Развитие способностей у детей
Развитие способностей у детей совершается в основном в процессе воспитания и специальным образом организованного обучения. Во взрослом возрасте развитие способностей происходит во многом благодаря самовоспитанию и самообучению. В детском же возрасте исключительно велика роль окружения.
Исходной предпосылкой для развития способностей ребенка служат его врожденные задатки. Однако сам процесс развития способностей происходит посредством овладения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. То есть развитие способностей реализуется через освоение опыта предыдущих поколений. Однако не всякий опыт одинаково полезен. И одна из важнейших функций обучения — передать подрастающему поколению наиболее существенный, важный опыт. В том числе важный для развития способностей.
Способности, с одной стороны, нельзя отождествлять с задатками. Задатки — лишь один из факторов, определяющий способности.
Поскольку способности это готовность к определенным действиям, поэтому самым разумным в развитии способностей является предоставление ребенку постоянного доступа к данной деятельности, побуждение его к этой деятельности. Деятельность при этом должна быть наиболее близкой, релевантной тем способностям, которые развиваются.
Пример. Предположим, родители решили развивать у ребенка музыкальные способности. Они могут вместе с ребенком часами заниматься прослушиванием музыкальных композиций, обсуждать достоинства и недостатки музыкального исполнения, рассказывать истории из жизни композиторов (как это делается в школе на уроках музыки). Это будет в небольшой степени способствовать развитию музыкальных способностей.
Однако, чтобы в ребенке проснулся талант исполнителя, для этого надо научить его играть на музыкальном инструменте. И сделать это как можно раньше. Если вдруг в каком-то ребенке станет заметен талант композитора, надо тоже как можно раньше помочь ему в сочинительстве, в реализации замысла. А не ждать, когда ребенок вырастет и сможет поступить в консерваторию на композиторский факультет.Первая важная закономерность в развитии способностей заключается в том, что всякая способность стремится обобщиться, расшириться, распространиться на «соседние» виды деятельности. Так, например, ученик, проявляющий очень хорошие способности в математике, довольно внезапно может начать проявлять способности к физике (равно как и наоборот). Способный художник часто становится успешным дизайнером, но способным инженером — значительно реже. Поэтому совсем не стоит «лепить» из ребенка очень узкого специалиста. Значительно важнее поощрять все интересы ребенка.
Вторая закономерность в развитии способностей ребенка заключается в том, что этот процесс происходит не плавно, а скорее рывками. Способности — это функциональная готовность не только психики, но и всего организма в целом. Для того, чтобы хоть немного подняться в качестве и эффективности исполнения, может потребоваться значительная перестройка. Когда эта перестройка происходит — происходит рывок, переход на следующий уровень. Иногда внутренняя перестройка сопровождается временным ухудшением способностей, провалам. Поэтому в развитии способностей важно и проявлять терпеливость, и стремиться действовать на пределе, потому что только так можно пробить очередной потолок в развитии.
Существует представление о том, что «талантливый человек талантлив во всем». Это верно в том смысле, что обычно одни способности помогают развиваться другим способностям. Как уже отмечалось, способности стремятся распространиться на соседей. Также одни способности являются фундаментом для других (как бы задатками). Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшую ступень. Переход ее на высшую ступень открывает возможности для новых, более высоких ее проявлений.
Очень важно понимать, что роль задатков в развитии различных способностей различна. Она весьма значительна и специфична, например, в развитии музыкальных способностей, где огромное значение играют особенности слухового анализатора. Тот же слуховой анализатор важен в деятельности переводчиков, историков, литературоведов и даже психотерапевтов. Хорошо развитый слуховой анализатор помогает не только лучше сохранять в памяти вербальную информацию, но и думать, общаться — задействовать логику. Однако для указанных профессий это не столь важно, как для музыканта.
Не только (или даже не столько) сам ребенок решает, какой ему деятельностью заняться, какие способности развивать. Чаще всего нелегкий стратегический выбор приходится делать родителям и/или учителям. Если ребенок не проявляет заметных задатков, например, в области музыки (слуховой анализатор) или живописи (зрительный анализатор), то это серьезный повод задуматься о том, стоит ли продолжать обучение в музыкальной или художественной школах. Вообще в таких случаях не будет лишним проконсультироваться с педагогом-психологом.
Общим фактором для развития любой способности является настойчивость ребенка, его волевые способности. Настойчивость, упорство ребенка проявляется в том числе в так называемой готовности к обучению. Эта готовность формируется, конечно, на основе той подготовки, которую дает дошкольное воспитание, как в семье, так и детском саду. Желательно с самого раннего возраста приучать (в том числе своим примером) ребенка к дисциплине, вырабатывать у него привычку все доводить до конца. Когда ребенок проявляет настойчивость, надо на это обращать внимание, хвалить и даже проявлять гордость за своего ребенка.
Литература
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
См. также
Детская психология
- Возрастные особенности детей
- Воспитание детей
- Детская коммуникация
- Мотивы учения
- Новообразования подросткового возраста
- Психические процессы у детей
- Психологические проблемы детей
- Психология образования
- Развитие ребенка
- .
.. и другое
Способности
- Актерские способности
- Аналитические способности
- Всестороннее развитие способностей и интересов
- Гениальность
- Дееспособность
- Задатки и способности
- Задатки способностей
- Изобразительные способности
- Общая характеристика способностей человека
- Одаренность
- … и другое
Развитие способностей у детей. Основы общей психологии
Развитие способностей у детей
Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребенка формируются посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат врожденные задатки. В действенном контакте ребенка с окружающим его миром, в процессе постепенного освоения достижений предшествующего исторического развития человечества задатки — и общие у всех людей, и вместе с тем у каждого человека различные — превращаются в многообразные и все более совершенные способности.
Уже самые первые проявления задатков превращают их в элементарные, начинающие складываться способности. Вместе с тем каждая начинающаяся складываться способность является как бы задатком для дальнейшего развития способностей. Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшую ступень, а переход ее на высшую ступень открывает возможности для новых, более высоких ее проявлений. Роль задатков в развитии различных способностей различна. Она более значительна и специфична, например, в развитии музыканта, в даровании которого существенную роль играют специфические врожденные свойства слухового аппарата, чем в развитии способностей ученого литературоведа, историка или экономиста.
В развитии способностей у ребенка существенным этапом является развитие у него так называемой готовности к обучению. <…>Эта готовность в обучении и формируется, конечно, на основе той подготовки, которую дает дошкольное воспитание. Эта способность к обучению не угасает в школьном возрасте, как склонны утверждать те, кто связывает ее с определенным периодом возрастного созревания. Практика массового обучения взрослых при ликвидации безграмотности в Советском Союзе это доказала. Но, конечно, юные годы все же исключительно благоприятная пора для учения; в процессе этого учения совершается формирование способностей, которые открывают более широкие возможности для успешного дальнейшего учения и совершенствования в зрелые годы.
В способностях детей — как общих, так и специальных — обнаруживаются многообразные индивидуальные различия. Они проявляются в успешности учебной работы, в том, что различные ученики с различной степенью совершенства справляются с учебными заданиями, с разной глубиной осваивают ту систему знаний, которой они обучаются. Однако успешность саму по себе никак нельзя превращать в критерий одаренности. Различная успеваемость разных учеников может быть обусловлена многообразными причинами — интересом к учебе, который сумел вызвать педагог, предшествующей учебной подготовкой и т. п., а вовсе не только их способностями. Поэтому одни и те жеуспехи разных учеников могут быть показателями различныхспособностей, и при одних и тех жеили равных способностях их успехи могут быть различны. Для того чтобы сколько-нибудь обоснованно заключать об одаренности детей по успешности их работы, темпам их продвижения и т. п., необходимо учесть условия их развития, а не только его результаты. Лишь соотнеся эти результаты с условиями, при которых они достигнуты, можно, исходя из успешности учебной работы детей, опосредованно составить себе суждение об их одаренности. <…>
В результате индивидуального жизненного пути у человека формируется — на основе задатков — индивидуально своеобразный склад способностей.
Наличие более или менее значительных индивидуальных различий в способностях требует и индивидуализированного подхода к учащимся.
Вместе с тем, поскольку успешность учебной работы учащихся зависит в известной мере от их способностей, а развитие, формирование их способностей в свою очередь зависит от того, как ребенок осваивает передаваемые ему в ходе обучения знания, перед педагогом встает задача: учитывая способности учащихся во всем их многообразии и индивидуальных особенностях, вместе с тем и формировать их в надлежащем направлении. <…>
Между всесторонним развитием способностей и интересов существует при этом теснейшая взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой — интерес к той или иной деятельности поддерживается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями. Эта взаимосвязь не исключает, конечно, и возможности противоречий между интересами к тому или иному предмету, склонностями к той или иной деятельности и способностями. Бывает, как известно, и так, что у человека, у подростка складываются интересы, не отвечающие его способностям. Но это случается по преимуществу при слабовыраженных способностях. Значительные способности, подлинный талант обычно определяют призвание человека, которое, переживаясь как таковое, определяет и направленность интересов.
Всестороннее развитие интересов, означая нормальное развитие человеческой личности, не исключает особой собранности и сосредоточенности интересов по каким-то основным главным руслам. Точно так же всестороннее гармоническое развитие способностей, означая развитие такой человеческой личности, которая не была бы раз и навсегда пригнана к одной узкоспециализированной деятельности и как бы сведена к одной функции, личности, которой доступны были бы разные сферы человеческой деятельности, не исключает, конечно, особого развития каких-либо специальных способностей (технических, изобразительных, музыкальных) на фоне достаточно высокого общего развития.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Развитие способностей
Развитие способностей Человек должен делать определенное дело, которому он предан в результате жизненного самоопределения. Это дело представляет его в обществе как личность, и от успеха или неудачи в профессиональной деятельности зависит очень многое. Поэтому наша
Развитие способностей и психических процессов
Развитие способностей и психических процессов Я развиваю свои способности Под способностями мы обычно понимаем психические условия, наши индивидуальные особенности, обеспечивающие успешное исполнение определенной деятельности. Проблема классификации способностей
80. Развитие и формирование способностей
80. Развитие и формирование способностей В способностях каждого человека выражается концентрированный исторический и индивидуальный опыт деятельности. Накопленные предшествующими поколениями знания составляют ту исходную основу, опираясь на которую люди могут
Глава 6 Развитие познавательных и творческих способностей детей и подростков средствами арт-терапии
Глава 6 Развитие познавательных и творческих способностей детей и подростков средствами арт-терапии Одной из задач применения арт-терапии в работе с детьми и подростками может являться развитие их познавательных и творческих способностей. Решение этой задачи
РАЗВИТИЕ БИОЛОКАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
РАЗВИТИЕ БИОЛОКАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Одним из самых эффективных способов работы в режиме СК-Сверхсознания является известный десятки тысяч лет русским жрецам метод лозоходства (пруткарства).Древнейшие изображения людей с вилообразными прутьями встречаются на
РАЗВИТИЕ ТЕЛЕПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
РАЗВИТИЕ ТЕЛЕПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СК – упражнение 66. Цель – овладение телепатией в приеме и индукции. Телепатия (греч. tele – вдаль, pathos – чувство) – это способность всех объектов Вселенной обмениваться информацией. Телепатическое информационное общение существует
РАЗВИТИЕ ПСИХОМЕТРИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
РАЗВИТИЕ ПСИХОМЕТРИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Психометрия – это облегченный вид начального ясновидения. С древних времен замечено, что если какие-либо объекты природы когда-либо находились в близком контакте, то экстрасенс, вступив в новый контакт с одним из ранее
РАЗВИТИЕ ЯСНОВИДЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
РАЗВИТИЕ ЯСНОВИДЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ «Истинно говорю вам, если будете иметь веру в сердце своем и не усомнитесь; – не только сможете сделать все то, что сделано мною… но и все, что попросите искренне в сердце своем в молитве и с верою – получите…» Иисус Христос (от Матфея,
РАЗВИТИЕ ПСИХОКИНЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
РАЗВИТИЕ ПСИХОКИНЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СК – упражнение 69. Цель – развитие психокинетических способностей.Психокинез – это способность двигать предметы психической энергией, то есть не касаясь их руками. Это явление дистантного воздействия человека на физические
9.
3. Развитие способностей по преодолению стресса9.3. Развитие способностей по преодолению стресса Решение проблемы развития ресурсов, стратегий и стилей преодоления стресса непосредственно связано с особенностями биологического, когнитивного, социального и эмоционального развития субъекта, их интеграцией и
1.4. Что вам даст развитие творческих способностей?
1.4. Что вам даст развитие творческих способностей? Когда вы будете лучше знать и понимать себя, вам не придется оказываться перед мучительным вопросом выбора или поиска выхода из сложной ситуации. Творческий потенциал помогает применять и создавать новое в любых сферах
Получение знаний и развитие способностей
Получение знаний и развитие способностей Наконец, последняя популярная группа устремлений людей — развитие каких-либо способностей, получение и усвоение определенных знаний или навыков. Сюда относятся хорошая учеба, изучение языков, развитие способностей к творчеству
Глава 7. Развитие талантов и способностей
Глава 7. Развитие талантов и способностей КомпетентностьРассказывает Джон ТаунсендМы с сыновьями состоим в команде отцов и детей, которая называется «Индейские следопыты». Наша группа регулярно собирается, проводит спортивные состязания, устраивает пикники и походы.
Способности раннего развития детей по возрасту
Перейти к разделу
О наших способностях Способности 0-3 месяца Способности 4-6 месяцев Способности 7-9 месяцев Способности 10-12 месяцев 13-18 месяцев Способности 19- Способности на 24 месяца Способности 2-3 года Способности 4-6 лет Способности на 6+ лет
О наших способностях
Способности — это дополнительные навыки, которые должен развивать ваш ребенок. Это важные навыки, которые учитывают общее поведение вашего ребенка, чтобы оценить его прогресс.
Обязательно сделайте поправку на недоношенность. Отсутствие одной или двух способностей не должно вызывать тревогу, так как каждый ребенок развивается по-своему. Однако, если им не хватает нескольких способностей, обязательно поговорите со своим лечащим врачом.
Способности в возрасте 0–3 месяцев
Игровые и социальные навыки
- Любит игривое общение с людьми лицом к лицу
- Замечает звуки и реагирует на них
Координация
- Использует зрение, чтобы следить за черно-белыми или ярко окрашенными объектами
- Может находиться на животе в течение коротких промежутков времени
Повседневная деятельность
- Способен успокоиться во время поездки на автомобиле, когда он не устал и не голоден
- наслаждается купанием
- Обычно может переносить смену подгузника без плача
Самовыражение
- Способен утешиться объятиями или прикосновением родителей
- Не расстраивается на повседневные звуки
- Обычно счастлив, когда не голоден и не устал
- Не проявляет частых или длительных приступов расстройства
Способности в возрасте 4-6 месяцев
Игровые и социальные навыки
- Получает удовольствие от игрового взаимодействия с другими людьми, например. прятки
- Вопит в ответ на игровое взаимодействие
- Поворачивает голову на звуки
- Поддерживает зрительный контакт со знакомыми людьми во время игрового взаимодействия
- Любит играть с игрушками разной текстуры
- Любит музыкальные игрушки
- Поднимает руки, чтобы их подняли
- Любит различные движения, например, легкие покачивания
Координация
- Способен поднять голову вперед при подтягивании в положение сидя, из положения лежа на спине
- Может играть на животике короткие промежутки времени
- Может поднимать голову и опираться на локти во время живота
- Играет руками и исследует игрушки
- Может поворачивать голову, чтобы визуально следить за движущимися игрушками и людьми
Ежедневная активность
- Может брать грудь во время кормления или кормления из бутылочки
- Способен сохранять спокойствие во время автомобильных поездок, если он не устал и не голоден
- наслаждается купанием
- Обычно может переносить смену подгузника без плача
- Не боится лежать на спине при смене подгузника
Самовыражение
- Способен утешиться объятиями или прикосновением родителей
7-9Месяц Способности
Игровые и социальные навыки
- Заинтересован во взаимодействии с другими людьми, напр. прятки
- Любит играть с игрушками разной текстуры
- Любит играть с музыкальными игрушками
- Интересуется игрой с разноцветными предметами
- Поднимает руки к взрослому, чтобы его взяли на руки
- Поддерживает зрительный контакт с людьми во время игрового взаимодействия
- Любит двигаться, чтобы исследовать окружающую среду, когда находится на 9 этаже.0021
Координация
- Способен переносить вес через ноги при поддержке в положении стоя
- Может поднимать голову и отталкиваться локтями во время живота
- Держит голову вперед, когда его тянут в сидячее положение из положения лежа на спине
- Умеет играть на животике
- Передвигается по полу, чтобы достать желанную игрушку
- Входит и выходит из различных положений, напр. сидя, животик, руки и колени
- Может поворачивать голову, чтобы визуально следить за движущимися игрушками и людьми
- Сохраняет равновесие, сидя и используя две руки вместе, чтобы исследовать игрушки
- одинаково использует обе руки для игры с игрушками
Ежедневная активность
- Может брать грудь во время кормления или кормления из бутылочки
- наслаждается купанием
- Способен успокаиваться в машине, когда не устал и не голоден
- Обычно переносит смену подгузника без плача
- Не боится запрокидывать голову назад при переходе из положения сидя в положение лежа во время занятий, таких как смена подгузника
- Возможность перехода с молока или смеси на детские каши
Самовыражение
- Способен утешиться объятиями или прикосновением родителей
- Обычно счастлив, когда не голоден и не устал
- Способен успокаивать с помощью таких переживаний, как качание, прикосновение и успокаивающие звуки
- Не боится повседневных звуков
- Имеет установленный и надежный график сна
Способности в возрасте 10–12 месяцев
Игровые и социальные навыки
- Заинтересован во взаимодействии с другими людьми, например. прятки
- Поддерживает зрительный контакт с людьми во время игрового взаимодействия
- Поворачивает голову в ответ на обращение по имени
- Указывает на интересующие объекты к 12 месяцам
- Любит играть с игрушками разной текстуры
- Любит играть и стучать музыкальными игрушками
- Любит различные виды движений, например, когда родители мягко раскачивают его в воздухе
- Часто исследует окружающую среду при размещении на 9 этаже.0021
- Любит двигаться, чтобы получить желанную игрушку
Координация
- Держит голову вперед при подтягивании в положение сидя из положения лежа на спине
- Способен держать голову прямо во время ползания к 11 месяцам
- В основном ползает или ходит, чтобы получить желаемые объекты
- Переносит вес через руки или ноги при входе в положение и выходе из него, а также при поддержке в положении стоя
- Способен сидеть без поддержки и поворачивать голову, чтобы смотреть на предметы, не теряя равновесия
- Умеет бросать мячи и сохранять равновесие
- Использует обе руки одинаково, чтобы играть и исследовать игрушки
- Любит и ищет различные способы двигаться и играть
Повседневная деятельность
- Обычно любит принимать ванну
- Способен успокаиваться в машине, когда не устал и не голоден
- Обычно может переносить смену подгузника без плача
- Не боится запрокидывания головы при переходе из положения сидя в положение лежа на спине
- Может использовать кончики пальцев для захвата мелких предметов, таких как маленькие кусочки еды
- Обычно может участвовать в одевании, не расстраиваясь
- Имеет установленный график сна
- Обычно способен успокоить себя, чтобы заснуть
Самовыражение
- Утешается объятиями и прикосновениями родителей
- Привык к повседневным звукам и обычно не пугается их
- Обычно счастлив, когда не голоден и не устал
- Способен успокаивать с помощью таких переживаний, как качание, прикосновение и успокаивающие звуки
- Способен наслаждаться самыми разными прикосновениями, звуками и запахами
- Плачет и замечает, когда больно
- Способен успокаивать себя, когда расстроен
Способности в возрасте 13-18 месяцев
Игровые и социальные навыки
- Интересуется общением с людьми (играет в пирожки)
- Поднимает руки, чтобы их подняли
- Поддерживает зрительный контакт с людьми во время игрового взаимодействия
- Поворачивает голову в ответ на обращение по имени
- Указывает на интересующие объекты к 12 месяцам
- Может находить объекты, на которые вы указываете
- Хлопает в ладоши в ответ на социальную игру
- Любит играть с различными игрушками и текстурами
- Любит стучать и играть с музыкальными игрушками
- Любит играть с новыми игрушками
- Нетерпеливо исследует окружающую среду, когда лежит на полу
- Любит, когда его раскачивают и осторожно подбрасывают в воздух
- Любит исследовать и играть на игровой площадке
- Любит качаться на детских качелях
Координация
- Часто принимает различные позы и выходит из них (например, ползает, карабкается, путешествует и ходит), чтобы исследовать и получать желаемые объекты
- Сохраняет равновесие, когда сидит или стоит, используя две руки вместе, чтобы исследовать игрушки
- Может поворачивать голову, чтобы смотреть на предметы, не теряя равновесия, стоя
- Может предпринять шаги для мотивации предмета
- Ползает или ходит, чтобы получить желаемый предмет
- Обладает достаточной выносливостью и силой, чтобы играть со сверстниками
- Использует руки для перемещения из одного положения в другое
- Может бросать мячи, не теряя равновесия
- Использует обе руки одинаково, чтобы играть и исследовать игрушки
- Ищет новые способы двигаться и играть
Повседневная деятельность
- Обычно любит купаться
- Способен успокаиваться в машине, когда не устал и не голоден
- Обычно переносит смену подгузника без плача
- Может запрокинуть голову при переходе из положения сидя в положение спины
- Может использовать кончики пальцев для захвата мелких предметов, таких как маленькие кусочки еды
- Ест все больше и больше разнообразной пищи
- Обычно может участвовать в одевании, не расстраиваясь
- Обычно способен успокоить себя, чтобы заснуть
- Способен переносить и носить новую и разнообразную одежду
Самовыражение
- Утешается объятиями и прикосновениями родителей
- Обычно счастлив, когда не голоден и не устал
- Способен успокаивать с помощью таких переживаний, как качание, прикосновение и успокаивающие звуки
- Привык к повседневным звукам и обычно не пугается их
- Имеет установленный и надежный график сна
- Способен наслаждаться самыми разными прикосновениями, звуками и запахами
- Плачет и замечает, когда больно
- Способен успокаивать себя, когда расстроен
- Воспроизведение различных текстур, например, травы или песка, после нескольких экспозиций
- Может переходить в новую среду или деятельность
Способности в возрасте 19-24 месяцев
Игровые и социальные навыки
- Поворачивает голову в ответ на обращение по имени
- Может участвовать в малых группах с другими детьми
- Заинтересован, осведомлен и способен поддерживать зрительный контакт с другими
- Может играть в социальных ситуациях после переходного периода
- Указывает на интересующие объекты
- Может находить объекты, на которые вы указываете
- Исследует различные среды, такие как новая игровая площадка
- Любит качаться на детских качелях
- Любит, когда его раскачивают и осторожно подбрасывают в воздух
- Любит играть с новыми игрушками разными способами
- Обычно играет с игрушками, не беря их в рот
- Любит играть с различными игрушками и текстурами
- Любит играть с музыкальными игрушками
Координация
- Часто принимает различные позы и выходит из них (например, ползает, карабкается, путешествует и ходит), чтобы исследовать и получать желаемые объекты
- Координирует движения, необходимые для игры и исследования
- Обычно ходит на пятках, а не на носочках
- Любит и ищет различные способы двигаться и играть
- Обладает достаточной выносливостью и силой, чтобы играть со сверстниками
- Может удерживать равновесие, чтобы поймать мяч или при легком ударе сверстников
- Может бросать и пытаться поймать мяч, не теряя равновесия
- Использует руки для перемещения из одного положения в другое
- Использует обе руки одинаково, чтобы играть и исследовать игрушки
Ежедневные занятия
- Наслаждение купанием
- Способен успокаиваться в машине, когда не устал и не голоден
- Обычно переносит смену подгузника без плача
- Не боится запрокидывания головы при переходе из положения сидя в положение спины
- Может использовать кончики пальцев для захвата мелких предметов, таких как маленькие кусочки еды
- Способен есть все больше и больше разнообразной пищи
- Обычно может участвовать в одевании, не расстраиваясь
- Имеет установленный график сна
- Обычно способен успокоиться, чтобы заснуть
- Способен переносить и носить новую и разнообразную одежду
Самовыражение
- Обычно счастлив, когда не голоден и не устал
- Способен успокаивать с помощью ощущений, таких как качание, прикосновение и успокаивающие звуки
- Привык к повседневным звукам и обычно не пугается их
- Имеет установленный и надежный график сна
- Не требует чрезмерной рутины для успокоения
- Способен наслаждаться самыми разными прикосновениями, звуками и запахами
- Плачет и замечает, когда больно
- Способен успокаивать себя, когда расстроен
- Наслаждайтесь различными текстурами, такими как трава или песок, после нескольких экспозиций
- Может переходить в новую среду или деятельность
- Может быть вдали от родителей, когда рядом есть поддерживающие и знакомые люди
Способности детей 2–3 лет
Игровые и социальные навыки
- Способен участвовать в небольших группах с другими детьми
- Заинтересован, осведомлен и способен поддерживать зрительный контакт с другими
- Поворачивает голову в ответ на обращение по имени
- Исследует различные среды, такие как новая игровая площадка
- Любит качаться на детских качелях
- Может играть в социальных ситуациях после переходного периода
- Любит качаться, подбрасывать в воздух и хулиганить
- Любит играть с различными игрушками и текстурами
- Может находить интересующие объекты
- Может находить объекты, на которые вы указываете
- Любит играть с музыкальными игрушками
- Любит играть с новыми игрушками разными способами
- Обычно играет с игрушками, не беря их в рот
- Любит сидеть и слушать или смотреть книгу
- Может участвовать в грязных действиях, которые приводят к грязным рукам
Координация
- Любит и ищет различные способы двигаться и играть
- Обладает достаточной выносливостью и силой, чтобы играть со сверстниками
- Использует руки для перемещения из одного положения в другое
- Координирует движения, необходимые для игры и исследования
- Обычно ходит на пятках, а не на носочках
- Может удерживать равновесие, чтобы поймать мяч или при легком ударе сверстников
- Может ходить и сохранять равновесие на неровных поверхностях
- Проходит через новую комнату, не натыкаясь на предметы и людей
- Опирается только на мебель, стены или людей и садится, сгорбившись, когда устает
- Способен бросить и попытаться поймать мяч, не теряя равновесия
- Координирует игру обеими руками, например, размахивая битой или открывая контейнер
- Использует обе руки одинаково, чтобы играть и исследовать игрушки
- Координаты руки и пальцев
Ежедневные занятия
- Наслаждение купанием
- Способен успокаиваться в машине, когда не устал и не голоден
- Переносит смену подгузника без плача
- Не боится запрокидывать голову
- Может использовать кончики пальцев, чтобы брать мелкие предметы, например, маленькие кусочки еды
- Ест все больше и больше разнообразной пищи
- Имеет установленный график сна
- Обычно способен успокоиться, чтобы заснуть
- Способен переносить и носить новую и разнообразную одежду
- Может откусывать соответствующие кусочки, не всегда набивает рот
- Осознает такие ощущения, как мокрый подгузник или трусы
- Способен терпеть и сохранять спокойствие во время стрижки
- Способен адаптироваться к изменениям в распорядке дня
Самовыражение
- Обычно счастлив, когда не голоден и не устал
- Способен успокаивать с помощью таких переживаний, как качание, прикосновение и успокаивающие звуки
- Привык к повседневным звукам и обычно не пугается их
- Имеет установленный и надежный график сна
- Не требует чрезмерной рутины для успокоения
- Способен наслаждаться самыми разными прикосновениями, звуками и запахами
- Плачет и замечает, когда больно
- Способен успокаивать себя, когда расстроен
- Воспроизведение различных текстур, например, травы или песка, после нескольких экспозиций
- Может переходить в новую среду или деятельность
- Может быть вдали от родителей, когда рядом есть поддерживающие и знакомые люди
- Любит играть рядом со сверстниками
Способности в возрасте 4-6 лет
Игровые и социальные навыки
- Интересуется, знает и может поддерживать зрительный контакт с другими
- Любит играть в небольших группах с детьми того же возраста
- Может инициировать и играть с другим ребенком того же возраста
- Поворачивает голову в ответ на обращение по имени
- Заинтересованы в изучении различных сред, таких как новая игровая площадка или дом друга
- Может играть в новых социальных ситуациях
- Любит играть с различными игрушками, предназначенными для детей того же возраста
- Осведомлен о рискованных и небезопасных условиях и поведении
- Участвует в поделках/мероприятиях, связанных с мокрыми текстурами, такими как клей
- Любит грубую, но безопасную игру со сверстниками, братьями, сестрами или родителями
- Любит качаться на детских качелях
- Любит играть с новыми игрушками
- Может находить объекты, на которые вы указываете
- Любит сидеть и смотреть или слушать книгу
- Обычно не берет в рот непищевые предметы
- Может играть с одной игрушкой или темой в течение 15 минут
Координация
- Любит и ищет различные способы двигаться и играть
- Обладает достаточной выносливостью и силой, чтобы играть со сверстниками
- Координирует движения, необходимые для игры и исследования
- Обычно ходит на пятках, а не на носочках
- Может удерживать равновесие, чтобы поймать мяч или при легком ударе сверстников
- Может ходить и сохранять равновесие на неровных поверхностях
- Проходит через новую комнату, не натыкаясь на предметы или людей
- Опирается только на мебель, стены или людей и сидит, сгорбившись, когда устает
- Может бросать и пытаться поймать мяч, не теряя равновесия
- Координирует игру обеими руками, например, размахивая битой или открывая контейнер
- Координирует движения рук и пальцев, необходимые для участия в настольных играх и мероприятиях
- Умеет раскрашивать и воспроизводить фигуры
- Применяет соответствующую силу при игре со сверстниками или домашними животными или при удерживании предметов
- Способен поддерживать правильную осанку, необходимую для сидения на стуле
Ежедневная деятельность
- Может пользоваться посудой, чтобы собирать кусочки пищи
- Имеет установленный график сна
- Обычно способен успокоиться, чтобы заснуть
- Способен переносить и носить текстуру новых и разнообразных предметов одежды
- Может откусывать соответствующие кусочки, не всегда набивает рот
- Способен переносить стрижку и стрижку ногтей без слез
- Способен адаптироваться к изменениям в рутине
- Может принимать ванну или душ, хотя может присутствовать предпочтение
- Соблюдает диету, богатую различными продуктами, температурами и текстурами
- Может пить из чашки и соломинки, не капая
- Потребность в столкновении, толчках и быстром движении не мешает участию в деятельности и семейной жизни
- Способен выполнять повседневные задачи, состоящие из нескольких шагов, например одевание
- Часто просыпается отдохнувшим и готовым к новому дню
Самовыражение
- Обычно счастлив, когда не голоден и не устал
- Привык к повседневным звукам и обычно не пугается их
- Имеет установленный и надежный график сна
- Способен наслаждаться разнообразными прикосновениями, звуками и запахами
- Плачет и замечает, когда больно
- Способен успокоиться после расстраивающего события
- Способен перейти к новой среде или деятельности
- Умеет обращать внимание и не отвлекается на звуки, которые не замечают другие
- Способен справиться с неожиданным изменением
Способности старше 6 лет
Игровые и социальные навыки
- Интересуется, знает и способен поддерживать зрительный контакт с другими
- Может инициировать игру с другим ребенком того же возраста
- Лучше играть с другом или детьми, чем со взрослыми
- Имеет несколько друзей и любит с ними играть
- Любит участвовать в семейных прогулках
- Любит играть в новой обстановке
- Способен разрешить конфликт с друзьями или другими детьми без вмешательства учителя или родителей
- Участвует в поделках/мероприятиях, связанных с мокрыми текстурами, такими как клей
- Заинтересован в изучении различных мест, таких как новая игровая площадка или дом друга
- Способен играть и приспосабливаться к новым социальным ситуациям
- Любит грубую, но безопасную игру со сверстниками, братьями, сестрами или родителями
- Любит играть с новыми игрушками
- Любит качаться на детских качелях
- Может находить объекты, на которые вы указываете
- Любит играть с различными игрушками, предназначенными для детей того же возраста
- Знает о рискованных и небезопасных средах и поведении
- Обычно не берет в рот непищевые предметы
- Способен придумать разные способы игры с одной игрушкой
- Не слишком контролирует игру с другими детьми
- Притворная игра богата и разнообразна и не требует указаний взрослых
- Может начинать и заканчивать соответствующие возрасту занятия в разумные сроки
Координация
- Любит и ищет различные способы двигаться и играть
- Обладает достаточной выносливостью и силой, чтобы играть со сверстниками
- Координирует движения, необходимые для игры и исследования
- Обычно ходит на пятках, а не на носочках
- Может удерживать равновесие, чтобы поймать мяч или когда его слегка ударяют сверстники
- Может ходить и сохранять равновесие на неровных поверхностях
- Проходит через новую комнату, не натыкаясь на предметы или людей
- Опирается только на мебель, стены или людей и сидит, сгорбившись, когда устает
- Координирует движения, необходимые для более быстрых спортивных занятий (например, футбол, кикбол, классики и видеоигры с крупной моторикой)
- Координирует движения рук и пальцев, необходимые для участия в настольных играх и занятиях
- Применяет соответствующую силу при игре со сверстниками или домашними животными или при удерживании предметов
- Способен поддерживать хорошую сидячую позу, необходимую для выполнения школьных заданий
- Способен быстро маневрировать среди сверстников, движущихся по игровой площадке
- Участвует в сложных задачах, требующих равновесия, таких как езда на велосипеде
- Может использовать кончики пальцев, чтобы поднимать мелкие предметы, такие как монеты со стола или мелкие игровые предметы (например, Lite Brite)
- Может копировать простые рисунки
- Участвует в мелкой моторике, такой как раскрашивание, письмо и вырезание
- Имеет установленное предпочтение руки
Ежедневная деятельность
- Может пользоваться посудой, чтобы собирать кусочки пищи
- Имеет установленный график сна
- Обычно способен успокоиться, чтобы заснуть
- Способен переносить и носить текстуру новых и разнообразных предметов одежды
- Может откусывать соответствующие кусочки, не всегда набивает рот
- Способен переносить стрижку и стрижку ногтей
- Способен адаптироваться к изменениям в рутине
- Может принимать ванну или душ, хотя может присутствовать предпочтение
- Соблюдает диету, богатую различными продуктами, температурами и текстурами
- Потребность в столкновении, толчках и быстром движении не мешает участию в деятельности и семейной жизни
- Способен самостоятельно выполнять повседневные задачи, состоящие из нескольких шагов, например одевание
- Часто просыпается отдохнувшим и готовым к новому дню
- Может есть, не пачкая
- Осознает, когда пища находится во рту или на лице
- Может следовать нескольким указаниям шага при наличии мотивации
- Может организовать себя и день для самостоятельного выполнения соответствующих возрасту задач
- Может обращать внимание в оживленной среде, например, в классе
- Любит участвовать в шумных веселых мероприятиях, таких как вечеринки по случаю дня рождения
- Не слишком контролирует выполнение повседневных задач, таких как одевание или прием пищи
Самовыражение
- Обычно счастлив, когда не голоден и не устал
- Привык к повседневным звукам и обычно не пугается их
- Имеет установленный и надежный график сна
- Способен наслаждаться самыми разными прикосновениями, звуками и запахами
- Плачет и замечает, когда больно
- Способен успокоиться после неприятного события
- Способен перейти к новой среде или деятельности
- Умеет обращать внимание и не отвлекается на звуки, которые не замечают другие
- Способен справиться с неожиданным изменением
- Способен выдержать неожиданное прикосновение других
- Использует простые стратегии, чтобы сохранять спокойствие при стрессе
- Не требует чрезмерного утешения, когда расстроен
Развитие ребенка
Что такое развитие?
Процесс обучения, который проходит ваш ребенок по мере взросления, называется развитием. Навыки изучаются, а затем комбинируются для разработки более сложных задач, таких как ходьба, разговор и игра.
Большинство детей достигают определенных вех примерно в одинаковом возрасте, и это называется «нормальным развитием».
Каковы основные направления развития?
Существует 5 основных направлений развития:
- крупная моторика, например, ползание, прыжки или бег
- мелкая моторика, например письмо и рисование
- речь и язык
- познавательные и интеллектуальные, такие как счет или определение форм
- социальные и эмоциональные навыки, такие как игра с другими детьми.
Почему ранние годы так важны?
Существует множество фактов, подтверждающих важность раннего развития вашего ребенка для его здоровья и благополучия в дальнейшей жизни.
Наибольший темп развития у детей наблюдается в первые годы жизни, и первые 5 лет жизни являются критически важным периодом в развитии мозга. В то время как связи в мозге создаются на протяжении всей жизни, быстрый темп, с которым наш мозг развивается в эти первые 5 лет, никогда не повторяется.
Что такое задержка развития?
Термин «задержка развития» описывает ребенка, чьи навыки и способности в одной или нескольких областях отстают по сравнению с другими детьми того же возраста.
Задержки в развитии могут снизить способность ребенка общаться, учиться, быть мобильным, жить независимо, принимать решения и заботиться о себе.
Почему раннее вмешательство так важно?
Выявление задержек в развитии на раннем этапе жизни вашего ребенка может дать ему возможности и поддержку для развития новых навыков.
Исследования показывают, что качество заботы и поддержки в раннем возрасте влияет на способность ребенка к обучению, его поведение, способность контролировать эмоции и риск заболевания в более позднем возрасте.
Дополнительная информация
Местная общественная, школьная или детская медсестра
- Загляните в фиолетовую книгу «Все обо мне» вашего ребенка
- Посмотрите в системе поиска детских поликлиник
- Посетите ближайшую детскую поликлинику
Местный семейный врач
Линия для родителей Ngala
- 8:00–20:00 Без выходных
- Телефон: (08) 9368 9368
- За пределами метро – бесплатный звонок 1800 111 546 (бесплатно только со стационарных телефонов)
- Посетите веб-сайт Ngala (внешний сайт)
Raising Children Network
- Посетите веб-сайт Raising Children Network (внешний сайт)
- Посетите healthdirect (внешний сайт) или позвоните по телефону 1800 022 222
Благодарности
Служба охраны здоровья детей и подростков – Общественное здравоохранение (CAHS CH)
Эта публикация предназначена только для образовательных и информационных целей.