Речевые штампы
Речевые штампы — это образное название лексически неполноценных слов и фраз, которые сильно перегружаю речь оратора и представляют собой избитые выражения. Примеры речевых штампов — «на данном этапе», «мероприятием было охвачено» и т.д. Кроме этого, все заезженные метафоры и прочие средства образности речи также можно отнести к этой категории – «источник вдохновения», «лазурь небес» и т.д. Изначально они были яркими и образными, но со временем стали шаблонными.
Заезженный речевой штамп: чем опасен?
Штампы делают речь невыразительной и скудной. Вместо образности и убедительности штампы наполняют речь словами, в которых стерта экспрессивная окраска. Как ни странно, «грешат» такими выражениями журналисты, речь которых по своей сути должна быть яркой и интересной. Практически в любом издании вы найдете такие штампы, как «черное золото» (уголь), «большая нефть» (много нефти), «белые халаты» (врачи). Использование готовых оборотов в текстах, которым необходима образность и яркость, снижает качество подачи информации.
В более узком понимании к штампам относятся такие стереотипные выражения, присущие официально-деловому стилю, как «на сегодняшний день», «на данном этапе» и т.д. Их рекомендуется избегать, кроме тех случаев, когда они действительно необходимы.
Речевые штампы и канцеляризмы
Речевые штампы схожи с канцеляризмами, которые также перегружают речь. Канцеляризмы представляют собой не к месту употребленные выражения из официально-делового стиля. К ним можно отнести фразы вроде «сегодня я пообедал на бесплатной основе», «ощущается недокомплект педагогических кадров», «окончен пошив моего платья» или «отчетность была проверена» и т.д.
Речевые штампы и клише
Отличать от штампов следует клише (языковые стандарты) – особые обороты, которые легко использовать в определенных условиях. Благодаря ним, можно удачно и ясно выразить свою мысль и сэкономить время. К ним относятся выражения: «служба занятости», «по данным из информированных источников», «работники бюджетной сферы» и т. д.
В отличие от двух других рассмотренных категорий слов, клише употреблять в речи полезно. Они помогают легко находить определение повторяющимся явлениям, просты в воспроизведении, позволяют легко простроить официальную речь и самое главное – экономят речевые усилия, время и энергию говорящего (пишущего) человека.
Статьи по теме:
Правильное общение с людьми Мы часто задаемся вопросом — почему с одними людьми мы быстро находим общий язык, а другие и вовсе не считаются с нами. Возможно все дело в том, как именно мы взаимодействуем с окружающими. Существуют определенные нормы и правила общения с людьми. О них мы и поговорим более подробно. |
Правила конструктивной критики Критика — это неизбежное явление, от которого еще никому не удавалось уйти. Но есть негласный закон — если критикуешь, то готовь аргументы. И если вам хочется отчитать кого-либо за его поступки или слова, важно уметь делать это правильно. |
Как расположить к себе людей? Современное общество так устроено, что доверие окружающих просто так никому не дается. Хорошее расположение к себе нужно завоевать. И не важно, кто перед вами — понравившийся мужчина, начальник или любой другой собеседник. Как же этого добиться? Давайте разбираться вместе. | Типы взаимодействия Ежедневно мы вступаем в коммуникацию с окружающими, начиная с домочадцев и заканчивая руководством и деловыми партнерами. И в каждом отдельном случае мы неосознанно выбираем, как именно будем общаться. И каждому из нас важно знать, какие типы взаимодействия существуют в природе, чтобы выбрать наиболее подходящий. |
Социальные штамповщики. Или плюсы и минусы речевых штампов
Все статьи и книги по копирайтингу хают это понятие «речевого штампа» вдоль и поперек. Конечно, они это не со зла, а с подачи Чуковского и Розенталя. Обычно дальше этих лингвистов авторы-мотиваторы не идут. А ведь есть же еще Потебня, Бахтин, Бабушкин, Маслова и еще целая рота языковедов, которые всю жизнь посвятили изучению слов, клише и штампов.
Да, да, вы наверняка прочитали, что штамп — это «вредный сорняк», который портит всю красоту текста, что это устойчивая фраза, которая вошла в речь как в устную, так и в литературную. А еще штампы, это почти клише, но не клише, и путать их с речевыми стандартами и фразеологизмами не нужно. (Об этом напишу отдельную статью)
Чтобы добавить своим словам веса учителя по написанию текстов приводят цитаты классиков о штампах. Мне больше всего нравится фраза Генриха Гейне:
«Первый, кто сравнил женщину с цветком, был великим поэтом, кто это сделал вторым, был обыкновенным болваном»
Плюсы:
Посмотрите на штампы с другой стороны. С помощью речи мы познаем мир, а штампы помогают быстрее усвоить новую информацию. Они сохраняют время для осознания. Если вы используете штампы в речи, вас быстрее поймут коллеги. Да, вы не будете оригинальными, зато точно донесете всю информацию, потому что штампы легко и быстро считываются всеми (примеры: «программист простреливает себе ногу», «маркетолог сливает бюджет»).
Слышали фразу: «Так не говорят»? Это некий призыв к использованию стандартных выражений. Можно пойти по легкому пути и выбрать стандартную речевую формулу от которой будут плеваться, но ведь поймут же, считают ваш месседж!
Но опять же, не путайте штамп и лексическую сочетаемость слов: закадычным бывает только друг, а карими глаза, а не платье.
Вывод:
Если хотите быстро передать информацию — используйте штамп. Но не злоупотребляйте им, иначе покажется, что у вас скудный лексический запас
Теперь о минусах
Лодка любви, которая разбивается о скалы быта — хороша только у Маяковского. Точка. (Читайте выше цитату Гейне)
Хоть штамп это и готовый шаблон передачи информации, удобный инструмент, не забывайте, что он ограничивает мышление и не передает тех эмоций, которые изначально в него были вложены. Штампы отличаются низкой, почти нулевой экспрессивностью. Пока вы думаете и выражаетесь стереотипно, вы многое теряете: красоту и многогранность языка, возможность быть оригинальным, остроумным, в конце концов!
Это весомый довод, я считаю.
Примеры
(мое любимое)
В соцсетях штампов завались.
«Грусти пост», «радости пост» и т. д. со словом «пост» (в значении «публикация»)
Самая оригинальная подпись на Pikabu
«Получил знатных люлей» — это вообще мое самое любимое.
Знатный имеет значение «Выдающийся в своей деятельности; принадлежащий к аристократии
Крепких, сумасшедших, больших, дюжих, жестоких, забористых, лютых, нещадных.Продолжите?
Конструкции: «кто [глагол]. тот я», «[предложение-утверждение]. Но это не точно» (тут надо посмеяться)
Употребления штампов, особенно в соцсетях, мне напоминает заигрывание с общиной: «Смотрите, я такой же как и вы!» Выглядит нелепо.
Если рука тянется написать «жалости пост», одергивайте ее и ищите синонимы. Они спасение, наше- всё!
Я один раз пошла на пересдачу зачета (по зарубежной литературе, между прочим), потому что не могла подобрать 5 синонимов к одному слову — было обидно и стыдно, зато действенно! Теперь каждый день я стараюсь в голове придумывать синонимичные ряды, не всегда получается из 5 штук ряд составить, но все же. А вот когда пишу текст, в соседней вкладке открыт словарь синонимов — и жизнь проще и текст богаче.
Выводы:
1. Штампы легко считываются окружающими;
2. Вы не остроумны.
Speech Stamps — Etsy Turkey
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 216 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров.
5 способов использования штампов для логопедической и языковой терапии — речевые и языковые действия и идеи, от логопедов и логопедов
1. Штампы для прохождения очереди
Набор марок в небольшой сумке может быть идеальным способом поощрения прохождения очереди. Каждый ребенок по очереди выбирает марку и делает отметку на странице. Это хорошо работает на занятиях один на один или в небольших группах по 2-3 человека, когда у каждого ребенка есть совсем немного времени, чтобы дождаться своей очереди.
Место, куда вы поместите мешочек с марками, будет зависеть от того, где находится ребенок с его существующими навыками очередности. Например, вы можете положить его на середину стола и обнаружить, что ребенок непрерывно берет марки и изо всех сил пытается сделать паузу, пока кто-то другой делает ход. Мне нравится начинать с того, что взрослый берет сумку и предлагает ее ребенку выбрать марку, когда придет его очередь. Затем я стараюсь положить сумку в недоступном для ребенка месте. Если это удается, я перемещаю его в середину стола, где все имеют равный доступ, и, наконец, я достаю марки из мешка и раскладываю их по столу. Это создает некоторые пошаговые цели для ребенка, чтобы работать над своими навыками очередности.
Не забывайте использовать напоминания о том, что вы ожидаете от ребенка, используя простые указания, такие как «моя очередь» и «твоя очередь», или используя имена друг друга.
2. Штампы для пополнения словарного запаса
Можно купить множество наборов штампов. Я склонен искать те, которые основаны на категориях, а не на случайных картинках. Мне нравится использовать наборы Melissa и Doug для транспорта и животных.
Вы можете начать с их использования в простой игровой сессии, чтобы оценить, понимает ли ребенок словарный запас, отраженный в наборе штампов. Например, «Где самолет?» или, чтобы усложнить задачу, «Нам нужны обезьяна и попугай». Если у ребенка еще нет целевого словарного запаса, это прекрасная возможность смоделировать желаемый ответ или ответить на ваши собственные вопросы, чтобы продемонстрировать ответ, на который вы надеялись. Неожиданно вы предоставили ребенку возможность обучения.
Не забудьте повеселиться с марками! Помните, чем больше раз ребенок может услышать это слово в реальном предложении, предоставленном вами, тем больше у него шансов добавить это слово в свой словарный запас.
Когда я чувствую, что ребенок понимает словарный запас набора, я начинаю поощрять его к самостоятельному использованию словаря на своем родном языке. Это может происходить естественным образом во время игры, но также может нуждаться в некотором поощрении. Есть много способов помочь в этом, например: «О, это тот… (пауза для ответа ребенка)?», «Какой штамп мы будем использовать следующим? или «Мой любимый слон, а какой твой любимый?».
3. Штампы для построения фраз
Здесь мы понимаем важность разноцветных подушечек для штампов! От работы над словарным запасом одного слова вы можете быстро перейти к расширению фразы, добавив цвет. Например, имея на выбор чернила двух цветов, вы можете перейти от работы с одним словом «овца» к использованию таких фраз, как «синяя овца» или «красная овца».
Я предпочитаю сначала смоделировать это на своем родном языке, прежде чем требовать от ребенка копирования меня. Поэтому я выбирал марку и говорил: «О, смотрите, красный пингвин». Иногда ребенок может просто последовать моему примеру и довольно быстро начать использовать цвета на своем родном языке. В других случаях мне нужно еще немного смоделировать и поработать над их пониманием того, что я делаю в первую очередь. Например, я могу поставить на странице несколько цветных животных и спросить «где синяя лошадь», чтобы убедиться, что они понимают язык, состоящий из двух слов. Я также тратил бы много времени, демонстрируя этот язык на уровне двух слов во время своих ходов, ожидая, что они будут использовать только уровень с одним словом, к которому они привыкли.
Это может стать намного интереснее и сложнее, если добавить 4-х цветную подушку для штампов! Только будьте осторожны, чтобы справиться с искушением смешивания цветов 🙂
4. Штампы для предлогов
Штампы могут стать отличным инструментом для работы с предлогами! Используя чистый лист бумаги и ручку вместе с набором марок, вы вместе можете создать сцену, решая, куда положить вещи по пути.
Я хотел бы начать с рисования солнца в небо и взяв свои транспортные марки поставить машину на нарисованную вручную дорогу. Затем я использую штампы с изображением транспорта и животных, чтобы немного повеселиться, думая о предлогах по ходу дела. Мы могли бы решить поместить «слона поверх автомобиля» или «птицу под облаком». Мы могли бы поставить «самолет рядом с птицей» и «голубого пингвина в машине». Возможности безграничны!
5. Штампы для понятий
Итак, мы уже коснулись использования цветов для построения фраз, но использование цветов также представило концепцию в ваших сеансах штамповки. Мы также начали думать о пространственной концепции с предлогами. Есть много способов работать над другими концепциями, используя только наборы марок, бумагу и ручку:
- Форма : Нарисуйте несколько основных фигур и дайте друг другу инструкции, куда поставить следующую выбранную марку… слон в полукруге».
- Количество: Нарисуйте 3 ведра на странице и определите некоторые правила, такие как «ведро 1 должно быть полным, ведро 2 должно быть пустым, ведро 3 должно иметь несколько». Используйте марки по вашему выбору, чтобы заполнить ведра в соответствии с правилами, которые вы выбрали.
- Последовательность: Создавайте последовательности штампов вместе. Вы можете начать последовательность и попросить ребенка продолжить последовательность, используя такие слова, как сначала, затем и , затем 9.