Референтная группа что это: Референтная группа — Психологос

Референтная группа — Психологос

01 октября 2022 г., 21:46

​​​​​​​Референтная группа (от лат. referens — сообщающий) — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.

Референтная группа выполняет в основном две функции — нормативную и сравнительную. Нормативная проявляется в мотивационных процессах: референтная группа выступает при этом в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида. Сравнительная функция проявляется в перцептивных процессах: референтная группа выступает здесь в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других.

Нормативные и сравнительные функции могут выполняться одной и той же группой.

Выделяют также:

  • «положительные» референтные группы: те, с которыми индивид идентифицирует себя и членом которой он хочет состоять.
  • «отрицательные» референтные группы: относятся референтные группы, вызывающие у индивида неприятие.

У каждого индивида обычно имеется значительное число референтных групп в зависимости от разных видов отношений и деятельности. (Например, семья, какой-либо клуб или спортивная секция, дворовая компания, музыкальный ансамбль и т. д.). Нередко референтная группа не подозревает о своей значимости для того или иного индивида. Тогда он, как правило, строит свои предположения о возможном мнении референтной группы о себе или о том, каким это мнение могло бы быть, если эталоном выступает условная группа (например, герои книг, писатели или ученые прошлых времен и т. п.) Возможны ситуации, когда референтные для одного и того же индивида группы имеют противоположно направленные ценности. Это может привести к переживанию тяжелых внутриличностных конфликтов, требующих тактичной внешней помощи.

  • Авторитет
  • Социальная психология
  • Социология
  • Группа

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 янв. 2013 г.

Авторитет

Авторитет — власть и влияние, получившие признание и вызывающие внутреннее согласие. Пока власть вызывает хотя бы внутренний протест и желание ее саботировать — она не авторитетна и держится только принуждением или подкупом. Тот, чье влияние и власть принимаются как естественные, кому подчиняются добровольно — авторитет. Авторитетный человек — человек, мнение и поступки которого имеют высокое влияние на других.

1Подробнее

01 янв. 2010 г.

Интернализация (ВВП)

Большинство исследований конформизма и подчинения сосредоточены на том, будут или нет индивиды открыто подчиняться влиянию. В повседневной жизни, однако, те, кто старается повлиять на нас, обычно хотят изменить наши собственные установки, а не просто наше публичное поведение, с тем чтобы добиться изменений, которые будут сохранены и тогда, когда они уже уйдут со сцены. Как мы отмечали во введении к этой главе, такое изменение называется интернализацией.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Референтность

Референтность — (термин происходит от латинского слова refe-rens — сообщающий) — качество личности или группы, состоящее в их способности оказывать определяющее влияние на формирование мнений, суждений, оценок отдельного человека, а также его поведения.

0Подробнее

Содержание

Новые статьи:

  • Что завещал Черчилль своей супруге
  • Критика в адрес мужа
  • Гормоны и нейромедиаторы. Чем они отличаются?
  • Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет — Берковиц
  • Снижает ли контроль над применением оружия количество преступлений? — Берковиц

Популярные статьи:

  • Эти глаза напротив…
  • Муж секс не выпрашивает
  • Вопросник Основы семейного договора
  • Спокойное присутствие
  • Экстремалы

Хиты недели:

  • Воспитание детей
  • Как правильно формулировать цель в работе над собой
  • Как влияют на нас гормоны
  • Метафора прошедшего дня
  • На вас обиделись: как реагировать?

Референтная группа: понятие, примеры, виды, значение

Что такое референтная группа?

Референтная группа — это социальная группа, которая служит для личности своеобразным эталоном, а также источником формирования мировоззрения и ценностных ориентаций. Возможны так же ситуации, когда человек действует от противного, то есть имеется негативная референтная группа, которая вызывает у личности отторжение. Поведение человека в различные периоды его жизни во многом определяется референтными группами, которые его окружают. Чуть ниже мы рассмотрим примеры референтных групп.

Взаимоотношения между человеком и референтной группой также являются уникальными и определяются конкретным случаем. Это объясняется тем, что каждый самостоятельно формирует собственное отношение к эталону, а также формат взаимодействия с ним.

Здесь стоит учитывать, что взаимодействие между человеком и эталонной группой носит крайне нестабильный характер, что объясняется тем, что каждая персона может ориентироваться на различные сообщества в разные моменты собственной жизни и в разных социальных обстоятельствах. Каждый человек ориентируется на несколько эталонов, например, при покупке одежды и при выборе модели автомобиля эталоны будут различны.

Термин «референтная группа» утвердился в социологии благодаря известному американскому социологу 20-го века — Мертону Роберту Кингу. В отечественной социальной психологии особое внимание вопросам изучения референтных групп уделял советский и российский психолог А.В. Петровский. По его мнению референтная группа является значимым кругом общения, то есть категорией людей, чьем мнение носит для конкретного индивидуума повышенную значимость. В некоторых ситуациях определенные нормы становятся приемлемыми для индивидуума только после того, как эти же самые нормы станут приемлемыми для его референтной группы. Это объясняется появлением некоторого промежуточного ориентира, который помогает человеку достигать новых целей.

Примеры референтных групп

Рассмотрим некоторые примеры референтных групп, а также их влияние на становление человека по мере его взросления.

Первой референтной группой для каждого человека является его семья, где появляется возможность ориентироваться на определенные нормы и правила, которые в ней имеются. Так человек получает базовые представления о нормах морали и нравственности.

По мере взросления человек вынужден сталкиваться с различными эталонными группами, которые оказывают воздействие на его взросление и становление. Следующей значимой референтной группой становится школа и в этот момент крайне важно контролировать круг общения ребенка, чтобы не допустить его попадание в неблагоприятные группы.

Серьезной проблемой является тот факт, что в подростковом возрасте ребенок может оказаться под влиянием антисоциальных личностей и группировок, желая оказаться во влиятельной, пусть даже плохой компании.

Следующей референтной группой является студенчество, когда оказывается серьезное влияние на личность человека. Для мужчин дополнительной референтной группой становится армия.

Взрослые люди в большинстве случаев обладают более самостоятельной позицией, которая позволяет им несколько абстрагироваться от воздействия эталонов. Впрочем, наиболее распространенной референтной группой для взрослых является работа, а также коллеги, которые во многом и определяют поведение конкретного человека. Однако главной особенностью взрослого является умение совмещать интересы общего и собственные идеи и мысли.

Классификации референтных групп

Социологи выделяют различные способы классификации референтных групп в зависимости от степени их воздействия и важности для каждого человека, уровню формальности имеющихся в них отношений, а также в зависимости от силы желания человека отождествлять себя с конкретной группой.

Если рассматривать классификацию с точки зрения степени важности, то можно выделить два вида референтных групп:

  • Первичные. Небольшие группы, где люди тесно связаны между собой, а также находятся в тесном постоянном взаимодействии. Примером является семья и ближайшие друзья.
  • Вторичные. Подобные группы характеризуются периодичностью взаимодействия, когда люди сталкиваются только при определенных обстоятельствах.

Если рассматривать классификацию с точки зрения формата отношений, то здесь можно выделить следующие группы:

  • Формальные.
    Характеризуются строго задокументированной структурой взаимоотношений. К подобной категории относятся,например, военнослужащие или политические партии. При этом поведение в рамках формальных групп в значительной степени воздействует на продвижение по карьерной лестнице.
  • Неформальные. Данные группы характеризуются отсутствием четкой структуры, а принципы взаимодействия определяются наличием некоторых общих интересов, к примеру, сюда могут относиться товарищи по любительской футбольной команде или другим клубам по интересам.

Стоит отметить, что классификация может быть создана в зависимости от уровня желания человека отождествлять себя с ними:

  • Положительные. Группы, которые формируют у человека желание равняться на них, а также подражать их правилам и стилю. Также способствует адаптации к имеющимся ценностям группы. Примером могут служить различные Instagram-инфлюенсеры.
  • Негативные. Категория групп, которая вызывает отторжение у человека, а также стойкое желание держаться от них подальше. Человек воспринимает представителей данной группы как неуспешных, с более низким рангом, а также полным отсутствием социальных привилегий. К негативным группам также могут относиться различные криминальные элементы, безработные люди, а в некоторых случаях и представители правоохранительных органов. Принадлежность к данной категории определяется внутренним ценностным миром человека, то есть то, что он определяет для себя как «хорошо» или «плохо».

Значение референтной группы

Референтные группы могут оказывать серьезное влияние на человека, которое тоже можно условно разделить на три группы:

  • Нормативное;
  • Ценностно-ориентированное;
  • Информационное.

Нормативное влияние

определяется в качестве  подчинения определенным нормам, что требует абсолютного согласия с ними. Необходимость подчинения существенно увеличивается при возникновении обстоятельств с формирующимися сильными факторами давления из-за норм. Результатом подобного поведения является непосредственное восприятие человеком результатов данной деятельности.

Последние исследование показывают, что одной мотивации недостаточно для стимуляции поведения. Следовательно, нормативное влияние будет важным только в том случае, когда оно также распространяется на близких людей индивида.

Одним из факторов, который способствует уменьшению нормативного влияния является урбанизация, которая приводит к становлению и развитию индивидуализма и социальной изолированности.

Ценностно-ориентированное влияние формируется в момент, когда референтные группы выступают в качестве носителей определенных ценностей. Основным признаком идентификации индивида с группой является принятие ее норм, правил и ценностей.

Информационное влияние референтной группы в большинстве случаев проявляется только в рекламном маркетинге. Потребители часто воспринимают мнение других, авторитетных для них лиц, поскольку испытывают к ним доверие и уважение. В большинстве случаев подобное поведение проявляется, когда человек не имеет возможности самостоятельно подробно ознакомиться с продукцией.

Референтные группы оказывают серьезное воздействие на людей всех возрастов, в основном подростков. Данный фактор является крайне важным в вопросах управления социализацией подростков.

Заключение

Каждый человек самостоятельно определяет для себя необходимость становиться частью референтной группы или обычным наблюдателем, опирающимся на ее нормы и ценности. В большинстве случаев для того чтобы стать участником, требуется научиться самостоятельно вырабатывать видение окружающего мира. В некоторых случаях без постоянного развития референтная группа может терять актуальность, а ее ценности перестают представлять какой-либо интерес для общества. В связи с этим мы наблюдаем постоянное изменение господствующих референтных групп, что проявляется в веяниях моды и других тенденциях.

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА определение | Кембриджский словарь английского языка

Увеличение на одну единицу

ссылки группы принятия повышает вероятность до 0,488.

Из Кембриджского корпуса английского языка