Развитие психики и сознания: Сознание. Развитие психики

Лекция 2. Развитие психики и сознания

  1. Мозг и сознание

  2. Развитие психики в животном мире.

  3. Происхождение сознания в человеческом обществе.

  4. Сознание и самосознание как высшая форма психического отражения.

Согласно теории отражения психическая деятельность является функцией мозга. Психика — это системное качество, проявляющееся в идеальном (объективном) отражении окружающего мира. Исходя из такого понимания психики, выделяются две функции психики — отражательная и регулирующая. О психическом отражении можно говорить тогда, когда окружающий человека мир предстает перед ним как мир, воспринятый им. Психическая регуляция представляет собой установление отношений между носителем психики и окружающей действительностью, которое выступает в форме ответной реакции на отраженный раздражитель.

Отечественный физиолог И.

М. Сеченов объяснял функционирование психики рефлекторной деятельностью мозга, делая вывод о рефлекторном характере психики в целом. Он считал, что в основе работы мозга (т.е. психики) лежит рефлекс (лат. «отражение»), который представляет собой закономерно возникающий ответ организма на раздражения, идущие из внешней среды и внутренних органов. «Все факты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы» (И. М. Сеченов) [17]. Таким образом, психическая деятельность — это результат преобразования сигналов из внешней и внутренней среды, совершающихся в головном мозге.

Отечественный психолог А. Р. Лурия [12] на основе своих исследований предложил теорию вертикальной регуляции мозга, объясняющей особенности функционирования психики. Он выделил три блока мозга. Первый из них называется энергетическим блоком, или блоком тонуса. Он расположен в глубине мозга, в пределах верхних отделов мозгового ствола, а также охватывает такие отделы, как средний, задний мозг, гипоталамус, таламус и ретикулярную формацию.

Процессы, происходящие в нервных клетках этого блока, обеспечивают потоки возбуждения, что приводит к состоянию бодрствования организма. Если приток импульсов возбуждения исчезает, человек впадает в полусонное состояние, а затем в сон. Итак, первый блок обеспечивает энергетическое питание мозга и организма в целом.

Второй блок человеческого мозга расположен в задних отделах больших полушарий (затылочная область, теменные и височные отделы). Это блок приема, переработки и хранения информации, доходящей до человека из внешнего мира. Разные отделы головного мозга выполняют здесь определенные функции. Затылочная область отвечает за зрительную работу, теменная — за осязательно-двигательную, а височная — за слуховестибулярную деятельность.

Третий блок мозга расположен в его передних отделах, включает в себя лобные доли. Это блок программирования, регуляции и контроля человеческой деятельности. Работа этого блока дает возможность человеку формировать и сохранять свои намерения, создавать программы действий, отслеживать и регулировать их протекание, а также контролировать их выполнение.

Впервые роль лобных долей была отмечена учеными после происшествия со старшим мастером бригады дорожников-строителей Гейджем. Он получил травму головы ломом, который прошел через левую щеку и вышел около темени. Оказались повреждены лобные доли. В течение часа Гейдж пребывал в оглушенном состоянии, после чего был доставлен к хирургу, где ему оказали помощь. Оправившись от травмы, Гейдж прожил еще 12 лет. Все это время он оставался дееспособной личностью. Вместе с тем у него наблюдались личностные изменения. До несчастного случая он был тактичным, уравновешенным человеком, после него стал невыдержанным, грубым, упрямым и нерешительным. В связи с этим большинство исследователей считают, что наиболее заметными последствиями повреждения лобных долей является изменение личности.

Функциональная организация мозга человека отличается некоторыми особенностями. Речь идет о том, что правые и левые полушария человека выполняют различные функции. Это было выявлено в 1960 г. в лаборатории Роджера Сперри, в которой была проведена операция, получившая название «расщепление мозга» и заключающаяся в разъединении волокон мозолистого тела, связывающего два полушария. В результате была обнаружена так называемая функциональная асимметрия мозга, позволяющая выяснить, какие функции выполняют левые и правые полушария в отдельности.

В лабораторных клинических условиях проводились эксперименты, в которых больным на одну половину головы накладывались электроды, что приводило к угнетению мозговой деятельности одного из полушарий. В результате человек существовал только с одним бодрствующим полушарием. Таким образом, у исследователей появилась возможность понять, за какие психические функции отвечает каждое полушарие. Основными функциями левого полушария головного мозга являются речь, чтение, счет. Функции правого полушария- оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и распознавание сложных объектов (человеческих лиц), продуцирование сновидений.

Таким образом, левое полушарие головного мозга является базой логического мышления, а правое полушарие — база образного, интуитивного мышления. У большинства людей проявляется полушарное доминирование, когда деятельность одного из полушарий оказывается ведущей и определяет мышление и поведение человека. Уровень проявления полушарного доминирования может быть различным — от скрытого до явного. В функциональной организации мозга человека и животных наблюдаются существенные различия. В то время как у человека одно из полушарий является доминирующим, у животных оба полушария равноценны.

Для того, чтобы понять специфику психики человека, необходимо дать ответы на вопросы: когда и почему в ходе биологической эволюции возникла психика? Как развивалась и усложнялась психика?

В истории естествознания существовали различные попытки объяснить возникновение психики в природе. Среди них можно назвать теорию «панпсихизма», согласно которой душой наделена вся природа, в том числе и неживая (например, камни). Теория «биопсихизма» приписывала психику всему живому, включая растения. Напротив, сильно сужала круг обладателей психики теория «антропопсихизма». Согласно ей психика существует. только у человека, а животные, как и растения, «только живые автоматы». Теория «нейропсихизма» относила психику только к существам, обладающим нервной системой. Все перечисленные точки зрения относятся скорее к дискуссионным гипотезам, чем к хорошо разработанным теориям.

Однако среди множества гипотез существует такая, которая получила наибольшее развитие и признание. Это гипотеза А. Н. Леонтьева о происхождении психики. Согласно ей критерием появления психики у живых организмов является наличие чувствительности — способности реагировать на жизненно незначимые раздражители окружающей среды (звук, запах и т.п.), которые сигнализируют о жизненно важных раздражителях (пище, опасности и т.п.). Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. На основании того, что такая способность наблюдается практически у всех животных и отсутствует у растений, А.

Н. Леонтьев говорит о наличии психики именно в животном мире [10].

В ходе экспериментальной проверки своей гипотезы А. Н. Леонтьев пришел к выводу о том, что развитие психики у животных проходит ряд этапов.

Первая стадия развития психики в животном мире называется сенсорной или стадией элементарной чувствительности. На этом этапе животные реагируют только на отдельные свойства предметов внешнего мира, и их поведение определяется врожденными инстинктами (питания, размножения, самосохранения и т.п.). К таким животным относятся многие простейшие (например, инфузория-туфелька, эвглена зеленая, кольчатые черви и т.п.).

Вторая стадия развития психики у животных получила название стадии перцептивной психики или предметного восприятия. Представители этой стадии отражают внешнюю действительность уже не в виде отдельных ощущений, а в виде целостных образов предметов, обладают способностью к обучению, демонстрируют индивидуально приобретенные навыки поведения.

На этой стадии находятся такие животные, как позвоночные, членистоногие.

Третья стадия была обозначена А. Н. Леонтьевым как стадия интеллекта. Этот этап характеризуется наличием у животных способности к отражению межпредметных связей, ситуации в целом. В результате такие животные умеют, например, обходить препятствия, находить способы решения задач, требующих предварительных подготовительных действий. Интеллектуальный характер носят действия многих хищников, но в особенности — человекообразных обезьян и дельфинов. И все-таки интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Таким образом, по мнению А. Н. Леонтьева, психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Психика человека — это более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens — человек разумный). Особенности психики человека возникли в процессе антропогенеза и культурной истории человечества и были непосредственно связаны с переходом человека с биологического на социальный (общественный) путь развития. Главным событием в ходе этого процесса явилось возникновение сознания. Ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык. Это положение получило наибольшую конкретно-психологическую разработку в работах таких отечественных психологов, как Л. С. Выготский, С. Я. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.

А. Н. Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхождении сознания. Согласно определению сознание-это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее «объективные устойчивые свойства, вне зависимости от отношений к ней субъекта». В этом определении подчеркивается мысль о том, что у человека, в отличие от животных, с появлением сознания мир начинает отражаться независимо от биологических моти­вов. Как это стало возможным? По мнению А. Н. Леонтьева, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности — коллективного труда. В ходе выполнения совместных трудовых действий появились первые элементы человеческой речи. Возможно, первые слова указывали на определенные действия, орудия, предметы, это были также «приказы», адресованные партнеру по совместным действиям. В словах стали фиксироваться результаты познания. Уникальная особенность человеческого языка — его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Благодаря ей язык стал носителем общественного сознания. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к «совместному знанию» и благодаря этому формируется его собственное сознание.

Таким образом, по мнению А. Н. Леонтьева, овладение человеком смысловых значений языка, наряду с коллективным трудом, сыграло основную роль в формировании человеческого сознания [10].

Л. С. Выготский, исследуя механизмы формирования высших психических функций (мышления, сознания, самосознания), отмечал, что развитие сознания в человеческом обществе осуществлялось в ходе социального взаимодействия между людьми. Научное решение проблемы развития психики человека Л. С. Выготский изложил в концепции, которую назвал культурно-исторической теорией психики человека. В этой теории он анализирует причины принципиального отличия психики человека от животных. По его мнению, оно состоит в том, что человек научился овладевать природой с помощью орудий труда. Это наложило существенный отпечаток на развитие психики человека: он научился овладевать собственными психическими функциями, управлять собой. Для этого он также использовал орудия, но особые, психологические. В качестве таких орудий выступают знаки или знаковые средства, которые имеют культурное происхождение. Наиболее типичной системой знаков является человеческая речь. Таким образом, рассматривая проблему формирования сознания в человеческом обществе, Л. С. Выготский отмечает, что решающая роль принадлежит слову [3].

Итак, сознание представляет собой особенность человеческой психики, связанную с познавательной деятельностью руки как органа труда, и речью, развивающейся на основе труда. Именно деятельность и общение детерминируют структуру сознания. В психологическом плане сознание выступает прежде всего как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя. Сознание и самосознание присущи только человеку, но далеко не во всяком состоянии: оно отсутствует у новорожденного, у некоторых категорий душевнобольных и, как правило, у спящих людей. Сознание и самосознание представляют собой активную, деятельную, преобразовательную силу, которая дает человеку способность произвольного управления своим поведением. При помощи сознания человек не только пассивно отражает окружающую действительность, но и изменяет мир.

Вопросы для самостоятельной подготовки

  1. Адаптивная роль психики в эволюции животных.

  2. Основные особенности психики животных.

  3. Гипотезы о происхождении сознания.

  4. Качественные особенности психики человека.

  5. Основные характеристики феномена «сознания».

Рекомендуемая литература

Выготский Л. С. Собрание сочинений.: В 6т. -М., 1983.

Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. -М» 1996.

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведений 2 т. — М., 1983.

Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы: В 2т.-М, 1970.

Немов Р. С. Психология. — М., 1995. Т. 1.

Петровский А. В. Введение в психологию. — М, 1995.

Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История психологии. — М, 1994.

Психология: Словарь/Под общей ред. А. В. Петровского. -М., 1990.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М, 1973.

Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. — М., 1947.

Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для ВУЗов. -М.: Школа-Пресс, 1995.

Развитие психики и сознания. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры (Виктор Константинов)

Буду ждать

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

В учебном пособии представлены различные взгляды отечественных и зарубежных исследователей по методологическим подходам к рассмотрению некоторых основных проблем общей психологии и ее понятийно-категориального аппарата: уровней и форм психического отражения, психики, сознания, развития психики и сознания. Теоретический материал дополнен контрольными вопросами и хрестоматиями для самостоятельного изучения дисциплины.

Описание

Характеристики

В учебном пособии представлены различные взгляды отечественных и зарубежных исследователей по методологическим подходам к рассмотрению некоторых основных проблем общей психологии и ее понятийно-категориального аппарата: уровней и форм психического отражения, психики, сознания, развития психики и сознания. Теоретический материал дополнен контрольными вопросами и хрестоматиями для самостоятельного изучения дисциплины.

Юрайт

На товар пока нет отзывов

Поделитесь своим мнением раньше всех

Как получить бонусы за отзыв о товаре

1

Сделайте заказ в интернет-магазине

2

Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили

3

Дождитесь, пока отзыв опубликуют.

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Книга «Развитие психики и сознания. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене. Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Виктор Константинов «Развитие психики и сознания. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.

Возникновение сознания и его роль в развитии человека

. 2003 Октябрь; 1001: 104-33.

doi: 10.1196/анналы.1279.007.

Майкл Льюис 1

принадлежность

  • 1 Институт изучения детского развития, Медицинская школа Роберта Вуда Джонсона, Нью-Брансуик, Нью-Джерси 08903, США. [email protected]
  • PMID: 14625358
  • DOI: 10.1196/анналы.1279.007

Майкл Льюис. Энн Н.Ю. Академия наук. 2003 Октябрь

. 2003 Октябрь; 1001: 104-33.

дои: 10.1196/Анналы.1279.007.

Автор

Майкл Льюис 1

принадлежность

  • 1 Институт изучения детского развития, Медицинская школа Роберта Вуда Джонсона, Нью-Брансуик, Нью-Джерси 08903, США. [email protected]
  • PMID: 14625358
  • DOI: 10.1196/анналы.1279.007

Абстрактный

В этой статье я говорю о нескольких проблемах, связанных с самостью и сознанием. Я делаю это с точки зрения развития, поскольку такая точка зрения может обеспечить основу, помогающую понять сознание, наблюдаемое у взрослого человека. Вкратце, два процесса, которые я назову механизмом самости и ментальным состоянием представления обо мне, развиваются в течение первых двух лет жизни ребенка. Более того, и, может быть, не менее важным является тот факт, что развитие сознания (представление о себе) обеспечивает основу для развития социального и эмоционального развития ребенка и является первым шагом в развитии у ребенка других психических состояний, обеспечивающих основа теории сознания. Сначала я исследую, что такое «я» и чем оно не является; затем я представлю модель развития, которая обеспечивает способ измерения раннего представления обо мне или сознании. Показав, как измерить это психическое состояние, я покажу, как оно влияет на развитие теории психики, а также на эмоциональную и социальную жизнь ребенка. Наконец, я обращусь к возникновению явного и имплицитного сознания.

Похожие статьи

  • Происхождение и использование самосознания или мысленного представления меня.

    Льюис М. Льюис М. Сознательное Познание. 2011 март; 20(1):120-9. doi: 10.1016/j.concog.2010.11.002. Epub 2010 14 декабря. Сознательное Познание. 2011. PMID: 21159524 Обзор.

  • Развитие человека IX: модель целостности человека, его сознания и коллективного сознания.

    Вентегодт С., Хермансен Т.Д., Фленсборг-Мадсен Т., Ральд Э., Нильсен М.Л., Меррик Дж. Вентегодт С. и соавт. Журнал «Научный мир». 2006 14 ноября; 6: 1454-9. doi: 10.1100/tsw.2006.258. Журнал «Научный мир». 2006. PMID: 17115085 Бесплатная статья ЧВК.

  • [Приобретены диски. Корковый механизм, ответственный за возникновение и развитие социального бытия.

    Йожеф К. Йожеф К. Нейропсихофармакол Хунг. 2007 г. , 9 октября (3): 151–66. Нейропсихофармакол Хунг. 2007. PMID: 18399034 Обзор. Венгерский язык.

  • Латентность и способность размышлять о психических состояниях.

    Джемерин Дж.М. Джемерин Дж. М. Психоанальное исследование ребенка. 2004;59:211-39. doi: 10.1080/00797308.2004.11800739. Психоанальное исследование ребенка. 2004. PMID: 16240613

  • Младенческая интерсубъективность: исследования, теория и клиническое применение.

    Тревартен С., Эйткен К.Дж. Тревартен С. и соавт. J Детская психологическая психиатрия. 2001 Январь; 42 (1): 3-48. J Детская психологическая психиатрия. 2001. PMID: 11205623 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Зачем помогать другим? Взгляд от грызунов к исследованиям раннего детства человека.

    Чен Ю.К., Хань С., Инь Б. Чен Ю.К. и соавт. Фронт Behav Neurosci. 2023 21 марта; 17:1058352. doi: 10.3389/fnbeh.2023.1058352. Электронная коллекция 2023. Фронт Behav Neurosci. 2023. PMID: 37025110 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Иллюзия enfacement при расстройствах аутистического спектра: как межличностная мультисенсорная стимуляция влияет на распознавание лица.

    Делторт Н., Свенсен Дж., Бувар М., Казалетс Дж. Р., Аместой А. Делторт Н. и др. Фронтовая психиатрия. 2022 3 ноября; 13:946066. doi: 10.3389/fpsyt.2022.946066. Электронная коллекция 2022. Фронтовая психиатрия. 2022. PMID: 36405905 Бесплатная статья ЧВК.

  • Лонгитюдное исследование формирующегося «Я» в возрасте от 9 месяцев до 4 лет.

    Кристен-Антонов С. , Содиан Б., Перст Х., Ликата М. Кристен-Антонов С. и др. Фронт Псих. 2015 10 июня; 6:789. doi: 10.3389/fpsyg.2015.00789. Электронная коллекция 2015. Фронт Псих. 2015. PMID: 26113834 Бесплатная статья ЧВК.

  • Кумулятивный биомедицинский риск и социальное познание на втором году жизни: прогнозирование и сдерживание чутким воспитанием.

    Уэйд М., Мэдиган С., Акбари Э., Дженкинс Дж.М. Уэйд М. и др. Фронт Псих. 2015 1 апреля; 6:354. doi: 10.3389/fpsyg.2015.00354. Электронная коллекция 2015. Фронт Псих. 2015. PMID: 25883576 Бесплатная статья ЧВК.

  • Другое во мне: межличностная мультисенсорная стимуляция изменяет мысленное представление о себе.

    Таджадура-Хименес А., Грел С., Цакирис М. Таджадура-Хименес А. и соавт. ПЛОС Один. 2012;7(7):e40682. doi: 10.1371/journal.pone.0040682. Epub 2012 13 июля. ПЛОС Один. 2012. PMID: 22866177 Бесплатная статья ЧВК. Клиническое испытание.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Физическая эволюция сознания

Мозг — физический орган, это понятно каждому. Но как мы понимаем разум и сознание — что это такое и как оно развилось?

Источник: Thinkstock

Вы считаете себя имеющим мозг или — это мозг ? Можете ли вы представить свой разум, свою личность, свое я целиком и только как продукт вашего физического мозга? Ум кажется нефизическим, эфирным и духовным. Интуитивное ощущение, что разум и мозг являются отдельными сущностями, может быть трудно поколебать. Но из науки мы знаем, что разум исходит из мозга и ничего, кроме мозга. Разум — это то, что делает мозг . Любая теория, не начинающаяся с этого предположения, с необходимостью подразумевала бы, что практически все остальное современная наука в корне неверна.

Физическая основа сознания лежит в основе многих практических и эффективных методов лечения психических заболеваний. Ежедневно я наблюдаю тонкие или драматические эффекты различных степеней нарушения функционирования мозга на «разум» или «личность». Я также наблюдаю благотворное когнитивное, эмоциональное и поведенческое воздействие медицинских процедур, основанных на физическом воздействии 1 . Нет такого аспекта разума, личности, «я» или «воли», который не был бы полностью восприимчив к химическим воздействиям или физическим заболеваниям, нарушающим работу нейронной сети.

Если кто-то из ваших близких когда-либо страдал постепенно прогрессирующей деменцией, серьезной травмой головы или множеством других форм повреждения головного мозга или серьезным психическим расстройством, то вы были свидетелем нарушения или своего рода «разборки» разуме — и о человеке или личности, которых вы когда-то знали. Такое изменение подчеркивает, что разум является полностью продуктом физического мозга и зависит от неповрежденных нейронных цепей.

Тайна сознания может быть в конце концов разгадана —l как тайна самой жизни

Человеческое сознание, как и тело, является продуктом биологической эволюции. Хотя наука все еще находится на ранней стадии полного и детального понимания эволюции сознания, уже достигнут значительный прогресс.

Не так давно вопрос о том, что делает вещь живой, был такой же загадкой, как сознание сегодня. Считалось, что живые существа наделены какой-то таинственной оживляющей сущностью, какой-то жизненной силой (9).0143 élan vital ’), которого не хватало неживым существам. Тем не менее, теперь мы понимаем, что и живые, и неживые объекты состоят только из атомов. Нет никакой разницы в типах атомов — только их относительные пропорции.

Что делает вещь живой, так это организация ее атомов.

Почему люди представляют собой «динамическую сеть информации»

Что бы ни объясняло сознание, оно, вероятно, является эмерджентным феноменом — продуктом организации материи 2 .

Эмерджентное явление (также называемое эмерджентным явлением) относится к тому, как сложная система приобретает свойства, которые количественно и качественно отличаются от ее более простых составляющих — свойства, которые не присущи ее составным частям и не могут быть выведены или предсказаны на их основе. Целое больше, чем сумма его частей. Здесь нет никакой «магии», только сложные физические взаимодействия. Возникновение — это спонтанное, восходящее, самоорганизующееся сложное явление, не требующее внешней причины.

Многое известно об эволюции нервной системы, от простейших организмов до человеческого мозга. Теперь многое известно о том, как нервная система порождает сенсорное восприятие, эмоции 3 , мыслительный процесс 4 , действие или поведение.

Например, строительными блоками обучения и памяти являются молекулярные механизмы, которые в основном такие же у людей, как и у скромной морской улитки. Информация физически закодирована — можно сказать, воплощена — в структурных молекулярных изменениях в нейроне. В некотором смысле значительно превосходящие возможности человеческого мозга являются просто результатом сложных комбинаций, в которые эти простые молекулярные строительные блоки были собраны эволюцией.

В биологических системах развился сложный генетический контроль над локальными процессами, но не существует чертежа системы в целом — нет грандиозного замысла для целого органа или целого организма. Элементы внутри системы взаимодействуют с соседними элементами на локальном уровне в соответствии с очень простыми «правилами» или моделями. В системе спонтанно возникают сложные петли обратной связи. Клетки, из которых состоит единый организм, функционируют скорее как муравьиная колония, чем как армия — здесь нет командования и контроля сверху вниз. Это более или менее относится к нейронам и мозгу в целом.

Наука показала нам, как вся эта удивительная самоорганизующаяся сложность может быть вылеплена слепыми естественными эволюционными процессами, создавая иллюзию замысла. Вопреки интуиции, эти эволюционные процессы, которым не хватает даже капельки осознания, планирования, предвидения или заботы, создали людей, способных к высокому осознанию, планированию, предвидению и заботе.

Существуют градации сознательного самосознания у человека на разных уровнях раннего развития, у людей с разным уровнем нарушения функций мозга и у животных на разном уровне эволюционной сложности. 5

Мы являемся суммой всех наших сложных, динамически взаимосвязанных сетей мозга. Мы состоим из запомнившегося на всю жизнь опыта, знаний, приобретенного поведения и привычек. Мы — вся эта информация, физически воплощенная в соединениях всей сети, рекурсивно отражающая сама себя в кибернетической петле. Мы организованная материя. Информация является физической, а люди представляют собой динамическую сеть информации . Самоощущение — сложная иллюзия. Но это чертовски удивительная иллюзия. 6

1. И наоборот, сканирование мозга выявляет физические эффекты психологической терапии.

2. Точнее, продукт взаимодействий и пространственно-временных отношений между частицами.

3. Эмоции химически опосредованы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *