Развитие внимание у младших школьников: Упражнения на развитие внимания у младших школьников

Развитие внимания у детей и подростков

– Опишите себя тремя словами.

– Смышленый, активный, ответственный, внимательный.

Героем похожего юмористического диалога в современном мире может стать почти каждый. Но внутри такой ситуации чаще всего никому не до шуток. Взрослые, сталкиваясь с собственной невнимательностью, закономерно стараются уберечь своих детей от того же. Ведь рассеянность бывает причиной различных серьезных последствий, и кроме угрозы безопасности, влияет на многие сферы жизни. Поэтому существует множество приёмов и упражнений для развития внимания и концентрации у ребенка. Однако, приступая к ним, обязательно нужно учитывать возрастные особенности психики малыша, школьника или подростка.

Что такое внимание?

Для объяснения этого термина можно провести аналогию, где внимание – это луч, испускаемый источником света – нашим сознанием. Этот луч может двигаться, освещая заинтересовавшую сознание область. А так как поток света является направленным, то в освещенной зоне оказываются лишь некоторые предметы. Именно их человек начинает замечать, не придавая значения тому, что остается за пределами освещенной области. Но у внимательных людей этот луч будет ярким и сконцентрированным. А невнимательный человек в тусклом и слабом освещении своего луча видит все размыто и неясно.

Говоря научным языком, внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте. И характеризуется этот психический процесс особым состоянием мозга, когда человек приводит все свои познавательные системы – восприятие, воображение, мышление и память – к концентрации на предмете, который имеет для него значимость. Концентрация же – это одно из свойств внимания, наряду с объемом, распределением, устойчивостью и переключением.

Развитие внимания у детей

Процесс отбора информации, которая попадает в поле внимания, бывает непроизвольным и произвольным. В первом случае сознание непреднамеренно реагирует на сильные раздражители, движение и незнакомые объекты в поле зрения. Здесь речь идёт об эмоциональном восприятии, которое человек не контролирует. Такой вид внимания ещё называют пассивным или вынужденным, ведь закладывается оно генетически и возникает как рефлекс. Произвольное же – является результатом волевого усилия и формируется не сразу.

У детей внимание развивается в несколько этапов:

  • В первые недели жизни младенец лишь адаптируется к миру. И только к концу первого месяца начинает замечать яркие предметы и может концентрироваться на них, а также учится различать лица. В этот период и появляется внимание.
  • В течение первого года малыши легко отвлекаются на любой шум, разговоры, игрушки и т.д. – их внимание рассеянное и нестабильное. Однако ближе к 10-12 месяцам у детей формируется ориентировочно-исследовательский рефлекс.
  • С 1 года и до 2 лет у детей преобладает фиксированное внимание. Занимаясь своим делом, они могут сильно увлекаться и не замечать ничего вокруг. Также на этом этапе обнаруживаются первые признаки произвольного внимания: малыши уже могут самостоятельно перемещаться и производить манипуляции с предметами, а также понимают речевые конструкции взрослых, когда их просят посмотреть в указанную сторону или на предмет.

  • В 2-3 года наступает стадия, когда ребёнок способен заниматься только одним делом одновременно, и, если его отвлекли – переключается, не возвращаясь к своему занятию. Но к 4-5 годам это меняется, и дети учатся удерживать в фокусе сразу 2 занятия хотя бы на короткое время (играть и параллельно разговаривать со взрослыми и т.д.)
  • К 5-6 годам формируется произвольное внимание, появляется сила воли. Ребёнок уже понимает сложные инструкции и может им следовать, а также предпринимает первые попытки управлять своим вниманием и удерживать его на объекте.

И затем, только в возрасте 6-7 лет, когда основные функции психики сформированы и начинается процесс совершенствования навыков концентрации, считается, что ребёнок готов к обучению.

Развитие концентрации внимания у школьников

Едва сев за парту, дети младшего школьного возраста сталкиваются с необходимостью долгой концентрации внимания на уроках и учебном процессе. В классе ученикам нужно в течение нескольких часов внимательно слушать учителя, письменно и устно обрабатывать информацию и держать дисциплину, ни на что не отвлекаясь.

В возрасте 6-10 лет непроизвольное внимание всё еще преобладает над произвольным. А утомляются дети достаточно быстро, поэтому для сохранения энергии и ресурсов организм может переключать сознание с предметной деятельности на другие объекты. Так что ребёнок может не запомнить материал, который сегодня проходили в школе, но в ярких красках рассказать о нюансах, которые вместо того завладели его интересом. Объем внимания в эти годы остаётся небольшим, а навык распределять его между задачами – несовершенным. Оттого школьники, занимаясь классной работой, регулярно забывают держать осанку и сидеть за партой ровно. Однако дети уже осознают, что рассеянность мешает им достигать результата, и стараются использовать силу воли, чтобы сосредоточиться на предмете урока.

Если на этом этапе не заниматься развитием концентрации и внимания у младших школьников, то впоследствии приучить их быть сосредоточеннее будет сложнее.

Развитие концентрации внимания у подростков

В 11-12 лет подросток уже может сосредотачиваться на скучном занятии сознательно. Но как долго он способен удерживать свой фокус на объекте, зависит от его истинной заинтересованности: чем интерес выше, тем проще концентрироваться. Также быть внимательным подростку помогает стремление к познанию и осознание необходимости развиваться. Подобная мотивация в целом улучшает внимание подростка, способствует увеличению объема и позволяет хорошо контролировать остальные его свойства.

Осложняет управление вниманием характерная подросткам эмоциональность и неустойчивый гормональный фон; быстрая утомляемость и раздражительность, которыми сопровождается созревание в возрасте 13-15 лет. Любое влияние извне, плохие отношения с родителями или преподавателями, а также слабая внутренняя мотивация к обучению могут негативно влиять на умение подростка самостоятельно развивать свои навыки, в том числе и произвольное внимание.

Как улучшить внимание у детей

Внимательный ребёнок – это полноценный и счастливый маленький человек, который умеет позаботиться о себе и близких, бережёт свои вещи и окружающую среду, дисциплинирован и проявляет ответственность и аккуратность во всем. Он с воодушевлением смотрит на мир и стремится узнавать его, достигать поставленных целей и стать полноправным и успешным членом общества. Это, как и актуальную важность развития внимания, ребёнку важно объяснить перед началом тренировок.

У детей и подростков основными недостатками, требующими коррекции внимания, являются: неумение сосредоточиться на нескольких занятиях сразу и переключаться между ними; недолгая устойчивость и слабая концентрация, а также низкая избирательность внимания. Поэтому подбирать упражнения нужно индивидуально, установив причину невнимательности и определив её характер.

Тренировки должны быть недолгими, но регулярными и проходить в игровой форме. Каждое достижение обязательно нужно отмечать похвалой. Чтобы стимулировать интерес к занятиям, желательно чередовать задания, и каждый тренировочный сеанс пытаться достичь одной поставленной цели. Важно также ограничить раздражители и исключить замечания, подсказки, громкие звуки и резкие движения, чтобы не мешать ребёнку концентрироваться на упражнении.

Сами задачи и игры нужно выбирать обязательно с перспективой воздействия на мыслительную деятельность и проявление наблюдательности. Это может быть поиск ошибок и недочётов, сравнение, обнаружение закономерностей, приведение примеров, обобщение и формулирование выводов и т.д. Также эффективны кроссворды, задания с соединением точек, сложные и детальные раскраски, собирание пазлов, игры жанра «поиск предметов» и лабиринты.

Упражнения на внимание для подростков и школьников

Задания и различные техники, направленные на повышение внимательности, могут стать полезной альтернативой другим детским играм. Выполнение таких упражнений положительно влияет на развитие концентрации внимания у младших школьников, и является ответом на вопрос, как развить внимание у подростка. Ниже приведем некоторые из них.

  1. Чёрная точка

    Одна из самых простых в подготовке, но сложных для выполнения задач. Её суть заключается в том, чтобы в течение 5-10 минут смотреть только на чёрную точку, нарисованную в центре листа А4, не отрывая глаз и не отвлекаясь от неё в мыслях.

    Это упражнение является базовым на курсах скорочтения и отлично расширяет поле зрения.

  2. Сосредоточиться на предмете

    Упражнение похоже на предыдущее, отличие только в объекте созерцания и наличии отвлекающего фактора. Перед включенным телевизором с любимым мультиком нужно поставить будильник, а ребёнок должен следить за секундной стрелкой и стараться не отвлекаться на происходящее позади на экране.

  3. Найти предмет

    Задача ребёнка – найти в комнате загаданный предмет по описанию. Названные признаки должны быть ему очевидными и понятными.

  4. Запомнить картинку

    Ребёнок смотрит в течение 5-10 секунд на картинку, а затем по памяти старается перечислить всё, что на ней увидел. При достижении успеха время, отведенное на запоминание, можно постепенно сокращать. А упражнение можно повторять с разными предметами, людьми или даже новыми интерьерами.

  5. Корректура текста

    Для упражнения понадобятся любые распечатанные тексты: подойдет и газета, и ненужная книга, – в которых юный корректор найдет и вычеркнет все обозначенные буквы. Для развития внимания таким способом у ребёнка до 10 лет следует использовать крупный шрифт текста.

  6. Найти слово

    В каждом предложенном ребёнку для тренировки слове предлагается найти другое слово: «коса → оса», «полк → пол» и т.д. Если разрешить переставлять буквы местами, получится другая любимая всеми игра на составление разных слов из одного длинного.

  7. Случайные буквы

    В таблице, в которую в произвольном порядке вписываются буквы русского алфавита, необходимо найти как можно больше случайно сложившихся по вертикали и горизонтали слов.

  8. Симметричный рисунок

    На листе в клеточку нужно нарисовать вертикальную линию и с одной стороны от нее какую-нибудь фигуру необычной формы. Ребенок должен зеркально отразить получившийся рисунок, чтобы дорисованная им часть оказалась симметричной исходной.

  9. Цепочки

    Играть можно вдвоём или всей семьей, а составлять цепочки нужно по очереди из слов любой выбранной тематики: городов, имён, съедобных продуктов и т. д. Затем каждый ход игрок повторяет всю получившуюся до него цепочку целиком и добавляет к ней ещё одно слово.

  10. Таблица Шульте

    Это упражнение больше предназначено для подростков, но подойдет и для развития зрительного внимания у младших школьников, которые уже освоили счёт. Таблица 5×5 случайным образом заполняется числами от 1 до 25. Ребёнок должен за как можно меньшее время отыскать все числа по порядку. Одна конфигурация таблицы используется только для одной попытки.

Развитие внимания и усидчивости у детей – это важнейшая задача. Отлично способствуют этому курсы скоростного чтения, ведь в основе этой техники лежит умение быть максимально сосредоточенным на тексте. Обучение быстрому чтению происходит по методике, состоящей из комплекса упражнений, которые направлены на развитие всех свойств внимания. Пройдя курс Либерики в Академии развития интеллекта AMAKids, дети уже через 6 месяцев увеличивают скорость чтения в 5 и даже в 10 раз. Инновационная авторская методика учит детей не просто быстро читать, полностью понимая смысл прочитанного, а ещё и прививает любовь к книгам и литературе.

Развитие внимания в младшем школьном возрасте

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Вступление. Мотивация к занятию Презентация. Слайд 1.

Тренинг – настрой в начале занятия

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

 

Слова произносятся негромко, но быстро.

Слайд 2.

– Давайте вспомним отрывок из стихотворения С. Маршака:

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось это брюки…
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки…

 

Ученики выразительно читают отрывки стиха

Слайд 3.

– Какого человека мы называем рассеянным?

– Подберите синонимы к данному слову.

Ученики отвечают на вопрос, подбирают синонимы к слову: рассеянный:

беспамятный
забывчивый
невидящий
невнимательный
несобранный
отсутствующий
разиня

задумчивый

2. Интерактивная беседа «Внимание и его особенности» Слайд 4.

– Попробуем заглянуть в сундучок и определить способность человека

  • без него невозможно отличить правый ботинок от левого;
  • оно заставляет поворачивать голову на внезапный звук;
  • оно помогает не заблудиться в лесу;
  • к нему всегда призывают взрослые;
  • без него рискованно переходить дорогу;
  • без него не заметишь, что другому человеку нужна помощь;
  • без него не соберешь конструктор;
  • без него невозможно запомнить правило, стихотворение, решить задачу;
  • без него никуда.
 

Из сундучка ученики достают листочки, на которых записаны определения способности человека.

– Догадались, какая это способность человека?  Ответ учеников: это – внимание.
Слайд 5.
– Определим тему классного часа.
Тема: «Мой помощник – внимание».
Слайд 6.
– Поставим цели урока. Что хотим узнать, о чём услышать и научиться.
Цели: развивать своё внимание, учиться быть внимательным, упражнения для развития внимания школьника.
Слайд 7.
– Посмотрите на доску. Что на ней нарисовано?
– Да, мишень. Ее изображают в виде концентрических окружностей. Они сосредоточены, сконцентрированы вокруг центра. Стрелок старается попасть в центр мишени, а мы стараемся сосредоточить свое внимание на чем-то.
Ответ учеников: мишень.
Слайд 8.
– Внимание – это умение собирать, концентрировать свои мысли.
Но, как видим, не всегда это у нас получается.
– Что же мешает нам сосредоточиться?
Ответ учеников:
  • Думаю о посторонних предметах.
  • Иногда настроение плохое мешает.
  • Отвлекает шум на улице или в коридоре.
– Мы видим, что удерживать внимание иногда очень нелегко.
– Как же можно бороться с этими врагами на уроках?
Ответ учеников:
  • Выбросить весь мусор из головы и слушать только учителя.
  • Сжать руки в кулаки, чтобы ничего не трогать.
  • Не смотреть по сторонам.
  • Не прислушиваться к шуму за окном.
  • Не мечтать о том, что ты будешь делать после школы.
  • Нужно заставлять себя не отвлекаться, хотя это очень трудно.
– Ребята, внимание – это очень важное качество человека. От него зависит успех в любом деле.

– Сегодня мы узнаем, как развивать внимание. Это можно делать буквально играючи.

 
3. Игровой блок Слайд 9.
– Игровое упражнение «Мгновенная фотография»

– За одно мгновение, за одну короткую вспышку света наш мозг способен воспринять (увидеть, понять, обработать) огромный объем информации.

– Посмотрите на картинку в течение 3-5 секунд. (Показывает любую картинку или предмет с крупными яркими деталями.) 

 
Слайд 10.
– А теперь запишите на листах бумаги, какие детали вам врезались в память.
Дети пишут в течение 1-2 минут.
Слайд 11.
– Посчитайте количество деталей, которые вы заметили по критериям.
Это объем вашего внимания.
Самооценка выполненной работы по критериям:

>7 деталей – отличный результат,
5-6 деталей – хороший результат,
<5 деталей – нужно работать над своим вниманием

Слайд 12.
– Игровое упражнение «Треугольники и круги»
– А теперь я приглашаю к доске того, кто умеет делать несколько дел одновременно.
– Попробуйте нарисовать на доске правой рукой пять треугольников, и одновременно левой рукой – 5 кругов. – А вы, ребята (обращается к классу), попробуйте сделать это на листах бумаги. Но старайтесь, чтобы у треугольников были острые уголки, а окружность была плавной. На это вам дается 1 минута.
 

 

Выходят 2-3 ученика, они рисуют фигуры на доске. Остальные дети пытаются нарисовать фигуры на листах бумаги.

– Это упражнение учит нас распределять внимание и концентрировать его на 2 объектах. Самооценка выполненной работы по критериям:
Если вы сумели нарисовать за 1 минуту 5-7 пар фигур, это хороший результат.
Слайд 13.
Игровое упражнение «Спрятанные имена»
– А теперь упражнение на концентрацию внимания. На доске написаны 4 предложения. Среди букв в каждом предложении спрятаны имена мальчиков и девочек. Попробуйте отыскать эти имена за 1 минуту.
Пример: «…принес кофе дяде». (Федя)
 

 

В течение 1 минуты дети анализируют предложения.

– А теперь ответьте на мои вопросы к этим предложениям:

1. Кто же сказал про свист соловья в листве? (Вера.)
2. Кто пел песни на сцене? (Нина.)
3. Кто купил тетради малышам? (Дима.)
4. Кто сказал о лисе, которая ищет зайца? (Саша.)

 
  1. «В густой листве раздается свист соловья», – сказала…
  2. …пела песни на сцене
  3. …купил тетради малышам.
  4. «Лиса шарит по кустам в поисках зайца», – сказал… 
Слайд 14.
Игровое упражнение «Смотреть и видеть»
– И ещё одно задание на внимательность. Ребята, вы уже … лет учитесь в одном классе. Каждый день смотрите друг на друга. Но умеете ли вы видеть? Сейчас мы это проверим.
– Я приглашаю к доске двух соседей по парте. Кто из вас более внимательный? 
Итак, вопросы:
1. Какого цвета глаза у твоего соседа?
2. Какого цвета волосы?
3. Есть ли на лице у него родинки?
4. Есть ли у него сегодня сережки (колечки, ремешок на брюках)?
5. Есть ли у него сегодня на руках часы?
6. В какой обуви он пришел сегодня в класс?
7. Есть ли карманы на одежде, сколько их?
8. Какого цвета блузка (рубашка, брюки, кофта)?
9. Какая у него прическа сегодня?

На примере этого упражнения вы смогли сами убедиться, как нам не хватает внимательности и наблюдательности, чтобы не только смотреть, но и видеть друг друга.

 

 

Выходят два ученика – соседи по парте.

Один разворачивается спиной к соседу и отвечает на вопросы учителя и одноклассников.

 

 

 

Это упражнение можно повторить с другой парой соседей по парте.

4. Игровая пауза. «Кросс» Слайд 15.
– Ребята, нельзя перегружать внимание. Во время работы обязательно нужно делать небольшие перерывы и переключаться на что-то другое.
– Мы переключимся на игру «Кросс».
– Встаньте, выйдите из-за парт.
– Я буду быстро называть препятствия, а вы должны показать, как вы будете их преодолевать.
– Знакомит с препятствиями.
Учитель вразброс называет препятствия. После игры учитель предлагает всем вновь занять свои места.
Кросс – это бег по пересеченной местности.

У нас препятствия будут такие:

горы – поднимаем руки вверх;
ямы – опускаем руки вниз;
вода – плывем;
лесная чаща – наклоняемся вперед, чтобы ветки не поцарапали лицо.

Дети выполняют движения в течение 3 минут под музыку.

5. Конкурс «Профессия – детектив» Слайд 16.
– Ребята, мы сегодня говорим о внимании. Но есть такие профессии, в которых внимательность и наблюдательность – это самые необходимые профессиональные качества.
– Какие же это профессии?
– Да, люди данных профессий должны обладать обостренным вниманием. Буквально по одному взгляду на человека детектив может рассказать о нем очень много.
– Недаром Шерлок Холмс говорил, что наблюдательность – это его вторая натура. А теперь мы проверим, есть ли среди нас будущие детективы?
 

 

 

Ответы учеников: врач, учитель, шофер, милиционер.

 

– Начинаем конкурс «Профессия – детектив».

Сейчас к доске выйдет (имя девочки). Вы посмотрите на нее внимательно в течение 1 минуты. Потом девочка выйдет в коридор и внесет семь изменений в свою внешность. После этого она вернется в класс, и вы вновь на нее посмотрите в течение 3 минут. Вы должны будете найти эти изменения в ее внешности и записать все, что вы заметили, на листочке бумаги. На позу и выражение лица девочки внимания не обращаем.
– Ну, что ж, даю слово тем, кто обнаружил все 7 изменившихся деталей внешности (имя девочки).

Договориться с одной ученицей о том, что она в течение 3 минут изменит внешность. Сначала она предстанет перед ними в одном виде, затем, выйдя в коридор, внесет семь изменений в свою внешность: расстегивает пуговицы, меняет ленты, прячет воротничок блузки, надевает или убирает ремешок, берет в руку платок.

Дети смотрят на девочку, вернувшуюся в класс, записывают изменившиеся детали.

– Ну вот, оказывается, детективов у нас в классе много. Это (фамилии учеников). Ученики читают свои записи, девочка оценивает их ответы.

Молодцы!

6. Домашнее задание Слайд 17.
– Наш классный час подходит к концу. Но развивать свое внимание вы можете каждый день: на уроках и переменах, на улице и дома. Вообще, развивать себя – это очень увлекательное занятие. Награда за него – это успех и уверенность в себе.
Домашнее задание:

Найдите дома интересные задания, игры, упражнения для развития внимания.

7. Подведение итогов (рефлексия) – Как вы считаете, ребята, будет ли для вас какая-нибудь польза от нашего классного часа?
– Что вы почувствовали, выполняя упражнения на развитие внимания?
– Оцените свою работу на занятии по критериям «Светофор».
– Желаю вам, ребята, успехов!
Слайд 18.
– Спасибо за внимание!
Ученикам предлагается оценить информацию, полученную на занятии одним из трех кружков красного, жёлтого, зеленого цвета по критериям «Светофор»:
  • красный цвет – “мне на занятии было не интересно“;
  • жёлтый цвет – “считаю информацию, полученную на занятии недостаточно полезной”;
  • зеленый цвет – “считаю информацию, полученную на занятии интересной и очень полезной”.

Поощрение учащихся дошкольных и детских садов к развитию навыков внимания

Посещение конференции по образованию дает мне возможность взять на себя роль ученика. Мне не нужно много времени, чтобы понять, что сидеть и слушать — это вызов, а я учитель. Я беру с собой дневник, чтобы делать заметки, пью воду, чтобы избежать обезвоживания, и делаю перерывы на прогулку между занятиями, чтобы восстановить силы.

С годами я заметил, что есть множество способов, которыми я могу вносить коррективы, чтобы помочь себе в процессе обучения. Я забочусь о том, чтобы сидеть в удобном месте во время собраний сотрудников, а жевательная резинка помогает мне сосредоточиться, когда я пишу отчеты о конференциях. Точно так же я думаю, что важно помочь маленьким детям найти инструменты, которые помогут им понять, активировать навыки слушания и участвовать в обучении.

Используйте мультисенсорный подход, чтобы помочь маленьким детям научиться концентрировать внимание 

Принятие во внимание того, что мы знаем о детях дошкольного и детсадовского возраста, является важным первым шагом в разработке классной комнаты, поддерживающей их обучение. Дети лучше всего учатся с помощью мультисенсорного подхода не только во время игры, но и во время собраний в классе (утреннее собрание или кружок). Когда задействуются зрительные, слуховые и кинестетически-тактильные чувства детей, они могут лучше вовлекаться, усваивать и вспоминать то, что узнали. Поэтому важно обеспечить, чтобы среда и опыт в классе были визуально и акустически привлекательными, открытыми для исследования, практическими и предлагали полное обучение.

Я заметил, что этот мультисенсорный подход часто доступен детям во время свободной игры, но менее доступен, когда пришло время сидеть на собрании класса. В прошлом я неустанно работал над тем, чтобы собрать детей в круг с песней, которая напоминала бы им о том, что нужно сидеть «яблочное пюре крест-накрест». Было утомительно пытаться удержать их внимание, пока я устраивал свое шоу. Отсутствие их внимания дало мне понять, что мне нужно задействовать мультисенсорный подход, а также внести коррективы в то, как мы собирались и взаимодействовали вместе. Мне нужно было подумать о том, чтобы быть гибким со временем в зависимости от концентрации внимания детей. Я также понял, что мне нужно изменить свой подход к обучению, чтобы он не ограничивался только учителем, а также предлагал инструменты, чтобы удерживать внимание моих учеников.

С тех пор как я усовершенствовал свой подход, мои классные собрания стали выглядеть намного лучше. В начале учебного года я знакомлю класс с различными инструментами, к которым они могут получить доступ до нашей встречи. Эти инструменты включают в себя различные варианты сидения, непоседа и опоры, такие как утяжелители для коленей, наушники и планшеты. Я показываю им, как можно использовать инструменты, чтобы заставить их тела обращать внимание, и мы вместе проверяем их.

Например, очень шевелящемуся ребенку может быть полезна ухабистая подушка, которая предлагает движение. Круглые сиденья обеспечивают дополнительную поддержку корпуса, а утяжеленные подушки на коленях успокаивают. Инструменты для беспокойства могут быть полезны для занятых рук, которым нужно что-то трогать и манипулировать, а наушники помогают свести к минимуму звук.

Я объясняю детям назначение этих инструментов — они помогают им слушать и обращать внимание. Если инструменты не работают, мы можем попробовать что-то другое или использовать их в другое время. Эта дополнительная поддержка всегда доступна в течение всего учебного дня, поэтому дети учатся самостоятельности в получении того, что им нужно.

Оставайтесь гибкими и реалистично относитесь к объему внимания учащихся

Общий опыт объединения в группу теперь выглядит и ощущается ориентированным на ребенка. Мы часто собираемся с песней, растяжкой или игрой пальцами. Дети предвкушают и с нетерпением ждут повторного посещения фаворитов. Они не только делятся своими идеями, но и помогают вести распорядок дня, например, просматривают расписание дня или берутся за работу в классе, например, подсчитывают, сколько детей присутствует. Мультисенсорные режимы включаются, когда дети слушают историю, а затем разыгрывают ее, занимаются йогой и медитацией, а также играют в групповые игры с реальными визуальными эффектами, такими как «Что пропало», «Саймон говорит» и «Я шпион».

Я научился быть более гибким и читать комнату. Иногда необходимо импровизированное дыхательное упражнение, чтобы вернуть группу, а иногда пора заканчивать. Исследования показывают, что продолжительность концентрации внимания у детей составляет от 2 до 3 минут в год. Это хорошее эмпирическое правило, о котором следует помнить, чтобы не возлагать ожиданий сверх того, что соответствует уровню развития ваших учеников.

Для меня прощание с «яблочным пюре крест-накрест» означает, что есть более чем один способ сидеть и заниматься обучением. Это означает, что дети могут общаться со службами поддержки, которые помогают им получить доступ к обучению и укрепить их общее внимание.

Иногда мы собираемся в круг, чтобы видеть лица друг друга, а иногда двигаемся все вместе. Некоторые дети могут сидеть впереди на подушке, а другие сидят на стульях сзади.

Я благодарен за то, что работаю учителем в то время, когда мы отказались от универсального подхода и вместо этого намеренно сотрудничаем с детьми, чтобы узнать, что помогает им как ученикам. Маленькие дети возьмут эти инструменты с собой в свое академическое путешествие по мере роста требований школы. Как воодушевляет детей возможность отстаивать свои интересы, говоря о том, что помогает им учиться лучше всего!

Развитие ребенка – важность положительного внимания

Кристи Джеймс 25 февраля 2021 г.

+ ЕЩЕ

Кристин Рэйчес, PsyD, HSPP, BCBA
Ассистент профессора клинической педиатрии, Медицинский факультет Университета Индианы
Педиатрическое отделение, Отделение детского развития

Иногда самые маленькие вещи бывают самыми важными. Например, позитивное внимание или реакция на других таким образом, который демонстрирует теплоту и интерес, — это небольшая, но важная часть воспитания. В частности, при общении с детьми позитивное внимание создает ощущение доверия и безопасности. Родители проявляют положительное внимание с помощью улыбок, зрительного контакта, нежного физического прикосновения, использования добрых слов, которые отмечают и воодушевляют других, а также проявляя интерес к интересам, деятельности и достижениям других. Исследования показывают, что использование положительного внимания при общении с детьми снижает частоту негативного поведения. Дети хотят и желают внимания своих родителей и будут делать все, чтобы получить его. Когда дети узнают, что родители уделяют больше внимания положительному поведению, чем отрицательному, отрицательное поведение может уменьшиться. Важность положительного внимания начинается в младенчестве и продолжается в детстве и во взрослой жизни.

Положительное внимание помогает детям понять, что они являются важными и ценными членами группы. Младенцы узнают, что другим можно доверить заботу о них и что они могут доставлять удовольствие окружающим. Позитивное внимание демонстрируется любовными взаимодействиями, переживаниями и позитивными отношениями. По мере взросления детей позитивное внимание играет важную роль в начальном развитии положительного образа самого себя. Позитивное внимание помогает детям усвоить передаваемые сообщения и помогает им развить уверенность и веру в то, что они могут достичь своих мечтаний и целей.

Как практиковать положительное внимание

В младенчестве положительное внимание можно продемонстрировать, утешая ребенка, когда он плачет, улыбаясь в ответ, когда ребенок улыбается ему, реагируя на сигналы ребенка и «разговаривая» с ребенком. ребенок об окружающей среде. Детям старшего возраста (малышам, дошкольникам, детям школьного возраста) нравится положительное внимание, и родители могут показать это, говоря ребенку, что именно им нравится в том, что они делают (так называемая «маркированная похвала»), даже если это кажется незначительным. «Мне нравится, как ты терпеливо сидишь в этом кресле» или «Мне нравится, когда ты помогаешь мне собирать свои игрушки» — такие приятные слова слышит ребенок! Использование позитивного тона и улыбки помогает подтвердить сказанное. Старайтесь давать много положительных отзывов о желаемом поведении, чтобы дети знали, что способ привлечь внимание родителей — это положительные, а не отрицательные вещи.

 Еще один способ, с помощью которого родители могут проявить положительное внимание к маленьким детям, – это принять участие в опыте с ребенком. Потратьте минуту или две и осмотрите лист, который привлек его/ее внимание. Вслух удивляйтесь его цвету или форме. Найдите время и постройте башню из Лего вместе с ним. Наконец, разговаривая с ребенком, всегда оставляйте время, чтобы ребенок ответил и ответил. Дети узнают, что важно то, что они говорят, и что взрослые готовы их слушать. Нацельтесь на 15 минут в день общения с ним/ней один на один и позвольте ему/ей проводить это время вместе. Покажите им, что их интересы имеют значение и что другие хотят быть частью этого опыта. Маленькие вещи могут в конечном итоге стать большими!

Ой. Я не был уверен

Положительное внимание — это не то, что может происходить все время, каждый раз. У всех родителей/опекунов был опыт, когда они просто не могли быть позитивными, или ситуация была не такой, в которой было бы реалистично быть позитивным. Все нормально. Дети устойчивы и могут справиться со случайными ситуациями, когда их родитель/опекун был недоволен, бесчувственен, недоступен или рассеян. Путешествие важно, и не каждое отдельное происшествие помогает вашему ребенку чувствовать себя любимым и защищенным. Модель позитивного внимания и больше позитивных взаимодействий, чем негативных взаимодействий, вот что имеет значение. Со временем накапливается множество небольших моментов положительного внимания и взаимодействия. Поговорите с врачом/терапевтом, если вы хотите помочь увеличить количество случаев положительного внимания к вашему ребенку.

Ссылки :

 

Муллан, К. и Хиггинс, Д. (2014). Безопасная и поддерживающая семейная среда для детей: ключевые компоненты и связи с результатами для детей. Канберра: Государственный департамент социальных служб Австралии.

https://childmind.org/article/the-power-of-positive-attention/

Чтобы узнать больше

Если вы хотите узнать больше о позитивном внимании и о том, как позитивно взаимодействовать с вашим ребенком, рассмотрите следующие веб-сайты: 

  • Институт детского разума: https://childmind.org/article/the-power-of-positive-attention/
  • CDC: https://www.cdc.gov/parents/essentials/communication/goodbehavior.html
  • Терапия взаимодействия родителей и детей: http://www.pcit.org/

 

Кристин М. Рэйчес, PsyD, HSPP, BCBA  – клинический психолог и сертифицированный поведенческий аналитик в программе Riley Child Development Center-LEND. В настоящее время она является директором по обучению в программе LEND. Она участвует в междисциплинарной группе, которая проводит оценку детей с подозрением на отклонения в развитии нервной системы, поведенческие расстройства или задержки развития. Доктор Рэйчес также является специалистом по раннему вмешательству, предоставляя психологические оценки и текущие услуги на дому и в клинике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *