Развитие внимательности у младших школьников: Развитие внимания младших школьников — сайт Разумейкин

Содержание

Развитие внимания младших школьников — сайт Разумейкин

3356

На протяжении младшего школьного возраста идет интенсивное развитие всех свойств внимания: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9—10 годам дети способны достаточно долго выполнять произвольно заданную программу действий, работая сосредоточенно, без отвлечения и ошибок. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются важным фактором успешности в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению — с устойчивостью внимания.

Из этого напрашивается естественный вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам. 

Часто дети, концентрирующие внимание не на учебных занятиях, а на чём-то другом (на своих мыслях, далеких от учёбы, рисовании на парте и т.д.), из-за отсутствия нужной направленности производят впечатление рассеянных, хотя внимание у них может быть достаточно развито. В данном случае проблема, скорее всего, заключается в отсутствии достаточной учебной мотивации. 

Свойства внимания, как правило, развиты неодинаково. Поэтому разные дети внимательны по-разному. Одни ученики имеют устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей им трудно. Другие легко переключаются в процессе учебной работы, но также легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объёмом. 

Если ребенок не может сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме, у него недостаточный объем внимания. Неустойчивость внимания, трудности концентрации проявляются в том, что ученик не может работать сосредоточенно, не отвлекаясь. О недостаточной избирательности внимания говорят, если ребенок не может сосредоточиться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи. Плохо развитая переключаемость внимания проявляется в том, что детям трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш ребенок сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то он будет допускать ошибки, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку). Плохо развитая способность распределения внимания — неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел. Недостаточная произвольность внимания проявляется в том, что ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Подобные недостатки для их преодоления требуют, как показывают исследования, специально организованной работы. Такая работа должна вестись по двум направлениям: 

1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение. 

2. Формирование внимательности как свойства личности. Часто дети ориентируются на общий смысл текста, фразы, задачи или выражения, схватывают этот смысл и, довольствуясь им, 

«пренебрегают частностями». Необходимо преодолевать это глобальное восприятие, научить ребенка воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого. 

Доказано, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объём внимания, он индивидуален. Свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать. Успешность тренировки внимания в значительной мере определяется также индивидуально-типологическими особенностями, в частности свойствами высшей нервной деятельности. В частности, люди с сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой (сангвиники) имеют устойчивое, легко распределяемое и переключаемое внимание. Для лиц со слабой нервной системой (меланхолики) более характерно неустойчивое, плохо распределяемое и переключаемое внимание. При сочетании инертности и силы (флегматики) показатели устойчивости повышаются, свойства переключения и распределения достигают средней эффективности. Таким образом, необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого конкретного ребенка позволяют тренировать его внимание лишь в определенных пределах. Однако относительно слабое развитие свойств внимания не является фактором фатальной невнимательности, поскольку решающая роль в успешном осуществлении любой деятельности принадлежит организованности внимания, т. е. навыку управления собственным вниманием, способностью поддерживать его на должном уровне, гибко оперировать его свойствами в зависимости от специфики выполняемой деятельности. 

Предлагаем несколько упражнений для развития внимания младших школьников: 

1. Игра «Сегодня лучше, чем вчера». В основе — корректурный тест, состоящий в следующем: построчно, справа налево, просматривать печатный текст и отмечать определенный элемент за отведенное время (5 минут). Ежедневно фиксируется количество просмотренных элементов и количество ошибок (пропуск элемента, ошибочное вычеркивание). Лучше отмечать результаты на графике, чтобы сделать наглядным их улучшение. Вычеркивать буквы можно в текстах детских книг с крупным шрифтом. Сложность заданий увеличивается по этапам протяженностью в неделю: так, в течение первой недели ребенок вычеркивает только один знак; на второй неделе — 2 знака и т.д. При этом вариантами усложнения задания на последующих этапах могут быть следующие: 

• введение более двух элементов; 

• разные способы отметки элементов (справа-налево наискосок; слева направо наискосок; обвести кружком; обвести квадратом; один обвести, другой — зачеркнуть разными способами; подчеркнуть; увеличение и уменьшение шрифта; использование значков и т. п.) 

2. Чтение текста до заранее указанного выражения. 

3. «Каждой руке — свое дело»: ребенка просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или записывать решения несложных примеров. 

4. Счет с помехой: учащийся называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т. д. Подсчитывается время выполнения задания и количество ошибок. 

5. Чтение с помехой: ребенок читает текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении он должен найти ответы на заданные заранее вопросы. 

Представленные на нашем сайте задания направлены на развитие внимания школьника 9-10 лет. Надеемся, они будут не только полезны, но и интересны вашим детям.

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:

  • развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;

  • помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;

  • обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;

  • позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;

  • расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).

 

Развитие внимания в младшем школьном возрасте

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Вступление. Мотивация к занятию Презентация. Слайд 1.

Тренинг – настрой в начале занятия

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

 

Слова произносятся негромко, но быстро.

Слайд 2.

– Давайте вспомним отрывок из стихотворения С. Маршака:

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось это брюки…
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки…

 

Ученики выразительно читают отрывки стиха

Слайд 3.

– Какого человека мы называем рассеянным?

– Подберите синонимы к данному слову.

Ученики отвечают на вопрос, подбирают синонимы к слову: рассеянный:

беспамятный
забывчивый
невидящий
невнимательный
несобранный
отсутствующий
разиня
задумчивый

2. Интерактивная беседа «Внимание и его особенности»
Слайд 4.

– Попробуем заглянуть в сундучок и определить способность человека

  • без него невозможно отличить правый ботинок от левого;
  • оно заставляет поворачивать голову на внезапный звук;
  • оно помогает не заблудиться в лесу;
  • к нему всегда призывают взрослые;
  • без него рискованно переходить дорогу;
  • без него не заметишь, что другому человеку нужна помощь;
  • без него не соберешь конструктор;
  • без него невозможно запомнить правило, стихотворение, решить задачу;
  • без него никуда.
 

Из сундучка ученики достают листочки, на которых записаны определения способности человека.

– Догадались, какая это способность человека?  Ответ учеников: это – внимание.
Слайд 5.
– Определим тему классного часа.
Тема: «Мой помощник – внимание».
Слайд 6.
– Поставим цели урока. Что хотим узнать, о чём услышать и научиться.
Цели: развивать своё внимание, учиться быть внимательным, упражнения для развития внимания школьника.
Слайд 7.
– Посмотрите на доску. Что на ней нарисовано?
– Да, мишень. Ее изображают в виде концентрических окружностей. Они сосредоточены, сконцентрированы вокруг центра. Стрелок старается попасть в центр мишени, а мы стараемся сосредоточить свое внимание на чем-то.
Ответ учеников: мишень.
Слайд 8.
– Внимание – это умение собирать, концентрировать свои мысли.
Но, как видим, не всегда это у нас получается.
– Что же мешает нам сосредоточиться?
Ответ учеников:
  • Думаю о посторонних предметах.
  • Иногда настроение плохое мешает.
  • Отвлекает шум на улице или в коридоре.
– Мы видим, что удерживать внимание иногда очень нелегко.
– Как же можно бороться с этими врагами на уроках?
Ответ учеников:
  • Выбросить весь мусор из головы и слушать только учителя.
  • Сжать руки в кулаки, чтобы ничего не трогать.
  • Не смотреть по сторонам.
  • Не прислушиваться к шуму за окном.
  • Не мечтать о том, что ты будешь делать после школы.
  • Нужно заставлять себя не отвлекаться, хотя это очень трудно.
– Ребята, внимание – это очень важное качество человека. От него зависит успех в любом деле.

– Сегодня мы узнаем, как развивать внимание. Это можно делать буквально играючи.

 
3. Игровой блок Слайд 9.
– Игровое упражнение «Мгновенная фотография»

– За одно мгновение, за одну короткую вспышку света наш мозг способен воспринять (увидеть, понять, обработать) огромный объем информации.

– Посмотрите на картинку в течение 3-5 секунд. (Показывает любую картинку или предмет с крупными яркими деталями.) 

 
Слайд 10.
– А теперь запишите на листах бумаги, какие детали вам врезались в память.
Дети пишут в течение 1-2 минут.
Слайд 11.
– Посчитайте количество деталей, которые вы заметили по критериям.
Это объем вашего внимания.
Самооценка выполненной работы по критериям:

>7 деталей – отличный результат,
5-6 деталей – хороший результат,
<5 деталей – нужно работать над своим вниманием

Слайд 12.
– Игровое упражнение «Треугольники и круги»
– А теперь я приглашаю к доске того, кто умеет делать несколько дел одновременно.
– Попробуйте нарисовать на доске правой рукой пять треугольников, и одновременно левой рукой – 5 кругов. – А вы, ребята (обращается к классу), попробуйте сделать это на листах бумаги. Но старайтесь, чтобы у треугольников были острые уголки, а окружность была плавной. На это вам дается 1 минута.
 

 

Выходят 2-3 ученика, они рисуют фигуры на доске. Остальные дети пытаются нарисовать фигуры на листах бумаги.

– Это упражнение учит нас распределять внимание и концентрировать его на 2 объектах. Самооценка выполненной работы по критериям:
Если вы сумели нарисовать за 1 минуту 5-7 пар фигур, это хороший результат.
Слайд 13.
Игровое упражнение «Спрятанные имена»
– А теперь упражнение на концентрацию внимания. На доске написаны 4 предложения. Среди букв в каждом предложении спрятаны имена мальчиков и девочек. Попробуйте отыскать эти имена за 1 минуту.
Пример: «…принес кофе дяде». (Федя)
 

 

В течение 1 минуты дети анализируют предложения.

– А теперь ответьте на мои вопросы к этим предложениям:

1. Кто же сказал про свист соловья в листве? (Вера.)
2. Кто пел песни на сцене? (Нина.)
3. Кто купил тетради малышам? (Дима.)
4. Кто сказал о лисе, которая ищет зайца? (Саша.)

 
  1. «В густой листве раздается свист соловья», – сказала…
  2. …пела песни на сцене
  3. …купил тетради малышам.
  4. «Лиса шарит по кустам в поисках зайца», – сказал… 
Слайд 14.
Игровое упражнение «Смотреть и видеть»
– И ещё одно задание на внимательность. Ребята, вы уже … лет учитесь в одном классе. Каждый день смотрите друг на друга. Но умеете ли вы видеть? Сейчас мы это проверим.
– Я приглашаю к доске двух соседей по парте. Кто из вас более внимательный? 
Итак, вопросы:
1. Какого цвета глаза у твоего соседа?
2. Какого цвета волосы?
3. Есть ли на лице у него родинки?
4. Есть ли у него сегодня сережки (колечки, ремешок на брюках)?
5. Есть ли у него сегодня на руках часы?
6. В какой обуви он пришел сегодня в класс?
7. Есть ли карманы на одежде, сколько их?
8. Какого цвета блузка (рубашка, брюки, кофта)?
9. Какая у него прическа сегодня?

На примере этого упражнения вы смогли сами убедиться, как нам не хватает внимательности и наблюдательности, чтобы не только смотреть, но и видеть друг друга.

 

 

Выходят два ученика – соседи по парте.

Один разворачивается спиной к соседу и отвечает на вопросы учителя и одноклассников.

 

 

 

Это упражнение можно повторить с другой парой соседей по парте.

4. Игровая пауза. «Кросс» Слайд 15.
– Ребята, нельзя перегружать внимание. Во время работы обязательно нужно делать небольшие перерывы и переключаться на что-то другое.
– Мы переключимся на игру «Кросс».
– Встаньте, выйдите из-за парт.
– Я буду быстро называть препятствия, а вы должны показать, как вы будете их преодолевать.
– Знакомит с препятствиями.
Учитель вразброс называет препятствия. После игры учитель предлагает всем вновь занять свои места.
Кросс – это бег по пересеченной местности.

У нас препятствия будут такие:

горы – поднимаем руки вверх;
ямы – опускаем руки вниз;
вода – плывем;
лесная чаща – наклоняемся вперед, чтобы ветки не поцарапали лицо.

Дети выполняют движения в течение 3 минут под музыку.

5. Конкурс «Профессия – детектив» Слайд 16.
– Ребята, мы сегодня говорим о внимании. Но есть такие профессии, в которых внимательность и наблюдательность – это самые необходимые профессиональные качества.
– Какие же это профессии?
– Да, люди данных профессий должны обладать обостренным вниманием. Буквально по одному взгляду на человека детектив может рассказать о нем очень много.
– Недаром Шерлок Холмс говорил, что наблюдательность – это его вторая натура. А теперь мы проверим, есть ли среди нас будущие детективы?
 

 

 

Ответы учеников: врач, учитель, шофер, милиционер.

 

– Начинаем конкурс «Профессия – детектив».

Сейчас к доске выйдет (имя девочки). Вы посмотрите на нее внимательно в течение 1 минуты. Потом девочка выйдет в коридор и внесет семь изменений в свою внешность. После этого она вернется в класс, и вы вновь на нее посмотрите в течение 3 минут. Вы должны будете найти эти изменения в ее внешности и записать все, что вы заметили, на листочке бумаги. На позу и выражение лица девочки внимания не обращаем.
– Ну, что ж, даю слово тем, кто обнаружил все 7 изменившихся деталей внешности (имя девочки).

Договориться с одной ученицей о том, что она в течение 3 минут изменит внешность. Сначала она предстанет перед ними в одном виде, затем, выйдя в коридор, внесет семь изменений в свою внешность: расстегивает пуговицы, меняет ленты, прячет воротничок блузки, надевает или убирает ремешок, берет в руку платок.

Дети смотрят на девочку, вернувшуюся в класс, записывают изменившиеся детали.

– Ну вот, оказывается, детективов у нас в классе много. Это (фамилии учеников). Ученики читают свои записи, девочка оценивает их ответы.

Молодцы!

6. Домашнее задание Слайд 17.
– Наш классный час подходит к концу. Но развивать свое внимание вы можете каждый день: на уроках и переменах, на улице и дома. Вообще, развивать себя – это очень увлекательное занятие. Награда за него – это успех и уверенность в себе.
Домашнее задание:

Найдите дома интересные задания, игры, упражнения для развития внимания.

7. Подведение итогов (рефлексия) – Как вы считаете, ребята, будет ли для вас какая-нибудь польза от нашего классного часа?
– Что вы почувствовали, выполняя упражнения на развитие внимания?
– Оцените свою работу на занятии по критериям «Светофор».
– Желаю вам, ребята, успехов!
Слайд 18.
– Спасибо за внимание!
Ученикам предлагается оценить информацию, полученную на занятии одним из трех кружков красного, жёлтого, зеленого цвета по критериям «Светофор»:
  • красный цвет – “мне на занятии было не интересно“;
  • жёлтый цвет – “считаю информацию, полученную на занятии недостаточно полезной”;
  • зеленый цвет – “считаю информацию, полученную на занятии интересной и очень полезной”.

Почему осознанность способствует социально-эмоциональному развитию и академическим достижениям

Один из лучших способов подготовить учащихся к успешной школьной карьере — научить их социально-эмоциональным навыкам. Занятия по развитию осознанности — это простой и приятный способ освоить эти навыки для всех, от маленьких детей до старших школьников. Доказано, что осознанность, основанная на восточной духовности и психологических исследованиях, преобразует наш мозг таким образом, что это приводит к лучшим оценкам и навыкам преодоления трудностей.

Но польза осознанности в школах распространяется и на педагогов. Учителя, испытывающие стресс, часто чувствуют себя перегруженными и неэффективными в управлении классом. Но, практикуя осознанность, учителя могут научиться методам эмоциональной регуляции, которые изменят их взгляды на свою работу и взаимодействие со своими учениками. И их психологическое здоровье, и обстановка в классе улучшаются благодаря практике внимательности.

Как вы можете использовать преимущества внимательности на благо своей школы? Читайте дальше, чтобы узнать, что такое внимательность и как она меняет реакцию нашего мозга на стрессовые ситуации. Затем найдите советы по реализации упражнений осознанности со своими учениками и в качестве преподавателя.

Что такое внимательность?

Осознанность — это практика, которая восходит к буддийской философии и веками использовалась как успокаивающая техника.[1] В двадцатом веке психологи начали использовать медитацию и осознанность для лечения таких расстройств, как депрессия и тревога. Они обнаружили, что пациенты, прошедшие программы осознанности, были лучше подготовлены к решению проблем в своей повседневной жизни.[2] Педагоги недавно начали применять принципы внимательности для удовлетворения эмоциональных потребностей учащихся и уже добились впечатляющих результатов.

Но что значит «внимательный» и как вы можете использовать осознанность в классе? Осознанность относится к процессу сосредоточения вашего внимания на настоящем. Он включает в себя ежеминутное осознание ощущений, мыслей и чувств, которые вы испытываете. Идея внимательного мышления заключается в том, чтобы помочь себе заземлиться в своем окружении, сталкиваясь со стрессовыми или подавляющими переживаниями.

Одним из наиболее важных компонентов осознанности является не только осознание, но и отношение принятия и любопытства к своим мыслям и эмоциям.[3] Занятия осознанностью могут помочь вам найти причины стресса, беспокойства или других негативных чувств. Признав эти чувства такими, какие они есть, и приняв их, вы сможете лучше преодолеть психологический стресс. Любой, от детей до взрослых, может обрести душевное спокойствие с помощью техник осознанности.

С точки зрения учебного плана, внимательность подпадает под эгиду социально-эмоционального обучения (SEL). В то время как школы традиционно сосредотачиваются на академическом обучении, социально-эмоциональное развитие не менее важно для успеха учащихся. Согласно метаанализу 207 исследований, программы SEL в классе могут привести к повышению успеваемости на 11%, улучшению социальных навыков на 25% и снижению проблем с психическим здоровьем на 10%. [4] Внимательность может быть веселым и эффективным способом для учителей помочь ученикам развить эти навыки.

Почему методы осознанности могут переобучить ваш мозг

Чтобы понять, почему осознанность может значительно уменьшить стресс учащихся, важно признать, что когнитивная наука стоит за осознанностью и тревогой. Согласно отчетам о томографии мозга, практика осознанности может изменить структуру вашего мозга таким образом, чтобы улучшить вашу реакцию на стресс.[5] У людей, которые практикуют осознанность, например, часто увеличивается кровоток в мозгу и утолщается кора головного мозга.[6] Эти изменения связаны с более сильным вниманием и способностью регулировать негативные эмоции.

Внимательность также может влиять на количество серого вещества в вашем мозгу. В вашем гиппокампе, например, осознанная деятельность увеличивает плотность серого вещества, что может усилить вашу память, сострадание, самоанализ и самосознание.[7] Эти действия также могут уменьшить количество мозгового вещества в миндалевидном теле, что снижает стресс и беспокойство. [8] Техники осознанности не только усиливают способность вашего мозга обучаться позитивным копинг-стратегиям, но и снижают силу и частоту негативных эмоций.

Даже в малых дозах внимательность для студентов может привести к многообещающим результатам. Всего лишь практика осознанности по полчаса в день или меньше в течение восьми недель может привести к заметным когнитивным изменениям.[9] И хотя верно то, что большинство исследований по визуализации мозга сосредоточены на взрослых пациентах, исследователи считают, что результаты положительны для всех возрастов. Внимательность является не только одной из самых популярных стратегий облегчения беспокойства среди учащихся начальных классов, но и, по мнению неврологов, самой эффективной.[10]

Польза осознанности в классе

Польза внимательности для учащихся варьируется от академических до социально-эмоциональных улучшений. Учащиеся, проходящие обучение осознанности в классе, обычно имеют более высокие результаты тестов и оценки, чем их сверстники. [11] Чем больше они практикуют осознанную деятельность, тем больше улучшается их внимание, социальные навыки, самооценка и способность регулировать свои эмоции.[12] Кроме того, учащиеся, которые учатся осознанности, часто имеют более здоровый график сна и лучше подготовлены к своему дню в классе и за его пределами.[13]

Внимательность в школах также помогает уменьшить нездоровое или разрушительное поведение в классе. Например, учащиеся, которые проходят обучение осознанности, обычно имеют более низкий уровень стресса, а также более низкий уровень тревоги или депрессии. школа. Кроме того, уровень издевательств значительно ниже в школах, реализующих программы внимательности.[16]

В двух словах доказано, что внимательность в начальной школе повышается:

  • Академическая успеваемость
  • Фокус
  • Социальные навыки и эмоциональная регуляция
  • Самоуважение
  • Привычки сна
  • Сострадание

Также показано снижение:

  • Уровня стресса
  • Проблемы с психическим здоровьем
  • Усталость
  • Запугивание

Кроме того, программы развития внимательности являются эффективным способом охвата учащихся с ограниченными возможностями. Дети с трудностями в обучении, в частности с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), имеют более высокие оценки и меньше случаев эмоционального расстройства после прохождения обучения осознанности, чем те, кто не проходил никакого обучения.[17] Детям с особыми потребностями внимательность может помочь им освоить социально-эмоциональные навыки, необходимые для общения со сверстниками.[18] Используя стратегии осознанности, преподаватели могут дать каждому учащемуся инструменты, необходимые для успешной учебы в классе.

Увлекательные занятия по развитию внимательности для учащихся

К счастью для педагогов, преподавание осознанности в школах не только увлекательно, но и эффективно. Студенты сообщают, что групповые занятия по осознанности доставляют удовольствие и что они используют техники, которым научились, в своей повседневной жизни.[19] Попробуйте эти упражнения на осознанность в классе, чтобы научить своих учеников социально-эмоциональным навыкам, которые помогут им раскрыть свой академический потенциал.

Осознанное питание

Дайте каждому ребенку в классе по конфете или другому угощению. Пока они жуют, попросите их сосредоточиться на вкусах и ощущениях, которые они замечают во время еды. После того, как они закончат есть, попросите их обсудить или записать любые важные детали, которые они заметили в еде (например, ее цвет, запах, вкус, текстура и т. д.).

Это упражнение на внимательность особенно полезно для обучения студентов пяти чувствам. Если вы ищете социально-эмоциональные мероприятия, которые связаны с существующей учебной программой вашей школы, это может быть отличным дополнением.

Мини-медитация [20]

Поскольку у детей более короткая продолжительность концентрации внимания, небольшие занятия медитацией лучше подходят для обучения внимательности, не вызывая у них скуки. Один из способов сделать это — включить успокаивающую музыку и попросить учеников закрыть глаза за партами. Попросите учащихся закрыть глаза и максимально сосредоточиться на музыке. Если их мысли отвлекаются от музыки, напомните им, чтобы они не злились на себя, а просто осознали, что произошло, и вернулись к музыке.

Для учащихся младших классов: не более двух-трех минут. Старшие ученики могут медитировать дольше, поскольку у них больше практики.

Сканирование тела [21]

Это упражнение — отличный способ помочь учащимся использовать методы осознанности в качестве инструмента управления стрессом. Чтобы начать сканирование тела, пусть ученики лягут на пол или посидят неподвижно за партами. Проведите их через инвентаризацию любых эмоций или ощущений, которые они замечают, с головы до ног. Когда они распознают эти чувства, попросите их принять их присутствие, а затем перейти к следующей части своего тела.

Для более сложного упражнения на осознанность пусть ваши ученики лягут на пол. Проведите их через сканирование любых чувств или ощущений, которые они испытывают с головы до ног. Научите их, как только они заметят эти чувства, принять их такими, какие они есть. Закончив сканирование тела, сделайте вместе несколько глубоких вдохов и завершите упражнение.

Медитация при ходьбе

Медитация при ходьбе — это увлекательный способ помочь учащимся расшевелиться, практикуя осознанность. Выведите своих учеников на улицу и совершите короткую прогулку на пять-десять минут. Во время прогулки попросите их сосредоточиться на видах и звуках вокруг них, а также на своих ощущениях. После выполнения упражнения верните их внутрь и попросите обдумать полученный опыт посредством обсуждения или ведения дневника.

Как практиковать осознанность для учителей

Внимательность может улучшить управление стрессом как для учителей, так и для учеников. Педагоги Калифорнийского университета в Беркли считают, что учителя, практикующие осознанность, лучше понимают свои эмоции, развивают хорошие отношения между учителем и учеником и создают благоприятную атмосферу в классе.[22]

Но самое главное, осознанность — это стратегия заботы о себе для учителей, которая может помочь им почувствовать себя удовлетворенными и улучшить свое общее самочувствие. [23]

Воспользуйтесь этими пятью советами о том, как педагогу быть внимательным и извлечь пользу для себя и своих учеников:

  • Каждый день перед началом урока выделяйте пять-десять минут на запись медитации или практикуйте несколько дыхательных упражнений. упражнения
  • Начните вести дневник и старайтесь делать в нем записи хотя бы несколько раз в неделю. Отслеживание своих переживаний может помочь вам распознавать мысли и чувства по мере их появления в течение дня
  • .
  • Чтобы осознанность стала частью вашей повседневной жизни, установите ежедневные напоминания на своем телефоне, чтобы выполнять осознанную деятельность [24]
  • Благодарность — отличный способ стать более внимательным, культивируя позитивный настрой. Раз в день старайтесь составить в уме список из десяти разных вещей, за которые вы благодарны
  • .
  • Если вы занимаетесь осознанностью, в которой участвует не только разум, но и тело, присоединяйтесь к занятиям йогой или выполняйте несколько асан утром перед началом занятий

Источники:
Леланд, М. Внимательность и успехи учащихся . Журнал образования взрослых, 2015 г., 44(1), стр. 19.-24.[1]

Шонин Э., Гордон В.В. и Гриффитс М.Д. Практические советы по использованию осознанности в общей практике . Британский журнал общей практики, 2014 г., 64(624), стр. 368–69.[2]

Журнал Greater Good. Определение внимательности: что такое внимательность? Получено с сайта portland.edu: https://greatergood.berkeley.edu/topic/mindfulness/definition.[3]

Дурлак, Дж. А., Вайсберг, Р. П., Дымницки, А. Б., Тейлор, Р. Д. и Шеллингер, К. Влияние улучшения социального и эмоционального обучения учащихся: метаанализ универсальных вмешательств в школах. Развитие ребенка, 2011, 82(1), стр. 405-32.[4]

Дэвидсон Р. и Лутц А. Мозг Будды: нейропластичность и медитация . IEEE Signal Process Mag, 2008, 25 (1), стр. 174–176. [5]

Уэр, К. Доказательства влияния осознанности на детей и молодежь . Mindfulness in Schools Project, апрель 2012 г. , стр. 1–12.[6]

Hölzel, E. Практика осознанности приводит к увеличению региональной плотности серого вещества мозга . Психиатрические исследования, нейровизуализация, 2011, 191(1), стр. 36. [7]

Там же[8]

Уэр, К. Доказательства влияния осознанности на детей и молодежь . Mindfulness in Schools Project, апрель 2012 г., стр. 1–12.[9]

Гетин, Р. О некоторых определениях внимательности. Современный буддизм: междисциплинарный журнал, 2012 г., 12 (1), стр. 263–79.

Франко, К., Маньяс, И., Кангас, А.Дж., и Гальего, Дж. Применение осознанности к учащимся средней школы: результаты в отношении академической успеваемости, самооценки и беспокойства . Департамент образования Университета Альмерии, 2010 г., стр. 83–97. [11]

Мейкледжон, Дж., Филлипс, К., Фридман, М.Л., Гриффин, М.Л., Бигель, Г., Роуч, А., Франк, Дж., Берк, К., Пингер, Л., Солоуэй, Г., Исберг, Р., Сибинга, Э., Гроссман, Л., и Зальцман, А. Интеграция обучения внимательности в образование K-12: повышение устойчивости учителей и учащихся . Mindfulness Journal, декабрь 2012 г., 3(4), стр. 291–307.[12]

Weare, K. Доказательства влияния осознанности на детей и молодежь . Mindfulness in Schools Project, апрель 2012 г., стр. 1–12.[13]

Неаполь, Миннесота и др. др. Обучение внимательности для учащихся начальной школы , стр. 99-125.[14]

Мейкледжон, Дж. и др. др. Интеграция обучения внимательности в образование K-12: повышение устойчивости учителей и учащихся , стр. 291–307.[15]

Леланд, М. Внимательность и успехи учащихся . Журнал образования для взрослых, 2015 г., 44(1), стр. 19–24.[16]

Там же[17]

Бенн Р., Акива Т., Арел С. и Розер Р. В. Эффекты тренировки внимательности для родителей и воспитателей детей с особыми потребностями . Психология развития, 2012, 48(5), стр. 1476-87.[18]

Mapel, T. Внимательность и образование: опыт учащихся в обучении внимательности в классе высшей школы . Новозеландский журнал исследований в области образования, 2012 г. , 47 (1), стр. 19–32.[19]

Департамент образования Университета Конкордия. Упражнения на осознанность для начального класса . Получено с сайта portland.edu: https://education.cu-portland.edu/blog/classroom-resources/mindfulness-activities-kids-classroom/.[20]

Хукер, К.Е., и Фодор, И.Е. Обучение детей внимательности . Gestalt Review, 2008, 12(1), стр. 75-92.[21]

Журнал Greater Good. Как внимательность может помочь учителям . Получено с сайта berkeley.edu: https://greatergood.berkeley.edu/article/item/seven_ways_mindfulness_can_help_teachers.[22]

Департамент образования Университета Конкордия. Упражнения на осознанность для начальной школы . Получено с сайта portland.edu: https://education.cu-portland.edu/blog/classroom-resources/mindfulness-activities-kids-classroom/.[23]

Шонин Э., Гордон В.В. и Гриффитс М.Д. Практические советы по использованию осознанности в общей практике . Британский журнал общей практики, 2014 г. , 64(624), стр. 368–69.[24]

Там же[25]

Исследование осознанности в образовании

Вы ищете исследования и ресурсы по осознанности, которые помогут родителям, персоналу и администраторам понять влияние этой работы? Поделитесь этой исследовательской страницей со своим директором, родительским комитетом или сверстниками, чтобы помочь обосновать необходимость внимательности в школах.

На этой странице собраны результаты исследований о пользе осознанности, включая нейробиологию, последние научные исследования и конкретные преимущества для преподавателей и учащихся. Он также включает исследования по учебной программе Mindful Schools и преимуществам для выпускников наших курсов и учащихся, которых они обслуживают.


Преимущества осознанности

Научные исследования показывают, что практика осознанности снижает стресс и тревогу, повышает внимание, улучшает межличностные отношения, усиливает сострадание и дает множество других преимуществ. Ниже приводится краткое изложение результатов исследований о пользе осознанности, особенно актуальной для педагогов.

Улучшенное внимание

Многочисленные исследования свидетельствуют об улучшении внимания 1 , в том числе о повышении производительности при выполнении объективных задач , требующих большой концентрации внимания 2 .

Эмоциональное регулирование

Внимательность связана с регулированием эмоций в ряде исследований 3 . Внимательность создает изменения в мозге, которые соответствуют меньшей реактивности 4 и лучшей способности выполнять задачи, даже когда активируются эмоции 5 .

Великое Сострадание

Люди, случайно назначенные для обучения внимательности, с большей вероятностью помогут нуждающимся 6 и будут более сострадательны к себе. 7

Уменьшение стресса и беспокойства

Осознанность уменьшает чувство стресса 8 и уменьшает тревогу и стресс, когда человек оказывается в стрессовой социальной ситуации. 9

Осознанность развивает наш мозг

1. Миндалевидное тело активируется при обнаружении и реагировании на эмоции, включая сложные или сильные эмоции, такие как страх. После сеансов тренировки осознанности эта часть мозга может быть менее активирована. 10

2. Гиппокамп имеет решающее значение для обучения и памяти и помогает регулировать миндалевидное тело. Гиппокамп более активен 12 и производит большую плотность серого вещества 13 902:25 после тренировки осознанности.

3. Префронтальная кора больше всего связана со зрелостью, включая регулирование эмоций и поведения и принятие мудрых решений. Эта часть мозга лучше активируется и развивается после тренировки осознанности 14 .

Преимущества осознанности в образовании

Исследования показывают, что стресс учителей влияет на уровень стресса учащихся, а стресс учащихся влияет на результаты обучения. Студенты лучше учатся в атмосфере, которая является более эмоционально позитивной. Исследования продемонстрировали связь между положительным эмоциональным климатом в классе и успеваемостью.

Преимущества для педагогов

Когда учителя учатся осознанности, они не только получают личные преимущества, такие как снижение стресса и выгорания 15  , но и их школы. В рандомизированных контролируемых испытаниях учителя, которые научились осознанности, испытали:

  • снижение уровня стресса и эмоционального выгорания 15
  • большую эффективность при выполнении своей работы0224 17
  • Улучшение организации занятий в классе 18

Преимущества для учащихся

Исследования показывают, что обучение осознанности приносит пользу молодежи с точки зрения улучшения когнитивных результатов, социально-эмоциональных навыков и благополучия. В свою очередь, такие преимущества могут привести к долгосрочным улучшениям в жизни. Например, социальные навыки в детском саду предсказывают улучшение образования, трудоустройства, преступности, злоупотребления психоактивными веществами и психического здоровья во взрослой жизни 19 . Исследования показывают, что молодежь, которая практикует осознанность, может развиваться:

Навыки внимания и обучения

  • Внимание и фокусировка 20
  • Когнитивное развитие 21

Social & Emotical Skills

  • . Поведение в школе. Эмпатия и восприятие перспективы 23
  • Социальные навыки 24

Устойчивость

  • Эмоциональная регуляция 25
  • Снижение тревоги 26 и стресс 27
  • Посттравматические симптомы 28
  • Depression 29
  • Наше. какое влияние оказывают наши выпускники, как на них повлияли наши курсы и как мы можем лучше их обслуживать. Мы также проводим опросы до и после каждого курса, чтобы проверить наличие значительных улучшений в проверенных показателях. Ниже приводится резюме этих двух типов опросов участников, которые прошли наше первоначальное введение в внимательность и осознанность для курсов в классе.

    Результаты преподавателя

    90%

    Сообщите о меньшем стрессе и большем сострадании к себе

    82%

    Лучше общаться со студентами

    80%

    Удобная учебная программа

    77%

    Больше удовлетворены своей работой

    Результаты учащихся

    89%

    Улучшение эмоциональной регуляции

    83%

    Улучшение фокусировки

    76%

    Проявите большее сострадание

    79%

    Улучшение взаимодействия

    По сообщениям учителей

    Наши результаты: исследование Mindful Schools Research Study

    В 2011–2012 учебном году исследователи Mindful Schools в партнерстве с Калифорнийским университетом в Дэвисе провели одно из крупнейших на сегодняшний день рандомизированных контролируемых исследований внимательности и детей. В исследовании приняли участие 937 детей и 47 учителей в трех общественных начальные школы.

    Учебная программа Mindful Schools (преподаваемая преподавателям в рамках нашего курса Mindful Educator Essentials) привела к статистически значимым улучшениям в концентрации внимания и участии в занятиях в классе по сравнению с контрольной группой всего за четыре часа инструктажа по осознанности для учащихся — очень небольшое, низкое стоимость дозы. Дальнейшее обучение на наших учебных курсах может принести еще больше пользы.

    Подробнее об исследовании Mindful Schools.

    Дополнительное исследование: учебная программа Mindful Schools снижает симптомы депрессии

    Пилотное исследование 2010 года 30 показало, что учебная программа Mindful Schools для начальных классов снижает симптомы депрессии у детей из числа меньшинств. Исследователи рандомизировали восемнадцать детей из числа меньшинств в летнем лагере либо в группу осознанности, либо в группу санитарного просвещения. Детям было 8-11 лет. 64% были из стран Карибского бассейна и Центральной Америки. Инструктор провел десять 15-минутных уроков по учебной программе Mindful Schools. Группа внимательности показала значительно большее снижение симптомов депрессии, чем контрольная группа. Результаты тревоги были в том же направлении, но не значимы (p = 0,07).

    Исследователи пришли к выводу, что результаты «демонстрируют перспективность использования осознанности для уменьшения особенно депрессивных симптомов у детей из числа меньшинств. Кроме того, есть доказательства того, что больший размер выборки может позволить различать группы по симптомам тревоги». Они также высоко оценили учебную программу Mindful Schools, отметив, что дети «полностью вовлечены в деятельность» учебной программы.

    1 Кьеза, А., и Серретти, А. (2009). Снижение стресса на основе осознанности для управления стрессом у здоровых людей: обзор и метаанализ. Журнал альтернативной и дополнительной медицины, 15 (5), 593–600.

    Седльмайер, П., Эберт, Дж., Шварц, М., Циммерманн, Д., Хаариг, Ф., Ягер, С., и Кунце, С. (2012). Психологические эффекты медитации: метаанализ. Psychological Bulletin, 138 (6), 1139.

    2 Джа, А. П., Кромпингер, Дж., и Байме, М. Дж. (2007). Тренировка осознанности модифицирует подсистемы внимания. Когнитивная, эмоциональная и поведенческая неврология, 7 (2), 109–119.

    3 Ремер, Л., Уиллистон, С.К., и Роллинз, Л.Г. (2015). Внимательность и регуляция эмоций. Текущее мнение в области психологии, 3 , 52–57.

    4 Голдин П.Р. и Гросс Дж.Дж. (2010). Влияние снижения стресса на основе осознанности (MBSR) на регуляцию эмоций при социальном тревожном расстройстве. Emotion, 10 (1), 83.

    5 Ортнер, С. Н., Килнер, С. Дж., и Зелазо, П. Д. (2007). Медитация осознанности и снижение эмоционального вмешательства в когнитивную задачу. Мотивация и эмоции, 31 (4), 271–283.

    6 Кондон П., Деборд Г., Миллер В. Б. и ДеСтено Д. (2013). Медитация усиливает сострадательную реакцию на страдание. Психологические науки, 24 (10), 2125–2127.

    7 Бирни, К., Спека, М., и Карлсон, Л.Э. (2010). Изучение самосострадания и сочувствия в контексте снижения стресса на основе осознанности (MBSR). Стресс и здоровье, 26 (5), 359–371.

    Нефф, К.Д., и Гермер, С.К. (2013). Пилотное исследование и рандомизированное контролируемое испытание программы внимательного самосострадания. Журнал клинической психологии, 69 (1), 28–44.

    Шапиро, С.Л., Браун, К.В., и Бигель, Г.М. (2007). Обучение заботе о себе лиц, осуществляющих уход: влияние снижения стресса на основе осознанности на психическое здоровье терапевтов, проходящих обучение. Обучение и образование в области профессиональной психологии, 1 (2), 105.

    8 Кьеза, А., и Серретти, А. (2009 г.). Снижение стресса на основе осознанности для управления стрессом у здоровых людей: обзор и метаанализ. Журнал альтернативной и дополнительной медицины, 15 (5), 593–600.

    Пберт, Л., Мэдисон, Дж. М., Друкер, С., Олендзки, Н., Магнер, Р., Рид, Г., … Кармоди, Дж. (2012). Влияние тренировки осознанности на качество жизни при астме и функцию легких: рандомизированное контролируемое исследование. Грудная клетка, 67 (9), 769–776. (2013). Рандомизированное контролируемое исследование медитации осознанности при генерализованном тревожном расстройстве: влияние на тревожность и стрессовую реакцию. Журнал клинической психиатрии, 74 (8), 786–792.

    10 Лутц, А., Слагтер, Х.А., Данн, Дж.Д., и Дэвидсон, Р.Дж. (2008). Регуляция и мониторинг внимания в медитации. Тенденции в когнитивных науках, 12 (4), 163–169.

    Дебордес, Г., Неги, Л. Т., Пейс, Т. В., Уоллес, Б. А., Рэйсон, К. Л., и Шварц, Э. Л. (2012). Влияние обучения медитации осознанного внимания и сострадания на реакцию миндалевидного тела на эмоциональные стимулы в обычном, немедитативном состоянии. Frontiers in Human Neuroscience, 6 .

    12 Голдин П.Р. и Гросс Дж.Дж. (2010). Влияние снижения стресса на основе осознанности (MBSR) на регуляцию эмоций при социальном тревожном расстройстве. Emotion, 10 (1), 83.

    13 Хёльцель Б.К., Кармоди Дж., Вангель М., Конглтон К., Йеррамсетти С.М., Гард Т. и Лазар С.В. (2011 ). Практика осознанности приводит к увеличению региональной плотности серого вещества мозга. Психиатрические исследования: нейровизуализация, 191 (1), 36–43.

    14 Кьеза, А., и Серретти, А. (2010). Систематический обзор нейробиологических и клинических особенностей медитаций осознанности. Психологическая медицина, 40 (08), 1239–1252.

    15 Зарате, К. Мэггин, Д. Пассмор, А. (2019)   Метаанализ обучения внимательности благополучию учителей. Психология в школах, 56 (10), 1700–1715.

    Флук, Л., Голдберг, С.Б., Пингер, Л., Бонус, К. , и Дэвидсон, Р.Дж. (2013). Внимательность для учителей: пилотное исследование для оценки влияния стресса, выгорания и эффективности обучения. Разум, мозг и образование, 7 (3), 182–195.

    Дженнингс, П.А., Франк, Дж.Л., Сноуберг, К.Е., Кочча, М.А., и Гринберг, М.Т. (2013). Улучшение учебной среды в классе путем повышения осведомленности и устойчивости в образовании (CARE): результаты рандомизированного контролируемого исследования. School Psychology Quarterly, 28 (4), 374–390.

    Кемени, М.Э., Фольц, К., Кавана, Дж.Ф., Каллен, М., Гизе-Дэвис, Дж., Дженнингс, П., … Уоллес, Б.А. (2012). Тренировка созерцания/эмоций снижает негативное эмоциональное поведение и способствует просоциальным реакциям. Emotion, 12 (2), 338.

    Розер, Р., Шонерт-Райхл, К. А., Джха, А., Каллен, М., Уоллес, Л., Виленски, Р., … Харрисон, Дж. ( 2013). Обучение осознанности и снижение стресса и выгорания учителей: результаты двух рандомизированных полевых испытаний с контролем из списка ожидания. Журнал педагогической психологии, 105 (3), 787–804.

    16 Дженнингс, П. А., Франк, Дж. Л., Сноуберг, К. Э., Кочча, М. А., и Гринберг, М. Т. (2013). Улучшение учебной среды в классе путем повышения осведомленности и устойчивости в образовании (CARE): результаты рандомизированного контролируемого исследования. School Psychology Quarterly, 28 (4), 374–390.

    Клингбейл, Д.А. Реншоу, Т.Л. (2018). Вмешательства на основе осознанности для учителей: метаанализ появляющейся доказательной базы. Ежеквартальный журнал школьной психологии, 33 (4) 501–511.

    17 Jennings, P. Doyle, S. Oh, Y. et al. (2019) Долгосрочное влияние программы CARE на самооценку учителей, их социальную и эмоциональную компетентность и благополучие. Журнал школьной психологии, 76, 186-202.

    18 Флук Л., Голдберг С. Б., Пингер Л., Бонус К. и Дэвидсон Р. Дж. (2013). Внимательность для учителей: пилотное исследование для оценки влияния стресса, выгорания и эффективности обучения. Разум, мозг и образование, 7 (3), 182–195.

    19 Джонс, Д. Э., Гринберг, М., и Кроули, М. (2015). Раннее социально-эмоциональное функционирование и общественное здоровье: связь между социальной компетентностью детского сада и будущим благополучием. Американский журнал общественного здравоохранения, 105 (11), 2283–2290.

    20  Байджал С., Джа А. П., Киёнага А., Сингх Р. и Шринивасан Н. (2011). Влияние обучения сосредоточенной медитации на развитие сетей внимания в раннем подростковом возрасте. Границы психологии, 2 , 1-9.

    Наполи, М., Креч, П.Р., и Холли, Л.К. (2005). Тренинг осознанности для учащихся начальной школы. Журнал прикладной школьной психологии, 21 (1), 99–125.

    Семпл, Р. Дж., Ли, Дж., Роза, Д., и Миллер, Л. Ф. (2010). Рандомизированное исследование когнитивной терапии для детей, основанной на осознанности: развитие осознанного внимания для повышения социально-эмоциональной устойчивости у детей. Журнал детских и семейных исследований, 19 (2), 218–229. (2015). Улучшение когнитивного и социально-эмоционального развития с помощью простой в управлении школьной программы, основанной на внимательности, для детей младшего школьного возраста: рандомизированное контролируемое исследование. Психология развития, 51 (1), 52-66.

    Сангер, К.Л. Дорджи, Д. (2016) Тренировка внимательности с подростками улучшает метапознание и подавление нерелевантных стимулов: данные потенциалов мозга, связанных с событиями. Тенденции в неврологии и образовании, 5 (1), 1–11.

    22 Барнс, В. А., Бауза, Л. Б., и Трейбер, Ф. А. (2003). Влияние снижения стресса на негативное школьное поведение подростков. Health and Quality of Life Outcomes, 1 (10), 1–7.

    Шонерт-Райхл, К. А., Оберле, Э., Лоулор, М. С., Эббот, Д., Томсон, К., Оберландер, Т. Ф., и Даймонд, А. (2015). Улучшение когнитивного и социально-эмоционального развития с помощью простой в управлении школьной программы, основанной на внимательности, для детей начальной школы: рандомизированное контролируемое исследование. Психология развития, 51 (1), 52-66.

    Семпл, Р. Дж., Ли, Дж., Роза, Д., и Миллер, Л. Ф. (2010). Рандомизированное исследование когнитивной терапии для детей, основанной на осознанности: развитие осознанного внимания для повышения социально-эмоциональной устойчивости у детей. Journal of Child and Family Studies, 19 (2), 218–229.

    23 Ченг Р., Гиллионс А. и Спаркс. (2019) Усиливают ли вмешательства, основанные на осознанности, эмпатию и сострадание у детей и подростков: систематический обзор. Журнал исследований детей и семьи, 28 (7), 1765–1779 гг..

    Шонерт-Райхл, К. А., Оберле, Э., Лоулор, М. С., Эббот, Д., Томсон, К., Оберландер, Т. Ф., и Даймонд, А. (2015). Улучшение когнитивного и социально-эмоционального развития с помощью простой в управлении школьной программы, основанной на внимательности, для детей начальной школы: рандомизированное контролируемое исследование. Психология развития, 51 (1), 52-66.

    24 Наполи, М. , Креч, П.Р., и Холли, Л.К. (2005). Тренинг осознанности для учащихся начальной школы. Журнал прикладной школьной психологии, 21 (1), 99–125.

    Шонерт-Райхл, К. А., Оберле, Э., Лоулор, М. С., Эббот, Д., Томсон, К., Оберландер, Т. Ф., и Даймонд, А. (2015). Улучшение когнитивного и социально-эмоционального развития с помощью простой в управлении школьной программы, основанной на внимательности, для детей начальной школы: рандомизированное контролируемое исследование. Психология развития, 51 (1), 52-66.

    25 Мец, С. М., Франк, Дж. Л., Райбель, Д., Кантрелл, Т., Сандерс, Р., и Бродерик, П. К. (2013). Эффективность программы обучения ДЫШАТЬ в отношении регуляции эмоций подростков. Исследования в области развития человека, 10 (3), 252–272.

    Thieery, K., Bryant, H., Nobles, S. et al. (2016). Двухлетнее влияние программы, основанной на осознанности, на саморегуляцию дошкольников и академическую успеваемость. Раннее образование и развитие, 5(1), 1-11.

    26 Этерингтон, В. Костелло, С. (2019) Сравнение универсальной и целенаправленной реализации основанной на осознанности программы лечения тревожности у детей. Журнал психологов и консультантов в школах, 29 (1), 22–38.

    Марусек, Х.А., Эльрахал, Ф., Питерс, К.А. (2018) Внимательность и динамическая функциональная нейронная связность у детей и подростков. Behavioural Brain Research, 336:211-218.

    Маккиринг П., Хван Ю. С. (2019). Систематический обзор основанных на осознанности школьных вмешательств с младшими подростками. Внимательность, 10, 593–610.

    Наполи, М., Креч, П.Р., и Холли, Л.К. (2005). Тренинг осознанности для учащихся начальной школы. Журнал прикладной школьной психологии, 21 (1), 99–125.

    27 Барнс, В. А., Дэвис, Х. К., Мурзиновски, Дж. Б., и Трейбер, Ф. А. (2004). Влияние медитации на кровяное давление и частоту сердечных сокращений в покое и при передвижении в молодости. Психосоматическая медицина, 66 (6), 909-914.

    Мендельсон, Т., Гринберг, М.Т., Дариотис, Дж.К., Гулд, Л.Ф., Роудс, Б.Л., и Лиф, П.Дж. (2010). Осуществимость и предварительные результаты школьного вмешательства по осознанности для городской молодежи. Журнал аномальной детской психологии, 38 (7), 985–994.

    Шонерт-Райхл, К. А., Оберле, Э., Лоулор, М. С., Эббот, Д., Томсон, К., Оберландер, Т. Ф., и Даймонд, А. (2015). Улучшение когнитивного и социально-эмоционального развития с помощью простой в управлении школьной программы, основанной на внимательности, для детей начальной школы: рандомизированное контролируемое исследование. Психология развития, 51 (1), 52-66.

    Сибинга, Э. М. С., Уэбб, Л., Газарян, С. Р., и Эллен, Дж. М. (2016). Обучение осознанности в школе: РКИ. Педиатрия, 137 (1), 1-8.

    Ценнер, К., Херрнлебен-Курц, С., и Валах, Х. (2014). Вмешательства на основе осознанности в школах — систематический обзор и метаанализ. Границы психологии, 5 .

    28 Сибинга, Э.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *