Развод родителей как влияет на детей: Как развод влияет на детей: ответ психотерапевта

Как развод влияет на детей: ответ психотерапевта

Травмирующие события в раннем возрасте, такие как развод родителей, накладывают отпечаток на всю оставшуюся жизнь человека и могут даже привести к различным заболеваниям, рассказал психотерапевт и руководитель Института психосоматики Артем Толоконин.

В беседе с «Известиями» эксперт подчеркнул, что развод — очень эмоциональная ситуация как для родителей, так и для ребенка. А поскольку ребенок еще ярче переживает эмоции, чем взрослые, то зачастую он воспринимает развод как собственную ненужность и считает, что именно он стал причиной разлада в семье.

С этим чувством глубокой вины ребенок идет дальше по жизни, а повзрослев, может столкнуться с депрессивным синдромом, невротическими расстройствами или психосоматическим заболеванием.

«Очень часто после развода ребенок болеет псориазом, бронхиальной астмой и другими хроническими заболеваниями, в основе которых лежит эмоциональный конфликт. Целостность того мира и пространства, в котором ребенок проживал, нарушается», — пояснил Толоконин.

По словам психотерапевта, развод в любом случае так или иначе неблагоприятно сказывается на ребенке, даже если родители не выясняли при нем отношения, а степень конфликта была низкой. При этом даже если развод произошел в раннем возрасте, подсознание ребенка может хранить эти воспоминания.

Как указал специалист, деструктивный след от детских травм может пагубно влиять на будущую семейную жизнь человека, приводя к подозрительности и невозможности довериться партнеру. Тем, кто прошел через развод родителей, Толоконин порекомендовал обратиться к профессионалу, который поможет осознать, насколько сильно эта проблема отразилась на психике.

Не менее разрушительное влияние на ребенка оказывают чрезмерные и неконструктивные наказания и критика со стороны родителей. Как пояснил психотерапевт, существуют адекватные соразмерные наказания: когда ребенок понимает, за что его наказали, и воспринимает это как элемент воспитания. К примеру, ребенку не дают поиграть в игры, когда он получил много двоек в школе или перестал помогать по хозяйству.

Однако если ребенка делают виноватым во всем без причины и применяют рукоприкладство, это может оставить на его психике глубокую рану. Ребенок живет с этой болью, и она им манипулирует — дети становятся очень жестокими, поскольку таким образом они пытаются эту травму испытать снова и снова, чтобы освободиться от нее. Таким образом, агрессия ребенка является одним из признаков ужасного воспитания, когда детство было связано с насилием, считает Толоконин.

Чтобы детские травмы не мешали жить счастливой и полноценной жизнью, необходимо обратиться к специалисту для их проработки, резюмировал психотерапевт.

Ранее в сентябре детские психологи Мария Макухина и Луиза Истомина сообщили, что на асоциальное поведение подростка могут указывать стойкое открытое сопротивление и непослушание, драки и склонность к самоповреждению. Как поясняют специалисты, пубертатный период — это этап психофизической и личностной перестройки, которые серьезно отражается на эмоциональном состоянии и поведении подростка.

Детский клуб-сад Виктории Мироновой |

  • Главная
  • >
  • Блог
  • >
  • Как развод влияет на детей разного возраста

Вне зависимости от возраста ребёнка, развод родителей — серьёзный стресс, последствия которого останутся на всю жизнь. Адаптация к новым условиям занимает от двух лет. Как ребёнок примет новость о разводе, и какой будет его реакция, зависит не только от умения родителей преподнести новость, но во многом от возраста и характера ребёнка.

Темперамент и личностные качества влияют на то, как ребёнок справляется со стрессом, насколько болезненной для него будет ситуация. От возраста малыша зависит насколько серьёзным событием в его жизни станет развод. Тяжелее всего расставание родителей переносят дети от 3 до 15 лет.

Чуткость родителей, внимательность к потребностям своего чада — основное, что помогает ему справиться с ситуацией.

0 — 18 месяцев

Основная задача новорожденных — сформировать базовое доверие к миру. Малыши нуждаются в постоянной опеке, эмоциональной связи с родителями, соблюдении режима дня. Удовлетворение этих потребностей критично важно для развития младенца.

Кроха до года очень чутко реагирует на настроение и эмоциональное состояние родителей. Сбои в этой сфере могут провоцировать частые и хронические болезни, раздражительность, капризность. Малыш может отставать в развитии.

В ситуации развода, родителям нужно максимально сохранить режим дня ребёнка, не допускать при нём ссор и остро негативных эмоций. Для малютки также очень важно постоянство окружения — люди, которые о нём заботятся, дом, где он живёт. Если один из родителей уходит, или ребёнок вынужден переезжать, изменения следует вводить постепенно. Как реакция на перемены, у малыша могут возникнуть проблемы с едой или сном.

Если папа уходит, нужно чтоб у него была возможность как можно чаще навещать ребёнка. Если такой возможности нет, важно чтоб рядом был другой авторитетный мужчина — дядя, новый мамин муж, дедушка.

18 месяцев — 3 года

Малыши становятся более независимыми, проверяют границы дозволенного, учатся справляться со сложностями. В этот период они многое узнают о себе, у них появляется чувство гордости и стыда.

Дети эмоционально привязаны к обоим родителям, для них важно соблюдение привычного графика, постоянство окружающих его людей. В этом возрасте у малышей появляется страх быть покинутыми, который заостряется в ситуации развода. Когда один из родителей уходит, ребёнок может:

  • опасаться, что ушедший родитель исчез навсегда
  • быть растерянным и винить себя
  • плохо спать
  • капризничать
  • бояться оставаться один
  • вести себя агрессивно по отношению к родителям, другим детям
  • становится боязливым и застенчивым
  • часто болеть
  • иметь проблемы с туалетом

Бывшим супругам нужно доступным языком объяснить ребёнку, что случилось, кто теперь будет заботиться о нём. Это можно сделать в форме сказки: папа-медведь и мама-медведь поняли, что не могут жить в одном домике, но они все равно очень любят своего маленького медвежонка и заботятся о нём, как прежде.

Очень важно убедить ребёнка, что несмотря на расставание родителей, он в безопасности, мама и папа его по-прежнему любят. Обоим родителям нужно уделять малышу много внимания, играть, обсуждать его чувства и отвечать на все (даже неприятные) вопросы.

3 года — 6 лет

Играя, малыш познает себя, учится справляться с переживаниями, много фантазирует. В этом возрасте происходит активная личностная идентификация, развивается воля. В ситуации развода возможны такие проявления:

  • повышенная тревожность, ранимость
  • боязнь темноты
  • расстройства сна
  • проблемы с едой и туалетом
  • агрессивное поведение
  • временный регресс в речи
  • страх быть брошенным и отвергнутым
  • обвинение себя за разлад между родителями.
    Дети могут считать это наказанием за их проступки или думать, что они были «недостаточно хорошими»
  • переживания, что ушедший родитель их больше не любит

Справляясь со стрессом, малыши могут уходить в мир фантазий, и рассказывать истории о воссоединении мамы и папы. Иногда дети пробуют сбегать, или совершать другие поступки, которые по их мнению объединят родителей.

Тому, кто будет заботиться о малыше большую часть времени стоит быть готовым, что все проявления негативного поведения лягут на его плечи. Ребёнок скорее всего будет лучше вести себя с родителем, который с ним не живёт. Он может бояться, что если провинится, тот может уйти насовсем.

Супружеской паре, решившей разводиться, нужно серьёзно поговорить с ребёнком, объяснить происходящее доступными словами. Может помочь специальная книга для детей о разводе. Ребёнок, должен быть уверен, что его как и прежде любят, и он будет видеться с родителем, который уйдет. Следует создать четкий график встреч и придерживаться его.

6 — 10 лет

В младшем школьном возрасте дети учатся дружить со сверстниками, соревноваться, искать компромиссы. Они овладевают учебными навыками, моральными понятиями, эмоционально-волевой регуляцией. Школьникам важно знать, что у них всегда есть родители, на которых можно положиться в сложных ситуациях.

Узнав о разводе родителей, дети этого возраста могут:

  • становиться на сторону одного из родителей, а второго игнорировать
  • обвинять одного или обоих родителей в эгоизме
  • замыкаться в себе, становиться апатичными, плакать
  • отстраняться от родителей, отказываться общаться
  • намеренно плохо себя вести при родителях
  • страдать головными болями, проблемами с желудком
  • пытаться помирить родителей и восстановить семью
  • прогуливать, плохо учиться
  • беспокоиться о родителе, который горюет, утешать его и заботиться, пренебрегая собственными нуждами
  • становиться агрессивными в играх или в общении

При расставании родителей, ребёнок переживает внутренний конфликт, который усугубляется, если он видит их ссоры или становится посланником между ними.

В этом возрасте развод очень влияет на самооценку и чувство безопасности. Малыш может боятся, что потеряв одного родителя, он может потерять и другие жизненно важные для него вещи.

Супругам нужно честно объяснить ребёнку ситуацию, говорить с ним о чувствах и эмоциях, обсудить планы на будущее, помочь справиться со стрессом. Важно не откупаться игрушками и подарками — отношения с мамой и папой в этом возрасте закладывают основу отношений с противоположным полом в будущем.

10 — 13 лет

Для подростков очень важно общение со сверстниками. Они начинают испытывать интерес к противоположному полу, подвергают сомнению мнение взрослых, учатся самостоятельно справляться с проблемами и переживаниями.

При разводе дети этого возраста могут сталкиваться с такими сложностями:

  • стыд и смущение от развода родителей
  • ощущение собственного бессилия, апатия
  • соматические симптомы из-за сильного внутреннего конфликта: бессонница, проблемы с кишечником, головные боли, хроническая усталость
  • агрессия и злость по отношению к окружающим или самому себе
  • истерики
  • прогулы, снижение школьной успеваемости
  • сложности в общении со сверстниками
  • уход в себя, игнорирование обоих или одного из родителей
  • принятие стороны одного из родителей и осуждение другого
  • утаивание переживаний, попытки «сохранить лицо»

Родителям необходимо постараться, чтоб ребёнок не отдавал предпочтение кому-то одному. И мама, и папа одинаково важны для развития подростка, отталкивание одного из них может привести к сложностям в становлении личности и в будущих отношениях с противоположным полом.

Бывшие партнеры могут помочь ребёнку пережить сложную ситуацию, сохраняя уважение друг другу, избегая негативных высказываний. Обязательно нужно разрешать подростку высказать свои чувства, не оценивая и не осуждая — это даст понять, что его мнение слышат и ценят, а он сам любим и важен.

13 — 16 лет

Это возраст самоопределения, возрастающей ответственности, выбора профессионального пути. Отношения старшеклассников с родителями приобретают больше партнерский характер. Узнав о разводе, ребёнок этого возраста может:

  • отдалиться от родителей
  • испытывать трудности в своих отношениях с противоположным полом
  • обвинять одного из родителей, отчужденно общаться с ним
  • брать на себя обязанности ушедшего родителя
  • опасаться повторить судьбу родителей в своем браке

Развод в ранней юности влияет на то, как ребёнок будет относиться к созданию собственной семьи. Некоторые вступают в ранний брак, другие безразличны или опасаются серьёзных отношений. Реакция во многом зависит от личности и характера ребёнка.

Несмотря на то, что дети уже достаточно взрослые, развод — щепетильная тема для них. Стоит честно объяснить ребёнку причины расторжения брака, обсудить волнующие его вопросы. У ребёнка должна быть возможность выговориться. Не лишним будет и поход к психологу, который поможет семье пережить этот период.

Сколько бы лет ни было ребенку, развод сулит серьезные перемены в его жизни. В это время ему как никогда нужна родительская поддержка и понимание.

 

Автор: Мария Лабырина

 

Назад

Последствия развода родителей для детей

. 2022 28 марта; 33 (1): 81-82.

doi: 10.22365/jpsych.2021.040. Epub 2021 26 ноября.

Хусейн Чаксен 1

принадлежность

  • 1 Отделения детской неврологии и генетики и педиатрии поведенческого развития, кафедра педиатрии, Университет Некметтина Эрбакан, медицинский факультет Мерам, Мерам, Конья, Турция.
  • PMID: 34860682
  • DOI: 10.22365/jpsych.2021.040

Бесплатная статья

Хусейн Чаксен. Психиатрики. .

Бесплатная статья

. 2022 28 марта; 33 (1): 81-82.

doi: 10.22365/jpsych.2021.040. Epub 2021 26 ноября.

Автор

Хусейн Чаксен 1

принадлежность

  • 1 Отделения детской неврологии и генетики и педиатрии поведенческого развития, кафедра педиатрии, Университет Некметтина Эрбакан, медицинский факультет Мерам, Мерам, Конья, Турция.
  • PMID: 34860682
  • DOI: 10.22365/jpsych.2021.040

Абстрактный

Семья очень важна для развития детей. Развод – жизненное событие с высоким уровнем стресса для всей семьи. Дети зависят от родителей и находятся в неблагоприятном положении во время развода, потому что он находится вне их контроля.1 Здесь мы представляем наши наблюдения за детьми, чьи родители разошлись или развелись, чтобы повысить осведомленность врачей о негативных последствиях развода. Лица, пострадавшие от развода родителей, имеют более высокий риск развития различных психических заболеваний, включая эмоциональные и поведенческие расстройства, плохую успеваемость в школе, депрессию, тревогу, суицидальные мысли, попытки самоубийства, дистресс, курение и злоупотребление психоактивными веществами. 2,3 Экстернализация проблем в девочки предшествуют и предсказывают более поздний развод родителей. Проблемы после развода у детей варьируются в зависимости от оценщиков и могут зависеть от времени, прошедшего с момента развода. 4 Lansford et al 5 отметили, что ранний развод/разделение родителей более негативно связан с траекториями интернализации и экстернализации проблем, чем более поздний развод/разделение. тогда как более поздний развод / раздельное проживание более негативно связан с оценками. В другом исследовании развод родителей был в значительной степени связан с более высоким уровнем злоупотребления алкоголем, более высокой зависимостью от сигарет и более высокой зависимостью от кальяна у подростков. после развода родителей, но не в период до развода, со стойким и нарастающим эффектом в последующие периоды по сравнению с подростками, не пережившими развод. Zeratsion et al 8 сообщили, что развод родителей в позднем подростковом возрасте не приводит к проблемам с психическим здоровьем, как это было показано ранее, в то время как такие проблемы могут преобладать среди подростков младшего возраста. Это не означает, что развод родителей создает меньше проблем в позднем подростковом возрасте, чем раньше, но эти молодые люди, возможно, развили способность приспосабливаться к последствиям для здоровья, поскольку разводы стали более распространенным явлением. В нашей клинической практике мы также наблюдали различные эмоциональные, поведенческие, психосоматические и конверсионные расстройства у детей, особенно в предподростковом и подростковом возрасте, до и/или после разлучения или развода родителей. Детям часто не хватает информации и навыков для преодоления проблем, которые несет с собой развод. Конфликтные отношения между родителями составляют самое большое препятствие, которое мешает ребенку успешно справляться с изменениями в семье. Несмотря на то, что родители имеют дело с тяжелыми переживаниями, желательно поставить им ребенка и его интересы на первое место. Для стабилизации семейной системы обычно требуется от 2 до 4 лет.1 Врачи могут помогать семьям, предоставляя поддержку и советы, а также защищая интересы детей в рамках систем, которые обслуживают разделяющиеся семьи. Врачи могут предоставлять информацию, чтобы лица, работающие с такими детьми, понимали их индивидуальные потребности и учитывали их, а также оказывали поддержку и заботу детям в школах, лагерях и на спортивных мероприятиях. Эти усилия будут способствовать улучшению показателей психического здоровья детей, пострадавших от развода родителей9.Самый важный способ свести к минимуму эмоциональный вред детям, участвующим в разлуке и разводе, — это обеспечить, чтобы дети поддерживали близкие и безопасные отношения с обоими родителями, за исключением случаев жестокого обращения или пренебрежения со стороны супруга или ребенка или злоупотребления психоактивными веществами со стороны родителей.9 Соответствующий возрасту объяснения и консультации для ребенка и советы и рекомендации для родителей, а также рекомендации к чтению могут помочь уменьшить потенциальные негативные последствия развода. Часто этим семьям может быть полезно обратиться к специалистам, обладающим опытом в социальных, эмоциональных и юридических аспектах развода и его последствий. 10 Пример абзаца из материалов для чтения для родителей: мирская жизнь, и ее источник, и рай, и прибежище, и крепость мирского счастья, есть жизнь семьи. Для каждого дом – это маленький мир. А жизнь и счастье его/ее дома и семьи возможны благодаря искреннему, искреннему и преданному уважению и истинному, нежному и самоотверженному состраданию. Это истинное уважение и искренняя доброта могут быть достигнуты с помощью представления о том, что члены семьи имеют вечное товарищество, дружбу и единение, а их родительские, сыновние, братские и дружеские отношения продолжаются на протяжении всей вечности в безграничной жизни, и их вера это.11 В заключение мы хотели бы подчеркнуть, что у детей, пострадавших от развода родителей, могут наблюдаться различные психосоциальные, психосоматические и конверсионные расстройства. Врачи, интересующиеся здоровьем детей, могут заметить проблемы разлучения родителей во время обследования детей. Направление к специалистам, имеющим опыт разлучения, может быть полезным для конфликтующих родителей.

Похожие статьи

  • Дети и развод.

    Спремо М. Спремо М. Психиатр Дануб. 32 октября 2020 г. (Приложение 3): 353-359. Психиатр Дануб. 2020. PMID: 33030452

  • Семейная педиатрия: отчет Целевой группы по семье.

    Щор Э.Л.; Целевая группа Американской академии педиатрии по вопросам семьи. Шор Э.Л. и соавт. Педиатрия. 2003 г., июнь; 111 (6 ч. 2): 1541-71. Педиатрия. 2003. PMID: 12777595

  • Проблемы перед разводом у 3-летних: проспективное исследование мальчиков и девочек.

    Robbers SC, Bartels M, van Beijsterveldt CE, Verhulst FC, Huizink AC, Boomsma DI. Грабители С.К. и др. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2011 Апрель; 46 (4): 311-9. doi: 10.1007/s00127-010-0199-x. Epub 2010 7 марта. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2011. PMID: 20213327 Бесплатная статья ЧВК.

  • Помогая детям и семьям справиться с разводом и раздельным проживанием.

    Коэн Г.Дж., Вайцман К.С.; КОМИТЕТ ПО ПСИХОСОЦИАЛЬНЫМ АСПЕКТАМ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА И СЕМЬИ; РАЗДЕЛ РАЗВИТИЯ И ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПЕДИАТРИИ. Коэн Г.Дж. и соавт. Педиатрия. 2016 декабрь;138(6):e20163020. doi: 10.1542/пед.2016-3020. Педиатрия. 2016. PMID: 27940730 Обзор.

  • Подростковые расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, и сопутствующие заболевания.

    Симкин ДР. Симкин ДР. Педиатр Клин Норт Ам. 2002 г., апрель; 49 (2): 463–77. doi: 10.1016/s0031-3955(01)00014-1. Педиатр Клин Норт Ам. 2002. PMID: 11993293 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Аутизм и СДВГ: обзор литературы об их влиянии на развод родителей.

    Анчеси С.Д., Коралло Ф., Ди Кара М., Куартароне А., Каталиото Р., Кучинотта Ф., Кардиле Д. Анчеси С.Д. и др. Дети (Базель). 2023 23 февраля; 10 (3): 438. doi: 10.3390/дети10030438. Дети (Базель). 2023. PMID: 36979995 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Опосредующая и модерирующая роль жизненных навыков и кортизола во взаимосвязи между качеством сна и депрессивными симптомами среди китайских подростков с семейной дисфункцией в детстве.

    Мао П., Пэн Л., Ювэнь В., Лю Д., Ян Ф., Чен И., Лонг И., Хэш Дж. Мао П. и др. Фронтовая психиатрия. 2022 12 июля; 13:870349. doi: 10.3389/fpsyt.2022.870349. Электронная коллекция 2022. Фронтовая психиатрия. 2022. PMID: 35903627 Бесплатная статья ЧВК.

термины MeSH

Развод или разлучение родителей и психическое здоровье детей

Все большее число детей во всем мире испытывают семейную нестабильность из-за развода/разделения и последствий внебрачного деторождения/сожительства1.

Альтернативы стабильному браку наиболее распространены в западных странах (включая Австралию и Новую Зеландию) и менее распространены, но их число растет в индустриализирующейся Азии. Сожительство, которое более нестабильно, чем брак, особенно распространено в Северной и Западной Европе, обязательно снижая уровень разводов, но не семей с одним родителем.

США были «лидером» по семейным изменениям с ранним (рост в конце 1960-х) и высоким ростом числа разводов, за которым последовал взрыв внебрачной рождаемости с сожительством или без него. Десять или два спустя число разводов увеличилось в большинстве других западных стран; индустриализация Азии, похоже, находится в разгаре перемен. Сегодня только около 60% детей в США живут со своими женатыми биологическими родителями, уступая лишь Латвии.

Некоторые называют семейную нестабильность серьезной проблемой общественного здравоохранения для детей; другие считают развод/разлуку относительно безобидными и даже положительными изменениями, особенно для женщин, состоящих в несчастливом браке, или детей, подверженных сильным конфликтам.

Исследования документально подтвердили, что развод/разделение родителей связан с повышенным риском проблем адаптации детей и подростков, включая академические трудности (например, более низкие оценки и отсев из школы), деструктивное поведение (например, проблемы с поведением и употреблением психоактивных веществ) и депрессию. настроение2.

Дети разведенных/разлученных родителей также более склонны к рискованному сексуальному поведению, живут в бедности и испытывают нестабильность в собственной семье. Риск обычно увеличивается в 1,5–2,9 раза.0003

Тем не менее, большинство детей, чьи родители развелись, жизнестойки и не проявляют явных психологических проблем. Однако важно признать, что даже жизнестойкие молодые люди из разведенных семей часто сообщают о болезненных чувствах или переживаниях, например о беспокойстве по поводу таких событий, как выпускной или свадьба, когда присутствуют оба родителя3.

Многие сопутствующие факторы риска, например низкий доход и конфликты родителей, связаны с неслучайным отбором в пользу стабильности семьи и/или являются следствием распада семьи. Чтобы исключить потенциальную путаницу, исследователи использовали различные методы, в том числе измерение ковариат и использование планов, таких как исследования детей близнецов, которые учитывают неизмеренные факторы окружающей среды и генетические факторы, которые могут влиять на оба поколения2, 4. смешения уменьшают, но не устраняют риск, связанный с разводом родителей, в соответствии с причинно-следственным выводом.

Многочисленные исследования также указывают на факторы, опосредующие ассоциацию, в том числе менее эффективное воспитание, межродительские конфликты, экономические трудности и ограниченный контакт с одним из родителей, как правило, с отцом (перечислены в порядке убывания величины их связи с психическим здоровьем детей). )5. Нестабильность в браке представляет собой не единственный фактор риска, а каскад последствий для детей.

Индивидуальные, семейные, этнические и культурные факторы снижают риски, связанные с изменениями в семейной жизни детей, подчеркивая важность признания разнообразия семьи. В США, например, разлучение родителей связано с большим количеством социально-эмоциональных проблем у белых детей, чем у черных или латиноамериканских детей2. Принятие альтернатив браку и поддержка расширенной семьи способствуют таким этническим различиям.

Понимание изменений в семье и их последствий имеет решающее значение для медицинских работников в различных условиях. Врачи, лечащие детей, могут замечать настораживающие знаки, просить помочь детям справиться с семейными изменениями или сталкиваться с родительскими спорами о благополучии ребенка или необходимом лечении. Школы сталкиваются с аналогичными возможностями и трудностями.

Дети и взрослые потомки разлученных родителей чрезмерно представлены в системе охраны психического здоровья. Большинство вмешательств в области психического здоровья нацелены на известные медиаторы риска, такие как проблемы родителей или семейные конфликты. Было показано, что структурированные вмешательства, предлагающие поддержку родителей и образование, уменьшают психологические проблемы детей6. К сожалению, лишь немногие вмешательства в области психического здоровья разводящихся семей были тщательно изучены.

Раздельное проживание/развод также вызывает юридические проблемы, связанные с благополучием детей и опекой над ними. «Наилучшие интересы детей» являются преобладающим стандартом опеки, и «наилучшие» обычно интерпретируются в психологических терминах (в отличие, например, от экономических). Специалисты в области психического здоровья и другие лица могут вольно или невольно участвовать в качестве свидетелей-экспертов в спорах об опеке. В качестве альтернативы некоторые специалисты продвигают или предлагают альтернативное разрешение споров, например посредничество.

Медиаторы — это нейтральные третьи стороны, которые помогают родителям, проживающим отдельно, самостоятельно разрешать споры. В дополнение к урегулированию споров посредничество потенциально приносит пользу детям, снижая конфликтность, улучшая воспитание детей и поощряя обоих родителей оставаться активными в жизни своих детей. Одно рандомизированное исследование с последующим 12-летним наблюдением показало, что медиация дает все эти результаты по сравнению с судебным разбирательством5, 7. Другое рандомизированное исследование показало, что тщательное вовлечение детей в процесс улучшает успех медиации7.

Хотя первоначальные результаты являются многообещающими, посредничество и многие другие юридические и психические вмешательства требуют тщательного изучения, поскольку услуги, оказываемые с благими намерениями, могут не иметь никакого эффекта или даже быть вредными для некоторых людей, при этом расходуя ограниченные ресурсы8.

Специалисты в области психического здоровья также могут играть важную роль в консультировании родителей и, возможно, в разработке законодательства и политики. Один из спорных вопросов заключается в том, насколько сильно и при каких обстоятельствах поощрять совместную физическую опеку, разделяя 25-50 % родительского времени9.. Совместная юридическая опека, предполагающая совместное юридическое принятие важных решений, включая плановое медицинское обслуживание, становится повсеместным явлением. Он увеличился в США и во многих западных странах, но все еще, как правило, включает меньшинство разлученных семей (от 15 до 50% по странам)9. Группы отцов в настоящее время выступают за универсальную презумпцию совместного использования времени 50/50.

Хотя такие соглашения могут принести пользу многим семьям, многие эксперты, включая нас самих, опасаются, что такая презумпция может предложить «правильное» решение для неправильной группы родителей: 10% или менее, которые оспаривают опеку в суде5. Другие опасения, которые мы разделяем, включают в себя недопущение длительной разлуки с фигурами привязанности среди очень маленьких детей, избегание чрезмерного требования к поездкам детей, чтобы разделить родительское время на большие расстояния, должно ли совместное время быть точно 50/50, и если некоторые детские психические расстройства Проблемы со здоровьем (например, спектр аутизма) или личностью (например, высокая сознательность) делают совместную опеку менее эффективной5.

Таким образом, существует острая необходимость в исследованиях вмешательств, включая изменения в политике, которые учитывают риски, роль устойчивости и неоднородность последствий, связанных с семейной нестабильностью.

1. Организация экономического сотрудничества и развития . Семейная база данных. http://www.oecd.org/social/family/database.htm.

2. Дохун Л., Макланахан С. Am Sociol Rev 2015;80:738-63. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

3. Лауманн-Биллингс Л., Эмери Р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *