружили, что люди с более высоким коэффициентом интеллекта (IQ), по-видимому, больше подвержены влиянию воспитания и стимуляции. Исследователи предположили, что это может быть связано с их повышенным вниманием и системой возбуждения, поглощающей больше информации из окружающей среды, более открытой для нового опыта и позволяющей пластичности и изменениям мозга происходить.

Они также обнаружили, что подростки с более низким коэффициентом интеллекта больше подвержены генетическому влиянию родителей на их коэффициент интеллекта. Исследователи предположили, что их более низкий уровень интеллекта может привести к более низкому уровню мотивации и неспособности искать новый опыт.

Это исследование подчеркивает необходимость поддержки людей с более низким уровнем IQ с помощью позитивных вмешательств для повышения их когнитивных способностей и способностей.

Навыки когнитивного развития и важные вехи

Вехи развития — это определенные достижения в навыках, которые предсказуемо происходят с течением времени.

Эти вехи отражают достижение навыков и учитывают генетический состав и влияние окружающей среды (Dosman, Andrews, & Goulden, 2012).

Вот некоторые из этих важных вех, связанные с ними навыки и возраст, в котором они обычно достигаются. Следующая таблица изменена из Института развития ребенка.

Веха Описание Приблизительный возраст
Постоянство объекта (раннее) Следует за объектом до тех пор, пока он не исчезнет из поля зрения.
Поиск частично скрытого объекта.
4–8 месяцев
Постоянство объекта Будет искать полностью спрятанный объект. 9–12 месяцев
Причина и следствие Начинает понимать причину и следствие в действиях. Понимает, как получить ответ. 9 месяцев
Функциональное использование объектов Понимает, для чего используются объекты. 12–15 месяцев
Игра (Репрезентативная) Может функционально использовать кукол. 18 месяцев
Воспроизведение (символическое) Может символически использовать объект для представления чего-то другого. 2–3 года
Навыки (доакадемические) Знает буквы, цифры, формы и цвета, умеет считать. 3–5 лет
Мышление (логическое) Понимает разговор и многоэтапное решение проблем. Понимает точку зрения других. 6–12 лет
Мышление (абстрактное) Абстрактное мышление, выдвижение гипотез и выводы. >13 лет

Таблица 1. Основные этапы развития познавательных способностей и навыков у детей

Языковые и другие когнитивные навыки

Языковые навыки важны для способности ребенка общаться и взаимодействовать с другими. Эти навыки поддерживают другие области развития ребенка, такие как когнитивное, грамотное и социальное развитие (Roulstone, Loader, Northstone, & Beveridge, 2002).

Приведенная ниже измененная таблица была взята с австралийского веб-сайта для родителей Raisingchildren.net.au и описывает развитие речи у детей.

Языковая деятельность Приблизительный возраст 9 лет0072
Использование слов в единственном числе. Часто напоминают точные слова, такие как «дада», что означает «папа».
К концу 18 месяцев ребенок сможет выполнять простые инструкции, такие как «сесть» и «встать».
12–18 месяцев
Использование предложений из двух слов. Ребенок может понимать, что говорят знакомые люди и наоборот, а незнакомые люди понимают примерно половину того, что говорят. 18 месяцев–2 года
Ребенок будет более точно использовать три-четыре слова. Игра сочетается с беседой. 2–3 года
Ребенок проиллюстрирует абстрактные мысли и покажет свои мысли и чувства через более сложные разговоры. Способность обсуждать многие темы проявляется как минимум к концу 5-летнего возраста. Будет понимание базовой грамматики и рассказов. 3–5 лет
К настоящему времени дети начинают хорошо рассказывать истории и творчески составлять слова и предложения. Дети могут делиться мнениями, и к 8 годам они могут вести беседы во взрослом стиле. 5–8 лет

Таблица 2. Речевое развитие в возрасте от 0 до 8 лет

Навыки мышления

Мышление касается манипулирования информацией и связано с рассуждениями, принятием решений и решением проблем (Kashyap & Minda, 2016). Язык необходимо развивать, потому что слова нужны, чтобы думать.

Занятия по развитию познавательных способностей помогают развивать мышление и мышление. Мышление — это навык, который не начинается с рождения. Он развивается постепенно в детстве и прогрессирует быстрее, когда детям около двух лет. Рассуждение развивается около шести. К 11 годам детское мышление становится гораздо более абстрактным и логичным (Пиаже, 19 лет).36).

Развитие знаний

Знания необходимы для когнитивного развития и успеваемости. Расширение знаний означает улучшение навыков говорения, чтения, слушания и рассуждения. Знания связаны не только с языком. Его также можно получить, выполнив задание (Bhatt, 2000). Это начинается с рождения, когда дети начинают понимать окружающий их мир с помощью своих органов чувств (Piaget, 1951).

Накопление знаний важно для детей, чтобы кодировать и извлекать новую информацию. Это позволяет им усваивать новый материал. Знания помогают облегчить критическое мышление (Пиаже, 1936). Очевидно, что развитие базы знаний детей является важной частью когнитивного развития.

Развитие памяти

Развитие памяти происходит на протяжении всей жизни и связано с личным опытом.

Эксплицитная память, которая относится к запоминанию событий и фактов повседневной жизни, развивается в первые два года жизни (Stark, Yassa, & Stark, 2010). Эксплицитная память развивается в возрасте от 8 до 10 месяцев.

Рабочую память и повышение ее производительности можно наблюдать с трех до четырех лет в подростковом возрасте (Ward, Berry, & Shanks, 2013). Это демонстрируется повышенным вниманием, овладением языком и расширением знаний.

Имплицитная память, которая является бессознательной и непреднамеренной, представляет собой рано развивающуюся систему памяти у младенцев и развивается по мере взросления мозга (Ward et al. , 2013).

Навыки восприятия

Навыки восприятия развиваются с рождения. Они являются важным аспектом когнитивного развития. Большинство детей рождаются с органами зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния (Karasik, Tamis-LeMonda, & Adolph, 2014).

По мере развития дети учатся общаться, взаимодействуя с окружающей средой и используя свои сенсорные и моторные навыки (Karasik et al., 2014).

Когда визуальные, тактильные и слуховые навыки объединяются, они превращаются в навыки восприятия. Затем эти навыки восприятия используются для оценки пространственных отношений, различения фигуры и фона и развития зрительно-моторной координации (Libertus & Hauf, 2017).

Изучение и решение задач

Очень маленькие дети могут решать задачи, когда играют с кубиками, предметами и мячами. Он тесно связан с навыками восприятия и памяти. Очень маленькие дети, играющие с кубиками, берущие в руки ложку или даже ищущие предметы, демонстрируют развитие навыков решения проблем (Goldschmied & Jackson, 19). 94). Это известно как эвристическая игра (Auld, 2002).

По мере того, как дети развиваются когнитивно и осваивают язык, решение проблем переходит к абстрактному мышлению и решению логических задач (Needham, Barrett, & Peterman, 2002). Решение проблем и исследование взаимосвязаны. Наука, инженерия и математика основаны на навыках исследования и решения проблем.

5 примеров когнитивного развития из реальной жизни

Чтобы понять, как люди думают и обрабатывают информацию, важно посмотреть, как когнитивные навыки используются в повседневной жизни. Вот несколько реальных примеров когнитивного развития.

Принятие решений

Чтобы принять решение, человек должен взвесить информацию и сделать лучший выбор. В качестве примера подумайте о меню ресторана. В меню много информации о вариантах питания. Чтение меню требует, чтобы вы анализировали данные, а затем уменьшали их, чтобы сделать конкретный выбор блюд.

Распознавание лиц

Вы когда-нибудь задумывались, почему можно узнать человека, даже если он отрастил бороду, накрасился или носит очки или сменил цвет волос?

Когнитивная обработка используется при распознавании лиц и объясняет, почему мы по-прежнему узнаём людей, которых встречаем спустя долгое время, несмотря на иногда резкие изменения их внешности.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)

Это широко используемое терапевтическое вмешательство основано на понимании когнитивных функций и того, как они изменяют поведение.

Она основана на предположении, что познание и поведение связаны, и эта теория часто используется, чтобы помочь людям преодолеть негативные модели мышления. КПТ предоставляет им альтернативные модели позитивного мышления для поощрения позитивного поведения.

Забывание

Когнитивные процессы кратковременной и долговременной памяти объясняют забывание. Пример забывчивости можно увидеть у студентов, которые не готовятся к экзаменам. Если они не переведут информацию из кратковременной в долговременную память, они забудут знания, необходимые для экзамена, и могут провалиться.

Рассуждение

Мышление и познание необходимы для рассуждения. Рассуждение включает в себя интеллект и попытку поиска истины из новой или существующей информации. Пример такой активности можно увидеть в политических дебатах на телевидении.

3 Новаторские теории когнитивного развития

Существует несколько теорий когнитивного развития, некоторые из которых более известны, чем другие.

Все они пытаются объяснить, как происходит когнитивное развитие.

Теория когнитивного развития Пиаже

Жан Пиаже (1936) известен своей теорией познания, которая рассматривает четыре конкретных стадии развития.

На сенсомоторной стадии (0–2 года) у младенцев формируются представления о мире с помощью органов чувств и движений (осязание, осязание, слушание и наблюдение). Это когда дети развивают постоянство объекта.

Дооперациональная стадия (2–7 лет) — это когда зарождаются язык и абстрактное мышление. Это стадия символической игры.

В возрасте 7 лет ребенок вступает в конкретно-операциональную стадию по Пиаже, которая продолжается до 11 лет. Это когда логическая и конкретная мысль вступает в действие.

В возрасте 11 лет дети изучают логические и абстрактные правила и решают задачи. Пиаже описал это как формальную операционную стадию.

Теория Выготского

Лев Выготский описал альтернативную теорию. Он считал, что познавательное развитие детей возникает через их физическое взаимодействие с миром (Выготский, 1932). Теория Выготского исходит из того, что поддержка взрослых и сверстников способствует развитию высших психических функций. Его называют социокультурной теорией (Ясницкий, 2018).

Выготский считал, что первоначальные социальные взаимодействия ребенка побуждают к развитию, и по мере усвоения ребенком обучения это переводит его познание на индивидуальный уровень.

Выготский (1932) считал детей родственными подмастерьям, учащимся у более опытных, понимающих их потребности.

Существуют две основные темы теории Выготского.

Зона ближайшего развития описывается как дистанция между фактическим уровнем развития и уровнем потенциального. Это определяется самостоятельным решением задач при сотрудничестве детей с более способными сверстниками или под руководством взрослого (Выготский, 1931).

Это может объяснить, почему некоторые дети лучше учатся в присутствии других, у которых больше знаний и навыков, но хуже в одиночестве. Эти навыки, проявляющиеся в социальном контексте, а не в изолированной обстановке, находятся в зоне ближайшего развития. Это подчеркивает, как более осведомленный человек может оказать поддержку когнитивному развитию ребенка (Выготский, 19 лет).32).

Мышление и речь считаются необходимыми. Выготский описал связанную связь между развитием языка и мыслительным процессом. Его теория объясняет, как младшие дети используют речь, чтобы думать вслух. Постепенно у них развивается безмолвная внутренняя речь, когда развиваются ментальные концепции и когнитивное осознание (Выготский, 1931).

Теория экологических систем

Другая, более современная теория, в некотором смысле похожая на теорию Выготского, принадлежит американскому психологу Ури Бронфенбреннеру (1974). Он предположил, что окружение ребенка в рамках расположения структур по-разному влияет на ребенка (Bronfenbrenner, 1974).

Пять структур Бронфенбреннера — это микросистема, мезосистема, экосистема, макросистема и хроносистема. Они касаются окружающей среды, семьи, школы, ценностей, обычаев и культуры. Они взаимосвязаны, и каждая система влияет на другие системы, влияя на развитие ребенка (Bronfenbrenner, 1977).

Бронфенбреннер (1974) считал микросистему наиболее влиятельной. Эта система включает в себя развивающегося ребенка, семью и образовательную среду и больше всего влияет на когнитивное развитие ребенка.

Взгляд на когнитивное развитие в подростковом возрасте

Подростковый возраст — это переходный период между поздним детством и началом взрослой жизни.

Основываясь на поэтапной теории когнитивного роста Инхельдера и Пиаже (1958), подростковый возраст — это период, когда дети становятся застенчивыми и начинают интересоваться мнением других людей в период полового созревания (Steinberg, 2005). Психосоциальный контекст подростков значительно отличается от контекста детей и взрослых.

В подростковом возрасте мозг проходит через драматический процесс ремоделирования. Нейронная пластичность способствует развитию социальных когнитивных навыков (Huttenlocher, 1979). Структурное развитие областей коры головного мозга может существенно влиять на когнитивные функции в подростковом возрасте (Huttenlocher, De Courten, Garey, & Van der Loos, 1983).

Распознавание выражений лица и эмоций является одной из областей социального познания, которая исследовалась в подростковом возрасте (Herba & Phillips, 2004). В исследовании подростков было обнаружено, что миндалевидное тело, часть мозга, связанная с обработкой эмоций, значительно активируется в ответ на испуганные выражения лица (Baird et al., 19).99). Это подчеркивает, что развитие эмоционального познания занимает видное место в этой возрастной группе.

3 Увлекательные исследования

Существует множество примеров тематических исследований, связанных с когнитивным развитием.

Вот три, которые нам показались наиболее интересными.

1. Программа когнитивной абилитации для детей

Millians and Coles (2014) изучали пятерых детей, у которых наблюдались трудности в обучении и успеваемости из-за пренатального воздействия алкоголя. До и после вмешательства исследователи давали детям стандартные тесты на невербальное мышление и успеваемость.

Четыре из пяти детей продемонстрировали увеличение до среднего диапазона баллов по показателям невербальной речи, рассуждения, чтения и математики. Это исследование подчеркнуло преимущества вмешательств для решения когнитивных трудностей у детей и проблем с обучением, даже если когнитивные трудности очевидны с рождения.

2. Двуязычные дети и улучшенное обучение

Было показано, что знакомство детей с двумя языками улучшает когнитивные способности, особенно решение проблем (Ramirez-Esparza, García-Sierra, & Kuhl, 2017).

испанских младенца в возрасте от 7 до 33,5 месяцев получали один час занятий английским языком в течение 18 недель. К концу 18 недель дети произносили в среднем 74 английских слова и фразы. Это исследование показало, что возраст от 0 до 3 лет является лучшим временем для изучения второго языка и достижения отличного уровня владения языком. Однако языки можно изучать в любой момент жизни.

3. Необычная автобиографическая память

В ходе необычного исследования было обнаружено, что у женщины, описанной как AJ, очень хорошая автобиографическая память, состояние, которое доминировало в ее жизни (Parker, Cahill, & McGaugh, 2006).

Ее память описывалась как «безостановочная, неконтролируемая и автоматическая». Эй-Джей не использовал никаких мнемонических приемов для припоминания. Она могла рассказать вам, чем она занималась в любой день своей жизни.

ЭйДжей также могла вспомнить свое прошлое с высокой степенью точности. Это исследование предоставило некоторые важные детали нейробиологии автобиографической памяти и изменений в префронтальной коре, которые вызывают эти превосходные когнитивные способности.

Полезные ресурсы с сайта PositivePsychology.com

Если эта статья вызвала у вас интерес и вы хотите узнать больше об улучшении когнитивных функций, просмотрите соответствующие сообщения.

Как улучшить когнитивные функции: 6 умственных упражнений

В этой статье описаны способы проверки когнитивных способностей ваших клиентов. Есть несколько упражнений и игр, которые вы, возможно, захотите использовать со своими клиентами, чтобы помочь им улучшить свое когнитивное здоровье и функционирование и помочь им сохранить это на протяжении всей жизни.

10 Неврологические преимущества упражнений

Физические упражнения — отличный способ улучшить работу мозга. Эта увлекательная статья объясняет преимущества физических упражнений для защиты от стресса и старения, а также для поддержания положительного психического здоровья и познания.

Советы по гигиене сна

Наряду с физическими упражнениями сон является важным компонентом для правильной работы мозга. В этой статье есть отличные идеи по гигиене сна, и вы можете использовать контрольные списки и рабочие листы, чтобы поддерживать сон ваших клиентов, позволяя им улучшить работу своего мозга.

17 упражнений по позитивной психологии

Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, эта подборка содержит 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.

Важная информация

В первые несколько лет жизни ребенка происходят быстрые изменения в развитии мозга. Это часть познавательного развития ребенка. Существует множество различных теорий того, как и когда это происходит. Они не высечены на камне, но являются руководством к когнитивному развитию детей.

Если дети не достигают своих целей примерно в то время, когда они должны, дополнительная поддержка может помочь изменить ситуацию. Даже дети с фетальным алкогольным синдромом могут добиться значительного улучшения когнитивных функций при специализированной поддержке.

Помните, когнитивное развитие не заканчивается в детстве, как впервые предполагала схематическая теория Пиаже. Это продолжается в подростковом возрасте и далее. Изменения когнитивного развития продолжаются на протяжении большей части жизни подростка по мере развития мозга.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.

  • Олд, С. (2002). Пять ключевых принципов эвристической игры. Первые годы: Нга Тау Туатахи
    . New Zealand Journal of Infant and Toddler Education , 4 (2), 36–37.
  • Бэрд, А. А., Грубер, С. А., Фейн, Д. А., Маас, Л. К., Стейнгард, Р. Дж., Реншоу, П. Ф., … Юргелун-Тодд, Д. А. (1999). Функциональная магнитно-резонансная томография распознавания лицевых аффектов у детей и подростков. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии , 38 , 195–199.
  • Бхатт, Г. Д. (2000). Организация знаний в цикле развития знаний. Журнал управления знаниями , 4 (1), 15–26.
  • Брант, А. М., Мунаката, Ю., Бумсма, Д. И., ДеФрис, Дж. К., Хаворт, К. М. А., Келлер, М. К., … Хьюитт, Дж. К. (2013). Природа и воспитание высокого IQ: длительный чувствительный период для интеллектуального развития. Психологические науки , 28 (8), 1487–1495.
  • Бронфенбреннер, У. (1974). Исследования развития, государственная политика и экология детства. Развитие ребенка , 45 (1), 1–5.
  • Бронфенбреннер, У. (1977). К экспериментальной экологии человеческого развития. Американский психолог , 32 (7), 513–531.
  • Карпендейл, Дж. И. М., и Льюис, К. (2015). Развитие общественного сознания. В LS Liben, U. Müller и RM Lerner (Eds.). Справочник по детской психологии и науке о развитии: когнитивные процессы (7-е изд.) (стр. 381–424). Джон Уайли и сыновья.
  • Досман, К.Ф., Эндрюс, Д., и Гулден, К.Дж. (2012). Возрастные вехи, основанные на фактических данных, как основа для наблюдения за развитием. Педиатрия и здоровье детей , 17 (10), 561–568.
  • Форд, Д.Ю. (1996). Преодоление неуспеваемости одаренных чернокожих учащихся: перспективные практики и программы . Издательство Педагогического колледжа.
  • Форд, Д.Ю. (2004). Проверка интеллекта и культурное разнообразие: опасения, предостережения и соображения (RM04204). Национальный исследовательский центр одаренных и талантливых.
  • Говен, М., и Ричер, Р. (2016). Когнитивное развитие. В Х.С. Фридман (ред.) Энциклопедия психического здоровья (2-е изд.) (стр. 317–323). Академическая пресса.
  • Гольдшмид, Э., и Джексон, С. (1994). Люди младше трех лет. Маленькие дети в детском саду . Рутледж.
  • Херба, К., и Филлипс, М. (2004). Аннотация: Развитие распознавания выражений лица с детства до подросткового возраста: поведенческие и неврологические аспекты. Журнал детской психологии и психиатрии , 45 (7), 1185–1198.
  • Huttenlocher, PR (1979). Синаптическая плотность в лобной коре человека – изменения в развитии и последствия старения. Исследования мозга , 163 , 195–205.
  • Хаттенлохер, П.Р., Де Куртен, К., Гэри, Л.Дж., и Ван дер Лоос, Х. (1983). Развитие синапсов в коре головного мозга человека. Международный журнал неврологии , 16–17 , 144–54.
  • Инхелдер, Б., и Пиаже, Дж. (1958). Рост логического мышления от детства к подростковому возрасту . Основные книги.
  • Дженсен, А. Р. (1969). Интеллект, способность к обучению и социально-экономический статус. Журнал специального образования , 3 (1), 23–35.
  • Дженсен, А. Р. (1974). Этническая принадлежность и успеваемость. Психологические отчеты , 34 (2), 659–668.
  • Карасик, Л.Б., Тамис-ЛеМонда, К.С., и Адольф, К.Е. (2014). Ползающие и ходячие младенцы вызывают у матерей разные вербальные реакции. Наука о развитии , 17 , 388–395.
  • Кашьяп, Н., и Минда, Дж. П. (2016). Психология мышления: Рассуждение, принятие решений и решение проблем. Обучение и преподавание психологии , 15 (3), 384–385.
  • Либертус, К., и Хауф, П. (2017). От редакции: Двигательные навыки и их основополагающая роль в перцептивном, социальном и когнитивном развитии. Границы психологии , 8 .
  • Миллианс, М. Н., и Коулз, К. Д. (2014). Тематическое исследование: Субботняя программа когнитивной абилитации для детей, подвергшихся пренатальному воздействию алкоголя. Психологическая неврология , 7 , 163–173.
  • Нидхэм, А., Барретт, Т., и Питерман, К. (2002). Вдохновение для развития исследовательских навыков у младенцев: ранний симулированный опыт дотягивания предметов с помощью «липких варежек» улучшает навыки исследования предметов у младенцев. Поведение и развитие младенцев , 25 , 279–295.
  • Паркер, Э.С., Кэхилл, Л., и Макго, Дж. Л. (2006). Случай необычного автобиографического воспоминания. Нейрокейс , 12 (1), 35–49.
  • Пиаже, Дж. (1936). Происхождение интеллекта у ребенка . Рутледж и Кеган Пол.
  • Пиаже, Дж. (1951). Игра, мечты и подражание в детстве (т. 25). Рутледж.
  • Рамирес-Эспарса, Н., Гарсия-Сьерра, А., и Куль, К.П. (2017). Влияние раннего социального взаимодействия на более позднее языковое развитие у испано-английских двуязычных младенцев. Развитие ребенка , 88 (4), 1216–1234.
  • Роулстоун, С., Лоадер, С., Нортстоун, К., и Беверидж, М. (2002). Речь и язык детей в возрасте 25 месяцев: описательная дата из Продольного исследования родителей и детей Avon. Раннее развитие и уход за детьми , 172 , 259–268.
  • Старк, С.М., Ясса, Массачусетс, и Старк, К.Э.Л. (2010). Индивидуальные различия в эффективности разделения пространственных паттернов, связанные со здоровым старением у людей. Обучение и память , 17 (6), 284–288.
  • Стейнберг, Л. (2005). Когнитивное и эмоциональное развитие в подростковом возрасте. Тенденции в когнитивных науках , 9 , 69–74.
  • Фон Эккардт, Б. (1996). Что такое когнитивная наука? Пресса Массачусетского технологического института.
  • Выготский, Л. С. (1931). Подростковая педагогика: Развитие мышления и формирование понятий в подростковом возрасте . Марксисты.org.
  • Выготский, Л. С. (1932). Мысль и язык. Глава 6: Развитие научных понятий в детстве . Марксисты.org.
  • Ясницкий, А. (2018). Наука Выготского о сверхчеловеке: от утопии к конкретной психологии. В А. Ясницкий (ред.). К вопросу о наследии Выготского: научная психология или героический культ . Рутледж.
  • Уорд, Э. В., Берри, Си Джей, и Шанкс, Д. Р. (2013). Влияние возраста на неявную память, которое не связано с явным загрязнением: последствия для теорий одной и нескольких систем. Психология и старение , 28 (2), 429–442.

Развитие памяти, мышления и навыков самоконтроля у вашего ребенка

New Horizon Academy Когнитивное развитие, развитие речи и коммуникации, физическое и двигательное развитие

Память, мышление и самоконтроль — это три основных навыка, которые люди используют каждый день. Они помогают нам концентрировать внимание, организовывать, планировать и работать над задачами. Они также помогают нам оставаться сосредоточенными, управлять эмоциями и следить за тем, что мы делаем. Вместе они называются навыками исполнительной функции. Маленьким детям нужна помощь в развитии этих навыков в рамках здорового развития мозга.

Существует три основных типа навыков исполнительной функции:

  1. Рабочая память навыки помогают ребенку запоминать информацию и использовать ее для ответов на вопросы.
  2. Навыки гибкого мышления помогают ребенку находить связи между разными идеями.
  3. Навыки самоконтроля помогают ребенку регулировать эмоции и не действовать импульсивно.

Есть много способов помочь маленьким детям развить эти навыки, включая игры и игры. Ниже приведены некоторые виды деятельности, которые вы можете выполнять каждый день с детьми в возрасте от 6 до 18 месяцев.

Эти занятия помогают развить исполнительные навыки. Вы можете выбрать, какое занятие лучше всего соответствует интересам вашего ребенка, и пусть он сам определяет, как долго играть.

Игры на коленях

Эти занятия тренируют рабочую память вашего ребенка и позволяют ему предвидеть, что произойдет. Классические игры на коленях включают «Ку-а-бу» и «Пэт-а-кейк».

Прячущиеся игры

Испытайте рабочую память вашего ребенка, пряча предметы, чтобы он мог их найти. Для очень маленьких детей спрячьте игрушку под тканью и предложите ребенку искать ее. Детям постарше может нравиться прятаться и слушать, как вы их громко ищете, пока они мысленно отслеживают ваше местоположение.

Игры с имитацией или копированием

Эти игры помогают детям тренировать внимание, рабочую память и самоконтроль. По очереди делайте простые жесты, например машите руками или заставляйте игрушечное животное прыгать или бегать. Попросите ребенка копировать вас, когда он играет с игрушками, например, размещает животных на скотном дворе или кладет один кубик на другой.

Простая ролевая игра

Для малышей используйте простую ролевую игру, чтобы тренировать рабочую память, самоконтроль и избирательное внимание. По очереди выполняйте такие действия, как подметание пола, сбор игрушек или вытирание пыли. Эти игры знакомят с основами воображаемой игры. Они требуют, чтобы ребенок помнил о деятельности и не отвлекался, чтобы завершить ее.

Игра пальцами

Простые движения рук развивают самоконтроль, рабочую память и речь. Малыши учатся копировать движения под песню. С практикой они запомнят последовательность. Примеры включают «Eensy Weensy Spider», «Где Thumbkin?» и «Открой, закрой их».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *